Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Одиночество и разведенный мужчина преклонного возраста



 

Введение

 

Эта статья была задумана как сугубо личное, авто­ биографическое сочинение на тему развода и одиночест­

ва, связанного с ним. Я предполагал, что она будет

относительно небольшой по объему и мне легко будет ее

написать. Вскоре, однако, я понял, что вопросы, зани­ мавшие меня, требуют, конечно, изучения весьма обшир­

ного списка литературы. Какая-то часть этой работы меня разочаровала, поскольку лишь в очень немногих опубликованных трудах из области социологии и пси­ хологии затрагивались проблемы пожилых людей, кото­ рые недавно развелись, или даже тех, кто развелся давно, но в повторный брак не вступил. Хотя нет не­ достатка в книгах на тему развода и тему старения, редко можно встретить одновременное рассмотрение вопросов и проблем развода и старения. Тем не менее я попытался, и, надеюсь, мне удалось свести воедино проблемы старения и проблемы тех разведенных людей, которые, по определению, являются пожилыми, если не старыми. В центре моего внимания были проблемы, воз­ никающие у мужчины, хотя я отдаю себе отчет в том, что одиночество среди пожилых людей никоим образом не затрагивает только мужчину.

Работа над данной статьей помогла мне гораздо объективнее взглянуть на свой собственный развод. Ду­ маю, мне это также позволило более объективно и даже с большим сочувствием отнестись к моей бывшей жене. Но все же предлагаемая вниманию читателей статья выражает, по сути, субъективную точку зрения на рас­ торжение моего брака.


 


 

 

28-1219



в разводе участвуют два человека, но каждый из них проходит этот этап самостоятельно. Путь к нему, через него и после него -безлюдные дороги. Конечная цель_ то, что ждет тебя в конце пути, - не обязательно одиночество, а новая возможность -жить одному или, в некоторых случаях, жить с кем-нибудь еще.

 

 

Кто стар?

 

С физиологической и психологической точек зрения старость, вероятно, менее жестко связан? с хронологи­ ческим возрастом, чем любой более раннии период жизни вплоть до 65 лет. Согласно наблюдениям Ботвиника и Томпсона [Botwinick & Thompson, 1968], если хроноло­ гический возраст- это фактор, на основе которого судят

0 том, кто стар, тогда все же люди пожилого возраста более разнообразны по своим биологическим и поведен­ ческим характеристикам, чем более молодые. Положение этой возрастной категории обобщил Розоу [Rozow, 1974,

р. 22]: «Как правило, люди становятся старыми в соци­ альном nлане, когда они не просто сталкиваются с со­ бытиями, резко нарушающими nривычную жизнь а огда

они поддаются им. Следовательно, официальным r1te de passage * редко имеет место, и, кроме похорон в ситуации вдовства, общество редко становится свидетелем изме-

нения статуса».

 

 

Иерархия потребностей и старение (Возвращение к А. Маслоу)

 

Маелоу [Maslow, 1962], придерживавшийся оптими­ стической точки зрения на потенциальные возможности людей получать удовлетворение от жизни благодаря тому, что они просто живут, разработал положение об основных потребностях и стремлении индивида их удов­ летворить. Эти потребности являю ся перспектинами на будущее для взрослеющих людеи; для стареющих членов общества они становятся взглядом в прошлое. Даже если все потребности были удовлетворены, пусть

 

 

1 Rite de passage (франц.) -ритуал перехода.- Прим. перев.


 

не полностью, но в достаточной мере, вполне возможно, что человеку в преклонном возрасте придется их переоце­ нивать. То, что было достигнуто в семье, в увеличив­ шейся семье иjили в кругу знакомых, могло как-то нарушиться. Эти нарушения вызваны подвижностью со­ става семьи, потерей друзей в результате их смерти или переезда, потерей работы из-за добровольного или вынужденного ухода на пенсию и -что, видимо, больше всего расстраивает всех разведенных людей -раз­ рывом связей с семьей и друзьями. Тех, кого когда-то любили, может уже не быть рядом. А культурный ценз молодежи с ее недостаточным уважением к старости заставляет усомниться в самореализации.

И вот тогда людям преклонного возраста приходится еще раз столкнуться с «иерархией потребностей» Мае­ лоу, основными ступенями которой являются телесные потребности, безопасность и надежность. Однако эти ступени теперь более хрупкие, более крутые и менее устойчивые, чем в юности и среднем возрасте. В беседах с пожилыми людьми, ставшими одинокими сравнительно недавно, - старшими по возрасту гражданами, ко­ торые часто выражают недовольство по поводу подоб­ ного титула, - меня поразило, что многие из них чув­ ствуют себя не такими здоровыми или молодыми по сравнению с тем, гкак они выглядят на самом деле. По­ жилых не утешает даже благоприятный отзыв врача о состоянии их здоровья. Интересно, что Полин Сире [Sears, 1975] выявила ту же «жалобу» среди женщин, которых в детстве считали одаренными и кому сейчас немногим меньше или больше шестидесяти лет. Одино­ ких людей данной возрастной категории изучал впослед­ ствии и ныне покойный знаменитый психолог Стэнфорд­ ского университета Льюис М. Терман. Сиерс сообщила, что, хотя вдовы из этой специальной группы оценивали свое здоровье как хорошее, они тем не менее чувство­ вали, что у них меньше сил и энергии, объясняя свои ощущения «потерей супруга и, как следствие, состоянием уныния и депрессии». Я полагаю, что причины уныния и депрессии, выявленные у вдов, по крайней мере в такой же степени характерны и для разведенных мужчин, не вступивших в повторный брак. Вероятно, когда человек остается один, его начинают одолевать мысли о плохом

здоровье.


 


 


 

28•



 

Старение и отношение к разводу

 

18 ноября 1975 года одна из статей газеты «ljью­ Йорк тайме» была озаглавлена: «Одинокие и с клеимом развода католики объединяются, чтобы завоевать уваже­ ние». Многие люди на Западе - не только приверженцы доктрин римской католической церкви -все еще относят­ ся к разведенным как к опозорившим себя, особенно если брачные узы расторгают люди среднего и пожилого воз­

раста.

В какой мере растор ение брака являе ся аспектом

уже более общего расторжения св зеи - процесса

параллельного выхода стареющих люден из своего со­ циального круга? Возможно ли рассматривать развод, к которому прибегает все большая часть населения, как проявление процесса социального расторжения, кото­ рый считается обычным и даже привычным явлением среди пожилых членов нашего общества? В своем кри­ тическом обзоре «теорий расторжения» Кэлиш [Kal1sh, 1975, р. 62-64] описывает два вида расторжения: ( 1) со­ циальное растор ение, связанное с уменьшение числа и длительности вступлений в контакт (взаимодеиствие), и (2) психологическое растор ение, связанное с умень­ шением степени эмоционального участия и вовлечен­ ности в те отношения, которые поддерживаются в мире в целом. Несмотря на признание того факта, что пожи­ лые люди действительно расторгают браки и склонны замыкаться в себе, наше общество ожидае; от них под­ держания видимости брачных отношении. Предпола­ гается, что стареющие люди должны стараться увели­ чивать свою взаимозависимость в брачном союзе, а не уменьшать ее. Некоторые, конечно, так и поступают. Но все люди, включая пожилых, не всегда последова­ тельно логичны в своем поведении. " Иногда мы упускаем из виду, что у пожилых люден потребности меняются так же, как у более молодых и не достигших среднего возраста членов нашего общест­ ва. И хотя разводы как аспект социального поведения пожилых людей пока редко становятся предметом изу­ чения особенно по сравнению с социальным поведением разве енных граждан - представителей более" молодых групп населения, - число таких исследовании все же растет. Кэлиш приводит соответствующие данные из доклада Министерства здравоохранения, образования

 


и социального обеспечения за 1971 год. За период с 1963 по 1967 годы доля разводов среди людей, состояв­ ших в браке 25-29 лет, увеличилась на 36%. В связи с этим Кэлиш высказывает следующее предположение:

«Возможно, сочетание менее карающих бракоразводных

законов и меньшего неодобрения со стороны общества предоставляет пожилым людям большую свободу рас­ торгать несчастливые браки. Альтернативная гипотеза гласит, что брак, даже брак с 35-50-летним стажем, просто не приносит уже того удовлетворения, как в прежние времена. Другая возможная причина состоит

в том, что люди оказываются все более неспособными поддерживать свои постоянные связи» [Kalish, 1975, р. 82].

Среди американцев старше 65 лет тенденция все чаще

прибегать к разводам со всей очевидностью обнаружи­ лась в конце пятидесятых годов; она отражена в дан­ ных Статистического управления США за 1960 год. Цифры говорят более чем о двукратном увеличении

числа разводов среди белых американцев 65 лет и старше по сравнению с 1930 годом (2, 3% в 1960 году н 1, 1% в 1930 г. у белых американцев; 2, 4% в 1960 г. и 1, 1 % в 1930 г. у негров). Данные о разводах среди женщин 65 лет и старше еще более впечатляющи: здесь наблюдалось возрастание от 0, 5% в 1930 г. до 2, 0% в 1960 г. у белых женщин и от 0, 6% в 1930 г. до 2, 0% в 1960 г. у негритянок 1 •

Требует своего изучения и вопрос о том, какое влия­

ние планы на будущее оказывают на увеличение числа

разводов. Когда есть надежда, что проживешь после

65 еще десять или больше лет, то как и с кем провести

эти годы? Если расторжение связей - «нормальное» явление среди стареющих людей, то, вероятно, логично и психологически оправдано, когда расторжение связей завершается разрывом брачных отношений.

Некоторую динамику бракоразводных процессов мож­ но проследить, сравнивая статистические данные о раз­

водах в США за 1960 и 1970 гг. (табл. 1). Хотя здесь не указано число новых разводов, увеличение процент­ нога показателя свидетельствует о том, что общее ко-

 

 

1 Эти цифры охватывают всех одиноких разведенных, за исклю­ чением случаев развода при повторном браке или одиночества в ре­ зультате смерти одного из супругов [Carter & Glick, 1970, р. 242].

 


Таблица 1

nроцент разведенных в зависимости от возраста (от 65 до 79 лет) и пола: данные за 1960 и 1970 rr.

 

    Возраст  
65-69 70-74 75-79
    Мужчины   2, 7   2, 4   2, 1
  Женщины 2, 7 2, 1 1, 5
       
  Мужчины 3, 5 3, 1 2, 7
  Женщины 4, 1 3, 3 2, 7

Источники: «Статистика естественного движения населению>. Министерство здравоохранения, образования и социального обеспечения США (НРА) 75-1103, 1974, а также: «Семейное положение. Перепись населения 1970 г.» Статистическое управление США, Министерство торговли США, декабрь 1972.

личество, а также пропорция разводов не могут быть отнесены только за счет увеличения продолжительности жизни: Интересно отметить, что процент разведенных мужчин и женщин в возрасте от 75 до 79 лет, по дан­ ным за 1970 год, оказался одинаковым. Время, похоже, уравняло разницу, характерную для возрастной группы 65-74 лет.

Любой объективный анализ статистики разводов в Соединенных Штатах Америки с неизбежностью дает повод заключить, что отношение людей к браку и раз­ воду, должно быть, меняется. Брак- и это становится

все более очевидным - не вечен. И тем не менее наблю­ дается некоторое отставание в таком восприятии разво­ да, в особенности случаев развода среди лиц пожилого возраста. Так, в сравнительно недавней публикации Блау «Старость в меняющемся обществе» можно найти следующее обобщение: «Развод все еще ненормальное явление в любой возрастной группе, хотя в некоторых подгруппах доля разводов настолько велика, что в итоге большую часть группы составляют люди, разводившиеся хотя бы один раз. Однако даже в таких ситуациях раз­ вод переживают и рассматривают как неудачу, посколь­ ку он представляет собой преждевременный разрыв брачных уз и нарушение нормы постоянства в браке» [Blau, 1973, р. 231]. Эта «норма постоянства» и объяс­ няет то отношение, которое скрывается за статистичес­ кими данными.

 


 

Мэкки Браун, сожалея о своей неудавшейся попытке сохранить брачные отношения, с горечью заявляет:

«Пойти на развод, может быть, и есть действительная альтернатива тому, чтобы продолжать жить в тихом отчаянии, но она, несомненно, наименее предпочтитель­

ная из всех» [Brown, 1974, р. 1О 1].

Исходя из вышеизложенного, я могу утверждать, что положительного отношения к недавно разведенным по­

жилым людям не наблюдается. Вероятность здесь тако­ ва, что на мужчину будут смотреть с подозрением. С сочувствием, если не с пониманием, отнесутся к жен­ щине, не обращая внимания на обстоятельства (в кото­ рых едва ли будут разбираться). В случаях развода в пожилом возрасте заранее предполагается, что мужчина был неверен, жесток, безразличен к жене, скуп и эгоис­ тичен. На женщину в общем и целом смотрят как на страдалицу. Если для пожилого разведенного мужчины и есть что-то утешительное в подобных взглядах, так это понимание иронии судьбы, когда, несмотря на отри­ цательное к нему общепринятое отношение, он поль­ зуется большим успехом -у женщин, вдов, разведенных и даже незамужних, - чем его бывшая жена. Таким образом, и здесь явное несоответствие между взглядами и практикой!

Отношение общества к одинокому разведенному по­ жилому мужчине суммировал Кастенбаум, заметивший, что «Любые обстоятельства, заставляющие старого че­ ловека идти не в ногу с окружающими, обычно прев­ ращаются в преграды на пути к последующему едине­ нию. Ему, возможно, придется справиться не только со страданием, свойственным любому горестному пережи­ аанию, но также и с возросшим отчуждением, которое часто следует по пятам» [ Kastenbaum, 1973, р. 705].

 

 

Отсутствие ритуала

 

Люди преклонного возраста, расторгшие свой брак, получают новый брачный статус, для которого как из-за возраста, так и в силу принимаемого ими решения пов­ торно вступить в брак не существует признанных куль­ турных обрядов или ритуалов. В случае смерти супруга соблюдается минимальный обряд -обычно похороны, период внешнего проявления траура и период истинной

 


 

или показной скорби. Но для «старения» или «смерти брака» ритуала нет 1 •

Гуик [Huyck, 1974, р. 105-106] адаптировал «про­ цессы», признанные существенными в случае вдовства, применительно к людям, пережившим распад брака. Для разведенных существенными могут быть следующие процессы: горевать и соблюдать траур 2, найти новых товарищей, которые примут их в свой круг, научиться решать проблемы самому, узнать, когда и чьих слу­ шаться советов, и снова вступить в брак, включая, в случае необходимости, установление отношений, важных для здоровья. Перечисленные рекомендации -это не установленные обряды и далеко не ритуалы, это те про­ цессы, которые могут помочь предотвратить превраще­ ние одиночества в отчаяние и депрессию.

К сожалению, мы располагаем небольшим количест­ вом исследований и рекомендаций, касающихся социаль­ но приемлемого поведения для разведенных, и в особен­ ности недавно разведенных пожилых людей. В пекотором отношении недавно разведенный пожилой мужчина стал­ кивается с теми же проблемами адаптации, что и не­ давно овдовевший. Но смерть и вдовство «приемлемы» в нашем обществе. Развод же среди мужчин преклон­ ного возраста застает почти каждого врасплох.

 

 

Эмоциональный разрыв

 

Я уже высказал предположение, что развод может стать естественным следствием разрыва эмоциональных связей между стареющими людьми. Разрыв брачных от­ ношений редко происходит внезапно, даже у тех немно­ гих пожилых, у кого есть кто-то, кто может «ждать своего часа». В этих случаях «некто» ждущий- скорее

 

1 Ирвинг Розоу [Posow, 1974] обсуждает трудности, возникаю· щие при старении из-за отсутствия признанных обществом обрядов перехода в данную возрастную категорию. Розоу замечает, что «СТа· рость -единственная стадия жизненного цикла, для которой харак· терны скорее систематические потери, чем приобретения». Я считаю, что отсутствие обрядов перехода в новое состояние - весьма ощутимая социальная потеря как для стареющих, так и для более молодых чле· нов общества.

2 В связи с этим рекомендую ознакомиться с содержанием главы

«Целебность процесса соблюдения траура» из работы Кранцлера [см.: Kraпtzler, 1973].

 


 

всего женщина -заметно моложе жены. Однако в боль­ шинстве случаев развод среди пожилых людей допус­ кается -по крайней мере попачалу- как альтернатива браку, ставшему губительным для человека.

 

Разделение финансов:

раздел имущества и проблема

_материальной поддержки

 

Эта сторона развода характеризуется некоторыми нюансами в зависимости от собственности, дохода и другого имущества, подлежащих разделу. У пожилых разведенных с небольшим состоянием проблема буду­ щего содержания облегчается в тех случаях, когда они получают или будут получать пособие по статье соци­ ального обеспечения. Поскольку, согласно определению, пожилые- это люди старше 65 лет, им гарантировано пособие на всю оставшуюся жизнь. Так же гарантиро­ вана оплата заметной части расходов на медицинское обслуживание.

Нынешнее поколение пожилых женщин не столь са­

мостоятельно в финансовом отношении, как мужчины.

Социальное обеспечение и алименты (или равная им компенсация) могут дать средства к существованию разведенным женщинам, которые были замужем за человеком с определенным состоянием. Пожилой разве­ денный мужчина может продолжать заниматься своим ремеслом или работать по профессии и таким образом содержать себя вплоть до пенсии. Если ему не поло­ жена пенсия, он может достаточно зарабатывать себе

на жизнь, продолжая работать, и ему не нужна будет никакая финансовая поддержка, кроме социального обеспечения. Есть, конечно, и другие возможности полу­ чить средства к существованию из ряда юридически закрепленных общественных источников. Как бы то ни было, в общем и целом, по крайней мере до ухода на пенсию, пожилой разведенный мужчина, если он хочет и может работать, находится в более выгодном положе­ нии, чем разведенная женщина.

У людей с крупным состоянием имущество при раз­

воде делится обычно поровну, но бывшая жена выхо­

дит из зала суда, получив несколько большее.содер­

жание, чем ее бывший муж. Однако условия раздела

 


имущества при разводе в разных штатах заметно отли­ чаются. Более того, законодательством не предусмот­ рено, чтобы один из бывших супругов настаивал на по­ лучении всего, что ему полагается по закону. Поэтому будущий «бывший муж» может проявить большую щед­ рость, чем от него требуется, из чувства вины или чтобы угодить детям. Один из таких в перспективе «бывших мужей» согласился на содержание значительно меньшее, чем ему полагалось по закону, проявив настоящую щед­ рость в надежде, что его в перспектине «бывшая жена» примет этот жест за основу для примирения. Он ошибся, потому что женщина восприняла эту щедрость как знак и доказательство его вины. Вот что по этому поводу сообщает Боганнон [Bohannan, 1970]: «Мне кажется, что гораздо чаще имеют место неразумные побуждения, такие, как месть или самопожертвование, чем факты относительной нужды, несмотря на все старания судей и адвокатов».

Было бы, однако, слишком наивным полагать, что деньги и денежные дела всегда олицетворяют то, что они, кажется, должны олицетворять. Распоряжаться состоянием как во время, так и после распада брака - значит иметь силу и власть. Конфликты по поводу ис­ точников и проявления силы и власти могут оказаться лишь тем, из-за чего способны воевать двое расходя­ щихся людей, когда они не осознают истинных основа­ ний для конфликта или боятся посмотреть правде в гла­ за. Этими основаниями могут стать: перемена интере­ сов, различия в физических, социальных и эмоциональ­ ных потребностях и любые другие различия, сопровож­ дающие процесс старения. Как отмечает Боганнон, «ког­ да супружеская пара боится сразиться по реальному поводу, она воюет из-за чего-то другого -и ей, навер­ ное, так и не удается осознать настоящую причину».

 

«две области жизни, наиболее готовые принять на себя такое смещение, - это секс и деньги. И секс и деньги считаются достойными борьбы в американском обществе. Если невозможно понять или при· знать, из-за чего идет борьба, тогда приготовившаяся к сражению пара может заняться поисками области, куда перенести место боя, и они принимаются за деньги и секс, поскольку и то и другое можно использовать как оружие» (Bohannan, р. 32).

 

Таким образом, оказывается, что эмоциональный разрыв или неудачная попытка добиться такого разрыва могут выражаться в постоянных конфликтах из-за денег.

 


Бывшая жена может подать в суд на мужа из-за от­ носительно небольшой суммы денег, выделяемой на ее содержание после развода, и в итоге потратить на су­ дебные издержки больше, чем надеется получить. Быв­ ший муж, в свою очередь, может отказаться выплатить незначительную сумму денег «ИЗ принципа» и потерять на судебных издержках большую сумму, чем отказы­ вается платить. И такая игра может продолжаться до тех пор, пока не произойдет эмоциональный разрыв.

Конфликты по поводу секса, по-видимому, не беспо­ коят бывших супругов, во всяком случае не по отно­ шению друг к другу, после того как улажена юриди­ ческая сторона их развода.

 

Расторжение связей и повторное вступление в связь

в контексте семейных отношений:

права и привилегни опекунства

 

Когда разводится пара, у которой есть дети, то такие случаи развода значительно различаются для пожилой пары и супругов среднего возраста или помоложе, если развод произошел недавно. Если пожилая пара сочета­ лась браком, когда им было около пятидесяти лет или больше, и у них были дети, то опекунство над детьми н право видеться с ними обычно не представляют ни­ каких трудностей. Когда они все же возникают, то ско­ рее всего ненадолго, если дети «взрослые». Однако тре­ ния могут возникнуть при определении, кто к кому ездит н когда. Можно установить очередность визитов по слу­ чаю дня рождения детей или праздников, и могут воз­ никнуть споры, если не с бывшей женой, то с детьми, чья очередь ехать. Поездки к внукам и визиты внук< 1в тоже становятся деликатным вопросом, на который дают­ ся нелогичные ответы.

У меня создается впечатление, что дети из-за своей собственной раздвоенности остаются между двух огней. Если бывшие супруги живут в том же районе, где про­ живают и дети, то вполне вероятно, что отец потерпит nоражение в отношении встреч с ними. По непонятным причинам в нашем обществе считается, что отцы, даже будучи бывшими мужьями, черствее душой, чем матери н бывшие жены. Интерес и любовь отцов к своим детям

 


 

и внукам не отрицаются в обществе. Однако эти потреб­ ности не удовлетворяются в такой же степени, как по­ требности бывшей жены в роли матери и бабушки. Если нет проблем с опекунством и правом навещать детей и внуков, то могут быть существенные затруднения в слу­ чае «опеки» со стороны друзей. Эти трудности могут привести к потере тех друзей, кто занимает позицию

«чтоб вам обоим пусто было! ». Остальные друзья могут встать на чью-то сторону и чувствовать себя из-за этого виноватыми или сожалеть о сделанном. Другие могут

попытаться поддерживать отношения с каждым из бывших супругов и столкнутся с такими же проблемами посещения «ПО графику», как и дети разведенной пары. Все эти проблемы почти полностью исчезают, если один из бывших супругов переезжает и уступает место для общения с детьми другому. Скорее так поступит бывший муж, чем бывшая жена. В таком случае ему одному придется решать проблемы разрыва с местным общест­ вом, о чем пойдет речь далее.

 

 

Развод, раздельное жительство супругов и новые связи

в местном обществе

 

К счастью и в соответствии с их растущим числом даже недавно разведенные «пожилые» могут найти новые группировки, состоящие из тех, кто разведен. Религиоз­ ные организации включают группы «новых холостяков», большую часть которых нередко составляют те, кто стал одиноким в результате «смерти брака», а не супруга. Однако новые контакты и «приобретения» не могут пол­ ностью заменить старую дружбу, и часто члены этих

«групп холостяков» просто страдают от одиночества все вместе, а не по отдельности. Боганнон все же заканчи­ вает обсуждение проблемы «разрыва связей с местным обществом» на оптимистической ноте. Он замечает, что

«разрыв связей с местным обществом - почти универ­ сальное явление в Америке. И хотя много людей мучает­ ся и страдает от непонимания, пока их не примут в обществе, это, вероятно, та сторона развода, с которой американцы справляются лучше всего» [Bohannan, 1970, р. 52].

Лучше всего справляются? И все же процент само-

 


 

убийств среди разведенных пожилых людей выше, чем среди овдовевших и еще состоящих в браке! Такие фак­ торы, как трудности вхождения в роль разведенного, здоровье, страх смерти и страх умереть в одиночестве, вероятно, целиком связаны с распростран нностью слу­ чаев самоубийств среди разведенных людеи преклонного возраста. В этом отношении мужчины и женщины оказы­ ваются в разном положении. Пожилому мужчине: если он захочет, видимо, легче найти «замену» бывшеи суп­ руге, чем пожилой женщине. С другой стороны, пожила разведенная женщина, как и пожилая вдова, по всеи видимости, лучше подготовлена к тому, чтобы жить од­ ной, чем разведенный мужчина преклонного возраста. Есть, конечно, и исключения. Некоторые по" жилые раз­ веденные мужчины могут иметь достаточныи опыт оди­ нокой жизни в течение нескольких лет, когда они сам

0 себе заботились, несмотря на то что жили под однои крышей со своими супругами. В этой связи один из моих недавно разведенных коллег уверя меня: «Какие бы У меня ни были претензии к бывшеи жене, но к одино­ кой жизни она-таки меня подготовила. Мне легче быть одному и жить одному сейчас, чем долгие годы жить

с ней одному».

Боганнон напоминает нам о том, что «разведенные -

это те люди, брак которых не удался, это люди, которые

также не захотели примириться с плохим " браком» [р. 54]. У недавно разведенных пожилых люден развод является следствием долголетних неудачных попыток поддерживать плохие брачные отношения или же ре­ зультатом обострения проблем, возникающих в старости и при разрыве связей, когда с ними нельзя больше ми­ риться или нельзя их разрешить, возможно, из-за психо­

логического непонимания, разделяющего супругов.

 

 


Поделиться:



Популярное:

  1. Аль-Бути неправильно предположил, что слепой мужчина попросил Аллаха вернуть ему зрение ради высокого положения Пророка, мир ему и благословение Аллаха
  2. Анамнез жизни ребенка раннего возраста (до 3-х лет).
  3. Взращивай силу духа, чтобы защитить себя от неожиданных невзгод. Но не беспокой себя мрачными плодами воображения. Многие страхи порождаются усталостью и одиночеством.
  4. Возрастающая отдача от переменного фактора
  5. Выявление уровня речевого развития детей младшего дошкольного возраста
  6. Генераторы линейно возрастающего напряжения
  7. ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  8. Глава 1. Теоретические и методические аспекты развития операций классификации в логико-математической игре у детей старшего дошкольного возраста.
  9. Глава 2 экспериментальное исследование проблемы развития зрительного внимания у детей младшего дошкольного возраста
  10. Глава восьмая. Почему состоявшиеся остаются в тени: мужчина и женщина – у истоков системы
  11. Гражданское общество, или одиночество в толпе
  12. Граница возраста супругов от 18 до 30 лет.


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 1067; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.075 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь