Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Использование индивидуальных средств, для укрепления социальной сплоченности общества
Если государство создает всё новые организации, такие как общественные фонды страхования, снабжения и другие, цель которых обеспечить благополучие бедных, рабочих и крестьян, пусть же государство приложит усилия и для создания организаций, ведущих контроль над завещанным имуществом, выполнением обетов, жертвенными животными, искуплениями и различными пожертвованиями. В результате, люди начнут с удовольствием проявлять инициативу в пожертвованиях, будь они обязательными или добровольными. И тогда появится новая проблема: между кем распределить средства, кто действительно в них нуждается? Клянусь, если государство возьмет этот курс, оно, во-первых, проконтролирует выполнение принципов Ислама, во-вторых, возглавит проекты по усилению социальной сплоченности. 4. Использование, при необходимости, имущества богатых По шариату государство в праве воспользоваться имуществом людей, если стране угрожает враг или страну постигло стихийное бедствие: наводнение, землетрясение, засуха; если у государства отсутствует оружие, нет средств на содержание армии, нет возможности помочь пострадавшим. Это право утверждено канонами Ислама и общими правилами, одно из которых гласит: «В борьбе с большим вредом, допускается малый». Имам Газали говорил: «Если армия останется без средств, а общая казна будет опустошена, из опасности нападения врага или разгара смуты правителю разрешено распоряжаться имуществом богатых. Из двух зол выбираем меньшее». Имам Малик говорил: « Мусульмане обязаны выкупать своих пленных, даже если на это потребуются все сбережения». Имам Шатыби, да помилует его Аллах, говорил: «Если назначенный нами наместник на пограничной территории при опасности будет нуждаться в увеличении количества войск для сохранения целостности государства, то за неимением средств в козне и увеличением запросов солдат разрешается использовать имущество богатых». Ибн Хазм, да смилуется над ним Аллах, говорил: «Все богатые обязаны помогать бедным, а правитель в свою очередь должен заставлять их делать это, если не хватает средств закята или других пожертвований мусульман. Бедным необходимо предоставить необходимое питание, зимнюю и летнюю одежду, жилище, спасающее их от дождя, летнего зноя и селей. Ясным примером для этого является поступок Абу Убейды бин Джарраха, да будет доволен им Аллах, когда он воевал в одном ряду с тремя сотнями сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. У воинов заканчивалась провизия, Абу Убейда приказал собрать у всех провизию, а затем разделил ее всем поровну». Пролитая чистая кровь смертельно раненого халифа Умар бин Хаттаб, да будет доволен им Аллах, стучала в его сердце, не давая забыть страдания народа от бедности и нужд. И, чувствуя приближение смерти, он нашел в себе силы произнести слова, несущие в себе общественную справедливость и милосердие: «Если бы я прожил еще столько, сколько жил, непременно отобрал бы у богатых излишки и раздал среди бедных». Потому что Умар, да будет доволен им Аллах, знал о плохом положении мусульман из–за их бедности и проблем и не видел другого выхода для их подъема, кроме как отобрав у богатых необходимое имущество для общей пользы в борьбе с нищетой. Эти слова Умара, да будет доволен им Аллах, и слова ученых, да смилуется над ними Всевышний, совпадают с духом и общими целями исламского законодательства, а также имеют основу в Священных Текстах и изречениях Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. Аллах сказал: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности...»(сура «Трапеза», аят 2), а также «…и расходуйте из того, что Он дал вам в распоряжение»(сура «Железо», аят 7). Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, говорил: «Поистине Аллах определил долю имущества богатых мусульман относительно числа бедных, и если неимущие мусульмане чувствуют голод, то это результат жадности богатых; поистине Аллах отчитает их жестоким отчетом и накажет их мучительным наказанием». В другом Хадисе он говорит: «Не уверовал в меня тот, кто заснул сытым, зная, что его сосед заснул голодным». Стоит упомянуть законоположение Ислама относительно имущества, которое правитель может взять в качестве налога, чтобы читателю была ясна параллель между запретным и разрешенным. Правитель, который тратит имущество людей на различные торжества и балы, отдает его своему окружению, желая заручиться их поддержкой для продления власти, допускает траты больших средств на возведение памятников или на торжественные встречи, никогда не найдет поддержки у народа. Народ никогда не будет доволен таким правлением, если не будут воплощаться в жизнь проекты, если не будет внимательного отношение к налогам и имуществу, так как очевидно, что средства тратятся не по назначению, а казна опустошается на роскошь. Листая страницы истории, мы видим, как наши праведные предки следили за общим имуществом, и если видели отклонение, немедленно исправляли его, а если все было правильно, поддерживали этот курс. Однажды во времена правления Юсуфа бин Ташфина понадобились средства на армию, для защиты от врагов. Но общая казна была уже пуста, и тогда было решено созвать съезд ученых и судей, среди которых был Абу Валид Алббаджи, для решения данной проблемы. Ученые и судьи единогласно вынесли решение собрать у мусульман необходимые средства. Письма с новым постановлением разошлись по всем городам государства. Когда послание дошло до Абу Абдуллы бин Фара, главного судьи города Альмерия, он, прочитав, немедля написал ответ Юсуфу: Написанное тобой и принятое Абу Валдом Алббаджи и другими судьями и учеными Андалусии о том, что Умар бин Хаттаб, да будет доволен им Аллах, поступил подобным образом. Сподвижник Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и его сосед по могиле, в справедливости которого нет сомнений, ученые, отведя ему степень в справедливости, несут ответственность перед Аллахом в подражании тебе: ведь Умар постановил сбор средств, лишь после того, как войдя в мечеть Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, поклялся, что в общей казне не осталось ни дирхема. Так войди же и ты в одну из ваших мечетей и поклянись в присутствии ученых, что ни у тебя, ни в козне ничего нет, только тогда сможешь собирать имущество людей». Наместник халифа в Египте Кутуз по просьбе правителя Халеппо и Шама Камаля Дина бин Адима в 657 году по хиджре собрал большое количество факихов и судей по вопросу вооружения против татар. После долгих споров все склонились к мнению Аызза Дина бин Саляма, который предложил следующее: если враг угрожает стране, на каждом лежит обязанность защищать родину и разрешается брать у народа все необходимое, при условии, что в казне ничего нет и будет продано все, что является предметом роскоши. Также каждый воин будет оснащен минимумом оружия и будет уравнен с ополчением. Таков закон Аллаха!
5. Сбор дани и трофеев Прежде чем начать разговор о доходах государства от дани и трофеев, стоит дать определение каждому из них. Дань – имущество, взятое от врагов в результате договора о ненападении. Трофеи – имущество, собранное мусульманами после победы над неверными. Аллах в Коране распределил доходы с дани: «Добыча, которую Аллах вернул Своему Посланнику от жителей селений, принадлежит Аллаху, Посланнику, родственникам Пророка, сиротам, бедным и путникам...» (Сбор, 7). Государство должно разделить имущество с дани на пять частей, упомянутых в Коране. После смерти Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, пятая часть переходит в общую казну мусульман. Что касается трофеев, то раздел происходит следующим образом: четыре пятых раздается участникам битвы, оставшаяся часть делиться согласно следующему аяту: «Знайте, что если вы захватили трофеи, то пятая часть их принадлежит Аллаху, Посланнику, близким родственникам Посланника, сиротам, беднякам и путникам» (Трофеи, 41). Доля, принадлежащая Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, после его смерти переходит в общую казну мусульман. В определении доли неимущих, сирот и путников, указанной в двух вышеприведенных аятах, заключается большая мудрость, подтверждающая гарантию социальной сплоченности и заботу об поднятии их жизненного уровня и финансового положения. Существуют и другие финансовые источники, такие как поземельный налог, налог за пересечение территории, джизья[13]. Мы о них не будем говорить, поскольку они не относятся к теме сплоченности. Государство нуждается в огромных средствах для прокладки дорог, возведения мостов, усиления мощи армии, обеспечения зарплатой чиновников и др. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы