Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Особенности проектирования ансамбля, комплекта и коллекции



Как уже было отмечено, дизайн одежды — это проектирование одежды как одного из элементов предметной среды. Объектом проектирования могут являться как единичные изделия, так и ансамбль, комплект и коллекция.

Необходимость проектирования единичных изделий различного ассортимента вызвана узкой специализацией швейных предприятий, что связано с наличием специализированного оборудования: это или верхняя одежда, или белье, или трикотаж, или легкое платье. Проектируются единичные изделия, правило, для промышленного производства большими или малыми сериями, Проектирование готовой одежды ориентировано на типовую фигуру, строится по единой методике конструирования и должно отвечать потребностям массового спроса.

Проектирование ансамбля. Ансамбль (от фр. ensemble — вместе, сразу) — совокупность составляющих костюм единичных изделий, решенных по определенному художественному замыслу, продуманные связь и соподчинение одежды и дополнений, составляющих в целом костюм для определенного человека, для конкретного использования, для выражения художественного образа. Ансамбль подразумевает взаимную согласованность, органическую взаимосвязь, единство частей костюма по силуэту, пропорциям, цвету, отделкам. Он состоит из одежды, обуви, головного убора, прически, украшений, является единым целым и не предполагает никаких изменений. Любое дополнение или изъятие какого-либо элемента нарушает его целостность. Ансамбль в отличие от комплекта яв--ляется закрытой системой.

Для ансамбля характерны многослойность, обязательность одновременного ношения всех его частей, которые связаны между собой и находятся в соподчинении. К изделиям системы «ансамбль» относятся: нарядный туалет; костюм для торжественных случаев; костюм для свадьбы; костюм специального назначения; сценический костюм.

Целостность, завершенность всегда считались одним из критериев эстетического совершенства костюма. Все части костюма, предназначенного для определенного случая, старались согласовать по цвету, рисунку тканей, отделкам и т.п. Например, в XVI в. придворное женское платье в Англии имело рукава, выполненные из той же ткани, что и юбка нижнего платья. Однако в чистом виде ансамбль сформировался в конце XIX — начале XX в., в эпоху модерна (1890 — 1900-е гг.). В XX в. ансамбль стал своеобразной «вершиной», к покорению которой стремились модельеры, прежде всего кутюрье, которые в отличие от стилистов, работающих для промышленности, создавали модели для индивидуального заказчика, разрабатывая весь костюм целиком, включая шляпы, обувь, перчатки и другие дополнения. Проектирование ансамбля одежды в традиционном моделировании считается высшей точкой достижения единства художественной выразительности образа.

Однако на протяжении XX в, представления об ансамбле менялись. Например, в 1920-х гг. ансамблевое решение предполагало цветовое единство всего костюма: к платью или костюму подбирались в тон шляпа, перчатки, туфли, сумочка, зонтик и т.д.; цвет отделки платья повторялся в отделке дополнений.

В 1930-х гг. в условиях «великой депрессии» подобная «расточительность», подразумевавшая, что каждому платью требовались своя шляпа, особые туфли и т.п., стала невозможна. Целостность костюма обеспечивалась за счет цветового единства аксессуаров и дополнений — сумка, туфли, перчатки, шляпа должны были быть одного цвета, но этот гарнитур можно было носить с любым платьем или Костюмом: например, черные туфли, шляпу и перчатки — со светлым платьем.

Ансамбль сохранял свои позиции даже во время Второй мировой войны в условиях нехватки тканей и других материалов, когда, например, тюрбан стремились сделать из той же ткани, что и блузку или сумку.

Настоящий триумф ансамбля наступил после войны в эпоху «нью лук»-когда К.Диор установил четкие правила хорошего вкуса, вернув образ элегантной женщины. Платье или костюм обязательно должны были быть дополнены соответствующими шляпой, перчатками, сумкой, бижутерией. К.Диор утверждал, что «женщина без шляпы одета не полностью».

Ансамбль сохранялся в моде и в 1960-х гг. У А.Куррежа, например, обувь, перчатки и головной убор нередко были изготовлены из одного материала.

Но уже во второй половине 1960-х гг. наметился отказ от ансамбля в уличной моде, особенно в молодежных субкультурах. Например, хиппи отвергали идею тщательно подобранного и продуманного костюма, свободно смешивая элементы одежды разных стилей. И уже в начале 1970-х гг. ансамбль вытесняется комплектом.

В современной моде идея ансамбля существует скорее на подиуме, а не в реальной жизни. Требования удобства, комфорта, функциональности одежды делают прежние представления об ансамбле устаревшими.

Проектирование комплекта. Комплект (от лат. сотрШиз — полный) — набор одежды и предметов, дополняющих друг друга и составляющих вместе костюм, отвечающий определенному назначению и художественному решению. Комплект — открытый комплекс одежды из взаимозаменяемых элементов, для которого характерна многослойностъ при самостоятельности каждого изделия. Комплект предполагает возможность изменения костюма в зависимости от ситуации. Комплект состоит из единичных изделий: жакетов, юбок, брюк, жилетов и т.д.

Единичные изделия комплекта могут менять свое назначение (повседневное на нарядное, деловое на дорожное и наоборот) при вариантном сочетании в разных комплектах. Поэтому при проектировании комплектов изделий необходимо учитывать это обстоятельство и расширять границы использования отдельных вещей.

Впервые идея комплекта в качестве альтернативы ансамблю появилась в 1920-х гг. В проекте «прозодежды актера», разработанном русской конструктивисткой Л. С. Поповой для спектакля «Великодушный рогоносец» Театра Вс.Мейерхольда в 1921 г., была заложена возможность сочетания разных элементов одежды. Л. Попова так писала о назначении «прозодежды актера»: «Костюм предназначался для каждодневной и обыденной жизни и работы актера, и поэтому необходимо было сделать его утилитарным и для этой цели заменяющим всякую другую одежду, так, необходимо было ему дать, например, верхнее пальто и т.п. Всего костюм рассчитан на 7 —8 видов или типов работы». У конструктивистов идея комплекта явилась логичным следствием применения комбинаторных методов формообразования при проектировании одежды.

В 1929 г. модельер Э.Скьяпарелли в Париже предложила костюм, состоящий из шести предметов, которые можно было комбинировать между собой в течение дня.

В массовой моде комплекты распространились только в 1970-х гг., В 1972 г. английские модельеры Люк и Дж.Таллис в своих коллекциях промышленной Моды продемонстрировали комплекты, состоящие из юбок, брюк, жилетов, блузок, соответствовавших друг другу по цвету и рисунку. Подобный подход к Формированию гардероба получил в 1970-х гг. — время экономического кризиса — массовое признание, когда неизменным спросом пользовались вещи единичного ассортимента, из которых можно было составить «рациональный», или «базовый», гардероб. В настоящее время комплекты почти совершенно вытеснили ансамбли в моде. Одежда современного человека состоит практически из комплектов, позволяющих каждому человеку проявить индивидуальность в создании своего костюма, комбинируя по своему выбору отдельные предметы одежды.

Единство отдельных составляющих комплекта, как правило, обеспечивается их соответствием друг другу по цвету, форме, силуэту, декору, стилю. Это качество должно быть заложено еще на стадии проектирования промышленной коллекции одежды. Возможность комбинирования является одним из главных требований, которые современный потребитель предъявляет к готовой одежде. Эта особенность является сильной стороной промышленных коллекций немецких фирм, например фирмы «Эскада». Каждая сезонная коллекция состоит из множества вещей единичного ассортимента, любая из которых сочетается с любой другой по цвету, форме, рисунку и т.п. Более того, часто вещи из коллекции прошлых сезонов легко можно соединить с вещами из новой коллекции.

Все части комплекта могут соответствовать друг другу по стилю, однако уже в 1970-х гг. появился «диффузный стиль» в одежде, смешавший элементы разных стилей: классический пиджак соединили с юбкой с оборками в «фольклорном» стиле, а классические брюки — со спортивной курткой и романтической блузкой. В современном комплекте часто соединяются вещи различных цветов, рисунков, стилей — в начале 1990-х гг. подобное смешение получило определение «сочетание несочетаемого».

В системе «комплект» 1990-х гг. большое значение приобрели новые приемы ношения одежды: комплекты отличались продуманной небрежностью, свободной посадкой вещей на фигуре, асимметрией за счет смещения изделия в одну сторону либо смещения застежки набок или назад, часто встречались рукава разной длины. Все элементы комплектов, как правило, моделировались из материалов разных фактур. Комплекты формировались из следующих вещей: пальто (длинное или до колена), брюки разной ширины, водолазки (свитера), жакеты, топы, платья. В 1998—1999-х гг. все элементы комплекта, как правило, решались в одном цвете либо в сближенной гамме. В коллекциях 2000 — 2001 гг. появилось много контрастных по цвету вариантов соединения различных вещей, а также выявилась тенденция к многослойности, напоминающей стиль «луковица» конца 1970-х гг. При этом сохраняется тенденция к поиску новых способов ношения привычных элементов одежды.

Проектирование коллекции. Коллекция (от лат. собрание) — это систематизированное собрание каких-либо однородных предметов, представляющих научный, исторический или художественный интерес. Коллекция в моделировании одежды — это серия моделей различного назначения, составляющих единство:

авторской концепции; образа;

применяемых в коллекции материалов;

цветового решения;

формы;

базовых конструкций; стилевого решения.

Создание серии моделей на одной базовой основе является экономически более оправданным, так как промышленному производству невыгодно изготовление разнородных единичных моделей: это требует частой переналадки потоков и разработки технической документации. Кроме того, новые модные стили и направления требуют от промышленности регулярного обновления ассортимента выпускаемых изделий, как правило, в ритме смены сезонной моды.

В зависимости от типа и назначения коллекции в ней преобладают те или иные признаки. В авторской творческой коллекции, например, более существенным является единство концепции, стиля и образа, при этом могут отсутствовать базовые конструкции. В любой коллекции важнейшим признаком является ее целостность, что отличает коллекцию от механического собрания разнородных моделей. Целостность обеспечивается единством стиля, творческого метода, цветовой гаммы, структуры материалов, формы, образов. Кроме того, признаком грамотно разработанной коллекции является динамика, т.е. развитие центральной идеи в данной коллекции. Таким образом, коллекция — это не серия одинаковых или почти одинаковых моделей. Интересное конструктивное или декоративное решение, являющееся «изюминкой» данной коллекции, должно в каждой новой модели «поворачиваться новой гранью», в коллекции должны быть представлены все возможные нюансы развития идеи.

Коллекция может состоять из разных составляющих элементов — это могут быть ансамбли, комплекты, единичные изделия, дополнения и аксессуары. Виды коллекций одежды. Коллекции подразделяются на несколько видов: перспективные коллекции, в которых воплощается концепция моды на, будущее, как правило, на будущий сезон, представляют новые стили и тенденции. К перспективным коллекциям можно отнести большинство коллекций высокой моды (ведущих домов моды), коллекции «прет-а-порте», созданные известными дизайнерами. Для этих коллекций характерны «заостренные» формы и силуэты, яркие образы, эксперименты с материалами, технологиями и конструкциями. Перспективные коллекции представляют образы будущего человека, поэтому при их проектировании учитываются' данные прогнозов моды, тенденции развития образа жизни, прогноз экономической ситуации, данные об изменении цветовых предпочтений и т.п. Коллекция «прет-а-порте» одновременно является промышленной базовой; коллекцией для конкретной фирмы;

промышленные базовые коллекции предлагают концепцию ассортимента. Для непосредственного внедрения. В них воплощаются актуальные направления моды, и они предназначены для массового производства. Такие коллекции демонстрируются на ярмарках моды (например, на Парижском салоне или ярмарке моды в Дюссельдорфе) для представителей торговли. Для промышленных коллекций характерны «смягченные» формы, уже апробированные решения. Модные тенденции в этих коллекциях скорее воплощаются В определенных структурах материалов и цветовой гамме;

авторские коллекции выражают творческую концепцию дизайнера. Авторскими коллекциями являются коллекции высокой моды и коллекций «прет-а-порте», созданные известными модельерами, предназначенные для индивидуального клиента или массового потребителя, а также коллекции, созданные для демонстрации на международных выставках и ярмарках, в ночных клубах, на презентациях, для участия в творческих конкурсах;

коллекции специального назначения, например коллекции школьной одежды, коллекции форменной одежды.

Все перечисленные виды коллекций дифференцируются исходя из следующих признаков:

ассортимент: могут быть коллекции пальто, костюмов, купальников, брюк и т. п, в зависимости от профиля фирмы;

сезонность: как правило, новые сезонные коллекции демонстрируют два раза в год (на сезон осень/зима и сезон весна/лето). Однако крупнейшая промышленная ярмарка моды в Дюссельдорфе перешла на демонстрацию новых коллекций четыре раза в год: на осень, зиму, весну и лето;

возрастная категория: коллекции одежды для грудных детей, коллекции одежды для тинейджеров и т.п.;

конкретное назначение: коллекции домашней одежды, одежды для сна, для спорта, отдыха и т, п.

Кроме того, коллекции подразделяются на следующие группы в зависимости от того, кому они предназначаются: индивидуальный гардероб (для индивидуального клиента); массовые (для определенного типа потребителей); групповые (для определенной группы людей): а) коллекции форменной одежды (школьная форма, форма муниципальной милиции и т.п.), б) коллекции фирменной одежды (для работников Аэрофлота, торговых фирм и т.п.), в) коллекции одежды для представительств и делегаций (например, для национальной команды на Олимпийских играх и т.д.).

Работа над новыми коллекциями. В целом создание новой коллекции предполагает следующий порядок:

1) формируется концепция перспективной моды на основе прогноза моды, которая воплощается в коллекции тканей и других материалов для изготовления одежды. Новые тенденции в структуре материалов и модной цветовой гамме демонстрируются на салонах тканей за полтора года до сезона (например, на парижском салоне «Премьер Визион» и ярмарке тканей «Интерштофф» во Франкфурте-на-Майне);

2) создаются перспективные коллекции высокой моды, которые демонстрируются за полгода до сезона: на сезон весна/лето — в январе, на сезон осень/зима — в конце июля — начале августа (хотя предлагаемые в них стили и тенденции в массовой моде могут реализоваться гораздо позднее), а также коллекции «прет-а-порте», которые демонстрируются за семь-восемь месяцев до сезона: весенне-летние — в сентябре — начале октября, осенне-зимние — в феврале;

3) разрабатываются и создаются промышленные массовые коллекции, которые развивают перспективные тенденции, появившиеся в коллекциях высокой моды и «прет-а-порте». В массовых коллекциях новые стили разрабатываются примерно 1, 5 — 2 года спустя после их появления в перспективных коллекциях, а в некоторых случаях — с еще большим запозданием. То же можно сказать и о модных тенденциях в коллекциях мужской одежды, которые «опаздывают» на 1, 5 — 2 года по сравнению с коллекциями женской одежды.

РР. Процесс разработки промышленной массовой коллекции состоит из нескольких этапов.

На первом этапе разработки (соответствует стадии предпроектных исследований) ведутся:

изучение объективных факторов потребления и спроса: динамики доходов населения, уровня дохода на душу населения, розничного товарооборота и т.п.;

выявление типологических особенностей потребителей, для которых разрабатывается данная коллекция (маркетинговые исследования);

исследование взаимосвязи выявленных потребностей потребителей с ценностной ориентацией групп потребителей, для которых разрабатывается коллекция.

В крупных компаниях существуют специальные службы стратегии дизайна, которые занимаются изучением мотивов поведения и потребностей потребителей и решают проблемы фирменного стиля. Эти службы дают рекомендации для разработчиков (группа потребителей, требуемый стиль коллекции, предпочтительные виды ассортимента, рекомендуемая цена изделий и т.п.), которые служат отправной точкой при проектировании.

При выявлении типологических особенностей потребителей учитывают следующие факторы: пол и возраст; размер и рост;

полноту (здесь необходимо учитывать, что 19, 5 % взрослого населения имеют малую полноту, 50, 5 — среднюю, 26, 5 — большую и 3, 5 — очень большую);

модную ориентацию. Исследования поведения потребителей показали, что практически половина всех потребителей (34 % — «запоздалое большинство» + 16% — «отстающие») отвергает все крайности моды, предпочитая не новую моду, а «предыдущие моды» и классические стили;

степень сформированное эстетической установки. Потребителей условно подразделяют на четыре группы. Большинство потребителей относится к первой группе со стереотипным подходом к сравнению изделий, не имеющей собственных сложившихся представлений о дизайне. На поведение таких покупателей легче влиять, создавая определенный имидж изделия или марки. Вторая группа потребителей имеет сложившееся представление о критериях выбора и готова только к постепенному изменению предметной среды и появлению нововведений. Третья группа потребителей имеет индивидуальные представления о дизайне, четко определенные и обоснованные. На поведение таких потребителей повлиять труднее всего, даже с помощью рекламы. Более продуктивным является учет их потребностей на этапе проектирования. Четвертая группа — группа «лидеров потребления» — готова принять самые новаторские решения.

Количество моделей в коллекции и их особенности зависят от того, к какой стоимостной группе они относится. Около 65 % моделей относится к группе Дешевых, примерно 30% — средних, 2 —5% — дорогих.

Дорогостоящие модели отличают стиль высокой моды, уникальность конструкций, «острота» силуэтов, последние модные тенденции, высококачественные ткани и отделки. К этой группе относятся коллекции класса «прет-а-пор-те» и «прет-а-порте» класса «люкс». Модели этой группы выпускаются очень малыми сериями — от 5 до 10 воспроизведений. Чем дороже коллекция, тем большее количество моделей она в себя включает.

Модели средней группы отличают практичные фасоны, «смягченные» модные силуэты, модные ткани и надежные марки.

Дешевые модели должны иметь привлекательный вид, замысловатые фасоны, отличаться новизной по сравнению с моделями предшествующей коллекции этой же группы, иметь привлекательные фактуры и рисунки тканей модных расцветок.

Дизайнер должен четко представлять, задумана ли модель для конкретной ассортиментной группы или как многофункциональная. От этого зависят особенности покроя, выбор ткани и цвета.

Разрабатывая коллекцию, дизайнер должен учитывать, какой образ данной марки сложился у потребителей или какой образ необходимо создать.

Необходимость подобной дифференциации и желание увеличить число потенциальных клиентов привели к тому, что многие фирмы в 1980-х гг. стали увеличивать количество выпускаемых ими коллекций, дополняя основные коллекции мужской и женской одежды так называемыми «параллельными» коллекциями, рассчитанными на более молодого потребителя и продаваемыми по более низким ценам, и коллекции другого ассортимента и назначения. Первым в этом направлении стал расширять свою «империю моды» итальянский модельер Дж. Армани. Помимо основных коллекций дорогой мужской и женской одежды под маркой «Giorgio Armani» он сейчас выпускает параллельные коллекции «Mani», «Emporio Armani», «Armani Exchange», «Borgonuovo/ 21», «Armani jeans» и «Armani Golf» (дорогая спортивная одежда). По этому пути пошли практически все известные дизайнеры.

У каждой подобной коллекции есть конкретный адресат, потребности и психологический портрет которого ясно представляют себе создатели коллекции. Стремясь расширить число потенциальных клиентов, многие фирмы выпускают коллекции, предназначенные разным группам потребителей: как консерваторам, так и лидерам моды, ценящим смелые идеи и новаторские решения. Например, известная немецкая фирма «Hugo Boss», прославившаяся качественной престижной мужской одеждой, выпускает три коллекции каждый сезон. Каждая линия предназначена для определенного потребителя: «Boss» — для «успешного» бизнесмена, который хорошо выглядит, его интересует мода, но он не собирается «пускать пыль в глаза»; «Baldessarini» — для того, кто «не хочет быть похожим на остальных, одевающихся у «Boss», он обращает внимание на детали, на дорогие материалы, а еще он не хочет, чтобы одежда была «скучной»; «Hugo» — молодежная линия для того, кто «действительно интересуется модой, он хорошо ее знает и хочет отличаться как можно сильнее, он ищет чего-то особенного».

На втором этапе (проектирование и моделирование) результаты исследований реализуются в определении типов формообразования. На этом этапе замысел коллекции приобретает материальные формы. Воплощение замысла коллекции в конкретных моделях проходит с учетом всех перечисленных выше требований. При этом, разумеется, существует своя специфика как при создании коллекции высокой моды, коллекции «прет-а-порте», так и при разработке промышленной коллекции,

О последовательности работы над коллекцией высокой моды поведал французский кутюрье К.Диор в своей книге «Кристиан Диор и я». В то время, когда вышла в свет эта книга, метод работы Диора над коллекцией был не совсем традиционным для высокой моды: он начинал не с ткани (создания новых моделей методом наколки), а с эскиза, что характерно для работы над коллекцией готовой одежды. Однако впоследствии и в домах высокой моды эскиз приобрел ведущую роль как способ поиска новых идей, и этапы работы над коллекцией, предложенные К.Диором, превратились в новую традицию.

К.Диор предложил такую последовательность работы над коллекцией. Первый этап работы над коллекцией высокой моды он назвал «студия». На этом этапе:

создают первые наброски силуэтных форм будущей коллекции на основе ассоциаций с природными и другими формами, разрабатывают эскизы моделей;

идеи будущей коллекции обсуждают, отбирают самые удачные эскизы и дорабатывают в соответствии с основной идеей коллекции; на основании отобранных эскизов создают макеты моделей, выбирают варианты их отделки. По одному эскизу возможно создание нескольких макетов из ткани, из которых затем будет отобран наилучший;

просматривают все макеты моделей коллекции, и происходит окончательный отбор.

Второй этап К.Диор назвал «мастерские». На этом этапе: разрабатывают план коллекции; подбирают ткани для моделей коллекции;

выбирают манекенщиц, которые будут демонстрировать те или иные модели; шьют модели на конкретных манекенщиц, проводят примерки; выполняют модели-варианты;

подбирают аксессуары, с которыми предполагается демонстрировать модели коллекции;

проводят рабочую репетицию;

осуществляют просмотр и окончательную доработку коллекции; проводят генеральную репетицию просмотра коллекции.

На третьем этапе, названном К.Диором «салон», разрабатывают план показа коллекции, определяют порядок показа моделей, режиссуру показа.

На третьем этапе проводят испытание в контрольной группе потребителей.

На четвертом этапе проектируют рекламное обоснование новой коллекции.

Проектирование промышленной массовой коллекции имеет свою специфику. Прежде чем создать эскизы, определяют концепцию коллекции, ассортимент, сырье, назначение моделей и всей коллекции.

На первом этапе, который можно условно назвать «создание», разрабатывает серии эскизов моделей будущей коллекции в соответствии с определенной Цветовой гаммой и конкретными материалами, определяют ведущий силуэт (силуэты) и стиль коллекции.

На втором этапе — планирование коллекции — определяют требуемое количество моделей в коллекции, которое зависит от политики цен данной фирмы методов распределения, количества коллекций, выпускаемых в год, предварительный отбор эскизов, которые затем будут воплощены в материале.

На третьем этапе — выполнение моделей — на основании эскиза модели создают муляж из ткани (как правило, муслина), на котором проверяется конструкция модели, вносятся коррективы и исправления. Конструкцию модели создают чаще всего методом конструктивного моделирования, когда трансформируют чертеж уже существующих базовых моделей и в него вносят модельные особенности. Затем шьют модели из ткани на манекенщиц.

На четвертом этапе — отбор моделей, или прополка коллекции — отбор моделей проводят до официального показа из уже готовых вещей, сшитых на манекенщиц. Отбор проводят, как правило, директор компании, работники отдела продаж, а также основной заказчик, который лучше продает Модели данной фирмы. На основании данных о тенденциях спроса выбирают наиболее удачные и выгодные модели. При этом обязательно учитывается мнение манекенщиц о демонстрируемых ими моделях. Методы отбора зависят от политики фирмы, но в любом случае от коллекции остается небольшое количество моделей, на которые устанавливают цены.

Пятый этап — создание лекал. Так как разработка лекал для всех типоразмеров является дорогостоящим этапом, к нему приступают после полной разработки коллекции. Применение компьютерных технологий позволяет значительно снизить расходы на этом этапе.

На шестом этапе — производство — шьют серии моделей коллекции, количество моделей в серии зависит от политики цен данной фирмы.

Седьмой этап — распределение и реклама коллекции. Сюда относится не только деятельность торговых предприятий, но и участие фирмы в промышленных выставках и ярмарках, которое помогает найти деловых партнеров и расширить масштабы деятельности, а также реклама в средствах массовой информации и т.п.

Создание промышленной коллекции класса «прет-а-порте» имеет некоторые отличия. В этом случае к этапу производства приступают после предварительного этапа демонстрации коллекции. Показ моделей в дизайне одежды является первичной и основной формой рекламы, мощным рекламным средством в конкурентной борьбе между дизайнерами за звание модного. На премь-ерный показ новой коллекции, который проводится в рамках недели «прет-а-порте» (в Париже, Нью-Йорке, Милане, Лондоне, Барселоне или Дюссельдорфе, а теперь и в Москве, и в Санкт-Петербурге) в первую очередь приглашают представителей прессы — модных фотографов, редакторов модных журналов и обозревателей моды, а также представителей торговых организаций. Байеры — специалисты, которые занимаются закупками для крупнейших универмагов и бутиков, после показов делают заказы фирмам на те или иные модели. После этого окончательно становится ясно, какими тиражами нужно к началу модного сезона выпустить модели из представленной коллекции, какие модели пользуются спросом, а какие оказались неудачными.

Кроме того, коллекция уровня «прет-а-порте» является перспективной коллекцией — «прогнозом» и «программой» для многочисленных промышленных массовых коллекций. Основными задачами при проектировании перспективной коллекции являются:

разработка нового образного решения с учетом особенностей и модной ориентации потенциальных потребителей (не рекомендуется представление более трех ведущих образов коллекции согласно закону трехкомпонентности восприятия);

разработка тонального, цветового и пластического решений традиционного и нетрадиционного ассортимента;

использование в коллекции новых материалов и фурнитуры; определение ведущих силуэтов, которые определяют базовые формы коллекции;

проектирование головных уборов, обуви и аксессуаров, которые представляют новые тенденции и стили;

создание новых конструктивных основ для базовых форм коллекции, представляющих новые тенденции моды;

создание или использование прогрессивной технологической обработки при выполнении моделей, использование новых технологий;

реклама, в частности разработка сценария демонстрации новой коллекции, подбор определенных моделей, создание образов для показа (прически, грим моделей), выбор музыкального оформления, выбор места премьерного показа й т.п.

Промышленная коллекция состоит из ряда ассортиментных коллекций, что связано с тем, что в современной моде часто стираются границы между одеждой для разных сезонов, в массовой моде преобладают комплекты, сохраняет популярность единичный ассортимент.

Работа над ассортиментной коллекцией имеет свои особенности и включает в себя следующие этапы:

определение количества изделий данного ассортимента, необходимого для удовлетворения потребности;

выяснение размерно-полнотных и возрастных признаков будущих потребителей данной ассортиментной коллекции;

определение силуэтов согласно ведущим силуэтам перспективной коллекции с учетом модной ориентации потребителей. Поэтому в подобной коллекции наряду с остромодными моделями должны присутствовать как классические модели, так и модели, представляющие уже существующую моду; подбор тканей на рекомендуемые силуэты; конструктивная разработка силуэтных форм;

стилистическая разработка полученной конструктивной основы в результате заполнения базовой структуры мобильными элементами.

В результате возникает мини-коллекция моделей на одной конструктивной основе. Несколько подобных мини-коллекций объединяются в ассортиментную.

Уже на стадии проектирования промышленной коллекции необходимы унификация и стандартизация, технологических узлов и деталей — создание каталога конструктивно-технологических элементов одежды, что позволяет экономить средства и время при запуске новых моделей в производство. Частая Переналадка потоков в промышленности создает дополнительные трудности при производстве новых коллекций. Унификация элементов и применение компьютерных технологий позволяют существенно снизить затраты и сократить время на внедрение новых моделей. Мобильность среднего и малого бизнеса создает дополнительные преимущества с учетом постоянно меняющейся конъюнктуры. На малых предприятиях время на запуск новой модели может составить не более двух недель: одна неделя — на разработку, одна неделя — на контрольные испытания (когда проверяется реакция покупателей на новую модель, сшитую небольшой партией).

Структура коллекции. При проектировании коллекции необходимо учитывать следующие правила, обеспечивающие единство коллекции: единство стилевого решения;

создание сценария коллекции — композиционное построение Коллекции Необходимое условие целостности коллекции — наличие композиционного центра — кульминации всей коллекции. Как правило, в коллекции должно присутствовать три композиционных центра: начало (первая модель или моделей, которые открывают показ), кульминация (как правило, ь середине показа) и конец (модель или блок моделей, которые завершают ш.жаз); построение тонального развития ряда;

построение цветового развития ряда, при этом желательно, чтобы совпадали тональный и колористический композиционный центры;

выявление структурной организации ряда: а) анализ стабильных элементов (силуэт, пропорции, ритм масс), б) анализ мобильных элементов (декор, фактура, конструктивные и декоративно-конструктивные линии, накладные детали); родственный характер принципов технологического выполнения изделий. Чаще всего коллекция состоит из блоков моделей, объединенных назначением, единством силуэта, цветового решения и т.п. Традиционно коллекция высокой моды состояла из следующих блоков-«выходов»: верхняя одежда (пальто, плащи, костюмы — в зависимости от сезона), костюмы, платье для города, платья для коктейлей, короткие вечерние платья, длинные вечерние платья, бальные платья, свадебные платья.

В современной моде, однако, не существует столь четко определенных ассортиментных групп, как во времена К.Диора. Некоторые дизайнеры вообще отказываются от традиционной блоковой структуры коллекции, Демонстрируя отдельные модели, формально ничем не связанные между собой, кроме творческой концепции (особенно это характерно для коллекций представителей деконструктивизма в дизайне одежды). Но все-таки большинство дизайнеров придерживаются традиционной структуры коллекции: верхняя одежда; повседневная одежда;

одежда для отдыха, спорта, для туризма и т.п.; одежда нарядная, праздничная и вечерняя;

одежда специального назначения — для торжественных случаев, свадебная.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 5908; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.062 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь