Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ИМПЕРИИ ПРЕЗРЕНИЯ, ИМПЕРИИ ПОЧИТАНИЯ



 

Влияние культуры на экономическое развитие, сти­мулирующее или тормозящее, указывает на возможное препятствие на описанном в части второй пути победно­го марша Универсальной Истории. Современная эконо­мика — процесс индустриализации, детерминированный современной наукой — вынуждает гомогенизацию человечества и по дороге разрушает широкий спектр тради­ционных культур. Но он может и не выиграть каждую битву, сталкиваясь иногда с такими культурами и проявлениями тимоса, которые переварить трудно. А если про­цесс экономической гомогенизации остановится, то и будущее процесса демократизации окажется неясным. Хотя многие народы мира на сознательном уровне считают, что хотят иметь у себя капиталистическое процветание и либеральную демократию, не каждый из них сможет усвоить то и другое.

Таким образом, несмотря на явное отсутствие в на­стоящий момент системных альтернатив либеральной демократии, в будущем могут утвердиться некоторые новые авторитарные альтернативы, в прошлом, возмож­но, неизвестные. Эти альтернативы, если они возник­нуть, будут созданы двумя различными группами народов: теми, кто в силу культуральных причин постоянно терпит экономический крах, и теми, кто будет непомер­но успешен в капиталистической игре.

Первый феномен — возникновение антилиберальных учений из экономического краха — в прошлом уже слу­чался. Сегодняшнее возрождение исламского фундамен­тализма, коснувшееся практически любой страны мира со значительным мусульманским населением, может счи­таться реакцией мусульманских обществ на неудачу в по­пытках поддержать свое достоинство лицом к лицу с не­мусульманским западом. Под конкурентным прессом пре­обладающей в военном отношении Европы некоторые исламские государства в девятнадцатом — начале два­дцатого веках предприняли коренные модернизационные усилия в попытках ассимилировать западную практику, которую считали необходимой для сохранения конкурен­тоспособности. Эти модернизационные программы, как реформы Мэйдзи в Японии, состояли из всепроникающих попыток внедрить принципы западного рационализ­ма во все аспекты жизни — от экономики, чиновничьей структуры и армии до образования и социальной поли­тики. Наиболее систематические усилия в этом направ­лении предприняла Турция: Оттоманские реформы де­вятнадцатого века сменились в двадцатом реформами основателя современного турецкого государства Кемаля Ататюрка, старавшегося создать светское государство на основе турецкого национализма. Последним большим ин­теллектуальным импортом, воспринятым исламским ми­ром с Запада, был секулярный национализм, представ­ленный великим панарабским националистическим дви­жением Насера в Египте и партии БААС в Сирии, Лива­не и Ираке.

Но в отличие от реформ Мэйдзи в Японии, которая воспользовалась западными технологиями для победы над Россией в 1905 году и нападения на Америку в 1941 году, почти все исламские страны так и не усвоили импорти­рованные с Запада идеи и не достигли того экономичес­кого или политического успеха, на который рассчитыва­ли реформаторы девятнадцатого и начала двадцатого сто­летий. До пришествия нефтяного богатства в шестидеся­тых — семидесятых годах двадцатого века ни одна исламская страна не могла составить конкуренции Западу в эконо­мическом или военном смысле. Многие, конечно, оста­вались колониями в течение Второй мировой войны, а идея создания секулярного панарабского единства рухну­ла после унизительного поражения Египта от Израиля в 1967 году. Возрождение исламского фундаментализма, став­шее заметным после Иранской революции 1978—1979 гг., совсем не было случаем «традиционных ценностей», до­живших до современной эпохи. Эти ценности, искажен­ные и подпорченные терпимостью, были благополучно побеждены в течение предыдущих ста лет. Исламское возрождение было ностальгическим стремлением к преж­ним, более чистым ценностям, которые, как говори­лось, существовали в далеком прошлом» и они не были ни дискредитированными «национальными ценностями» недавнего прошлого, ни западными ценностями, столь неудачно пересаженными на Ближний Восток. В этом отношении исламский фундаментализм совсем не поверх­ностно напоминает европейский фашизм. Как и в случае фашизма, неудивительно, что фундаменталистское воз­рождение наиболее тяжело поразило самые с виду современные страны, потому что это их традиционные культуры оказались под наибольшей угрозой от импорта за­падных ценностей. Силу исламского возрождения мож­но понять только, если понять, насколько глубоко было ранено достоинство6 исламского общества двойной не­удачей: не вышло ни сохранить преемственность традиционной общественной структуры, ни успешно ассими­лировать технику и ценности Запада.

Даже в Соединенных Штатах можно заметить начало возникновения антилиберальных идеологий — отдален­ный результат различий отношений культур к экономи­ческой деятельности. В зените расцвета движения за граж­данские права большинство черного населения Америки жаждали полной интеграции в белое общество, подразу­мевавшее полное принятие доминантных культурных ценностей американского общества. Проблема черных американцев понималась не как проблема самих ценно­стей, а как проблема согласия белого общества признать достоинство черных, принимающих эти ценности. Но несмотря на отмену санкционированных законом барье­ров на пути равенства в шестидесятых годах и возникно­вение положительных программ действия, отдававших предпочтение черным, определенный слой американского черного населения не только не смог преуспеть эконо­мически, но фактически потерял почву под ногами.

Однако одним из политических результатов эконо­мической неудачи явилось все более часто слышимое утверждение, будто традиционные мерки экономическо­го успеха — работа, образование и занятость — представ­ляют собой не универсальные, но «белые» ценности. Вместо того чтобы стремиться к интеграции в слепое к цвету общество, некоторые черные лидеры подчеркива­ют необходимость черпать гордость в своеобразной афро-американской культуре с ее собственной историей, тра­дицией, героями и ценностями, равной культуре белого общества, но отдельной от нее. В некоторых случаях это стремление превращается в «афроцентризм», утвержда­ющий превосходство природной африканской культуры над «европейскими» идеями, такими как социализм и капитализм. Жажда признания достоинства этой отдель­ной культуры со стороны системы образования, работо­дателей и самого государства для многих чернокожих сменило жажду признания их недифференцированного человеческого достоинства, например христианского, до­стоинства человека как морального существа, о чем го­ворил Мартин Лютер Кинг. Результатом такого способа мышления явилась возрастающая самосегрегация чер­ных — очевидная сегодня в большинстве американских университетских кампусов — и упор на политику груп­пового достоинства вместо индивидуальных достижений или экономической деятельности как основного пути социального роста.

Но если новые антилиберальные могут быть усвоены теми, кого в экономическом соревновании стреножива­ет культура, то иным потенциальным источником авто­ритарных идей могут оказаться и те, кто достиг заметно­го экономического успеха. Наиболее серьезный вызов, брошенный сегодня либеральному универсализму Аме­риканской и Французской революций, исходит не из коммунистического мира, экономический крах которого виден всем, у кого есть глаза, но от тех стран Азии, где либеральная экономика сочетается с каким-либо патерналистским авторитаризмом. Много лет после Второй мировой войны Япония и другие страны Азии смотрели на Соединенные Штаты и Европу как на модель для пол­ной модернизации общества и верили, что должны пере­нимать все — от технологии до западных приемов ме­неджмента, а главное — политическую, систему, иначе утратят конкурентоспособность. Но колоссальный эко­номический успех Азии привел к все растущему понима­нию, что этим успехом страны Азии обязаны не просто усвоению западной практики, а тому, что в этих странах сумели сохранить определенные традиционные черты собственных культур (например, сильную трудовую этику) и объединить все это в современную экономическую и деловую среду.

Политическая власть в Азии имеет особые корни по сравнению с Европой и Северной Америкой, и либераль­ная демократия там рассматривается совсем не так, как в странах ее исторического рождения.358 Те же самые груп­пы конфуцианского общества, которые так важны для сохранения трудовой этики, не меньшую роль играют и как основа политической власти. Личность получает свой статус не благодаря своим личным способностям или ценности, но в той степени, в которой она является чле­ном общепризнанной группы и подчиняется ее прави­лам. Если же человек начинает стремиться к утвержде­нию личного достоинства и прав, выступая против груп­пы изнутри, он подвергается остракизму и потере стату­са, которые могут быть так же сокрушительны, как явная тирания традиционного деспотизма. Такое положение создает огромное давление, требующее конформизма, который дети в подобной культуре усваивают с самого раннего возраста. Иными словами» личность в азиатском обществе подвергается тому, что Токвиль назвал «тира­нией большинства» — или, точнее, большинств во всех социальных группах, малых и больших, с которыми взаимодействует личность.

Эту тиранию можно проиллюстрировать парой примеров из японской жизни, которым найдется параллель и в любой другой культуре Восточной Азии. Первая и главная социальная группа, которой Личности в Японии обязаны почитанием, — это семья, и благожелательная власть отца над детьми послужила исходной моделью любым властным отношениям в обществе, в том числе отношением между правителем и управляемыми.359 (И в Европе тоже власть отцовская послужила моделью влас­ти политической, но современный либерализм есть от­крытый разрыв с этой традицией.)360 В Соединенных Штатах от детей ожидается почтение к авторитету роди­телей, но они, вырастая, начинают утверждать свою лич­ность, противопоставлял себя родителям: Акт подрост­кового бунта, когда ребенок открыто отвергает ценности и желания родителей, является почти необходимым мо­ментом формирования личности взрослого человека.361 Это потому, что лишь в этом акте бунта ребенок выраба­тывает психологические ресурсы самодостаточности и независимости, тимотическое чувство личной ценности, основанное на способности ребенка оставить защитный зонтик своего дома, и это чувство будет впоследствии поддерживать личность взрослого. И только когда бунт выдохнется, ребенок может вернуться к отношениям вза­имного уважения с родителями — на этот раз уже не как зависимый, а как равный. В Японии, наоборот, частота подросткового бунта куда реже: раннее почтение к роди­телям должно продолжаться и в жизни взрослого. Тимос человека направлен не столько на его собственную лич­ность, из качеств которой он черпает гордость, сколько на семью и другие группы, чья репутация куда важнее репутации любого из его членов.362 Гнев возникает не тогда, когда люди отказывают человеку в персональном признании, но когда позорят его группу.363 Таким обра­зом, в Японии родители продолжают влиять на важные решения детей — такие, как выбор супруга, чего не до­пустит ни один уважающий себя молодой американец

Второе проявление группового самосознания в Япо­нии — это уменьшение роли демократической «полити­ки» в привычном западном понимании этого слова. Ины­ми словами, западная демократия строится на состяза­нии различных тимотических мнений о добром и дур­ном, выносимых в передовые статьи и, в конечном счете, на выборы разных уровней, когда политические партии, представляющие различные интересы — или тимотические точки зрения, — сменяют на выборных постах друг друга. Такое состязание считается естественным и, разу­меется, необходимым элементом нормально функциони­рующей демократии. В Японии же общество как целое считает себя единой, большой группой с единым и ста­бильным источником власти. Упор на групповую гармо­нию оттесняет конфронтацию на обочину политики; нет смены политических партий у власти в борьбе по «вопро­сам», а есть десятилетиями продолжающаяся доминация либерально-демократической партии (ЛДП). Конечно, существует открытое состязание между ЛДП и оппозици­онными социалистической и коммунистической партией, но последняя сделала себя маргинальной благодаря свое­му экстремизму. Серьезная политика, вообще говоря, происходит не на виду у общественности, а в централь­ном аппарате или в задних комнатах ЛДП.364 В самой ЛДП. политика постоянно маневрируют во фракциях, основанных на личных взаимоотношениях патрона и клиента, лишенных, в общем, того, что на Западе понимается под политическим содержанием.

В Японии упор на групповой консенсус частично урав­новешен почтением к личностям, действующим против шерсти, как покойный писатель Юкио Мисима. Но во многих других азиатских странах мало уважения оказы­вается принципиальным индивидуалистам вроде Солже­ницына или Сахарова, восстающим против несправед­ливостей общества. В романе Фрэнка Капры «Мистер Смит едет в Вашингтон» Джимми Стюарт изображает де­ревенского простачка, которому назначено политичес­кими боссами представлять штат после смерти избран­ного сенатора. Прибыв в Вашингтон, Стюарт восстает против увиденной им коррупции и, к отчаянию тех, кто должен был им манипулировать, в одиночку устраивает в Сенате обструкцию, чтобы заблокировать прохожде­ние беспринципного закона. Этот персонаж, Стюарт, — в некотором смысле архетипический американский ге­рой. Во многих же азиатских странах такое полное от­вержение превалирующего консенсуса одной личностью сочли бы полным сумасшествием.

Японская демократия по американским или европей­ским меркам выглядит несколько авторитарной. Самые властные люди в стране — это либо высшие чиновники, либо лидеры-фракции ЛДП, занявшие свои должности не в результате всенародного выбора, во на основании полученного образования или в результате личного по­кровительства; Эти люди принимают ключевые решения, влияющие на благосостояние общества, и при этом воз­можность избирателей голосованием или иным образом влиять на них весьма ограничена. Система остается в основе своей демократической, потому что она демокра­тическая формально, то есть отвечает критериям либе­ральной демократии: периодические выборы и гарантии основных прав. Западный концепции универсальных прав личности были восприняты и усвоены большими масса­ми японского общества. С другой стороны, есть отноше­ния, в которых можно сказать, что Япония управляется благожелательной диктатурой одной партии, и не пото­му, что эта партия навязала себя обществу, как было с КПСС в Советском Союзе, но потому, что народ Япо­нии выбрал себе такую форму правления. Современная японская система правления отражает широкий обще­ственный консенсус, коренящийся в японской культуре с ее ориентацией на коллектив, культуре, которой было бы глубоко некомфортно при более «открытых» состяза­ниях или смене партий у власти.

Учитывая широкое распространение консенсуса в большинстве азиатских стран, заботящихся о желательности групповой гармонии, не приходится удивляться, что в этом регионе распространен и авторитаризм в бо­лее явных разновидностях. Можно привести — и приво­дится — возражение, что некоторая форма патериалистского авторитаризма более соответствует конфуцианским традициям Азии и, что самое важное, более совместима с последовательно высокими темпами экономического роста, чем либеральная демократия. Демократия», как ут­верждал Ли, — путы на ногах экономического роста, по­тому что она мешает рациональному экономическому планированию и продвигает своего рода эгалитарные поблажки эгоизму личности, когда мириады частных интересов утверждают себя за счет общества в целом. Сам Сингапур стал в последние годы притчей во языцех за свои усилия подавить критицизм прессы и за наруше­ние прав человека по отношению к политическим про­тивникам режима. Кроме того, сингапурское правитель­ство вмешивается в частную жизнь граждан в такой сте­пени, которая, на Западе была бы совершенно неприем­лемой, указывая, до какой длины юноши имеют право отращивать волосы, объявляя вне закона видеосалоны и вводя суровые штрафы за такие мелкие нарушения, как брошенный мусор или не спущенная вода в обществен­ном туалете. По меркам двадцатого века авторитаризм в Сингапуре весьма мягок, но он выделяется двумя черта­ми. Во-первых, ему сопутствует необычайный экономи­ческий успех, а во-вторых, он оправдывает себя без из­винений, не утверждая, что он — переходный режим, а объявляя себя системой высшей по сравнению с либеральной демократией.

Азиатские страны много теряют из-за своей группо­вой психологии. Они требуют от своих граждан высокой степени конформизма и подавляют даже самые невин­ные формы самовыражения личности. Ограничения, на­кладываемые таким обществом, наиболее заметны в по­ложении женщин, из-за приверженности общества тра­диционной патриархальной семье не имеющих возмож­ностей для жизни вне дома. Потребители почти, не обла­дают правами и должны принимать экономическую по­литику, о которой их тоже практически не спрашивают. Признание на групповой основе абсолютно иррациональ­но: в одной крайности оно может стать источником шо­винизма и войны, как было в тридцатых годах двадцато­го века. И даже без войны признание, ориентированное на группу, весьма дисфункционально. Например, все развитые страны сейчас подвергаются нашествию боль­шого числа людей из стран более бедных и менее ста­бильных, привлеченных возможностью получить работу и безопасную жизнь. Японии не меньше Соединенных Штатов нужны низкооплачиваемые рабочие для некото­рых профессий, но она вряд ли способна воспринять иммигрантов из-за фундаментальной нетерпимости со­ставляющих ее общество групп. Атомистический либе­рализм Соединенных Штатов, наоборот, есть единствен­но приемлемый базис для ассимиляции больших групп иммигрантов.

Но давно предсказанный крах традиционных азиат­ских ценностей перед лицом современного консюмеризма что-то очень медленно материализуется. Это, возможно, связано с тем, что общество азиатских стран обладает оп­ределенной силой, с которой его члены не спешат рас­статься, особенно глядя на предлагаемые альтернативы. Пусть американские рабочие не должны распевать гимн своей компании, выполняя физические упражнения, но одной из наиболее частых жалоб на жизнь в современной Америке стало именно указание на то, что не хватает об­щественной жизни. Распад общественной жизни в совре­менной Америке начинается в семье, которая в течение последних лет шестидесяти распадается и атомизируется, что хорошо знакомо всем американцам. Но он заметен и в отсутствии (в любом разумном смысле) у большинства американцев привязанности к месту и в исчезновении отдушин для общения за пределами тесного семейного круга. А ведь это именно ощущение общины предлагают общества азиатских стран, и для многих выросших в этой культуре социальный конформизм и ограничения инди­видуализма — цена весьма невысокая.

В свете подобных рассуждений кажется, что Азия и, в частности, Япония представляют собой критическую поворотную точку мировой истории. Можно себе пред­ставить, что Азия, продолжая экономический рост еще в течение лет шестидесяти, развивается в двух достаточно различных направлениях. С одной стороны, все более космополитичное и образованное население азиатских стран будет и дальше усваивать западные идеи универ­сального и взаимного признания, что приведет к даль­нейшему распространению формальной либеральной де­мократии. Значимость коллективов как источников тимотической идентификации будет снижаться, азиаты бо­лее озаботятся индивидуальным достоинством, правами женщин и личным потреблением, усваивая принципы универсальности прав человека. Это тот процесс, кото­рый привел Тайвань и Южную Корею к формальной де­мократии за последние тридцать лет. Япония уже доста­точно далеко продвинулась по этому пути в послевоен­ный период, а упадок патриархальных институтов пре­вращает ее в куда более «современную» страну, чем, скажем, Сингапур.

С другой стороны, если азиаты убедятся, что своим успехом более обязаны своей, а не заимствованной куль­туре, если экономический рост Америки и Европы будет уступать росту на Дальнем Востоке, если западные об­щества будут и дальше страдать от прогрессирующего распада основных социальных институтов, таких как се­мья, и если они будут относиться к Азии с недоверием и враждебностью, то системные антилиберальные и неде­мократические альтернативы, сочетающие экономичес­кий рационализм с авторитарным патернализмом, могут на Дальнем Востоке закрепиться. До сих пор многие ази­атские страны хотя бы на словах декларируют привер­женность западным принципам либеральной демократии, принимая ее форму и изменяя содержание под азиатские культурные традиции. Но может произойти и открытый разрыв с демократией, в котором сама форма будет от­вергнута как искусственное заимствование с Запада, как не имеющая отношения к успешному функционированию азиатских стран, подобно тому, как западные приемы ме­неджмента не нужны для их экономики. Начало отказа Азии от либеральной демократии как от системы можно усмотреть как в теоретических заявлениях Ли Кван Ю, так и в работах некоторых японских авторов вроде Синтаро Исихары. Если такая альтернатива в будущем воз­никнет, роль Японии окажется ключевой, поскольку эта страна уже сменила Соединенные Штаты как образец для модернизации для многих азиатских стран.365

Новый азиатский тоталитаризм не окажется скорее всего знакомым нам жестоким тоталитарным полицей­ским государством. Это будет тирания почитания, доб­ровольного повиновения людей высшему авторитету и подчинения жесткой система социальных норм. Сомни­тельно, чтобы такую политическую систему можно было бы экспортировать в другие культуры, не имеющие кон­фуцианского наследия, как нельзя экспортировать ис­ламский фундаментализм за пределы исламского мира.366 Империя почитания, которую представляет собой такая система, может породить беспрецедентное процветание, но она означает и продленное детство для большинства граждан, а потому — неполное удовлетворение тимоса.

В современном мире наблюдается любопытный двой­ной феномен: победа универсального и однородного го­сударства наряду с упорством народов. С одной стороны, имеется прогрессирующая гомогенизация человечества, вызванная современной экономикой и технологией, а так­же распространением по всему миру идеи о рациональ­ном признании" как единственно легитимной основе прав­ления. С другой стороны, повсюду наблюдается сопро­тивление этой гомогенизации, и новое утверждение (в основном на субполитическом уровне) культурной иден­тичности, укрепляющей в конечном счете барьеры между людьми и странами. Триумф холоднейшего из холодных чудовищ оказался неполным. В то время как число при­емлемых форм экономической и политической организации последние сто лет постоянно уменьшается, возможные интерпретации оставшихся форм — капитализма и либеральной демократии — продолжают разнообразиться. Это наводит на мысль, что даже пусть идеологические различия между государствами уходят на задний план, остаются другие существенные различия, уходящие в куль­турную и экономическую плоскость. Эти различия зас­тавляют предположить, что существующая система.госу­дарств в ближайшее время не коллапсирует в буквально универсальное и однородное государство.367 Нация останется основным полюсом идентификации, пусть даже все больше и больше наций будут принимать одни и те же формы экономической и политической организации.

Значит, мы должны рассмотреть, как будут выглядеть отношения между такими государствами и как они будут отличаться от знакомого нам международного порядка.

 

 

НЕРЕАЛИСТИЧНОСТЬ «РЕАЛИЗМА»

 

Ради богов, в которых мы веруем, ради людей, которых мы знаем, кто из-за принуждения своей натуры правит повсюду, где есть у них власть. И в нашем случае, поскольку не мы ввели и действие этот закон, и, не мы были первыми, кто применил его, но мы застали его действующим и надеемся оставить его и действии на все времена, потому мы пользуемся им, хорошо сознавая, что и вы, и другие, обладай той властью, что есть у нас, сделали бы то же самое.

Речь афинян к мелянам, Фукидид, «История Пелопонесской войны»368

 

Существование направленной истории должно иметь важные последствия для международных отношений. Если пришествие универсального и однородного государства означает установление рационального, признания на уров­не индивидуумов, живущих в одном и том же обществе, и отмену отношений господства и рабства между ними, то распространение такого типа государства во всей меж­дународной системе должно подразумевать конец отно­шений господства и рабства и между нациями — то есть конец империализма, а с ним и ослабление вероятности войны, основанной на империализме.

Но как события двадцатого века породили глубокий пессимизм относительно возможности Универсальной Истории и прогрессивных изменений в пределах стран, так взрастили они и пессимизм относительно отноше­ний между странами. Последний вид пессимизма в оп­ределенном смысле куда более всепроникающий, чем пессимизм относительно внутренней политики. Потому что в то время как главные направления теории в эконо­мике и социологии с прошлого века бьются с проблемой истории и исторических перемен, теоретики междуна­родных отношений разговаривают так, будто истории вообще не существует — например, будто война, и импе­риализм всегда присутствуют на горизонте человечества, и фундаментальные их причины сегодня те же, что и во времена Фукидида. В то время как все остальные аспек­ты социальной среды человека — религия, семья, эконо­мическая организация, концепции политической легитимности — подвержены исторической эволюции, меж­дународные отношения рассматриваются как навеки за­стывшие: «война вечна».369

Пессимистический взгляд на международные отно­шения получил систематическое изложение, проходящее под названием «реализма», realpolitik или «политики с позиций силы». Реализм, будь он назван так сознательно или нет, представляет собой основную каyву для пони­мания международный отношений и влияет на образ мыслей практически любого профессионала международ­ной политики в Соединенных Штатах и в приличной части остального мира. Чтобы понять влияние распространения демократии на международную политику, мы должны проанализировать слабости этой доминирующей школы интерпретации — реализма.

Истинным родоначальником реализма был Макиавел­ли, считавший, что люди должны ориентироваться не на мнение философов о том, как им следует Жить, а на ре­альную жизнь, и он учил, что лучшие государства, если хотят выжить, должны копировать политику худших. Но как доктрина, предназначенная для решения проблем со­временной политики, реализм появился на сцене лишь после окончания Второй мировой войны». С тех пор он принимал несколько форм. Исходная его формулировка была дана в пред- и ранний послевоенный период такими авторами, как теолог Рейнольд Нибур, дипломат Джордж Кеннан и профессор Ганс Моргентау, чей учебник по международным отношениям оказал наверное, наиболь­шее влияние на подход американцев к внешней.полити­ке в период «холодной» войны.370 С тех нор, появлялось много академических версий этой теории, например, нео- или «структурный» реализм, но главным наиболее видным выразителем реализма в прошлом поколении был Генри Киссинджер. Будучи государственным секретарем, Киссинджер считал своей долговременной задачей отучить американскую общественности от традиционного вильсоновского либерализма, научив более «реалистич­ному» пониманию международной политики. Реализм характеризует мышление многих учеников и протеже Киссинджера, которые продолжали формировать амери­канскую внешнею политику еще долго после ухода сво­его учителя с поста госсекретаря.

Все реалистской теории начинают с предположения, что угроза безопасности есть универсальное и достоян­ное свойство международного порядка, что вызвано не­изменно анархическим характером этого порядка.371 В отсутствие международного сюзерена, каждое государство испытывает потенциальную угрозу со стороны любого другого и не имеет других средств для избавления от нее, как взять оружие для собственной защиты.372 Это чув­ство угрозы в некотором смысле неизбежно, поскольку каждое государство будет неверно понимать «оборони­тельные» действия других государств как угрожающие для себя и предпринимать собственные оборонительные меры, которые, в свою очередь, будут поняты как агрессивные. Таким образом, угроза превращается в самоосуществля­ющееся пророчество. Последствием такой ситуации бу­дет стремление всех государств усилить свою мощь по отношению к остальным. Соревнование и война — не­избежный побочный продукт международной системы, не из-за природы самих государств, но из-за анархичес­кого характера системы как целого.

Это стремление к силе не зависит от внутренних свойств государств: они могут быть теократиями, рабо­владельческими аристократиями, фашистско-полицейскими государствами, коммунистическими диктатурами или либеральными демократиями. Моргентау объясняет, что «в самой природе политики — вынуждать актера, дей­ствующего на политической сцене, использовать идео­логию для маскировки своей непосредственной цели», которой всегда является завоевание.373 Например, Рос­сия вела экспансию при царском режиме, как потом и при большевиках; постоянной была именно экспансия, а не конкретная форма правления.374 Исследует ожидать, что будущее правительство России, полностью избавив­шись от марксизма-ленинизма, останется столь же экс­пансионистским, поскольку этот экспансионизм выра­жает волю русского народа к завоеваниям.375 Пусть Япо­ния стала сейчас не военной диктатурой, а либеральной демократией, но прежде всего она остается Японией и господствует в Азии с помощью йен вместо пуль.376

Если тяга к завоеваниям по сути одинакова для всех государств, то реальный фактор, определяющий вероят­ность войны, — это не агрессивное поведение конкрет­ных государств, а сбалансированность сил в системе го­сударств. Если они сбалансированы, агрессия вряд ли окупится; если нет, то у государства будет искушение воспользоваться своим преимуществом над соседями. Реализм в его чистой форме утверждает, что распределе­ние суш есть единственный важнейший определяющий фактор войны и мира. Силы могут быть распределены «биполярно», когда два государства в системе господству­ют над всеми остальными. Это было так для Афин и Спар­ты во времена Пелопонесских войн, для. Рима и Карфаге­на через пару столетий или для Советского Союза и Со­единенных Штатов в период «холодной» войны. Альтер­нативой является «многополярная» система, в которой сила распределена, среди большего количества стран, как это было. в Европе восемнадцатого и девятнадцатого веков. Среди реалистов велся продолжительный опор о том, какая система — биполярная или многополярная — бо­лее эффективна для поддержания длительной Междуна­родной стабильности. Большинство из них соглашались, что биполярные системы выглядят более стабильными, хотя причины для этого, вероятно, связаны с историчес­ки случайными факторами, такими как неспособность современных национальных государств проявлять пол­ную гибкость в создании системы союзов.377 Поэтому биполярное распределение сил после Второй мировой войны считалось одной из причин, но которой Европа жила в мире беспрецедентно долго — полстолетия после 1945 кода.

В своей крайней форме реализм рассматривает наци­ональные государства как бильярдные шары, внутреннее содержимое которых, Скрытое непрозрачной оболочкой, не существенно для их поведения. Наука международ­ной политики не требует знания того, что згам внутри, — необходимо лишь знать законы механики, управляющие их взаимодействием: надо знать, что шар отскакивает от борта под тем же углом, что и ударяет в него; надо знать, как энергия одного шара распределится между двумя, с которыми он одновременно столкнулся. Значит, между­народная политика не описывает взаимодействие слож­ных и исторически сложившихся человеческих обществ, как и войны не вызваны конфликтом ценностей. При «бильярдном» подходе, чтобы определить вероятность войны или мира, достаточно знать, является междуна­родная система биполярной или многополярной.

Реализм принимает форму одновременно и описания международной политики, и предписания, как государства должны вести свою внешнюю политику. Предписы­вающее значение реализма, очевидно, связано с его опи­сательной точностью. Предположительно, ни один хоро­ший человек не захочет оперировать циничными догма­тами реализма, если не будет к этому вынужден, как говорит Макиавелли, поведением «многих, кто не так хо­рош». Описательный реализм приводит к некоторым зна­комым «правилам дорожного движения», определяющим политику.

Первое правило состоит в том, что окончательное ре­шение проблем внешней угрозы следует искать в под­держании баланса сил против потенциальных врагов. По­скольку война есть последний арбитр в спорах между го­сударствами, эти государства должны иметь достаточную мощь для самообороны. Они не могут полагаться только на международные соглашения или на международные организации вроде ООН, которая не имеет власти для проведения своих санкций в жизнь. Рейнольд Нибур, рас­сматривая провал попытки Лиги Наций наказать Япо­нию за вторжение в Манчжурию, утверждал, что «пре­стиж международного сообщества недостаточно высок... чтобы добиться достаточного единства общественного духа, дисциплинировать непокорные государства».378 Ис­тинной монетой в царстве международной политики яв­ляется военная сила. Другие формы силы, такие как при­родные ресурсы или промышленная мощь, тоже важны, но главным образом как средства создания военной мощи для самообороны.

Второй принцип реалистического подхода состоит в том, что друзей и врагов следует выбирать главным обра­зом на основе их мощи, а не на основе идеологии или внутреннего характера режима. Примеров этого в миро­вой политике не счесть — например, союз СССР — США для победы над Гитлером или соглашение администра­ции Буша с Сирией против Ирака. После поражения Наполеона антифранцузская коалиция, предводительству­емая австрийским министром иностранных дел Меттернихом, отказалась расчленять или иным образом нака­зывать Францию на том основании, что она будет необ­ходима как противовес будущим угрозам европейскому миру, исходящему с новых и неожиданных сторон. И действительно, в последующие годы не Франция, а Рос­сия и Германия старались опрокинуть европейский ста­тус кво. Бесстрастное уравновешивание сил, свободное от соображений идеологии или реванша, было предме­том первой книги Киссинджера и остается классичес­ким примером реализма на практике.379

Третий и связанный с предыдущими догмат указывает, что при оценке внешних угроз государственный деятель должен внимательнее изучать военный потенциал, нежели намерения. Реализм подразумевает, что намерения всегда, в определенном смысле, присутствуют; даже если сегодня страна выглядит дружественно и не воинственно, завтра у нее может измениться настроение. Военный потенциал — количество танков, самолетов и стволов — не столь измен­чив и сам по себе определяет намерения.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 448; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.037 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь