Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Этапы художественного творчества
Этапами художественного творчества являются творческая интуиция и анализ, т. е. логическое рассмотрение своего творчества. Только гармоничное соединение интуиции и анализа позволяет создать хорошо скомпонованное, законченное произведение. Творческий процесс не может существовать без образного мышления, интуиции, оценочной деятельности на самых разных уровнях, определенного эмоционального настроя. Во всех этих элементах творчества есть эстетические начала и психологические механизмы, развиваемые и культивируемые художественной деятельностью. Эстетическое восприятие действительности и искусства предполагает преодоление автоматизма обычного восприятия. Чтобы возникло эстетическое переживание, к предмету нужно подойти с новой стороны, взглянуть на него «свежим» взглядом, увидеть в нем то, что раньше выпадало из поля зрения. Не было бы никаких изобретений и открытий без умения видеть необычное в обычном, по-новому взглянуть на старое и привычное. Интуиция —- догадка, чуткость, проницательность. Существуют три термина, имеющие между собой нечто общее: 1) интуиция; 2) вдохновение; 3) инстинкт — мистическое познание, мистическое одушевление и мистическое действие. На творческой интуиции основаны методы, получающие все большее распространение при решении многих практических задач, в том числе при проектировании предметной среды (метод мозговой атаки). Задачи эти часто более результативно решаются на основе интуиции, чем при помощи расчетов. В процессе работы дизайнера интуитивная догадка и логические построения находятся во взаимосвязи, чередуются, сложно переплетаются. Для более эффективного формирования у дизайнера интуитивного мышления необходимо вычленять из этой работы элемент, относящийся к подсознанию. Надо найти возможность создавать условия, которые позволили бы понизить вес формально-логического компонента в момент решения творческой задачи. Создать такие условия можно введением следующих ограничений: во времени, отведенном на решение поставленной задачи; во вспомогательных средствах, привлекаемых для ее решения; в средствах выражения замысла. Первое ограничение будет вынуждать решающего задачу не обращу формально-логическим построениям. Это будет подталкивать к выдаче спонтанно, к привлечению интуитивного компонента мышления ограничении под средствами подразумеваются источники вспомога ной информации, справочная литература и пр. Здесь исключается возможность опираться на конкретную информацию, получаемую извне. Это ограничение побуждает обходиться собственными знаниями, путем синтезирования знаний продвигаться к решению проблемы. Третье ограничение касается помощи которых дизайнер выражает свой замысел. Основными из них являются графика и объемное моделирование. Графическое изображение формы и воплощение ее в объеме при помощи минимальных средств побуждают обобщенному целостному видению не только формы, но и самой проблемы требующей решения. Перечисленные ограничения достижимы только в краткосрочных заданц. ях, которые являются одним из важных компонентов формирования мышления художника-дизайнера. Анализ начинается с умения верно оценить то, что сделано по чувству. Это важнейший момент в практике художника. Способность к творческой интуиции — проявление одаренности художника. Способность к анализу, т.е. логическому рассмотрению своего творчества, необходимо развивать, воспитывать. Идя от содержания к форме и развивая сделанное интуитивно, художник (дизайнер) устанавливает не только взаимоотношения персонажей между собой и средой, формат композиции, но и сам ее мотив и даже средства исполнения. Только сумев проанализировать созданное по интуиции, художник может найти пути и средства к заключительному этапу творчества, ведущему к законченности. Но плодотворен только такой анализ, который способен как бы озарить путь к завершению, вдохновить автора, вызвать тот подъем чувства, который позволяет как бы на одном дыхании привести вещь к концу взволнованно и точно. Схема процесса творчества будет такая: интуиция — анализ — интуиция. Жю искусство и начинается, и кончается, и воспринимается чувством. Сспйъ-няется же с помощью анализа. Рис. 7.2. Образ города ставить в виде предметных колец, последовательно располагающихся по значимости для человека. Самое близкое предметное кольцо к человеку — одежда. Обувь и дополнения должны соответствовать элементам одежды, составляя единый ансамбль. В обуви тоже можно выделить несколько колец — внутренние (чулки, носки) и внешние (галоши, «кошки» у альпинистов и коньки у спортсменов). В следующем предметном кольце располагается бытовая утварь (рис. 7.1), напольные покрытия. Далее следует третье предметное кольцо — мебель. Оно является переходным звеном к архитектуре (рис. 7.2) — четвертому предметному кольцу. Таким образом, объект дизайна костюма, обуви тесно связан с предметами индустриального дизайна, ландшафтного дизайна, дизайна среды, В связи с этим при обучении дизайнера необходимо использовать упражнения, направленные на гармонизацию объемной формы, идущую от визуальной закономерности пространственных связей. С давних времен человечество стремилось заложить основы гармонизации объемной формы в свои творения. На эту абсолютно оригинальную и не имеющую аналогов фундаментальную теорию, идущую не от идеализации пропорций, формальных элементов, а от визуальной закономерности их простран-ственных связей, мы опираемся в своей грамоте формообразования. Лссоциа-Тивно-образная сторона формообразования относится к индивидуальной сфере авторских фантазий и развивается его личными усилиями. Здесь важно помочь будущим дизайнерам утвердиться в значимости своих идей, поощрять Рис, 7.6. Обувь по ассоциации «Зимние забавы» даже робкие неосознанные заявки на самовыражение. Тут появляется особая форма быстрых творческих упражнений — игра. Главное в этой игре — роль самого автора как активной творческой единицы, как «маэстро», имеющего свой стиль, попытка донести до окружающих идею в любой адекватной графической форме. Несомненно, важен также и заложенный в основу игры действительный характер ценностей — источник творчества и вдохновения. Можно привести несколько вариантов заданий — разработать серию эскизов по следующим схемам: 1 костюм — элементы архитектуры (рис. 7.3 — 7.5); К сумки — чемоданы — автомобили; обувь — бытовая утварь — механизмы (рис. 7.6); В головные уборы — мебель — компьютер; В аксессуары — электробытовая техника; " садово-парковая скульптура — каблуки — перчатки и др. Для решения этих и многих других практических задач при проектирований предметной среды возможно использование метода «мозговой атаки». Основная задача дизайна определяется как создание новых культурных образцов ве-*Цей, осуществление массовой коммуникации между производителем и потребителем. Дизайнер насыщает предмет духовной идеей, эмоционально воздействуя на потребителя, связывает воедино духовную и материальную культуру. Решение практических задач художником-дизайнером предусматривает выбор средств для создания наиболее выразительной организации элементов объекта дизайна. Средством организации объема является ритмичное чередование масс, объемов, цвета и света. Все это необходимо использовать при поиске образных решений различных изделий. Для этого в процессе обучения дизайнера необходимо использовать ряд упражнений для изучения эстетических закономерностей художественного ритма, так как ритм — это универсальный структурный принцип эстетического объекта. Изучение и использование различных биологических, инженерных и композиционных ритмов играет немаловажную роль в дизайне. Важно закрепить в сознании дизайнера понятие о главных свойствах ритмично организованной вещи как о способности быстрейшим образом овладевать вниманием зрителя на доминантах композиции, направленно влиять на восприятие. Способность решать творческие задачи должна воспитываться посредством создания условий, благоприятствующих стимулированию творческих возможностей студента-дизайнера, позволяющих развивать способность к интуитивному синтетическому мышлению. Серия упражнений, способствующих этому, может быть выстроена следующим образом: взаимодействие между звуком и цветом (музыкальная информация рассматривается в качестве импульса к выполнению живописно-графической композиции). Функции зрительных рецепторов усиливаются при звуковых сигналах, повышая восприятие различных цветов. Информационный импульс обусловливает реакцию субъекта на полученную музыкальную информацию, вызывает эмоционально-психологический всплеск — ощущение, воображение, представление, который и выступает первоосновой для построения композиции (колорит, форма линии и пятна, их взаиморасположение и принципиальные отношения); взаимосвязь между цветом и словом (цветографические композиции, выполненные по образному восприятию литературно-поэтических произведений); сюжет — ритм, принцип авторского повествования, интонации; взаимодействие между цветом, линией и компонентами действительности (цветографические композиции, навеянные образным восприятием космоса, человека, природы, Земли). При работе над формой композиции и ее содержанием в современном отечественном и зарубежном дизайне все более актуальный характер приобретает прикладное использование различных видов и форм синтезированного искусства. В последние годы интенсивно развиваются разнообразные виды и формы такого искусства: многофункциональная цветомузыка, использование новейших достижений науки и техники в лазерных и других светоцветомузыкальных установках и др. Процесс создания работ под влиянием синтезированного искусства можно подразделить на следующие этапы: накопление информации; источники, импульсы и т.п., ее анализ: степень влияния импульса информации, ее образная, сенсорная характеристика, т.е. ощущение, представление, воображение, абстрагирование; систематизация полученной информации: ординарность, многослойность, единичность, поточность, разнообразность, гармоничность и т.п.; разработка альтернативных вариантов и выбор оптимального решения; разработка теоретических принципов перспективного развития (концепции, гипотезы) и проектно-эксперимеятального решения задачи (практическое или техническое исполнение работ, т.е. композиционно-колористические, линейно-графические, объемно-плоскостные и другие формы объемно-планировоч-НЫХ решений). Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 1985; Нарушение авторского права страницы