Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Одиночество в двух городах Северо-Востока
В Соединенных Штатах Америки наблюдается расту щий интерес к проблеме одиночества. Газеты и популя ные журналы печатают огромное количество статен, посвященных одиночеству; реклама использует это поня тие для продажи всего -от парфюмерии до предметов религиозного культа; в последнее время одиночество ста: ло часто повторяющимся мотивом в романах и основнон темой множества различных пособий. Но несмотря на огромный интерес к одиночеству в стране, социологи только лишь приступают к изучению его природы и при чин возникновения. Сказанное отнюдь не означает, что испытывался недостаток в попытках создать теорию оди ночества или в различного рода спекулятивных рас суждениях на тему одиночества человека. Некоторые исследователи считают, что одиночество обусловлено про странетвенной мобильностью, другие связывают его с вы соким уровнем разводов, тогда как третьи полагают, что одиночество есть естественное следстви преувели ченного внимания американцев к отдельнои личности, как это показано в романе «Моя декада» u Т. Вулфа ( 1976). у журналистов популярен негативныи стереотип одиноких пожилых людей, особенно вдовцов: эти люди, оказавшиеся на старости лет не у дел и пережившие своих супругов, как предполагается, доживают в уедине нии отпущенное им жизнью время. Наиболее выразитель ные и мрачные картины одиночества описаны «историче скими» социологами, которые считают, что распростране ние одиночества - результат длительного пренебрежения индустриа.r ьного общества к религии, творческому труду, большим семьям, а теперь даже и к нуклеарной семье. В русле таких рассуждений «Моя декада» предстает логически завершающей стадией атомизации западного общества. Обоснованны ли эти теории? Отвечая на данный воп рос, мы для начала составили анкету об одиночестве, которая была напечатана в воскресных приложениях к американским газетам. Часть этой анкеты в том виде, в каком она появилась в нью-йоркской газете «Дейли ньюс» и уорчестерской (Массачусетс) «Телеграм», пред ставлена в конце этой статьи. Здесь мы рассмотрим результаты ответов на анкету, полученные в этих двух северо-восточных городах. Поскольку результаты анке тирования по двум городам оказались очень сходными, мы полагаем, что они могут быть обобщены с поправ ками и для других урбанизированных районов.
Гипотезы
В пользу нашего исследования говорит тот факт, что до сих пор нет существенных эмпирических данных по изучению одиночества. Поэтому мы были вынуждены составить свою анкету, исходя из собственных догадок (основанных отчасти на результатах опросов Шейвера и Фридмена, [Shaver & Freedman, 1976]) и теоретических рассуждений об одиночестве и концептуально связанных с ним проблемах. Один из таких теоретиков- психиатр Джан Боулби, автор классического двухтомника «Привязанность и утрата». Согласно Боулби [Bowlby, 1973], у людей выработаны механизмы, способствующие их взаимному сближению, поскольку общеизвестно, что безопаснее жить и странствовать сообща. Таким образом, пребы вание в одиночестве является (для людей и многих дру гих животных) «естественным аналогом» опасности. В детстве это- естественное «опасение разлуки», свя занное с отсутствием родителей (особенно матери). Если отсутствие родителей длится долго, то оно способствует развитию чувства незащищенности и невроза. Обобщая содержание одного из томов о «Разлуке», Боулби выдви гает три теоретических положения: 1) если индивид убежден, что лицо к которому он привязан, при необхо димости будет доступно ему всегда, он (или она) менее
21-1219
страшится разлуки, нежели индивид, не имеющий такой уверенности; 2) чувство привязанности возникает посте пенно, в пору детства и отрочества, когда зарождаются ожидания (перспективы), сохраняющиеся у ндивида в течение всей жизни; 3) поведение родителеи является решающим фактором, формирующим детское чувство привязанности или опасения разлуки. Если Боулби прав в своих предположениях, то отсю да, вероятно, следует вывод, что хроническое взрослое одиночество можно проследить, возвращаясь к самым ранним детским переживаниям разлуки, утраты привя занности или страха получить отказ в ней. Некоторы; вопросы нашего исследования ( =lf 25-31. в конце это и статьи) предназначены для проверки такои вероятности_. Респондентов просили высказаться о потере родителеи по причине их смерти и развода, о близости к матери и к отцу, о зависимости от матери и от отца, о степени уверенности в них, то есть «счита_ет ли _респондент своих родителей надежной и прочнои опорои в жизни. Насколько он мог бы действительно рассчитывать на них? » Другим фактором, который, по мнению исследовате- лей может обусловливать страх разлуки или дистресс, явл'яется пространствеиная мобильность. В «Наци странников» ( 1972) Вене Паккард говорит, что среднии американец меняет место жительства 14 раз в теч: ни: жизни, а каждый год свои адреса меняют по краинеи мере 40 млн. американцев. Паккард квалифицирует та кую жажду к перемене мест как окончательную «бес почвенность» американцев, приводя в качестве под тверждения этой мысли огромный интерес своих сооте чественников к спонтанно возникающим группам, попу лярность «радиожокеев», ведущих прямые передачи, гостей различных теле- и радиопрограмм, завсегдатаев баров, клубов, жилых комплексо_! 3 для одиночек и тенден- цию к обособленности поколении. • Чтобы проверить достоверность высказывании Пак карда, мы составили вопросник и попросил каждого респондента указать количество передвижении в детстве (=1f 23) и в зрелом возрасте ( =lf 24), продолжительность пребывания в сообществе в настоящее время ( =lf 5) и количество лиц, на которых он может положиться в случае необходимости ( =lf 53). При подтверждении одиночества респонденту предлагалось ответить на вопрос, являлись ли «слишком частые переезды» одной из причин одино чества (=lf69). Другим коррелятом одиночества считается возраст, но направленность этой корреляции нам трудно было предсказать. С одной стороны, журналисты били тревогу из-за роста численности «стариков», которые живут одни, зачастую изображая их социально изолированньiми, жалкими и одинокими. С другой стороны, опыт иссле дования в Нью-йоркском университете, а также работы Эрикеона [Erikson, 1950], касающиеся «болезней роста» и проблемы «близость против изоляции», от которой страдают, как правило, в юности, насторожили нас в том плане, что многие молодые люди испытывают глу бокое одиночество, хотя они и менее предрасположены жить обособленно, нежели пожилые люди. Четвертая тема исследования затрагивала вопросы самооценки и восприятия мнений о себе других. В наших опытных исследованиях и в работе Розенберга [Rosen berg, 1965] предполагалось, что одинокие люди склонны быть недовольными собой. Имеется по крайней мере два различных вида объяснений такой самооценки: 1) ин дивид, который хочет, но не может завязать дружеские или приятельские отношения, вероятнее всего, обвинит самого себя в этой неудаче; 2) люди, сомневающиеся в своих достоинствах, менее предрасположены к риску, нежели их самоуверенные сверстники, что и ногда необхо димо для установления социальных связей. Более того, предыдущие исследования [см., например: Scheerer, 1949; Berger, 1952, 1955] показали, что люди, недовольные собой, склонны также недолюбливать и других, возмож но, потому, что это защищает их от отказов в контакте со стороны других. Какова бы ни была причина такого · поведения, неприязнь к окружающим, видимо, способ ствует сохранению социальной изоляции индивида, оди ночества и низкой самооценки. Исследуя связь между одиночеством и самооценкой, а также потенциальным порочным кругом, включающим недовольство человека самим собой и неприязнь к другим людям, мы предложили ответить на вопросы о собствен ной привлекательности респондента ( =lf 77), его способ ности нравиться ( =lf 78), а также самооценке, дружелюбии, стеснительности и расположении к другим (все в =lf 81). Действительно ли одинокие взрослые имеют меньше друзей, чем их неодинокие сверстники? Входят ли они
21•
в меньшее число групп и менее социализированы? Про водят ли они меньше времени у телефона? Предрасполо жены ли они более других к обособленности? Испыты вают ли они неудовлетварение по поводу того, что дру гие люди считают вполне достаточным количеством со циальных связей? Другими словами, является о ли одино чество результатом объективно обусловленнон социаль ной изоляции или это субъективное чувство, которое люди могут испытывать даже в кругу друзей и семьи? Некоторые вопросы нашей анкеты касались именно этих проблем. о По нашему мнению, только Джеимс Линч, изве- стный теоретик одиночества, с чрезмерной готовностью согласился с тем, что одиночество и уединенность синонимы. В своей интригующей книге «Разбитое сердце: медицинские последствия одиночества» [Lynch, 1977] Линч доказывает, что люди, которые живут одни, чрезвы чайно восприимчивы к серьезным заболеваниям, и у них чаще наступает преждевременная смерть. Нам показа лось, что гипотеза Линча достаточно обоснованна для определения одиночества, но недостаточно обоснованна для определения уединенности. Поэтому мы включили в анкету список вопросов о психическом и физическом здоровье ( =#= 32), которые могут быть проверены на взаимосвязь с: 1) уединенностью (фокус Линча) и 2) чувствами одиночества (наш фокус).
Вопросы исследования
Помимо гипотез, рассмотренных выше, нас интересо вали три общих воnроса: 1) Что чувствуют люди, когда они «одинокю>? Существует ли ограниченная, сугубо спе цифическая совокупность факторов, которая оnределяет одиночество для большинства людей? 2) Как объясняют люди одиночество? Обвиняют ли они в этом самих себя или же обстоятельства, в которых оказываются? Какие Они помогли нам составить списки альтернативных отве тов на вопросы 65, 66 и 84 нашей анкеты.
Опросы
Большинство анкетных вопросов (всего было предло жено 84 вопроса) можно разделить на 5 категорий: вопросы демографии, семейных корней, социальной активности, личной удовлетворенности и одиночества. Демографические вопросы касались возраста, пола, се мейного положения, дохода, образования и рода занятий. Вопросы о семейных корнях оцен! fвали качество отно шений респондентов с каждым из его (ее) родителей. Вопросы из категории социальной активности очерчи вали социальный мир респондента, в них речь шла об организациях, к которым он (она) принадлежит, о коли честве личных и деловых бесед, проводимых в течение дня, и о регулярности участия в различного рода обще ственной деятельности. Вопросы о личной удовлетворен ности респондентов требовали ответа, насколько они удовлетворены или не удовлетворены всем- начиная с их жилища (домов, квартир) и кончая будущими жизненными перспективами. Наконец, вопросы об одино честве касались всех аспектов одинокого существования: насколько одинок респондент (восемь отдельных вопро сов), причины его (ее) одинокого существования, что он (она) чувствует в одиночестве и что он (она) делает, когда чувствует себя одиноким.
Результаты
Кто отвечал в Нью-йорке 1
На вопросы анкеты отвечали люди всех возрастов - от 18 до 88 лет. Основная возрастная группа -35, 4 года личностные и ситуативные факторы обычно используются · (31%0 респондентов составили 25-35-летние). В анкете для объяснения одиночества? 3) Что люди делают, когда они чувствуют себя одиноко? Можно ли объединить реакции человека на одиночество в несколько смысло- вых категорий? Для того чтобы ответить на эти вопросы, мы завер- шили опытное исследование и провели серию оnросов.
были представлены все уровни дохода и образования и
1 Приведеиные здесь данные относятся исключительно к нью-йорк· ской выборке; не считая распределения по расовому признаку, эти результаты почти тождественны данным, полученным в уорчестерской выборке.
самые разнообразные виды занятий. Более одной трети респондентов оказались одиночки, 30 состояли в пер вом браке и 23 были либо разведены, либо расстались, либо овдовели, 50 респондентов имели детей. На вопросы анкеты ответили представители основных рели гиозных общин, а также 25 этнических и расовых групп: 51 выборки составили католики, 19- протестанты, 15- евреи, 14- негры, 22- итальянцы, 13- ирланд цы, 7 -испаноязычные американцы. Единственный показатель, по которому данная выбор ка, очевидно, не может быть репрезентативной для Нью-йоркского региона, - это 74 респондентов-жен щин. Мы не знаем, о чем именно говорит такой высокий уровень ответов, полученных от женщин; о том, что газе ту «Дейли ньюс» читают в основном женщины, что мужчины и женщины проявляют неодинаковый интерес к одиночеству, или женщинам просто больше нравится заполнять анкеты, где нужно отвечать на вопросы, ка сающиеся личных переживаний. Но нам известно, что среди отвечавших женщИны не были более одинокими, чем мужчины. Нас интересовало прежде всего распределение одино ких и неодиноких среди тех, кто отвечал. Хотя некоторые люди писали на листке с ответами: «Только одинокий человек потрудился бы заполнить это», около половины респондентов указали, что они не часто бывают одиноки («случается», «редко» или «никогда»). Лишь 16 рес пондентов оказались одинокими большую часть жизни 1•
Гипотеза Боулби
В обеих выборках- в Нью-йорке и Уорчестере были выявлены значимые связи между сочувствием ро дителей и блиЗостью к ним, с одной стороны, и степенью указанного респондентом одиночества -с другой. Респонденты, у которых устанавливались теплые вза имоотношения с родителями, были менее предраспо-
1 Одиночество определялось подсчетом установленных для каж· дого из восьми вопросов по одиночеству баллов и их дальнейшим сум· мированием. Внутренняя состоятельность и надежность этой восьми· мерной шкалы составляет 0.88 (довольно высокий показатель для та кого сокращенного варианта измерения).
ложены к одиночеству, чем те респонденты, у которых еложились неприязненные и безучастные отношения с ро дителями. Мы обнаружили также тесную связь между способностью доверять родителям и одиночеством: имен но наименее одинокие люди с большей готовностью оце нивали своих родителей как «надежную и верную опору в жизни». Поскольку респонденты считали своих родите лей близкими и надежными друзьями, постольку у них и не возникало проблемы одиночества в зрелом возрасте. В то же время конфликтные отношения с родителями, на которых нельзя было положиться или обратиться за помощью к ним, связывались с умеренным одиночеством взрослого человека, а отсутствие кого-либо одного из родителей приводило к самому глубокому одиночеству в зрелом возрасте. Для одиночества в зрелом возрасте потеря одного из родителей в результате развода, как выяснилось, более ощутима, нежели потеря его в результате смерти. Респондент, чьи родители развелись, когда ему не было и 18 лет, более глубоко испытывал одиночество в зре лости, чем респондент, чьи родители развелись, когда он был постарше, или не разводились вообще. Кроме того, установлена обратная связь между возрастом рес пондента во время развода родителей и его одиночеством в зрелости (чем моложе респондент во время развода родителей, тем более он одинок в зрелости). Мы не обнаружили значимых различий в одиночестве между респондентами, чьи родители умерли до того, как респон дент достиг 18-летнего возраста, и респондентами, чьи родители умерли после достижения респондентом 18-лет него возраста или же до сих пор живы. Эти предварительные результаты подтверждают тео рию Боулби [Bowlby, 1973]. Полученные нами данные дают возможность предположить, что хронический «страх разлуки» делает индивида более уязвимым в жизненных обстоятельствах, что может стать причиной одиночества. Наименее уязвимы в зрелом возрасте те, кто вырос при поддержке родителей, наиболее уязвимы те, кто лишился родителей в результате развода или разлуки (но не в ре зультате смерти). Вероятно, потенциально близкий, доступный для общения разведенный родитель воспри нимается ребенком как выбравший разлуку, то есть от казавшийся от ребенка, в то время как об умершем ро дителе дети обычно не говорят, что он выбрал разлуку.
Дальнейшее развитие этих умозаключений для буду щих поколений американцев неутешительно, если учесть, что демографы из бюро по переписи населения [Glick & Norton, 1977] предсказывают, что 45% всех детей, ро дившихся в 1977 году, будут, вероятно, жить, по крайней мере несколько месяцев, только с одним из родителей.
Гипотеза Паккарда
Одиночество в зрелом возрасте не связывалось с ко личеством лет, проведеиных респондентом в нынешнем его (ее) сообществе (если только этот период не меньше года), количеством переездов в детстве или количеством переездов в зрелости. (Такие результаты были получены как при анкетировании жителей Нью- Йорка, так и в уорчестерской выборке.) Замечание Паккарда о том, что первопричиной одино чества является пространствеиная мобильность, оказа лось неверным по крайней мере для большинства неуго монных путешественников. Возможно, люди, часто ме няющие место жительства, обнаруживают большую го товность пойти на социальный риск (или предрасполо жены к этому), поскольку чаще практикуют такую мо дель поведения с целью установления новых дружеских связей. У людей, переезжающих с места на место, дру зей не меньше, чем у тех, кто ведет оседлый образ жизни, так же, как те, кто часто путешествует, не менее удовлетворены своими дружескими связями.
Возраст и одиночество
Возможно, самый поразительный результат проведеи ного нами исследования состоял в том, что и в Нью Йорке, и в Уорчестере респонденты старшего возраста оказались значительно менее одиноки, чем молодые рес понденты. Более того, как выяснилось из ответов на нашу анкету, у пожилых респондентов больше близких друзей (хотя они проводят меньше времени с ними), и они более удовлетворены своими дружескими связями, неже ли молодые. Респонденты старшего возраста представ ляют большее число различных социальных групп, реже смотрят телевизор и реже «напиваются» или «балдеют».
В зависимости от возраста обнаруживаются также и различные установки в отношении самих себя. У людей, которым за 60, более высокая самооценка, чем у респон дентов в возрасте 25 лет, и чувствуют они себя более «независимо». Для них «наличие любимого или сексуаль ного партнера» уже не столь важно. Как ни странно, респонденты старшего возраста даже жалуются меньше, чем молодые, на большинство физических и nсихических недомоганий или недостатков (таких, как головная боль, nлохой аппетит, слезливость, раздражительность, неспо собиость взять себя в руки). Конечно, следует иметь в виду, что живущие действи тельно изолированно или одинокие пожилые люди, воз можно, не могут купить газету и заполнить нашу анкету. Но статистика не подтверждает распространенного сте реотипа, навязанного средствами массовой информации, о пожилых американцах как о больных, прикованных к постели или находящихся nод чьей-то опекой. В дей ствительности у тех, кому исполнилось 65 лет, случаи острых заболеваний встречаются реже и, согласно Отчету о переписи 1970 г., только 4% американцев старше 65 лет живут в домах престарелых или других заведе ниях подобного типа. Наши результаты представляются достаточно убедительными и обоснованными (к тому же они часто проверялись в других исследованиях), чтобы предположить, что одиночество- проблема главным образом молодых. Сходные результаты были получены, например, Розоу [Rosow, 1962], Шанас и ее коллегами [Shanas et al., 1968] и Лоуэнталь, Тэрнером и Чири богой [Lowenthal, Thurner & Chiriboga, 1975]. Исследуя социальную интеграцию среди пенсионеров, Розоу обна ружил, что только «меньшинство пожилых людей оди ноко». Шанас и ее коллеги использовали случайную районированную выборку в трех странах (Соединенных Штатах Америки, Великобритании и Дании) для изуче ния роли пожилых людей в индустриальных обществах. Они сообщили, что 80% пожилых (тех, кому за 65) «редко» или «никогда» не чувствуют себя одинокими. И только 9% опрошенных чувствуют себя одинокими «часто». Еще раньше Шанас и ее помощники заявили следующее: «Относительно мало пожилых людей чув ствуют себя одинокими часто. Эти результаты свиде тельствуют о том, насколько преувеличенными были многие пессимистические и сбивающие с толку спеку-
ляции об одиночестве стариков в индустриально разви тых странах». Они сделали вывод о том, что одиночество не обязательно развивается у тех людей, кто физически изолирован от других, но является «ответом индивида на складывающиеся обстоятельства» [Shanas et al., 1968, р. 270]. Совсем недавно исследователи, подразделяющие зре лую жизнь человека (начиная с окончания школы) на четыре стадии [Lowenthal, Thurner & Chiriboga, 1975], выявили, что наиболее одинокими являются как раз вы пускники школ. Это одиночество постепенно убывало, начиная с периода окончания школы, проходя через первый брак к зрелому возрасту и, наконец, к пред пенеионному возрасту, для которого одиночество наиме нее характерно. (Лоуэнталь, Тэрнер и Чирибога устано вили также, что с возрастом постепенно убывают депрес сия, скука и озабоченность.) Эти возрастные отклонения сопоставимы с теорией психасоциального развития Эрикеона [Eriksoп, 1950]. Характерный для молодых кризис «близость против изоляции» заключается в установлении интимных отно шений, поэтому лица данной возрастной группы особенно обеспокоены своей «свободой от привязанностей». За частую представления молодых об идеальной близости совершенно не согласуются с их действительными вза имоотношениями, и боль разочарования от этого несоот ветствия переходит в чувство одиночества и отчуждение. Люди старшего возраста менее одиноки, хотя они и в большей степени предрасположены жить одни, чем молодые. Следовательно, одиночество и уединенность - совершенно разные состояния вопреки предположениям Линча [Lyпch, 1977]. Некоторые наиболее одинокие респонденты живут с родителями, часть из них состоит в браке, и лишь немногие живут в пансионах (qбще житиях). Вот что сообщила о себе одна респондентка из Нью-йорка: «Можно быть одному и не быть одино ким. Но можно быть одиноким и никогда не бывать одному. С тех пор как умер мой первый муж, у меня Взгляд на себя и на других
Важным открытием для нас явилась низкая само оценка одиноких людей (r = 0, 59, 0, 57) 1 • Более того, мы обнаружили, что одинокие люди склонны любить других меньше, чем неодинокие (г= 0, 22, 0, 27). Все вопросы анкеты, требующие от респондента самооценки, касаются одиночества. Чем более положительно индивид оценивает самого себя, тем менее одиноким он себя чувствует. Этот положительный образ «Я» включает восприятие индивидом себя как «желанного», «привлекательного», «располагающего к дружбе», «без лишнего стеснения» и контролирующего свою жизнь (см. =#= 80; полученные по этим пунктам корреляции варьировались от 0, 20 до 0, 50). Было установлено, что люди, верящие в то, что их жизнь имеет «смысл и цель», менее предрасположены к одиночеству (г= 0, 46, 0, 49). (Этот показатель не явля ется аналогом религиозной веры, корреляции между религиозностью и одиночеством не обнаружено.) Нако нец, одинокие люди также склонны «скучать» ( r = 0, 51, 0, 51) и «быть несчастными» (г= 0, 57, 0, 64). Тот факт, что одинокие люди недолюбливают других, вероятно, имеет отношение к самозащите. Если индивид чувствует себя уязвимым в том, что боится получить отказ в общении, то одним из способов самозащиты как раз и служит заявление о том, что другие ему не нужны. В действительности низкая самооценка корре лирует с отрицанием утверждения «Мне нравится боль шинство людей, с которыми я знакомлюсь» (r=0, 21, 0, 35). У людей с низкой самооценкой мало друзей, они реже участвуют в общественных организациях и пред ставляют меньшее число различных социальных групп, меньше «заняты» в течение недели и чаще скучают в выходные. Эти и предшествующие результаты исследо ваний позволили нам определить один из возможных путей, ведущих к хроническому одиночеству. Некоторые одинокие люди, возможно, испытали в детстве настоя щий или воображаемый ими отказ в общении, который внутри поселилось одиночество, пустота, никогда не заполняющаяся. Это правда, несмотря на то что я вышла замуж вторично менее чем через год после смерти первого мужа».
1 Коэффициенты корреляции в скобках указывают на тесную связь между двумя переменными - в данном случае одиночеством и само оценкой. Там, где указаны две цифры, первая обозначает результат нью-йоркской выборки, вторая- уорчестерской выборки. Обе эти циф ры приводятся с тем, чтобы показать, насколько сходными они явля ются.
заставил их усомниться в собственных достоинствах и почувствовать раздражение или подозрительность по отношению к другим. Подобное испытание в свою очередь могло вызвать у них неприятие социального риска, усугубить их социальную изоляцию, неудовлет воренность дружескими отношениями и, наконец, при вести к углублению одиночества. Другими словами, одиночество и низкая самооценка взаимно усиливают друг друга.
Социальная жизнь
Поскольку для одиноких людей характерен невы сокий уровень социальных связей, они могут испыты вать, в сущности, реальную потребность в других, од нако еще более значимой детерминантой их одиноче ства является неудовлетворенность имеющимися со циальными связями. У одиноких людей мало друзей, они являются членами меньшего числа организаций и реже посещают церковь, различного рода обществен ные собрания и группы, им реже звонят по телефону, чем неодиноким людям. Одинокие тратят мало времени на общение каждую неделю, они могут положиться на меньшее число людей в случае необходимости и обычно толком не знают своих соседей. Однако такие связи (в целом от О, 1О до 0, 30) далеко не так прочны, как связи между одиночеством и вопросами, измеряющими удовлетворенность этим состоянием. Одинокие люди- это неудовлетворенные люди. Они не удовлетворены своей жизненной ситуацией (r=0, 42, 0, 54), количеством имеющихся друзей (r=0, 47, 0, 46) и качеством дружеских связей (r=0, 41, 0, 35), своими брачными отношениями или любовными связями ·(r= =0, 43, 0, 52), количеством случайных (r=0, 20, 0, 22) и личных бесед (r=0, 30, 0, 33), происходящих за день, и своей сексуальной жизнью (r=0, 38, 0, 41). К сожа лению, мы не можем судить, исходя из наших резуль татов, какую часть этой широко распространенной не удовлетворенности можно отнести за счет объективно низких стандартов общения и какую часть -за счет нереально завышенных личных потребностей и стан дартов.
Гипотеза Линча
Степень одиночества не связывается с количеством лет, проведеиных индивидом в одиночестве (r=0, 06, 0, 02). Люди, живущие в одиночку, совсем не обяза тельно одиноки, так же, как и не обязательно больны (вопреки утверждениям Линча [Lynch, 1977]). Мы не обнаружили различий в самооценках психического и физического здоровья респондентов, которые живут одни, и респондентов, которые живут не одни. Одино ких людей, однако, больше беспокоят все эти симптомы, ведущие к одиночеству, особенно чувства отчаяния и вины, необъяснимый страх, раздражение и беспокойство. Мы составили сводный индекс здоровья и стресса (при помощи факториого анализа [см.: Nie et а\., 1975]), основанный на выверенной сумме всех пунктов из воп роса =lf 32 (список психасоматических симптомов). Мы не выявили различий по этому индексу между теми, кто живет в одиночку, и теми, кто не живет один. И все же мы обнаружили очень тесную связь между индек сом здоровья/стресса и одиночества респондентов (r=. =0, 60, 0, 63). Сходные результаты получили Шанас и ее коллеги [Shanas et а\., 1968] и Таунсеид [ Townsend, 1957]. В обоих исследованиях одиночество ассоциировалось с признаниями респондентов об относительно слабом здоровье, что было бы верно, если не учитывать их образ жизни (живет один или не один). Таунсенд, про водивший исследование в Лондоне, обратил внимание на различие между социальной изоляцией и одиноче ством у пожилых. Он установил, что люди, живущие в относительной изоляции, зачастую бывают не так одиноки, как те, кто «живет в лоне большой семьи». Таунсенд сделал вывод, что в объяснении одиночества потеря любимого человека более значима, чем соци альная изоляция индивида.
Как ощущается одиночество
Когда люди называют себя «одинокими», они чаще всего руководствуются следующими чувствами: депрес сией, печалью, скукой, жалостью к себе, тоской по ка кому-то конкретному человеку. Мы применили фактор-
ный анализ 27 чувств, ассоциировавшихся с одиноче ством (вопрос =#= 65), чтобы установить, существуют ли достаточно определенные совокупности чувств, которые объясняют это состояние. В обеих выборках -нью йоркской и уорчестерской -было выявлено 4 фактора (см. табл. 1).
Таблица 1
Факторный анализ 3Моциональных состояний одинокого человека вать как неприязнь к себе (чувство «непривлекательно сти», «ГЛУПОСТИ», «НИКЧеМНОСТИ»); депреССИЯ ОПреде ЛЯеТСЯ здесь как более пассивное состояние, характе ризующееся жалост ю к себе. Эти группы чувств на поминают о двух основных теориях, усматривающих причину депрессии в некоей утрате: теории психоана лиза [Freud, 1917], согласно которой депрессия явля ется результатом направленной вовнутрь агрессивности, и теории Селигмана [Seligman, 1975], основывающейся на понятии «усвоенной беспомощности».
Фактор 1: отчаяние
Фактор 2: самоуничижение
Фактор 3: невыносимая скука
Фактор 4: депрессия С чем люди связывают одиночество?
Люди более всего склонны соотносить свое одино Отчаяние Ощущение соб· Нетерпеливость Тоска ственной не· привлекатель· н ости чество с: 1) уединенностью, 2) скукой, 3) отсутствием супруга или любимого человека. Таким образом, и в Нью-йорке, и в Уорчестере в Паника Беспомощность
Напуганкость Никчемность Ощущение собст· венной глупости Застенчивость Скука Подавленность Желание к пере· Опустошен· мене мест ность Снованность Изолирован- ность качестве причины одиночества называлась прежде всего ситуация, в которой оказывался одинокий индивид. Факторный анализ с перечием 20 возможных причин уединенности (вопрос =#= 66) дал 5 различных категорий Утрата надежды Незащищенность Раздражитель- Жалость к себе н ость причин одиночества и в Нью-йорке, и в Уорчестере (см. табл. 2). Покинутость Неспособиость взять себя в руки Меланхолия
Факторный анализ причин одиночества Таблица 2 Ранимость Отчужденность Тоска ПО КОНК· ретному че· л овеку Фактор /: Фактор 2: Фактор 3: свобода от при- отчужденность вынужденная вязанностей изоляция Фактор 4: уединенность Фактор 5: перемена места
Первый и статистически наиболее значимый фактор в нашем анализе- «отчаяние». Он свидетельствует о том, что в состоянии одиночества превалирует бес покойство по поводу неспособиости индивида удовлет ворить свою существенную потребность. Третий фак тор - «невыносимая скука» -объясняет более уме ренную форму одиночества, что-то вроде непривычного ощущения, когда в субботу вечером человек остается один или когда он совершает деловую поездку один, и она проходит без каких-либо приключений. Факто ры 2 и 4 - «самоуничижение» и «депрессия», - веро ятно, являются реакциями на предположительное чув
Отсутствие Чувствую Привяза н· супруга себя «бе· НОСТЬ К ДО· л ой воро· му НОЙ»
Разрыв от· Никчемность Отсутствие ношений средств с супругом передви· ИЛИ С ЛЮ· жени я бимым че· ловеком Отсутствие близких друзей
«Прихожу Пребыванне домой в вдали от пустой дома дОМ»
Слишком частые переезды
Частые разъезды ство одиночества. Самоуничижение можно рассматри-
Эти категории -почти что самообъясняющие при чины одиночества. Первый фактор выявляет желание иметь какого-то конкретного человека, супруга или лю бимого. Второй фактор указывает на потребность в подходящем и понимающем друге или группе друзей. Третий и пятый факторы называют причиной одиноче ства вынужденную изоляцию. Четвертый фактор - «уединенность» -описывает обычно ситуации, в ко торых наблюдается полное отсутствие других людей. Фактор «вынужденная изоляция» характеризует глав ным образом неуверенных и неуравновешенных пожилых людей, тогда как фактор «отчуждение» применим в осно ном к молодым людям. Отсутствие привязанно сти -особенно важная причина одиночества молодых, а также тех, кто недавно расстался с близкими ему людьми, и разведенных всех возрастов.
Что люди предпринимают, когда чувствуют себя одинокими?
Мы предложили перечень из 24 возможных реакций на одиночество (вопрос#=84). Наиболее часто респон денты выбирали альтернативы: «смотрю телевизор», «слушаю музыку», «звоню другу» и «читаю». В ходе
Таблица 3 анализа ответов по всем 24 вопросам выявлено 4 раз личных фактора причин одиночества (см. табл. 3). «Печальная пассивность» (фактор 1) -характерная реакция на одиночество среди тех, кто хронически оди нок или глубоко одинок. Такие люди пребывают в со стоянии летаргического самосострадания, которое не очень-то привлекает других и, вероятно, замыкает по рочный круг низкой самооценки и одиночества, рас сматривавшегося выше. Пассивные и коммуникативные реакции на одиночество не облегчают этого состояния, но лишь затягивают его. Любопытно отметить, что про смотр телепередач попадает в ту же категорию фак торов, что и прием транквилизаторов. Три остальных фактора представляют собой различ ные решения проблемы одиночества, выбираемые людь ми, которые бывают одиноки лишь время от времени. «Активное уединение» -это плодотворное и творче ское использование времени, проводимого в один Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 818; Нарушение авторского права страницы