Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Игра настраивает на командную работу и учит подходить к решению проблем творчески



- 45 минут –

1. При желании Вы можете предварить это упражнение рассказом о раз­личии между вертикальным и латеральным мышлением (по Эдварду де Боносу). Вертикальное — это традиционное логическое мышление, благодаря которому мы шаг за шагом продвигаемся в решении про­блемы: если я не могу заснуть, то надо принять снотворное. Латераль­ное мышление делает «прыжок», пытаясь атаковать проблему с неожиданной стороны: если я не могу заснуть, я отмываю душевую и кухню до тех пор, пока не предпочту заснуть, нежели продолжать за­ниматься уборкой.

2. Попросите участников разбиться на подгруппы по четыре-пять чело­век. В каждой подгруппе должны быть собраны разные участники, которые могут образовать творческую команду.

3. Прочтите группе вслух или перескажите историю «Ревность», представленную ниже.

Рассказ

Жила-была на свете королева. Ее муж умер. Вдова жила одна со сво­ей прекрасной дочерью в роскошном, но пустынном замке. В один прекрасный день в замке появился путешествующий принц. Он влю­бился в принцессу, она ответила на его чувства, и принц попросил у королевы руку ее дочери.

Но королева была эгоистичной, ревнивой женщиной. К тому же ей самой понравился молодой человек, и она хотела оставить его для себя. Королева была очень богата (даже дорожки ее сада были вымо­щены алмазами и рубинами), и она была готова отдать все свои богатства принцу, если он согласится жениться на ней. Однако принц отказался от заманчивого предложения, объяснив, что его самое заветное желание — провести свою жизнь с принцессой.

Однажды все трое гуляли по королевскому саду. Королева сказала:

«Пусть сама судьба все решит за нас». Она сказала молодым людям, что положит в пустую шкатулку для драгоценностей алмаз и рубин. Затем принцесса, закрыв глаза, вынет один из драгоценных камней. Если это окажется рубин, принц женится на королеве. Если же принцесса вынет алмаз, то сможет выйти замуж за принца. Посомневавшись, принц и принцесса все-таки решили принять пред­ложение королевы. Королева нагнулась, чтобы поднять камни. Од­нако принцесса заметила, что вместо алмаза и рубина мать взяла два рубина и положила одинаковые камни в шкатулку. Затем она предложила дочери, не глядя, вынуть один из камней и тем самым решить их судьбу.

4. Представь себя на месте несчастной принцессы, стоящей на тропинке в саду королевы и заметившей этот обман. Что ты сделаешь? Какой совет можно дать принцессе, которая страстно хочет выйти замуж за принца?

5. Каждая команда должна за 20 минут найти как можно больше вариан­тов того, как принцессе выйти из затруднительного положения. На выполнение этого задания дается 10 минут.

 

(Одно из возможных решений: принцесса достает камень из шкатул­ки, но тотчас же роняет его на тропинку, причем никто не успевает разглядеть, что за камень упал. Тогда она говорит: «Давайте посмот­рим, какой камень остался в шкатулке. Так мы узнаем, вытащила я ал­маз или рубин».)

 

6. Команды представляют на общем обсуждении найденные решения, и группа пытается оценить каждое:

• Насколько перспективно данное предложение?

• Можно ли сказать, что данный совет — пример вертикального мыш­ления?

• Можно ли сказать, что данный совет — пример латерального мыш­ления?

• Какое предложение было самым оригинальным или элегантным?


8.15 Хрен и редька

 

Отряд делится на 4 группы. В каждой группе выбирается капитан.

 

Правила игры: Вы – филиалы одной компании, которая торгует овощами – хреном и редькой. В зависимости от спроса и предложения на рынке сбыта цены на овощи изменяются. Схема прибыли от продажи того или иного овоща приведена в таблице:

 

Выбор команд: Хрен Редька
4 Х -1  
3 Х 1Р +1 -3
2Х 2Р +2 -2
1Х 3Р +3 -1
  +1

 

Каждая команда составляет для себя таблицу учета продаж:

 

Неделя Выбор Доход Убыток Баланс
       
       
       
       
       

 

Ход игры: После деления на команды, выбора капитанов и объяснения правил игры начинается торговля по дням.

1 день – команды обсуждают свой выбор, когда все готовы, капитаны команд одновременно оглашают свое решение.

2 день – капитаны команд удаляются на производственное совещание, где должны договориться об общей стратегии продаж. После совещания директоров, команды обсуждают свой выбор, когда все готовы, капитаны команд одновременно оглашают свое решение.

3 день – цены на овощи возросли в три раза. Команды обсуждают свой выбор, когда все готовы, капитаны команд одновременно оглашают свое решение.

4 день – цены на овощи возросли в 5 раз. Капитаны команд удаляются на производственное совещание, где должны договориться об общей стратегии продаж. После совещания директоров, команды обсуждают свой выбор, когда все готовы, капитаны команд одновременно оглашают свое решение.

5 день – цены на овощи возросли в 10 раз. Команды обсуждают свой выбор, когда все готовы, капитаны команд одновременно оглашают свое решение.

 

Подведение итогов игры: Команды подсчитывают баланс своей торговли. Строится сводная таблица. Подсчитывается общая прибыль компании. Строится показательная таблица, если бы все каждый день торговали редькой. Проводится обсуждение хода игры, тактик команд и т.д.


8.16. Катастрофа на воздушном шаре.

Психологический тренинг – игра на взаимодействие.

 

Информация для ведущего:

Цель игры:

· Проявить групповую сплоченность, или выявить отсутствие таковой.

· Диагностировать взаимоотношения, симпатии и антипатии в группе.

· Проявить личностные качества игроков, скрытые в повседневных контактах.

· Выявить наличие и характер лидеров в группе

· Прояснить насколько соображения личного выигрыше могут заслонять цели более важные, вплоть до необходимости выжить.

 

Необходимые условия для начала игры:

· Группа участников не более 14 человек.

· Спокойный деловой настрой в группе.

· Члены группы сидят удобно, у каждого должна быть ручка и листок бумаги.

· Отсутствие сторонних наблюдателей.

 

Ведущему для правильного проведения обсуждения необходимо вести наблюдения за ходом работы в группе во время коллективного обсуждения. Отмечать позиции играющих (лидеров, паникеров, весельчаков, не включившихся и т. д.), изменение позиций в ходе игры, регистрировать изменения хода игры (спады и подъемы настроения группы, самые напряженные моменты обсуждения и т.д.).

 

Информация для участников игры:

(зачитывается ведущим в спокойном темпе, размеренно и выразительно)

 

Чтобы лучше представить себе условия, в которые вы попадаете участвуя в этой игре, я попрошу вас максимально сосредоточиться, можно закрыть глаза, и внимательно меня слушать.

 

«Как хорошо быть в кругу друзей! Вы сейчас находитесь в корзине воздушного шара. Вы поднимаетесь над землей, уже не разглядеть лиц внизу, дома становятся походи на спичечные коробки, дороги превращаются в ниточки – и вы летите над облаками.

Вы летите над городами, над лесами, ветер силен, и вот вы уже над океаном. Океан неспокоен, вам сверху видны белые барашки волн, но какое вам до этого дело, ветер уверенно несет ваш воздушный шар вдаль…

Но что это? Случайный порыв ветра тряхнул ваш шар и обшивка баллона немного разошлась. Теплый воздух стал выходить, а ваш шар начинает терять высоту. Корзина шара, конечно, может держаться на воде, но волнение усиливается, и если приводниться, то корзину наверняка вскоре перевернет волной.

На горизонте, по направлению ветра, можно различить группу небольших островов, по всей видимости, необитаемых. Но до них еще очень далеко. Есть шанс спастись, если освободиться от самых ненужных вещей, тем самым облегчив корзину, долететь до островов. Но что выбросить? Ведь какие-то вещи могут пригодиться, чтобы жить на этих необитаемых островах. Пока вас не найдут, а сколько придется ждать – не знает никто. О климате в данных широтах ничего не известно: сейчас тепло, а какова будет зима? »

Все открыли глаза - и оказались в своей группе.

 

Индивидуальная часть игры:

Вы сейчас узнаете список вещей, находящихся в корзине шара, и каждый лично будет решать в какой последовательности выкидывать вещи, чтобы долететь до островов.

Список вещей в корзине шара:

1. Миски, кружки, ложки ……………………………..9 кг

2. Ракетница с сигнальными ракетами……………….6 кг

3. Подборка полезных книг про все…………………16 кг

4. Географические карты и компас…………………...2 кг

5. Консервы мясные …………………………………20 кг

6. Топоры, ножи, лопаты…………………………….12 кг

7. Канистра с питьевой водой ………………………20 кг

8. Бинты, вата, перекись водорода, зеленка………….7 кг

9. Винтовка с запасом патронов…………….……….30 кг

10. Презервативы и другие средства контрацепции…..1 кг

11. Шоколад …………………………………………….10 кг

12. Золото, бриллианты...……………………………...25 кг

13. Большая собака ………..……………………………55 кг

14. Рыболовные снасти………………………………….1 кг

15. Зеркало, мыло, шампунь, зубная паста и щетки..….3 кг

16. Соль, сахар, набор витаминов..…………………….9 кг

17. Медицинский спирт……………..…………………10 л

18. Теплая одежда и одеяла………….…………………35 кг

 

Первым номером отмечается то, что вы решаете выкинуть в первую очередь, вторым номером - во вторую, восемнадцатым – то, что будете выкидывать в последнюю очередь.

Работа абсолютно самостоятельная, с соседями ничего обсуждать нельзя. На всю работу у вас 10 минут.

Коллективная часть игры:

После того как свой выбор сделал каждый, дается задание для всей команды:

«Смерть обложила вас со всех сторон, единственная надежда – долететь до острова и выжить на нем. Не выкинете ничего – упадете и утонете в океане. Сделаете ошибку, выкинув нужную вещь, - погибните на острове. Выкинуть сразу все – равносильно гибели. Свой выбор сделал каждый, теперь вся команда должна выработать общее решение, но не голосованием, а единодушным согласием. Если хоть один человек против – решение не принимается. При этом не тяните время: можете погибнуть, у вас около 30 минут. Решите раньше – больше вещей у вас останется».

30 минут группа работает, ведущий наблюдает. Если группа в процессе обсуждения скатывается к бесплодному препирательству, в ходе которых никаких решений не принимается, то ведущий должен вмешаться:

« Все закрыли глаза и замолчали. Время остановилось, вы наблюдаете ситуацию со стороны. Продырявленный воздушный шар висит над морем, Неспокойно сине море, легко перевернуться в корзине, и большие голодные акулы с нетерпением ждут этого момента. А в корзине идут разговоры и чем дольше они идут, тем ниже падает корзина… Интересно, смогут ли выжить эти люди? От кого это зависит?.. Время включается снова. Работаем! »

Исследование разности командного и личных решений участников. (проводить не обязательно, если не хватает времени, но, как правило, очень интересно для участников)

По окончании работы в группе можно выяснить, чье личное решение ближе всего к групповому, чтобы выяснить, чье индивидуальное решение было самым мудрым или кто лучше всех умеет убеждать других. Нужно сосчитать сумму модулей разности по каждому пункту между индивидуальным списком и групповым.

 

Вопросы, которые помогут ведущему

правильно провести обсуждение:

 

· Какие виды поведения помогали или мешали процессу достижения согласия?

· Что важнее – умение доказать свою правоту или работать в целом на группу?

· Тяжело ли отстаивать свое мнение, если почти все думают по-другому?

· Что вы чувствовали к людям, у которых противоположное мнение?

· Были ли моменты, когда вам было сложно разобраться с собственным мнением?

· Как проявлялись признаки лидерства? Кто оказывал влияние и почему?

· Кто участвовал в обсуждении, а кто нет и почему?

· Какова была атмосфера в группе во время дискуссии?

· Какие действия предпринимали участники для «протаскивания» своих мнений?

· Как улучшить принятие решений группой?

· Что вам дало участие в этой игре?

 

Луноход.

 

Содержание игрового задания: Вы – оказались в составе экспедиции на Луну. Ваш корабль прилунился на темной стороне Луны. Вы в составе экспедиции отправились на луноходе изучать лунную поверхность. На расстоянии 300 км от корабля ваш луноход вышел из строя. На борту лунохода оказался ряд предметов, которые могут вам помочь добраться до корабля. Распределите их по степени значимости для выживания и достижения корабля в условиях лунной поверхности. (1 – самый необходимый предмет, 14 – самый ненужный.) Нести все на корабль очень тяжело. Поверхность Луны неровная, первые 150 км пути идут по освещенной стороне, остальные по темной.

Список предметов, оказавшихся на борту лунохода:

1. Спички

2. Нейлоновый канат

3. Переносной обогреватель

4. Консервы

5. Карта звездного неба

6. Купол парашюта

7. Кислородные баллоны

8. Сигнальная ракета

9. Магнитный компас

10. 20 литров воды

11. Спасательный пояс

12. Ящик молочного порошка

13. Медицинская сумка

14. Радиостанция на солнечных батареях

В течение первых 10 - 15 минут играющие дают индивидуальную оценку значимости предметов.

Коллективная часть игры: Единственная надежда на спасение – добраться до корабля. Нести все на корабль очень тяжело, можно не дойти. Выкинуть нужную вещь – погибнуть в пути. Свой выбор сделал каждый, теперь вся команда должна выработать общее решение. На командную работу дается 20 – 30 минут.

Подведение итогов игры: Свои индивидуальные и командные результаты каждый может сравнить с экспертной оценкой Центра управления полетами, подсчитав сумму модулей разности.

Оценка значимости предметов ЦУП:

1. Спички 14 8. Сигнальная ракета 3

2. Нейлоновый канат 6 9. Магнитный компас 13

3. Переносной обогреватель 12 10. 20 литров воды 2

4. Консервы 5 11. Спасательный пояс 10

5. Карта звездного неба 4 12. Ящик молочного порошка 11

6. Купол парашюта 8 13. Медицинская сумка 9

7. Кислородные баллоны 1 14. Рад.ст. на сол. Батареях 7

 

 

Обсуждение проводится по общепринятой схеме

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 867; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.044 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь