Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Слово по избрании судьей от Санкт-Петербургского дворянства (Об обязанностях судей судить со страхом Божиим)



 

Итак, да будет страх Господень на вас: действуйте осмотрительно, ибо нет у Господа Бога нашего неправ­ды, ни лицеприятия, ни мздоимства. (2Парал. 19, 7)

Слова эти заимствованы из уст царя Иудина, поставившего судей в крепких городах своих, и к вам, избранные судьи, обращаются. Иосафат открыл судьям, с одной стороны, величие суда, по которому входят они в права Божий над людьми; ибо суд их наименовал Господним, С другой — опасность унизить это величие не­правдой, свойственною человеку, превратить права Божий перед людьми по требованиям че­ловеческим и омрачить суд мздоимством.

А потому, чтобы вразумить их, как стоять на такой высоте и не колебаться, как соблюдать права Божьи над людьми и не оскорблять Бога и людей, указал способ совершать все в безопас­ности, сказав: Итак, да да будет страх Госпо­день на вас: действуйте осмотрительно! Он один удержит вас от неправды, защитит от лица силь­ных, отвратит от корысти, так как нет у Госпо­да Бога нашего неправды, ни лицеприятия, ни мздоимства.

Тот же высокий подвиг суда предстоит вам, слушатели судьи, и те же опасности, какие судьям Иудиным. До сих пор те же страсти об­ременяют землю и сердца наши, которые обре­меняли древних предков. На земле, растленной беззакониями, под небом, еще поражающим проклятиями, от семени греха нельзя ожидать плодов правды и бесстрастия. Следовательно, и ныне есть тот же путь суда — в безопасности от страстей, который показан судьям древним: только страх Господень может сохранить от не­правды, от лицеприятия и принятия мзды. Итак, да будет страх Господень на вас: дей­ствуйте осмотрительно!

Да не смущается сердце ваше, что страх полагается в начале путей ваших. Он не есть скорбь, потрясающая душу, чтобы низвергнуть ее в отчаяние, но есть начало покоя, ибо от не­го рождается бесстрастие. Оно есть начало пре­мудрости, которой просил царь Израилев, дабы судить народ Твой праведно (3 Цар.3, 9). Свойство этого страха, если можно изъяснять тайны небесные земным языком, есть свойство Жизни ангелов, которые в пламенной любви тре­пещут перед величием всемогущего и правосуд­ного Бога. Происхождение этого страха не должно искать на земле между делами рук и сил человеческих — он с неба приходит на землю и есть Дух от дыхания Вседержителя так, как нисхождение его на судью кроткого описывает пророк: И страхом Господним исполниться, и будет судить не по взгляду и не по слуху, но будет судить по правде (Ис.11, 3-4). Этот страх да будет на вас, слушатели!

Судья, принимая суд над подобными себе, дает обещание судить в правде. Но без страха Божия вся правда его есть тайное или явное при­страстие к самому себе. Ибо тогда он более все­го боится себя, т. е. своих невыгод. Или, по-ви­димому, ничего не боится, но в таком случае всем должно его бояться, как врага всякой правды. Око судьи, даже проницательного, не освещенное светом Божьим, еще темно, хотя бы просвещено было многими законами человеческими, потому что еще возмущается удовольствиями, ослепляет­ся вожделениями. Суд естественный, сколько бы ни утверждался на законах, еще колеблется от вражды и дружбы, уклоняется на сторону своих нужд и выгод, изменяется по временам и жела­ниям. Оправданием своим он не успокаивает су­димых, и обвинением не устрашает их.

Тогда законы только скрывают или защи­щают недостатки судьи, а не удовлетворяют су­димых. Тщетно мы будем надеяться, что ищу­щий правды своими силами найдет ее, по край­ней мере, по указанию сердца. Сердце человека, не сокрушенное страхом Божьим, страшно не только в судье, но и во всяком человеке, если будем взирать на него очами Сердцеведца. Из сердца исходят помышления злые, — говорит Он, — прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, лесть, завистливое око, богохульство, гордость, бе­зумство (Мк.7, 22). Если не все эти ужасные черты внутреннего безобразия вмещаются одновременно в каждом неочищенном сердце, то, по крайней мере, многие. Надежда правды в су­де несомненна только тогда, когда судью оду­шевляет дух страха Божия. Страх Господень чист (Пс.18, 10), следовательно, чисто и серд­це, им охраняемое. Этот страх, как страж, стоит при вечных вратах души нашей, чтобы сохранить чистоту ее. Как херувим, с пламенным оружием стережет ее от повреждения, отсекает каждую беззаконную мысль, как скоро она является. Опаляет или совсем сжигает каждое хотение, ко­торое рождается от плоти и крови.

Страх Господень есть сила божественная, подаваемая душе человеческой. Он, как свет от Отца светов, освещает внутреннюю мглу души нашей. Как теплота от беспредельной любви, со­гревает холодность нашу к истине. Как огонь от огня всесожигающего, разрушает и истребляет все преграды к правде, и в то же время воспламеня­ет все желания сердца к непрерывному действию, к терпению и ревности по правде. Таким образом, страх Господень человека — судью творит ору­дием Божьим перед людьми, устами судьи изре­кает суд Божий на людей, руками его подает или отнимает спокойствие граждан, мечем его карает или защищает судимых. Страх Господень все творит в любви, трепещущей перед величием пра­ведного Судьи-Бога и, однако, так возвышает судию-человека, что присваивает ему даже имя Бо­га (Пс.81, 1), дабы явить на земле царство и славу Божию. Этот страх да будет на вас, судьи! И храните и творите!

Другая опасность в суде, от которой царь Иудейский предостерегает судей своих, есть лицеприятие.

Никто не терпит лицеприятия, но, без стра­ха Божия, почти столько же лицеприятелей, сколько судей. Пока мысли и желания наши так пригвождены к земле, что все надежды наши не простираются далее земли и основываются толь­ко на силах человеческих, до тех пор судом на­шим управляют люди, а не закон и истина. Тог­да наша польза или вред, сила судимых или бес­силие решат всякое дело. С этой слабостью, если приступим к суду над сильными земли, то, боясь их сил или надеясь на их благоволение, ослабля­ем силу закона в пользу их. Если приступим су­дить наших знакомых, то обязанности судии пре­вращаем в обязанности ходатая и в законе ищем защиты беззаконию любимых нами людей. Если же будем судить наших врагов или оскорбителей, то, вместо судьи, делаемся их гонителями, хотим карать их прежде суда, или в том же законе, где они ищут защиты, мы ищем им обвинения.

Но пусть это малодушие свойственно душам малым и низким. Есть другая слабость душ, по­читающихся великими, которая носит тоже имя лицеприятия: защищать на суде сирых и вдовиц, ходатайствовать о бессильных и беспомощных, подлинно, есть дело великое, но отступать для них от истины, искать им защиты, когда закон не защищает их, искать помилования, когда за­кон не милует, есть лицеприятие. Ибо отступлением от правды для человека ставим правду ни­же человека. Впрочем, и то есть уже лицеприя­тие, когда мы праведно осуждаем преступления, но в отсутствии преступника, чтобы скрыть ру­ку, написавшую осуждение. А общество правед­но осудит нас в лицеприятии. И тогда, когда мы, облеченные силою законов, будем молчать, когда надлежало бы говорить о законах, или будем го­ворить о них в домах наших к уху, когда надле­жало бы проповедовать их на крышах.

Для избежания от этого осуждения не до­вольно страха законов царских, которые связы­вают только руки и язык, но не ум и волю, не довольно сил рассудка, который ослепляет стра­сти. Не довольно всего нашего желания, которое непостоянно и нетерпеливо, будучи же обращено само в себя, во всем и везде только себя любит и только себя ищет. Следовательно, для избежа­ния лицеприятия нам должно избежать самих се­бя, т. е. любви к себе, ибо от сего корня растут все страсти. Должно стать выше всякого земно­го страха, чтобы ни для чего земного не отсту­пать от закона, ни в каком случае не взирать ни на какое лицо, взирая на одну истину.

На этой ступени беспристрастия можно по­ставить один страх Божий. Боящийся Бога не боится ничего человеческого: Господь Спаси­тель мой, — сказал один из боящихся, — кого убоюся? (Пс.26, 1) Господь мне помощник: что сделает мне человек? (Евр.13, 6) Страх Господень ставит нас в присутствие Бога все­сильного и справедливого, Бога богов и судей. И, чтобы приблизить нас к Его неприступному величию, страх держит перед Его лицом, перед лицом, видящим каждую мысль нашу, слыша­щим каждое ее движение, перед лицом страш­ным и праведным, утверждающимся, однако, внутри души нашей. Кто перед этим лицом в ду­ше своей дерзнет мыслить неправедное, и какое лицо человеческое может скрыть нас от этого ли­ца всевидящего? Чем постояннее пребывает дух наш в этом Божественном ужасе, тем безопаснее взирает на все земное. Этим страхом укреплен­ный Пророк без страха всюду свидетельствовал истину: буду говорить об откровениях Твоих перед царями, и не постыжусь (Пс.118, 46). Этим же страхом одушевлены были бесстрашные проповедники Иисуса Христа, возвещая о Нем на сонмах и сборищах, перед царями и владыка­ми, среди мучений и смертей. Они не боялись людей, убивающих тело, души же не могущих убить (Мф.10, 28). Не боялись ничего, кроме истины, и никого, кроме Бога. Этот спаситель­ный страх да будет на вас; и храните и творите! Если бы судьи всегда были одушевляемы этим страхом, то никакая корысть не отягчала бы их рук и совести и никакая мзда не входила бы в судилища. Без страха Божия корысть в суде есть бог, которому служат судьи и судимые. Этот бездушный истукан иногда не может даже скрыть гнусности своей от судьи, но, владея его сердцем, управляет судом. Хитрость виновных, дабы избежать законной строгости, изобрела столько корыстей, сколько судьи имеют прихо­тей. Оправдание на суде они покупают не всегда серебром и золотом, но иногда похвалами, иногда боязнью и ласкательством, иногда увеселени­ями и пиршеством, а иногда слезами и сетовани­ем. Каждому судье приносят свою корысть и каждому его идолу свою жертву; мудрый и тер­пеливый судья, наконец, уловляется корыстью. Пока истинный Бог не сокрушит всех идолов в нашем корыстолюбивом сердце, до тех пор мы невольно любим приношение жертв, любимых нами.

Те, которые живут на земле для земли и чувств, рано или поздно пленяются корыстью земной и чувственной; а живущие на земле для неба пренебрегают всеми корыстями: у Бога на­шего нет мздоимства. Поэтому Валаам, испол­ненный страха Божия, не принимал никаких бо­гатых обещаний царя земного, чтобы не оскор­бить Царя Небесного. Если даст мне Валак, — отвечал он царю через посланников, — Если даст мне полный дом свой серебра и золота, не могу преступить повеления Господа Бога (Числ.22, 18). Эту же крепость в страхе Божь­ем соблюдал судья и первосвященник Израилев. Всю жизнь творя суд над Израилем, он в конце Дней своих засвидетельствовал чистоту суда от мздоприятия перед всем Израилем: Вот я, — го­ворит он ко всем мужам Израилевым, — вот я! Свидетельствуйте на меня перед Господом: у кого взял я вола, или осла, или кого обидел, или кого притеснил, у кого взял дар (1Цар.12, 3). Всеми силами укрепитесь, слушатели, в страхе Божием; он укрепит вас в чудном могу­ществе отвергать всякое приношение, хотя бы величием равнялось оно царской палате, полной серебра и золота. Сохраните постоянно любовь к справедливой любви всемогущего Бога — она сохранит вас в правде и преподобии истины, которыми оправдаетесь перед судом Божьим и человеческим. Страх Господень, или Сам Гос­подь, творит сердце судьи таким чистым, что судья всю жизнь отрясает руки от даров, а мысли от вожделений. Наконец, страх Госпо­день открывает судье, что всякая и малейшая в суде мзда есть часть цены за невинную кровь, пролитую на кресте. Если и ныне серебренники считаются в суде за истину, то и ныне оцени­вается Тот же неоцененный Ходатай истины, Иисус Христос, в меньшей братии Своей. И этот страх Иисуса Христа да будет на вас: и храните и творите!

В этот день вы даете обещание в верности служения вашему Богу, отечеству и монарху. Вверившие вам суд над собой вас самих вверили суду Божию. Таким образом, поставили вас перед Богом для принятия от него суда и прав­ды себе через ваши уста и руки. Сколь велико и славно, столь же опасно и страшно дело суда, которое вы на себя приняли! Отныне да воскрес­нет страх Божий в умах и сердцах ваших и ру­ководит вами по опасным стезям суда в безопас­ности от неправды, лицеприятия и мздоимства!

Прежде в тесноте и скорбях своих вы мог­ли прибегать к судьям и закону и у них искать помощи и силы. Ныне законы требуют вашей си­лы и помощи, а вам самим Господь Сил да бу­дет прибежище и сила и помощь (Пс.17, 23)-Аминь.

Произнесено 25 января 1818 года

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 451; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь