Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Польза, извлеченная из аята об омовении



Исполнение того, о чем говорится в этом аяте, является непременным признаком веры, без которого та не будет полноценной, ибо Аллах сказал в обращении: «О те, которые уверовали». Аят повелевает совершать молитву и иметь соответствующее намерение ( «когда вы встаете на молитву» – с целью и намерением ее совершения). Одним из условий действительности молитвы является чистота, поскольку перед ее совершением Аллах повелел очищаться, а повеление в основе указывает на обязательность. Совершать ритуальное очищение не обязательно до наступления времени совершения молитвы – она требуется перед совершением молитвы непосредственно. При совершении омовения необходимо омывать лицо, границы которого от места роста волос на лобной части головы до нижней части подбородка – по длине, от края одного уха до другого – по ширине. В качестве Сунны в омовение лица может быть включено полоскание рта и очищение носа. Руки необходимо омывать до локтей включительно, поскольку предлог إ ِ ل َ ى в данном случае означает «вместе», как в словах Всевышнего: «Не пожирайте их имущества вместе со своим имуществом». Голову (всю ее поверхность, поскольку предлог ا ل ْ ب َ ا ء ُ здесь употреблен не в значении «часть») надлежит обтирать. Ноги следует омывать до щиколоток, то есть вместе с щиколотками. Кроме того, в этом аяте содержится опровержение рафидитов, исходящее из чтения большинством слова أ َ ر ْ ج ُ ل َ ك ُ م ْ («ноги») через фатху, и указание на недозволенность их обтирания, если они обнажены. Также здесь есть указание на возможность обтирания ног в случае, если на них надеты ичиги (принимая во внимание чтение через кясру –أ َ ر ْ ج ُ ل ِ ك ُ م ْ ). Таким образом, каждый из вариантов чтения будет указывать на отдельный смысл. Еще одно повеление – соблюдать порядок при омовении, поскольку Всевышний Аллах перечислил эти органы по порядку, свидетельством чему является упоминание головы, которую следует обтирать, между органами, которые следует омывать. Соблюдение очередности касается только упомянутых четырех органов – соблюдать очередность при полоскании рта, очищении носа и омовении лица, при омовении обеих рук, так же как и ног, не обязательно. Однако поощряется перед началом омовения лица полоскать рот и очищать нос, омовение рук и ног начинать с правой стороны, протирать сначала голову, а затем уши. Аят содержит повеление совершать полное омовение при большом осквернении (аль-джанаба), которое включает в себя и малое. Тому, кому следует совершить малое и большое омовение после большого (хадас акбар) и малого осквернений (хадас асгар), достаточно выразить намерение и просто омыть все тело. Ибо Аллах упомянул только об очищении и не упомянул о необходимости совершения малого омовения. Аллах оказал милость Своим рабам, предписав им очищение песком. Причинами, позволяющими совершать таяммум, могут являться наличие болезни, которая может усугубиться в случае использования воды, пребывание в пути, отправление малой либо большой нужды и отсутствие при этом воды. В случае болезни дозволяется прибегать к очищению песком даже при наличии воды, поскольку вода может причинить ущерб. При других обстоятельствах очищение песком разрешается только в случае отсутствия воды, даже дома. Подробнее о выводах, предполагаемых содержанием этого аята, можно узнать из вышеназванного толкования шейха ‘Абдрахмана ибн Насыра ас-Са‘ди (с. 223).

Говоря об очищении, следует упомянуть о необходимости – наряду с очищением органов – чистоты сердца и души. Указание на этот аспект содержится в следующем изречении Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Того, кто совершит омовение и сделает это хорошо, покинут грехи даже из-под ногтей». Данный хадис приводился выше в разделе об омовении, там же молитва об очищении грехов сравнивалась с рекой, очищающей тело, в которой раб омывается пять раз в течение дня.

По этому поводу Ибн аль-Кудама (да смилуется над ним Аллах) в своей книге «Мухтасар Минхадж аль-касидин» («Сокращенное изложение “Метода устремленных”») говорит следующее: «Очищение имеет четыре степени: очищение тела от осквернения, нечистоты и отходов организма, очищение органов от грехов, очищение сердца от порочных нравов и ненавистных мерзостей. Четвертое – очищение тайного (мыслей души) от всего, кроме Аллаха. В последнем заключена наивысшая цель. Тот, чье сердце будет озарено знанием, приложит усердие в стремлении достичь этой цели, а тот, чье сердце будет слепо, из всех степеней очищения будет знать только о первой. Такой человек большую часть своего драгоценного времени будет тратить на чрезмерное усердие в очищении промежности и мытье одежды, полагая – вследствие наущений и недостаточного знания, – что необходимая чистота заключается именно в этом. При этом он не будет знать о движении продвинувшихся людей, которые большую часть времени заняты очищением сердца и в меньшей степени очищением внешнего облика. Сообщается, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) совершил омовение (малое) из кувшина христианской женщины. Наши предшественники редко омывали свои руки от животного жира, молились на земле, ходили босыми и при очищении заднего прохода ограничивались камешками.

Настало время, и появились люди, которые чистотой стали считать глупость. Большая часть их времени уходит на приведение в порядок внешней стороны, тогда как их внутренность гнила, наполнена мерзостями в виде гордыни, самовосторжения, невежества, притворства и лицемерия. Взгляни, как скромность в одежде – истинное проявление веры – они сочли знаком нечистоплотности, а собственную глупость – чистотой, как сочли порицаемое одобряемым и наоборот. Однако, если человек таким образом будет стремиться к очищению и не будет расточительно тратить воду, как и не будет считать, что набожность связана с большим количеством использованной воды, то это станет не порицаемым, а напротив – делом благим»1.

Очищение органов от грехов, сердца – от порочных нравов и ненавистных мерзостей – вот в чем заключается чистота, средство и цель верующего. Очищение является средством достижения смиренности в молитве, совершения ее истинным образом, когда молитва становится усладой очей. Это также и цель верующего, который стремится покинуть этот мир, будучи очищенным от грехов и ослушаний подобно новорожденному, чтобы тем самым заслужить вхождение в Рай и стать одним из тех, «которых ангелы упокоевают праведниками. Они говорят: “Мир вам! Войдите в Рай благодаря тому, что вы совершали” »2.

Отсюда в соответствии с Сунной рекомендуется испрашивать прощения у Аллаха в самой молитве, перед ней и после ее совершения. По поводу испрашивания прощения перед молитвой (после совершения омовения) у ат-Тирмизи приводится следующий хадис: «О Аллах, сделай так, чтобы я был в числе кающихся, и сделай так, чтобы я был в числе очищающихся. Пречист Ты и достохвален. Свидетельствую, что нет бога, кроме Тебя, прошу у Тебя прощения и к Тебе обращаюсь»3. В первой части настоящей книги упоминался хадис, переданный со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) и приводимый у Муслима, в котором говорится, что совершение омовения должным образом, несмотря на тяготу, и множество шагов в мечеть – то, за что Аллах стирает грехи человека. Что касается испрашивания прощения в начале молитвы, то это, в соответствии с Сунной, следует делать непосредственно после такбира, произнося одно из так называемых «предваряющих молитвословий»: «О Аллах, отдали меня от моих прегрешений подобно тому, как Ты отдалил Запад от Востока. О Аллах, очисти меня от моих грехов подобно тому, как очищается белое платье от грязи, и омой меня от моих грехов водой, снегом и градом»1. Одним из молитвословий, которые произносил Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) после ташаххуда перед приветствием, было: «О Аллах, прости мне мои будущие и мои прежние грехи; то, что я совершил тайно, явно и мое расточение; и то, о чем Тебе известно лучше, чем мне. Ты – выдвигаешь вперед и отводишь назад, нет бога, кроме Тебя»2. Также Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) трижды испрашивал прощения у Аллаха после приветствия в конце молитвы.

Ритуальное очищение в виде малого омовения включает пять органов, посредством которых человек совершает те или иные ослушания. Так, омовение глаз, ушей, полоскание рта и очищение носа служит очищением этих органов от совершенных ими грехов. То же касается омовения рук и ног. Пречистый Аллах из Своей милости обязал нас омывать только эти органы, что не представляет особого затруднения, и не повелел нам слагать с себя одежды. Это то самое избавление от тяготы, указание на которое содержится в конце аята омовения: «Аллах не хочет создавать для вас трудности, а хочет очистить вас и довести до конца Свою милость по отношению к вам – быть может, вы будете благодарны».

 

Одежда

Чистота одежды, так же как и омовение (аль-вуду’), является одним из условий совершения молитвы. Рассмотрение данного вопроса включает в себя три аспекта.

Первый. Одеяния должны быть приобретены на средства, заработанные дозволенным путем. Разве станет усладой очей молитва человека, одежда и пища которого происходят из запретного? Как известно, дозволенная пища и одежда являются одним из условий принятия Аллахом воззваний и обращений раба к Нему, чем по сути своей и является молитва.

Второй. Одеваться следует в соответствии с Сунной. Так, одежда (для мужчин) не должна быть из шелка, походить на женскую, на одеяния неверных, быть средством проявления тщеславия, не должна быть излишне длинной (ниже щиколоток). К сожалению, обычай носить длинные одежды нынче получил повсеместное распространение. Образованная часть современного общества, не говоря уже о простых людях, стремление носить одежду выше щиколоток расценивает как занятие пустое и проявление излишней щепетильности, недостойной внимания. При этом они ссылаются на то, что если человек будет опускать одежды не из тщеславия, то в этом не будет ничего предосудительного. Дело дошло до того, что ношение длинных одежд теперь стало расцениваться как норма. И горе тому, кто укоротит свою одежду, следуя Сунне Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). На такого люди станут смотреть как на совершившего смертельный или тяжкий грех, в лучшем случае он будет просто «экстремистом». И нет силы и могущества ни у кого, кроме как от Всевышнего и Великого Аллаха! Одобряемое теперь стало порицаемым, а порицаемое – одобряемым. Однако истину сказал наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), давая наставление Джабиру ибн Сулейму (да будет доволен им Аллах): «Поднимай изар1 до середины голени, а если тебе не хочется, то хотя бы – до щиколоток. И остерегайся того, чтобы его отпускать, ибо это от тщеславия, а Аллах не любит тщеславия» (приводится у Абу Давуда и ат-Тирмизи; ат-Тирмизи сказал: «Хадис хороший, достоверный».) Сообщается, что Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал: «Однажды Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал человеку, который молился с отпущенной одеждой: “Иди и соверши омовение”. Человек совершил омовение и вернулся. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) повторил вновь: “Иди и соверши омовение”. Один из сподвижников спросил Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): “О Посланник Аллаха, почему ты повелел ему совершить омовение, а затем промолчал? ” На что тот ответил: “Он молился, отпустив свою одежду. Но Аллах не принимает молитву, совершенную таким образом”» (приводится у Абу Давуда с достоверным иснадом согласно критериям Муслима).

Третий. Одежда должна быть чистой, а еще лучше, если она будет умащена благовониями в соответствии со словами Всевышнего: «О сыны Адама! Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети».

 

Движения и позы молитвы

 

Прежде чем приступить к подробному описанию молитвы, служащей усладой очей, нам следует остановиться на ее движениях и позах. Всевышний оказал Своим рабам милость, отправив ангела Джибра’иля (да пребудет над ним мир), которому доверено донесение Откровения, к Своему правдивому и верному Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) с тем, чтобы этот ангел наглядно показал, каким именно образом следует представать перед Пречистым Аллахом. Эти движения и позы оформили окончательное содержание молитвы, которую, согласно желанию Аллаха, Его рабам надлежит совершать вплоть до того дня, когда Он унаследует землю и то, что на ней. В молитве недопустимы какие-либо изменения, ибо таков ее окончательный вид, с которым явился последний из посланников, отправленный ко всему человечеству.

Вызывает удивление то обстоятельство, что едва ли можно встретить подробное описание молитвы предшествовавших нам общин. Все описание молитвы, содержащееся в Новом завете, приводится в Евангелиях от Матфея и Луки: «Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; да приидет царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день1; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого, ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь»2. При этом нет упоминания ни о поясных, ни о земных поклонах, ни о другом, чем облагодетельствовал Своего Посланника – Печать пророков (да благословит его Аллах и приветствует) Всевышний. Истину сказал наш Господь: « Горе тем, которые пишут Писание собственными руками, а затем говорят: “Это – от Аллаха”, чтобы получить за это ничтожную плату. Горе им за то, что написали их руки! И горе им за то, что они приобретают! »3; «Они искажают слова, меняя их местами, и забыли долю из того, чему их научили»4. Таким образом, дорогой брат, нам надлежит помнить о том даре, которым нас облагодетельствовал Аллах в виде религии Ислама: «Неужели им не достаточно того, что Мы ниспослали тебе Писание, которое им читается? Воистину, в этом – милость и напоминание для верующих людей».

Позы и движения молитвы в виде стояния, поясного поклона, падения ниц, сидения при ташаххуде не предписаны попусту – превыше этого Аллах, Владыка Истинный. Если бы Аллах пожелал, то велел бы при совершении молитвы только стоять, как в молитве за упокоенного, либо только совершать поясные поклоны, либо только падать ниц. Но Аллах облагодетельствовал мусульманскую общину, обязав нас совершать молитву, состоящую из различных телодвижений, чтобы нас не утомляло и нам не наскучивало обращение к нашему Господу. В этом заключается доля, отводимая духу человека в молитве.

Что касается тела человека, то оно также не обделено милостью Аллаха, Его щедростью и благодеянием. Тело человека, о чем упомянул Всевышний в Коране, проходит три различных стадии своего развития: « Аллах – Тот, Кто создает вас из слабости (создает вас из капли или создает вас слабыми). После слабости Он одаряет вас силой, а потом заменяет силу на слабость и седину. Он творит, что пожелает, ибо Он – Знающий, Всемогущий». Итак, на протяжении своего земного существования человек нуждается в том, чтобы пребывать в движении для поддержания своей активности и формы.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь