Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Ублаготворить меня такими вещами ?



Ведь пророчество и власть,

Ниспосланные мне Богом,

Лучше тех мирских благ,

Что Он даровал вам;

Вы же, которые довольствуетесь земным,

Радуетесь подобным дарам,

А мне по душе только одно —

Приятие вами истинной веры;

Возвращайтесь к сородичам

И передайте им,

Что, если они не уверуют,

Мы нагрянем к ним с войском,

Перед коим им не устоять;

Мы изгоним вас из страны вашей

Униженными и презираемыми.( 27: 36-37)

Посланники вернулись к царице Билкис и поведали ей обо всем увиденном и услышанном. Убедившись по их рассказам,

что Сулайман — пророк, царица тотчас стала готовиться в путь, чтобы выразить Сулайману свое почтение. Впереди себя она отправила гонцов, которые должны были оповестить Сулаима­на о ее приезде и о том, зачем она направляется к нему, — ра­зузнать о вере, к которой он ее призывает. Собираясь в дорогу, Билкис заперла трон свой, которым очень дорожила, в недо­ступном месте —« за последней из семи дверей в последнем из семи дворцов ». Царица отправилась к Сулайману в сопровож­дении огромного войска, насчитывавшего, согласно некоторым преданиям, двенадцать тысяч слонов, при каждом из которых находилось несколько тысяч ратников.

Сулайман узнал о появлении Билкис, когда та была уже близко. Желая явить царице еще одно знамение дарованного ему Богом могущества, Сулайман повелел перенести трон ца­рицы к себе во дворец48 Для этого он обратился к своим при­ближенным с вопросом:

Кто из вас сумеет

Доставить мне трон царицы прежде, Чем она и ее свита явятся сюда И примут истинную веру?

— Я перенесу его тебе

До того, как ты встанешь с места, — Отвечал один грозный джинн, У меня хватит на это сил, А трон будет в надежных руках 49. (27: 38-39)

По обыкновению, весь день до полудня Сулайман проводил в судилище. Джинн же, имя которого было Зикуан, дал слово, что доставит трон прежде, чем Сулайман «встанет с места», то есть покинет здание судилища. Однако царю не терпелось тот­час увидеть трон Билкисзо 50.

Я принесу его тебе в мгновение ока! — Восшикнул посвященный в Писание муж. (27: 40)

То был голос вдоиря Сулаимана — Асафа, сына Барахийи. Он знал «Величайшее Имя Божие», с помощью которого любая просьба, обращенная к Господу, исполнялась Всевышним. «Взгляни-ка на небо», — сказал Асаф царю. И пока тот обра­щал взор свой к небу, трон Билкис уже стоял у престола Су­лаимана 51.

 

 

Увидев пред собою трон царицы,

Сулайман возгласил:

— Вот знак милости Господа,

Посланный мне в испытание:

Буду ли я признателен за это

Или же окажусь неблагодарным,

В обиде на то, что на земле

Есть человек мудрее меня;

Но ведь кто благодарит Бога

За ниспосланные Им блага,

То ему самому это в пользу —

Он получит свое вознаграждение;

А если окажется неблагодарным,

Бог обойдется без его благодарности;

Он великодушен и к неблагодарным. (27: 40)

Теперь пришла очередь Сулаймана испытать Билкис в муд­рости. Он повелел переделать трон царицы.

Преобразите ее трон, — приказал Сулайман, — И мы посмотрим,

Узнает она его или нет.

И когда царица прибыла к Сулайману, Ей был задан вопрос:

— Трон твой — такой же, как вот этот?

— Как будто бы да, — ответила Билкис, Пораженная видом собственного трона. (27: 41-42)

Своим ответом царица обнаружила большую проницатель­ность. Трон-то она признала сразу, но вопрос ей был задан с лукавством. Если бы ее просто спросили: «Это твой трон? » — на бы и ответила прямо: «Да, это он». На неоднозначный же вопрос црица дала такой же уклончивый ответ: «Как будто бы Да ».

убедившись, что царица и впрямь наделена тонким умом, Сулайман воскликнул:

Но нам было даровано знание

Прежде этой женщины/

Мы были покорны единому Богу;

А ее от поклонения Ему удерживало Почитание иных божеств Согласно обычаям своих предков: Она была из народа неверного52( 27: 42-43)

Царице Билкис пришлось пройти еще через одно испыта­ние. Сулайман вознамерился показать ей чудо — знамение Бо-жиего покровительства к нему. Он выстроил дворец, пол кото­рого был из настоящего хрусталя, а под ним протекала вода, плавали рыбы и другие морские твари. Царь повелел устано­вить свой престол посередине тронного зала.

И царице было сказано:

— Войди в зал..

Когда же она увидела

Под ногами своими плавающих рыб,

То решила, что это водоем

И, приподняв край платья,

Обнажила ноги,

Но, к изумлению своему,

Обнаружила отсутствие влаги.

Это всего лишь хрустальный пол, Произнес Сулайман .(27: 44)

По другому толкованию, ноги у Билкис были покрыты во­лосами, и злые языки судачили, что у нее вместо ногтей — ко­пыта, как у мула или осла. Говорят, что слухи об, этом распро­страняли джинны: ведь мать царицы была из их рода, и они опасались, что если Билкис выйдет замуж за Сулаймана, то последний приобретет власть над ними, и тогда им ничего от него не удастся скрыть. Чтобы проверить слухи, Сулайман и выстроил дворец с хрустальным полом. Когда царица обнажила ноги, Сулайман увидел, что они — обычные человеческие, и притом очень стройные, хотя и не лишенные волос.

После этого Сулайман, как можно понять из Корана, при­звал Билкис отвергнуть ее прежнюю ложную веру и принять истинную. Царица вняла его призыву, воззвав к Богу;

Воистину, Господи, я сама виновата В поклонении иным божествам;

Теперь вместе с Сулайманом Покоряюсь Богу, владыке миров .(27: 44)

После того как Билкис уверовала в единого Бога, Сулай­ман. согласно большинству хронистов и толкователей, взял ее в супруги. Некоторые же полагают, что Сулайман не женился на Билкис. а лишь поставил ее царицей Йемена и навещал ее, прилетая на ковре -самолете раз в месяц. По его приказу джин­ны выстроили для Билкис знаменитые замки — Гумдан, Сал-хин (Силхин) и Байтун53.

 

ИСКУШЕНИЯ СУЛАЙМАНА

В 38-й суре повествуется о двух испытаниях Сулаймана. Вначале он был искушен страстью к скакунам.

Как-то вечером к Сулайману подвели Стройных, быстроногих коней .(38: 31)

Кони эти, а было их около тысячи, достались Сулайману вместе с добычей после похода на Дамаск и Насибин (город в Месопотамии). И Сулайман устроил им смотр54. Когда мимо царя провели уже девятьсот лошадей, Сулайман вдрут обнару­жил, что солнце закатилось, а он все еще не совершил после­полуденной молитвы.

Тогда Сулайман воскликнул: «Я предпочел земные блага, Забыв помянуть Господа, До того, как солнце скрылось; Приведите ко мне этих коней». И он мечом прошелся По коленам и выям их 55. (38: 32-33)

Таким образом, Сулайман принес в жертву всех лошадей, которых он успел просмотреть. А от тех, что остались целы, роизошли, по некоторым преданиям, нынешние породистые скакуны - джийад, или асаил.

Существуют такие предания, согласно которым Сулайман об-ратился к ангелу солнца с просьбой повернуть бег солнца вспять, дабы он мог совершить пропущенную молитву. Бог дозволил ему это, ибоСулайман производил смотр коней не из тщеславия, а это вдохновившись ратным подвигом за дело Божие (джихад). Воз­можно, впоследствии Господь подчинил Сулайману ветер, кото­рый, по одному из преданий, заменял ему быстроногих скакунов.

Более серьезное испытание ожидало Сулаймана на двадцать первом году царствования, когда он вернулся из похода в стра­ну язычников. Овладев столицей, Сулайман казнил тамошнего неверного царя и взял в жены одну из его дочерей по имени Джарада.

Джарада лила слезы днем и ночью, скорбя об отце. Чтобы утешить ее, Сулайман позволил жене создать изваяние отца. Джарада, по обычаю своего народа, утром и вечером склоня­лась перед статуей. Так продолжалось сорок дней, а Сулайман ничего не ведал. Когда же он узнал об этом, то сильно разгне­вался на супругу за ее идолопоклонство и повелел немедленно разрушить изваяние.

Бог же наказал самого Сулаймана за допущение языческого обряда в доме своем. А было так.

Направляясь в отхожее место, Сулайман, по обыкновению, снимал перстень с печатью и передавал жене своей Амине. В одну из таких отлучек к Амине явился джинн Сахр в облике Сулаймана, и та возвратила ему перстень.

Овладев чудесной печатью, джинн изменил внешность са­мого Сулаймана, и когда царь, вернувшись, потребовал у жены печать, та не признала его и ответила: «Сулайман уже взял пе­чать, а ты кто такой? » — и прогнала мужа прочь.

Сулайман понял, что он наказан за свой грех. Скитаясь по берегу морскому, он, как нищий, получал от рыбаков по две рыбки в день за то, что помогал им перевозить улов. Так про­шло сорок дней — ровно столько, сколько длилось идолопо­клонство в доме Сулаймана.

По истечении же этого срока джинн Сахр сбежал, бросив перстень с печатью в море. Перстень проглотила рыба, а рыбу вскоре поймал Сулайман. Вскрыв ее, он обнаружил в ее чреве свой перстень. Надев его на палец, пророк в благодарность Господу пал ниц, и к нему вновь вернулось его царство 56.

По мнению многих толкователей, этот случай и подразуме­вается в нижеследующем айате, который в их понимании зву­чит так:

Мы испытали его И посадили на трон джинна. Но потом Сулайман вернулся К своему царствованию57. (38: 34)

Для ряда ученых богословов история с потерей перстня ка­жется невероятной. Они исключают возможность того, чтобы джинн (или демон) мог принимать облик пророка, распоря­жаться делами его дома и управлять царством. В объяснение айата 38: 34 они приводят предание иного рода.

Джинны, говорится в одном из этих преданий, узнав о рождении у Сулаймана наследника, рассудили так: если маль­чик останется жив, мы, джинны, никогда не избавимся от ка­торги; поэтому нам или следует умертвить его, или помутить у него рассудок. Осведомленный об их зломыслии Сулайман по­ручил заботу о сыне облаку. Но однажды он нашел сына лежа­щим на троне мертвым. Тогда Сулайман стал просить Бога простить его за то, что поручил сына не Ему, а облаку.

В таком толковании айат 38: 34 передается следующим обра­зом:

Мы испытали его, Положив на престол труп. Но потом Сулайман обратился К Нам с раскаянием.

Существует еще одно предание об испытании Сулаймана, рассказанное пророком Мухаммадом. В гареме у Сулаймана было триста жен и семьсот наложниц. Однажды Сулайман ска­зал: «Этой ночью я буду близок с семьюдесятью женщинами, и от каждой из них родится по младенцу, которые со временем станут воинами, сражающимися за дело Божие».

Но, произнеся это, Сулайман забыл добавить слова —«Если это угодно Богу (Инша 'а-л-Лах)». За что и был наказан: только у одной из жен родился младенец мужского пола, да и тот ока­зался убогим и вскоре умер. Бездыханное тело того мальчика Сулайман и обнаружил на троне58.

 

ТАЙНАЯ КОНЧИНА

Под конец жизни Сулайман подолгу уединялся в Иерусалим­ском храме, проводя в нем по месяцу или по два, а то даже год или два. И вот однажды, запершись в Храме, он осознал, что срок его жизни истек. Случилось это так. Каждое утро в Храме явля­лось дерево, которое, милостью Божией, обладало даром речи. Всякий день Сулайман спрашивал дерево, для чего оно произрос­ло, и всякий раз дерево открывало ему свое предназначение.

Однажды, во время утренней молитвы, Сулайман увидал пред собою новое дерево.

Кто ты? — спросил его царь.

— Я — Харруб («разрушающее»), — ответило оно59.

— А для чего ты тут?

— Чтобы разрушить сей Храм.

— Воистину, Бог не допустит этого, пока я жив; значит, ты — знамение моей смерти и разрушения Храма.

Пророк посадил дерево у одной из стен Храма, а затем об­ратился к Богу с мольбой, чтобы Тот утаил от джиннов его кончину. Так, рассуждал Сулайман, людям откроется ложь джиннов, утверждавших, что им ведомо Тайное (Гайб)60.

Согласно некоторым рассказам, Сулайман, водивший дружбу с Ангелом смерти, обратился к нему: «Когда тебе угод­но будет принять мою душу, сообщи мне». —«Я знаю об этом не более тебя, — отвечал Ангел. — В предопределенное Все­вышним время я получаю свитки с именами людей, которым предстоит умереть». Но однажды, придя к Сулайману, Ангел смерти сказал: «Жить тебе остался один час». Когда Сулайман встал, опираясь на посох, чтобы в последний раз совершить молитву, Ангел смерти и принял его душу61.

Тем временем джинны продолжали работать на Сулаймана, опасаясь, что тот вот-вот выйдет из Храма и накажет их. Год спустя один из них все же заглянул через окошко в Храм и сильно удивился, что с ним ничего не случилось. Ибо прежде, если кто из демонов осмеливался беспокоить молящегося царя взглядом, того на месте поражала молния. Вновь посмотрев в сторону Сулаймана, демон узрел, что тот лежит на земле. Войдя в Храм, демоны и джинны увидели, что посох, на который опирался Сулайман, перегрыз червь. Чтобы узнать, когда же наступила кончина пророка, они положили его посох на пол и стали смотреть, сколько дерева червь поглотит за сутки. Таким способом они выяснили, что со дня смерти Сулаймана прошел уже целый год62.

Когда Мы ниспослали смерть Сулаймана, Джинны узнали о его кончине Лишь благодаря земляному червю, Подточившему его посох: Сулайман повалился на пол. Тогда джиннам стало понятно, Что им не постичь Тайное, Иначе так долго не пребывали бы Они в унизительной муке .(34: 14)

Сулайман умер на пятьдесят третьем (или пятьдесят вто­ром) году жизни, после своего сорокалетнего царствования. Его погребли рядом с отцом в Иерусалимском храме63.

Воистину, в день Воскресения Сулайман будет совсем близко от Нас И займет доброе пристанище .(38: 40)

После Сулаймана, по ат-Табари, в течение семнадцати лет правил Рахубам (библ. Ровоам), а после смерти Рахубама еди­ное Израильское царство распалось на два — Израиль и Иудею64.

 

 

Ирмийа, узайр

И хизкил

Мусульманские хронисты упоминают о пяти пророках, живших накануне и во времена Вавилонского плена (пленения), когда израильтяне на семьдесят лет были изгнаны из Палестины. Это — Шайа (библ. Исайя), Ирмийа (библ. Иеремия), Узайр (библ. Ездра), Данийал (библ. Даниил) и Хиз-кил (библ. Иезекииль)1.

Жизнеописание пророка Данийала знаменито прежде всего его чудесным спасением из львиного рва, куда его бросил вави­лонский царь. Шайю и Ирмийю толкователи называют среди означенных в Коране мучеников, погубленных соотечественни­ками-израильтянами (см. 3: 112; 4: 155; 17: 4): первого перерезали пополам деревянной пилой, а второго забили камнями. С име­нами же Ирмийи, Узайра и Хизкила связаны некоторые собы­тия из Священного Писания.

 

РАЗРУШЕНИЕ ИЕРУСАЛИМА

Вавилонский плен явился небесным возмездием вероот­ступникам. К тому времени народ израильский, отвернувшись от Бога единого и единственного, прельстился язычеством и стал поклоняться звездам, каменным столбам и деревьям. Все это сопровождалось крайним падением нравов, процветанием воровства, убийств, прелюбодеяний. Грешники-израильтяне повсюду проливали невинную кровь мудрецов и пророков, осуждавших порок и предсказывавших близящуюся кару — ги­бель и разрушение страны. Среди принявших мученическую смерть был упомянутый выше пророк Шайа.

Гонения испытал также пророк Ирмийа. Всевышний дал ему откровение, что, если израильтяне не вернутся к истинной вере, Он нашлет на них вавилонского царя Навуходоносора

(Бухт-Нассара), который завоюет Иерусалим, разрушит Храм, предаст огню Тору, умертвит одних и полонит других. Ираиль-тяне же не только не прислушались к пророчеству Ирмийи, но и обвинили последнего во лжи и святотатстве. Более того, они бросили пророка в темницу, где он томился, закованный в тя­желые кандалы.

Вскоре предсказание Ирмийи исполнилось. Явившийся с несметным войском Навуходоносор разрушил Иерусалим, по­губил бесчисленное количество народа и увел в плен более се­мидесяти тысяч детей знатных израильтян. Это была, как сооб­щают толкователи, вторая (после нашествия Джалута) кара Божия, последовавшая в наказание израильтянам за их нечестие 2.

В Книге Торы Мы открыли:


Поделиться:



Популярное:

  1. E) спроса на взаимозаменяемые товары
  2. II. Переведите слова, словосочетания и фразы, применяя прием узуальной подстановки.
  3. III. Переведите текст, применяя приемы простой лексической подстановки и альтернативной подстановки.
  4. IV. Переведите следующие единицы, применяя
  5. MS Word. Как поменять начертание шрифта на полужирный?
  6. VII. Сигналы, применяемые при маневровой работе
  7. VIII. Сигналы, применяемые для обозначения поездов, локомотивов и другого железнодорожного подвижного состава
  8. Биологические особенности ячменя.
  9. В каких электроустановках диэлектрические перчатки применяются в качестве основного изолирующего электрозащитного средства?
  10. В четырехпроводной трехфазной цепи произошел обрыв нулевого провода. Изменятся или нет фазные и линейные напряжения.
  11. Вам придет от Меня руководительство -
  12. Взаимозаменяемость гладких цилиндрических


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-09; Просмотров: 526; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.053 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь