Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Падение ниц – обращение к Всевышнему, приближение к Близкому, Отзывчивому



 

Наиболее величественным, демонстрирующим смирение и завораживающим действием в молитве является падение ниц. Земной поклон – положение, при котором раб оказывается наиболее близок к своему Господу, как сообщил об этом Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в подтверждение слов Всевышнего: «...а пади ниц и приближайся к Аллаху»1. Это действие (столп) является наивысшей целью, которую достигает раб в молитве после того, как он выполнит стояние и поясной поклон. В связи с этим при падении ниц рекомендуется обращаться к Аллаху с просьбами, на которые с большой долей вероятности будет отвечено. Всевышний Аллах среди всех движений и поз молитвы избрал падение ниц для откровенного выражения смиренности раба, его покорности и поклонения Пречистому и Всевышнему Аллаху. Падение ниц в целом является действием выражения смиренности, повиновения и послушания со стороны всех творений Аллаху – Возвышенному Творцу: «Неужели ты не видишь, что перед Аллахом падают ниц те, кто на небесах и на земле, солнце, луна, звезды, горы, деревья, животные и многие люди. А многие из них заслуживают мучений. Никто не окажет почтения тому, кого унизит Аллах. Воистину, Аллах поступает так, как пожелает». И верующие и неверные как по доброй воле, так и по принуждению надают ниц перед Всевышним: «Те, кто на небесах и на земле, а также их тени добровольно или невольно падают ниц перед Аллахом по утрам и перед закатом».

Ибн Раджаб (да смилуется над ним Аллах) сказал: «К этому относится и падение ниц. Земной поклон является наивеличайшим выражением покорности раба своему Всемогущему и Великому Господу, поскольку при падении ниц самый благородный, дорогой и самый высокий из своих органов – голову – человек располагает настолько низко, насколько это только возможно. Он опускает ее на землю и пачкает ею, его сердце сокрушается, он являет скромность и смиренность перед Всемогущим и Великим Аллахом. Совершать земной поклон считали недопустимым для себя многобожники, проявлявшие надменность относительно поклонения Всемогущему и Великому Аллаху. Один из них говорил: “Я не желаю падать ниц, чтобы мой зад не оказался выше меня”. Другой ограничился тем, что взял горсть песка и поднес его к своему лбу. Причиной изгания Иблиса из Рая стало то, что он отказался преклониться перед Адамом, тем самым ослушившись повеления Всевышнего. В связи с этим всякий раз, когда верующий падает ниц, сатана пускается в рыдания, причитая: “Сыну Адама было велено пасть ниц, и он повиновался, за что ему уготован Рай. Пасть ниц было велено и мне, но я ослушался, за что мне уготован Огонь”».

Насколько же полезен этот столп молитвы для сердца раба и его поведения! В этой связи доктор Фарис ‘Альван говорит следующее: «Он является самым важным этапом этого благословенного пути и считается сердцевиной молитвы. Все, что мы пережили перед этим, – очищение, решимость, приготовление – является прелюдией к совершению этого уникального, прекрасного и полезнейшего шага. О той великой награде, которая уготована за совершение земного поклона, известно каждому. Однако падение ниц также несет мирскую пользу и пользу для здоровья, сопоставимую с наградой в жизни Последней. При падении ниц вначале следует опуститься на колени, затем – на руки, затем земли должен коснуться лоб. Движения при этом должны быть размеренными, упорядоченными, не быстрыми и не медленными. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Мне велено падать ниц на семи костях”. Что касается носа, то земли касается только носовой хрящ, а не носовая кость ввиду невозможности последнего. Совершая земной поклон, молящийся должен пребывать в состоянии смирения, прославлять Аллаха, будучи исполненным Божественного вдохновения, стремиться снискать у Прощающего и Милосердного Господа извинения, здравия, непреходящих благ, повторяя: “Пречист мой Высочайший Господь”. Мудрый Законодатель сделал этот столп молитвы единственным, повторяющимся дважды в каждом рак‘ате, чтобы мусульманин уделял ему все свое внимание и мысли».

Среди прочих примеров положительного влияния земного поклона на состояние здоровья человека доктор Фарис, в частности, упомянул улучшение воздухообмена в легких и укрепление мышц. Также земной поклон служит профилактикой увеличения объема брюшной полости и ожирения в целом, препятствует возникновению труднопроходимости кишок, способствует питанию головного мозга. Относительно последней пользы доктор Фарис привел следующий случай: «В свою бытность врачом в одной из британских клиник я стал свидетелем следующего происшествия. Однажды одна из молодых посетительниц нашей клиники внезапно потеряла сознание, стоя непосредственно в больнице. Один из сотрудников подбежал к ней (тогда я только прибыл на место своей работы), усадил ее в кресло и, схватив за затылок, стал опускать и выпрямлять ее голову вместе с телом настолько, насколько это было возможно. Через считанные секунды девушка подняла свое – прежде бледно-желтое – лицо, полное жизни и силы. Тогда я вспомнил о земном поклоне и задумался над теми дарами, которыми Аллах облагодетельствовал мусульман. Опускание головы ниже уровня спины является полезным для головного мозга, способствует притоку к нему крови, вследствие чего происходит его питание и снабжение кислородом. Благодаря регулярному совершению этого движения среди мусульман наблюдается значительно меньше случаев возникновения старческого слабоумия, чем у других»1.

На значимость этого столпа молитвы указывает и то обстоятельство, что падать ниц предписывается и в ряде других случаев: при желании выразить благодарность, когда верующий падает ниц перед Аллахом в знак благодарности за Его тот или иной великий дар, при чтении аятов Корана, в котырых говорится о падении ниц, что зачастую сопровождается рыданием и смиренностью. «Скажи: “Веруйте в него (Коран) или не веруйте! Воистину, когда его читают тем, кому прежде было даровано знание, они падают ниц, касаясь земли своими подбородками. Они говорят: ‹Хвала нашему Господу! Воистину, обещание нашего Господа непременно исполнится›. Они падают ниц, касаясь земли подбородками и рыдая. И это приумножает их смирение”»; «Когда им читали аяты Милостивого, они падали ниц и рыдали».

К совершению поясного поклона люди будут призваны и в Судный день, когда Пречистый и Всевышний Аллах обнажит Свою Голень, подобно тому как они призывались к падению ниц и единобожию в мирской жизни: «В Тот День, когда обнажится Голень Аллаха, их призовут пасть ниц, но они не смогут сделать этого». Другими словами, когда наступит Судный, в который произойдут бедствия, сотрясения и ужасы, не поддающиеся воображению, Творец явится для осуществления суда и воздаяния Своим рабам и обнажит Свою благородную Голень, которая не похожа на что-либо из сотворенного Им. Тогда творения увидят величие Аллаха, которое невозможно выразить словами. После этого люди будут призваны пасть ниц перед Аллахом, что и сделают верующие, которые падали ниц перед Всевышним по доброй воле и желанию во время пребывания в мирской жизни. Вместе с ними станут пытаться пасть ниц грешники и лицемеры, однако они окажутся неспособны на это: их спины будут подобны рогам коров, что не позволит им преклониться. Такое воздаяние будет соответствовать их деяним, ибо во время мирского пребывания их призывали к тому, чтобы падать ниц перед Аллахом, к единобожию и поклонению, и при этом они были в полном здравии. Однако они надменно отнеслись к этому и не подчинились1.

След, возникающий на лице молящегося вследствие совершения земных поклонов, станет особенностью мусульманской общины и своего рода эмблемой, посредством которой мусульмане будут выделяться в Судный день среди других людей. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «В Судный день я узнаю каждого члена моей общины». Сподвижники спросили: «А как ты узнаешь их, о Посланник Аллаха, среди множества людей? » Пророк ответил: «Если ты войдешь в табун, полный вороных лошадей, среди которых будет конь с белыми пятнами на ногах, узнаешь ли ты его? » Человек ответил: «Конечно». Пророк сказал: «Члены моей общины в Судный день будут отличаться светом на лбах из-за падения ниц и светом на руках из-за омовения, которое они совершали». Адский огонь не коснется мест, где будут следы от совершения земных поклонов, как сообщил об этом Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Когда Аллах пожелает смилостивиться над кем-либо из обитателей Ада, Он повелит ангелам вывести из Огня тех, кто поклонялся Аллаху, и они выведут таковых, узнав их по следам от падения ниц. Ибо Аллах запретил Огню пожирать места со следами от падения ниц. И эти люди выйдут из Огня. Огонь коснется всех участков тела детей Адама за исключением мест со следами падения ниц»2.

Частое совершение земных поклонов может стать причиной соседства в Раю с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует). Посланник Аллаха сказал человеку, попросившему у него соседства в Раю: «Помоги мне для себя в этом частым падением ниц». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) предписал при совершении этого столпа молитвы множество различных славословий и молитвословий, из которых шейх аль-Альбани (да смилуется над ним Аллах) в своей книге «Сыйфа салят ан-наби» привел двенадцать. Таким образом, рабу следует чередовать их и выбирать по своему усмотрению. Однако основным молитвословием в соответствии с повелением Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) является: «Пречист мой Высочайший Господь». Его надлежит произносить не менее трех раз. Упоминание такого имени Всевышнего, как «Высочайший», в данном случае вполне понятно: это антитеза между Творцом и тварью, поклоняющимся и Богом: «О люди! Вы нуждаетесь в Аллахе, тогда как Аллах – Богатый, Достохвальный»1. Противопоставление качеств Творца качествам творений способствует пониманию имен и качеств Аллаха. Так, слабый раб является антиподом сильного Господа, бедный раб – богатого Господа, смиренный и покорный раб, склонившийся в земном поклоне, – Могущественного, Выского, Высочайшего и Возвышенного Господа.

Высокий значит «Возвышающийся, выше Которого нет ничего». Говорят: «Он – Тот, Который возвысился над творениями, поскольку властвует над ними и всесилен по отношению к ним». Возвышенный – Тот, Который выше измышлений лжецов, чист от наущений смятенных. Высочайший – Тот, Который выше всякого высокого. Имя Всевышнего «Высокий» указывает на то, что Его качества превосходят качества всех других. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) при падении ниц произносил, в частности, следующие молитвословия и славословия: «О Аллах, перед Тобой я пал ниц, в Тебя уверовал, Тебе покорился (Ты – мой Господь). Мое лицо пало ниц перед Тем, Который сотворил его, придал ему форму (и сделал его совершенным), прорезал в нем слух и зрение. Благословен же Аллах – Лучший из создателей! »; «Пали перед Тобой ниц моя душа и ум, уверовало в Тебя мое сердце, я возвращаюсь [к Тебе] с Твоим даром мне – вот моя рука – и со своим грехом».

Ибн аль-Кайим (да смилуется над ним Аллах), описывая данный столп молитвы, сказал следующее: «Затем молящийся произносит такбир и падает перед Аллахом ниц, не поднимая при этом рук, поскольку руки опускаются для совершения земного поклона, так же как и лицо. Эти части тела (лицо и руки) опускаются в знак поклонения, что избавляет от надобности поднятия рук. По той же причине руки не предписано поднимать и при поднятии головы после падения ниц, поскольку руки поднимаются и опускаются вместе с головой. Поза, которую принимает тело при совершении земного поклона, наиболее совершенна и приемлема для выражения поклонения и наиболее охватна, поскольку в ней участвуют все части тела – каждый орган получает свою долю в поклонении. Падение ниц – таинство молитвы, ее самый важный столп, которым завершается рак‘ат. Все предшествующие ему столпы являются преддверием к нему. Его можно сравнить с тавафом посещения при совершении хаджа, который является главной целью паломничества, местом вхождения к Аллаху и началом Его посещения. Оставшиеся же ритуалы хаджа являются приготовлением к нему. В связи с этим земной поклон является положением, при котором раб оказывается наиболее близок к своему Господу. Лучшим из состояний раба, в свою очередь, является то, в котором он оказывается наиболее близок к Аллаху. Вот почему вероятность ответа Всевышнего на обращение раба наиболее велика в состоянии земного поклона. Поскольку Пречистый Аллах создал человека из земли, тому не подобает отходить от своей основы и надлежит возвращаться к ней всякий раз, когда природа и душа призовут его от нее отдалиться. Ибо если раба предоставить своей природе и низменным позывам души, он предастся гордости и надменности, отойдет от той основы, из которой был сотворен, покусится на право своего Господа быть гордым и величественным и оспорит его у Него. В связи с этим рабу велено падать ниц перед величием своего Господа и Творца в знак покорности Ему, смиренности, повиновения и сломленности перед Ним. Все это поспособствует его возвращению в состояние поклонения и исправлению того упущения, оплошности и отклонения, из-за которых он отошел от своей основы; он вновь вспомнит об основе своего сотворения – земле. Падая ниц, раб опускает самый благородный и высокий свой орган – лицо, он располагает внизу верхнюю часть своего тела в знак покорности своему Высочайшему Господу, в знак смирения и унижения перед Его величием, подчинения Его могуществу. Это является предельным проявлением внешней смиренности. Пречистый Аллах создал человека из земли, приспособленной для того, чтобы по ней ступали ноги; земля – его мать и отец, основа и разделение; она носит его живым на своей спине и хранит покойным в своем чреве; она сделана для него средством очищения и местом для поклонения. Человеку велено падать ниц, поскольку это является наивысшим проявлением внешней смиренности и выражением поклонения всех органов. Совершая земной поклон, человек пачкает свое лицо землей в знак покорности, скромности и послушания Всевышнему».

Сообщается, что Масрук сказал Са‘иду ибн Джубейру: «Не осталось ничего такого, чего можно было бы желать, кроме того, чтобы мы пачкали наши лица об эту землю». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) преднамеренно не избегал непосредственного касания лицом земли при падении ниц. Всякий раз, когда ему предоставлялась соответствующая возможность, он делал это; приходилось ему падать ниц и в глиняную жижу. Земной поклон должен осуществляться на семи частях тела: лице, обеих руках, обоих коленях и пальцах обеих ног. Именно такой земной поклон является полноценным.

При падении ниц дополняет обязательное, или поощряется, непосредственное касание земли (или пола) кожей лица и упор лица о землю, чтобы на него перешла тяжесть головы и других, ставших выше, частей тела. Совершенный земной поклон предполагает также сближение живота с бедрами, сближение бедер с голенями, отдаление верхней части рук от боков туловища и локти, не лежащие на земле. Такая поза позволит каждому органу в отдельности выразить поклонение. В связи с этим, когда сатана видит, как человек падает ниц перед Аллахом, он удаляется в сторону и, рыдая, причитает: «Сыну Адама было велено пасть ниц, и он повиновался, за что ему уготован Рай. Пасть ниц было велено и мне, но я ослушался, за что мне уготован Огонь». Выражение поклонения является наивысшим проявлением совершенства человека, и степень его близости к Аллаху зависит от того, насколько ему удастся реализовать это поклонение. Молитва же содержит в себе различные аспекты и проявления поклонения, а ее лучшим столпом и таинством, из-за которого она предписана, является земной поклон. Земной поклон повторяется в молитве чаще других ее столпов, он является завершением рак‘ата и его целью. Земной поклон следует после поясного поклона. Таким образом, поясной поклон является подготовлением к земному поклону и преддверием к нему. При падении ниц предписано произносить соответствующее славословие: «Пречист мой Высочайший Господь». Употребление такого атрибута Господа, как «Высочайший», в данном положении как нельзя точнее подходит к состоянию павшего ниц, при котором раб опускается на землю своим лицом и вспоминает о возвышенности своего Господа. И поскольку земной поклон предписано совершать дважды, возникает необходимость разделения между земными поклонами. Такое разделение является самомстоятельным столпом молитвы. В нем предписано произносить определенное молитвословие, в котором раб испрашивает у своего Господа прощение, милость, наставление, здоровье и удел. Просьба об этом предполагает получение блага и избавление от зла как в мирской жизни, так и в Последней. Милость обеспечивает добро, прощение избавляет от зла, наставление приводит к успеху в обоих мирах, удел подразумевает наделение средствами поддержания жизни тела, то есть пищей и питьем, а также жизни духа и сердца, то есть знанием и верой.

Когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) поднимал голову и садился после земного поклона, он оставался некоторое время недвижным, пока каждая кость не занимала свое место. Иногда в этом положении он находился так же долго, как при совершении земного поклона, иногда он сидел лишь короткое время, и могло показаться, что он и вовсе об этом позабыл. При совершении этого столпа следует обращаться к Всевышнему с просьбой.

Сидение между двумя земными поклонами предписано с тем, чтобы раб Божий мог выразить свое стремление, попросить извинения, прощения и милости. Ибо после того, как раб исполнит стояние, во время которого он воздаст хвалу Аллаху, прославит Его и возвеличит, затем покажет свою покорность и произнесет слова о чистоте Господа, затем вновь вернется к Его восхвалению и прославлению и завершит это предельной покорностью, смирением и послушанием, – ему предоставляется возможность попросить о своей нужде, о прощении и избавлении. Ему предписано предстать готовым к услужению, сесть в качестве покорного раба, согнувшись в коленях, подобно тому как услуживый человек предоставляет самого себя в распоряжение своего господина, выражая надежду, страх и прося извинения. Этот элемент поклонения и соответствующее молитвословие рабу Божьему предписано исполнять многократно, ибо это способствует достижению цели и приближает к покорности и смирению.

 

Сидение для ташаххуда

 

После того как молящийся закончит совершение поясного поклона, падание ниц, чтение Корана, прославление и возвеличивание Аллаха, в конце молитвы предписывается сесть, согнув колени, с выражением смирения, покорности и послушания. В описании молитвы Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) Ибн Хумейд приводит следующее сообщение: «В завершение двух рак‘атов Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) садился на левую ногу и половину правой. В заключительном же рак‘ате он выдвигал левую ногу, выставлял правую и садился на ягодицы».

Сидение – это состояние расслабления тела, когда молящийся садится на свою левую ногу (согнув, «подстилает ее») при первом сидении для ташаххуда. Это сидение называется аль-ифтираш («делать подстилом»). А в последнем сидении он выдвигает (согнутую) левую ногу вперед (из-под ягодицы) и садится на левую ягодицу. Это сидение называетя ат-таваррук («сидение на ягодице»). В обоих случаях правая нога остается выставленной, а ее пальцы направлены в сторону киблы. Такая поза укрепляет правую сторону тела и делает ее более решительной, благодаря чему мусульманин отличается от других. Он активен в движении, легок в нападении и отступлении, тверд при встрече с врагом, когда наполняются кровью глаза и раскаляется пламя сражения. Данное сидение воплощает умиротворение и демонстрирует состояние покоя как одного из проявлений смиренности. В стоянии воплощается любовь к Всевышнему, в поясном поклоне – почитание, в падении ниц – покорность и сломленность. Все это аспекты, составляющие смиренность, о которых говорилось выше. В этом благословенном сидении молящийся произносит самые совершенные и лучшие из приветствий вместо тех, которыми люди приветствуют друг друга при встрече или посещении. Люди приветствуют своих монархов и высокочтимых лиц посредством различных фраз: «Доброго вам утра», «Желаю вам долгих лет и всяческих благ», «Да продлит Аллах ваши годы», «Желаю вам прожить тысячу лет». Кто-то преклоняется перед своим господином, кто-то просто отдает честь. Приветствия, которыми обмениваются люди, содержат речи и действия, вызывающие одобрение у того, кому они предназначаются. Аль-Хасан аль-Басри (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Люди времен джахилии приветствовали своих идолов словами: “Желаю тебе вечной жизни”. Когда явился Ислам, им было велено посвящать самые благие и наилучшие из тех приветствий Аллаху». Под приветствием подразумевается приветствие со стороны раба, адресованное Живому, Который не умирает, ибо Пречистый Аллах заслуживает этих приветствий более, чем кто-либо. Приветствие подразумевает желание жизни, существования и вечности. И никто не заслуживает такого приветствия, кроме Живого, Вечного, Который не умирает, царство Которого не исчезает. То же самое верно и в отношении «молитв»[27], ибо никто не заслуживает поклонения, кроме Всемогущего и Великого Аллаха. Молитва другому является одним из тягчайших проявлений неверия и многобожием. Так же дело обстоит и со словом «благие [речи]». Оно является определением опущенного определяемого – благие речи, деяния, имена и качества свойственны одному лишь Аллаху. Он является Благим, благи Его действия, Его качества наиболее прекрасны, так же как и Его имена, одним из которых является Благой. От Него исходит только благое, к Нему восходит только благое, к Нему приближается только благое, и к Нему поднимаются благие речи.

Все благое принадлежит Аллаху, связано с Ним, исходит от Него и возвращается к Нему. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах Благой и принимает только благое». В хадисе, в котором описывается случай излечения больного посредством заклинания, приводимом у Абу Давуда, в частности говорится: «Ты – Господь благих». И приблизятся к Всевышнему лишь благие. В Судный день ангелы обратятся к обитателям Рая со словами: «Мир вам! Вы были хороши. Входите же сюда навечно! »1 Коль Пречистый Аллах является Благим абсолютно во всех отношениях, то благие слова, благие деяния, благие качества, благие имена – все это присуще Ему и не подобает никому, кроме Него. Напротив, какая бы вещь ни оказывалась благой, она такова только благодаря Его благости. Благость всего, кроме Него, – от Его благости. И заслуживает этого благого приветствия только Он. Поскольку пожелание мира является одной из разновидностей приветствия, и мусульманин призывается к тому, что его оживляет, и Пречистый и Всевышний Аллах – Тот, у Кого испрашивают мира для Его рабов, которых Он выделил поклонением Себе и избрал для Себя, – постольку Он повелел начинать это приветствие с пожелания мира самому уважаемому, самому любимому и самому близкому к Нему из них – Мухаммаду (да благослвовит его Аллах и приветствует). Далее предписывается произнести два свидетельства, которые являются ключом к Исламу. Таким образом, раб начинает молитву с произнесения такбира, восхваления, прославления и возвеличивания Аллаха, утверждения единства Его господства и единства Его божественности и завершает молитву свидетельством, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Его раб и посланник. Это приветствие предписывается произносить после совершения каждых двух рак‘атов молитвы. В случае с молитвой, состоящей из более чем двух рак‘атов, сидение для ташаххуда уподобляется сидению между двумя земными поклонами. Сидение для ташаххуда позволяет телу расслабиться перед совершением очередных двух рак‘атов с возобновленной энергией и силой, которых не было бы, если бы молиться приходилось без этого перерыва. В связи с этим в допонительных молитвах предпочтительно совершать не по четыре, а по два отдельных рак‘ата.

Слова приветствия, произносимые в конце молитвы, являются введением к последующему испрашиванию молящимся удовлетворения своих нужд. Так, в заключительной части молитвы мусульманин принимает сидячую позу, выражающую надежду и страх, в которой просит своего Господа о неотложном, произнося прежде слова приветствия (ташаххуд) в качестве преддверия к просьбе. Далее он желает благословения пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует), благодаря которому мусульманская община удостоилась этого дара и счастья. Молящийся как будто ищет приближения к Пречистому Аллаху посредством выражения своего поклонения Ему, через вознесение Ему хвалы, произнесение свидетельства относительно единства Аллаха и истинности пророческой миссии Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) и пожелание ему благословения. После этого молящемуся словно говорится: «Выбери угодные себе просьбы. Если первое являлось твоим долгом, то последнее является твоим правом».

Желать благословения семье Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) наряду с пожеланием благословения ему самому предписано с тем, чтобы доставить Посланнику Аллаха большую радость в виде проявления уважения к ней и пожелания ей благословения. Для пророка Мухаммада и его семьи следует просить такого же благословения Аллаха, каким Он благословил пророка Ибрахима (да пребудет над ним мир) и его семейство. Поскольку все жившие после Ибрахима пророки относятся к его семейству (и были благословлены), лучшим для Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) благословением является благословение, подобное благословению Ибрахима и всех пророков, явившихся после него, как и благословение его семьи и верующих. Вот почему эта форма пожелания благословения является самой полной и наилучшей из тех, в которых можно его выразить, для Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Далее молящемуся велено искать защиты у Аллаха от всего зла, которое заключается в наказании жизни Последней, и его предпосылках. Наказание бывает двух видов: наказание могилы и наказание Геенны. Предпосылки наказания заключаются в смуте, которая делится на два типа: большая и малая. К первому относится смута Антихриста и искушение, возникающее перед самой смертью, ко второму – искушение, возникающее при жизни, от которого можно оправиться (посредством покаяния), в отличие от смуты Антихриста и смуты смерти. Ибо тому, кто подвергся этому типу смуты, оправиться от него не удастся.

Далее молящемуся позволено обратиться к Всевышнему с любыми просьбами, связанными с жизнью как земной, так и Последней. Эти просьбы предпочтительней и полезней произносить перед приветствием, нежели после него. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обращался к Всевышнему в большинстве случаев непосредственно в молитве и на всем ее протяжении – с самого начала и до самого завершения. Он произносил различные молитвословия в начале молитвы, при совершении поясного поклона, выпрямившись после поясного поклона, при падении ниц, сидя между двумя земными поклонами, при произнесении ташаххуда перед приветствием – в состоянии беседы с Всевышним и близости к Нему. Ибо вероятность того, что на просьбу, произнесенную при совершении молитвы, будет получен ответ, более велика, чем в случае с просьбой, произнесенной после ее окончания. На вопрос «На какую из просьб Всевышний ответит скорее? » Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «В глубине ночи и по завершении обязательных молитв». Под завершением молитвы подразумевается ее последняя часть (перед приветствием). Однако под этим может подразумеваться и полное завершение молитвы в соответствии со словами Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «По завершении каждой молитвы они прославляют, восхваляют и возвеличивают Аллаха тридцать три раза».

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь