Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Пожертвование в праздник разговения



Приводится достоверный хадис: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вменил в обязанность в праздник разговения месяца Рамадан жертвовать одним са`ом [10] фиников или пшена для раба и свободного, для мужчин и женщин, для маленьких и больших из числа мусульман». Это пожертвование является обязательным для главы семьи, он выплачивает его за супругу, детей, прислугу и за родителей. Допускается выплачивать в виде денег, и это лучше в достижении сплоченности.

Пожертвование необходимо сделать перед праздничной молитвой. Ибн Аббас передает: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, обязал выплачивать пожертвование в праздник разговения, чтобы этим стереть возможные пустые слова и грехи постящегося, а также для пропитания неимущих; от того, кто выплатил перед молитвой, примется сполна, а от того, кто выплатит после молитвы, будет считаться обычной милостыней».

Помощь голодным и неимущим

 

В Исламе не допускается и запрещено по общепринятым понятиям, чтобы мусульманин, способный содержать не только себя, видел бы своего родственника, соседа или знакомого, страдающим от голода и нужд, сгибающимся от недоедания и отрешения от общества, и при этом не оказал бы ему материальную помощь, не дал бы одежду или еду. Тот, кто не поддерживает нуждающихся и пренебрегает обязанностью накормить голодных, выходит из числа тех, у кого есть вера. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Не уверовал в меня тот, кто заснул сытым, зная, что его сосед заснул, будучи голодным».

Приводится от Абдурахмана бин Абу Бакра, да будет доволен ими Аллах, который сказал, что жители Ас-Суффы бедны. Пророк же, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот у кого есть еды на двоих, пусть позовет третьего, а те у кого еды на четверых – пусть позовут пятого или шестого».

Сподвижники, да будет доволен ими Аллах, понимали наставления Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, так: все пожертвования раздаются беднякам, все, что остается лишним из провизии или место на верховом животном, предоставляется нуждающимся в них; и это все в принудительном порядке. И никто не имеет право на излишки в еде или имуществе, в то время как другие братья нуждаются. Абу Саида Аль Худри передает слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Тот, у кого есть место на верховом животном, пусть приготовит его для того, у кого его нет, а у кого есть лишняя провизия, пусть отдаст тому, у кого её нет». Затем Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, перечислил виды имущества, дав нам понять, что нет в излишке для нас никаких прав».

Требования к обществу, выполняемые добровольно.

Имущество, завещанное семье и на благотворительные цели

Имущество, завещанное на благотворительные цели, является одним из средств сплочения общества. Оно заключает в себе добровольно пожертвованные средства, польза от которых не прекращается и зачисляется как награда даже после смерти.

Что же касается имущества, завещанного семье, то оно распространяется на близких покойного: детей и родственников. К примеру, умерший оставляет недвижимость или сады своим близким, чтобы они пользовались ими столько, сколько пожелают.

Имущество, завещанное на благотворительные цели, расходуется на мечети, школы, дома престарелых и многое другое. Основой для этого являются слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Когда умирает сын Адама, его дела приостанавливаются, кроме трех: текущая милостыня, полезные знания, праведный ребенок, молящийся за родителей».

Если перелистать страницы исламской истории, можно найти примеры подобных мероприятий, которых не знали другие цивилизации на протяжении веков. Вот некоторые из них.

а) раньше на месте городской ярмарки Дамаска был приют для беспризорных и слабых животных, их кормили и они жили до естественной смерти, освобождая бывших хозяев от необходимости усыплять питомцев.

б) функционирование ветеринарных клиник.

в) функционирование фонда для женитьбы молодых несостоятельных пар.

г) функционирование службы поводырей.

д) наем людей, которые ходили по больницам и разговорами внушали больным скорое выздоровление, что способствовало улучшению здоровья.

Завещание

Одним из средств укрепления социальной сплоченности общества является завещание, составленное мусульманином перед смертью, согласно которому он добровольно оставляет на благотворительные цели часть имущества, но не более одной трети. Эта акция подтверждена Кораном и Сунной. Аллах говорит: «Когда смерть приближается к кому-либо из вас, и он оставляет после себя добро, то ему предписано оставить завещание родителям и ближайшим родственникам...» (Корова, 180).

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не имеет право мусульманин, имея то, что может завещать, спать две ночи, кроме как с написанным завещанием». Не разрешено оставлять завещание наследникам, так как Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Наследникам не завещают» . Мудрость этого положения заключается в том, чтобы имуществом умершего пользовалось как можно большее количество людей, чтобыне богатели одни, обделяя других. Аллах Всевышний сказал: « … дабы не досталась она богатым среди вас…»(Сбор», 7). Это мудрое решение является одним из самых важных методов осуществления общественного равноправия.

Гостеприимство

Среди древних арабских обычаев, к соблюдению, которых также побуждает Ислам, является щедрость. Хотя гостеприимство и берет истоки в традициях арабов, оно является и частью Ислама. Тот, кто пренебрегает гостеприимством и кто радушно не принимает гостей, достоин порицаний со стороны общественного мнения, поскольку это противоречит мусульманским устоям, касающихся таких понятий как щедрость и великодушие.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, дал понять, что гостеприимствоодно из потребностей веры в Аллаха и Судный День, сказав: «Тот, кто верит в Аллаха и Судный День, пусть хорошо встречает своего гостя». В другом Хадисе он сказал: «Тот, кто верит в Аллаха и Судный День, пусть хорошо встречает своего гостя, предоставив ему его подарок» . Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, спросили: «Какой подарок, о Посланник Аллаха? » Он ответил: «Его день и ночь, его право гостить трое суток, а что более того, то – милостыня» . Имам Малик пояснил Хадис так: подарок это радушный щедрый прием и полное внимание целый день и ночь, а остальные три дня обычное гостеприимство.

В некоторых мазхабах ученые считают гостеприимство обязательным. Ибн Хазм говорил: «Гостеприимство обязанность, будь то бедуин или горожанин, день и ночьрадушный прием, остальные три дняобычное гостеприимство».

Подведя итог, скажем, что гостеприимствонеобходимость, оно считается в Исламе одним из самых важных нравственных и общественных качеств. Особенно в гостеприимстве нуждаются путники, остановившиеся на ночлег или отдых в провинциях.

Это один из самых главных средств сплоченности, к которой призывает исламское законодательство.

Заимствование

Одним из методов осуществления социальной сплоченности мусульман является пользование вещами других людей безвозмездно, например, заимствование у соседа инструментов, вёдер и др. После пользования заимствованные вещи возвращаются без оплаты. Это дело считается благим и неотъемлемым атрибутом человечности, поскольку люди не могут обходиться без поддержки друг друга. В некоторых случаях заимствование становится обязанностью, например, если один человек попросит у другого зонт при сильной жаре в пустыне, боясь умереть от солнечного удара, или во время болезни; в таком случае человек должен одолжить то, что у него просят, а если он воспротивится, то совершит грех. В достоверных источниках приводится Хадис о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, одолжил коня у Абу Тальхи, а в день битвы при Хунайне взял в залог кольчугу у Сафвана бин Умейя, который спросил: «О, Мухаммад! Ты отнимаешь у меня это или берешь в залог? » Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Беру в залог, с гарантией». Ученые сошлись во мнении, что это дело узаконено, взяв за доказательство общий смысл слов Аллаха: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и посягательстве» (Трапеза, 2).

Коран предупреждает тех, кто не желает добра людям: «Горе молящимся, которые небрежны к своим намазам, которые лицемерят и отказывают даже в мелочи»(Подаяние, 5-7).

Заимствование, как пояснил Ибн Касир, это все, что могут одалживать люди друг у друга для хозяйственных нужд, например, топор, казан, ведро… Нет сомнений в том, что взаимопомощь людей и их стремление к добру являются хорошими качествами, которыми утверждается связь между людьми. И благодаря этому, в обществе прорастают любовь и взаимопонимание; устанавливаются добрые и милосердные отношения между людьми.

Альтруизм

 

Поведение человека, ставящего интересы других выше личных из стремления получить награду от Аллаха, проистекают из любви, самоотверженности и искренней убежденности в необходимости служить обществу. Это самое похвальное поведение подчеркивает благородный нрав человека. Коран восхваляет сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, поскольку они отличались альтруизмом, любовью и самопожертвованием.

Аллах говорит: «А те, которые жили в доме (Медине) и обрели веру до них, любят переселившихся к ним и не ощущают никакой нужды к тому, что даровано им. Они отдают им предпочтение перед собой, даже если они сами нуждаются. А те, кто уберегся от собственной алчности, являются преуспевшими» (Сбор, 9).

Причиной ниспослания этих стихов послужил случай, являющийся самым ярким примером альтруизма, который видела история. Приводится от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Однажды к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, пришел путник и пожаловался на свою усталость. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, узнав, что в его доме кроме воды ничего нет, спросил: «Кто пригласит его в гости на одну ночь? » Один из жителей Медины сказал: «Я, о Посланник Аллаха! » Он взял гостя и отправился к себе домой. Придя домой, он спросил у жены, есть ли у них еда, на что та ответила: «Нет! Кроме того, что я оставила детям». Он сказал: «Забавь их чем–нибудь, если же они захотят кушать, уложи их спать. Когда придет гость, потуши свет сделаем вид, что мы тоже кушаем». Так они и поступили. Гость отведал ужин, а все домашние легли спать на голодный желудок. На утро Пророк увидев их, сказал: «Аллах был удивлен вашим вчерашним поступком с гостем».

Также примером альтруизма является Айша, да будет доволен ею Аллах: она пожертвовала сто тысяч дирхемов, оставив при себе лишь старую одежду. В это время она держала пост и служанка воскликнула: «Оставила бы что-нибудь для разговения! » Айша ответила: «Оставила бы, если бы ты мне напомнила об этом раньше».

Однажды Айша, да будет доволен ею Аллах, пожертвовала последней лепешкой во время поста. Служанка напомнила ей о разговении, на что она сказала: «Пожертвуй этим, Аллах нас не оставит», а вечером ей подарили ягненка и еды. Айша тогда сказала служанке: « Кушай! Это благо из-за той лепёшки».

Хузейфа аль-Адави рассказывал: «После битвы при Ярмуке я искал своего двоюродного брата, у меня была вода, чтобы напоить его, если найду живым. Я нашел его тяжело раненным, спросил у него, желает ли он испить воды. Брат кивнул головой, но когда услышал рядом стоны, он дал мне понять, что нужно пойти и напоить другого. Я направился к стонущему и, узнав в нем Хишама бин Аль-Аса, уже хотел напоить его, как он, услышав стоны третьего, попросил меня напоить его. Подойдя к третьему, я обнаружил его уже мертвым. Вернувшись к Хишаму, я нашел его тело бездыханным, и двоюродный брат к тому времени уже тоже был мертв». И никто так и не испил воды, жертвуя своей жизнью в интересах других людей!

Из подобных поступков, основанных на альтруизме и самопожертвовании, создавалась база для социальной сплоченности в исламском государстве, ставшая гарантом жизни, озаренной светом благочестия, добра и милости.

Это гордость исламской истории, удивительные времена! Родятся ли еще такие люди, чья жизнь не забывается, и весь мир вспоминает о них?!

 

Это наши предки!

Найди таких же мне,

Если сможешь.

Прекрасное будет собрание!

 

 

Презенты и подарки

 

Ислам побуждает делать подарки. Это способствует зарождению в сердцах людей любви, единодушия и симпатий, кроме того, подарки являются и источником социальной сплоченности: бедный не стыдится принимать их, нуждающийся не чувствует неловкости.

Именно поэтому исламское законодательство призывает мусульман делать подарки друг другу. Поясняя мудрость таких поступков, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Дарите друг другу подарки, полюбите друг друга».Он также сказал: «Дарите друг другу, поистине подарки уничтожают ненависть». Айша, да будет доволен ею Аллах, говорила, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, принимал подарки и возмещал тем же.

Чтобы здание Ислама было крепким и нерушимым и исчезли все причины, способные повлиять на его целостность, исламское законодательство порицает требование вернуть подарок во избежание возникновения такого чувства как ненависть. Ибн Аббас передает слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Тот, кто возвращает подаренное, подобен собаке, кушающей изрыгнутое ей».

* * *

Это самые главные методы, которые открыл Ислам, для достижения людьми социальной сплоченности. И если они будут практиковаться, люди сплотятся и начнут помогать друг другу в благочестии и богобоязненности, в установлении общественного равновесия, в котором бедняки чувствуют братство и милосердие от других, а неимущие находят тех, кто разделяет их горе, облегчая этим их участь.

Воплощение в жизнь этих методов зависит от душевного воспитания и связано с чувствами и желанием получить награду от Всевышнего. Читатель скоро увидит результат исламского духовного воспитания в поступках праведных предков, их затраты и милостыни, их альтруизм и старание, их самоотверженность и самопожертвование ради достижения благочестия, добра, любви и милосердия.

Мы очень нуждаемся в правильном Исламе, в глубокой вере и любви, чтобы продвигаться вперед в направлении сплоченности, дабы вернуть миру путь предков и их благородные нравы!

Если государство действительно желает добра для каждого гражданина и общественной справедливости, ему необходимо создавать организации и не препятствовать образованию обществ, занимающихся тем, что предлагает Ислам для установления социальной сплоченности, чтобы объединились силы и сплотились старания в построении лучшего общества и установлении настоящей справедливости. Самым большим примером успеха практики методов социальной сплоченности является организация «исламское возрождение» в Алеппо[11]. Она спасла тысячи несчастных и бедных семей, благодаря имуществу богатых верующих, путем закята, милостыни, жертвенных животных, подарков. Всё это шло на спонсирование организации, чтобы было больше средств в борьбе с нищетой, чтобы закрылись двери перед постоянной нуждой и не осталось бы в обществе никого, кто нуждался бы в жалости, и не осталось бы в нашей стране ни одного обделенного.

О, если бы все наши богатые взяли курс на это и стали бы спонсировать, чем только можно, подобные надежные организации, работающие на создание общественного равенства и сплоченного общества!

«Скажи: «Трудитесь, и увидят ваши деяния Аллах, Его Посланник и верующие»(Покаяние, 105).

Ответственность государства

Ответственность государства в осуществлении социальной сплоченности весьма тяжела и опасна. Под присмотр попадают бедные слои населения, не имеющие средств к существованию, немощные, неспособные к работе, беженцы, безработные, потерявшие надежду на заработок. В религии Аллаха не допускается, чтобы государство купалось в роскоши и благах, а тысячи её сынов и дочерей в это время умирали от голода, страдали от нищеты, болезней и невежества, чтобы они погрязли в бедствиях, страданиях и отчуждении. исламские каноны не приветствуют затрачивание средств на второстепенные вещи, игнорируя важные вопросы.

Поэтому правитель несет ответственность перед Всевышним за принятие им справедливых судейских решений. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине Аллах отчитает каждого пастуха в том, что было ему доверено, сохранил ли или же потерял…»; «… каждый мужчина – пастух в своем доме и ответственный за свою паству».Также Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, пояснил, что каждый правитель будет в День Суда закованным в цепи, освободить от которых его сможет лишь справедливость. Абу Хурейра передает слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: «Все правители будут закованы в цепи в День Суда, никто не в силах будет освободить от них, кроме его справедливости» . Кроме того, запретит Аллах Рай любому правителю, покинувшему этот мир, если он обманывал народ, пренебрегал его проблемами, не помогал ему. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, об этом сказал так: «Любому рабу Аллаха, которому была дана ответственность за его народ, Всевышний сделает запретным Рай, если он умрет, будучи обманывающим свой народ».

Итак, если государство несет ответственность за осуществление методов социальной сплоченности в обществе и обеспечение прожиточного минимума неимущим, тогда нам необходимо определить меру и степень этой ответственности, чтобы было ясны читателю обязанности государства в становлении лучшего общества и достижении благополучной жизни. Мы можем выделить две важные обязанности государства:

а) обеспечение финансовыми источниками средств к существования разных категорий нуждающихся,

б) распределение этих средств между нуждающимися по законам шариата.

Обеспечение нуждающихся финансовыми и другими источниками средств к существованию.

Государство не может само гарантировать беднякам достаток, а беспомощным благополучие, это дело общей казны, из нее выделяются финансовые средства, благодаря им люди в обществе обретают равенство и благополучный образ жизни.

Мы можем разделить финансовые источники на следующие пункты:

  1. Взимание закята

Государство ежегодно, изымая два с половиной процента капитала богатых и получая десятую часть собранного урожая с неорошаемых посевов и двадцатую с орошаемых, ежегодно собирая налог с верблюдов, коров и овец, обеспечивает себе большие сбережения, играющие важную роль в борьбе с нищетой и недостатком, в искоренении бедствий и отчуждений. Оглядываясь на прошлое, мы узнаем, что практика сбора закята принесла большой успех, и доходило до того, что не оставалось нуждающихся в этих средствах. Яхъя бин Саид рассказывал: «Халиф Умар бин Абдулазиз отправил меня в Африку для изымания закята. После сбора я принялся искать нуждающихся и не нашел того, кто имеет право на это имущество. Обогатил Умар бин Абдулазиз людей! Мне пришлось купить рабов и освободить их».

Это было в эпоху халифов. Сегодня же, как было подсчитано некоторыми фермерами, эквивалент закята с собранного урожая каждый год составляет шестьсот миллионов сирийских фунтов[12]. И это только один вид закята. Что же будет, если добавить к этому другие его виды? Мы сможем раз и навсегда покончить с нищетой в течение одного года.

Прежде чем перейти к следующему пункту, хочу развеять некоторые сомнения, исходящие от предвзятых врагов Ислама. Они утверждают, что закят в Исламе, основанный на милосердии и благодеяние, унижает человеческое достоинство. Чтобы ответить на это заблуждение и предвзятость, поясняю некоторые моменты:

а) закят это обязанность, а не добровольное пожертвование,

б) закят подобен налогам, неуплата его сулит наказанием,

в) государство занимается изыманием и распределением средств.

Итак, если закят является одним из основных столпов Ислама, обязывающим выплачивать его и наказывающим за неуплату, за изъятием и раздачей которого стоит само государство, то о каком милосердии и благодеянии богатых к бедным может идти речь? И какое унижение может чувствовать нуждающийся? Вот слова Абу Бакра Умару, да будет доволен ими Аллах, подтверждающие обязанность закята, сказанные им, когда некоторые мусульмане воспротивились его выплачивать: «Клянусь Аллахом, я буду уничтожать тех, кто хочет отделить молитву от закята. Поистине закят право из имущества, клянусь, если кто–либо удержит хоть немного, которое он выплачивал Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, я буду воевать с ним». Абу Бакр подтвердил свои слова делом – он затеял войну с противниками закята и вел ее до тех пор, пока они не стали в принудительном порядке выплачивать его.

Еще одно мнение врагов Ислама, которому нет места, заключается в том, что закят, мол, способствует лени и безработице, потому что человек привыкает к подобной жизни, полагаясь на имущество других, пренебрегая возможностью заработка. Если бы эти невежды изучили Ислам, они не пришли бы к подобным выводам. Дело в том, что Ислам не предписывает выдачу закята дееспособным людям, имеющим возможность содержать себя, он был предписан беднякам, не имеющим возможность заработать, или должникам, попавшим впросак.

Я уже упоминал выше историю попрошайки, имеющего возможность работать, и как с ним поступил Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, указав ему на подходящий вид деятельности, ради сохранения его чувства собственного достоинства. Также я упомнил о позиции Ислама относительно прав на собственность и перечислил все условия, побуждающие к труду.

Люди! Не путайте эти вещи! Если вы что–то не знаете, то спрашивайте ученых!

А если вы все знаете, то Ислам выше тех, кто препятствует ему, и выше нападок возгордившихся.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.033 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь