Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


С. Выражение «из двух природ»



« Одна природа Бога Слова воплощёная » сложенаиздвух природ (is composed of two natures). Именно выражению этой мысли служит формула « из двух природ » ( ). То значение, которое Севир связывает с этой формулой, выясняется на основании фрагмента из его «Книги против Грамматика».

Возражая против формулы « две природы после соединения », Севир пишет: «Он был совечен Отцу и Святому Духу. Но когда соблаговолил нас ради вочеловечиться, неизменно пребывая тем, Кем был, Он неизреченно вселился, по Писанию, в Деву Богородицу. Духом Святым Он соединил с Собою в природное единство взятую от Неё плоть, обладающую душою и умом и единосущную нам.

Итак, мы говорим об ипостасном соединении, ибо именно в единстве со Словом, Которое было прежде всех век, плоть была образована, получила существование и обрела конкретное бытие в сложении с Ним. Посему Христос познаваем нераздельно как единый Еммануил из двух, то есть из Божества и человечества. Он был зачат и рождён во плоти подобно душе в каждом человеке, которая рождается вместе с телом. Первая иной сущности, чем последнее. Тем не менее человек осуществляется (совершается) как одна природа и одна ипостасьиз обоих. Так же– и Бог Слово, по Писанию, приобщился плоти и крови и стал подобным нам во всём, кроме греха».

Мысль, проводимая в данном фрагменте, очевидна. Как одна природа Бога Слова воплощённая, Иисус Христос сложен из двух природ из Божества и человечества. Природы соединены в Нём подобно тому, как в человеке соединены тело и душа.

Необходимо признать, что аналогия тело–душа не является вполне адекватной для полного изъяснения этого аспекта проблемы. Во–первых, она основана на дихотомии древнегреческой антропологии. Во–вторых, проводимое ею различие между телом и душой не вполне соответствует различию между человеком и Богом. Сознавая это, мы не должны забывать и того факта, что эта аналогия широко использовалась древними богословами, – как на Востоке, так и на Западе, – в качестве иллюстрации в отношении соединения Божества и человечества во Христе.

Именно единство Христа служит для Севира исходным моментом для применения аналогии тело–душа. Слова и деяния Христа являются для него проявлением актуальности Богочеловека (God–man).

В человеке тело и душа играют соответствующие роли в его вербальных и деятельных проявлениях. Однако мы не можем сказать, что некоторые из таковых свойственны исключительно телу, а другие – только душе. Можно лишь сказать, что все слова и деяния человека имеют источником его самого (как целое).

Подобно этому во Христе божественные и человеческие реальности сохраняются без какого–либо преложения. Что же касается слов и деяний, то все они суть проявления актуальности единого Христа. Таков, предположительно, смысл общепринятого использования рассмотренной аналогии.

Формула « из двух природ », продолжим, заключает в себе два смысловых момента. Во–первых, посредством неё утверждается, что « из двух природ, – Божественной и человеческой, – каждая из которых обладает совершенством сообразно своим основаниям, произошёл Еммануил как единый, как одна природа Бога Слова воплощённая ». Божество и человечество, тем самым, действительно сочетались воедино. Божество вошло в соединение чрез посредство Бога Сына. Подобно и человечество вошло в соединение в индивидуированном состоянии.

Севир пишет: «Бог Слово есть одна Ипостась. Он ипостасно соединил с Собою одну частную (определённую) плоть, одарённую разумной и мыслящей душой, которая воспринята от Марии Богородицы».

Тем самым, природы, вошедшие в это неизъяснимое соединение, были ипостасями, хотя человечество обрело свой ипостасный статус лишь в единстве (с Божеством).

Как результат единения, Иисус Христос был зачат в лоне Девы как единая Личность. Эта единая Личность не есть просто Бог Сын. Тогда как Бог Сын лишь божествен, Иисус Христос, как единое Лицо, произошёлизсоединения Божества и человечества. В тот самый момент, когда Божество и человечество сочетались в Девической утробе, они стеклись воедино, образовав некую фокальную точку, – как то и было, – в которой всё по существу Божественное и всё по существу человеческое пребывало в единстве. *

Во–вторых, формула « из двух природ » заключает в себе утверждение того, что Божество и человечество неизбывно продолжают существовать во едином Христе. В формировании Еммануила во утробе, в Его рождестве как человеческого Младенца и – соответственно – в Его земной жизни идентичность Спасителя со всеми человеческими существами была совершенно реальной. Однако Он – един.

Севир пишет: «Коль скоро единый Христос есть одна воплощённая природа и Ипостась Бога Слова – из Божества и человечества, отсюда необходимо следует, что Тот же самый одновременно познаваем как единосущный Отцу по Божеству и единосущный нам по человечеству. Один и тот же есть Сын Божий и Сын Человеческий; однако … не два сына, но один и тот же Сын».

С самого момента зачатия в Матерней утробе Иисус Христос был сложным Существом (was a unity). *

В формуле « из двух природ » не игнорируется реальность ни одной из природ после соединения. Посему, хотя мы и не должны разделять слова и действия Христа между Божеством и человечеством, в умосозерцании, однако, возможно различать одни из них как божественные, другие – как человеческие.

Так, Севир пишет: «Когда мы размышляем о тех (реальностях), из которых сложен единый Христос, то в умопредставлении можем созерцать две природы, которые сочетались в нераздельном единстве. После же мысли о соединении уже не будет истинным утверждение двух природ, ибо природы получили конкретное существование не раздельно, но из обеих совершилась одна Ипостась и одна природа Бога Слова воплощённая ».

Как видим, здесь подчёркивается не то, что человечество не имело места в бытии воплощённого Бога Сына, но то, что оно было соединено с Божеством. В силу этого Христос на протяжении всей Его жизни на земле был сложен из Божества и человечества (was composed of Godhead and manhood). Необходимо добавить и то, что и после Воскресения Он неизменно состоит из двух природ (He is unceasingiy from two natures). *

Действительной причиной отвержения Севиром Халкидонского Собора было то, что Собор принял формулу « в двух природах ». С точки зрения Севира эта формула может означать лишь то, что Бог Сын и человек Иисус были соединены на уровне лица, на просопическом уровне (were united in the realm of prosopon).

Отстаивая реальность и совершенство человечества во Христе, Севир полагает, что средством к утверждению этого является формула « из двух природ » в совокупности со словами « воплощённая » и « сложная » в выражениях – соответственно – « одна природа Бога Слова воплощённая » и « единаясложная природа или Ипостась », а также и настоятельное подчёркивание того положения, что различие природ может созерцаться лишь в умопредставлении.

Целью всех этих субтильных, тончайших рассуждений и тщательно разработанных разграничений является утверждение единства Христова, а не устранение с помощью словесных ухищрений одной из природ.


Поделиться:



Популярное:

  1. А у двух других троичных говори, как написано в конце их.
  2. А. В течение ближайших двух лет роль бартера в российской экономике сойдет на нет.
  3. А. Выражение «одна природа Бога Слова воплощённая»
  4. Аналитическое выражение первого начала термодинамики
  5. Анкета - это диалог двух заинтересованных людей
  6. БЕЛЫЕ СВЕЧИ «ИЗ СТОРОНЫ В СТОРОНУ»
  7. Библейская летопись двух царств от Разделения единого Еврейского царства до рубежа нашей эры.
  8. Библейская летопись двух царств от рубежа нашей эры до утверждения Осии в Самарии.
  9. Библейская летопись двух царств от утверждения Осии в Самарии до гибели Иерусалимского храма.
  10. Билет 13. Высшие иерархи церкви как особо значимые политические фигуры: отражение в СМИ («Известия», «Литературная газета»).
  11. Большинство оборудования этого типа предназначено для однокрасочной печати, но существуют также машины для двухкрасочной печати, используемые в основном для выполнения небольших коммерческих заказов.
  12. В двух словах о теории относительности


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 753; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь