Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Социальной сплоченности исламского общества как результат духовного воспитания



Ислам, прежде чем обязать людей следовать канонам и наказывать за их невыполнение, призывает к усилению вероубеждения, будит в душе признаки веры в Аллаха, для того, чтобы поступки делались не ради похвал и не из надежды на вознаграждение. А что касается грехов, то грехи не совершаются не из боязни правителя или его наказания, а из боязни Его, основываясь на том, что Аллах все знает и за всем следит, и чтобы основной целью было воплощение в жизнь следующего аята из Корана: «Они дают пищу беднякам, сиротам и пленникам, несмотря на любовь к ней. Они говорят: «Мы кормим вас лишь ради Лика Аллаха и не хотим от вас ни награды, ни благодарности! » (Человек, 8-9).

Возникает вопрос: как укрепить вероубеждение и разбудить чувство веры, чтобы исправиться в лучшую сторону и воспитать сильный дух? На этот вопрос ответил Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в большом Хадисе, указав на три основы:

1. Ислам: «Ислам это свидетельство, что нет иного божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад Посланник Его; выстаивание молитвы; выплата закята; пост в месяц Рамадан; паломничество в Мекку, если есть на то возможность».

2. Вера: «Это верить в Аллаха, в Его ангелов, Писания, Посланников, в Последний день и верить в предопределение, в то, что и хорошее и дурное от Аллаха».

3. Искренность: «Это поклоняться Аллаху так, как будто ты его видишь, однако, даже если ты Его не видишь, то Он видит тебя».

Познание основ Ислама улучшает нрав и поведение, а также помогает поклоняться Аллаху. Подтверждение основ веры усиливает богобоязненность человека и способствует довольствоваться тем, что Аллах предопределил. Искренность помогает осознавать, что Аллах постоянно наблюдает за скрытым и явным, утром и вечером, где бы человек ни был.

Если люди станут соблюдать эти три основы, это будет лучшим методом духовного воспитания, нравственного подъема, достижения безупречности. Соблюдение основ толкает на совершение благих дел под влиянием божественного вдохновения и наблюдения.

Напомним примеры из истории, показывающие методы духовное воспитание, чтобы увидеть, как наши праведные предки относились к совершению благих поступков. В этом и заключается осуществление принципа социальной сплоченности, началом для которой являются вера и совесть, желание построить сплоченное, дружное общество, где нет места бедности, невежеству и болезням, и где живут припеваючи крестьянин, рабочий, нуждающийся, путник.

В первую очередь напомним о результатах духовного воспитания из жизни праведных предков, когда осуществлялся принцип сплоченности общества.

1. Зейн Абидин бин Хусейн, да будет доволен ими Аллах, был самым милосердным по отношению к бедным: если он узнавал, что у его знакомых есть долги, то немедленно покрывал их. Однажды Зейн пришел наведать больного Мухаммада бин Усаму и увидел его плачущим. «В чем дело? » – поинтересовался гость. Больной ответил: «Я должен пятнадцать тысяч динаров». Зейн Абидин его утешил словами: «Я этот долг беру на себя! »

Мухаммад бин Исхак рассказывал: «Жители Медины не знали, кто им постоянно помогал. Когда скончался Зейн Абидин бин Хусейн, помощь прекратилась, и все догадались, что это именно он приходил ночью с продуктами. На спине и плечах Зейна обнаружили мозоли от больших мешков, которые он доставлял к домам вдов и неимущих.

Он говорил: «Ночная милостыня тушит гнев Аллаха и осветляет сердце и могилу и защищает раба от тьмы в День Суда».

2. Лейс бин Саад имел годовой доход более семидесяти тысяч динаров, он жертвовал практически всем своим имуществом, даже говорили, что этому человеку закят не обязателен. Однажды Лейс купил дом на аукционе. Когда его подчиненный отправился получать недвижимость, то обнаружил там маленьких сирот, просящих оставить им этот дом. Лейс услышав об этом, согласился, приказав обеспечить сирот ежедневным питанием.

3. Имам Абдулла бин Мубарак очень много жертвовал ради Аллаха: в год он раздавал более ста тысяч динаров. Однажды он с приятелями отправился в хадж, по пути в одном из городов умерла их птица. Абдулла бин Мубарак увидел, как из одного дома выбежала девочка и, завернув мертвую птицу, поспешила обратно. Они расспросили девочку, она рассказала, что они с братом очень бедно живут, и нет никому до них дела. Абдулла бин Мубарак спросил у казначея: «Сколько у нас денег? » Тот ответил: « Тысяча динаров». Абдулла приказал: «Возьми двадцать динаров, этого хватит нам доехать до дома, а остальные отдай детям. Это лучше для нас, чем совершить хадж в этом году! » Они вернулись домой, не совершив паломничества.

4. Услышав слова Аллаха «Если кто–либо одолжит Аллаху прекрасный заем, то Он увеличит его многократно» (Корова, 245), один из сподвижников Абу Дахдах спросил Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «О Посланник Аллаха! Неужели сам Всевышний берет взаймы у своего раба? » Тот ответил: «Да», сподвижник попросил: «О Посланник Аллаха! Протяни свою руку». Затем он засвидетельствовал, что пожертвовал своим единственным садом, в котором шестьсот пальм с поспевшими плодами. Затем он отправился к своей жене, которая в это время была в саду с детьми. Он крикнул: «О, Умм Дахдах! Выходи из сада, я его одолжил Аллаху», на что она сказала: «Прибыльна твоя торговля Абу Дахдах! »

5. Во времена правления Умара, да будет доволен им Аллах, народ постиг голод. Из Сирии приближался большой караван Усмана, да будет доволен им Аллах, из тысячи верблюдов, полный продуктов и одежды. Торговцы столпились вокруг хозяина, предлагая продать товар. Усман спросил: « Сколько вы мне дадите из выручки? » Они ответили: «Пять процентов». Усман сказал: «Есть тот, кто заплатит мне больше! » Торговцы поднимали цену до тех пор, пока не дошли до десяти процентов, но хозяин продолжал говорить: «Есть тот, кто заплатит мне больш! » Торговцы Медины с удивлением ждали прибытия каравана, чтобы посмотреть, кто же заплатит больше десяти процентов. Тогда Усман, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я нашел того, кто за один дирхем заплатит мне семьсот и более. Аллах говорит: «Притчей о тех, кто расходует свое имущество на пути Аллаха, является притча о зерне, из которого выросло семь колосьев, и в каждом колосе – по сто зерен. Аллах увеличивает награду, кому пожелает. Аллах – Объемлющий, Знающий» (Корова, 261). О торговцы! Засвидетельствуйте: караван и все, что в нем находится – рожь, мука, масло, жир – я дарю беднякам Медины, как милостыню для мусульман».

Этих и подобных примеров очень много в истории. Эти люди воспитаны Исламом, они прошли школу веры, оставив за собой подобные уроки щедрости и добра. Пусть люди говорят о них и уподобляются им, обладавшим прекрасными качествами. «Это – те, кого Аллах повел прямым путем. Следуй же их прямым путем»(Скот, 90).

Теперь напомним о результатах духовного воспитания из жизни праведных предков ради создания сплоченного общества и достижения полной социальной справедливости. Примеров из истории очень много, поэтому мы ограничимся лишь несколькими из них, чтобы почувствовал читатель, как жили люди и как страдали ради своего народа.

1) Однажды к Умару прибыл из Египта Муавия бин Хадидж с радостной вестью о взятии Александрии. Халиф спросил: «Что ты сказал, войдя в мечеть? » Муавия ответил: «Я сказал, что правитель правоверных отдыхает (полуденный сон)». Халиф ответил: «Плохо ты думаешь! Если бы я спал днем, потерял бы подчиненных, а если спал бы ночью – потерял бы себя. О Муавия! Как я могу спать, имея такие две ответственности? »

2) Слуга Умара, да будет доволен им Аллах, Усама рассказывал: «Однажды мы с Умаром вышли ночью из города в поисках отдаленных домов; увидев вдалеке огонь, правитель правоверных сказал: «Я вижу там путешественников, которых настигла ночь и холод, пойдем туда» Когда мы дошли до этого места, то увидели женщину с плачущими от голода детьми у кипящего казана. Умар, пожелав мира женщине, спросил: «Что с вами? » Она ответила: «Нас настигли ночь и холод, дети рыдают от голода, а в казане просто кипящая вода, чтобы маленькие заснули. Аллах рассудит. Умар взялся править нами, затем забыл о нас! ». Умар приказал мне идти с ним, пока мы не дошли до продуктовых складов. Он вынес мешок муки и кусок жира, затем сказал: «Подними все это на меня» Я предложил: «Я донесу это сам». Он возмутился: «Ты хочешь нести мою ношу в день страшного Суда? » Я взвалил продукты на его плечи и мы отправились обратно. Умар придя, принялся помогать женщине готовить пищу, затем накормил детей. Когда мы уходили, женщина сказала: «Да воздаст тебе Аллах добром, ты более достоин, быть правителем правоверных». Умар сказал: «Если ты придешь к правителю правоверных, найдешь меня там с дозволением Аллаха! » Затем он отошел и со стороны принялся наблюдать. Я сказал: «У тебя полно других дел! » Он не ответил и молча продолжал смотреть, как дети утихли и сытыми легли спать. Через некоторое время Умар встал и пошел, восхваляя Всевышнего, а мне сказал: «О, Аслям! Поистине голод пленил и обидел их, и я пожелал досмотреть, пока они уснут».

3) Однажды Тальха увидел как Умар, да будет доволен ими обоими Аллах, вышел из своего дома под покровом ночи и стал заходить в разные дома. На утро Тальха заглянул в один из домов и, обнаружив в нем старую, слепую и неподвижную женщину, спросил: «Что за человек к тебе приходит по ночам? » Она ответила: «Этот человек уже долгое время приходит ко мне, приносит все необходимое и убирает за мной». Тальха услышав ответ, сказал себе: «Пропади ты пропадом, о Тальха! Поступки Умара достойны подражания.

4) Когда к Умару вернулась делегация, отправленная по городам, он расспрашивал их о положении людей. Прибывшие держали ответ: «В таком–то городе очень сильно боятся правителя правоверных, страшатся его власти и остерегаются его наказания. В другом городе народ собрал имущество, которое не помещается на корабли, и уже отправили его тебе. А в третьм городе мы увидели в углу мечети раба, просящего в земном поклоне тебе прощение от Аллаха и высокой степени» Умар, услышав это, сказал: «Что касается боязни, то если бы не требовалось от Умара благое, не боялись бы его люди. Всё имущество – в общую мусульманскую казну, нет для Умара и его семьи в нем ничего, а искренняя молитва, которую вы слышали, это то, к чему я стремлюсь».

5) Умар бин Хаттаб, да будет доволен им Аллах, во время голода поклялся, что не вкусит ни мяса, ни молока, ни жира до тех пор, пока этого не будет у народа. Затем сказал: «Как я могу понять состояние подчиненных, не почувствовав того, от чего они страдают? » Умар стоял на своем до тех пор, пока его лицо не пожелтело и не изменилось. Когда ему сказали: «О, правитель правоверных! Поешь хоть что-то, поистине твоя жизнь – это жизнь народа». Он рассердился и, отказавшись есть то, что не едят остальные, сказал: «Я буду плохим правителем, если наемся в то время, когда мой народ голодает. Как я могу быть предводителем людей, если не попробую то, что их постигло! » Передается со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что однажды живот Умара бин Хаттаба заурчал от голода, поскольку он потреблял постное масло и отказывался от животного жира. Умар постучав пальцами по животу, сказал: «Урчи, урчи! Поистине у нас нет ничего кроме этого, пока народ голоден».

 

6) Умар бин Абдулазиз, да будет доволен им Аллах, после ночной молитвы всегда заходил проведать своих дочерей. Однажды, зайдя к ним он увидел, что девочки закрыли свои рты руками. «Что с ними? » – спросил он у няни. Она ответила: « На ужин ничего не было, кроме чечевицы и лука, и они не хотели, чтобы ты почувствовал неприятный запах». Умар зарыдав, сказал им: «О, дочери мои! Вам не принесет пользы ужин из различных яств, в то время как отец ваш будет отправлен в огонь». От этих слов дочери сильно зарыдали.

7) Однажды Маслама бин Абдулмалик пришел навестить больного Умара бин Абдулазиза. Увидев на Умаре грязную одежду, он сказал его жене Фатиме (своей родной сестре): «Почему не помоете ему рубаху? » Она ответила: «Клянусь Аллахом, у него нет другой рубахи, если мы помоем то, что на нем, он останется без одежды».

8) Когда Умар дин Абдулазиз лежал на смертном одре, Маслама бин Абдулмалик спросил его: «О правитель правоверных, будешь ли ты завещать свое имущество? » Тот ответил: «У меня нет ничего, что бы я мог завещать! » Маслама тогда сказал: «Возьми эти сто тысяч динаров и сделай завещание» Умар ответил: «Нет, Маслама, спрячь деньги обратно». Маслама бин Абдулмалик сказал: «Да возместит тебе Аллах благом, о правитель правоверных! Клянусь Всевышним, ты смягчил наши черствые сердца и запомнился в нашей памяти как праведник! »

Таким образом, с помощью добродетели, чувства ответственности и бессонных ночей во благо народа, богатели люди и исчезали классовые различия, все наслаждались богатой и благополучной жизнью, живя в сплоченном, спокойном и стабильном обществе, и развивалось социальное равенства.

***


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь