Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного



 

Басмала упоминается в начале каждой из сур Корана. Однако между учеными существуют разногласия относительного того, является ли она одним из аятов суры «Открывающая Книгу» или же служит для разделения между сурами Корана. Басмалу предписывается произносить непосредственно после исти‘азы. И если исти‘аза произноситься с тем, чтобы отстранить всякого рода зло и вред, то басмала – чтобы приобрести всякого рода добро и пользу. Произнося басмалу, молящийся представляет себе, что он начинает свое чтение в молитве с упоминания каждого из имен Всевышнего Аллаха, поскольку слово «имя» в данной фразе употреблено в единственном числе в качестве первого члена изафетной конструкции и включает все прекрасные имена Всевышнего. Слово «Аллах» означает «Тот, Кому поклоняются; единственный, заслуживающий поклонения» вследствие присущих Ему божественных качеств, указывающих на совершенство. «Милостивый», «Милосердный» – два из имен Всевышнего, указывающие на то, что Аллах обладает широкой и великой милостью, охватившей всякую вещь. Милости Аллаха удостоятся люди богобоязненные, которые следуют за Его пророками и посланниками. Они получат абсолютную милость Аллаха, остальным же, в отличие от первых, достанется лишь часть из милости Всевышнего. Познание прекрасных имен Аллаха и Его высоких атрибутов является теми великими вратами, после открытия которых перед рабом распахнутся все остальные двери счастья. Это и есть «величайшее понимание», на которое указал имам Абу Ханифа ан-Ну‘ман (да смилуется над ним Аллах) в своем одноименном труде, посвященном исламскому вероучению. Имам Ибн аль-Кайим (да смилуется над ним Аллах), разъяснив значение имен Аллаха, упоминающихся в суре «Открывающая Книгу» (Аллах, Господь, Милостивый, Милосердный, Властелин), отметил, что они являются основой всех остальных прекрасных имен Аллаха. Для более подробной информации об эпитетах Всевышнего следует обратиться к его книге «Мадаридж ас-саликин».

 

Хвала Аллаху, Господу миров

Когда молящийся произносит: «Хвала Аллаху, Господу миров», он некоторое время стоит в ожидании ответа от своего Господа: «Мой раб Меня восхвалил». Когда он произносит: «Милостивому, Милосердному», ожидает ответа: «Мой раб Меня прославил». Когда произносит: «Властелину Дня воздаяния», ожидает ответа: «Мой раб Меня возвеличил». Какое же доставляют наслаждение сердцу человека, усладу его очам, радость его душе слова «Мой раб», которые Всевышний произносит трижды. Клянусь Аллахом, если бы сердца не покрывал дым страстей и облако низменных позывов души, то они непременно взмыли бы от радости и счастья, вызванных тем, что их Господь, Творец, Тот, Кому они поклоняются, говорит: «Мой раб Меня восхвалил, Мой раб Меня прославил, Мой раб Меня возвеличил». Затем настает очередь сердца лицезреть эти три имени Всевышнего (Аллах, Господь, Милостивый), которые являются основой всех прекрасных имен Аллаха. Упоминая имя Всеблагого и Всевышнего Аллаха, сердце зрит перед собой Бога, Которому поклоняются, Который существует и Который является единственным, заслуживающим поклонения, перед Которым сникли все лица, смирились все твари и притихли все голоса1.

Определенный артикль в слове аль-хамд («хвала») указывает на то, что это слово включает все виды хвалы. В данном аяте суры «Открывающая Книгу» Всевышний восхваляет Сам Себя, и в этом содержится повеление Его рабам возносить Ему хвалу. Хвала в данном случае не привязана к какому-либо времени или месту – о ней говорится отвлеченно. Как отмечает автор толкования «Адва’ аль-байан» Мухаммад-Амин аш-Шынкыты (да смилуется над ним Аллах), «здесь Всевышний не упомянул для хвалы ни обстоятельство места, ни обстоятельство времени, тогда как в суре “Римляне” упомянул, что к местам осуществления хвалы относятся небеса и земля: “Ему хвала на небесах и на земле. Славьте Его после полудня и в полдень”2. О времени говорится в завершении того же аята: “Славьте Его после полудня и в полдень”3. В суре “Рассказы” также говорится: “Он – Аллах, кроме Которого нет иного божества. Ему хвала в первой жизни и в Последней жизни” ». Чтобы показать рабам, через упоминание Своего имени «Господь миров» Сущего, Который существует Сам и благодаря Которому существует все, что есть в бытии. Он поддерживает в каждой душе как добро, так и зло, вознесся на Своем Троне и единолично управляет Своим царством. Распоряжение всем сущим полностью принадлежит Ему, и к Нему возвращается конец всех дел. От Него ангелам низводятся указы о всех распоряжениях, связанных с дарованием, запретом, унижением, возвышением, оживлением, умерщвлением, покаянием, отстранением, сжиманием, расширением, избавлением от несчастий, помощи бедствующим, ответом нуждающимся: «Его просят те, кто на небесах и на земле. Каждый день Он занят делом».

Никто не способен воспрепятствовать тому, чем Он решит наделить, равно как и никто не сможет наделить тем, что Он запретит. Никто не может изменить Его решение, упразднить Его повеление, изменить Его слова. К нему поднимаются ангелы и Святой Дух (Джибра’иль). В начале и в конце каждого дня Ему представляются деяния рабов. Он устанавливает срок, после чего наделяет тем, что определил, согласно этому сроку и распоряжается всем этим.

«Господь» – значит «Проявляющий заботу» о всех мирах. Под словом «миры» (‘алямин) подразумевается все, кроме Пречистого и Всевышнего Аллаха. Данное слово образовано от слова ‘аляма («знак»), поскольку существование мира является неоспоримым доказательством существования Творца, Которому присущи атрибуты красоты и величия. Господь – Тот, Кто оказывает тем, на кого направлена забота, два вида благодеяний – сотворение и поддержку существования, то есть сотворение из ничего и дальнейшее снабжение всеми видами благ. Забота Всевышнего о Своих творениях бывает двух видов – общая и частная. Общая забота заключается в создании тварей, наделении их средствами к существованию, научении их тому, в чем содержится для них благо, способствующее их пребыванию в мирской жизни. Частная забота заключена в воспитании Его приближенных рабов. Всевышний воспитывает их на вере, приводит к ней, делает ее совершенной, устраняет для них препятствия и преграды, стоящие между ними и Им. Сущность этой заботы заключается в научении всему благому и защите от всякого зла. Вероятно, в этом и кроется объяснение того факта, что большая часть обращений пророков к Аллаху содержала слово «Господь», ибо все их просьбы происходили от особой заботы Всевышнего1.

Здесь также следует обратить внимание на наличие разницы между хвалой, славой и благодарностью. Слава (аль-мадх) может быть связана как с живым, так и с неживым. Например, соответствующий отзыв может быть высказан относительно автомобиля. В отличие от нее хвала (аль-хамд) применяется только в отношении живого. Из этого следует, что аль-мадх более обширно, нежели аль-хамд. Также слова прославления (аль-мадх) могут высказываться как до совершения благодеяния, так и после него, тогда как хвала (аль-хамд) высказывается лишь после оказания оного. В некоторых случаях аль-мадх может быть связан с порицаемым и, следовательно, быть недозволенным, тогда как аль-хамд является требуемым. Различие между хвалой (аль-хамд) и благодарностью (аш-шукр) заключается в том, что аль-хамд включает как тот случай, когда благодеяние коснулось того, кто возносит хвалу, как и тот, когда благодеяние было совершено в отношении другого. В отличие от хвалы благодарность объявляет исключительно тот, на кого было направлено благодеяние2.

 

Милостивому, Милосердному

 

Если раб внимательно присмотрится к царству своего Господа, мысленно обойдет его и сконцентрирует на нем свое сознание, обратит свой взор на мир суши и воды, сердцем и духом своим взмоет в небесную высь и к тем звездам, планетам, солнцу и луне, что сотворил Аллах, затем поразмышляет над так называемыми «астрономическими цифрами», касающимися великого числа галактик и разделяющих их огромных расстояний, – тогда его проберет страх и частично обуяет ужас. Чем является ничтожный человек на фоне великого множества этих гигантских творений?

Когда раб произносит: «Хвала Аллаху, Господу миров», он мысленно обходит эти удивительные миры. После прочтения « Милостивому, Милосердному» его покидает боязнь, страх и печаль. Ибо Великий и Всевышний Аллах – Тот, Кто сотворил это мироздание и имеющиеся в нем творения. Ему присущи такие качества, как милость и милосердие. От этого человек успокаивается, его покидает одиночество, и он находит утешение в окружающих его творениях, которые прославляют Аллаха хвалой: «Нет ничего, что не прославляло бы Его хвалой, но вы не понимаете их славословия»1; «О горы и птицы! Славьте вместе с ним! »2; «Мы подчинили горы, и они славословили вместе с ним после полудня и утром»3. И солнце, и луна, и звезды, и растения, и животные – все прославляют Аллаха и преклоняются перед Ним, сотворившим их всех. Всемогущий и Великий Аллах обладает всеохватной милостью. От этой всеобъемлющей милости происходят два великих имени из Его прекрасных имен – Милостивый и Милосердный. Он не такой, каким Его представляют лживые легенды и извращенные книги, согласно которым Он будто бы – Пречист Он и возвышен над тем, что они говорят, – властвует над человеком, угнетает его и разрывает.

Автор толкования «Фи зилал аль-Кур’ан» Сайид Кутб (да смилуется над ним Аллах) в этой связи говорит следующее: «Милостивый, Милосердный” – это качество, которое содержит все смыслы милости, все ее состояния и области. Она повторно упоминается в суре “Открывающая Книгу” в качестве отдельного аята, чтобы выделить видную особенность во всеохватном господстве Всевышнего и укрепить опоры непрерывной связи между Господом и Его подопечными, между Творцом и творениями. Это связь милости и заботы, побуждающая к восхвалению и прославлению. Это связь, основывающаяся на покое и пульсирующая любовью. Хвала – это естественный ответ на щедрую милость.

Господь Бог в учении Ислама не преследует Своих рабов, будто они являются Его противниками и врагами, как это делают боги Олимпа, когда приходят в ярость и гнев, как повествуют об этом древнегреческие мифы. Также Он не строит против людей козни мщения, как об этом говорится в вымышленных повествованиях Ветхого Завета, например в библейской легенде о Вавилонской башне (Книга Бытия, глава 11): “На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с Востока, они нашли на земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес; и сделаем себе имя прежде, нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот, что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать. Сойдем же, и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город. Посему дано ему имя: Вавилон; ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле”»1.

Хвала Аллаху, множественная и благословенная, за дар Ислама и Корана и возможность представать перед Милостивым в молитве, в которой раб повторяет в каждом совершаемом им рак‘ате слова «Милостивый, Милосердный». Произнося «Милостивый, Милосердный», раб видит Господа, Который оказывает Своим творениям, наделяя их различными дарами, всевозможные виды благодеяний, вызывающих у них любовь. Он охватил всякую вещь Своей милостью и знанием; Он охватил каждую тварь даром и щедростью. Его милость охватила всякую вещь; Его дары охватили всякую вещь. Его милость распространяется настолько, насколько распространяется Его знание. Он вознесся на Своем Троне по Своей милости, создал творения по Своей милости, ниспослал Свои Писания по Своей милости, отправил Своих посланников по Своей милости, предписал Свои установления по Своей милости, создал Рай по Своей милости, как и создал Ад по Своей милости. Геенна является кнутом, посредством которого Всевышний гонит Своих верующих рабов в Рай. Также Огнем Он очистит исповедовавших единобожие рабов Его от скверны грехов. Ад – Его темница, в которой будут заточены недруги из Его тварей. Поразмышляй, сколько в Его повелениях и запретах, завещаниях и поучениях содержится предельной милости и обильного дара, сколько в них милосердия и благодеяния.

Мухаммад-Амин аш-Шынкыты в своем толковании «Адва’ аль-байан», объясняя слова Всевышнего «Милостивому, Милосердному», сказал: «Это два качества Всевышнего Аллаха и два из Его прекрасных имен. Они образованы от слова “милость” (ар-рахма) и указывают на усиленное качество. Слово “Милостивый” (ар-Рахман) указывает на большую интенсивность признака, чем “Милосердный” (ар-Рахим). Ибо Милостивый – обладатель милости, охватывающей все творения в мирской жизни и верующих в жизни Последней. Тогда как Милосердный – обладатель милости в отношении верующих в Судный день». Как сказал Всевышний: «К вам явился Посланник из вашей среды. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он старается для вас. Он добр и милосерден к верующим».

Примечательно и то, что, когда Всевышний Аллах упомянул о вознесении на Трон, единственное имя, которое Он при этом употребил в отношении Себя, было Милостивый: «Милостивый вознесся на Трон»; «…а потом вознесся на Трон». В этой связи Аллах не употребил имя Могущественный, Оберегающий, Могучий, но – «Милостивый вознесся на Трон». Как следует из коранического описания, Трон является самым величественным из творений Всевышнего. В сравнении с ним Подставка для ног Всевышнего подобна кольцу, брошенному в пустыне. И Аллах вознесся на этот Трон в качестве Милостивого. Ибо Трон окружает все творения, как и милость Всевышнего объемлет их все: «…а Моя милость объемлет всякую вещь». Таким образом, Аллах вознесся на самое величественное из творений, характеризуясь самым величественным из качеств. Именно поэтому Его милость охватывает всякую вещь и опережает Его гнев.

 

Властелину Дня воздаяния

Это картина возвеличивания Достохвального и Великого Аллаха. Когда раб произнесет: «Властелину Дня воздаяния», Аллах скажет: «Мой раб Меня возвеличил». Лишь один Аллах достоин истинного возвеличивания.

Аллах является обладателем славы и величия. Все цари мира подвержены смерти, и хохол ни одного из них не вырвется из Его хватки. Величие земных царей ограничено коротким сроком их пребывания на земле и находится в зависимости от того, насколько их облагодетельствует Знающий, Ведающий. В конце концов их всех ожидает одно: «Все на ней (земле) смертны. Вечен лишь Лик Господа твоего, обладающий величием и великодушием». Тогда-то будет удалена шелуха и проявится истина: «Кому же принадлежит власть сегодня? Аллаху, Единственному, Всемогущему». В Тот День цари будут лишены не только своих царств, но также и одеяний. В этом и заключается смысл Дня воздаяния, о котором говорится в словах Всевышнего: «Откуда тебе знать, что такое День воздаяния? Да, откуда ты мог знать, что такое День воздаяния? В Тот День ни одна душа не сможет ничем помочь другой, и власть в Тот День будет принадлежать Аллаху». День воздяния – это День суда и вынесения приговора людям: «…дабы Он воздал злодеям за то, что они совершили, и воздал творившим добро Наилучшим (Раем)»; «Неужели Мы приравняем тех, кто уверовал и совершал праведные деяния, к тем, кто распространял нечестие на земле? Или же Мы приравняем богобоязненных к грешникам? »; « Воистину, Этот Час непременно настанет, Я едва ли не скрываю Час от Самого Себя, но он непременно настанет, но Мне угодно скрыть [время наступления] его, чтобы воздать каждой душе по заслугам » .

Вера в Судный день является одним из основополагающих принципов исламского вероубеждения. Ей отведена важная роль в деле связи помыслов людей и их сердец с жизнью загробной. Вера в Судный день сохраняет людей от господства над ними насущых потребностей земного пребывания, благодаря чему они оказываются способны возвыситься над этими потребностями. Также вера в Судный день сохраняет людей от тревоги относительно получения воздаяния за их усердие в течение короткого пребывания в ограниченном земном пространстве. Благодаря этому они становятся способны трудиться ради лика Аллаха и надеяться на воздаяние там, где его уготовил Аллах: либо на земле, либо в жизни Последней, будучи спокойными благодаря вере в Аллаха, уверенными в добре, непреклонными в правом деле, пребывая в раздолье, великодушии и убежденности.

Произнося «Властелину Дня воздаяния», рабу надлежит представлять себе имя Аллаха «Властелин», подразумевающее Того, Кто наделен таким атрибутом, как власть. Одним из проявлений этого качества является то, что Он повелевает и запрещает, вознаграждает и карает, распоряжается в Своих владениях всеми видами распоряжения. В этом аяте Всевышний связал власть с Днем воздаяния (с Судным днем), когда люди будут осуждены в зависимости от совершенных ими благих и скверных деяний, в связи с тем, что в Тот День людям станет очевидно ясна абсолютность власти, справедливости и мудрости Аллаха и прекращение власти творений. В Тот День станут равны цари и подданные, свободные и невольники. Все они будут смиренны перед могуществом Всевышнего, будут ожидать Его воздаяния, надеяться на Его награду и бояться Его наказания: «В День воскресения Мы установим справедливые Весы, и ни с кем не поступят несправедливо. Если найдется нечто весом с горчичное зернышко, Мы принесем его. Довольно того, что Мы ведем счет! »1

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь