Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Труд как предмет государственной политики.
Роль труда как основы жизнедеятельности общества обусловливает необходимость выработки и осуществления государственной политики в решении связанных с ним проблем во взаимодействии с профсоюзами и работодателями (предпринимателями). Основными направлениями государственной политики в области труда являются: • создание экономических и социальных условий для усиления мотивов и стимулов высокопродуктивного труда: налоговое регулирование фондов и индивидуальных размеров оплаты труда (личного трудового дохода) работников; • создание системы регулирования ставок и окладов, стимулирующих и компенсационных выплат (на федеральном и региональном уровнях) для работников хозрасчетной и бюджетной сфер независимо от форм собственности, в том числе органов государственной власти и управления; • разработка государственных программ повышения производительности и эффективности труда на основе рационального использования трудовых, материальных, технических и природных ресурсов за счет комплексного воздействия организационных, научно-технических, структурных и социальных факторов; • организационное и методическое обеспечение работы по организации, нормированию, условиям и стимулированию труда на предприятиях, разработка необходимых нормативных актов, материалов и рекомендаций, подготовка специалистов по труду; • совершенствование трудового законодательства, расширение государственных гарантий, льгот и компенсаций в области труда и его оплаты; • развитие социального партнерства государства с профсоюзами и другими представительными организациями трудящихся (наемных работников), предпринимателями (работодателями) в решении вопросов труда и его оплаты, введения системы генерального и отраслевых тарифных соглашений и коллективных договоров, разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов); • разработка и осуществление государственной портики занятости населения во взаимодействии с инвестиционной, налоговой и финансово-кредитной политикой; формирование, прогнозирование и мониторинг рынков труда, организация служб занятости; обеспечение, профессиональной подготовки и переподготовки высвобождаемых работников и незанятого взрослого населения, организация оплачиваемых общественных работ; решение вопросов миграции населения — внутренней и внешней, трудовой и вынужденной; • прогнозирование развития народонаселения и выработка политики воспроизводства трудовых ресурсов и формирования трудового потенциала общества с учетом демографических и социально-экономических факторов; • обеспечение социальной защиты населения на основе государственных гарантий пенсионерам, инвалидам и другим социально уязвимым категориям лиц, установления минимального потребительского бюджета, прожиточного уровня, введения систем государственного социального страхования и социального обеспечения, использования внебюджетных источников финансирования. Труд и творчество. Прежде всего, творчество можно определить как качественную характеристику индивидуальной и коллективной трудовой деятельности, отличающейся той или иной степенью новизны ее содержания, применяемых методов и полученных результатов. Новизна как критерий творчества дает основание рассматривать творчество как интеллектуальную трудовую деятельность поискового характера, непосредственной целью которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Практически нет ни одной сферы деятельности человека, которая в той или иной степени не нуждалась бы в творческом подходе и не была бы объектом приложения творческих усилий. Вместе с тем по этому признаку можно выделить три категории творческой деятельности и занятых ими лиц. Первая категория охватывает те сферы деятельности, которые принято относить к творческим (наука, образование, искусство, культура), а субъектами творчества являются лица, которые по роду занятий принадлежат к категории творческих профессий, полностью посвятив себя избранному ими виду творчества (ученые, педагоги, писатели, артисты, журналисты и т. д, ). Вторая категория – сферы деятельности, в которых творчество сочетается с практической работой по реализации ее результатов, а субъектами творчества выступают лица, в круг должностных обязанностей которых входят поиск и принятие решений при выполнении инновационных, информационных, организационных и социальных функций на предприятиях — это руководители, инженеры и другие специалисты. Обе названные категории охватывают интеллигенцию, т.е. общественный слой людей, профессионально занимающихся творческим трудом. Третья категория охватывает сферу непосредственного осуществления производственных процессов, в которой занятые работники посвящают себя творческому поиску не по должностным обязанностям, а по собственной инициативе — это рабочие-новаторы, рационализаторы, изобретатели. В условиях рыночных отношений конечным результатом творческой деятельности является интеллектуальный товар, реализуемый на основе действующих положений в отношении авторских прав и других прав на интеллектуальную собственность в области производственной деятельности, науки, литературы и искусства. Основными формами интеллектуального товара являются научные открытия, изобретения, рационализаторские предложения, оригинальные произведения политической, научной, производственно-технической, учебной и другой литературы, оригинальные литературно-художественные произведения, произведения драматургии, литературоведения, искусством ведения. Творческие возможности человека (это понятие в научной литературе именуется креативностью) включают такие качества, благодаря которым человек создает что-либо, не существовавшее прежде. Виды творчества и их особенности Различные виды творческой деятельности имеют существенные особенности, обусловленные предметом поиска, характером и содержанием решаемых задач. Различают творчество научное (открытия, теории), технологическое (изобретательство), техническое (изобретательство, художественное конструирование, рационализация), организационное (рационализация), экономическое (новые системы стимулирования), социальное (новые системы социальной поддержки), правовое (законотворчество, стандарты предприятий).
Методы творческого поиска. В любом творческом процессе можно с известной степенью условности выделить три фазы. Первая фаза — это осознание необходимости отказа от существующей практики в силу присущих ей серьезных недостатков или выявление проблемы, требующей решения, т.е. всесторонний анализ сложившегося положения. Вторая фаза — поиск возможных путей изменения существующей практики или решения назревшей проблемы и выбор наилучшего варианта, т.е. генерирование идеи. Третья фаза — определение возможных путей материализации идеи, ее воплощения в практику. Условность такого разделения творческого процесса на фазы состоит в том, что они могут совмещаться во времени или осуществляться в другой последовательности, когда анализ предпринимается с целью подтверждения (или отклонения) уже созревшей идеи. Основным условием развития творческого мышления является проблемностный подход, поскольку главное — это способность выдвинуть проблему исходя из состояния рассматриваемого процесса или явления. Генерирование новых идей происходит в рамках одних и тех же умственных процессов, которые могут быть объединены в две группы — процессы рассудочного мышления и процессы творческого мышления. К первым относятся процессы, используемые в большей степени еще в первой фазе — при изучении и анализе проблемы и ее состояния. Среди них можно отметить три процесса: воспоминания — обращение к прошлому опыту, к идеям, которые выдвигались ранее; созерцание — перебор идей, находящихся в данный момент в нашем сознании; наблюдение — сравнение анализируемых проблем с проблемами, которые решались ранее. К процессам творческого мышления относятся: воображение, позволяющее в ходе обдумывания или обсуждения проблемы создавать новые комбинации идей; вдохновение, обычно возникающее под воздействием либо какого-то внезапного импульса — увиденный (подчас весьма отдаленный) аналог изучаемого процесса или явления, услышанная или прочитанная фраза, другие факторы окружающей среды (что обычно называют озарением), либо, напротив, в результате интенсивного продумывания или обсуждения проблемы. С точки зрения эффективной организации поиска плодотворной идеи признано целесообразным использовать в определенной последовательности ряд методик, начиная с предложенной Ф. Цвикки методики морфологического анализа, позволяющей составить довольно полную картину, «как из известных элементов достичь новых результатов». Сущность морфологического анализа (анализа строения) заключается в том, что на основе возможных сочетаний характеристик объекта решаемой задачи получается весьма значительное число гипотетических вариантов, из которых после исключения явно непригодных формируется оптимальный вариант. Наряду с морфологическим ящиком, содержащим все рассматриваемые варианты, в качестве инструмента поиска по данной методике используются еще два подхода. Первый — систематическое покрытие поля, заключающееся в экстраполяции знаний в неизученные области, что позволяет охватить «незаполненные места» (подобно таблице Менделеева). Второй подход — отрицание и конструирование — основан на принципе гибкости, изменчивости, относительности любой истины, предусматривая отказ от одного из определяющих положений существующей ситуации, замену его иным и построение новой ситуации. Близок по своему существу к морфологическому анализу метод «матриц открытий» (автор А. Моль). Суть его заключается в построении таблиц, в которых по горизонтальным строкам и по вертикальным колонкам в одном порядке записываются рассматриваемые характеристики. В местах пересечения рядов дается оценка сочетания (хорошее, удовлетворительное, плохое). Этот метод можно рассматривать как дополняющий морфологический анализ, поскольку он позволяет быстро отсеять вручную или с помощью ЭВМ заведомо непригодные сочетания или отобрать новые. Широкое распространение получила методика, названная ее автором — Г.С. Альтшуллером «Теория решения изобретательских задач». Ее идея заключается в том, что на основе знания законов развития технических систем можно построить программу решения изобретательских задач, позволяющую сводить сложную задачу к простой и использовать типовые приемы устранения физических противоречий. Разработанные с этой целью алгоритмы предусматривают переход от данной в задаче технической системы к идеальной путем формулирования идеального конечного результата, использование так называемых вепольных преобразований (имея в виду под словосочетанием «веполь» систему из трех элементов: двух вещественных — изделия и инструмента и одного — разного рода поля — не только физического, но и теплового, механического, акустического), а также ряд других приемов. При всей полезности данной методики с точки зрения упрощения и сокращения перебора возможных технических решений (что доказано практикой ее применения многими изобретателями) следует иметь в виду, что она может быть распространена лишь на те стадии решения задачи, которые допускают их строгую логическую формализацию, т.е. могут служить хорошим вспомогательным средством, отнюдь не претендуя на то, чтобы заменить собой весь творческий процесс выдвижения идеи и поиска путей ее решения, не исключая и метод проб и ошибок. Рассмотренные методы творческого поиска рассчитаны на их индивидуальное применение. Между тем многие задачи требуют коллективного поиска как при постановке проблем, так и при определении и сравнительном анализе альтернативных путей их решения. В простейшем случае — это обмен информацией между двумя людьми, при котором каждый из участников беседы возбуждает, стимулирует, индуцирует другого в ответной реакции. Высказанная мысль снова становится источником стимуляции ответной реакции собеседника. Такой метод индуцирования психоинтеллектуальной деятельности полезен как при работе в условиях соавторства, так и независимо от этого. Несколько большее число участников поиска предусматривает методика Р-группы (ролевой группы), предложенная В.Карцевым. Здесь в поиске участвуют три человека, каждый из которых имеет свои определенные функции. Один «генератор идей», другой «критик» и третий «эрудит». Взаимодействие этих ролей позволяет осуществить принцип научной кооперации, при котором участники дополняют друг друга. Значительно большее число участников (до 15-20) предусмотрено методом «Синектика», что означает соединение различных, на первый взгляд, не связанных между собой элементов. Этот метод основан на использовании разного рода ассоциаций при обсуждении проблемы с участием представителей разных специальностей. После ознакомления участников синектического заседания с проблемой ведущий (руководитель, эксперт) ставит вопросы, вызывающие ассоциации и аналогии. Избрав наилучшую из предложенных аналогий, участники анализируют, что она может дать для решения задачи, и вырабатывают конкретные рекомендации. «Синектика» не включает в себя никаких подготовительных этапов — изучения литературы, уточнения задачи и т.п., она организует лишь стадию непосредственного поиска решения. Поэтому прибегать к ней можно тогда, когда исчерпаны пути использования логических рассуждений, аргументаций и выводов. Широко известен метод «мозговой атаки», при котором группа людей, ищущая решение, должна высказать как можно больше идей независимо от их характера и практической ценности с условием, что любое суждение по поводу высказанной идеи — благоприятное или отрицательное — запрещается. Мысль одного человека подтолкнет, подскажет идею другому и так далее. Затем высказанные идеи рассматриваются и оцениваются специалистами. Практика показывает, что использование «мозговой атаки» наиболее эффективно при решении задач, не требующих глубоких теоретических знаний и позволяющих получать решения путем генерирования многочисленных сочетаний. В частности, она прекрасно зарекомендовала себя при поиске оригинальной рекламы, что в условиях рынка не последнее дело. Творчество и инновации Результатом творчества в любой сфере деятельности является инновация. Под инновацией понимается новое решение или оригинальное исполнение. Фактически весь процесс доведения инновации до потребителя состоит из двух стадий: первая — создание концепции, опытного или лабораторного образца, изобретения; вторая — последующая коммерциализация или эксплуатация. Если творчество определяет новую, неизведанную ассоциацию или комбинацию идей, имеющих полезную цель, то инновация представляет собой способность реализации творческих идей. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 756; Нарушение авторского права страницы