Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Технология игрового обучения



 

Большинство прогрессивных специалистов в системе образования рассматривают учение как изменение в поведении и как результат при-обретения нового практического опыта. Для достижения этих целей необходимо организовать соответствующую игровую коллективную деятельность, теоретические и методические основы которой раскры-ты ниже. Теоретические основы технологии игрового обучения разра-ботаны известными учеными А.А. Вербицким [28], А.П. Панфиловой [108], П.И. Пидкасистым [111], Г.П. Щедровицким [181] и др.

 

Игра, наряду с познанием и трудом, – один из основных видов деятельности человека. Детская игра – вид деятельности, заключаю-щейся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними и направленной на познание окружающей действитель-ности. Она служит одним из важнейших средств физического, ум-ственного и нравственного воспитания и самовоспитания детей.

 

Ролевая игра – деятельность, в которой участники берут на себядолжностные, социальные роли и в специально создаваемой игро-вой ситуации воссоздают деятельность людей и отношения между ними. Она вызывает глубокие эмоциональные переживания, свя-занные с содержанием и качеством выполняемых ролей.

 

Игра в учебном процессе является взаимосвязанной технологи-ей совместной обучающей и учебной деятельности преподавателей

 

и учащихся. Учебная игра есть целеустремленная самостоятельная деятельность учащихся, направленная на усвоение конкретных знаний, умений и навыков их применения для достижения цели игры. Первый дидактический смысл учебный игры состоит в том, что изучение

 

и усвоение учебного материала осуществляется путем игровой дея-тельности обучающихся. Чтобы играть, надо учиться, а играя чело-век самообучается. Например, обучение шахматам или каким-либо другим играм осуществляется в процессе самой игры.


6.4. Технология игрового обучения
     

 

Второй смысл игры – действовать самому. В процессе активнойигровой деятельности студента спонтанно создаются все необходи-мые условия для возникновения и разрешения проблемных ситуа-ций. Процесс обучения становится проблемным и личностно значи-мым для студентов. Проблемные ситуации непрерывно возникают и разрешаются самостоятельно либо с помощью преподавателя.

 

Третий смысл игрового обучения заключается в том, что обучаю-щийся в ходе целенаправленной самостоятельной деятельности по решению проблемных ситуаций игры становится самостоятельно мыслящим человеком, способным к активным действиям.

 

Главная цель игрового обучения – в тщательно разработанных учебных условиях научить студентов эффективно работать в кол-лективе (в группе). В социально психологической и педагогической науке доказано, что групповое обучение имеет большие преимуще-ства перед индивидуальным или фронтальным. Групповое обучение включает в себя два основных типа процессов: учебный и процесс взаимодействия с другими людьми.

 

Важной функцией игровых технологий является привлечение студентов к поиску решения социально-психологических и управ-ленческих проблем, типичных для реальной профессиональной деятельности. Студенты, проигрывая разнообразные должностные

 

и личностные роли (руководителя, маркетолога, специалиста по рек-ламе, оппонента, клиента и пр.), осваивают их, знакомясь с целесоо-бразностью их поведения в той или иной ситуации.

 

Значимой функцией игровых имитационных занятий является так-же рождение здорового противоборства между участниками, что спо-собствует развитию их конкурентоспособности, уверенности в себе

 

и повышению самооценки. Участие в играх учит умению управлять своим имиджем и демонстрировать свое отличие от других участников, которые в профессиональной практике могут стать конкурентами.

 

Как свидетельствуют результаты педагогических исследований в области внедрения игровых технологий, на занятиях с их приме-нением информация усваивается намного эффективнее, чем при традиционном обучении. Здесь одновременно происходит и разви-тие профессионального мышления студентов, и освоение практи-ческих умений и навыков работы с людьми. Кроме того, введение

 

и широкое использование деловых игр в вузах позволяет уменьшить отводимое на изучение некоторых дисциплин время на 30–50% при большей эффективности усвоения учебного материала.

 

Преподавателю, внедряющему игровые технологии, необходимо тщательно планировать их программу, определяя не только ее содер-жание, но и регламент, т.е. продолжительность времени, необходи-мого для его проведения и анализа.


118 Глава 6. Педагогические технологии

Большинство игр, используемых в учебном процессе, относится к классу интерактивных, так как все решения принимаются участни-ками сообща – сначала индивидуально, затем в малых группах и по-сле этого обсуждаются в межгрупповой дискуссии. Интерактивное обучение основано на собственном опыте студентов, их общении

и прямом взаимодействии с областью изучаемой науки.

 

В интерактивном обучении существенно, по сравнению с тради-ционными технологиями, меняется роль преподавателя. Его актив-ность уступает место активности самих обучаемых, а задача препода-вателя как организатора игры – внешнее управление всем игровым процессом обучения и развития через организацию взаимодействия участников, создание условий для их инициативы и творческого по-иска эффективных решений конкретных задач и ситуаций, установ-ление обратной связи.

 

Познавательная активность студентов как участников интерак-тивной игры проявляется в инициировании постановки вопросов, определении способов диагностики и анализа материалов игры, из-ложении или презентации новых результатов и т.д. На интерактив-ных имитационных играх студенты должны не только осваивать, по-нимать и воспринимать получаемую от преподавателя информацию, но и осуществлять самостоятельные индивидуальные и групповые практические действия по решению проблемы или ситуации.

 

Примером игрового обучения являются деловые игры, приме-няемые на практических занятиях по социально-экономическим

 

и управленческим дисциплинам. Деловая игра – метод имитации принятия управленческих решений в различных производственных си-туациях путем организации коллективной деятельности по заданным правилам и нормам.

 

Применительно к условиям учебного процесса деловую игру на-зывают формой воссоздания (моделирования) будущей профессио-нальной деятельности специалиста и системы отношений с другими людьми. В учебной деловой игре реализуется целостная форма кол-лективной учебной деятельности (социальное содержание игры) на модели условий и динамики производства (предметное содержание игры). На занятиях, проводимых в форме деловых игр, имитируется деятельность специалистов и руководителей, отрабатывается выпол-нение их функций и обязанностей, реализуется коллективное реше-ние различных производственных задач.

 

Моделирование рассматривается как процесс исследования объ-ектов познания на их моделях и как построение моделей реально существующих предметов, явлений и процессов. Моделирование связано с тем, что любая игра – это модель жизни. В соответствии


6.4. Технология игрового обучения
     

 

с этим в деловой игре моделируются реальные или искусственно соз-данные ситуации, где могут и демонстрируются как позитивные, так и негативные формы поведения и взаимодействия.

 

Модели, как известно, являются общим средством познания. Они используются как для исследования, так и для обучения. Нас интересуют прежде всего игровые модели, которые в связи с раз-витием имитационных игр получают все большее распространение. Игровым моделям наиболее близка деятельность, предпринимаемая для профессиональных целей, имитирующая реальную практику.

 

Игровое моделирование в образовательном процессе решает, кро-ме общих, следующие очень важные педагогические цели [108]. Оно способствует:

 

• созданию у обучаемых целостного представления о профессио-нальной и коммуникативной компетентности, ее динамике и месте

 

в реальной деятельности;

 

• приобретению на материалах, имитирующих профессиональ-ную деятельность, социального опыта, в том числе межличностного и группового взаимодействия для коллективного принятия реше-ний, осуществления сотрудничества;

 

• развитию профессионального, аналитического и практического мышления;

 

• формированию познавательной мотивации;

 

• закреплению знаний и умений в сфере профессионального дело-вого общения, формированию коммуникативной компетентности.

 

Основные характеристики деловой игры, отличающие ее от дру-гих обучающих технологий, следующие:

 

• моделирование деятельности руководителей и специалистов по выработке управленческих или профессиональных решений;

 

• распределение ролей между участниками игры;

 

• взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли;

 

• наличие общей цели у всего игрового коллектива;

 

• коллективная выработка решений участниками игры, многова-риантность решений;

 

• наличие управляемого эмоционального напряжения;

 

• наличие разветвленной системы индивидуального или группо-вого оценивания деятельности участников игры (контроль и оцен-ка действий, выработка групповых норм поведения и санкций, по-ощрение, наказание, эмоциональная реакция и т.д.).

 

Деловые игры могут применяться для решения различных задач: обучения и развития студентов, принятия хозяйственных решений, организационного проектирования и исследования. Как средства


120 Глава 6. Педагогические технологии

обучения игры обладают тем достоинством, что повышают мотива-цию обучающихся, предоставляют возможность применить полу-ченные знания для решения практических задач.

 

В деловой игре студенты выполняют квазипрофессиональную деятельность, сочетающую в себе учебные и профессиональные эле-менты (цели, средства, действия и др.). Знания и умения усваива-ются не абстрактно, а в процессе совместного решения профессио-нальных задач.

 

Для достижения поставленных учебных целей на этапе разработ-ки в деловую игру следует заложить пять психолого-педагогических принципов [28]:

 

1) принцип имитационного моделирования, предполагающий разра-ботку имитационной модели производства и игровой модели про-фессиональной деятельности;

 

2) принцип проблемности содержания игры, означающий, что процесс игровой деятельности строится на основе системы проблемных задач;

 

3) принцип совместной деятельности, основанный на имитации производственных функций специалистов через их ролевое взаимо-действие в процессе группового решения проблемных задач.

 

4) принцип диалогического общения, являющийся необходимым условием игры. Каждый участник в соответствии со своей ролью вы-

 

сказывает свою точку зрения, отвечает на вопросы, слушает выступ-ление других участников и т.д.

 

5) принцип двуплановости игровой деятельности, указывающий на то, что она направлена на достижение двух целей: игровой и педаго-гической. Игровая цель – совместное решение поставленной про-блемы путем ролевого взаимодействия (игры). Педагогические цели деловой игры: вовлечение каждого учащегося (участника игры) в ак-тивную мыслительную деятельность; быстрое и прочное усвоение знаний, умений и навыков; развитие теоретического и практическо-го мышления в профессиональной сфере.

 

В ходе планирования игровых занятий преподавателю целесо-образно решить следующие задачи:

 

• корректно определить содержание игровой имитационной ча-сти учебной программы с учетом целей дисциплины и интересов обучающихся;

 

• отобрать учебные материалы, оборудование и технические средства;

 

• регламентировать общую и игровую продолжительности заня-тий по изучаемой дисциплине (лекции, игры, тренинги, самостоя-тельная работа и т.д.), адекватные поставленным целям обучения.


6.4. Технология игрового обучения
     

Методика проведения деловой игры включает шесть этапов.

 

1. Постановка проблемы, формулировка целей и задач занятия (про-ведения деловой игры). Раскрытие значения поставленной проблемы

и деловой игры в профессиональном становлении специалиста.

 

2. Подготовка участников к игре; ознакомление их с правилами игры (инструктаж); выдача необходимых материалов. Разминка пу-тем беседы, решения частных проблем, дискуссии или «мозгового штурма».

 

3. Изучение и анализ основной проблемы, инструкций и других материалов игровой документации. Распределение ролей между участниками и уточнение их функций.

 

4. Проведение игры. Моделирование профессиональной деятель-ности специалистов по решению поставленной проблемы.

5. Анализ, обсуждение и оценка результатов игры.

 

6. Заключительная дискуссия. Определение зависимости по-ведения участников от организации игры и уровня их активности. Оценка эффективности различных методических процессов в игре. Подведение итогов.

 

Весь процесс подготовки и проведения деловой игры можно раз-делить на несколько стадий: подготовка к ее проведению и разработ-ка программы, проведение игры и составление отчета. В подготови-тельные мероприятия входят:

• размножение форм деловой документации, инструктивных

и вспомогательных материалов;

 

• изготовление таблиц, макетов, плакатов и других игровых материалов;

 

• разработка программы проведения игры и подготовка соответ-ствующего для этой цели помещения; испытание (опытное прове-дение) игры.

 

В программе проведения игры отражаются ее цели и методика ре-шения изучаемых программ, последовательность этапов игры, при-мерное время (расписание) ее проведения, раскрываются методы решения частных задач.

 

Подготовка и проведение учебной деловой игры является весь-ма сложной и трудоемкой работой для преподавателя. Поэтому эту форму организации групповой учебно-познавательной деятельно-сти учащихся рекомендуется использовать в сочетании с компьюте-ром (машинный вариант игры). Для этого необходимо создать базу данных игры на машинных носителях.

 

Таким образом, технология игрового обучения, в отличие от тра-диционной методики преподавания, имеет ряд особенностей, основ-ными из которых являются следующие:


122 Глава 6. Педагогические технологии

• студенты вступают в активную мыслительную деятельность по решению поставленной задачи (проблемы) в соответствии с задан-ными функциями (ролями);

 

• познавательная деятельность осуществляется в группе (под-группе), где обучаемые общаются, обмениваются мнениями и др., т.е. имеет место групповое мышление, сотрудничество, сотворчество;

 

• в процессе игровых занятий студенты приобретают умения и на-выки делового общения и принятия коллективных решений в раз-личных проблемных ситуациях.

 

При организации деловых игр в процессе обучения обеспечива-ется:

 

• повышение интереса студентов к учебным занятиям и к тем про-блемам, которые моделируются и разыгрываются на деловых играх;

 

• рост их познавательной активности, характеризующейся тем, что они усваивают большее количество информации, основанной на примерах конкретной действительности;

 

• более правильная оценка возможных реальных ситуаций обу-чающимися за счет накопленного в процессе деловой игры опыта

и использование этого в профессиональной деятельности;

• развитие их аналитического и экономического мышления;

 

• реализация системного подхода к решению поставленной проб-лемы.

 

Систематическое применение игровых методов обучения способ-ствует повышению мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся, они с большим интересом начинают изучать учебную дис-циплину. В ходе совместной игровой деятельности и общения при решении учебных проблем формируются определенные человече-ские отношения между студентами, между преподавателем и студен-тами (уважение, симпатии, лидерство, сотрудничество, понимание, сочувствие и т.д.).

 

 

Вопросы и задания для самоконтроля

 

1. Какие требования предъявляются к педагогическим техноло-гиям?

 

2. Раскройте сущность и особенности модульного обучения.

 

3. Каковы особенности и принципы знаково-контекстного обу-чения?

 

4. Каковы преимущества технологии игрового обучения?


Глава 7

 


Поделиться:



Популярное:

  1. I. Понятие о методах обучения
  2. II Технология и организация строительных процессов
  3. II. Урок, как основная форма организации обучения
  4. V. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения)
  5. XII. 5.6. Методика обучения поворотам
  6. XII. 5.7. Методика обучения старту
  7. Авторская технология преподавания «Технологии» «Учителя года России – 2001» А.В. Крылова
  8. Авторская технология преподавания литературы «Учителя года России - 94» М.А. Нянковского
  9. Авторская технология преподавания математики «Учителя года-98» В.Л. Ильина
  10. Авторская технология преподавания русского языка и литературы «Учителя года России - 93» О.Г. Парамонова
  11. Алгоритм формирования техники двигательных действий легкоатлетических упражнений. Характеристика и технология обучения технике легкоатлетического вида из школьной программы (по выбору).
  12. Аудиолингвальный и аудиовизуальный методы обучения ИЯ


Последнее изменение этой страницы: 2016-05-28; Просмотров: 3807; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.051 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь