Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Величина испытаний пропорциональна твердости убеждения



 

‘Амир ибн ‘Абдуллах был одним из тех людей, которые совершали молитву наиболее смиренным образом. Как-то его спросили: «Говоришь ли ты о чем-нибудь сам с собой в молитве? » На что он ответил: «Да. Я представляю себе, как я стою перед Всемогущим и Великим Аллахом и что мне предстоит отправиться либо в Рай, либо в Ад». Его спросили: «Посещают ли тебя мысли, связанные с мирской жизнью, какие посещают нас? » ‘Амир ответил: «Я скорее предпочту оказаться растерзанным копьями, чем испытать в моей молитве то, что испытываете вы». (Сообщение упоминалось выше.)

В числе таковых можно упомянуть и Муслима ибн Йасара – человека, не услышавшего, как в мечети обрушилась одна из колонн. Сообщается, что одну из конечностей ‘Урвы ибн аз-Зубейра поразила гангрена и ее надлежало ампутировать. Тогда хирургу сказали, что во время совершения молитвы он не чувствует, что с ним происходит, и конечность ампутировали, когда ‘Урва молился.

Один из праведных предшественников сказал: «Молитва – не из мира сего. Если человек приступит к совершению молитвы, то покинет бренный мир». У другого спросили: «Говоришь ли ты сам с собой во время молитвы о чем-нибудь из дел жизни ближайшей? » На что тот ответил: «Нет, ни в молитве, ни вне ее». У третьего спросили: «Вспоминаешь ли ты о чем-либо в молитве? » Он ответил: «Разве есть для меня что-либо дороже, чем молитва, о чем бы я вспоминал, совершая ее? » Абу ад-Дарда’ (да будет доволен им Аллах) говаривал: «Благоразумен тот, кто закончит свое дело прежде, чем приступит к молитве, чтобы совершить ее со свободным сердцем».

 

Наставление и упрек

У ан-Наса’и со слов ‘Абдрахмана ибн Анбари приводится хадис, имеющий достоверный иснад, в котором говорится о том, что однажды Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершил молитву и пропустил один из аятов суры, прочитанной после «Открывающей Книгу». Закончив молитву, он спросил: «Какую суру я читал? » Сподвижники ничего не ответили. Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) спросил Убайа ибн Ка‘ба (да будет доволен им Аллах) и тот ответил: «Ты прочел такую-то суру и пропустил такой-то аят. Но мы не знаем, отменен он или упразднен». Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Ты подходишь для этого, о Убай». Затем он повернулся к остальным и сказал: «Что станет с людьми, которые приходят на молитву, заполняют ряды и среди которых находится их Пророк, и при этом они не знают, что он читает им из Книги их Господа? Так же поступали и сыны Исра’иля, и Всмогущий и Великий Аллах внушил их пророку: “Скажи своему народу: ‹Вы приводите ко Мне свои тела, предоставляете Мне свои языки, но отстутствуете своими сердцами. Пусто то, что вы совершаете›”»1.

 

После борения душа привыкает к послушанию и ощущает его сладость

 

Необходимо утруждать душу, подходить к ней со всей серьезностью и усердием, устрашать ее тем, что кто-то другой опередит ее на пути к Всемогущему и Великому Аллаху, предостерегать ее от того, чтобы кто-то другой завладел тем, что у Всевышнего, без нее, – чтобы за одним делом следовало другое, за усердием – усердие. Абу Хамд аль-Харири в этой связи сказал: «Однажды я наведался к аль-Джаниду (да смилуется над ним Аллах) и застал его за долгой молитвой. После того как он ее завершил, я сказал ему: “Ты уже стар, твои кости непрочны, твоя кожа истончилась, твоя сила ослабла. Почему бы тебе не сократить некоторые молитвы? ” Он ответил: “Замолчи! Это путь, благодаря которому мы познали нашего Господа. Нам не следует делать в нем упущения. Душа способна сносить все, что ты на нее возлагаешь. Молитва – это связь, падение ниц – приближение. Поэтому Всевышний сказал: ‹а пади ниц и приближайся к Аллаху›1. Тот, кто оставит путь приближения, может последовать по пути отдаления”. Затем он произнес:

Я воздерживался от наслаждений,

Пока они не покинули меня.

Я принуждал свою душу оставлять их,

Но она противилась.

Некоторое время моя душа была сильна,

Но, увидев мое терпение в покорности,

Покорилась.

Душа такова, какой ее сделает юноша.

Если ее обнадежить,

Она станет лелеять надежду.

В противном случае – утешится».

Да будет тебе известно, что люди сильно различаются в этом отношении. Среди них есть такие, которые начинают получать наслаждение и удовольствие от совершения молитвы после непродолжительного усилия и недолгого времени, другие – после больших усилий и спустя долгое время. Это милость Аллаха, которой Он наделяет, кого пожелает1.

У Нафи‘а спросили: «Чем занимался Ибн ‘Умар, когда находился в своем жилище? » Тот ответил: «Он совершал омовение перед каждой молитвой и читал между ними Коран». Когда Ибн ‘Умар пропускал коллективную молитву, он постился день, молился ночь и освобождал раба. Незадолго до своей смерти Абу Муса аль-Аш‘ари (да будет доволен им Аллах) проявил необычайное усердие в поклонении, и ему сказали: «Почему бы тебе не остановиться либо пожалеть себя? » Абу Муса ответил: «Если коней отпускают и они достигают конца своего бега, они отдают все свои силы. А у меня осталось и того меньше». Он продолжил так поступать, пока не скончался.

 

Ночь Повелителя правоверных

Со слов аль-Мугиры ибн аль-Хакима передается такой рассказ: «Как-то Фатима бинт ‘Абдульмалик сказала мне: “О Мугира! Возможно, и были люди, которые молились и постились больше, чем ‘Умар ибн ‘Абдуль‘азиз, но я не видела человека, который бы страшился своего Господа сильнее, чем он. По возвращении домой он удалялся в свою молельную комнату, где рыдал и молил Всевышнего, пока его не одолевал сон. Проснувшись, он продолжал делать то же самое на протяжении всей ночи”»2.

О тот, чьи спят глаза и сердце,

Небрегущий поражением греха!

Почему бы тебе не пробудиться, когда крыло ночи

Растянулось от востока до запада,

И простоять в ней, проливая слезы,

Будто они льются из тучи.

И при этом в твоей груди пылает огонь сожаления,

Усиливающийся от края к краю,

Из-за тех ночей, которые ты провел,

Пустив своих коней на забаву и развлечение,

Будучи опьяненным хмелем вина похоти,

Поворачивая шею из-за красоты и самовосторжения.

Ты радуешься мимолетным наслаждениям,

Проходящим подобно ветру через огонь.

Ведь возможно, что юношу после радости

Постигает великое горе.

Аль-Асвад ибн Йазид проявлял усердие в поклонении и соблюдал пост в зной вплоть до того, что его тело становилось зеленым и уменьшалось. ‘Алькама ибн Йазид спрашивал его: «Почему ты себя истязаешь? » – на что тот отвечал: «Я желаю, чтобы оно удостоилось почтения». Он постился, пока его тело не зеленело, и молился, пока не валился с ног. Однажды к нему пришли Анас ибн Малик и аль-Хасан и сказали ему: «Всемогущий и Великий Аллах не велел тебе совершать все это». На что тот ответил: «Я находящийся в собственности раб и не оставлю из выражения покорности ничего».

 

Упорство в состязании

Передают, что в молельной комнате Абу Муслима аль-Хавлани был повешен хлыст и он говорил самому себе: «Поднимайся! Клянусь Аллахом, я буду тащить тебя, пока ты не устанешь прежде, чем я». Когда у него наступал спад, он брал свой хлыст и бил им по своей голени, говоря: «Ты больше заслуживаешь избиения, чем мое верховое животное». Также он говорил: «Полагают ли сподвижники Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), что этого удалось достичь только им – без нас? Нет, клянусь Аллахом! Мы непременно разделим участие вместе с ними. Пусть знают, что после себя они оставили достойных мужей»1.

О спящий ночь и день,

Продавец прибыли за убыток,

Взбирающийся на вершину грез,

Когда срок его истекает,

Небрегущий, когда дары обернулись

Для него заточенным лезвием!

Горе тебе, проснись, ибо сатана,

Бывший с тобой по соседству в мирской жизни, – худший из соседей.

Не спасут тебя ни наличие богатства,

Ни могущественные мужи,

Ни поджарые кони,

Вырывающиеся из облака пыли.

Поднимись, когда одеяния мглы опущены,

Затянув на себе изар,

Проливая из глаз слезы

И с пылающим огнем в груди,

И умоляй Того, Чья щедрость всеохватна,

Проливается ночью и днем.

О, воззови: «О Тот, Кто осветил

На небосводе семь планет,

Тот, благодаря Которому существует все

В творении из неподвижного и подвижного!

Твой раб совершил в отношении Тебя множество грехов,

В которых плывет словно в море,

Не имеющего берега, где можно

Было бы рассчитывать на спасение от гибели,

Кроме моей надежды на Тебя, которая течет

Несмотря на то, что перед ней будет закрыт путь.

Облагодетельствуй же его милостью прощения,

Которое омоет его от великих прегрешений.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь