Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Определение социальной сплоченности



 

В арабском языке у слова أ و ك ف ل ت ك ا ف ل много однокоренных слов, поэтому

много значений:

1. (ا ل ك ف ل ) (аль-кифль) – «доля», «удвоение». В Коране написано: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и веруйте в Его Посланника, и тогда Он одарит вас вдвойне из Своей милости» (Железо, 28), то есть получите удвоенную долю от вознаграждения. А также читаем в Коране: «Кто будет ходатайствовать хорошим заступничеством, тому оно станет уделом» (Женщины, 85).

2. (ا ل ك ف ي ل ) (аль-кафиль) – «наблюдатель», «следящий». В Коране читаем: «...ведь вы сделали Аллаха своим Наблюдателем» (Пчелы, 91) то есть следящий, наблюдатель, также используется в значении «гарантирующий».

3. (ا ل ك ا ف ل ) (аль-ка`филь) – «кормилец», «гарант». В Коране Аллах говорит: «…когда они бросали свои письменные трости, чтобы решить, кто из них будет опекать Марьям (Марию)», то есть, кто будет ее опекуном и будет гарантировать ей пропитание.

 

Исходя из значений слова أ و ك ف ل ت ك ا ف ل, можно вывести для него общее определение, которое будет звучать так: « أ و ك ف ل ت ك ا ف ل – это обоюдная солидарность и взаимовыручка членов общества, одного человека или группы, правителя или подданных, основанные на исламском вероубеждении; выбор своей позиции в положительных акциях, таких как опека сирот, или негативных, таких как монополия; для достижения взаимной поддержки общества его членами с целью построения лучшего государства и противоставления вреду, угрожающему людям».

Это и есть сплоченность общества, и это хорошо видно в словах Аллаха: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде» (Трапеза, 2).

Это подтверждает наш Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, во многих своих изречениях:

«Истинно верующие подобны частям единого здания: усиливают и подпирают друг друга».

«Не уверует из вас никто, пока не пожелает брату своему того же, чего желает себе».

«Пекущихся о нерушимости границ Аллаха и преступающих эти границы можно уподобить людям, тянувшим жребий по стрелам, чтобы (занять места) на корабле, в результате чего одни разместились в верхней части (корабля), а другие – в нижней. Когда оказавшиеся внизу хотели зачерпнуть воды, им (приходилось) проходить через разместившихся на палубе, и (в конце концов) они сказали: “А не проделать ли нам дыру (в днище), чтобы набирать воду через неё, не беспокоя тех, кто находится наверху? ” И если они предоставят их самим себе и тому, что они хотят сделать, то погибнут все, если же они схватят их за руки, то спасутся сами и спасут всех (остальных)».

1.2. Шариатский [2] и интеллектуальный аргументы системы сплоченности

 

Доказательства необходимости системы сплоченности в Исламе можно найти в шариатских источниках, а также в результате размышлений, сделав разумный вывод.

Что касается шариатских источников, то это Коран, Сунна и единое мнение исламских ученых. Доказательством из Корана являются следующие аяты: «Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей. Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, беднякам, соседям из числа ваших родственников и соседям, которые не являются вашими родственниками, находящимся рядом спутникам, странникам и невольникам, которыми овладели ваши десницы. Воистину, Аллах не любит гордецов и бахвалов, которые скупятся, велят людям быть скупыми и утаивают то, что Аллах даровал им из Своей милости. Мы приготовили для неверующих унизительные мучения. Они расходуют свое имущество напоказ людям и не веруют в Аллаха и Последний день. Если сатана является товарищем, то плох такой товарищ! Что они потеряют, если уверуют в Аллаха и Последний день и станут расходовать из того, чем наделил их Аллах? Аллаху известно о них» (Женшины, 36-39).

«Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в Пророков, кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему, родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, расходовал его на освобождение рабов, совершал молитву, выплачивал закят, соблюдал договора после их заключения, проявлял терпение в нужде, при болезни и во время сражения. Таковы те, которые правдивы. Таковы богобоязненные» (Корова, 177).

 

В этих аятах Аллах указывает на благочестивое отношение к родителям, близким, сиротам, неимущим, путникам, нуждающимся людям, рабам. Он велит расходовать на Его пути, предостерегая от скупости и жадности, поясняет, что подчинение Ему не заканчивается ритуальным поклонением, оно включает в себя выполнение всех божественных предписаний. Всё это проявляется в пожертвовании имущества родственникам и сиротам, несмотря на любовь к нему (имуществу), доказывая, что Ислам пришел для установления общей социальной сплоченности, затрагивающей все слои общества. Дабы жили все под знаменем Ислама в безопасности и надежде на лучшее, помогая друг другу и воплощая в реальность лучший образ жизни.

 

Что касается Сунны[3], то существует большое количество хадисов[4] на эту тему. Вот один из них, передается от Бухари в книге «Благонравие»: «В своём милосердии, любви и сочувствии по отношению друг к другу верующие подобны (единому) телу: когда (одну из) частей его поражает болезнь, всё тело отзывается на это бессонницей и горячкой».

Имам Бухари также упоминает слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в своем достоверном сборнике Хадисов: «Клянусь, Тем в Чьей длани душа моя, не уверует из вас никто, пока не пожелает брату своему того же, чего желает себе» .

Имам Муслим и Абу Дауд передают слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, во время трудного путешествия: «Тот, у кого есть место на верховом животном, пускай приготовит его для того, у кого его нет, а у кого есть лишняя провизия, пускай отдаст тому, кто в ней нуждается». Затем Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, перечислил виды имущества, дав нам понять, что нет в излишке для нас никаких прав.

Когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, делил дань, он справлялся с этим за один день, выдавая женатым две доли, холостякам одну. Когда делилась дань, полученная от племени Бану Надыр, мухаджиры[5] получили долю, ансары[6] не получили ничего, кроме Абу Дужаны, Сахлья бин Ханифы и Харриса бин Сама — они были очень бедны.

Таков пророческий путь, пронизанный любовью, дружбой, милосердием и взаимопомощью. Это мы видим из истории с трофеями, в приказе делиться местом и провизией — всё это указывает на стремление Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, построить общество, в котором будут царить равенство и взаимопомощь правителей и подданных, отдельных личностей и групп, молодых и взрослых, мужчин и женщин.

Что же касается единства мнения (иджма), то мусульмане всегда и везде считали необходимым проявлять взаимопомощь и сплоченность, поддерживать слабых, помогать угнетенным, спасать попавших в беду, приветствовать все благого, делить друг с другом и горе и радость. Как это случилось в год страшного голода во время правления Умара бин Хаттаба, когда он, да будет доволен им Аллах, сказал: «Клянусь Аллахом, кроме Которого нет иного божества, все имеют право на это имущество и мне решать, кому его давать, и все равны по отношению к нему, а я подобен каждому из вас — наши степени определены Книгой Аллаха, а доля определена Пророком. Человек подвержен испытаниям, встречая богатство и бедствия в Исламе. Клянусь Аллахом, если я останусь (придет время), даже пастух, пасущий на горе Сана, получит свою долю, не оставляя своей паствы».

Доказательством того, что мусульманская община единодушно уверена в необходимости сотрудничества, являются также свидетельства истории. Были времена в истории Ислама, когда бедность была искоренена, и порой доходило до того, что человек, желающий выплатить закят, не мог найти нуждающегося.

В книге описания жизни Умара бин Абдуль-Азиза автор Абдулла бин Абд–Аль Хакам рассказывает об этом времени так: «Умар бин Абдуль-Азиз правил два с половиной года, когда же он умер, положение мусульман было настолько хорошим, что если приходил человек с просьбой найти бедняка для выплаты закята, то на утро ему возвращали его имущество из-за отсутствия нуждающихся. Аллах обогатил людей во время Умара бин Абдуль-Азиза».

Отсутствие бедности и бедняков в это светлое время — это результат взаимопомощи и взаимовыручки мусульман, когда богатый помогал бедному, сильный выручал слабого, и все были едины. Это информация касается заботы правителя, как мы видим на примерах двух Умаров, да будет доволен ими Аллах. Что же касается интеллектуальных аргументов, то всем известно и разумно предполагать, что общество, в основе которого лежит взаимопомощь и социальная сплоченность, укрепленная духом братства и любви, никогда не подвергнется разрушению, и не будут ему страшны кризисы, оно будет прочным и сплоченным до конца, готовым принять любые удары извне.

Бесспорно и то, что для каждого члена общества должен быть гарантирован прожиточный минимум, включающей в себя здоровую пищу, жилье, доступные образование, здравоохранение, медицину и многое другое, без чего невозможно обойтись.

Нет сомнения в том, что общество, огражденное от вреда, в котором заботятся о немощных, где все обеспечены жильем, пропитанием и образованием, живет и процветает в спокойствии и мире!

В противном же случае, общество ждет плачевный исход: увеличивается число преступлений, самоубийств, процветают разврат и унижения. И все это в результате безнравственности и социальных болезней, ведущих к уничтожению и гибели как его членов, так и общества в целом.

Ислам как небесное Руководство, ради достижения лучшего образа жизни и светлого будущего для всего человечества, решил проблему нищеты безупречными методами своей законодательной системы. Ислам искоренил бедность, невежество, болезни и безработицу совершенными способами, в результате чего каждый обрел своё счастье: семьи — достаток, общество — безопасность, а государство — ответственность. Это краткая информация о том, что читатель найдет подробнее на страницах данной книги.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь