Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ВСТУПЛЕНИЕ В СВЯЩЕННУЮ ЗЕМЛЮ



Людям, прежде униженным, Мы даровали в наследство Землю, благословенную Нами, От востока ее и до запада. Так свершаюсь благовещее слово, Данное Господом сынам Израилевым В награду за их многотерпение.(7: 137)

Ни одному из взрослых израильтян, обреченных Богом на сорокалетнее странствование, не суждено было ступить в Свя­тую землю — все они погибли в пустыне. Исключение было сделано только для двоих — Йуши (Иисуса Навина) и Калиба (Халева), проявивших твердую веру в покровительство Господ­нее. Став после смерти Мусы во главе народа израильского и обретши дар пророчества, Иуша удостоился великой чести вес­ти сородичей в Палестину106.

Шествие Йуши по Святой земле было ознаменовано мно­гими чудесами, ниспосланными ему Господом. Первое чудо свершилось при переходе через Иордан. Поскольку из-за поло­водья переправиться через реку было невозможно, Йуша обра­тился к Богу с молитвой о помощи. После этого он, по вну­шению Божиему, объявил народу, что путь через реку откроется, как только в нее вступят священнослужители. И действительно, когда священнослужители, с Ковчегом Завета на плечах, вошли в реку, нижний слой воды опустился, а верхний вздыбился, и израильтяне взошли на противополож­ный берег, не замочив ног своих. Затем Иордан вернулся в прежнее состояние.

Чудесным образом был взят и первый город, стоявший на пути израильтян, — Иерихон. Город считался неприступным благодаря окружавшей его мошной крепостной стене. Йуша с воинством долго осаждал город, а потом решил брать его при­ступом. Возвещающий атаку пронзительный вой священных труб, слившись с победным кличем наступавших воинов, со­тряс стены Иерихона, и те пали под силой их звука.

После взятия Иерихона Йуша собрал добычу, чтобы по обычаю предать ее нисшедшему с неба огню. Огонь этот, одна­ко, не взял добычу. Йуша заподозрил, что кто-то из его воинов присвоил часть трофеев. Пророк призвал к себе старейшин племен и, поведав им о святотатстве, потребовал, чтобы все они присягнули ему, вложив свою руку в его руку. И когда рука одного из них накрепко пристала к руке Йуши, пророк сказал: «Этот грешник из твоего племени, пусть все племя присягнет мне». И когда это племя стало присягать Йуше, руки двух или трех мужчин прилипли к его руке. Так воры были разоблачены. Они вернули похищенный золотой слиток в виде бычьей голо­вы, присоединив его к остальным дарам Всевышнему. И небес­ный огонь принял жертву107.

Другое чудо Бог ниспослал избраннику Своему при сраже­нии с объединенной ратью пяти ханаанских царей. Израильтя­не были уже близки к победе, но день клонился к вечеру, и только опускавшаяся на поле брани ночная тьма могла спасти ханаанеян от полного разфома — ведь наступала суббота, запо­ведный день для израильтян. Тогда пророк воззвал к Всевыш­нему, чтобы Он задержал заход солнца. И, по велению Божие­му, солнце остановило свое движение^ по небосводу, и луна тоже повременила с восходом, пока Йуша не разфомил все вражеские полчища. «Ни для кого, кроме Йуши, не останавли­валось солнце», — скажет впоследствии пророк Мухаммад108.

Победоносные походы Йуши не нашли отражения в Кора­не. Айаты же 2: 58—59 (ср. 7: 161 — 162), как полагают толковате­ли, повествуют о Божием наказании, павшем на тех израиль-

тян, которые нарушили заповеди пророка при вступлении в Иерусалим или Иерихон.

Мы сказали им:

Войдите в город этот

И насыщайтесь благами его вволю,

Преступите с поклоном врата

И скажите: «Прости! »

Мы отпустим грехи ваши

И умножим нафаду добротворцам.

Но, входя через врата,

Неправедные поступили иначе,

И тогда Мы ниспослали на грешников

С неба кару за их нечестие.(2: 58-59)

На ослушавшихся была обрушена кара в виде чумы, огня или фада. В течение часа погибло двадцать четыре (или семь­десят) тысяч человек.

Завоевав Землю Обетованную, Йуша разделил ее между двенадцатью коленами Израилевыми. Сам пророк правил наро­дом израильским двадцать семь лет и умер на сто двадцать седьмом году жизни. После себя во главе израильтян Йуша ос­тавил одного из своих соратников — Калиба109.

 

Хидр

В Коране Хидр не упоминается по имени. 18-я сура пове­ствует о нем как о «рабе Божием», к которому Муса (Моисей) отправился почерпнуть мудрости1.

 

НАСТАВНИК МУСЫ

Как-то раз, уже после гибели Фараона и обретения Торы (Пятикнижия), Муса собрал вокруг себя израильтян и принял­ся их увещевать. У слушавших его горячую проповедь слезы наворачивались на глаза. И один из них обратился к Мусе с вопросом:

— О собеседник Божий! Есть ли на земле человек, знаю­щий обо всем более, чем ты?

— Нет, — гордо ответил Муса. Тогда Бог внушил Мусе:

— На месте слияния Двух морей живет преданный Мне раб, которому Я даровал самое совершенное знание2.

— Боже, — воскликнул Муса, — как же мне отыскать его?

— Возьми с собой, — изрек Господь, — одного из близких те­бе людей, а также одну живую рыбину и отправляйся к указанно­му месту. Там, где потеряешь рыбину, и встретишь этого мудреца3.

Муса спросил ученика и служителя своего, Йушу, не желает ли тот сопровождать его к мудрому праведнику. Получив утвер­дительный ответ, он приказал Йуше собрать в дорогу припасы и захватить одну живую рыбину. После того как все необходимые приготовления были сделаны, Муса и Йуша тронулись в путь.

И Муса сказал служителю своему: Я буду идти, пока не дойду До места слияния Двух морей,

Если даже мне придется Долго и долго идти.(18: 60)

Спустя некоторое время Муса и его спутник присели пере­дохнуть у большого утеса. Когда притомленные усталостью путники задремали, рыба вдруг выпрыгнула из корзины и ныр­нула в море. Проснувшись, Муса заторопил Йушу в путь, а тот. хотя и обнаружил исчезновение рыбы, в спешке упустил сооб­щить о случившемся своему наставнику4.

Прибыв к Месту слияния. Они забыли про рыбу свою, А та свободно уплыла в море. И они двинулись дальше.(18: 61-62)

Так брели Муса и Йуша остаток того дня и на следующий, пока не настало время обеда. И Муса предложил Йуше:

Давай пообедаем,

Уж очень притомились мы дорогой.

— Поверишь ли ты, — произнес служитель, — Что, когда мы остановились у утеса,

Рыба чудесным образом уплыла в море, А я совсем забыл поведать тебе об этом: Воистину, только Сатана мог подстроить, Чтобы я про это не вспомнил.

— Но ведь это и есть то, что надобно! — Воскликнул Муса.

И, возвратившись по следам своим, У утеса повстречали они Одного из рабов Наших, Кому даровали Мы милость Нашу И научили сокровенному знанию 5.(18: 61-65)

Муса приветствовал встречного, а это и был пророк Хидр, словами:

— Мир тебе!

— И тебе мир, Муса, пророк израильтян, — был ответ.

— Кто дал тебе знать обо мне? — удивился Муса.

— Тот, — отвечал ему Хидр, — кто указал тебе, где меня искать.

И Муса обратился к. нему:

Могу ли я следовать за тобою, Чтобы ты передал мне часть Мудрости, дарованной тебе?

— Ты не в состоянии будешь Выдержать пребывание в обществе моем; Ведь тебе дано одно знание,

Знание же мое — совсем другое,

А как сможешь ты сохранить терпение,

Встречаясь с вещами, непонятными тебе?

Я буду, если то угодно Богу, Терпеливым в таких обстоятельствах И во всем послушным тебе.

— Если хочешь последовать за мной. Не спрашивай меня ни о чем,

Что может тебе показаться странным;

Жди, пока я сам

Не заговорю с тобою об этом.

И, так условясь,

Оба они отправившись в путь6.(18: 66-71)

Хидр и Муса шли по берегу моря, когда с ними поравня­лась ладья. Они попросили кормщика посадить их в нее, и тот, признав Хидра, охотно согласился, не взяв при этом ни­какой платы. Когда же судно снова стало причаливать к бе­регу, Хидр топором выдернул из борта одну доску и кинул ее в море7.

Оказавшись на судне, Хидр проделал в нем дыру, И Муса воскликнул:

— Неужели ты продырявил корабль, Чтобы потопить людей?

Поистине, ты совершил дурной поступок.

— Разве не говорил я тебе,

Что не сможешь себя сдержать, Пребывая в обществе моем?

— Прости, что забыл,

И не подвергай меня тяжкому испытанию.(18: 71-73)

Тут они увидели пташку, которая вспорхнула на борт, за­черпнув клювом воды.'

Видишь, — обратился Хидр к Мусе, — мое знание, по сравнению со знанием Божиим, не более той капли воды, что досталась этой птичке от толши морской!

Сойдя на берег, Хидр и Муса двинулись вперед.

Они продолжали путь свой, Пока им не повстречался мальчик, Игравший со сверстниками. И Хидр убил его.

Как! — воскликнул Муса. Ты погубил невинную душу? Воистину, это гнусное дело!

— Разве не говорил я тебе,

Что не сможешь себя сдержать, Пребывая в обществе моем?

— Если я и впредь буду Докучать тебе своими вопросами, Ты можешь удалить меня;

А пока прими извинения мои.

И они вновь пустились в путь, Пока не пришли в некий город, У жителей которого попросили еды, Но те отказали им в гостеприимстве. В том городе они набрели на стену, Что вот-вот готова была рухнуть. Когда Хидр поправил ее, Муса обратился к нему:

— Ты мог бы, если бы захотел, Потребовать еду в награду

У таких скупых людей.

— С меня хватит, — сказал Хидр, — Пора расстаться с тобою;

Но прежде я объясню тебе то,

Что ты в своем нетерпении

Не удосужился понять ранее:

Корабль принадлежал бедным людям,

Которые трудились на нем в море8.

Я хотел повредить его снаружи,

Так как хозяев ждала встреча с царем,

Захватывающим все пригодные суда.

А мальчик тот был от правоверных родителей,

И мы боялись, как бы он

Не заразил их своим нечестием и неверием;

И мы желали, чтоб взамен

Господь даровал им сына

Непорочного и милосердного 9.

Что касается стены,

То ею владели два отрока,

Сироты, жители того города;

А под нею был зарыт клад,

Принадлежавший им по наследству

От отца их, мужа праведного,

Благодаря коему Богу было угодно

Уберечь их и их сокровища.

И, по милости Своей, Господь пожелает.

Чтобы они достигли совершеннолетия

И извлеки клад свой10.

Но все это я делал

Не по собственному усмотрению,

А по промыслу Божиему.

Таково объяснение тех вещей,

Что ты не в силах был выносить.(18: 74-82)

На прощанье Хидр дал Мусе еще много наставлений, и они расстались.

 

 

ВЕЧНО ЖИВОЙ

Пророк Хидр — один из четырех угодных Богу людей, кому была дарована вечная жизнь11. По Ибн-Аббасу, Хидр приходил­ся сыном Адаму. Всевышний отдалил ему смерть до конца све­та — до прихода лжепророка Даджжала (мусульманского Анти­христа), которого ему суждено было разоблачить.

Предание же от Ибн-Исхака гласит: лежа на смертном од­ре, Адам предсказал Великий Потоп и завещал перенести его тело на Ковчег, а затем перезахоронить в определенном месте. Но потомки Адама не до конца исполнили волю Прародителя. Тело его долгое время после высадки Нуха с семейством на су­шу оставалось непогребенным. Сыновья Нуха отказались пере­захоронить останки Адама в указанном месте даже после того, как отец сообщил им об обещанном за это Прародителем дол­голетии, ибо место это находилось так далеко, что все боялись туда идти. И тело Адама продолжало оставаться незахороненным до тех пор, пока не явился Хидр, который и исполнил завещание Прародителя, обретя тем самым обещанную долгую жизнь.

Иные хронисты рассказывают, как однажды Хидр нашел родник и, не подозревая, что вода в нем животворящая, отпил

из него. Это случилось во время его путешествия по земле, ког­да он, царский сын, покинул дворец, став бедным странником, или, по другим преданиям, — во время похода Зу-л-Карнайна на Восток в поисках живой воды, которая, однако, досталась не ему, а его визирю — Хидру12.

Отныне и до конца света бессмертный Хидр покровительству­ет странствующим по суше и по воде. Впоследствии к нему при­соединится другой бессмертный — пророк Илйас (библ. Илия), который станет оберегать людей на суше. Каждый год Хидр и Илйас проводят вместе пост Рамадана в Иерусалиме, совершают паломничество (хаджж) в Мекку, где из священного источника Зам-зам пьют воду, которой они насыщаются на целый год вперед13.

По словам Ибн-Аббаса, Хидр и Илйас, встречаясь в Мекке во время хаджжа, обстригают волосы на голове друг у друга, а при расставании произносят молитву: «Именем Божиим, волей Божи-ей, благое дарует только Бог, худое отводит только Бог; волей Бо-жией, добро исходит только от Бога; волей Божией, нет силы и моши, кроме как от Бога! » Произнесением этой молитвы трое­кратно, каждый день утром и вечером, как считают некоторые ав­торы, люди могут уберечь себя от потопления, пожара и воров­ства, а также «от шайтана и султана, от змеи и скорпиона».

Рассказывают, что Хидр несколько раз являлся пророку Мухаммаду и даже присутствовал на его похоронах. Жития многих суфийских наставников содержат свидетельства о посе­щении их великим святым.

Хидр обычно отождествляется с «праведником», о котором повествуется в следующем предании от пророка Мухаммада, посвященном приходу Даджжала (Антихриста) перед концом света. Когда нечестивый Даджжал будет осаждать священную Мекку, к нему навстречу выйдет один праведник, наилучший из людей, и обратится со словами:

— Воистину, ты и есть лжепророк Даджжал, о приходе ко­торого передал нам посланник Божий, Мухаммад.

— О люди, будете ли вы сомневаться в моем посланниче-стве, — объявит окружающим Даджжал, — если я умерщвлю этого человека, а затем воскрешу его?

— Нет, — ответят те.

Тогда Даджжал умертвит праведника, а затем вновь оживит его. Воскресший, однако, воскликнет:

— Никогда еще не был я так твердо уверен в твоей лживой сути, как теперь!

И Даджжал пожелает умертвить его снова. Но на сей раз Бог не даст ему власти над праведником. Так благодаря этому праведнику лжепророк будет разоблачен14.

 

 

ИЛЙАС И АЛЙАСА

Священное Писание упоминает Илйаса (библ. Илия) и его ученика Алйасу (библ. Елисей) среди праведных, наилучших и избранных людей Божиих (6: 85—86; 38: 48). В 37-й суре пове­ствуется об Илйасе как посланнике Божием, призванном обли­чать ложные верования израильтян, которые к тому времени погрязли в язычестве.

 

РАЗВЕНЧАНИЕ КУЛЬТА БААЛА

 

Пророк Илйас был послан к израильтянам, когда они, за­быв истинного Бога, стали почитать языческое божество — Ба­ала, культ которого утвердился при царе Ахабе (библ. Ахав). В честь Баала соорудили громадную статую из чистого золота то ли царя-воина, то ли девы, то ли некоего четырехликого суще­ства. Ему стал служить сонм жрецов, и именем его проповедо­вали сотни пророков1.

Воистину, Илйас был

Из числа посланников Наших.

Он обратился к народу своему:

«Неужели вы не боитесь Бога ?

Станете ли вы и впредь взывать к Баалу,

Отворачиваясь от лучшего из творцов,

От Бога, Господа вашего

И Господа отцов ваших древних? »

Но израильтяне отвергли Илйаса,

И за это в Судный день

Они все предстанут пред Нами

И будут сурово наказаны,

Кроме искренних рабов Божиих, Уверовавших в посланничество пророка.(37: 123-128)

В течение многих лет Илйас призывал израильтян отказать­ся от поклонения Баалу. Считая пророка самозванцем и лже­цом, народ отвернулся от него. Тогда Илйас стал угрожать ве­роотступникам наказанием Божиим, но и на этот раз израильтяне не поверили ему, изгнав, наконец, из своей среды. Пророк удалился на гору и поселился в пещере, куда, по неко­торым преданиям, ангелы (или вороны) приносили ему пищу.

Разгневавшись, Бог в наказание израильтянам послал трех­летнюю засуху. На исходе третьего года Господь повелел Илйа-су вернуться к нечестивым. По пути пророк остановился в од­ном селении, где его приютила у себя бедная вдова. За время пребывания в ее доме Илйаса ни мука в кадке, ни масло в кувшине, милостью Всевышнего, у нее не переводились. Когда же умер сын вдовы — Алйаса, пророк, с соизволения Божиего, воскресил его2.

.Алйаса стал верным служителем и спутником Илйаса. Со­провождаемый Алйасой пророк возвратился к почитателям Ба­ала, предложив тем испытать, на чьей стороне истина. В услов­ленном месте, на вершине горы, собралось несколько сот служителей Баала, против которых выступал один Илйас. Сколько бы язычники ни взывали к своим идолам о ниспосла­нии дождя, их просьбы оставались без ответа, тогда как едва Илйас вознес свою молитву к Богу, тут же пролился дождь. И прекратилась свирепствовавшая в течение трех лет засуха, а с нею и голод.

 

ВОЗНЕСЕНИЕ ИЛЙАСА

Однако израильтяне не оставили своих заблуждений. Тогда, решившись окончательно расстаться с нечестивцами, Илйас обратился к Богу с просьбой об этом. И вот однажды, когда пророк со своим учеником Алйасой шел полем, ему явился ог­ненный конь (или лев). Илйас сел на него и, предварительно накинув на Алйасу свой плащ в знак назначения его своим преемником, взлетел в небеса.

Бог даровал Илйасу крылья, окутал его светом и освободил от необходимости в еде и питье. Так пророк превратился в че­ловека-ангела, став одновременно существом земным и небес­ным. Наряду с Хидром, Илйас покровительствует людям на суше, оказывает помощь слабым, немощным и попавшим в бе­ду. Каждый год, как было сказано выше, оба бессмертных про­рока встречаются в Мекке во время хаджжа3.

И Мы сохранили об Илйасе

Добрую память в грядущих поколениях.

Да будет над ним мир!

Так награждаем мы добротворцев.

Воистину, он был

Из числа Наших правоверных4.(37: 129-132)

 

ЧУДЕСА АЛЙАСЫ

Пророк Алйаса продолжал дело своего учителя. Его житие знаменито прежде всего совершенными им чудесами.

Однажды к Алйасе обратилась за помощью некая вдова, ко­торая не могла расплатиться с долгами умершего мужа, а заи­модавцы угрожали забрать в рабство ее детей. Единственное, что у нее оставалось, так это кувшин с маслом. Алйаса посове­товал ей: «Перелей масло сие в другой кувшин, а из того — в третий и продолжай так дальше». Вдова послушалась совета. И получилось так, что она заполнила маслом не только все свои кувшины, но и кувшины соседей. Масла оказалось столько, что его с избытком хватило на оплату долга, и женщина снова об­рела покой.

Другим чудом, сотворенным Алйасой, было следующее. Как-то раз один из его учеников нечаянно уронил в котел с приготовляемой едой горькую тыкву. Когда блюдо подали на стол, послышался голос: «Кто сего отведает, тотчас умрет». Тогда Алйаса взял немного муки с водой и, произнеся молитву, подмешал в готовящееся блюдо, которое все затем благополуч­но съели.

Пользуясь дарованной Богом способностью проникать в будущее и тайное, Алйаса неоднократно уведомлял израильтян о планах неприятеля. Некий вражеский предводитель, покляв­шись отомстить за это пророку, внезапно напал на израильскую землю и увел Алйасу в плен. Но тому удалось вырваться от не­приятельских воинов, которых, после сотворенной Алйасой молитвы, поразила слепота.

В ряду наиболее известных чудес Алйасы было и такое. Как-то пророк сподобился избавить от проказы правителя Да­маска, который, в благодарность за излечение, отправил ему богатые дары. Пророк решил отказаться от них и отослал назад

со слугой, но тот по дороге присвоил себе из них два таланта золотом. Алйаса, узнав о краже, проклял вора, и того мгновен­но настигла проказа.

Рассказывают также, как однажды город, где в то время на­ходился Алйаса, осадил неприятель, решив взять жителей из­мором. От нехватки зерна цены на хлеб неимоверно подскочи­ли, и город был охвачен голодом.

— Завтра пшеница подешевеет, — объявил Алйаса.

— Конечно, если Бог подбросит ее нам из своих небесных окон. — пошутил некий вельможа.

— Ты увидишь пшеницу, но тебе ее не вкушать, — ответил на это Алйаса.

На следующий день неприятель, охваченный страхом, кото­рый внушил ему Господь, бежал, в спешке покинув свой лагерь и оставив израильтянам много съестных припасов. А вельможа, оказавшись в тот день в толпе народа, погиб, затоптанный но­гами.

Алйаса долго проповедовал среди израильтян. В последние годы жизни пророк все больше тяготился непослушанием со­племенников. Вняв мольбе Алйасы о смерти, Всевышний взял к Себе его душу5.

 

ИШМУИЛ, ДАУД И СУАЛЙМАН

После смерти Йуши (Иисуса Навина) наступила эпоха Су­дей, когда пророки Израилевы, помимо отправления религиоз­ного культа, вели и судопроизводство. Последним из Судей был Ишмуил (библ. Самуил), который избрал израильтянам первого царя — Талута (библ. Саул, или Шаул)1.

 

ПОМАЗАНИЕ ТАЛУТА

Между израильтянами и соседними языческими племена­ми — амаликитянами — постоянно происходили стычки. Пред­водителем амаликитян был Джалут (библ. Голиаф), в плену у которого томились сотни знатных сыновей израильских. Устрашенные Джалутом старейшины обратились к пророку Ишмуилу, чтобы он избрал для всех колен Израилевых единого вождя — царя, который объединил бы народ Израиля для про­тивостояния неприятелю2.

Не слыхал ли ты, Как знатные израильтяне, Которые жили после Мусы, Обратились к своему пророку:

Поставь нам царя, Чтоб под его началом

Мы сражались за дело Божие.

Не мучится ли так, сказал пророк, Что вам будет предписано сражаться,

А вы не станете?

Почему же нам, —' возражали те, — Не воевать за дело Божие? —

Мы изгнаны из жилищ наших

И разлучены с детьми нашими, Взятыми в плен или убиенными 3. (2: 246)

Ишмуил стал молить Господа указать израильтянам царя. И тогда с неба пророку были ниспосланы чаша с маслом и длин­ный жезл, а также дано откровение: избрания царем достоин тот, кто ростом будет равен жезлу и при появлении которого в доме твоем закипит масло. Услыхав об этом, израильтяне стали стекаться в дом Ишмуила. Но масло все не закипало и ростом никто из них не был равен жезлу.

В израильском колене Бинйамина (Вениамина) имелся че­ловек по имени Талут. Был от мудр, красив и велик ростом, но беден и зарабатывал на жизнь, развозя на осле воду4.

Однажды у Талута пропал осел, и он направился за советом в дом пророка Ишмуила. Лишь только он ступил за порог, как масло вскипело. Тогда Ишмуил примерил к Талуту жезл, и тот пришелся ровно по его росту. Обрадованный, пророк объяснил Талуту, что волей Божией он становится царем израильтян, и помазал его на царство елеем 5.

Ишмуил собрал старейшин и объявил им об избрании Та­лута царем. Но те воспротивились такому выбору. Ведь Талут, рассуждали те, беден и лишен средств, необходимых царю для поддержания власти; кроме того, он не принадлежит ни к од­ному из знатных колен израильских: ни к колену Лавия (Левия), ииз числа которого избирались первосвященники, ни к колену Йахузы (Иуды) — из которого выходили правители6.

Пророк сказал им:

— Бог поставил вам царем Талута.

— Как же, — возражали они, — Талут будет властвовать над нами, Коли прав на царство

У нас больше, чем у него; Ведь он не столь богат.

Воистину, отвечал пророк, Бог предпочел его,

Чтобы царствовать над вами;

Он даровал ему больше, чем вам,

И знаний, и телесных сил;

Бог наделяет властью, кого захочет:

Он все щедр и всеведущ.(2: 247)

Израильтяне потребовали от пророка Ишмуила явить им знамение, которое подтвердило бы богоизбранность Талута.

И пророк сказал им:

— Знамением права его на царствование

Будет возвращение вам Ковчега,

В котором — Божие ублаготворение

И веши Мусы и Харуна;

Его принесут ангелы;

Это и будет вам знамением,

Если вы истинно верующие7.(2: 248)

Наутро в присутствии всех израильтян знаменитый Ковчег Завета, сопровождаемый сонмом ангелов, опустился с неба на землю, прямо под ноги Талута.

Согласно одному из преданий, после Мусы Ковчег был взят обратно на небеса. В нем хранились священные реликвии — Тора; черепки скрижалей, данных Мусе на Синае; жезл, одежда и обувь Мусы; тюрбан Харуна; кувшин с манной, ниспосланной израиль­тянам во время их странствий по Синайской пустыне.

Рассказывают также, что после смерти Мусы Ковчег пере­давался от одного пророка к другому. Но когда амаликитяне подчинили себе израильтян, они отобрали у них Ковчег. У них он и пребывал в течение двадцати лет.

Но вот Бог избрал на царство Талута. И с Ковчегом стало твориться что-то неладное: только амаликитяне его водворяли в каком-нибудь месте, как тут же начинались всякие бедствия и злосчастия. В надежде отвести от себя невзгоды амаликитяне решили избавиться от Ковчега, вернув его израильтянам. Они погрузили его на колесницу, запряженную двумя быками, и пу­стили в сторону земли израильской; а возницами, говорят, бы­ли сами ангелы. По словам же Ибн-Аббаса, на виду у всех спу­стившиеся с неба ангелы подняли Ковчег в воздух и таким образом доставили его в дом Талута8.

Увидев чудное знамение, израильтяне убедились, что Талут благословлен на царство самим Господом. Сделавшись царем, Талут собрал войско, чтобы сражаться с соседними языческими племенами.

 

ПОХОД НА АМАЛИКИТЯН

Бог послал Ишмуилу откровение, согласно которому Талут должен был идти войной на амаликитян. Талут снарядил в по-

Поход на амсыикитян

ход большую рать, насчитывавшую восемьдесят тысяч воинов. Вместе с Талутом отправился и пророк Ишмуил.

Когда Талут со своими воинами Выступил из Иерусалима, И, изнемогая от жары в пустыне. Воины стали требовать воды, Талут сказал им:

Бог подвергнет вас испытанию, Когда вы подойдете к реке;

Кто из вас напьется из нее, Тот не останется со мной; А кто не вкусит ее влаги, Разве что одну пригоршню, Тому быть сподвижником моим 9..(2: 249)

Это была река Иордан. Подойдя к ней, большинство вои­нов не выдержали испытания жаждой10.

И все напились вдосталь из реки. За исключением немногих из них.(2: 249)

У тех, кто напился вволю, губы от воды почернели, а жажда только усилилась. Они не смогли продолжить путь и остались на берегу.

И когда им было велено воевать, Они отказались, кроме немногих.(2: 246)

Ратникам же, которые удовлетворились лишь пригоршнею, той воды оказалось достаточно и для утоления жажды, и для омовения. Их было всего четыре тысячи11. Перешедши реку и убедившись в своей малочисленности, воины возгласили:

У нас уже не хватает сил,

Чтоб одолеть Джалута с его воинством.

Но те, кто думал о предстоящей встрече С Богом после смерти и воскресения, Сказали:

— Сколько раз небольшое ополчение Побеждало многочисленную рать,

По благоволению Божиему; Воистину, Бог на стороне стойких.

(2: 249)

Представ перед Джалутом и его войском, Талут и его соратники взмолились: — Ниспошли нам, о Господи, выдержку. Укрепи стопы наши И помоги нам против неверных12.(2: 250)

Всевышний даровал правоверным победу, которая пришла к ним вместе с Даудом (библ. Давид).

 

ПОБЕДИТЕЛЬ ДЖАЛУТА

И, с соизволения Божиего, Они одолели врагов: Дауд поразил Джалута.(2: 251)

Когда полки израильтян и амаликитян встали друг против друга, великан Джалут, наделенный чудовищной силой, пред­ложил Талуту решить судьбу сражения поединком: подыщите соперника мне под стать, и пусть он выйдет помериться силами со мною; если одолеет меня — мы подчинимся вам, а коли я одолею его, вам придется подчиниться нам.

Но никто из израильтян не осмелился выступить против Джалута. Не нашлось такого, даже когда Талут пообещал отдать дочь свою и полцарства в придачу тому, кто одолеет Джалута.

Тогда Талут обратился к пророку Ишмуилу, чтобы он по­молился Господу о человеке, который сумел бы справиться с Джалутом. И Бог послал Ишмуилу откровение, согласно кото­рому Джалуту суждено было пасть от руки Дауда (Давида), сы­на Иши (Иессея). Дауд был самым младшим из тринадцати братьев. Он пас овец и славился искусством метать из пращи камни. Дауда не было в войске Талута, так как, по малости лет, его оставили дома смотреть за овцами13.

Получив откровение, Талут послал за Даудом. По дороге юноше попался камень, который сам попросился ему в руку. «Дауд, — произнес камень, — возьми меня с собою. Смерть Джалута должна свершиться через меня». Дауд взял камень и положил в торбу14.

И вышел Дауд на поединок против Джалута. Увидев пред со­бою невысокого, хрупкого голубоглазого юнца, великан сказал:

— Поди прочь отсюда, мальчик, я не причиняю смерти младенцам!

— А я хочу твоей, — возразил Дауд и достал из торбы ка­мень.

- Ты

собираешься драться со мною камнями, словно я

пес? — вознегодовал Джалут.

— Да, ибо ты хуже пса.

— Клянусь, твое тело я швырну псам на растерзание! Тогда Дауд, вложив камень в пращу, пустил его в Джалута

со словами: «Именем Бога, Господа Ибрахима, Исхака, Йакуба и Мусы! » Просвистев в воздухе, камень вонзился в лоб Джалу­та, и тот рухнул замертво. Подойдя к распростертому телу ве­ликана, Дауд снял с его пальца перстень и отнес Талуту.

Изумленные гибелью своего непобедимого воина от руки юного пастуха, амаликитяне обратились в бегство.

 

ПЕРВЫЙ ЦАРЬ-ПРОРОК

Талут, как и обещал, отдал Дауду свою дочь и полцарства. Рассказывают, среди израильтян слава Дауда все росла. Народ любил его. И в сердце Талута закралась зависть, вылившаяся под конец в желание погубить Дауда. Однако потом Талут ус­тыдился своих помыслов и раскаялся. Вскоре он, а вместе с ним и все его сыновья пали в бою с язычниками, и полновлас­тным царем израильтян стал Дауд15.

После смерти Ишмуила Дауд, которому тогда исполнилось сорок лет, обрел дар пророчества. Так впервые в истории изра­ильтян светская и духовная власть соединились в одном лице.

В Коране опущены подробности восшествия Дауда на пре­стол. В Священном Писании лишь сказано:

Бог даровал Дауду

И царство, и пророчество.(2: 251)

И Мы укрепили его власть. (38: 20)

Дауду дано было не только одолеть соперников в борьбе за престол, но и расширить границы царства Израильского завое­ванием многих ханаанских земель. Столицей своего царства он сделал город Иерусалим16.

И Бог научил Дауда тому. Что было угодно Ему.

Помимо пророческой мудрости. Всевышний наделил Дауда даром судейства, чудесным голосом, железоделательным ремес-лом. а также, согласно некоторым преданиям, умением распо­знавать язык птиц.

Мы укрепили власть Дауда.

Наделили его мудростью

И способностью судить тяжбы...

И сказали ему:

Тебя, Дауд, Мы поставили

Наместником Своим на земле;

Суди людей по справедливости

И не будь пристрастным,

А не то собьешься с пути Божиего:

Кто же сойдет с этого пути,

Забывая о Судном дне.

Тому уготовано суровое наказание17..(38: 20.26)

Дауд являл собою образец справедливого повелителя и су­дьи. Упомянутое в Писании укрепление его власти наступило после того, как в народе широкую огласку получило следующее событие.

Некто обратился к Дауду с жалобой на другого человека, захватившего у него корову. На суде истец не мог доказать свое обвинение, и Дауд отложил рассмотрение дела до следующего дня. Ночью, во сне, Бог внушил ему осудить на смерть самого истца. Наутро пророк объявил истцу:

— Бог послал мне откровение присудить тебя к смерти, и я непременно исполню Его волю. Скажи мне, что скрываешь ты, обвиняя другого?

— Клянусь Господом, о пророк Божий, слова мои правди­вы, но Всевышний, как я разумею, наказывает меня за другое. Ведь некогда я убил отца этого человека.

И Дауд приказа! исполнить Божий приговор. С тех пор пошла молва о проницательности верховного судьи израильтян: если кто провинится, Бог непременно откроет правду Дауду, и преступнику не миновать кары.

В предании от Вахба рассказывается также о чудесной це­пи, служащей Дауду для судейства. История ее такова. Когда среди сынов израильских умножилось зло, а вместе с тем и лжесвидетельство, Бог ниспослал Дауду цепь, с помощью кото­рой выяалялась истина. Правому легко было достать до цепи, висевшей под потолком в зале судилища, и взять ее в руку, а неправый не мог до нее даже дотянуться18.

В мусульманской традиции считается, что именно Дауд ввел правило, которое утвердилось в судопроизводстве на дол­гие времена и которым руководствовались мусульманские зако­новеды. Согласно этому правилу, истец обязан предъявлять до­казательства своих обвинений, ответчик же может отклонять их с помощью клятвы. С именем Дауда некоторые связывают и обычай раздельного слушания свидетелей.

Милостью Божией Дауд был наделен также чудесным голо­сом, подобным которому до него не обладал ни один смерт­ный.

И Мы повелели горам, Чтоб вместе с Даудом По вечерам и утрам Они воспевши славу Нашу И чтобы, ему подпевая, Птицы отовсюду метались.(38: 18-19)

Когда Дауд затягивал хвалебные гимны Богу, горы славо­словили вместе с ним, а птицы, опустившись на дерева, пением своим сладкоголосым вторили ему. Повествуют также, что вкруг поющего Дауда собиралось все живое — джинны и люди, птицы и звери. Не шелохнувшись, внимали они его напевам, забывая про все остальное: птицы замирали в воздухе, звери останавливались в погоне за добычей. Сладостными мелодиями упивалась вся природа — горы, говорят некоторые предания, склонялись к Дауду, а реки приостанавливали свое течение.

Нежным, благозвучным голосом Дауд распевал песни во славу Божию — знаменитые псалмы (мазамир), которые, по му­сульманскому преданию, ниспосланы были пророку свыше. Всего насчитывалось сто пятьдесят псалмов, а вместе они со­ставляли Забур, или Псалтырь (4: 163; 17: 55). Дауд искусно ис­полнял псалмы на семидесяти тонах, причем, по милости Бо­жией, делал он это с удивительной легкостью. По словам пророка Мухаммада, пока Дауду запрягали повозку, он успевал пропеть псалмы всей Псалтыри19.

Среди ниспосланных Всевышним Дауду милостей было и искусство особой обработки железа.

Мы размягчит для него железо: Куй кольчуги во весь рост, Хорошенько соразмеряй кольца ее; И повелели Мы семейству Даудову: Творите вы тоже добрые дела — Я наблюдаю за действиями вашими.(34: 10-11)

Мы научили его делать кольчуги, Защищающие вас в сражениях.(21: 80)

Дауд первым сумел изготовить боевые доспехи из железных колец, тогда как прежде их делали только из цельных металли­ческих пластин. Именно в этом смысле некоторые Толкуют слова Писания о «размягчении» железа для Дауда. Другие по­нимают их буквально, видя в «размягчении» чудо, дарованное пророку: железо без применения огня и каких-либо орудий плавилось в его руках, не обжигая их, как воск, и он ковал из него все, что хотел.

Изготовление кольчуг кормило царя Дауда и его семью. Так, за день он выковывал целую кольчугу, которую мог про­дать за шесть тысяч серебряных монет. Из этой суммы две ты­сячи Дауд тратил на свое семейство, а четыре тысячи раздавал бедным. Пророком Мухаммадом было сказано: «Нет пиши слаще той, что пришла от дела рук твоих. Пророк Божий Дауд, хотя и был царем, трудом зарабатывал свой хлеб»20.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-09; Просмотров: 645; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.158 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь