Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Квартира № 5 / Капитон Калюжный vs Порфирий Мамаразов



Капитон Калюжный, художник портретист, является домой в первом часу ночи навеселе.

 

На утро же, часу в одиннадцатом, Капитона нашли неживым в своей квартире.

Его худощаво-жилистое тело словно бы обмякло и расползлось бесформенной массой, опрокинутое навзничь, с широко раскрытыми и остекленевшими глазами.

 

Обнаружение тела произошло следующим образом.

Сосед по лестничной площадке, Киселев Аскольд Олегович, по обыкновению своему, направился в магазин " Жёлтая слякоть" для приобретения книг метафизического содержания.

Тут он увидел, что дверь квартиры напротив приоткрыта.

Аскольд Олегович все делал шустро, в том числе и соображал. Он задался вопросом, уж не случилось ли чего, и тихонько постукал о дверной косяк, но ответа не услышал, что показалось ему подозрительным, и смутные догадки относительно чрезвычайности данного происшествия стали проявляться в четкую и конкретную убежденность.

Он легонько толкнул дверь, та бесшумно подалась, только в последний момент, скрипнув и, тем самым, заставив Киселева вздрогнуть. Однако, желание познать правду оказалось сильнее страха, и отважный сосед шагнул в темный коридор.

В прихожей его обступило нагромождение холстов, палитр, тюбиков с краской. Присутствие этого хлама почему-то успокоило Киселева, и дальнейшее его продвижение осуществлялось уже более уверенно. В комнате царил такой же беспорядок, только здесь еще находились треногие подрамники, видом своим ассоциировавшиеся у Аскольда Олеговича с марсианами из " Войны миров", недавно им прочитанной.

Было похоже, что квартира живописца одновременно служила ему и мастерской.

Пол, походивший на гигантскую палитру, пестрел красками. У одной стены высился массивный неуклюжий шкаф, вдоль другой тянулась низкая дощатая кровать, укрытая толстым полосатым матрасом, шерстяным пледом и подушкой без наволочки.

" Ага, - вдумчиво сделал вывод бывший карбюраторщик со стажем, а ныне ищущий, - тут то и грабить нечего. А еще художник. По рассеянности, небось, дверь оставил открытой. Наверно, опять выпивши пришел".

Он уже было повернулся, намереваясь выйти вон, а после высказать жильцу, что поступил тот опрометчиво, и что впредь следует быть более внимательным и ответственным, как взгляд его зацепился за бесформенную груду тряпья, в которой обозначился знакомый твидовый серый пиджак.

Подойдя ближе, Киселев обнаружил труп соседа и уже не в раздражении, а в ужасе воскликнул " М-да! " и быстро сотворил в воздухе защитную пентаграмму. Вылетев из квартиры, на лестничной площадке он еще раз сотворил пентаграмму и побежал к Киселёву со словами:

- Я мистик, а он практик. Он лучше знает, что делать в таких случаях.

Киселёв организовал прибытие следователя.

 

Дело поручили вести Порфирию Мамаразову.

Его знали как способного работника, наделенного цепкой наблюдательностью и аналитическим разумом. Он оперировал фактами с ловкостью эквилибриста, гипотезы одна за другой с легкостью рождались в его кибернетической голове. В конце концов, он докапывался до сути вещей.

У него был свой метод разоблачения тайн, основанный на теории профессора Беррэ.

Порфирий вслед за профессором Беррэ полагал, что одной логики и информации недостаточно, чтобы распутать сложное преступление. " Всякая трезвость и четкость в мышлении обречены на неудачу". – Любил он цитировать высказывание профессора Беррэ. Здесь нужны безумные идеи, цепная реакция парадоксов и интуитивные взрывы мышления. Проблему, любил повторять он, надо охватить всю целиком, философски осмыслить, проникнуть в ее внутреннюю подоплеку, просочиться в сокровенный смысл того, что кроется за фактами и событиями, порою допуская самые фантастические догадки и предположения, вжиться в нее подобно актеру, вживающемуся в роль, и тогда естественным образом тайное станет явным. Неизвестно, каким образом Порфирий Мамаразов использовал на практике метод, но задания он выполнял быстро и успешно.

 

Он внимательно ознакомился с обстоятельствами, побеседовал с Киселевым.

Пожалуй, Аскольд Олегович и протокол вскрытия и были единственными обстоятельствами.

Да еще осмотр места происшествия, который, впрочем, не обнаружил никаких улик.

Данных, свидетельствующих в пользу пребывания в квартире кого-то постороннего за исключением соседки, не было.

А протокол вскрытия показал, что смерть ненасильственная.

Вроде бы все предельно ясно, но следователь Мамаразов придерживался точки зрения, что нет ничего темнее ясности, а тут еще заключение вскрытия констатирует причину смерти как неизвестную. Что и озадачило, и сбило с толку всех сотрудников следственного отдела. Не может человек взять и умереть просто так, ни от чего, так же как он не может подпрыгнуть и полететь! Сердце, мозг, все остальные органы находились в полном порядке, сосуды чистые и гладкие, без единой атеросклеротической бляшечки... но человек то ведь мертвый. " Не синтетический же он! " - Распылялся патологоанатом.

 

Порфирий Мамаразов еще раз решил осмотреть квартиру покойного живописца в надежде отыскать хоть одну зацепочку.

Уже смеркалось, а он все сидел на грубо сколоченной табуретке и предавался размышлениям о странных превратностях судьбы: вот, был талантливейший человек, наделенный поистине чуть ли не магическим даром создавать полотна, чья сила способна проникнуть в самые потаенные уголки души. Непостижимое искусство. И жизнь его была непостижима по свидетельству знавших его. И умер он также непостижимо. И, скорее всего, скоропостижно.

В какой-то момент Порфирию показалось, что из-за шкафа раздался шорох, а металлические треножники вид приняли зловещий.

" Эх, нервы расшалились, - печально подумал следователь, - дошел, вздрагиваю от мышиной возни, пора уходить, все равно, ничего не высидишь".

Порфирий Мамаразов резко поднялся, опрокинув табуретку. Та с глухим стуком упала. Дверца шкафа скрипнула и приоткрылась, слегка раскачиваясь. На внутренней ее стороне висел кусок холста.

Порфирий почувствовал себя неуютно, противный морозец пробежал от копчика к затылку. Это было уж слишком! Пора, пора отсюда убираться.

Он устремился в коридор, но что-то заставило его обернуться, что он и сделал и оцепенело застыл. Прямо на него в упор глядел Капитон Калюжный.

" Ну вот, уже и галлюцинации" … Однако очень быстро следователь понял, что не было никаких галлюцинаций. А было это автопортретом художника, почему то незамеченном при первом посещении. Вернее, не совсем так. Он был замечен, но по сравнению с другими портретами выглядел довольно унылым и неприглядным, так, что его и рассматривать не было никакого желания. А теперь он один выделялся и пристально взирал на способного работника с аналитическим складом разума. И работник смотрел на него. И тут Порфирий увидел то, от чего весь передернулся. Глаза Калюжного моргнули и слегка прищурились с некоторой даже иронией. Рот чуть-чуть приоткрылся, и зазвучал тихий смех.

Внезапно сыщик ощутил, как ужас покинул его. Он сделался совершенно спокоен и постиг, что можно доложить начальству о прекращении следствия.

Капитона Калюжного никто не убивал, и сам он себя не убивал, да и вовсе не умирал он. А то, что было вскрыто, так это и не Калюжный вовсе, а если так можно выразиться, его вещественный образ, фикция, а настоящий художник живет себе спокойненько и потешается над следствием. Ах вы, шельма, уважаемый мэтр, хитрец вы этакий. Радует только то, что это была ваша последняя мистификация. Изображение, как показалось, Порфирию, взглянуло на него с грустью. Во всяком случае, смех притих.

Он теперь вечен, подумал Порфирий и с тишиной в душе покинул помещение.

- Но зачем ему теперь эта вечность, – вслух усмехнулся Мамаразов, - в пожизненном-то заключении?

Он так усмехнулся, потому что прихватил картину, дабы сдать её в музей, который посчитал для портрета, аккурат, как самое настоящее место заключения, если и не пожизненного, то, во всяком случае, весьма долгосрочного.


Квартира № 1 / Трофим Львович Стросов / " Я и моя любимая"

 

Что ж, я опять остаюсь один.

И предаюсь воспоминаниям. А что ещё есть жизнь, как, по утверждению профессора Беррэ, не перманентный процесс воспоминаний?

Тихо и блаженно плаваю я в водах воспоминаний, как эмбрион в околоплодных водах.

Меня слегка покачивает, и я безмятежно жмурясь, погружаюсь в какое-то нирваническое оцепенение.

Череда отрывочных ассоциаций, словно стайка рыб прошествовала мимо взора моего.

Где-то отдаленно тикают часы, но ритм времени не улавливает мой засыпающий мозг.

Сон сознания снимает границы со времени и выпускает на волю безвременное, вневременное. Мне хорошо, и я чувствую себя младенцем в колыбели.

А может быть, вообще все то, что со мной произошло – все это сон? И теперь я пробуждаюсь, и рассеиваются последние остатки студенистых сновидений?..

И, как только я подумал об этом, я ощутил, что снова куда-то проваливаюсь, лечу, набирая скорость… пытаясь ухватиться за мелькающие вокруг калейдоскопом, цветовые пятна, вспышки, полосочки. Я пролетаю сквозь это разноцветное марево и погружаюсь в тихий омут воспоминаний об опытах своей первой серьезной любви.

 

Склоняет голову и тяжело вздыхает.

Я и моя любимая сидели на лавочке в парке, вели нежные беседы о нашем счастье и ели пирожки с капустой. Пирожки были румяные, свежие, ароматные. Любимая держала пирожок двумя пальчиками, откусывала понемногу и задумчиво жевала.

- Какие вкусные, - сказала она, вдруг, откусив полпирожка и, посмотрев на меня своим янтарным взглядом.

- Ну и жрешь же ты, - сказал я, устремив свой взгляд на багровый закат.

От неожиданности у моей любимой выпал изо рта еще не совсем прожеванный кусок пирога с капустой и шлепнулся у ее ножек.

 

Из его глаз выкатывается по слезинке.

 

В один из летних вечеров мы с любимой пошли в ресторан – она любезно согласилась на мое приглашение. Мы пристроились за маленьким столиком. Вскоре заиграла музыка. Это была любимая мелодия девушки моего сердца.

Танцуя, мы прижимались тесней и тесней друг к другу. Как вино для меня было ее теплое душистое дыхание. Рассыпчатые русые волосы касались моего лица. Я шептал ей что-то нежное и хорошее.

Так мы провели вечер.

Когда мы пили кофе, хмельные и возбужденные, она сказала:

- Милый, поедем к тебе.

- Конечно, поедем, любимая, - ответил я, - только я сейчас схожу позвоню.

Она кивнула задумчиво и откинулась на спинку стула.

Не знаю, сколько она просидела в задумчивости, но когда я вышел на улицу, уже светили яркие сочные звезды.

Мысленно я сказал «Прости» любимой, которая осталась за столиком и поехал грустно домой.

 

Потирает рукой лоб.

 

Как-то мы решили с моей любимой сходить в кино. В кассе было душно, полно народу. Каждый норовил сунуть свой локоть в бок соседа.

Я великодушно предложил любимой подождать меня на улице – благо был великолепный июльский вечер – пока я куплю билеты. Примерно через час я уже стоял у окошечка кассы. И через пять минут я вел счастливую возлюбленную ко входу в кинотеатр. Сначала прошел я, но когда моя любимая захотела сделать то же самое, контролер почему-то заупрямился.

- Почему? – спросил я.

- А что же вы хотите, молодой человек, - грозно насупился контролер, - по одному билету пройти?

- Как?! – горестно воскликнул я, - у тебя, любимая, нет билета?

И расстроенный, и подавленный, побрел я в буфет, чтобы забыться на время за стаканом лимонада.

 

Печально вздыхает.

 

Мы с любимой были очень голодны и забежали в чебуречную. Перекусим и поедем за город Я невольно залюбовался своей избранницей. Новое легкое платье из тонкого ситца приятно облегало ее стройную фигурку, выделяя ее прелести.

Она почувствовала, как я залюбовался ею и не без милого кокетства спросила:

- Ну, как я тебе?

- Радость моя, прелесть! – И тут мой чебурек нечаянно упал на ее платье.

Глаза любимой сделались по рыбьи круглыми. Мы посыпали место, куда упал чебурек солью, вроде оттерли.

Мы успокоились. Но второй мой чебурек постигла участь первого.

Всего у меня было шесть чебуреков. В результате я остался голоден.

" Но ничего, - утешал я себя, - зато любимая заморила червячка".

 

Грустно улыбается.

 

Моя любимая поклонница импрессионистов. У нее дома множество их репродукций и альбомов. Она и в музыке предпочитает импрессионистов.

Моя любимая проникновенно играла светлую мелодию Дебюсси. Я стоял рядом, и в душе моей в единое чувство сливались любовь, нежность и восхищение ее исполнением. Но в это время неловкое движение моей руки привело задело крышку пианино, пока моя любимая с чувством выводила сложный пассаж. Я задумчиво присел на крышку и про себя подумал: «Какая чудесная музыка. Она пробуждает в нас высокие и прекрасные движения души. Но почему не слышно больше игры? »

И тут я увидел побелевшее и перекошенное лицо моей любимой, нежные руки которой оказались между клавишами и крышкой.

 

Поднимает голову и смотрит за окно и куда-то вдаль.

 

Некоторое время мы с моей любимой не виделись. А потом я узнал, что она вышла замуж. Вышла замуж за человека, который не угощал ее домашними пирожками, не водил ее в ресторан, не ходил с ней в кино, не ездил с ней в загородные прогулки и был равнодешн к ее игре на пианино.

После этого, пойди пойми женскую психологию!

 

Утирает слёзы.

 

Может, влюбиться во Владу Тарелкину? Она соприкасается с неизведанным…

Или в Хариту Андреевну? Но она недосягаема… она словно из сказки…

Нет, лучше в Леру Пахилкину. Она тоже таинственная. И глаза у неё такие…


Дискета 2


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-28; Просмотров: 473; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.041 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь