Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основы прав на собственность, установленные Исламом



1. В рамках дозволенного Аллахом, разрешенным Им путем, человек имеет право владеть всем, чем пожелает. Никто не имеет права, во избежание вреда, преступать границы дозволенного Всевышним. При оценке прав на собственность основной мерой могут являться лишь понятия «дозволенное» и «запретное». Никто не имеет преимуществ при приобретении собственности, как это существует в государствах, где нет ограничения прав на собственность. Об этом пойдет речь в третьей части книги.

2. Ислам не снимает со счетов природную жажду человека к приумножению[7]* и не препятствует росту имущества дозволенными путями, что не соответствует государственному режиму с ограниченным правом на собственность.

3. В Исламе собственность разделена на три части:

a) потребительская собственность: собственность, удовлетворяющая естественные потребности человека, такие как пища, вода, одежда и т.д. Человек имеет право распоряжаться и пользоваться ими в рамках дозволенного;

b) индивидуальная собственность: собственность, добытая разрешенным путем, куда входят жилища, бизнес (торговля, производство) земля, личное имущество, т.е. человек имеет полное право распоряжаться ими (продавать, покупать, дарить, завещать и т.д.), не пренебрегая рамками шариата. Допускается иметь собственность как индивиду, так и группе людей.

c) общественная собственность – это то, на что указал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в Хадисе, переданном Абу Даудом и имамом Ахмадом: «Пастбища, вода и огонь — общие для людей», т.е. природные богатства, полезные ископаемые, такие как золото, серебро, медь, а также нефть и газ. Никто не имеет права лично владеть этим, поскольку это всё принадлежит государству.

 

4. Сближение прав, установленных исламскими принципами и законами, на собственность в обществе. Подробней речь об этом пойдет в третьем разделе книги под названием «Принципы, препятствующие инфляции».

5. Ислам утвердил право на собственность как общественный долг, в связи с этим Ислам позволяет брать из чужого имущества, если есть в этом необходимость, например, в случае кризиса или других трудностей в стране. Доказательством этого являются слова Аллаха: «... и одарите их из имущества Аллаха, которое Он даровал вам» (Свет, 33) и слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «На все имущество, кроме закята, имеется другое право». Умар бин Хаттаб после трудного голодного года говорил: «Если людей постигнет голод, я заселю в каждый дом еще одну семью (раньше во время голода люди из деревень приходили в город в надежде на пропитание), еще никто не умирал, живя на одной половине своего дома».

В пятом разделе книги приведены доказательства прав на чужое имущество.

6. Ислам оберегает собственность каждого от вреда и установил законы, защищающие его. Человеку разрешено защищать своё имущество от вора или злоумышленника изо всех сил, даже если он погибнет в этой схватке, падет смертью шахида. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто умрет, защищая своё имущество, – шахид». А если в схватке умрет вор, то его пристанище – адский огонь.

Муслим в своем сборнике передает от Абу Хурейры, который сказал: «Однажды к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришел человек и спросил:

— О Посланник Божий! Что мне делать, если придет человек, чтобы забрать моё имущество?

— Не отдавай, – ответил Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Человек спросил:

— А если он применит силу?

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил:

— Дерись с ним.

Человек спросил:

— А если он убьет меня?

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил:

— Ты умрешь шахидом.

Человек спросил:

— А если я убью его?

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил:

— Он попадет в огонь».

7. В Исламе узаконено ограничение распоряжением собственностью, если владелец расходует ее на удовлетворение своих порочных страстей, например, на спиртное, прелюбодеяние, азартные игры. В этом случае взяты за основу слова Аллаха: «Не отдавайте неразумным людям вашего имущества, которое Аллах сделал средством вашего существования. Кормите и одевайте их из него и говорите им слово доброе»(Женщины, 5). В словах Аллаха «Не отдавайте неразумным людям вашего имущества...» содержится намек на то, что общество может извлекать пользу из этого имущества, и, в случае потери разума, хозяин лишается права расходовать свое имущество до тех пор, пока не образумится.

 

Какие же мы видим плоды, когда права на собственность соответствуют вышеуказанным основам? Это:

a) экономический прогресс, улучшение качества производства, как следствие убежденности человека в том, что его труд приносит пользу и ему, и обществу;

b) утверждение высоких нравственных принципов в обществе, поскольку право на собственность имеет узаконенные границы, вследствие чего возникает в душе у каждого мусульманина чувство ответственности перед Аллахом и богобоязненность. И, естественно, каждый старается отдалиться от той прибыли, которая влечет за собой вред, как для личности, так и общества в целом;

Ислам также установил меры наказания для тех, кто выходит за границы, разрешенные Аллахом в торговле или приобретении собственности, дабы это было примером для других.

b) сохранение общества от преступлений, укрепление опор социальной сплоченности, борьба с неравенством людей — граждан одной родины, уравновешивание общества (устранение ненависти и зависти между богатыми слоями населения и бедными).

Дорогой читатель, если будет угодно Аллаху, ты увидишь в пятом разделе книги под названием «Средства, необходимые для осуществления сплоченности» основные опоры и необходимые основы, которые установил Ислам для достижения лучшего общества, нравственного и материального подъема, борьбы со всеми предпосылками, ведущими к нищете, невежеству и болезням, а также для поддержания духа исламского братства и достоинства людей.

 

* * *

 

После всего перечисленного, можем вкратце сказать, что Ислам — это устав Аллаха, единственный в своем роде, отличный от других выдуманных режимов. И он не относится ни к свободному, ни к ограниченному режиму, несмотря на то, что имеет некоторые точки соприкосновения с ними. К примеру, исламская система прав на собственность имеет сходство со свободным режимом в отношении к личности, в допустимости финансового роста, в конкуренции между производителями и т.д. Различие же этих режимов состоит в том, что Ислам борется с возникновением расслоения общества, ведущего к вечной ненависти бедных к богатым, а также зависимости государства от чьих–то прихотей, использования махинаций, приводящих к получению запрещенной прибыли и возникновению нестабильности и волнений в обществе.

Что же касается ограниченного режима, то между ним и исламской системой прав на собственность существуют также некоторые сходства и различия. Они схожи гарантиями занятости для каждого гражданина, обеспечением прожиточного минимума, борьбой с проявлениями эксплуатации труда. А различия их заключаются в том, что Ислам, в отличие от ограниченного режима, не допускает унижения личности до уровня рабов, используемых как орудие труда, подобно животным. Также Ислам не препятствует желанию материального роста личности, но он против борьбы между социальными слоями общества, против низкого уровня производства, против распространения морального и социального разложения в обществе. И последнее: Ислам против пропаганды безбожия, разрушения религий и общепринятых нравов.

Некоторые высказывают ошибочное мнение, что социалистический и капиталистический строй не противоречат Исламу. «Они произносят своими устами слова, похожие на слова прежних неверующих. Да погубит их Аллах! До чего же они отвращены от истины! »(Покаяние, 30).

Ты увидел, дорогой читатель, ту огромную разницу между исламской системой прав на собственность, которая учитывает все ценности человека (душу, разум, тело, религию), и той государственной системой, которая ни во что не ставит человека и его естественные интересы, его религию и убеждения. Это сравнение подобно сравнению веры и неверия, соединению неба с землей, смешивания суши с морями. Пусть размышляют разумные! Если бы они получше разобрали этот вопрос, то непременно обнаружили бы разницу между Исламом и остальными режимами. Неудивительно, что некоторые ученые в сфере экономики, глубоко изучив исламскую систему, восхитились совершенством данного режима и уверены, что за ней будущее. И не удивительно, что они извлекают из нее целебные лекарства от человеческих болезней. Также они пришли к выводу, что исламская экономическая система является единственным выходом из сложных финансовых ситуаций, в которые погрузился мир двадцатого века.

Жак Остри, французcкий экономист и востоковед, в своей книге под названием «Ислам и экономический прогресс» пишет: «На самом деле не существует единого необходимого пути для достижения экономического роста, как полагают приверженцы двух недальновидных путей, господствующих в мире. Необходимо учесть третий путь, существующий в Исламе, поскольку он не склоняется к принципу частного владения и противоречит социальному режиму, являясь средним между ними. Мусульманам необходимо вернуться к Исламу, изучить его потенциальную силу ради нового курса на подъем мусульман, против слепого подражания. Ислам имеет огромный потенциал, поэтому, если не обнаружен верный путь в экономических проблемах, с которыми сталкиваются экономисты сегодня, то Ислам может решить их…».

Это закон Аллаха и Его путь, покажите мне то, что создали другие?

«Неужели они ищут суда времен невежества? Чьи решения могут быть лучше решений Аллаха для людей убежденных? » (Трапеза, 50).

Понятие счастья в Исламе

Понятие счастья различается в зависимости от мнений и точек зрений. Некоторые люди считают, что счастье ограничивается удовлетворением потребностей тела и достижением красивой безмятежной жизни, не оставляя место для душевного состояния и нравственных чувств, основой для которых являются религии. Некоторые уверены, что счастье – это авторитет, высокая должность, популярность. Другие же считают счастьем обретение душевного спокойствия, достигнутого путем изоляции от общества и мирских благ.

Счастье с исламской точки зрения — это верное убеждение, высокая нравственность, здоровье, светлый разум, незапятнанная честь, чувство достоинства, благоприятная жизнь с совмещением удовлетворения потребностей души и потребностей тела, отдавая каждому должное по праву. Тот, кто приобрел все эти качества, тот нашел счастье, достиг совершенства.

Мусульманские ученые согласились с тем, что исламское законодательство преследует пять целей: защиту религии, жизни, разума, имущества и чести. Коран и Сунна Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, защищают их и обеспечивают для них гарантии сохранности.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь