Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тебе Одному мы поклоняемся и Тебя Одного молим о помощи



 

Счастье раба в жизни земной и Последней находится в зависимости от степени реализации поклонения одному лишь Аллаху, поиска у Него помощи. Просьба о помощи является таинством между рабом и его Господом. Когда раб в своей молитве произнесет: «Тебе Одному мы поклоняемся и Тебя Одного молим о помощи», Всевышний скажет: «Это между Мной и Моим рабом». В этом аяте содержится указание на практическое воплощение смысла формулы «нет бога, кроме Аллаха», поскольку эта фраза состоит из двух частей – отрицания и утверждения. Под первым подразумевается отрицание всех объектов поклонения, помимо Аллаха, во всех видах поклонения; под вторым – осуществление всех видов поклонения (в соответствии с предписанным) ради Одного лишь Господа небес и земли. В этом аяте суры «Открывающая Книгу» содержится указание на отрицание в виде препозиции дополнения «Тебе». Такая конструкция указывает на обособление. На утверждение указыает глагол «[мы] поклоняемся», как в словах Всевышнего: «Кто не верует в тагута, а верует в Аллаха, тот ухватился за самую надежную рукоять»2. В словах Всевышнего «Тебя Одного молим о помощи»3 после слов « Тебе Одному мы поклоняемся» содержится указание на то, что уповать следует лишь на того, кто заслуживает поклонения, поскольку другой не властвует ничем.

Ибн аль-Кайим (да смилуется над ним Аллах) в своей книге «Ас-Салят» в этой связи отмечает: «Когда раб произносит: “Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи”, в этом содержится таинство сотворения и повеления, таинство мирского существования и жизни вечной. Этот аят содержит наивысшую цель и наилушее средство. Наивысшая цель – это поклонение Аллаху, а наилучшее средство – Его помощь. Нет божества, которое бы заслуживало поклонения, кроме Него, как и никто не способен помочь поклоняться Ему, кроме Него Самого. Пречистый и Всевышний Аллах в целом ниспослал сто четыре книги; смыслы их всех заключены в четырех главных – Таурате, Инджиле, Коране и Забуре1. Смыслы этих четырех книг заключены в Коране, смысл всего Корана содержится в “разделенных” сурах (от суры “Каф” до суры “Люди”), смысл разделенных сур содержится в “Открывающей Книгу”, смысл “Открывающей Книгу” содержится в “Тебе Одному мы поклоняемся и Тебя Одного молим о помощи” »2.

Сайид Кутб (да смилуется над ним Аллах) по этому поводу говорит следующее: «Эту короткую суру, состоящую из семи аятов, мусульманин в течение дня и ночи прочитывает по меньшей мере семнадцать раз. Без нее молитва не окажется полноценной в соответствии с хадисом, приводимым в двух “Сахихах”, который передан со слов ‘Убадаты ибн ас-Самита (да будет доволен им Аллах) и в котором Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорит: “Нет молитвы у того, кто не прочтет ‹Основу Корана›”, то есть “Открывающую Книгу”. В этой суре содержатся основополагающие принципы исламского вероубеждения, исламского мировоззрения, чувствований и устремлений, чем и объясняется причина ее избрания для прочтения в каждом рак‘ате молитвы и недействительности молитвы без нее»3.

Слова Всевышнего «Тебе Одному мы поклоняемся и Тебя Одного молим о помощи» содержат эффективное лекарство и исцеление от всех недугов сердца, ибо все его болезни происходят от высокомерия либо стремления к показному эффекту. В этой связи шейх Ислама Ибн Таймийа (да смилуется над ним Аллах) отмечает: « “Тебе Одному мы поклоняемся” избавляет от стремления к показному эффекту, “и Тебя Одного молим о помощи” избавляет от высокомерия, а одним из названий этой суры является “Исцеляющая”. Если сердце будет излечено от болезни стремления к показному эффекту посредством “Тебе Одному мы поклоняемся”, от болезни высокомерия посредством “и Тебя Одного молим о помощи”, от болезни заблуждения и невежества посредством “Веди нас прямым путем”, то в нем не останется более болезней и недугов, оно облачится в одеяния здоровья, пребудет в полном благоденствии, окажется в числе облагодетельствованных, не навлекших гнев, коими являются обладатели порочных устремлений, которые познали истину, но отклонились от нее, и не окажется в числе заблудших, коими являются обладатели порочного знания, которым неизвестна истина и которые ее не познали».

Что касается состава лекарства против недуга, то относительно него Ибн аль-Кайим (да смилуется над ним Аллах) говорит следующее: «Это лекарство состоит из шести компонентов: 1) поклононение Одному лишь Аллаху; 2) осуществление поклонения в соответствии с Его повелением и предписанием; 3) не исходя из прихоти; 4) не исходя из мнений людей, их статуса, указов и мыслей; 5) испрашивание помощи для осуществления поклонения у Аллаха; 6) не у собственной души, сил и возможностей и не у чего-либо иного»1.

 

Веди нас прямым путем

Это наивеличайшая просьба, и все, о чем говорилось прежде в данной суре, является приготовлением к ней. «Открывающая Книгу» начинается с прославления и восхваления Всевышнего, приближения к Нему посредством упоминания Его прекрасных имен, качеств и описания Его как заслуживающего поклонения – потому, что обращенная к Аллаху просьба наставить на «прямой путь» является величайшим из требований, удовлетворение которого есть самый почетный из даров. В связи с этим Аллах обучил Своих рабов тому, как правильно обращаться к Нему с просьбой, и повелел им предварять ее вознесением Ему хвалы, прославлением Его и возвеличиванием. Затем Всевышний упомянул об их поклонении и единобожии. Таковы два средства, способствующие достижению ими своей цели: 1) приближение к Аллаху посредством Его имен и качеств, 2) приближение к Аллаху через поклонение Ему. Эти два средства позволяют с большой долей вероятности рассчитывать на принятие просьбы Всевышним, и о двух этих средствах говорится в «Открывающей Книгу». Далее упоминается наиважнейшая из целей и наиполезнейшее из устремлений: «Веди нас прямым путем», то есть укажи нам прямой путь и наставь нас на него. Это ясный путь, ведущий к Аллаху и Его Раю. Он заключается в познании истины и действии в соответствии с ней. (О Аллах, наставь же нас на прямой путь! ) Следование по прямому пути означает соблюдение предписаний Ислама и оставление всех других вероисповеданий. Следование по прямому пути подразумевает исполнение религиозных предписаний во всех частностях в отношении как теоретических знаний, так и практики. Просьба вести по прямому пути является одной из самых универсальных и полезных просьб для раба Божьего, в связи с чем человеку надлежит просить об этом Аллаха в каждом рак‘ате совершаемой им молитвы в силу его потребности в этом.

Аль-Фахр ар-Рази (да смилуется над ним Аллах) выделил следующие смыслы следования по прямому пути. Во-первых, это путь пророков и посланников, начиная с пророка Нуха (да пребудет над ним мир) и заканчивая последним из них – Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует), переносивших великие тяготы ради достижения довольства Всевышнего Аллаха. Во-вторых, это приобретние самых прекрасных нравов. Каждый из благородных нравов находится между двумя крайностями, которые порицаемы, тогда как истина в середине, как, например, храбрость, которая находится между трусостью и авантюризмом. Верующий просит у Всевышнего Аллаха наставить его на прямой путь, который является серединой между упущением и чрезмерностью во всех нравах и во всех деяниях. В-третьих, это просьба утвердить на прямом пути: «Укрепи нас на прямом пути, которым Ты облагодетельствовал нас. Аналогичны этому слова Всевышнего: “Господь наш! Не уклоняй наши сердца в сторону после того, как Ты наставил нас на прямой путь”1. Ведь сколько было ученых мужей, которым на ум являлись слабые сомнения, вследствие которых они отклонились и отспупили от верной религии и прямого пути»2.

Исконным значением «прямого пути» является «дорога, ведущая к цели», а одним из лучших ее качеств является прямота: «Оно направляет к истине и прямому пути»3. Прямой путь – это правила поведения и дорога, ведущая к истине в мирской жизни. Что касается прямого пути Судного дня, то это не абстрактное понятие – это путь, о котором Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, что он «тоньше волоса и острее меча». Этот Путь (Мост) является одной из определяющих вех жизни Последней. Пройти через него предстоит всем людям. Тот, кому удастся преодолеть его, достигнет вечного счастья, а тот, кто не устоит на нем, будет брошен вместе с остальными грешниками в обитель вечных мук – потому, что Мост тот будет водружен над Геенной. Скорость прохождения раба над Путем жизни Последней будет зависеть от того, насколько он придерживался прямого пути жизни мирской.

Среди них будет тот, кто пройдет подобно молнии,

И будет тот, кто отклонится и собьется.

Тогда ребенок, проливая слезы, подойдет к матери,

И ответит мать: «О дитя мое, оставь меня,

Поистине, ноша от ужаса тяжела! »

Тогда ребенок, проливая слезы, подойдет к отцу,

И ответит отец: «О дитя мое, оставь меня,

Твоему отцу сегодня предстоит долгое ожидание».

Аль-Фахр ар-Рази в своем толковании «Ат-Тафсир аль-кабир» сказал: «Да будет тебе известно, что, по утверждению геометров, наикратчайшая линия, соединяющая две точки, – это прямая. Следовательно, прямая линия короче всех кривых линий. Раб произносит “веди нас прямым путем” в силу следующих причин.

Первая. Это наиболее близкий и короткий путь, тогда как я бессилен, и ввиду моей немощи мне подходит только прямой путь.

Вторая. Прямой путь един, тогда как другие пути извилистые и похожи друг на друга в кривизне, отчего путь для идущего оказывается неясен. В отличие от них прямой путь не походит на другой и более далек от страха и бед, близок к безопасности.

Третья. Прямой путь ведет к цели, а кривой – нет.

Четвертая. Прямой путь не изменяется, тогда как кривой подвержен изменениям. Исходя из этих обстоятельств, раб просит наставления на прямой путь»1.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь