Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Севир и его место в истории христианства
Вероопределение, принятое Халкидонским Собором, вызвало в Церквах Востока большие волнения. Наиболее мощная оппозиция Собору возникла в Египте и других регионах Ориента. Как известно, среди противников Халкидона были многие выдающиеся умы восточного христианства. В первой трети VI века, несомненно, богословским лидером нехалкидонитов был Севир Антиохийский. Им была выработана всеобъемлющая христологическая доктрина, которая получила запечатление в трёх его основных богословских сочинениях, во многих догматических посланиях, гомилиях, песнопениях и в других творениях. Севир был внуком епископа, носившего то же имя, который принимал участие в работе Ефесского Собора 431 года. Получив самое лучшее, доступное в его дни светское и богословское образование, он принял решение принять монашество и вступил в братию монастыря в Газе. Всю свою жизнь Севир посвятил противостоянию решениям Халкидонского Собора, который, как он верил, извратил веру Церкви. Период жизни Севира, в который он формировался как личность, протекал в правление императоров Зенона и Анастасия. Это было время, когда религиозная политика в Византийской империи в значительной степени определялась идеей воссоединения Церкви на Востоке даже ценой недовольства Рима. Именно в униональных целях император Василиск издал свой Энциклион, в котором с достаточной определённостью было отвергнуто вероопределение Халкидонского Собора. Император Зенон в качестве компромиссной формулы в 482 году опубликовал свой Энотикон, признанием которого должен был прекратиться спор между обеими сторонами, то есть сторонниками и противниками Халкидонской веры. Зенон скончался в 491 году, ему наследовал император Анастасий, который фактически оказывал предпочтение нехалкидонитской стороне. Когда, тем самым, движение против Халкидона вновь и вновь обретало силу, среди халкидонитов появились богословы, целью которых была защита Собора. Отклоняя аргумент нехалкидонитской стороны, согласно которому Собор 451 года исказил догматическое учение, сформулированное ранее бывшими Вселенскими Соборами, эти богословы стремились показать, что доводы их оппонентов не имеют никаких действительных оснований. В соответствии с этим они предприняли попытку интерпретации халкидонского вероопределения в контексте александрийской богословской интенции (эмфазы), служившей в то же время и базисом для критики в адрес Халкидона со стороны нехалкидонитов. Таким образом получила развитие богословская традиция, которая исследователями, в частности – Шарлем Мёллером, как уже говорилось, называется « неохалкидонитством ». Одним из первых шагов в этом направлении было опубликование сборника кириллианских эксцерптов. Состоявшая из двух разделов, книга в первой своей части содержала изложение Халкидонского вероопределения по пунктам, каждый из которых сопровождался одной или несколькими выдержками из сочинений Кирилла Александрийского. Последнее имело намерением показать, что великий александрийский богослов, который защищал Православие в полемике с представителями несторианской школы, в сущности предвосхитил соборное определение. Во второй части объёмной книги приводились 244 фрагмента из сочинений Кирилла Александрийского, которые должны были свидетельствовать, что таковой утверждал « различие двух природ, – то есть бесстрастного и бессмертного Бога Слова и подверженного страстям и смерти Его храма», – и что тем самым он антиципировал (предвосхищал) формулу « в двух природах » Халкидонского ороса. Севир, ещё будучи насельником монастыря в Газе, составил опровержение на сборниккириллианских эксцерптов, озаглавив его « Филалифис ». Он целиком привёл халкидонитский опус и в своих комментариях и критических замечаниях показал, что в многотомных писаниях Кирилла невозможно найти ни одного случая, когда бы тот признавал или формулу « две природы после соединения », или же « в двух природах » – в соответствии с Халкидоном. Напротив, настаивал Севир, сам Кирилл всегда возражал против этих формул. Что же касается принципа различения во едином Христе Божества и человечества [« в умосозерцании »], то последний, допускал он, принимался александрийским богословом. Но ведь этот принцип признаётся и той частью Церкви, к которой принадлежит и сам автор опровержения. Тем самым, заключал Севир, выдвинутые в халкидонитском опусе тезисы остались не защищёнными. Эта публикация, а возможно также и другие его сочинения принесли Севиру такую известность, что где–то около 507 года по Рождестве Христове его имя императором Анастасием было названо в качестве возможной номенклатуры на патриарший престол Константинополя. Но в 512 году Севир был избран патриархом Антиохии. Петр Фулло, патриарх Антиохийский, скончался в 488 году. Его преемником стал Палладий. По смерти последнего в 498 году ему воспреемствовал Флавиан. Хотя и Петр, и Палладий принадлежали к нехалкидонитам, Флавиан придерживался халкидонитской позиции. Поскольку он опасался открыто выражать свои мнения, Филоксен Маббугский, пылкий сирский богослов, почёл себя обязанным противостать ему на Сидонском соборе, который состоялся в 512 году. Вследствие этого патриарх Флавиан был насильственно смещён с престола Антиохи, и последний был передан Севиру. В Антиохии Севир пребывал с 512 по 518 год, до кончины императора Анастасия. Затем к власти пришла новая византийская династия, начало коей было положено Юстином I. Император Юстин, который поддерживал Халкидонский Собор, распорядился отправить в ссылку всех активных деятелей нехалкидонитской ориентации. Севиру же он угрожал урезать язык и тем самым заставить его замолчать навечно. Не дожидаясь, пока император возымеет намерение исполнить своё опасное обещание, патриарх оставил город и бежал в один из египетских монастырей. Поскольку Юстин не вмешивался во внутренние дела Церкви в Египте, нехалкидонитские церковные лидеры могли найти себе в этой провинции убежище и защиту. И Севир провёл здесь бó льшую часть своей жизни после 518 года, с небольшим перерывом в 535 и 536 годах, когда он находился в Константинополе, откликнушись на неоднократные приглашения императора – теперь уже (после 527 года) – Юстиниана. Второе крупное сочинение Севир, по всей вероятности, начал писать в то время, когда пребывал в Антиохии. Книга имеет особую историю. С патриархом вёл переписку некий монах–халкидонит из Египта, позже переселившийся в Палестину. Этот монах по имени Нефалий передал имевшиеся у него послания Севира некому Иоанну Грамматику из Кесарии, позднее ставшему епископом этого города. Сей Грамматик опубликовал книгу, в коей подверг критике нехалкидонитскую позицию. Севир в свою очередь выступил с опровержением содержащихся в последней положений. Данное сочинение, состоящее из трёх томов, известно как « Книга против нечестивого Грамматика ». Позже, уже в двадцатых годах VI века, Севир опубликовал свои обширные антиюлианитские сочинения, которые в совокупности составили его третий большой труд. Кроме этих крупных сочинений перу Севира принадлежит множество догматических посланий, гомилий и песнопений. Роль, которую играл Севир, была верно оценена такой личностью, как император Юстиниан. Хотя его дядя, Юстин I, полагал, что политика преследований противников Халкидонского Собора может силою заставить их соединиться с халкидонитами, Юстиниан, напротив, пытался достичь соглашения между сторонами посредством переговоров. В стремлении к этой цели он, начиная с 531 года, устроил несколько собеседований православных с нехалкидонитскими лидерами. В этой связи Юстиниан неоднократно и весьма настоятельно приглашал Севира прибыть в Константинополь и принять участие в собеседованиях. Последний вначале отклонял приглашения, но в конце концов он всё–таки прибыл в столицу и провёл здесь, – как гость императора и императрицы, – около полутора лет. Это был действительно момент великого триумфа для нехалкидонитов, и все думали, что Юстиниан собирается отменить решения Халкидонского Собора. По словам Масперо ( J. Maspero ), которые приводит Васильев, «столица империи в начале 535 года до некоторой степени являла собой ту же картину, что и в правление Анастасия ». Но этот триумф не мог быть продолжительным. Ибо ещё в 535 году Юстиниан направил своего полководца Велизария на Запад с целью начать в Италии и в Северной Африке военную кампанию против остготов. Его устремлением было восстановление империи Константина. Понятно, что для осуществления этого плана он нуждался во всецелой поддержке папства. Но последнее, несомненно, не поступилось бы Халкидоном. В 536 году в Константинополь прибывает Папа Римский Агапит, и Юстиниан прекращает всякие сношения с Севиром и нехалкидонитами. Многие из последних снова отправляются в ссылку, откуда они были вызваны самим императором, который гарантировал им безопасность и покровительство. Несмотря на то, что Агапит внезапно скончался, тем не менее то влияние, которое он оказал в своём воздействии на императора, сказывалось продолжительное время и после этого печального события. В том же году в Константинополе (при патриархе Мине ) состоялся (так называемый домашний) собор, на котором присутствовали пять римских легатов и сорок пять епископов с Востока. Этот собор подтвердил авторитет Халкидона. Ефрем Антиохийский, занимавший кафедру, с коей в своё время был смещён Севир, также созвал собор из 132 епископов. Последний тоже высказался в поддержку Халкидона и осудил Севира и его последователей. Сам Юстиниан издал эдикт, коим было объявлено вне закона всякое противостояние Собору. Севир вынужден был покинуть Константинополь и возвратился в монастырь в Египте, где и скончался около 538 года. Безусловно, является неоспоримым тот факт, что Севир Антиохийский занимает весьма значительное место в истории Церкви на Востоке. Как мы увидим далее, христология, сформулированная представителями «неохалкидонитства», по существу соответствует той доктринальной позиции, которая была выработана Севиром в противостоянии последователям несторианской школы, с одной стороны, и приверженцам «строгого халкидонитства» – с другой. Действительно, христологическое учение Севира исходит главным образом из критики последним решений Халкидонского Собора и имеет ту же интенцию, каковую проявляли многие из его предшественников и каковой споспешествовало само Восточное Православие, – интенцию утверждения веры на основании богословской традиции дохалкидонских Вселенских Соборов (pre–Chalcedonian ecumenical Councils) и восточных отцов Церкви. И если та ключевая роль, которая принадлежит Севиру в этом аспекте, не была признана (и до сих пор не признана) халкидонитской стороной, то это является лишь следствием недоразумения, если даже не предубеждения. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 831; Нарушение авторского права страницы