Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Путем тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал гнев, и не заблудших



 

Не существует в бытии дара более ценного, чем наставление на прямой путь: тот, кто будет наставлен на прямой путь, окажется облагодетельствованным со стороны Аллаха и войдет в число тех, которые в Последней жизни обретут счастье. Таковые представлены четырьмя группами: «Те, которые повинуются Аллаху и Посланнику, окажутся вместе с пророками, правдивыми мужами, павшими мучениками и праведниками, которых облагодетельствовал Аллах. Как же прекрасны эти спутники! »1

Пророки – это люди, которых избрал Всевышний, низвел им знание прямого пути, чтобы они призывали к нему остальных людей.

Правдивые мужи – это люди, которые без колебаний уверовали в верный способ ведения жизни и истинность прямого пути, указанного пророками.

Павшие мученики – это люди, которые пожертвовали собственными жизнями ради этой верной стези.

Праведники – это люди, прожившие жизнь на верной стезе, следуя по прямому пути.

Что касается тех, которые сбились с прямого пути и отклонились от верного образа жизни, то существует великое множество их видов и групп. Но всех их можно объединить в две большие группы – навлекшие гнев Всевышнего и заблудшие. Они не достигли правильной стези и не обрели прямого пути – потому, что достижение прямого пути предполагает совершение двух важных шагов. Первый – правильность и достоверность знания, второй – правильность намерения и отстутствие в нем места для страстей. Заблуждение большинства людей связано с первым шагом ввиду неверности их знания. Их дела запутались, и они полагают, что следуют прямым путем, тогда как дело обстоит иначе: «О тех, чьи усилия заблудились в мирской жизни, хотя они думали, что поступают хорошо». Наиболее наглядными представителями этого рода заблуждения являются христиане: «Скажи: “О люди Писания! Не излишествуйте в своей религии вопреки истине и не потакайте желаниям людей, которые еще раньше впали в заблуждение, ввели в заблуждение многих других и сбились с прямого пути”».

Что касается второй группы, то это те, которые навлекли на себя гнев Всевышнего. Они познали истину, тем самым сделав первый правильный шаг, однако беда подошла к ним со стороны скверности помыслов. Таковых среди людей найдется лишь небольшая часть. Ибо тот, кто познал истину, как правило, впредь не отклоняется от нее – разве что из-за скверности намерения и плохого внутреннего содержания. Наиболее яркими представителями этой группы являются иудеи – община, навлекшая гнев Аллаха: «Они навлекли на себя гнев»; «Скажи: “Сообщить ли вам о тех, кто получит еще худшее воздаяние от Аллаха? Это – те, кого Аллах проклял и на кого Он разгневался”»; «На тех, которые стали поклоняться тельцу, падут гнев их Господа и унижение в мирской жизни».

Как считало большинство комментаторов Корана, под «теми, на кого пал гнев», подразумеваются иудеи, а под «заблудшими» – христиане. Соответствующее высказывание Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) содержится в хадисе, переданном со слов ‘Аддийя ибн Хатима (да будет доволен им Аллах).

Этот аят суры «Открывающая Книгу» делит людей на три группы.

Первая – облагодетельствованные. (Молим Аллаха включить нас в число таковых.) Это те, которые познали истину и были наставлены Всевышним для следования ей. Их знания и помыслы оказались правильными.

Вторая – «те, на которых пал гнев». Это те, которые познали истину, но отклонились от нее. Их помыслы оказались неверны.

Третья – «заблудшие». Это те, которые отклонились от истины. Неверными оказались как их помыслы, так и знания. В связи с этим мусульманских ученых, в которых обнаруживается порча, можно уподобить иудеям, а мусульманских богомольцев, в которых обнаруживается порча, можно уподобить христианам.

Ибн аль-Кайим (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Далее взывающий к Аллаху, произнося “веди нас прямым путем”, свидетельствует о том, что он испытывает крайнюю потребность и необходимость в этом так, как ни в чем ином. Он нуждается в прямом пути при каждом вздохе, в каждое мгновенье ока. И поскольку раб в любом состоянии нуждается в наставлении на прямой путь во всем, что он совершает либо оставляет, то, не поступая в соответствии с прямым путем, он нуждается в принесении покаяния за это. Если же раб получает наставление относительно основы дел, но без знания их подробностей или получает наставление, касающееся одной стороны дела, но не касающееся другой, то он нуждается в завершении наставления на прямой путь, связанный с этим, чтобы утвердиться на нем. Если же раб не совершает определенных деяний, то он нуждается в совершении их в соответствии с прямым путем. Если же раб получает наставление относительно верного убеждения, касающегося определенных дел, и правильных действий, то он нуждется в твердости в этом – наряду с другими видами прямого пути. Пречистый и Всевышний Аллах обязал Своих рабов обращаться к Нему с просьбой вести их по прямому пути в наилучшем из состояний (в молитве) несколько раз в течение дня и ночи. Далее Он разъяснил, что обладатели этого прямого пути являются отмеченными Его благодеянием, не навлекшими гнев (то есть не теми, которые познали истину, но не последовали ей) и не заблудшими (то есть не теми, которые поклоняются Аллаху без истинного знания).

Вслед за тем, как раб вознесет Всевышнему хвалу, обратится к Нему с просьбой вести по прямому пути и засвидетельствует единобожие, ему предписывается завершить все это произнесением слова “аминь”1 в качестве заключения, которое совпадает с тем, что произносят ангелы, обитающие на небе. “Аминь” является украшением молитвы подобно тому, как украшает ее поднятие рук. После прочтения “Открывающей Книгу” и произнесения “аминь” раб приступает к разговору со своим Господом, читая Его речь и слушая, как ее декламирует имам, с вниманием и участием сердца.

Лучшие из молитвословий, предусмотренных в молитве, – те, которые произносятся при стоянии, а лучшая из поз молитвы – стояние. В связи с этим стояние отмечено восхвалением Аллаха, прославлением Его и возвеличиванием и чтением речи Великого Господа».

Это все, что надлежит знать мусульманину, желающему совершать молитву в состоянии смирения, об «Открывающей Книгу», которую он повторяет в каждом рак‘ате. Что касается чтения речи Всемогущего и Великого Аллаха после «Открывающей Книгу», то об этом говорилось выше в разделе «Смиренность между утверждением и ослаблением». Здесь же мы лишь обратим внимение на то, что следует делать молящемуся, стремящемуся к смиренности, когда он слушает чтение имама на молитве. Коран можно сравнить с мирозданием с его видимыми свидетельствами существования Аллаха. Шейх Ислама Ибн Таймийа (да смилуется над ним Аллах), уподобляя Коран Раю, а Сунну – саду, говорил: «Мой Рай и мой сад в моей душе», где он подразумевал Коран и Сунну. В связи с этим тому, кто стремится к смиренности в молитве, следует прочитывать после «Открывающей Книгу» различные отрезки из Корана подобно тому, как ему хотелось бы разнообразия во фруктах и пище. Да, Коран – это «угощение» Великого и Всевышнего Аллаха, как говорится об этом в хадисе. Совершая молитву за угощением Корана, мы читаем аяты, содержащие повеление и запрет, каковых великое множество в Книге Всемогущего и Великого Аллаха. Всякое благо, которое доставляет человеку счастье в его как мирской, так и Последней жизни, заключено в повелениях Аллаха, содержащихся в Его Книге. И нет такого зла, приносящего человеку несчастье как в мирской, так и в Последней жизни, которое бы не запретил Аллах в Своей Книге. И нет такого обращения в Коране, адресованного верующим ( «О те, которые уверовали! »1 ), за которым бы не следовало одно из повелений Всевышнего или один из Его запретов. Таким образом, верующему надлежит быть внимательным и прислушиваться тогда, когда он слышит это обращение, чтобы воплотить в жизнь повеление Аллаха и уберечься от нарушения Его запрета. Одним из универсальных повелений и запретов, содержащихся в Книге Всемогущего Аллаха, является это: «Воистину, Аллах повелевает блюсти справедливость, делать добро и одаривать родственников. Он запрещает мерзости, предосудительные деяния и бесчинства. Он увещевает вас – быть может, вы помянете назидание»2.

На раба относительно повлений и запретов Всевышнего возлагается обязанность проявлять решимость исполнять первые и воздерживаться от последних. Такова суть религии в отношении вероубеждения, предписаний, закона, воплощения добрых нравов и избегания порочных.

Нашей целью является не подробное изложение всех этих вопросов, но лишь указание на них. Совершая молитву за угощением Корана, мы также читаем аяты, содержащие обещание и угрозу, коих великое множество в Книге нашего Всемогущего и Великого Господа: «Мы отправляем посланников только добрыми вестниками и предостерегающими увещевателями». Добрые вести и предостережение, побуждение и устрашение, вызванные обещаниями и угрозами, являются одной из целей отправления посланников. Долг же мусульманина относительно данного вида аятов на трапезе Всевышнего – лелеять надежду, связанную с обещаниями, и страшиться угроз.

Всевышний сказал: «Аллах ниспослал наилучшее повествование – Писание, аяты которого сходны и повторяются. У тех, кто страшится своего Господа, от него по коже проходит дрожь. А потом их кожа и сердца смягчаются при поминании Аллаха»; «Неужели тот, кто смиренно проводит ночные часы, падая ниц и стоя, страшась Последней жизни и надеясь на милость своего Господа, равен неверующему? Скажи: “Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают? ”». Совершая молитву за угощением Корана, мы читаем аяты, в которых содержатся назидания и уроки, касающиеся помощи пророкам и их последователям, их спасения от наказания и гибели, уничтожения неверных, противостоявших посланникам и пророкам. И подобного рода аятов в Книге Всемогущего и Великого Аллаха великое множество. Более того, есть целые суры, посвященные подобным повествованиям: «Мы отправили Мусу (Моисея) с Нашими знамениями и повелели: “Выведи свой народ из мраков к свету и напомни им дни Аллаха”. Воистину, в этом – знамения для каждого терпеливого и благодарного».

Напоминание о «днях Аллаха» является одной из целей отправления посланников. Под «днями» в данном случае подразумеваются значимые события, произошедшие в них. Говорят: «Такой-то знает о днях арабов», то есть ему известны события, имевшие место тогда. Следовательно, в аяте подразумевается напоминание, связанное с побуждением и устрашением, обещанием и угрозой. Побуждение и обещание – это напоминание людям о том, чем облагодетельствовал Аллах их и тех, кто предшествовал им, из числа уверовавших в посланников во все былые дни. Устрашение и угроза – это напоминание людям о каре Аллаха, Его наказании и отмщении тем, кто обвинил во лжи посланников из живших ранее общин в прошедшие дни, – напоминание о том наказании, которое постигло адитов, самудян и другие народы. Всевышний сказал: «Воистину, в этом – знамения для каждого терпеливого и благодарного» – потому, что люди пребывают либо в состоянии смуты и бедствия, либо в состоянии благоденствия. В первом случае верующий оказывается «терпеливым», во втором – «благодарным». В этом содержится указание на то, что время верующего непременно должно быть заполнено одним из двух действий. Если обстоятельства будут отвечать его нраву и удовлетворять его желаниям, ему надлежит проявлять благодарность, а в противном случае ему надлежит проявлять терпение. Повествование такой продолжительной суры, как «Преграды», целиком ведется вокруг этой темы: в ней рассказывается о таких пророках, как Нух, Худ, Салих, Лут, Шу‘айб, Муса. То же самое можно сказать и о суре «Худ». Долгом мусульманина в отношении этого вида угощения Аллаха является получение напоминания, извлечение назидания и урока. Счастлив тот, кто извлекает назидание из того, что случилось с другими. Всевышний сказал после того, как изложил притчи о пророках в суре «Преграды»: «Разве не ясно тем, которые унаследовали землю от ее прежних жителей, что если бы Мы пожелали, то покарали бы их за грехи? Мы запечатываем их сердца, и они не способны слышать. Мы рассказываем тебе повествования об этих селениях»1. А также в суре «Худ»: «Это – некоторые из повествований о селениях, которые Мы рассказываем тебе. Одни из них все еще существуют, а другие уже скошены»; «Воистину, в этом – знамение для тех, кто страшится мучений в Последней жизни». В завершении рассказа о Йусуфе Всевышний сказал: «В повествовании о них содержится назидание для обладающих разумом».

Совершая молитву за угощением Корана, мы читаем аяты, в которых говорится об именах Аллаха и Его качествах. Это самые значимые из аятов Корана, ибо они знакомят нас с Царем царей, Творцем, Создателем, Дарующим облик. Именно поэтому о суре «Очищение веры» Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, что она равноценна трети Корана (об этом говорилось выше), а аят о Подножии (сура «Корова», аят 255) является венцом Корана. В отношении такого рода аятов на мусульманина возлагается утверждение тех качеств, которые утвердил Аллах для Себя, без уподобления Его тварям, и стремление понимать значения имен Всевышнего и Его атрибутов, что и есть «величайшее знание». Жизнь в соответстии с Книгой Аллаха в целом порождает смирение. Так давайте же соберемся вокруг угощения Всевышнего Аллаха, читая Его Книгу, изучая ее и проводя в жизнь ее предписания, чтобы обрести смиренность в молитве.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь