Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Молитвословия, которые рекомендуется произносить после приветствия в соответствии с Сунной



Это заключительный этап благословенного путешествия (после стояния, поясного поклона и падения ниц) – сидение для ташаххуда. Выше было рассказано, какую при этом позу принимает тело и что произносится. Это, воистину, сидение раба подобострастного и благоговеющего, которого покрывает умиротворение и которого окружает милость Аллаха. При этом исполненном смирения сидении раб обращается к Всевышнему с различными просьбами, что является апогеем молитвы. Таким образом, в слове ас-салят («молитва») в значительной степени отражено его лексическое значение – ад-ду‘а («молитва»). Ибо вся молитва состоит из обращений к Всевышнему.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) во время совершения молитвы произносил различные по содержанию молитвословия. Также он одобрил некоторые молитвословия, произнесенные сподвижниками. После испрашивания у Аллаха защиты от четырех вещей Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) повелел просить у Аллаха по своему усмотрению. Однако, как считали многие ученые, испрашивание защиты от вышеназванных четырех зол является обязательным. «О Аллах, я прибегаю к Тебе от смуты могилы, пребегаю к Тебе от смуты Антихриста, пребегаю к тебе от смуты жизни и смерти. О Аллах, я прибегаю к Тебе от греха и долга»1.

В завершение молитвы Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) произносил также следующие молитвословия: «О Аллах, я прибегаю к Тебе от зла того, о чем мне известно, и от зла того, о чем мне неизвестно». Другими словами, прибегаю к Тебе от зла совершенных мной злодеяний и зла не совершенных мной благодеяний и послушаний. «О Аллах, посредством Твоего знания о сокровенном и власти над тварями оставь меня в живых до тех пор, пока Тебе известно, что жизнь во благо мне, и умертви меня, если кончина лучше для меня. О Аллах, я прошу [Твоей помощи в том, чтобы] страшиться Тебя в уединении и на виду, говорить слова истины и справедливости в гневе и довольстве, быть умеренным в бедности и богатстве. Я прошу у Тебя непреходящих благ и непрерывающегося покоя, прошу у Тебя довольства после Твоего решения, прошу у Тебя прохладу жизни после смерти, прошу у Тебя наслаждение лицезреть Твой лик, прошу у Тебя тоску по встрече с Тобой не в зловредном несчастье и не в ведущей к заблуждению смуте. О Аллах, укрась нас украшением веры и сделай нас ведущими по прямому пути, следующими по нему»1. Слова этого молитвословия несут глубочайший смысл и содержат великую пользу.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) обучил Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) следующим словам: «О Аллах! Поистине, я притеснил себя великим притеснением, и никто, кроме Тебя, не простит грехов. Так прости же мне прощением от Себя и смилуйся надо мной. Поистине, Ты – Прощающий, Милосердный»2. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) повелел своей супруге ‘Аише – дочери Абу Бакра (да будет доволен Аллах ими обоими) произносить следующее молитвословие: «О Аллах, я прошу у Тебя всего блага – близкого и отдаленного, известного мне и неизвестного; и прибегаю к Тебе от всего зла – близкого и отдаленного, известного мне и неизвестного. О Аллах, я прошу у Тебя Рай и те из речей из деяний, которые к нему приближают; и прибегаю к Тебе от Огня и от тех из речей и деяний, которые к нему приближают. И прошу у Тебя лучшее из того, о чем просил Тебя Твой раб и посланник Мухаммад; и прибегаю к Тебе от худшего из того, от чего прибегал к Тебе Твой раб и посланник Мухаммад. И прошу Тебя сделать исход всякого дела, которое Ты предопределил мне, благим».

Одно из заключительных молитвословий, произносившихся Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) между ташаххудом и приветствием, таково: «О Аллах, прости мне то, что я совершу, и то, что я уже совершил, то, что я утаил, и то, что я обнаружил, то, в чем я был расточителен, и то, о чем Тебе известно лучше, чем мне. Ты – Выдвигающий вперед, и Ты – Отводящий назад. Нет бога, кроме Тебя».

Таким образом, начало и конец этого благословенного и благого пути (молитвы) оказываются схожи в том, что касается очищения раба как в физическом отношении, так и в абстрактном. Так, омовение, которое является ключом к молитве, представляет собой физическое и духовное очищение одновременно. Ибо с произнесением молитвословий, предусмотренных после совершения омовения, тело вместе с каплями воды покидают грехи: «О Аллах, введи меня в число кающихся и очищенных. Пречист Ты, о Аллах, и Достохвален; свидетельствую, что нет бога, кроме Тебя, прошу у Тебя прощения и приношу Тебе покаяние». В этом молитвословии содержится просьба простить грехи и ослушания, которые покрывают сердце человека подобно тому, как грязь и шлаки покрывают его тело. Это касается ключа к молитве (омовения). После ее начала (такбирату аль-ихрам) также предусмотрено произнесение соответствующих – «предваряющих» – славословий (приводились выше), в частности: «О Аллах, отдали меня от моих прегрешений подобно тому, как Ты отдалил Запад от Востока. О Аллах, очисти меня от моих грехов подобно тому, как очищается белое платье от грязи; и омой меня от моих грехов водой, снегом и градом». В данном молитвословии содержится настоятельная просьба об очищении и избавлении от грязи ослушаний. Аналогично по содержанию молитвословие, произносимое в заключительной части молитвы перед приветствием – завершением молитвы: «О Аллах, прости мне то, что я совершу, и то, что я уже совершил, то, что я утаил, и то, что я обнаружил, то, в чем я был расточителен, и то, о чем Тебе известно лучше, чем мне. Ты – Выдвигающий вперед, и Ты – Отводящий назад. Нет бога, кроме Тебя». Это последнее, что следует произность перед завершением молитвы.

 

Приветствие

 

Молитва, являющаяся усладой очей, напоминает то ощущение покоя, которое раб испытает в Раю. Свое успокоение и истинный отдых Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) находил в молитве: «Позволь нам отдохнуть посредством ее, о Биляль! » – говорил он своему муаззину. Усладу очей верующие обретут и в Раю: «Ни один человек не знает, какие услады для глаз сокрыты для них в воздаяние за то, что они совершали»1. В молитве, так же как и в Раю, раб прославляет Аллаха, восхваляет Его, есть в ней место и приветствию: «Там они будут взывать: “Пречист Ты, Аллах! ” Там их приветствием будет слово: “Мир! ” А их молитвы будут завершаться словами: “Хвала Аллаху, Господу миров! ”»2.

Ибн аль-Кайим (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Молитва завершается приветствием, с произнесением которого молящийся выходит из нее. Приветствие представляет собой пожелание со стороны имама стоящим позади него мира, который составляет основу всякого блага. Молящиеся позади имама также выходят из молитвы с произнесением приветствия. Таким образом, коллективаная молитва завершается пожеланием мира как имаму, так и молящимся. Молящийся самостоятельно также выходит из молитвы с произнесением приветствия. Это наилучший способ завершения молитвы, так же как и наилучшим способом ее начала является такбир. Молитва начинается с возвеличивания Всевышнего Господа. Это подразумевает утверждение для Него всего присущего Ему совершенства, очищение Его от всякого недостатка и порока и свидетельство о том, что все это, наряду с возвеличиванием и почитанием, подобает лишь Ему. Такбир вобрал в себя все составные части молитвы в виде совершаемых в ней движений, поз и произносимых в ней речей. Молитва, с самого ее начала и до завершения, представляет собой детальное изложение смысла фразы “Аллах превелик”».

 

Обнови свою молитву

Это все, что нам представилась возможность рассказать о составных элементах молитвы, описав ее. Молитвы, которая является успокоением очей и радостью опечаленного сердца. Мусульманину надлежит стремиться совершать молитву вышеописанным образом и в соответствующем виде, чтобы она служила для него усладой очей во время его земного пребывания. А этого можно достичь путем ее улучшения (обновления), оживления и заботы о ней. Ибо молитва многих людей дряхлеет подобно тому, как ветшает и приходит в негодность одежда. При этом человек начинает молиться и не ощущать от молитвы наслаждения. Приступив к молитве, он завершает ее в том же состоянии, в каком начал. В связи с этим она является для него тяжким бременем: «Воистину, молитва является тяжким бременем для всех, кроме смиренных». Вероятно, дорогой брат, у тебя возникнет вопрос: а каким образо можно обновить молитву и оживить ее? Знай же, что обновление молитвы основывается на двух принципах: первый – обновление слов, второй – обновление смысла. Под обновлением слов подразумевается произнесение в молитве максимально большого и разнообразного количества славословий и молитвословий, что не является трудновыполнимым и излишне обременительным. Но что, если молитва совершается на протяжении долгих лет и при исполнении поясного поклона произносятся лишь слова «Пречист мой Великий Господь»? Да, этих слов достаточно для этого столпа молитвы. Однако имеется множество других молитвословий и славословий, предусмотренных для произнесения при совершении поясного поклона и переданных от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), которые питают сердце и обостряют ум, благодаря чему возникает смиренность в сердце и в теле. Это то, что подразумевается под обновлением слов. К сожалению, в мусульманской общине есть люди, которые знают наизусть множество стихов и фрагментов литературных произведений, помнят множество высказываний политиков и людей известных, но при этом они в своем падении ниц никогда не произносили: «Пали перед Тобой ниц моя душа и ум, уверовало в Тебя мое сердце», как ни разу не произносили при поясном поклоне: «Смирились перед Тобой мой слух, мое зрение, мой мозг, мои кости, мои нервы и то, что несут мои ноги». То же самое можно сказать в отношении всех других столпов молитвы и поощряемых действий.

Под понятие «обновление слов» подходит также знание наизусть Корана, используемое для чтения после «Открывающей Книгу». О том, кто читает после «Открывающей Книгу» одну и ту же короткую суру (или две) и продолжает поступать так на протяжении долгих лет, можно сказать, что он весьма ограничен в деле оживления молитвы и ее обновления, особенно если он является имамом и руководит коллективной молитвой.

Второй принцип (обновление смысла) подобен бескрайнему морю и полноводной реке. Для его реализации необходим искусный ныряльщик, который мог бы достичь его глубин и краев, чтобы извлечь величайшие блага, ценные жемчужины и раковины. Обновление смысла означает толкование речи Всемогущего и Великого Аллаха и речи Его Посланника (да благословит его Аллах и приветствует). Это дело, которое обновляется на протяжении времен. Ибо чудеса Корана нескончаемы, как не иссякает и мудрость пророческой Сунны и не исчезает ее благословение.

 

В обществе смиренных

«А тех, которые сражаются ради Нас, Мы непременно поведем Нашими путями. Воистину, Аллах – с творящими добро! »1 Дорогой брат, возможно, ты – после того, как проделал этот путь в виде молитвы, служащей усладой очей, и предшествовавшего этому описания смыслов смиренности, ее проявлений и обуславливающих факторов, смысла наущений и способов избавления от них – заметил, что достижение молитвы, служащей усладой очей, является задачей непростой. Возможно, в глубине души ты полагаешь, что это находится за гранью человеческих возможностей и свойственно лишь приближенным ангелам, которые денно и нощно, не переставая и не уставая, прославляют Аллаха, либо что это под силу пророкам, поддерживаемым Откровением. В связи с этим мы завершаем настоящую книгу небольшим разделом, который позволит нам побывать в обществе смиренных. В этом разделе мы познакомимся с некоторыми из их переживаний и изречений. Это поможет нам следовать по их пути и жить их жизнью – жизнью борцов, благодаря которой можно достичь жизни на верной стезе – той благой жизни, которую Аллах обещал Своим верующим рабам: «Верующих мужчин и женщин, которые поступали праведно, Мы непременно одарим прекрасной жизнью»2. Эта жизнь и в самом деле отличается от привычной человеческой жизни: «Неужели те, которые приобретали зло, полагали, что Мы полностью приравняем их к тем, которые уверовали и совершали праведные деяния, как при жизни, так и после смерти? Как же скверны их суждения! » Это совсем иная жизнь: «Разве тот, кто был мертвецом и кого Мы вернули к жизни и наделили светом, благодаря которому он ходит среди людей, подобен тому, кто находится во мраках и не может выйти из них? »

Это по праву счастливая жизнь, о которой ведут толки люди. Однако далеко не каждый, кто желает обрести благо, его достигает в действительности.

Ибн аль-Кайим (да смилуется над ним Аллах) после перечисления степеней благой жизни в виде жизни, в которой присутствует устремление и желание, жизни, исполненной благого нрава и похвальных качеств, жизни радости, счастья и услады очей, обретенной от ощущения близости Всевышнего, говорит о ней следующее: «Эта жизнь возникает после обретения вожделенного, благодаря которому обретают покой очи его искавшего. Без него его жизнь является бессмысленной. Это жизнь, вокруг которой ведут разговоры люди, которые – за исключением немногих – неспособны найти к ней дорогу. Ибо они последовали по пути, который к ней не ведет, а напротив – отдаляет. Помыслы всех людей устремлены к обретению благой жизни, но большинство ее лишается. Причина же лишения этой жизни кроется в следующем: 1) слабость рассудка, различения и прозорливости; 2) слабость стремления и желания. Ибо в основе благой жизни лежит острая прозорливость и проникающее желание. Прозорливость, подобно зрению, может стать полной слепотой, быть подобной глазу с бельмом, глазу, пораженному куриной слепетой, офтальмией, а может быть полной сияния и света. Эти недостатки могут как являться врожденными, так и возникать под воздействием приобретенных факторов. Эта степень является наивысшей из степеней. Но как может удостоиться ее тот, чей рассудок пленен в стране страстей, чьи надежды связаны с достижением наслаждений, чья жизнь проходит в худшем из состояний, чья религия погублена ослушаниями и грехами, чьи стремления направлены на вещи низкие, чье убеждение не исходит из ниши пророчеств?

Может быть, ты скажешь мне: “Ты указал на жизнь, непривычную для живых мертвецов. Можешь ли ты описать путь к ней, чтобы получить что-либо из ее ощущений? Ибо мне стало очевидно, что жизнь, которую проживаем мы, является жизнью животных. И, возможно, животные превосходят нас в этом отношении в силу того, что они не совершают порицаемого и мерзостей, и их исход будет добрым”.

Я отвечу: “Клянусь Аллахом, твое стремление к этой жизни и желание узнать о ней свидетельствует о том, что ты живой, а не мертвец. Начало этого пути заключается в познании Аллаха и познании пути, ведущего к Нему. Пути, способного прожечь темноту натуры лучами прозорливости. Благодаря этому в твоем сердце возникнет блюститель из блюстителей жизни Последней, который всецело будет тянуться к ней, отрешится от привязанностей к бренному. Этому будет также способствовать усердие в принесении искренного покаяния, совершение предписаний религии, видимых и скрытых, и воздержание от запретов, видимых и скрытых. Этот блюститель станет на страже сердца и не будет позволять возникать в нем мыслям, неугодным Аллаху, как и мыслям непотребным и бесполезным. Благодаря этому сердце очистится от разговора души и ее наущений, избавится от ее плена и обретет свободу. Тогда сердце всецело предастся поминанию своего Господа, любви к Нему и обращению к Нему, выйдет из дома собственного нрава и души на простор уединения со своим Господом и поминания Его. Как сказано:

Я отдалюсь от жилищ,

И поведаю о тебе своей душе в одиночестве.

Тогда сердце, мысли сердца и разговоры души объединятся в стремлении к своему Господу и тоске по Нему. И если все это будет искренним, то в сердце возникнет любовь к Посланнику (да благословит его Аллах и приветствует). Связанная с этим духовность овладеет сердцем, и оно примет Посланника в качестве своего имама, учителя, наставника, шейха и примера для подражания, каким сделал его Аллах – Своим пророком, посланником и указующим путь к Нему. Затем человек станет изучать его жизненный путь, основы его миссии, обстоятельства ниспослания Откровения, знакомиться с его качествами, нравом и этикетом поведения в движении и покое, наяву и во сне, в поклонении и общении со своей семьей и сподвижниками, пока не уподобится им”»1.

Борение с душой проявляется в совершении дополнительных ночных молитв. Выше упоминалось о том, что ночное бдение является школой, в которую необходимо поступить для обучения смиренности. Тому же, кто ее не пройдет, не следует рассчитывать на обретение смиренности. У аль-Хакима приводится передаваемое со слов Абу Йа‘лы аль-Бахили (да будет доволен им Аллах) сообщение о том, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Совершайте дополнительные ночные молитвы. Таков обычай праведников, живших до вас. Это приблизит вас к вашему Господу, поспособствует прощению злодеяний и удержит от греха». В другой версии этого хадиса говорится: «…и изгонит из тела болезни». И поскольку мирская жизнь является обителью, предоставленной для достижения счастья в жизни Последней, местом, где ведется торговля ею, подготовлением к движению и пришествию к ней, а осуществляемые в ней торги, товары и доходы различны, и понесет убыток в ней тот, кто не надеется на воздяние после смерти и пребывает в заблуждении, а ночная молитва является наиболее ходовым и ценным товаром, – то тому, кто обладает умом и кому он служит во благо, следует позаботиться себе и обзавестись этим товаром. Он станет радоваться наступлению ночи, желать ее продолжения и печалиться из-за ее быстротечности и завершения. Ибо ночь – время оживления душ, их радостей и услад, пребывания в торжестве и веселье, усердствования в просьбах и мольбах.

Представая в ночных молитвах перед своим Творцом и усердствуя в обращении к Нему, души пропитываются ароматом благоуханий разговора с Всевышним, озаряются светом приближения к Нему и переживаниями своих бдений. Они вспоминают о своих упущениях, былых оплошностях, временах праздности, стараются и усердствуют, ведут приготовление, лелеют надежды, обращаются с просьбами, ищут приближения, взывают и покорно умоляют.

Йахйа ибн Му‘аз ар-Рази сказал: «Мирская жизнь – место торговли верующих, ночь и день – их капитал, благодеяния – их товар, вечное пребывание в Раю – их доход, вечное пребывание в Аду – их убыток.

Ликуй при наступлении ночи.

Возможно, будет в ней благо, на которое ты надеешься.

В ее покрывале, если ты накинешь его, –

Защита от всякой опасности и щит.

Опусти в ней веки, проливая слезы,

Будто они – дождевые тучи.

И простаивай ее, пусть даже под лампадами,

И стой в ней, пусть даже на копьях.

И взывай к Оберегающему, с Которым связаны

Рукояти надежд людей и джиннов.

«Вероятно», «возможно» и устремления направлены к Нему.

В Нем то, что ты хочешь и чего желаешь.

Он дарует тебе от Себя искреннее покаяние,

Благодаря которому ты получишь от Него душевный покой.

И покинет тебя чернь ослушаний,

Подобно тому как рассвет прогоняет мрак ночи.

Тебя ожидают – если бы ты знал! – дела,

Которые привели бы в замешательство великие умы.

Ты нуждаешься в Его утешении в горе,

Мысли о котором сделали бы седыми головы детей.

Так бойся же Его, ведь так полагается,

И надейся на Него, ведь с Ним связываются надежды! 1

Поскольку совершение дополнительной ночной молитвы является одной из самых выразительных особенностей смиренных верующих, упоминание о ней встречается в нескольких местах Священного Корана. Так, еще до того, как было вменено в обязанность совершение обязательной молитвы, Всевышний повелел Своему Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) выстаивать ночь: «Они спали лишь малую часть ночи, а перед рассветом они молили о прощении»; «Они проводят ночи, падая ниц и стоя перед своим Господом»; «Они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой, и расходуют из того, чем Мы их наделили»; «Неужели тот, кто смиренно проводит ночные часы, падая ниц и стоя, страшась Последней жизни и надеясь на милость своего Господа, равен неверующему? Скажи: “Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают? ”»

Да! Помощь в совершении ночных молитв будет дарована лишь тем, кто обладает решимостью и знанием, кто обращается за помощью к Аллаху и совершает необходимые действия, являющиеся предпосылками такой помощи: воздержание перед отходом ко сну от обильного приема пищи, дневной отдых, сон в полуденные часы, избегание грехов и ослушаний, отказ от поедания запретного. Ведь скольким людям запретная пища не позволила бодрствовать ночью в молитвах, и скольким людям взгляд на запретное не позволил читать Коран!

Одним из факторов, способствующих совершению дополнительной ночной молитвы, является чистота сердца от злобы, опасение за собственную душу и лелеяние надежды. Однако самым действенным из этих факторов является любовь к Всемогущему и Великому Аллаху и твердая убежденность в том, что человек находится под беспрестанным наблюдением Всевышнего: «Какой бы поступок ты ни совершал, что бы ты ни читал из Корана и что бы вы ни совершали, Мы наблюдаем за вами с самого начала»; «Который видит тебя, когда ты выстаиваешь молитвы по ночам и двигаешься (совершая молитву) среди падающих ниц». Аль-Фудайл ибн ‘Айад (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Когда заходит солнце, я радуюсь темноте, ибо тогда я могу уединиться с моим Господом. А когда встает солнце, я печалюсь от того, что меня станут посещать люди». Абу Сулейман ад-Дарани сказал: «Молящиеся ночами получают в это время большее наслаждение, чем любители забавы от своих потех».

О люди ночи, будьте усердны.

Возможно, глас будет услышан.

Простаивать ночь станет лишь тот,

Кто обладает решимостью и усердием.

 

Имам смиренных демонстрирует пример своей общине

 

Имам смиренных, господин пророков и печать посланников Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) явил своей общине наилучший пример высокого борения с душой и благородного нрава. Долгие ночные часы, предпочтя довольство своего Господа, он проводил, стоя в молитве, вплоть до того, что на его ступнях образовывались трещины. Он являлся благодарным рабом своего Прощающего Господа. С самого начала нисхождения к нему с Откровением Верного Духа – ангела Джибра’иля (да пребудет над ним мир) и до дня, когда он покинул бренный мир, предпочтя близость к Господу миров, он не спал, хотя его глаза и смыкались. На вопрос матери верующих Правдивейшей, дочери Правдивейшего, ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах): «Спишь ли ты перед тем, как совершить молитву витр? » – Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «О ‘Аиша, если и спят мои глаза, то не спит мое сердце».

Что касается того, из какого количества рак‘атов состояла ночная молитва Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), то относительно этого есть следующий хадис ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах): «Ни в рамадане, ни в какое-либо иное время Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не молился более одиннадцати рак‘атов. Он совершал четыре рак‘ата, но не спрашивай о том, насколько они были хороши и продолжительны. Затем он вновь совершал четыре рак‘ата, но не спрашивай о том, насколько они были хороши и продолжительны. Затем он совершал три рак‘ата». Что касается того, какие суры читал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) во время своего ночного бдения, то относительно этого великий сподвижник Хузейфа ибн аль-Йаман сообщил нам следующее: «Однажды ночью я молился вместе с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует). Он начал читать суру “Корова”, и я подумал: “Он совершит поясной поклон после сотого аята”. Но Посланник Аллаха продолжил чтение. Тогда я подумал: “Он совершит поясной поклон после двухсотого аята”. Но Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) продолжил чтение. Тогда я подумал: “Он совершит поясной поклон, когда закончит эту суру”. Но Посланник Аллаха продолжил чтение. Затем он начал читать суру “Женщины” и прочел ее до конца, затем – суру “Семейство ‘Имрана” и прочел ее до конца. Он читал ее размеренно. Прочитывая аят, в котором упоминалось о прославленни Аллаха, он прославлял Его; когда он прочитывал аят, в котором упоминалось просьбе, обращенной к Аллаху, он просил Его; когда он прочитывал аят, в котором упоминалось о поиске защиты у Аллаха, он просил у Него защиты. Затем Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершил поясной поклон и произнес: “Пречист мой Великий Господь”. В поясном поклоне он находился так же долго, как и во время стояния. Затем он выпрямился и произнес: “Услышал Аллах того, кто восхвалил Его”. Он продолжил стоять столько же, сколько пребывал в положении поясного поклона. Затем он пал ниц и стал произносить: “Пречист мой Высочайший Господь”. В земном поклоне он находился то же время, что и в поясном поклоне».

Со слов ‘Абдуллаха ибн Хаббаба ибн аль-Аратта (да будет доволен им Аллах) передается рассказ его отца, который однажды наблюдал за тем, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) совершал молитву всю ночь до самого рассвета. Когда Посланник Аллаха, закончив молитву, произнес приветствие, он спросил его: «О Посланник Аллаха, да станут мои отец и мать выкупом за тебя! Этой ночью ты молился так долго, как я никогда прежде не видел». На что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Да, это была молитва надежды и страха. В ней я просил моего Господа о трех вещах. И Он даровал мне две и отказал в одной. Я просил моего Господа не губить нас за то, за что Он погубил общины, которые были прежде нас. И Он даровал мне это. Я просил моего Господа, чтобы нас не одолевал противник не из нашего числа. И Он даровал мне это. И я просил моего Господа не разделять нас на партии. И Он отказал мне в этом»1.

Прекрасный пример нам являют и наши благочестивые сподвижники, которые последовали по стезе Пророка, в лице сподвижников, их последователей и всех тех, кто последовал за ними искренне и точно вплоть до Судного дня. В их жизненных путях, изречениях, действиях, смиренности и усердии, которые они проявили в поклонении своему Господу, пример для тех, кто извлекает поучение, и назидание для тех, кто извлекает напоминание. Да смилуется Аллах над Ибн ар-Руми, который описал их следующим образом:

Их тела отрываются от лож,

Среди них либо страшащийся,

Которого ждет успокоение,

Либо исполненный надежды.

Они оставили удовольствие сна,

И предпочли не смыкать глаз,

И выжидали звездные ночи.

Если взглянуть на них,

То им словно пригрозили пальцем,

И стенают они, будто нагрянула беда.

Они касаются земли щеками в мольбах,

Их глаза проливают слезы.

И взывают они: «О Владыка наш,

О Творящий прекрасное,

Прости нам наши грехи

Ради смиренных лиц,

Прости нам наши грехи

Ради слезных глаз.

Ты наш единственный заступник!

И получили они ответ, который не слышали:

«Не пропадет то, что вы делаете, о рабы Мои.

Ведите торг в послушании Мне,

Извлечете прибыль в товаре.

И предоставьте мне ваши души,

Они будут в сохранности».

Абу Хамид аль-Газали (да смилуется над ним Аллах) в своей книге «Ахбар аль-хаши‘ин» («Повествования о смиренных») сказал: «Да будет тебе известно, что смиренность есть плод веры и результат убежденности, возникающей вследствие осознания величия Всемогущего и Великого Аллаха. Смиренность приводит к тому, что раб становится смиренным как во время совершения молитвы, так и вне ее. Смиренность порождается знанием раба о том, что на него распространяется всеведение Всевышнего Аллаха, познанием Его величия и признанием собственных упущений. Эти познания рождают смиренность, и проявляются они не только в молитве. Так, ар-Раби‘а ибн Хайсама по причине того, что он был старателен в удерживании взгляда от всего непристойного и потуплял взор, люди принимали за незрячего. Он приходил к Ибн Мас‘уду в его дом на протяжении двадцати лет. Встретив его, девушка-невольница Ибн Мас‘уда говорила своему господину: “Пришел твой слепой товарищ”, отчего Ибн Мас‘уд улыбался. Когда ар-Раби‘а стучал в дверь, невольница выходила к нему, а он стоял, опустив глаза. Глядя на него, Ибн Мас‘уд говорил: “А ты сообщи благую весть смиренным1. Клянусь Аллахом, если бы тебя увидел Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) то обрадовался бы тебе”. В другой версии говорится: “...то полюбил бы тебя”».


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.054 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь