Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


СЛОВО В ДЕНЬ СОШЕСТВИЯ СВЯТАГО ДУХА (Дух Святой созидает все на земле)



Послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли.(Пс. 103, 30.)

 

В этот день, слушатель, Дух Святой почил на апостолах в виде огненных языков, не только для того, чтобы им говорить разными языками, или чтобы собрать рассеянное, но и обновить ли­цо всей земли, состарившееся и разрушающееся. Огонь светит и производит теплоту, сжигает и очищает, истребляет и изменяет. Дух Святой со­шел в виде огненных языков, дабы просветить людей, во тьме седящих, согреть холодные сердца их, сжечь нечистоту и очистить, истребить беззакония с лица земли и изменить человека в паки-бытии (Мф. 19, 28). Именно это пред­сказал пророк, возвещая: ибо Он (Дух Святой), переплавляя и очищая сердца наша, переплавит как золото или серебро (Мал. 3, 3).

Давно совершилось это на земле. Апостолы, наполненные Духом, облеченные силою свыше, силою огненною, горели и светили (Мал. 3, 3) перед лицом всего мира, раздавая дары Свято­го Духа, очищали землю от беззакония, смягча­ли сердца жестокие и пожигали встречавшиеся плевелы нечестия. Их руками собрана, воздвиг­нута и украшена Церковь верующих, прекрасны ноги благовествующих благое (Рим. 10, 15) так, как называет Писание, прошли всю землю и всюду разнесли мир Божий и блага небесные: по всей земле прошел голос их, и слова их ус­лышаны в концах вселенной (Ис.52, 7). Дух Святой, к ним посланный, совершил то, что из­древле о Нем предсказано было: Послеши Ду­ха Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли (Пс.53, 30).

Дух Святой и ныне нисходит на землю, хо­тя мы того не замечаем; делает на ней все, хотя мы многое, Им совершаемое, приписываем дея­ниям человеческим. Он разрушает и созидает, возвышает и унижает, обогащает и обедняет, умерщвляет и оживляет не только в людях и лю­дей, но и в самих вещах неодушевленных и тва­рях, которыми обладает. Духом Господним небе­са утвердились и до сих пор утверждаются; Им сохраняется земля и все, что на ней. Отнимешь Духа Твоего, и исчезнут (Пс.53, 29). ДухБо­жий устраивает общества малые и великие, поставляя и переставляя царей, князей и властите­лей, без Него разделится общество, рассыплется царство, хотя бы оно возвышалось своею силою и славою: отвращу же Тебе лице, всяческая возмятутся (Пс.53, 29). Духом Господним созидается и земля сердец наших. Он один очи­щает и превращает их в сосуды благопотребные, обновляет лицо этой земли, внутри нас находящейся, обновляет сердца наши, обветшавшие от грехов, состарившиеся в беззакониях.

Видите, слушатели, Дух Святой созидает все на земле, нами обитаемой, созидает общест­ва человеческие, созидает и сердца наши. Чтобы от всей силы и от всей крепости воззвать к Не­му в молитвах, предлагаемых ныне Церковью, подумаем об этих действиях Его.

Дух Святой созидает всякое на земле. Мы трудимся над землей, сеем, насаждаем, собираем жатву и плоды, и думаем, что все это производит­ся руками нашими, или, возвышаясь в умствова­нии, приписываем природе, ее закону и силам.

Правда, земля взращивает семена, посеян­ные всегда одинаковым образом, деревья прино­сят плоды только по роду своему. Но какой зем­леделец надеется, что по его воле богатая ныне будет жатва, что земля наградит его труды сто­рицею? Если затворится небо и не даст благо­растворения воздушного, если оно будет как медь (Втор. 28, 23), как во дни пророка Илии, и земля станет жесткой, высохнет и будет как железо — возрастут ли тогда семена посеянные? Произведет ли рука земледельца обильную жат­ву? Что принесут древа плодоносные? Но пусть и небо не затворяется, и Господь не посещает нас таким жезлом наказания, все равно бесчис­ленными остаются способы к разрушению на­дежд наших в собирании плодов и жатвы. Мо­роз губит травы и цветы, зной иссушает их, червь приходит и пожирает, излишний дождь об­ременяет и творит бесплодными, ветер исторгает из корня и сокрушает, град бьет и убивает ино­гда уже готовую жатву и плоды созревающие.

Итак, не нашей волей и не нашими силами производится на земле все потребное нам. Не силы наши, не труды многопопечительные, но рука Божия, которая, когда отверзается для нас, тогда все преисполняются благ, и не мы только, но и звери земные, и птицы небесные, и птенцы к Небу вопиющие, деревья, травы, — все ждут от Господа пищи себе: вся к Тебе, Господи, чают даты пищу им во благо время (Пс.103, 27), — поет Псаломник.

В первый день творения, когда земля была не видима и не устроена (Быт.1, 1), Дух Бо­жий носился (Быт. 1, 2) над нею, подавая силу каждой вещи, для нее нужную, оплодотворяя их семенами и жизнью. Он и ныне веет над всеми тварями, над небом и землею, не обходя ни од­ной травинки, попираемой ногами нашими. И ныне Он дает снег яко волну (Пс.147, 5), сып­лет иней, как пепел, облаками одевает небо, и готовит в них дождь земле, растит траву на горах и злак в полях, изводит ветер из кладовых сво­их, посылает молнии и громы.

Псалмопевец, поставляя себя между Духом Господним и тварями и видя, что Его Божествен­ные силы в беспредельном обилиии непрестанно нисходят на все творения, чтобы сохранить их бы­тие и жизнь, восклицает: Хвалите Господа, не­беса небес; хвалите Его солнце и луна, хвалите Его вся звезды и свет (Пс. 148, 3—4). Потом, низводя взоры к земле, тем же гласом восклицает: хвалите Господа и вы: огонь, град, гнев, голоть и дух бурный; хвалите его и вы, горы и ecu холмы, и вы, древа плодоносные и ecu кед­ры; хвалите Господа и вы, звери, и ecu скоты, и вы, птицы пернатый и гады; хвалите Госпо­да и вы, змиеве и все бездны (Пс.148, 7—10). Хвала от всего творения восходит ко Господу, потому что от Господа происходит все на земле: послеши, Господи, Духа Твоего, и созиждутся, и обновишь лицо земли (Пс.103, 30).

Как земля не своей силой устраивается, но силою Духа Божия, дающего ей жизнь, дыхание и все, так человеческие общества, малые и вели­кие, строятся или разрушаются от силы Духа, все животворящего. Художник созидает дом, мудрый из людей собирает общество и устраивает город, мудрейший соединяет целый народ во единое об­щество. Кажется, здесь только человеческие си­лы и человеческое искусство и действуют.

Но что есть человек? Богодуховный царь, глядя сам на себя, на свои силы телесные и ду­шевные, сознавался, что он есть червь, а не че­ловек (Пс.21, 7). Как червь роется в земле, пи­тается землею и никогда от нее не возвышается своими силами, так и человек роется в земле, хотя бы созидал великие груды земли и устроил их в жилище себе. Червь ползает и не знает путей своих, подавляется тогда, когда не ожидает, па­дает там, где думал возвыситься, издыхает в то время, как начинал дышать. Так и человек, сколько ни умудряется земным разумом, сколько ни совершенствует умение, всегда по земле пол­зает и не знает, что будет завтра и что наведет час последующий.

Поэтому великое или малое число народа есть собрание как бы червей, подобных между собою, взаимно подавляющихся и, может быть, взаимно угрызаемых. Какая же сила может быть в одном человеке, чтобы соединить силы других, подобных себе? Да не хвалится сильный силою своей, крепкий крепостью своей; богатый бо­гатством своим и мудрый своею мудростью (Иер.9, 23). Человеческая сила есть бессилие, потому что он как трава утром процветет, а вечером отпадет и изсохнет (Пс.89, 6). Че­ловеческая крепость есть немощь, потому что че­ловек смертен. Земное богатство есть нищета, потому что самое великое имущество его есть только груда земли и для земли. Человеческая мудрость есть безумие, потому что называя се­бя мудрыми, обезумели (Рим. 1, 22).

Это-то бессилие телесное и душевное ут­верждает истину того, что если не Господь со­здаст дом (Пс.126, 1), если не Он пошлет силы к созданию и сохранению, то напрасно трудились создающий; если не Господь сохранит город (Пс.126, 1), если жители города будут надеяться на стражу и защиту человеческую, а не на Божию, то тщетна всякая защита и стража: всуе будет стерегущий (Пс.126, 2).

Да и кто из нас, слушатели, не видит в го­родах, по крайней мере, часть того, что видел царь Израилев? Видел, говорит он, беззаконие и пререкание в городе; беззаконие днем и ночью обходит по стенам его; днем и ночью содевается труд и неправда посреди него; на площадях его лихва и лесть (Пс.54. 11, 19). Что же со­храняет города от разрушения, соблюдает в них тишину и спокойствие? Притом суетны и лживы сыновья человеческие от суеты (Пс.61, 11). Человек везде человек. В городе и вне города все живущие суетны и лживы. Кто же покоряет их закону царствующему, приклоняет к подножию престолов земных так, что, любя ложь, повину­ются истине, живя в беззаконии, чтут закон и им управляются? Подлинно, слушатели, если не Господь созидает город или дом (Пс.61, 10), малое и великое общество, если не Дух Его оду­шевляет созидающих и созидаемых, не Его сла­ва полагается во основании, но человеческая, то напрасно трудятся строители (Пс.126, 2). Всяк уклоняющийся от Господа, кто бы он ни был, по уверению Писания, погибнет. Отъимешь, Господи, Духа Твоего, исчезнут и в прах свой обратятся, но когда пошлешь Его, вновь создадутся (Пс.103, 29).

Мы видели, слушатели!, что человек сам со­бою ничтожен, при всем величии, как червь, при всей крепости, как трава, при всем богатстве, нищ, при всей славе, бесчестен. Но когда же сей ничтожный человек удостаивается посещения от Духа Божия, когда очищается от грехов дыхани­ем Святым, тогда, будучи мал в себе, ничтожен перед подобными людьми, велик у Бога. Тогда человек бессильный и немощный приобретает та­кие силы, что все может, поскольку в нем дейст­вует Дух Всемогущий. Тогда бедный и нищий имеет сокровище драгоценнее всего мира, потому что Господь — Источник всех щедрот — с ним есть. Тогда и бесчестный в обществе, и презрен­ный от всех людей имеет славу вечную, потому что Господь славы обитает в нем.

Эта неизмеримая высота человеческая уст­раивается Духом Божиим. Мы до сих пор в ве­ре или маловерии не перестаем поднимать рук наших с молением: сердце чистое создай во мне, Боже (Пс.103, 31)! Даруй нам Дух цело­мудрия, смиренномудрия, терпения и любви, и в то же время повторяем устами Церкви: «Свя­тым Духом всяка душа живится и чистотою, от Него подаваемой, возвышается», и потом какая слава, какое величие низкой душе человека! Она, будучи мрачна, как земля, светлеется сама в себе, и вне себя ощущает свет вечный Троического единства, Бога Отца, Бога Сына и Свя­того Духа.

Кажется, нет человека на земле, который бы не желал очистить своего сердца, который бы не хотел возвысить души и духа своего. Но кто очищается? Тот ли, который просит от Господа очищения, не надеясь на свои силы, или тот, ко­торый, зная свое искусство, сам собою мечтает очиститься, хотя и помрачен сквернами греховными? Тот ли истинно возвышается между людьми, кого возвышает Господь Своею десни­цею, или тот, который, пресмыкаясь по земле, собирает множество праха и на нем поставляет сам себя? Но если беззаконие увидишь, Госпо­ди, кто постоит (Пс.129, 3)? Если обра­тишь лицо Твое на грехи наши, кто стерпит взор Твой, как огонь поедающий? Кто устоит против Тебя, чьи очи во множество раз светлее солнца? Поэтому умножаются только беззако­ния наши, увеличиваются только грехи, когда мы думаем очиститься от них без Духа, все очищающего.

Дунет Дух Его, — повествует Писание, — и потекут воды (Пс.147, 7). Когда Сей Дух дохнет на человека и на сердце его, тогда поте­кут слезы раскаяния. Сей Дух Святой непре­станно воздыхает о нас воздыханиями неизречен­ными. Он желающих молитвы научает молиться и Сам молится о нас; ищущим Ходатая, дарует силу веры в Ходатая и Сам о нас ходатайству­ет: Пошлешь, Господи, Дух Твой; устроятся (Пс.103, 30) сердца наши, и обновишь их, как обновляется лицо земли.

Мы знаем, слушатели, что земля, нами оби­таемая, требует обновления, не только ежегодно­го, но и ежедневного — обновления росою, дож­дем, теплотою и благорастворением воздуха.

Знаем и желаем обновления обществ наших, в которых беззаконие непрестанно делается, вез­де слышатся пререкания и частые вопли, злоба непрестанно алчет и неправда возвышается над правдою. Мы желаем сего обновления, но осо­бенно должны желать обновления сердец наших. Они, будучи исполнены неправд, мертвы для правды Божией, будучи стесняемыми суетою и сжигаемыми страстями, иссохли и ожесточились. Их собрание, если уподоблять видению пророка, есть поле костей мертвых, сухих, не имеющих ни плоти, ни духа. С каким пламенем веры, с какою силою любви, с каким рвением мы ныне должны молить Господа, да пошлет Духа Своего во об­новление земли, домов и обществ, а особенно — сердец наших.

Утешитель, Дух истины! Прииди и даруй нам жизнь истинную, прииди и создай в нас сердца чистые, неустрашимые, прииди и вселись в нас, воскреси нас в жизнь истинную и дух пра­ведности обнови в нас. Аминь.

Произнесено 6 июня 1815 года

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 606; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь