Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Значение римского права для современной юриспруденции



Двенадцатый век с полным основанием может быть назван

«юридическим» веком европейской цивилизации. Конец XI – начало XII века – это период формирования западной традиции права. Начало этого процесса было положено в университете в Болонье и в других


 

средневековых юридических школах. Средневековые юристы впервые начали работу по комментированию и применению на практике корпу- са римского права (Corpus Iuris Civilis), который был составлен при византийском императоре Юстиниане, лѐ г в основу сводов византий- ского права и был заново открыт на Западе в XI веке, стимулировав развитие средневекового права.

Основательное исследование юстиниановского корпуса права, прежде всего, Дигест, сборника выдержек из работ знаменитых рим- ских юристов, привело к созданию института права, единого для всей Европы и сохранившегося почти в той же форме во многих европей- ских странах (напр. Юг Франции, Германия) до конца прошлого века.

Римское право начало играть роль «идеального права», свода основных идей, взятых как единая система. Текущие проблемы начали решаться в соответствии с ним. Новые законы находились в процессе становления, в то время как нормы римского права уже существовали, чтобы в качестве метаправа комментировать их. Но для того чтобы этот процесс начался, было необходимо разработать метод работы над текстом, каковым оказался формализм и логический анализ схоласти- ческих школ, и, кроме того, нужна была школа, которой стал универ- ситет. Так возрождѐ нное римское право стало правом, легшим в осно- вание современного права Запада.

Значение римского права для России. Во-первых, ещѐ дорево- люционное российское право во многом напоминало право Германии, тем самым имела рецепция пандектной системы права. Во-вторых, советское право отразило дореволюционное право России. В-третьих, после перестройки начала 1990-х годов продолжается построение де- мократического строя с активным восприятием зарубежного опыта развитых капиталистических государств, в которых очевидно имела место рецепция римского права. Наконец, издание в 2003-2006 году полного перевода текста Дигест Юстиниана начинает новый процесс прямой рецепции римского права в России.

Имеются и другие основания для активного использования ос- новных идей римского права в правовой жизни современной России. В частности, тот факт, Все должности были коллегиальными, безвоз- мездными, срочными и ответственными. Выборы магистратов принад- лежали к компетенции народного собрания. Требования к кандидатам были следующие: возраст (с 28 лет); служба в армии (не служившие в армии не имели права занимать государственные должности). Служить римскому народу считалось величайшей честью, поэтому право, кото- рое творили магистраты, называлось гонорарным правом, от слова


 

honor – честь. Такой подход обеспечивает довольно эффективный спо- соб защиты от коррупции, которая является наиболее существенным недостатком современной правовой жизни в России. Помимо этого имеется много других характерных черт римского права, которые бы- ло бы полезно заимствовать в нашей стране в настоящее время.

 

 

Историческая эволюция брачно-семейных отношений в Риме

Рим начал свою историю в области семейного права с моногам- ной семьи, основой которой была patria potestes, власть главы семьи, домовладыки (paterfamilias). В этой семье решающим моментом было подчинение членов семьи власти одного и того же paterfamilias. Это – агнатическая семья, в состав которой, кроме paterfamilias, входили его жена, подчинѐ нная мужней власти, его дети, жѐ ны сыновей, состоящие в браке cum manu, всѐ потомство подвластных сыновей. Все непосред- ственно подвластные paterfamilias члены семьи именуются sui. В этой семье только патерфамилиас является вполне правоспособным лицом, persona sui iuris. Вместе с рабами, подвластные образуют familia. Это всѐ, что подчинено одному патерфамилиас.

Агнатами признавались лица, которые были подчинены власти одного и того же paterfamilias в прошлом или были бы подчинены этой власти, если бы этому не воспрепятствовала смерть paterfamilias. Од- новременно агнаты могли быть и когнатами, например, paterfamilias и его дети. Во всяком случае, юридическим родством была не кровная, когнатическая связь, а основанная на власти и подчинении связь агна- тическая.

Со временем происходило последовательное ограничение patria potestas во всех еѐ проявлениях, в отношении жены, детей и их потом- ства, и параллельно осуществлялось постепенное вытеснение агнати- ческого родства когнатическим.

История римского семейного права знает 2 вида брака. Первым видом был cum manu, брак устанавливающий власть мужа над женой. Вступление в такой брак означало попадание жены под manus мужа и превращение еѐ в persona alieni iuris.

Второй вид брака – это sine manu, не порождавший власти мужа над женой. Первоначально он не устанавливал вообще юридической связи между мужем и женой. Неизвестно когда возник этот вид брака. Было время, когда manus и брак совпадали.


 

Живучесть брака cum manu подтверждается тем, что наимено- вание матерфамилиас только в более позднее время стало даваться всем состоящим в браке женщинам, а сначала давалось только женщи- нам, состоящим в браке cum manu.

Так можно сказать, что с развитием брачно-семейных отноше- ния снижалась власть paterfamilias в семье.

 

 

Исторические этапы и основные тенденции развития римского договорного права

Древне республиканскому римскому праву были известны три основных типа обязательственных договоров: 1) nexum – совершав- шийся в форме сложного обряда с помощью меди и весов (per aes et libram); 2) стипуляция – словесный договор в форме вопроса и ответа и 3) литтеральный (письменный) контракт (появившийся несколько позднее, чем два предыдущих типа договора).

Уже в конце республиканского периода вместо nexum вошла в широкое употребление новая форма займа – mutuum. При этом догово- ре не требовалось выполнения формальных действий. Достаточно бы- ло всего двух моментов – соглашения сторон и фактической передачи суммы займа заѐ мщику, чтобы договор получил юридическую силу. Одновременно или немного позже такой же порядок заключения дого- вора – путѐ м передачи вещей – допустили и в некоторых других слу- чаях (договор о пользовании вещью, о хранении вещи, об отдаче еѐ в заклад). А затем был сделан и следующий шаг: в определѐ нных случа- ях, охватывавших самые частые в жизни типы сделок, допустили пол- ное устранение каких-либо формальных моментов, признав юридиче- скую силу за простым, неформальным соглашением, даже не сопро- вождающимся передачей вещи, по поводу которой договаривались стороны.

Гай, систематизируя различные виды контрактов, пишет, что обязательств, возникающих из контрактов, четыре вида: обязатель- ство возникает или посредством передачи вещи, или путѐ м произнесе- ния слов, или на письме (путѐ м письменного акта), или самим согла- шением. Res – в смысле передачи вещи, verba – произнесение слов, litterae – письмо, consensus – выражение согласия (неформальное) – таковы различные основания возникновения обязательства из контрак- та, различные causae obligandi – основания установления обязатель- ственной связи.


 

Отсюда четыре основных вида контрактов: реальные (т.е. устанавливающие обязательство передачей вещи), вербальные (или словесные, устные), литтеральные (т.е. письменные) и консенсуаль- ные (при которых обязательство возникает вследствие одного consen- sus, соглашения, даже независимо от передачи вещи). При этом каждая из четырѐ х названных категорий охватывала строго ограниченное чис- ло строго определѐ нных контрактов. В приведѐ нную классификацию не включѐ н Гаем древнейший формальный контракт – nexum, надо думать, потому, что ко времени Гая эта форма контрактов утратила всякое практическое значение; упоминание о nexum у Гая, впрочем, встречается в связи с вопросом о прекращении обязательств.

 

 

Источники римского права

Виды источников права – законы, сенатусконсульты, конститу- ции императоров, эдикты магистратов, ответы юристов, обычное право.

Обычное право. Обычай – древнейший источник римского пра- ва. Законы XII таблиц в большей части были закреплением обычаев. С усилением законодательной деятельности государства обычай ослабил своѐ значение. В эпоху принципата значение обычая признавалось наравне с законом, в силу его давности и добровольного молчаливого согласия народа подчиняться. В эпоху домината было запрещено дей- ствие обычаев, которые отменяют законы.

Закон. Законом являлись решения комиций – народного собра- ния. Для полной силы закона требовалось содействие трѐ х органов Римского государства: Магистр, имевший право созыва народного собрания и разрабатывающий проект закона. Народ, принимавший или отвергавший проект закона. Сенат, ратифицирующий и одобряющий закон.

Эдикты магистратов. При вступлении в должность претор из- давал эдикт, в котором объявлял программу своей деятельности, обя- зательную для исполнения. Особенно большое значение получали эдикты, содержащие условия, когда будет даваться преторская защита. Сенатусконсульты. Это – постановление сената. Сенат не имел законодательной инициативы, поэтому его постановления являлись

лишь оформлением внесѐ нных в сенат предложений императора.

Юриспруденция ведѐ т своѐ начало от практической деятельно- сти юристов республиканского периода. Наибольший расцвет получи- ла в период принципата. Деятельность юристов заключалась в редак-


 

тировании формальных актов – cavere, руководстве ведением судеб- ных дел agere, в даче советов respondere.

Классификация вещей

В Дигестах Юстиниана даются такие определения вещи: «Вещь

– означает всѐ то, что представляет собой некоторое единство и имеет имущественную ценность» (D. 50.16.1.23) и «Наименованием вещи охватываются как права, так и юридические отношения» (D. 50.16.23). Там же указано, что «Наиболее общим образом вещи подразделяются на две части: одни являются вещами божественного права, другие че- ловеческого» (D. 1.8.1). Вещи божественного права находились вне частного права. Существовало 3 вида таких вещей: священные, святые и религиозные. Эти вещи не могла входить в состав чьего-либо иму- щества:

- «Священные вещи – те, которые посвящены богам обще- ством» (D. 1.8.6.3). К этому виду вещей относятся, прежде всего, хра- мы. При этом даже после разрушения здания, земля, на которой оно стояло, оставалась священной;

- святым являлось то, что защищалось от противоправных дей- ствий людей. «В собственном смысле мы называем святым то, что за- щищено санкцией (неприкосновенно); так законы являются святыми, так как защищены санкцией» (D. 1.8.9). К числу таких вещей относят- ся и городские стены;

- религиозным становится любое лицо, захороненное на священ- ной земле. К этому виду вещей относятся гробницы, божки, изваяния предков и т.п.

Вещи человеческого права подразделялись на публичные и частные.

Публичные вещи не входили в состав чьего-либо имущества, а принадлежали некоторой совокупности граждан. К ним относились театры, стадионы; рабы, принадлежащие общине; гавани, реки и поль- зование их берегами. Объединения граждан, которым могли принад- лежать публичные вещи были политическими (муниципии) а не част- ными (товарищества, корпорации). Общими были также вещи в силу естественного права на них: воздух, текучая вода, море, его берега.

«Вещи частного права – это те, которые принадлежат отдель- ным лицам» (D. 1.8.1).

В римском праве вещи понимались в смысле материальных


 

предметов внешнего мира, доступных к обладанию, а также в смысле юридических отношений и прав.

 

 

Классификация обязательств

В Институциях Гая указано, что все обязательства рождаются или из контракта (столкновение воль в законном акте), или из деликта (частного противоправного акта). В определении постклассического права в Институциях Юстиниана источники обязательств разделены уже на четыре вида: «из контракта», «как бы из контракта», «из делик- та», «как бы из деликта».

1. Контракт (contractus), в отличие от «пакта», который обо- значал не только договоры, но и любые соглашения вообще (нефор- мальное соглашение, не облечѐ нное в стипуляцию, называлось пактом (pactum)).

2. Деликт – недозволенное деяние: похищение, повреждение имущества, оскорбление, порождавшее обязанность совершившего деликт загладить причинѐ нный вред.

3. Квази-контракты (как-бы договоры). Односторонние дей- ствия, в которых предполагаются договоры (например, ведение чужих дел без поручения; случайная общность имущества, получение не- должного).

4. Квази-деликты (как бы деликты) – действия, причиняющие вред. Очень сходны с деликтами, например, ответственность главы семьи за действия своих подвластных; ответственность судьи, вынес- шего (умышленно или по легкомыслию, незнанию) несправедливое решение и т.п.

Юстиниан также подчѐ ркивал и отмечал различие между ци- вильными и преторскими обязательствами: первые основывались на нормах цивильного права, вторые – на эдиктах претора. Преторские обязательства называют также гонорарными.

Кроме отмеченных выше 4 видов существовали ещѐ натураль- ные обязательства (например, денежный заѐ м подвластного сына). Они не имели исковой защиты, однако исполнение таких обязательств назад не возвращалось.

Из одностороннего обещания обязательства не возникало, из не- го не было иска. Исключение: обещание в пользу государства или го- родской общины обязательно для исполнения. Например, обещание построить храм, терму и т.п. Освобождение от этого одностороннего


 

обязательства было возможно только в случае наличия веских обстоя- тельств (стихийное бедствие, пожар, наводнение).

К иным видам односторонних обязательств относились:

- обет (обещание с религиозной целью);

- обещание приданого;

- обещание вольноотпущенника оказывать услуги патрону.

Обязательства из договора подразделялись на пакты и контрак- ты. Пакты делились на преторские и легитимные. Контракты – на ре- альные, вербальные, литтеральные и консенсуальные.

Среди квазиконтрактов, прежде всего, выделяли: ведение чужих дел без поручения и обязательства из неосновательного обогащения.

К частным правонарушениям (обязательствам из деликта отно-


сили:


 

- всякое умышленное нанесение «личной обиды», включая и те-


лесные повреждения;

- всякое противозаконное корыстное посягательство на чужую


вещь;

 

ства:


 

- неправомерное уничтожение или повреждение чужих вещей;

- угроза (реальная и неправомерная).

Обязательства из квазиделиктов подразделялись на обязатель-

 

- за опасное для людей и животных «вылитое и выброшенное»;

- за опасное для людей «положенное или подвешенное» и неко-


торые др.

 

Кодификация римского права

Кодификация (систематизация) римского права была осуществ- лена в связи с большим объѐ мом и разнообразием нормативного мате- риала.

Вначале были попытки частных лиц систематизировать импера- торские конституции. Затем, в первой половине V в. н.э. была пред- принята попытка кодификации права Императором Феодосием. Были собраны императорские конституции, начиная с правления Констан- тина. Созданный в результате Кодекс Феодосия включал 16 книг. В первой половине VI в. н.э. при Императоре Юстиниане была проведе- на масштабная и всеобъемлющая кодификация, в результате которой появилось несколько произведений, образовавших в совокупности Corpus Iuris Civilis. Этот процесс происходил следующим образом:


 

- в 528 г. н.э. была создана комиссия под руководством Трибо- ниана, которая в 529 году составила Кодекс в первой редакции, вклю- чающий императорские конституции;

- в 533 г. н.э. были составлены Дигесты (Пандекты), состоящие из отрывков сочинений известных юристов по определѐ нным вопро- сам права. Сборник состоял из 7 частей, включающих 50 книг, разде- лѐ нных на титулы и фрагменты;

- в том же году был обнародован элементарный учебник по римскому праву – Институции Юстиниана, который получил силу за- кона (в его основу положены Институции Гая, написанные около 160 г. н.э.);

- параллельно с кодификацией Юстиниан разрешал и конкрет- ные споры. Эти решения вошли в Кодекс второго издания;

- по окончании работ по кодификации римского права Юстини- аном был издан ещѐ ряд законодательных актов, которые впослед- ствии были объединены в сборнике «Новеллы».

 

 

Коллективные субъекты права

Абстрактного понятия юридического лица в древнем Риме вы- работано не было, однако коллективные субъекты права нашли доста- точно основательное правовое регулирование. В частности, коллек- тивными субъектами права рассматривались: частные корпорации, муниципии, казна (государственное имущество), учреждения, легионы.

Частные корпорации создавались по религиозному или профес- сиональному принципу. Это были:

- союзы жрецов (коллегии понтификов, авгуров);

- союзы должностных лиц (писцов, счетоводов);

- производственные союзы – цехи (союзы булочников, ремес- ленников, торговцев и т.п.).

Дела корпораций вели избиравшиеся для этой цели люди. Член корпорации, выбывающий из неѐ, не мог требовать выделения для себя какой-либо доли. Только в случае прекращения деятельности корпора- ции, оставшееся имущество делилось между еѐ участниками. Мини- мальный состав корпораций не регламентировался, однако на практике их было не менее 3 человек.

Муниципии – политические объединения внутри территории римского государства наравне с цивитас, колониями и республиками. Они имели больше прав, чем корпорации. В частности, кроме соб-


 

ственного имущества и органов управления муниципии имели право получать имущество по завещательным отказам. Это право было рас- пространено на корпорации лишь во II в. н.э. Муниципии могли сво- бодно назначаться наследниками, тогда как корпорации – только при наличии на это специальной привилегии.

Государственная казна (fiscus) имела особый (привилегирован- ный) статус. На фискальное имущество не распространялись сроки давности. Исковые требования казны имели преимущество по сравне- нию с иными требованиями. Имели место ограничения ответственно- сти казны перед третьими лицами и т.д.

В последний период существования Древнего Рима появился новый, особый вид коллективного субъекта права – учреждения. Сна- чала этот статус получили церкви, а затем все благотворительные сою- зы. Таким же статусом наделялись также военные подразделения – легионы.

Основными особенностями правового положения коллективных субъектов римского права были следующие:

1) организация как единое целое в сфере частного права рас- сматривалась как частное лицо;

2) юридическое существование ряда организаций продолжа- лось при выходе из еѐ состава отдельных членов;

3) имущество организации обособлено от имущества еѐ членов. Оно признавалось принадлежащим организации как целому особому субъекту права;

4) организация вступала в правовые отношения с другими субъектами права при посредстве физических лиц, уполномоченных на совершение определѐ нных действий.

Таким образом, коллективные субъекты права Древнего Рима во многом предопределили современное понятие юридического лица как субъекта права, и даже позволяют предположить возможность право- вого регулирования виртуального лица как субъекта права.

 

 

Легисакционный процесс

Легисакционный процесс (лат. legis aktiones) – в римской юсти- ции исторически 1-я развитая форма судопроизводства по частным искам. Название «легисакционный процесс» происходит от названия исков строгого права, т.е. основанных исключительно на предписани-


 

ях закона, и прежде всего – Законов XII таблиц – legis aktiones. Со- блюдение требований легисакционного процесса предполагало, что:

- претензии заявителя-истца строго законны и формальны;

- иск не содержит элементов аналогии;

- речь будет идти только о предусмотренных законом послед- ствиях, хотя бы они не представляли для истца преимущественного интереса.

Легисакционный процесс предполагал соблюдение ряда обще- обязательных процессуальных правил:

а) для судопроизводства было, безусловно, необходимо личное присутствие истца и ответчика, иначе продолжение судебного разби- рательства исключалось;

б) обеспечение присутствия ответчика и других лиц, необходи- мых для рассмотрения спора, возлагалось на истца, суд играл здесь пассивную роль. Истцу разрешалось принудительно приглашать от- ветчика в суд, вплоть до насильственного обеспечения явки;

в) участие ответчика в процессе должно было обеспечиваться поручительством третьих лиц (vadimonium), которые устно или под имущественный залог гарантировали участие ответчика на всех стади- ях слушания дела и при исполнении решения суда.

 

 

Либертины в Риме

Правовое положение либертина (вольноотпущенника) было обусловлено правовым положением лица, отпускавшего его на волю:

- если это лицо было гражданином, то и либертин становился гражданином;

- если лицо было перегрином, то и либертин становился пере- грином и т.д.

Вольноотпущенники – граждане имели некоторые ограничения правоспособности. Им, например, было запрещено вступать в брак с лицом сенаторского звания. Кроме того, либертин, даже получив сво- боду, продолжал оставаться в определѐ нной зависимости от бывшего хозяина (патрона). Он был обязан:

а) относится к патрону с почтением;

б) выполнять некоторые услуги для патрона;

в) в случае разорения патрона и его семьи содержать их за свой счет (платить «алименты»);

г) если либертин умирал, патрон наследовал часть его имущества.


 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 2513; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.063 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь