Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема 6. Становление андрагогики: причины и истоки
Возникновение андрагогики как самостоятельной науки об обучении взрослых людей было обусловлено целым рядом причин различного характера: социально-экономического, культурологического, эдукологического, сциентистского, личностного. Проблемы социально-экономического развития остро поставили вопрос о необходимости обучения не только детей и молодежи, но и взрослых людей. Уровень социально-экономического развития ведущих стран мира позволил обеспечить это обучение финансовыми и материально-техническими средствами. Как мы видели, вся сфера образования во второй половине XX века стала существенно видоизменяться. Возникли концепции свободного («открытого») обучения и непрерывного образования. Развитие получило образование взрослых. Учесть, объяснить все эти эдукологические факторы и предложить новые подходы к обучению традиционная педагогика оказалась не в состоянии. Мы уже рассматривали выше, как технические достижения в области технологии передачи информации позволили по-новому организовать процесс обучения. Мы также проанализировали, как психология в процессе своего развития приблизила новое понимание организации процесса обучения и роли самого человека в этом процессе. Свою лепту в подготовку условий возникновения андрагогики внесла и другая важная наука — философия. В начале нашего века философская мысль мучительно стремилась определить свою извечную проблему — роль личности в истории, в мире, в бытии. Поиски ответа на вопросы об этой роли привели к возникновению мощного течения, которое было определено как персонализм (от лат. persona — личность). Представители этого философского направления признают личность человека первичной реальностью и высшей духовной ценностью, духовным первоэлементом бытия. К этому направлению были близки и русские философы первых десятилетий прошлого века, особенно Н.А. Бердяев, Л. Шестов и И.О. Лосский. В своих трудах они вели поиски «богочеловека», человеческой личности как высшей субстанции мира, человека как свободной творческой личности. Они стали провозвестниками нового подхода к пониманию человека и окружающего его бытия, которое наиболее полно оформилось в трудах немецких философов М. Хайдеггера и К. Ясперса и французского писателя и философа Ж.-П. Сартра. Этот подход получил наименование экзистенциализма. Для формирования андрагогики были весьма важны три основных положения экзстенциализма. Во-первых, экзистенциалисты объявляли высшей ценностью и основой миропорядка само существование, или экзистенцию (от лат. existentia — существование), человека. В экзистенции, согласно экзистенциалистам, достигается целостность бытия, объективного и субъективного начал мира. Во-вторых, философы-экзистенциалисты сформулировали понятие свободы человека как свободы выбора. Свободный человек, по их утверждению, не является лишь производным естественных и социальных факторов, а самоформирующееся, выбирающее, отбирающее самого себя существо. Тем самым мыслители определяли человека не как пассивное, конформистское, детерминированное внешними условиями и приспосабливающееся к этим условиям нечто, а как активное, творческое, интенциональное (то есть целеустремленное, нацеленное на достижение определенной цели) существо. И в-третьих, философы выдвинули важнейшую идею ответственности человека за себя, за свой выбор. Каковы бы ни были обстоятельства, в которые оказывается заброшен, по выражению экзистенциалистов, человек, он сам должен нести ответственность за выбор способа своего существования, за выбор ценностей, за определение своего жизненного пути. Таким образом, философия XX века привела к осознанию решающей роли человека в своей собственной судьбе и в судьбах окружающего его мира. Она помогла понять, что человек хотя и зависит от естественных, экономических и социальных условий своего существования, однако в состоянии сам создавать свою личность, систему своих духовных и нравственных ценностей. Эти идеи помогли деятелям образования прийти к пониманию высвобождения человека, обретения им ведущей роли и в процессе своего обучения. В определенной степени к этому подводили и размышления о роли образования в жизни человека и роли человека в своем образования многих выдающихся ученых и практиков педагогов. Выдающуюся роль в процессе этого осознания сыграл знаменитый американский психолог, философ и педагог Джон Дьюи (1859—1952). Еще в начале прошлого века, пытаясь реформировать школу и преодолеть схоластический характер обучения, оторванность его от жизни, он выдвинул идеи, на много лет вперед определившие некоторые черты западной школьной системы. Он считал, что детей необходимо обучать, преследуя их конкретные интересы и опираясь на их личный опыт. Кроме того, он полагал, что лучшая форма обучения — обучение путем делания, то есть в процессе конкретной деятельности. Эти идеи получили названия прагматической педагогики и педоцентризма. Идеи педоцентризма были подхвачены в России, в частности известным педагогом П.П. Блонским. Они сводились в конечном итоге все к той же мысли о ведущей роли обучающегося в процессе обучения. Однако, как мы увидим, эти идеи могут реализоваться лишь при обучении взрослых. Это подчеркивал еще во второй половине XIX века великий русский педагог К.Д. Ушинский (1824—1870). Проанализировав практику обучения взрослых в воскресных школах, достаточно широко распространившихся в России во второй половине XIX века, он сформулировал несколько основополагающих идей обучения взрослых. В знаменитой статье «Воскресные школы»(1861) он определил, что при обучении взрослых необходимо: обеспечить связь обучения с производственной деятельностью обучающихся; ставить реальные, практически важные цели обучения; использовать в обучении жизненный опыт обучающихся; достигать наглядности обучения; стремиться к индивидуализации обучения; придавать обучению взрослых развивающий и непрерывный характер С развитием образования взрослых в XX веке стали появляться все новые обобщения практики обучения взрослых людей, все новые идеи и концепции, которые вели к возникновению андрагогики как самостоятельной науки. В России в первые два десятилетия XX века обучение взрослых получило свое осмысление в концепции внешкольного образования. В наиболее законченном виде концепция внешкольного образования была разработана выдающимся русским ученым Е.Н. Медынским, а сложившаяся в первое десятилетие ХХ века система внешкольного образования наиболее полно была описана В.И. Чарнолусским. При этом Е.Н. Медынский понимал под внешкольным образованием, выражаясь современным языком, все внеформальное образование и частично непрерывное образование. В 1920—1930-е годы, когда в советской России развернулась огромная работа по обучению взрослых в кружках ликбеза, на рабфаках, в школах рабочей молодежи, в крестьянских школах, известная государственная и общественная деятельница Н.К. Крупская выделила некоторые важные факторы, определяющие специфику обучения взрослых, в частности рабочих. После Великой Отечественной войны большое внимание в СССР было уделено общему образованию взрослых. В 1960—1970-е годы А.В. Даринский определил особенности общего образования взрослых, А.Д. Пинт и Н.И. Бокарев описали характерные черты педагогики взрослых, Ю.Н. Кулюткин сформулировал некоторые особенности психологии обучения взрослых. В других странах в 1950—1960-е годы также появились работы, подводившие к созданию андрагогики. В трудах югославских ученых Д. Савичевича и Б. Самоловчева, немецкого профессора Ф. Пёггелера, голландского исследователя Т. Тен Хаве, польского ученого Л. Туроса впервые появился сам термин «андрагогика». В них обосновывалась необходимость по-новому, по-иному, нежели в педагогике, подходить к обучению взрослых. Окончательное формирование основ андрагогики, андрагогической модели обучения было осуществлено в 1970-е годы в работах выдающегося американского андрагога М.Ш. Ноулза, англичанина П. Джарвиса, американца P.M. Смита и группы молодых английских ученых из Ноттингемского университета. В 1970 г. Малколм Шеппард Ноулз издал фундаментальный, основополагающий труд по андрагогике «Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики» (Knowles M.S. The Modern Practice of Adult Education. Andragogy Versus Pedagogy. — N.Y., 1970). В ней он сформулировал основные положения новой науки об обучении, создал андрагогическую модель обучения. Объективные условия, вызвавшие рождение андрагогики. • сам ход развития образования вел к завоеванию обучающимся ведущей роли в процессе своего обучения. Педагогика же исходила из принципиальной позиции, что обучаемый занимает подчиненное положение в процессе обучения; • эволюция идей философской и психологической наук привела к осознанию ведущей роли человека во всех социальных процессах, в том числе и в образовании; • достижения информатики и технологий передачи информации позволили использовать в процессе обучения новые способы передачи информации, что существенно видоизменило роли обучающегося и обучающего в процессе обучения; • эволюция педагогических концепций также вела к осознанию необходимости предоставления большей свободы обучаемому в процессе обучения; • физиология и психология доказали, что взрослые люди способны успешно обучаться практически на протяжении всей своей сознательной жизни. Опираясь на все эти факторы, названные выше ученые и стали разрабатывать основы андрагогики. При этом они исходили из основополагающего феномена — принципиальных различий между взрослым и невзрослым человеком вообще и в процессе обучения в частности. К этим основополагающим исходным посылкам следует добавить еще две, касающиеся ведущей роли обучающегося в процессе своего обучения, а также характера взаимодействия обучающихся и обучающих при организации процесса обучения. Таким образом, исходные, основополагающие посылки андрагогики мы можем сформулировать следующим образом: 1.Обучающемуся принадлежит ведущая роль в процессе своего учения. Взрослый обучающийся стремится к самореализации, к самостоятельности, к самоуправлению и осознает себя таковым. 2.Взрослый обучающийся обладает жизненным (бытовым, социальным, профессиональным) опытом, который может быть 3.Взрослый человек обучается для решения важной жизненной проблемы и достижения конкретной цели. 4.Взрослый обучающийся рассчитывает на безотлагательное применение полученных в ходе обучения умений, навыков, знаний и качеств. 5. Учебная деятельность взрослого обучающегося в значительной степени детерминируется временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами, которые либо ограничивают, либо способствуют процессу обучения. 6. Процесс обучения взрослого обучающегося организован в виде совместной деятельности обучающегося и обучающего на всех его этапах: планирования, реализации, оценивания и в определенной мере коррекции. Исходя из этих посылок, андрагогика определяет все параметры обучения взрослых. Тем самым объектом андрагогики является процесс обучения взрослых. Андрагогика исследует и определяет закономерности деятельности обучающихся и обучающих по организации и реализации процесса обучения, что и образует ее предмет. На основании этих основных параметров андрагогики и следует дать ей определение. М.Ш. Ноулз назвал андрагогику «искусством и наукой помощи взрослым в обучении», «системой положений» о взрослых обучающихся, которую необходимо применять дифференцированно «к разным взрослым людям в зависимости от ситуации». Польский ученый Л. Турос считает, что андрагогика — это «наука о целях, прохождении, условиях, результатах и закономерностях сознательного и целенаправленного, организованного образования и воспитания взрослых людей, а также самообразования и самовоспитания». Швейцарский исследователь П. Фюрте определяет андрагогику как «науку о формировании человека на протяжении всей жизни». Группа молодых английских исследователей из Ноттингемского университета рассматривает андрагогику как «теоретический подход к образованию взрослых», позволяющий взрослым обучающимся быть создателями собственных мышления и чувств. Представляется, что приведенные определения либо слишком лаконичны, либо излишне подробны и не всегда связаны с предметом андрагогики как науки об обучении взрослых. При определении данной науки нам необходимо постоянно иметь в виду, что она занимается прежде всего процессом обучения. Следовательно, нам всегда надо держать в памяти ту организационно-деятельностную модель обучения, а также структуру этапов этого процесса, которые мы подробно рассматривали в предыдущих разделах. Кроме того, мы должны помнить, что андрагогика имеет предметом своих исследований деятельность активных элементов (участников) процесса обучения — обучающихся и обучающих. Таким образом андрагогика - наука об обучении взрослых, обосновывающая деятельность обучающихся и обучающих по организации процесса обучения. Как всякая наука, андрагогика имеет свою структуру, свой понятийный и терминологический аппарат. Поскольку она выявляет общие закономерности обучения взрослых, то в ней выделяется теория обучения взрослых. Этот раздел андрагогики исследует наиболее общие категории: особенности взрослого обучающегося, особенности процесса обучения взрослых, андрагогическую модель обучения, взаимосвязи андрагогики с различными областями сферы образования, закономерности и тенденции развития образования и самой андрагогики. Как всякая наука, андрагогика имеет свою историю возникновения и развития. Посему в ней существует раздел истории развития андрагогических концепций и идей. Андрагогика изучает и формулирует основные закономерности деятельности обучающихся и обучающих в процессе обучения, потому ее составной частью является технология обучения взрослых. Под технологией обучения мы понимаем систему научно обоснованных действий активных элементов (участников) процесса обучения, осуществление которых с высокой степенью гарантированности приводит к достижению поставленных целей обучения. Три указанных выше раздела представляются основными в новой науке. Вряд ли обоснованно пытаться, по аналогии с педагогикой, вычленить в ней общую андрагогику, дидактику взрослых, школьную, индустриальную, сельскохозяйственную, туристическую и прочие андрагогики, как это делает Л.Турос. Естественно, все проблемы, связанные с образованием взрослых, как, например, экономика, философия, социология, организация образования взрослых и другие, изучаемые соответствующими отраслями наук, в той или иной степени связаны с андрагогикой как самостоятельной и четко очерченной наукой. Но они не входят в собственно андрагогику, а относятся к числу андрагогических наук, то есть наук, связанных с образованием взрослых.
Вопросы и задания для самопроверки 1.Из каких основных посылок исходит андрагогика? 2.Каково, на ваш взгляд, соотношение науки и искусства в обучении? 3.Развитие каких наук способствовало развитию образования и возникновению андрагогики? 4.Какие отечественные и зарубежные ученые-педагоги внесли свою 5.Перечислите ведущих отечественных и зарубежных ученых-андра- 6.Дайте определение андрагогики как науки. 7.Каковы основные составляющие части андрагогики?
Тест по теме 1.Какое направление философии (представленное ниже основными положениями) оказало значительное влияние при формировании андрагогики как науки: А) Высшая ценность и основа миропорядка само существование человека; Б) Свобода человека как свобода выбора, свободный человек как активное, творческое, существо; В) Ответственность человека за себя, за выбор способа своего существования, за выбор ценностей, за определение своего жизненного пути.
2.Укажите соответствие между периодами становления андрагогики и учёными, которые внесли огромный вклад в её развитие.
3.Вставьте пропущенные слова. Объективные условия, вызвавшие рождение андрагогики. А) сам ход развития образования вел к завоеванию обучающимся ведущей роли в процессе своего обучения. …………………… исходила из принципиальной позиции, что обучаемый занимает подчиненное положение в процессе обучения. Б) эволюция идей ………….. и ……………….. наук привела к осознанию ведущей роли человека во всех социальных процессах, в том числе и в образовании. В) достижения ……………….. и ……………….. ………….. …………. позволили использовать в процессе обучения новые способы передачи информации, что существенно видоизменило роли обучающегося и обучающего в процессе обучения. Г) эволюция ………………….. концепций также вела к осознанию необходимости предоставления большей свободы обучаемому в процессе обучения. Д) ……………………… и ……………………доказали, что взрослые люди способны успешно обучаться практически на протяжении всей своей сознательной жизни.
4. Какие основополагающие посылки андрагогики не указаны ниже? А) Обучающемуся принадлежит ведущая роль в процессе своего учения; он стремится к самореализации, к самостоятельности, к самоуправлению. Б)______________________________________________________________ ____________________________________________________________________ В) обучается для решения важной жизненной проблемы и достижения конкретной цели. Г)___________________________________________________________________________________________________________________________________ Д) учебная деятельность обусловлена временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами, которые либо ограничивают, либо способствуют процессу обучения. Е) процесс обучения организован в виде совместной деятельности обучающегося и обучающего на всех его этапах: планирования, реализации, оценивания и в определенной мере коррекции.
5.Определите, что является объектом андрагогики. Объектомандрагогики является ____________________________________
6. Определите, что является предметом андрагогики? Андрагогика исследует и определяет ________________________________ 7. Вставьте пропущенные слова в определение. Андрагогика - наука об ……………… ……….., обосновывающая деятельность …………и ……………по организации …………….. ……………
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 4404; Нарушение авторского права страницы