Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Правило второе: прибегать к защите Аллаха



 

Выше уже был раскрыт смысл исти‘азы и приводился хадис, переданный со слов ‘Усмана ибн Абу аль-‘Аса, в котором рассказывается, как он посетовал Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) на то, что сатана встал между ним, его молитвой и чтением (Корана) и что он путает его. На что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ему сказал, что это дьявол, имя которому Ханзаб, и повелел ему попросить защиты у Аллаха и трижды поплевать влево. ‘Усман так и поступил, и дьявол его оставил.

Взгляни, дорогой брат: этот дьявол, называемый Ханзаб, не ограничился одним лишь наущением в сердце, но также и пытался сковать язык человека и препятствовать его чтению. От подобного воздействия сатаны можно избавиться только посредством искреннего прибегания к защите Всевышнего Аллаха, Его могуществу и силе, а также проявляя презрительное отношение к этому дьяволу тремя плевками. Поступать таким образом следует не только во время молитвы.

В корне конфликтов, возникающих между людьми, также лежит наущение сатаны. Сообщается, что Сулейман ибн Сурад (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Однажды, когда мы сидели у Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) двое мужчин стали поносить друг друга, при этом лицо одного из них налилось кровью от гнева. Увидев это, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Есть слова, произнеся которые он мог бы избавиться от своей злобы, – ‹ищу убежища у Аллаха от проклятого сатаны›”»1.

Дорогой брат! Это не просто слова, которые произносит язык, – они должны исходить из сердца, одолеваемого наущениями, которое при этом убеждено, что единственное его спасительное прибежище – Аллах. Ибо только Он, Пречистый, способен защитить его от сатаны. Ибн аль-Кайим (да смилуется над ним Аллах) привел этому удивительный пример. «Если ты отправишься в путь и твою дорогу преградит пастушья собака, то наилучшим способом избавиться от ее зла станет обращение к ее хозяину. Для того чтобы собака оставила тебя, достаточно будет одного лишь жеста со стороны пастуха. Таким образом ты избежишь ее зла и вреда».

Исти‘аза – это не волшебный жезл, по мановению которого чудесным образом происходит действие, а трудоемкий в психологическом отношении акт, который должно пережить сердце, страдающее от наущений Иблиса, единственным убежищем для которого является Аллах. При этом в сердце должна присутствовать уверенность и убежденность в том, что оно действительно получит помощь от Аллаха и что Всесильный и Могущественный Аллах избавит его от козней слабого, ничтожного и презренного сатаны. Благодаря этому в глазах человека значимость дьявола уменьшится, а его козни ослабнут. Если человек усвоит, что сатана стремится причинить ему ущерб, что он силен, а человек перед ним слаб, то обретет силу отстранить его козни и дьявол не сможет принудить человека к тому, чего желает. Если человек будет знать о враждебности дьявола и слабости его ухищрений, то ему легко будет противостоять ему. Он будет смотреть на него с презрением и с позиции силы. Сатана же предстанет перед ним немощным, а его ухищрения с целью подтолкнуть человека к тому, чего он желает, слабыми.

Будь тверд в противостоянии ему. Ведь каждый боец, который с презрением относится к своему противнику, старается скрыть свою способность одолеть его и то, что он не испытывает перед ним страха. О битве он не говорит своему врагу непосредственно, а оставляет поединок тому, от кого рассчитывает получить пользу и кто прислушается к его словам. Следуя этому, ты избавишься от козней и наущений сатаны1.

 

Правило третье: приложение усердия

Всевышний сказал: «А тех, которые сражаются ради Нас, Мы непременно поведем Нашими путями. Воистину, Аллах – с творящими добро! »2

Четкие формулы – слагаемое тождественно вычитаемому. Невозможно прийти к истинному пути и обрести свет без приложения усилий. Желать близости Милостивого можно только при наличии благочестия, что и есть близость к Всевышнему, как сообщил об этом Господин тварей – Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует): «Благочестие – это когда ты станешь поклоняться Аллаху так, будто ты видишь Его. Но даже если ты и не видишь Его, Он видит тебя».

Рассматриваемый нами аят расположен в конце суры «Паук», которая начинается со слов Всевышнего «Алиф. Лям. Мим. Неужели люди полагают, что их оставят и не подвергнут искушению только за то, что они скажут: “Мы уверовали”? Мы уже подвергли искушению тех, кто был до них. Аллах непременно узнает тех, которые говорят правду, и непременно узнает лжецов»1. Тот, кто станет проявлять усердие, делать это будет прежде всего ради собственного же блага, ибо Аллах не нуждается ни в одном из Своих творений. Человек пришел в этот мир с тем, чтобы пройти испытание и проверку: «Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше»2; «Воистину, все, что есть на земле, Мы сделали украшением для нее, чтобы испытать людей и выявить, чьи деяния окажутся лучше»3.

Основными элементами испытания являются душа, сатана, мирская жизнь, страсть. Эти элементы лежат в основе всех бед: «Мы испытываем вас добром и злом ради искушения, и к Нам вы будете возвращены»4. То есть посредством бедности, богатства, жизненного срока, болезней, несчастья, благоденствия. « Мы сделали одних из вас искушением для других: проявите ли вы терпение? Твой Господь – Видящий»5. Так, верующие испытываются посредством неверных и лицемеров и наоборот. Жизнь ближайшая – это место испытания, которое неизбежно пройдет каждый на пути к миру, где человек получит соответствующее воздаяние: «Одна часть людей окажется в Раю, а другая часть окажется в Пламени».

«В тот день, когда наступит Час, [творения] разделятся. Те, которые уверовали и совершали праведные деяния, будут радоваться в Райском саду. А те, которые не уверовали и сочли ложью Наши знамения и встречу в Последней жизни, будут испытывать мучения».

Итак, человек должен проявлять усердие и терпение, поскольку у смуты есть множество дверей, через каждую из которых душа подвергается искушениям и на нее обрушивается лавина наваждений.

Испытания – да сохранит нас от них Аллах – имеют следующее деление.

Смута может предстать в виде обиды, которой верующий человек подвергнется со стороны людей заблудших, не имея того, на чью поддержку и защиту он мог бы рассчитывать. Сам он также не способен вызволить себя из сложившейся ситуации и не обладает достаточной силой, чтобы противостоять этому произволу. Именно такой видится смута в представлении большинства. Но это не самый тяжелый вид смуты. Помимо него, есть множество других видов смуты, которые могут оказаться гораздо печальнее и тягостнее. Смутой может быть опасение за людей дорогих и близких, которым угрожает недоброе. Смутой может быть то, что презревшим истину людям раскрываются мирские блага, они достигают успеха и известности, ими восхищается публика, им рукоплещут массы, на их пути нет преград, их поступки ставят им в заслугу, их существование ничто не омрачает. Смутой может быть то, что человек оказывается брошенным и забытым, никто о нем не беспокоится и не задумывается о том, в какой мере на его стороне правда, за исключением небольшого числа подобных ему людей, лишенных возможности влиять на ход реальных событий. Смутой может быть и то, что человек проживает в чуждой для него немусульманской среде и при этом придерживается Ислама, когда все его окружение пребывает в заблуждении, а он одинок и отвержен. Есть и другой вид смуты, который мы ясно наблюдаем в наше время, когда погрязшие в пороке нации и государства имеют высокую социальную и цивилизационную организацию общества. Каждый член этих обществ получает заботу и внимание, соответствующие человеческому достоинству. И несмотря на то, что эти государства идут наперекор велениям Аллаха, они благоденствуют и могущественны.

Величайшая смута. Но есть и «величайшая смута», которая больше всего этого и тяжелее: смута души и страсти, земного притяжения и плотских желаний, стремления к наслаждениям и власти (либо к тишине и покою); смута в виде трудности постоянного следования по пути веры и возвышенного на нем пребывания. Этому сопутствуют преграды и препоны, кроющиеся в глубине души, мирская суета, среда проживания, мировоззрение современников. Но те, которые проявляли усердие ради Аллаха, чтобы прийти к Нему и приблизиться, которым на их пути к Нему пришлось многое преодолеть, и при этом они не отступили и не отчаялись, которые вытерпели смуту со стороны собственной души и смуту со стороны людей, которые перенесли тяготы и продолжили движение по этой изнурительной и неизвестной дороге, – таких Аллах не предоставит самим себе, не даст пропасть их вере и не забудет их усердие. Он увидит их со Своей высоты и даст им все, чего они желают; увидит их усердие ради Него и направит их по прямому пути; увидит их стремление прийти к Нему и поведет их за руки; увидит их терпение и добродетель и воздаст им наилучшим воздаянием1. «А тех, которые сражаются ради Нас, Мы непременно поведем Нашими путями. Воистину, Аллах – с творящими добро! »

Эти смуты, имеющие различное происхождение и проявления, использует сатана – и осуществляет свой промысел «скрывающегося Искусителя», который «наущает в груди людей». Таким образом смута становится завершенной, а испытание полным посредством проклятого сатаны, который течет в теле человека вместе с его кровью.

Но известно ли сатане то, о чем говорит человеку его душа? На вопрос «Знает ли дьявол то, о чем душа говорит человеку, ведь он препятствует ей думать о благом? » аль-Мухасиби (да смилуется над ним Аллах) дал следующий ответ: «Сатана сопровождает человека издревле, и он прекрасно осведомлен о переживаемых им состояниях. Посредством него человек подвергается испытанию. Когда раб намеревается совершить какое-либо благо, дьявол пытается помешать ему в этом. При этом он не знает, о чем человеку говорит его душа. Но он знает о том, добро совершает человек или зло, не зная при этом о конкретном действии. И когда человек приступает к совершению добра, он предстает перед ним, желая отвратить от него. Когда же человек начинает совершать зло, он приукрашивает его. Ведь вследствие совершения добра лицо человека озаряется светом – и становится мрачным вследствие совершения зла. Так же и люди. Давнему другу известно, когда его товарищ обеспокоен, а когда радуется. При этом он может и знать, что именно вызвало его радость или печаль. Так, когда он видит его озабоченным, то говорит ему: “Почему ты грустен? ” – а когда видит его радостным, спрашивает: “Почему ты весел? ”»

Сообщается, что Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Благодеянию сопутствует сияние на лице, свет в сердце, сила в теле, широта в уделе и любовь в сердцах людей. Злодеянию сопутствует мрак на лице, чернь в сердце, слабость в теле, узость в уделе и ненависть в сердцах людей».

Сатана отвращает человека от совершения добра и приукрашивает совершение зла, пользуясь своим знанием о нем. Но все о человеке дьяволу не известно. Всевышний сказал: «Он знает о предательском взгляде и том, что скрывают груди». О тайном знании Аллаха узнавали лишь посланники, которым Он сообщал об этом: «Он – Ведающий сокровенное, и Он не открывает Своего сокровенного никому, кроме тех, кому Он соблаговолил как посланникам…» Но сатана не является посланником Аллаха.

Одним из наиболее эффективных средств, помогающих человеку противостоять сатане, является совершение должным образом обязательных религиозных предписаний и дополнение их деяниями поощряемыми. В хадисе кудси говорится: «Из того, посредством чего Мой раб приближается ко Мне, самым любимым для Меня является то, что Я вменил ему в обязанность. Мой раб будет приближаться ко Мне, совершая дополнительные деяния до тех пор, пока Я не возлюблю его. Когда же Я возлюблю его, то стану его слухом, посредством которого он слышит; его глазами, посредством которых он видит; его рукой, посредством которой он держит; его ногой, посредством которой он шагает. Если он спросит у Меня, Я непременно ему отвечу; если он прибегнет ко Мне, Я непременно его укрою». Да сохранит нас Аллах от смут явных и скрытых!

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь