Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Многофункциональные вещи. Возникновение новых видов одежды
Многофункциональной является вещь, способная выполнять несколько функций. В XX в. проектирование многофункциональных вещей становится одной из важных тенденций в дизайне. Еще в 1920-х гг. функционалисты стремились создать универсальные вещи, которые мотли бы заменшь множество -традиционных вещей. Это было связано с попытками создания универсального стиля, который, будучи научно обоснованным, целесообразным и гармоничным, был бы способен удовлетворить бытовые и эстетические потребности всех людей независимо от их личных вкусов, возраста, культурного уровня и т. п. Русские конструктивисты проектировали «новую форму» для трудящихся, заменяющую всякую другую одежду благодаря своей функциональности и универсальности. Подобный подход к проектированию способен удовлетворить запросы современного человека, живущего активной динамичной жизнью, и, кроме того, Позволяет экономить ресурсы, что чрезвычайно актуально с точки зрения экологических проблем, стоящих перед человечеством. Дизайнеры одежды также Издавали подобные универсальные вещи: к ним можно отнести «маленькое верное платье» Шанель 1920-х гг. и костюм «в стиле Шанель» 1950-х гг., платье-смокинг И.Сен-Лорана, джинсы. «Маленькое черное платье» задумывалось К. Шанель как аналог мужского костюма — простота формы и универсальность черного цвета превращали это платье в вещь вне моды и вне конкретной ситуации: с помощью разнообразных аксессуаров и дополнений это платье можно было превратить и в повседневное, и в нарядное. Костюм в «стиле Шанель» также можно носить в любых случаях — и в качестве деловой одежды, и в качестве нарядной. Джинсы также превратились в многофункциональную вещь — из рабочей одежды они сначала преобразовались в Повседневную, а затем в нарядную. Современные джинсы шьют не только из традиционной ткани — денима синего цвета (индиго), но и из атласа, ткани стрейч бархата самых разных цветов. Джинсы носят и с классическим пиджаком, и со смокингом, и с вышитым жакетом. На создание многофункциональных вещей ориентируются представители минимализма — одного из ведущих направлений в современном дизайне. Минимализм в дизайне одежды — это концепция гардероба, состоящего из минимального количества многофункциональных предметов одежды. Универсальная вещь, по мнению минималистов (к ним относят, например, американских дизайнеров К. Кляйна, Д. Кэран, немецкого модельера Дж. Сандер), должна обладать следующими качествами: простотой формы; отсутствием отделок нейтральным цветом; применением материалов высочайшего качества. Одежда человека все время пополняется новыми видами ассортимента, новыми вещами. Как правило, это происходит путем заимствования новых форм и элементов повседневной одежды из других ассортиментных групп. В современном гардеробе присутствует множество видов одежды, заимствованных из военной формы, спортивной одежды, белья, одежды других народов. Этот процесс не прекращается, обогащая нашу одежду новыми элементами, соответствующими меняющемуся образу и ритму жизни. Огромное влияние на бытовой костюм в Западной Европе всегда оказывала военная одежда. Начиная с эпохи Крестовых походов боевое и турнирное облачение средневекового рыцаря позволяло пополнять модный костюм все новыми элементами. Так, в XIV в. появляется мужская распашная одежда — куртка с баском (лурпуэн)т которую первоначально надевят латы. В XVII в. в моду входят кавалерийские сапоги на каблуках и мушкетерские плащи. Во время Первой мировой войны из военной формы в женский бытовой костюм перешли накладные карманы, акцентированные застежки, матросские воротники и «стойки авиатора». В 1970-х гг. в моду входит военизированный стиль — «милитари лук», сделавший актуальными защитный цвет хаки, погоны, хлястики, пилотки и сумки типа военных планшеток. В 1990-х гг. в моду вошли ткани с защитной пятнистой окраской, солдатские ботинки. Существенно пополнила ассортимент повседневной современной одежды одежда для спорта как самая удобная и универсальная, стирающая границы между полами и людьми разного возраста. Многие виды классической одежды изначально возникли как одежда для охоты и верховой езды — самого любимого вида спорта английской аристократии (фрак и редингот). В XX в. повседневная одежда обогатилась за счет спортивного трикотажа — от ставших классическими пуловеров и джемперов с застежкой поло до лыжных шапочек и леггинсов. Из спортивной одежды в моду проникли стеганые пальто и куртки, теплые стеганые сапоги-«луноходы». Иногда в новую верхнюю одежду, платье или костюм может превратиться белье. Так, в 1970-х гг. возникает «бельевой стиль», использующий формы нижнего дамского белья начала XX в.: корсажи, блузки, отделанные вышивкой и лентами, нижние юбки с воланами и кружевами. В 1980-х гг. появляется «корсетный стиль» (его ввели в моду В.Вествуд и Ж.-П.Готье), использующий покрой корсетов и бюстгальтеров в блузках, платьях и жакетах. В 1990-х гг. в моду вошли «платья-комбинации», напоминающие нижние венские сорочки 1930-х гг. Ассортимент одежды пополняется и путем заимствования одежды другого пола, Так, в XIX—XX вв. женская одежда пополнилась многими элементами мужского костюма в связи с женской эмансипацией. Логичным последствием этой борьбы было стремление создать столь же удобный костюм для женщин, какой уже имели мужчины. Так в гардеробе современной женщины появились английский классический костюм, брюки, жилет, шорты и т.д. Новые виды ассортимента иногда возникают путем функциональной трансформации вещи, когда одна вещь превращается в вещь другого назначения. Например, смокинг может превратиться в платье (платье-смокинг И. Сен-Лорана), мужская рубашка — в платье (платье-рубашка) или в жакет (когда ее надевают вместо жакета на топ), майка — в рубашку, если ее надевают с пиджаком, и т.д. Постоянным источником появления новых видов одежды является традиционный костюм различных народов мира. С Востока в Европу проникают нон вые элементы: в средние века — сквозная застежка на пуговицы, тюрбаны, в: XVII в. — турецкие халаты, в XIX в. — бурнус, зуавские штаны, в конце XIX в. — японское кимоно. В 1970-х гг. формируется «этнический стиль» в моде, основанный на использовании покроя, декоративных отделок, элементов костюма, украшений и традиционных цветов одежды разных народов мира. В современном костюме укоренились следующие формы, заимствованные из национального костюма. Бубу — традиционная длинная и широкая туникообразная мужская одежда народов Западной Африки. Ее покрой стал основой для современной пляжной одежды, сшитой из прямоугольного куска ткани, сложенного пополам, с отверстием для головы и кулиской на талии. Джеллаба — широкое длинное платье с одним или двумя разрезами на боку, с орнаментированной кокеткой квадратной или прямоугольной формы, которое напоминает традиционную одежду арабов Северной Африки (галабея, ган-ДУра) и женские платья у арабов Аравийского полуострова и Ближнего Востока. Бурнус — белый шерстяной плащ с капюшоном, отделанным тесьмой и кистями, который является традиционной мужской одеждой коренного населения Алжира. Появился в Западной Европе в 1830-х гг. в качестве модной венской верхней одежды. Костюм зуава вошел в моду после 1831 г. и напоминал форму зуавов — солдат легкой пехоты во французских колониальных войсках, сформированных в 1831 г. в Алжире. Состоял из зуавского жакета — короткого шерстяного Жакета, как правило, красного цвета, расшитого золотым позументом, и зуавских штанов — широких штанов из шелка. Подобные штаны в XIX в. носили Модники в качестве домашней одежды, в 1920-х гг. они вошли в моду как Женская домашняя одежда, а в 1970-х гг. — как нарядная одежда в «этническом стиле». Кимоно — традиционная японская мужская и женская одежда. Это халат, спинка которого сшита из двух прямых полотнищ, такие же полотнища образуют полочки, с широкими прямыми рукавами. Кимоно запахивали слева направо и завязывали поясом-оби. Кимоно вошли в моду в конце XIX в. в качестве домашней одежды на волне увлечения японским искусством в эпоху модерна. В 1910-х гг. французский кутюрье П. Пуаре ввел в моду покрой рукава «кимоно» (или «японка») — цельнокроеный рукав, напоминающий покрой кимоно. Сари — традиционная женская несшитая драпированная одежда в Индии раджастанского типа. Представляет собой полотнище ткани шириной 1 м и длиной 4— 8 м. Сари носят с нижней юбкой — набедренной повязкой и короткой кофточкой — чоли (шоли). Саронг — женская и мужская поясная одежда, которую носят в Индонезии на Филиппинах, в Щри-Ланке и других странах Юго-Восточной Азии. Представляет собой юбку — набедренную повязку из одного куска ткани, обернутого вокруг бедер и закрепленного с помощью закрученного верхнего края. Парео — большой платок с яркими рисунками, который завязывается вокруг бедер или под мышками. Традиционная одежда на о-ве Таити. В современной моде используется как летняя и пляжная одежда. Бандана — большой пестрый, как правило, хлопчатобумажный платок (или косынка), завязанный на затылке. Подобные головные уборы встречаются в Центральной и Южной Америке, где их носят под шляпой. Стал элементом ковбойской одежды, в XX в. — элементом костюма рокера, а в 1990-х гг. — элементом военного обмундирования. Жакет Мао — однобортный жакет с воротником-стойкой, напоминающий традиционную китайскую плечевую одежду. Назван в честь Мао Цзэдуна (1893 — 1976), председателя КНР. Жакет Неру — длинный прилегающий однобортный пиджак, с Застежкой на пуговицы, с небольшой стойкой, первоначально был частью костюма государственных чиновников в Индии (конгрессистский костюм). Назван в честь Д.Неру (1889—1964) — премьер-министра Индии. Гаремные штаны (шальвары) — широкие штаны, собранные у Щиколотки на кулиску или манжету. Заимствованы из женского турецкого костюма. Впервые вошли в моду в 1910-х гг. благодаря «Русским сезонам» С.Дягилева и «восточному стилю» П. Пуаре. В 1970-х гг. вновь стали популярны благодаря коллекции И. Сен-Лорана «Русские балеты/оперы». Каба — широкая куртка прямого покроя с капюшоном, отделанная тесьмой с кисточками. Заимствована из костюма народов Северной Африки.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 1305; Нарушение авторского права страницы