Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Воистину, дети мои, Бог избрал



для вас эту религию;

Умирайте же только мусульманами. (2: 132)

Пророк Ибрахим служил образцом истинного ханифа-мусульманина, благодаря своей верности обету, который он дал Всевышнему.

Господь сказал Ибрахиму:

— Будь преданным Мне! Тот ответил:

— Я предаюсь Владыке миров .(2: 132)

Все предписания и веления Божий Ибрахим верно исполнил (53: 37). Он твердо выдержал испытания, о которых говорится во 2-й суре.

Ибрахим был испытан Богом Повелениями, обращенными к нему, И он выполнил их. И Господь произнес тогда:

— Я ставлю тебя людям

В пример духовного предстоятеля.

— А потомство мое?

— Завета Моего не удостоятся Те из них, кто нечестив51 .(2: 124)

Толкователи расходятся во мнениях относительно того, ка­ковы были Божий повеления.

Некоторые считают, что речь идет прежде всего о тех тяжких испытаниях, которые выпали на долю пророка: ввержение в костер, отлучение от родных мест, принесение в жертву сына, совершение обрезания в пре­клонном возрасте и т. п. 52.

В числе предписаний, которые могут подразумеваться в приведенном айате, упоминают также строительство меккан-ской святыни и связанные с ней обряды паломничества: Обход Каабы, Пробег между холмами Сафа и Марва, Бросание ка­мешков и др.

Повеления толкуются и в смысле предписаний эстетико-гигиенического характера, на которые позже укажет пророк Мухаммад, обращаясь к своим последователям. Таких предпи­саний десять. Первые пять относятся к уходу за головой: при­чесывание волос на пробор, подстригание усов, чистка зубов, полоскание рта и очищение носа водой; остальные — к другим частям тела: обрезание, бритье лобка, удаление волос под мышками, стрижка ногтей и подмывание.

Полагают, наконец, что речь идет о требованиях, предъяв­ляемых к мусульманину в Коране, — преданности Богу, благо­честии, терпении, верности взятым обязательствам, целомуд­рии, совершении молитвы, соблюдении поста, помощи нуждающимся, повелении добра и запрещении зла ( см. 9: 112; 23: 1-10; 33: 35 ).

В Ибрахиме воплотились прекрасные качества целого доб­родетельного народа ( 16: 120 ). В Священном Писании его имя дважды упоминается среди великих стойких пророков ( 33: 7; 42: 13 ). Согласно одному из преданий, когда некто обра­тился к Мухаммаду со словами: «О наилучший из людей», — Пророк возразил: «Таков лишь Ибрахим! » В другом хадисе го­ворится, что в день Воскресения, когда люди нагими восстанут из могил, первым, кого покроют одежды, будет Ибрахим.

В первое число священного месяца Рамадан Ибрахиму бы­ли ниспосланы свитки ( ср. 53: 36—37; 87: 18—19 ) — десять ( или двадцать ), в которых, согласно некоторым свидетельствам, бы­ли записаны только нравоучения. По словам историка Ибн-ан-Надима, они составили книгу из десяти глав, которая была пе­реведена на арабский в правление халифа аль-Мамуна (813— 833). Свитки эти до нас не дошли.

 

«ДРУГ БОЖИЙ»

Благодаря своей искренней преданности Богу и самозаб­венной любви к Нему, Ибрахим стал одним из самых угодных и близких к Всевышнему людей.

Воистину, Бог сделал Ибрахима Другом Своим.

(4: 125)

Некоторые полагают, что звания Халил-ал-Лах — Друг Бо­жий — Ибрахим удостоился после разрушения им языческих идолов и принесения в жертву Господу своего сына. Есть и другие предания относительно этого почетного прозвания53.

Рассказывают, например, как однажды, в местности, где жил Ибрахим, наступил голод. Народ, как всегда, пошел за по­мощью к пророку, и тот каждого наделял хлебом. Когда запасы исчерпались, Ибрахим отправил слуг своих с верблюдами в Египет к одному из друзей с просьбой ссудить ему хлеба. Одна­ко друг Ибрахима так ответил прибывшим в его дом послан­цам: «В стране моей нынче тоже голод; если бы разговор шел об одном только Ибрахиме, я бы поделился с ним; но у меня не хватит припасов, чтобы обеспечить его щедрость и доброту по отношению ко всем нуждающимся».

С этим ответом люди Ибрахима отправились обратно. По­дойдя к городу, они, дабы голодные люди не опечалились ви­дом пустых вьюков, наполнили мешки песком и так доставили их в дом Ибрахима. Огорченный неудачей, пророк отправился в храм. Жена же его, Сара, в момент прихода слуг спала и ничего не ведала о случившемся. Проснувшись и обнаружив полные мешки, она развязала один из них, и оттуда посыпа­лась чистая белая мука. Сара замесила тесто, испекла хлебы и раздала их беднякам и детям. Когда Ибрахим вернулся из храма, он тотчас почувствовал в доме запах свежеиспеченно­го хлеба.

— Откуда взялся хлеб, Сара? — спросил он у жены.

— Он испечен из той муки, которую прислал друг твой из Египта, — отвечала Сара.

— Нет, то от друга моего Всевышнего, — возразил пророк. С тех-то пор, говорят, Ибрахим и удостоился дружбы Гос­подней.

Еще в одном предании сообщается следующее. Ибрахим славился своим гостеприимством54. Случалось, что в доме его не было гостей: тогда он сам выходил на дорогу и шел до тех пор, пока не встречал какого-нибудь путника, которого он и приглашал к себе.

Как-то раз, вышедши на дорогу в поисках гостя, он не по­встречал в пути никого и, огорченный, вернулся домой один. Но там его уже поджидал незнакомец.

— О раб Божий, как оказался ты в доме без ведома моего?

— Я здесь по благоволению Господа, — отвечал незнако­мец.

- Кто ты?

— Я Ангел смерти и послан Богом к одному из Его рабов с благовестью о том, что Всевышний избрат его Другом Своим.

— Кто же этот счастливец? Клянусь Богом, живи он даже на краю земли, я бы немедля поспешил к нему, дабы завязать с ним дружбу и неотлучно пребывать рядом с ним до самой смерти.

— Тот раб Божий — ты сам.

— Правду ли ты говоришь?

— Истинно так.

— Чем же я заслужил такую честь?

— Тем, что все отдаешь людя.м, не рассчитывая получить что-либо взамен.

Говорят, когда Ибрахим услышал благую весть, его охвати­ло такое волнение, что биение его сердца слышалось далеко окрест и было подобно хлопанью крыльев летящих птиц. На. радостях Ибрахим отпустил на волю триста рабов своих.

ОТЕЦ ПРОРОКОВ

Смерть настигла Ибрахима, по одним преданиям, неждан­но, а по другим, — после болезни, когда ему было двести (или 190, 175) лет. Его похоронили рядом с женой, умершей до него в возрасте ста двадцати семи лет55. Для ее погребения Ибрахим приобрел пещеру, ставшую подобием семейной усыпальницы самого патриарха и многочисленных его потомков. Город Хев­рон, в котором жил пророк и где покоятся его останки, позже был назван в его честь — ал-Халил56.

Во время своего Небошествия Мухаммад встретился с Иб-рахимом на седьмом небе. Он увидел его прислонившимся к стене небесного храма — Обитаемого дома. «Если хотите пред­ставить себе Ибрахима, — говорил Мухаммад, — взгляните на меня».

В награду Ибрахиму Господь сделал так, что все посланни­ки Его с тех пор принадлежали к «колену Ибрахима» (29: 27). Пророками^ стали два его сына — Исмаил и Исхак, а также сын Исхака — Йакуб (библ. Иаков).

Имена Исмаила, Исхака и Йакуба в Коране не раз упоми­наются вместе среди наилучших, самых добродетельных, из людей (38: 45—48). Это были пророки, удостоившиеся дара Откровения (2: 36; 3: 48), ведомые Богом по правильному пути и возвышенные Им над всеми прочими смертными (6: 84—90).

Исмаил распространил веру отца среди джурхумитов и других племен Аравии57. В 19-й суре Бог говорит Мухаммаду:

Упомяни в этой Книге и об Исмаиле, Верном обещаниям своим, Посланнике и пророке, Который обязал свой народ Вершить молитву и милостыню; Воистину, он был угоден Господу.

(19: 54-55)

Как разъясняют толкователи этих айатов, Исмаил прославил­ся своей обязательностью. Он никогда не нарушат данного им слова. Однажды, гласят некоторые предания, Исмаил дал слово некоему человеку, что будет ждать его в условленном месте. Од­нако тот не явился. Исмаил же прождал его целых трое суток или, по другой версии, целый год. Считают также, что под «верностью обещанию» имеется в виду данное Исмаилом отцу слово быть по­корным и терпеливым, когда тот будет приносить его в жертву.

Пророк Исмаил скончался на сто тридцать седьмом году жизни. Его похоронили рядом с матерью в Хиджре, близ свя­щенной Каабы. В ответ на жалобу Исмаила по поводу невыно­симой жары в Мекканской долине Бог обещал ему: к твоей могиле будет прорыто ущелье, ведущее в Рай, и оттуда, вплоть до дня Воскресения, тебя будет освежать райское дуновение.

Все арабы Хиджаза восходят к первым двум сыновьям Ис-маила — Набиту (библ. Наваиоф) и Кидару (или Кизару, библ. Кидар). Всего от своей жены Ралы, дочери главы джурхумитов Мидада (или Мудада), он имел двенадцать сыновей, которые стали родоначальниками двенадцати племен, населявших Се­верную Аравию, в то время как сыновья Иакуба образовали двенадцать колен Израилевых. Пророк Мухаммад был в числе потомков Исмаила58.

Исмаилу как пророку наследовал его брат Исхак, который был послан с пророческой миссией к жителям Ханаана и Си­рии. Еще при жизни отца Исхак женился на Рифке (библ. Ре­векка), дочери его дяди Битуила (библ. Вафуил), от которой имел двух сыновей — аль-Иса (библ. Исав) и Иакуба. Когда Исхак умер (на сто восьмидесятом или сто шестидесятом году жизни), его похоронили в семейной усыпальнице в Хевроне, где покоилась и жена его Рифка.

Мы даровали Ибрахиму Исхака, А вдобавок и внука Иакуба,

И всех их Мы сделали праведными.

Мы поставки их руководительствовать,

Направлять людей по правильному пути.

И открыли им стезю добра,

Исполнения молитвы и раздачи милостыни.(21: 72-73)

Всевышний удостоил Исхака благодати Своей (37: 113), сде­лав его родоначальником «тысячи пророков». Почти все после­дующие посланники Божий были потомками его сына, пророка Иакуба.

 

ЛУТ

Лут (библ. Лот) был сыном Харана (Арана), брата пророка Ибрахима (Авраама). Приняв веру дяди, он оставил вместе с ним родную Вавилонию и переселился в Благословенную землю (21: 71) — Палестину.

Лут уверовал в Ибрахима И сказал, покидая сородичей: — Я ухожу к Господ)' моему, Всемощному и премудрому.

(29: 26)

РАЗВРАТНЫЕ СОДОМЯНЕ

Лут обосновался в Иорданской долине1, в городе Содом, раскинувшемся на пути в Сирию, по которому в более поздние времена часто проходили караваны мекканских торговцев:

И тот город находился На дороге, известной всем.(15: 76)

В жены Лут взял девушку по имени Ваила из местного язы­ческого племени. Тем не менее он оставался чужим в Содоме, и местные жители не упускали случая указать ему на это. Да и сама жена Лута подозрительно относилась к религии, пропове­дуемой пророком2.

Всевышний сделал Лута Своим посланником (37: 133), даро­вав ему знание и мудрость (21: 74). Пророк увещевал не только содомян, но и жителей других городов Иорданской долины, кото-

рые совершали великий грех мужеложества (7: 81; 26: 165—166), — грех, неизвестный прежним поколениям (7: 80). Они покрыли себя позором не только этим непотребством, но и занимаясь разбоем на дорогах, где учиняли насилие над путниками (29: 29).

Сограждане Лута отвергали призывы Пророков, поданных к ним. Земляк их Лут сказал им:

— Неужто вы не страшитесь Господа? Я послан Им к вам

И удостоен Его доверия;

Так побойтесь же Бога

И повинуйтесь словам моим;

Я ведь не прошу

У вас за это никакой награды,

Ибо награда моя —

Только у Владыки миров;

Зачем вы вожделеете мужчин,

Пренебрегая супругами вашими,

Созданными для вас Господом?

Воистину, вы — преступники.

(26: 160-166) В ответ на это пророку сыпались насмешки и угрозы:

Если не прекратишь свои попреки, Мы выгоним тебя из города нашего.(26: 167)

И говорили они друг другу:

Прогоните из вашего города Лута и семейство его —

Уж слишком они чистоплюйствуют! (27: 56)

И когда Лут стал предостерегать развратников от гнева Гос­подня, от ожидающего их неотвратимого наказания не только на том свете, но и на этом,

В ответ ему было лишь сказано:

— Навлеки же на нас Обещанное наказание Бвжие, Если ты человек слова.(29: 29)

Увидев, что содомяне упорствуют в своем бесчинстве, Лут отрекся от них:

Воистину, ненавижу я Мерзкие дела ваши,

(26: 168) и обратился к Всевышнему с молитвой:

Господи,

Спаси меня и семейство мое

От того, что они творят!

(26: 169)

Помоги мне, Господи, Одолеть распутников! (29: 30)

 

ГОСТИ И Б РАХИМА

И Бог внял мольбе Лута. Он послал ангелов, среди которых бьш и Джибрил, чтобы разрушить Содом и истребить его жите­лей. По пути к нечестивому городу ангелы навестили Ибрахи-ма. После того как они возвестили о скором рождении у него сына — Исхака, Ибрахим начал расспрашивать гостей о цели их путешествия (51: 31; 15: 57). И ангелы сказали3:

Мы посланы к преступному народу, К согражданам Лута, Чтобы обрушить на них Дождь из камней глиняных, Господом твоим помеченных, Для нечестивцев предназначенных4.(51: 32-34)

Прослышав о грозящем содомянам ужасном наказании, Ибрахим принялся просить им пощады у Господа.

Ибрахим стал спорить с ангелами Нашими Относительно кары для сограждан Лута, Ибо он был сострадателен и жалостлив. Но было сказано ему: — Оставь это, Ибрахим;

Господом решение уже принято:

Их постигнет неотвратимое наказание.(11: 74-76)

По одному из преданий, Ибрахим обратился к ангелам:

— Неужели вы можете разрушить город, в котором триста правоверных?

- Нет.

— А двести?

— Тоже нет.

Вопросы продолжались, пока не дошли до «одного право­верного».

Но ведь там Лут! — воскликнул Ибрахим.

— Нам лучше знать, кто там;

Мы спасем Лута, а также семейство его, Кроме жены его: Поистине, она обречена.(29: 32)

Лут вместе с домочадцами, общим числом в тринадцать душ, были единственным правоверным семейством среди нече­стивцев5.

Мы собирались вывести из города Тех его обитателей, кто уверовал. Но там Мы обнаружили Один только правоверный дом6.(51: 34-35)

АНГЕЛЫ В СОДОМЕ

Покинув дом Ибрахима, ангелы отправились в Содом. Там, по рассказу Катады, они встретили Лута, возделывающего зем­лю. Божий посланцы попросили оказать им гостеприимство. Хотя между Лутом и содомянами был до этого уговор не при­нимать никого из чужестранцев, он все же решился пригласить странников к себе домой7.

Когда посланники Наши пришли к Луту, Он встревожился за них, опечалившись, Что не сможет их защитить.

И произнес про себя: «Наступает пора тяжкая».(11: 77)

Лут провел гостей в дом тайком, так что об их приходе зна­ли только его домочадцы. Когда ангелы уселись, он спросил их:

— Кто вы, о незнакомцы?

— Мы принесли с собой то Божие наказание, В коем усомнились нечестивцы;

Мы принесли справедливую кару; Воистину, мы говорим правду О предстоящем возмездии.(15: 61-64)

Между тем жена Лута, состоявшая в сговоре с содомянами, оповестила их, послав якобы за солью к соседям, о приходе не­знакомцев несказанной красоты8.

И жители города, ликуя, Побежали к дому Лута.

Это гости мои, — сказал Лут, Не позорьте ж меня; Побойтесь Бога: не срамите меня.

— Разве мы не запретили тебе Принимать каких-либо людей? (15: 67-70)

Вот вам дочери мои,

Они для вас пристойнее, чем мужчины; Неужели и вправду среди вас Нет ни одного благоразумного?

— Воистину, ты же знаешь, Что дочери твои нам не нужны;

И тебе хорошо известно, чего мы желаем.

— Хватило бы у меня сил против вас, Была бы у меня твердая поддержка! 9(11: 78-80)

Несколько содомян ворвались в дом Луга, пытаясь схватить Джибрила. Но тот взмахнул крылом — и они разом ослепли.

Они собрались обесчестить гостей Лута, Но Мы лишили их зрения:

Испытайте ж наказание Мое, Ощутите грозу Мою! (54: 37)

Ярость овладела содомянами, ибо они подумали, что в доме Лута поселились колдуны. Нечестивцы решили убить пророка и гостей его, а дом разрушить.

Посланники сказали Лугу:

Не бойся и не печалься;

Мы спасем тебя и семью твою, Кроме жены твоей: Поистине, она обречена.(29: 33)

И гости повелели Луту:

Уходи ночью со своими близкими, При гласе небесного возмездия Пусть никто из вас не оглядывается... Обещанное наказание свершится поутру; Разве утро не близко? (11: 81)

 

НЕБЕСНАЯ КАРА

К рассвету Лут был уже далеко от обреченного города. Вме­сте со своим семейством он держал путь к дяде своему Ибра-химу. И вот наступил час обещанного ангелами возмездия:

Мы низведем с неба кару На жителей этого города За их нечестие.(29: 34)

Кара Божия, говорится в Коране, явилась в виде дождя из огненных камней:

Мы низвергли на них дождь.

И как ужасен дождь, падающий на тех,

Кого тщетно увещевали, предупреждали! (26: 173)

Небесные «камни» представляли собой кирпичи из обо­жженной глины,

«помеченные» самим Господом Богом(51: 32—34; 11: 82—83). На каждом кирпиче было начертано имя греш­ника, которому он предназначался. И всякий камень достигал своей цели, где бы ни укрывался нечестивец10.

В 15-й суре упоминается громоподобный глас небесный:

И с рассветом поразил их Клик архангела Джибрила.(15: 73)

Джибрил, по некоторым преданиям, подложил одно из своих крыльев под основание города, а затем, подняв его так высоко, что петушиный крик и собачий лай в усадьбах содомян доносился до слуха небожителей, со всего маху обрушил на землю11.

И верх, их города Мы сделали низом.(11: 82)

Участь Содома разделили и другие нечестивые города с их окрестностями. На месте Содома разлилось Мертвое море, из­вестное также как «Лутово море»12.

Мы оставили город таким в назидание Страшащимся мучительного наказания.(51: 37)

В этом и есть знамение,

Но большинство не вразумилось им,

Не уверовало в Бога.(26: 174)

 

ГИБЕЛЬ ЖЕНЫ ЛУТА

Обстоятельства гибели Ваилы, жены Луга, предания излагают по-разному. В одних из них говорится, что пророк не взял жену с собой и она осталась в обреченном городе. В других преданиях — что жена Луга покинула Содом вместе с Лугом и остальными его близкими13. Но в пути, когда на содомян пала Божия кара, она, оборотившись, увидала страшную картину и вскричала: «Бедные мои сородичи! » Тут ее и настиг смертоносный кирпич.

Рассказывают также, что, оглянувшись назад, жена Лута обратилась в соляной столп, сохранившийся до наших дней.

Ваила понесла наказание, которое одновременно служило на­поминанием об истории с солью.

Судьбу жены Лута Коран приводит в качестве поучительно­го примера. Как до нее и жена Нуха, Ваила оказалась на сторо­не нечестивых соплеменников, разделив с ними их участь.

Та и другая были замужем

За двумя праведниками Нашими,

И обе предали мужей своих.

А их мужья не в силах были

Ничем защитить их от наказания Божиего.(66: 10)

Священное Писание не сообщает ничего о дальнейшей судьбе Лута и его близких. По некоторым преданиям, пророк умер еще при жизни своего дяди Ибрахима, в возрасте восьми­десяти лет.

 

ЙАКУБ И ЙУСУФ

Йакуб (Иаков) был сыном Исхака (Исаака), сына Ибрахима (Авраама). О появлении внука Ибрахиму предвестили те же ангелы, которые сообщили ему о рождении самого Исхака (11: 71).

 

«ИСРАИЛ»

Супруга Исхака Рифка (Ревекка) понесла, и в чреве ее ока­залось два плода — близнецы Йакуб и аль-Ис (Исав). Согласно одному из преданий, когда наступило время родов, аль-Ис, от­теснив брата, опередил его, хотя мать зачала его после Йакуба. Сначала же на свет должен был появиться Йакуб, и он, а не аль-Ис, в действительности обладал правом первенца, старшего сына1.

Ставший звероловом аль-Ис имел нрав твердый и суровый, в то время как пастух Йакуб отличался кротостью и мягкосер­дечием. Исхаку по душе пришелся мужественный аль-Ис, а сердце Рифки склонялось к ласковому Йакубу.

Но вот наступил день, когда престарелый и почти ослеп­ший Исхак, в ожидании приближающейся кончины, захотел благословить своего любимого сына аль-Иса как первенца. Призвав того к себе, Исхак наказал аль-Ису идти на охоту, а из пойманной добычи приготовить для отца его излюбленное блюдо. «После того как я отведаю твоего блюда, — сказал Ис­хак сыну, — я и благословлю тебя тем же благословением, что сам получил от отца сво„его».

Пока аль-Ис охотился, Рифка, ^знав о намерении мужа, подстроила так, чтобы ее любимец Йакуб, выдав себя за брата перед полуслепым Исхаком, получил отцовское благословение.

И Исхак попросил у Бога, чтобы отныне дар пророчества при­надлежал только потомкам стоящего перед ним сына2.

Узнав об обмане, аль-Ис сильно прогневался на Йакуба и поклялся убить его. Тогда мать посоветовала Йакубу удалиться в Месопотамию, в город Харран, где жил его дядя Лабан (библ. Лаван). Опасаясь преследования брата, Йакуб передвигался но­чью, а днем прятался. Отсюда и его прозвище — Исраил (библ. Израиль): «ночью шел к Богу»3.

По дороге в Харран Йакубу было чудесное видение. Ему приснилась простирающаяся от земли до неба лестница со снующими туда-сюда ангелами. Пораженный, Йакуб вдруг ус­лышал глас Господень. Всевышний обещал ему Свое покрови­тельство и предрекал обилие потомства. Пробудившись, Йакуб понял, что Бог принял благословение, данное ему родителем, и, воодушевленный, продолжил свой путь к дяде4.

Когда Йакуб прибыл в Харран, Лабан встретил его благо­склонно. У Лабана было две дочери: Лия и Рахиль. Пожив у дяди некоторое время, Йакуб влюбился в младшую дочь — кра­савицу Рахиль — и захотел взять ее в жены. Дядя согласился на это с условием, что Йакуб отслужит ему за нее семь лет. Но по прошествии указанного срока Лабан решил отдать Йакубу не Рахиль, а Лию, ибо, объяснял он, обычаи запрещают выдавать замуж младшую дочь раньше старшей. Отслужив еще семь лет, Йакуб получил в жены и Рахиль5.

Затем Йакуб вознамерился вернуться в родные места. При-шедши в Ханаан, он встретился с аль-Исом, который к тому времени забыл свою обиду на брата, и они помирились. Йакуб с семейством остановился у отца в Хевроне. После смерти Ис­хака Йакуб стал пророком среди жителей Ханаана.

От Рахили Йакуб имел двух сыновей — Йусуфа (Иосифа) и Биниамина (Вениамина), а от Лии шестерых — Рубила (Рувима), Шимуна (Симеона), Лавия (Левия), Йахузу (Иуду), Исахара (Иссахара) и Забулуна (Завулона). Йакуб взял себе в жены также двух невольниц — Билху (Баллу) и Зилфу (Зелфу). Первая принесла ему Дана и Нифталийа (Неффалима), а вто­рая — Джада (Гада) и Ашира (Асира). Таким образом, всего у Йакуба было двенадцать сыновей. Они и стали родоначальни­ками двенадцати колен израильских (асбат, 2: 136, 140; 7: 160). Евреи именуются израильтянами, «сынами Израиля» (Бану-Исрашг)6.

Сведения о дальнейшей жизни Йакуба в Коране приводят­ся в ходе повествования о его сыне Йусуфе (библ. Иосиф), ко­торому посвящена 12-я сура7.

Рассказ о Йусуфе предваряется словами, обращенными к пророку Мухаммаду8:

Ниспосылая тебе этот Коран,

Мы расскажем лучшие истории,

О коих ты прежде не ведал.(12: 3)

ЗАГОВОР БРАТЬЕВ

Однажды, в ночь на пятницу, двенадцатилетний Йусуф, ко­торый спал подле своего отца, вдруг пробудился от страха.

Во сне, отче, видел я,

Что одиннадцать звезд, солнце и луна

Пали ниц, поклоняясь мне.(12: 4)

И Йакуб понял, что Йусуф со временем приобретет столь высокое положение, что ему будут воздавать почести отец, мать и одиннадцать братьев его. Опасаясь, однако, что братья от за­висти могут возненавидеть Йусуфа, узнав о его сне, Йакуб по­советовал ему:

Про этот твой сон, сын мой, Не рассказывай братьям твоим, Иначе они будут строить тебе козни По наущению Сатаны, врага людей. Ведь виденье твое означает, Что Господь возьмет тебя в избранники И научит тебя толкованью снов. Возведением в пророки завершит Он Благодеяния тебе и семейству Йакуба, Подобно тому, как прежде Он сделал это Для предков твоих, Ибрахима и Исхака. Воистину, Господь твой Всеведущ и премудр9(12: 5-7)

Обращаясь к Йусуфу с таким предостережением, Йакуб имел в виду и сводных братьев Йусуфа, и его единственного единоутробного брата — Биниамина, который в Коране имену­ется просто как «брат Йусуфа».

О том, что приснилось Йусуфу, братья все же узнали от своих жен, которые подслушали его разговор с отцом. Воспылав завис­тью, они стали злоумышлять против Йусуфа, говоря между собой:

Ясное дело, Йусуф и брат его Более любимы отцом, чем мы

, Хотя нас так много;

Воистину, отец заблуждается.(12: 8)

Убейте Йусуфа

Иль отведите его в дальние земли,

И взоры отца обратятся на вас;

Потом покайтесь как благочестивые.

Но один из них возразил:

— Если вы и в самом деле решили Только освободиться от Йусуфа, Не убивайте его,

А бросьте на дно колодца: Кто-нибудь из проходящих караванщиков Сможет его забрать оттуда. Договорившись об этом, Они обратились к отцу:

Отчего, батюшка, ты не хочешь Доверить нам Йусуфа?

Мы ему желаем только добра; Отпусти его завтра с нами, Пусть поест плодов и поиграет, А мы за ним будем смотреть.

Без него мне будет грустно, Если его уведете с собой; Кроме того, я опасаюсь,

Что вы не уследите за Йусуфом, Тогда его и съедят волки.

— Как могут его съесть волки, Когда нас так много?

Неужели мы такие слабосильные? 10(12: 9-14)

Увидев, что мальчику не терпится выйти с братьями в поле, Йакуб согласился.

И увели они Йусуфа с собой. (12: 15)

Едва братья скрылись с глаз отца, как начали насмехаться над Йусуфом, называя его сновидцем-лжецом. Браня и осыпая его ударами, они чуть не убили мальчика. Один только Йахуза засту­пился за Йусуфа, напомнив братьям об их обещании не убивать его.

И братья договорились Бросить Йусуфа в колодец.(12: 15)

Колодец находился в трех фарсахах от дома Йакуба, на ка­раванной дороге11. Братья сняли с Йусуфа рубашку, связали ему руки, опутали веревкой, спустили на ней мальчика до середины колодца, а затем сбросили конец веревки вниз. Однако архан­гел Джибрил, по велению Божиему, забрался в колодец, выта­щил мальчика из воды и поместил на приступке колодца.

И Мы ниспослали Йусуфу откровение: «Тебе еще доведется припомнить им это, Когда они о том и не будут ведать».(12: 15)

Братья же тем временем зарезали козленка, выпачкали его кровью рубашку Йусуфа и отправились домой.

Вечером они явились к отцу

И, рыдая, начали рассказывать:

— Вышло так, батюшка, что мы стали

Играть между собой взапуски,

Оставив Йусуфа возле пожитков;

Тут-то и случись волк,

Схватил он братца да и съел;

Конечно, ты нам не веришь,

Хотя мы говорим правду.

И показали они рубашку Йусуфа

С пятнами будто бы его крови.(12: 16-18)

Заметив, однако, что рубашка цела и нигде не порвана, Йа­куб усомнился в правдивости сказанного сыновьями и обратил­ся к ним со словами:

Что-то не то вы задумали учинить.

Мне остается лишь запастись благотерпением

И взывать к Богу, чтобы Он отвел

Беду, описанную вами.(12: 18)

ПРОДАННЫЙ В РАБСТВО

Три дня минуло с тех пор, как братья бросили Йусуфа в колодец. Тем временем мимо проходил торговый караван, следовавший из Мадйана (Мадиама) в Египет. Двое из кара­вана отправились за водой — Малик и сопровождавший его Бушра.

Тем временем прише, ч караван, И к колодцу был послан водонос. Он опустил ведро И, заметив Йусуфа, воскликнул:

— О, какая находка, Да тут мальчик! |2(12: 19)

По одному из преданий, братья каким-то образом узнали о спасении Йусуфа. Тут же они поспешили к караванщикам и сказали, что это — их невольник-беглец, которого они с охотой им уступят, только чтобы те увезли мальчика с собой. Йусуфа же братья на родном языке всячески устрашали, угрожая смер­тью, чтобы тот не противился.

Они скрывали правду о Йусуфе,

Замыслив его продать,

Но Богу ведомы их поступки.

И они отдали брата за ничтожную плату,

Всего за несколько дирхемов:

Они невысоко ценили его13.(12: 19-20)

Братья получили от караванщиков двадцать серебреников. По прибытии в Египет те продали Йусуфа на базаре за огром­ную цену. Его купил визирь фараона Раййана Китфир (библ. Потифар), который в Коране упоминается как «Азиз», согласно своей должности главного управляющего делами царства и каз­ной14

Египтянин, что приобрел Йусуфа, Сказал жене своей:

Прими ты его хорошо; Когда-нибудь он нам пригодится, А может, мы его еще и усыновим.(12: 21)

Жена Китфира, Зулайха, была хороша собой. Детей же у супругов не было, ибо муж страдал половым бессилием. В их семье и нашел приют Йусуф15.

Так Мы споспешествовали Обустройству Йусуфа в Египте. И Мы еще обучим его Искусству толкования снов. Воистину, Бог — властелин дел Своих, О нем большинству неведомо.

(12: 21)

И когда Йусуф достиг зрелости, Мы даровали ему мудрость и знание: Так награждаем мы добротворцев.

(12: 22)

Мудрости и знания Йусуф удостоился в двадцать три года16. Но тогда, говорят некоторые толкователи Корана, он не был еще пророком. Им он станет позже, по достижении сорока

лет.

ЙУСУФ И ЗУЛАЙХА

Йусуф был прекрасен. Как гласят некоторые предания, Бог, сотворив красоту, наделил его половиной ее, а остальным лю­дям дал вторую половину. Красавец-юноша возбудил любовь в сердце Зулайхи, и однажды она решила открыться ему.

Та, в чьем доме Йусуф находился, Пыталась его соблазнить. Как-то раз, заперев двери, Она сказала Йусуфу:

Приблизься ко мне!

— Боже упаси! — воскликнул Йусуф, — Ведь мой господин, твой муж,

Так ласково обращается со мною; Изменникам же не видать спасения. Но потом Йусуф поддался соблазну; Она было собралась лечь с ним, И он также возжелал ее, Как вдруг Йусуф увидел

Предостерегающий знак Господень.

Так Мы отклонили от него эту мерзость:

Воистину, Йусуф был

Из числа преданных рабов Наших17.(12: 23-24)

Йусуфу явился отец его, Йакуб, который погрозил ему пальцем. Говорят также, это был архангел Джибрил, или же он услышал чей-то голос. Пришедши в себя, Йусуф кинулся к двери.

Йусуф и Зулайха побежали к двери, И, пытаясь его остановить, Она порвала ему сзади рубаху. У дверей они встретили хозяина, И Зулайха воскликнула:

Чего заслуживает тот,

Кто покушался на честь жены твоей, Как не заточения в темницу Либо страшного наказания?

— Неправда, — возражал Йусуф, — Это она соблазняла меня! (12: 25-26)

Китфир в растерянности переводил глаза с одного на дру­гую, не зная, кому из них верить. И тут лежавший в колыбели младенец — двоюродный брат Зулайхи — обретя, по воле Бо-жией, дар речи, произнес: «Я скажу, как тебе поступить, Кит­фир! »

И один из свидетельствующих при этом, Ее родственник, подсказал:

— Если рубаха порвана спереди — Женщина говорит правду,

А Йусуф лжет;

Если же рубаха порвана сзади

Это она солгала,

А он — честен17(12: 26-27)

Найдя рубаху порванной сзади, Азиз сказал жене своей:

Бот очередной пример Зловредного лукавства женщин18. Воистину, коварство их велико. И затем обратился к Йусуфу:

Не думай, Йусуф, больше об этом; А ты, жена, проси у Бога Прощения в грехе своем,

Потому что греховна — ты.

(12: 28-29)

Однако вскоре эта история, быстро распространяясь в округе, стала известна всему городу, хотя Китфир и пытался скрыть происшедшее.

В городе знатные женщины Стали шушукаться между собой:

— Жена Азиза пыталась Невольника своего обольстить-увести; В него она страстно влюбилась, Сбившись с правильного пути.(12: 30)

Пытаясь найти себе оправдание, Зулайха решила предста­вить Йусуфа этим женщинам, чтобы те убедились, до чего тот красив.

Возможно также, что придворные дамы нарочно распускали сплетни, дабы вынудить Зулайху явить им прекрасного Йусуфа.

Когда до Зулайхи дошли их кривотолки,

Она разослала всем им приглашения

И устроила пир.

Когда те собрались,

Она дала каждой по столовому ножу

И повелела Йусуфу:

— Ступай к ним!

Увидав Йусуфа, женщины пришли От него в такое восхищение, Что порезали себе руки, Того даже не замечая.

Клянемся Богом, — воскликнули они, — Это не человек, а ангел небесный! Тогда Зулайха сказала:

— Он как раз и есть тот, За кого вы меня порицали; Я его усердно соблазняла, Но он упорно сопротивлялся; Если же и впредь он не станет Выполнять веленное ему,

То будет брошен в темницу И узнает позор унижения19..(12: 31-32)

Женщины стали уговаривать Йусуфа послушаться хозяйку. Убедившись, что похотливая Зулайха от него не отстанет, тот взмолился Всевышнему:

Господи!

Темница мне милее того,

К чему меня склоняют эти женщины;

Коли от козней их

Меня Ты не оградишь,

Я могу поддаться им

И совершить греховный поступок.(12: 33)

И Господь принял молитву Йусуфа

И охранил его от тех козней; Воистину,

Он всеслышащий и всеведущий.(12: 33-34)

Когда слухи о происшедшем в доме Китфира разошлись уже по всей столице, Азиз, желая отвести всякие подозрения от своей жены, приказал бросить Йусуфа в тюрьму.

Позже Азизу было угодно заточить Йусуфа на некоторое время в темницу, Вопреки свидетельствам его невиновности.(12: 35)

В ТЕМНИЦЕ

В заточении Йусуф предался благочестивому поклонению Господу, беспрестанно совершая молитвы и оказывая милосерд­ную помощь другим узникам. Здесь, по воле Божией, Йусуф и обрел дар толкования снов20.

Вместе с Йусуфом в темницу Попали двое молодых людей.(12: 36)

То были слуги Фараона — виночерпий и хлебодар, прови­нившиеся перед Раййаном. Звали их Набу и Муджлиб. Говорят, с их помощью заклятому врагу Фараона, правителю Йемена, чуть было не удалось отравить египетского царя.

Однажды они попросили Йусуфа истолковать сны.

Один из них сказал:

— Видел я во сне,

Что выжимает, виноград.

— А мне приснилось, — изрек второй, — Будто несу я на голове меб,

А птицы клюют его.

И они обратились к Йусуфу:

Разгадай нам эти сны; Воистину, ты добротворец.(12: 36)

Виночерпий и хлебодар поверили Йусуфу свои сны, так как видели в нем добродетельного человека, который посещал и утешал больных, находившихся среди заключенных.

Йусуф отвечал им:

Еще не успеют принести Предназначенную вам еду, Как я истолкую сны ваши; Да, вот именно, прежде чем Вам ее дадут21.(12: 37)

Зная, что сон хлебодара предвещал несчастье, Йусуф не сразу принялся за толкование, а попытался склонить обоих уз­ников к единобожию.

Знайте, что искусству снотолкования

Научил меня Господь мой.

Ведь я отказался от религии тех,

Кто не верует в Бога

И отрицает будущую жизнь;

Я последовал за религией отцов моих —

Ибрахима, Исхака и Йакуба;

В нашей вере нам не пристало признавать

Кого-либо за божество, наряду с Богом;

И единобожие это — от милости Бога к нам,


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-09; Просмотров: 614; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.209 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь