Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Политические и правовые учения в России в период кризиса
Самодержавно-крепостнического строя Учебные вопросы: 1. Либерализм в России. Проекты государственных преобразований М.М. Сперанского Охранительная идеология. Политико-правовые идеи Н. М. Карамзина 3. Революционная идеология. Политические и правовые идеи декабристов. 4. Политико-правовая идеология в России 30–50-х гг. XIX в.
В первой половине XIX в. государственный и общественный порядок Российской империи находился на прежних основаниях. Дворянство, составляющее малую часть населения, оставалось господствующим, привилегированным классом. Освобожденные от обязательной службы государству помещики из служилого сословия превратились в праздный, чисто потребительский класс рабовладельцев. В стране царил чиновничий и помещичий произвол. Проблемы изменения государственного строя или совершенствования законодательства в России первой половины XIX в. практически отступали на второй план перед острейшим вопросом о крепостном праве.
1. Либерализм в России. Проекты государственных преобразований М.М. Сперанского
Основной заботой правительства Александра I провозглашалась подготовка коренных (основных) законов для уничтожения “произвола правления”. По заданию Александра I М.М. Сперанский (1772 – 1839) подготовил ряд проектов усовершенствования государственного строя империи, по существу, проектов российской конституции. Часть проектов написана в 1802–1804 гг.; в 1809 г. подготовлены обширные “ Введение к уложению государственных законов ”, “ Проект уложения государственных законов Российской империи ” и связанные с ними записки и проекты. Проекты Сперанского опираются на глубокое теоретическое обоснование. Главная его идея – сотрудничество государства и народа, т.к. народ передал власти: · физические силы для образования войска; · финансовые средства; · уважение. Основная задач государства – установление и поддержание условий для соблюдения естественных прав личности.
М.М. Сперанский предполагал, что уже к 1811 г. Россия вступит на путь преобразований, но весной 1812 г. интриги придворных привели к отставке и ссылке Сперанского. Немалую роль в этом сыграла “ Записка о древней и новой России ” писателя и историка Н.М. Карамзина. II. Охранительная идеология. Политико-правовые идеи Н. М. Карамзина Николай Михайлович Карамзин (1766-1826 гг.) являлся одним из ярких представителей консервативного движения. В “ Записка о древней и новой России ” он критикуются реформы, проведенные по инициативе М.М. Сперанского, а также новшества, которые, как предполагалось, правительство намерено осуществить. Н.М. Карамзин: 1) резко осуждает какие бы то ни было попытки учреждения конституции, в чем-то ограничивающей власть царя. Россия – большая страна: “Что, кроме единовластия неограниченного, может в сей махине производить единство действия? ” 2) выступил против отмены ли ограничения самодержавия. Попытки поставить закон выше государя неизбежно противопоставят монарху какие-то учреждения, призванные охранять этот самый закон, а это опасно. “Две власти государственные в одной державе суть два грозные льва в одной клетке, готовые терзать друг друга, а право без власти есть ничто, – пишет Карамзин. – Самодержавие основало и воскресило Россию... В монархе российском соединяются все власти: наше правление есть отеческое, патриархальное”.
3. высказался отрицательно по поводу отмены крепостного права. Отмена господской власти над крестьянами приведет, утверждал Карамзин, к тому, что крестьяне станут пьянствовать и злодействовать. “Не знаю, хорошо ли сделал Годунов, отняв у крестьян свободу (ибо тогдашние обстоятельства не совершенно известны), но знаю, что теперь им неудобно возвратить оную. Тогда они имели навык людей вольных – ныне имеют навык рабов. Мне кажется, – заключает Карамзин, – что для твердости бытия государственного безопаснее поработить людей, нежели дать им не вовремя свободу, для которой надобно готовить человека исправлением нравственным...”
В “Записке” Карамзина сформулированы основные принципы охранительной идеологии, несколько десятилетий противостоявшей в России идеям либеральных реформ. Надо не перестраивать учреждения, писал Карамзин, а найти для управления Россией 50 умных и добросовестных губернаторов, которые “обуздают хищное корыстолюбие нижних чиновников и господ жестоких, восстановят правосудие, успокоят земледельцев, ободрят купечество и промышленность, сохранят пользу казны и народа”. Для наведения порядка в правосудии, утверждал Карамзин, монарх должен быть строг и смотреть за судьями: “У нас не Англия; мы столько веков видели судью в монархе и добрую волю его признавали высшим уставом... В России государь есть живой закон... Не боятся государя – не боятся и закона! ” Ссылаясь на Макиавелли, Карамзин подчеркивает, что самым действенным побуждением из всех прочих является страх. “Сколько агнцев обратилось бы в тигров, если бы не было страха! ” Одно из важнейших государственных зол нашего времени – безбоязненность: “Везде грабят, а кто наказан? ” Карамзин советует также возвысить духовенство, приниженное, по его мнению, во времена Петра. По своему значению Синод должен быть поставлен рядом с Сенатом. “Не довольно дать России хороших губернаторов, – надобно дать и хороших священников, – замечал Карамзин; – без прочего обойдемся и не будем никому завидовать в Европе. Дворянство и духовенство, Сенат и Синод как хранилище законов, над всеми – Государь, единственный законодатель, единственный источник властей. Вот основание Российской монархии...” “Записка” Карамзина, выражавшая настроение основной массы дворянства, сыграла решающую роль в отставке и опале Сперанского, в прекращении проектов либеральных реформ.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 852; Нарушение авторского права страницы