Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Политико-правовые теории в России
(вторая половина XIX – начало ХХ в.)
Основные положения теории “ русского социализма ” разработал Александр Иванович Герцен (1812 – 1870 гг.). Главным для Герцена был поиск форм и методов соединения абстрактных идей социализма с реальными общественными отношениями, способов воплощения в жизнь теоретических (“книжных”) принципов социализма. Он базировался на тезисе о доминирующем положении сельской общины в российском обществе. Именно в общине Герцен видел зачатки социалистического общества, среди которых: · организация самоуправления в экономической и административной сферах; · общность землевладения; · врожденная тяга крестьян к жизни сообща.
Основной недостаток общинной организации – поглощение личности общиной. Исправить можно только путем просвещения, освобождения крестьян от крепостничества. Видным теоретиком и пропагандистом идей “русского социализма” был также Николай Гаврилович Чернышевский (1828–1889 гг.). Один из руководителей журнала “Современник” в 1856–1862 гг., Чернышевский посвятил ряд статей систематическому изложению и популяризации идеи перехода к социализму через крестьянскую общину, с помощью которой, по его мнению, Россия сможет избежать “язвы пролетариатства”. В статье “ Критика философских предубеждений против общинного владения ” Чернышевский стремился доказать на основе гегелевского закона отрицания отрицания необходимость сохранения общины и ее развития в более высокую организацию (по триаде: первобытная общинность – частнособственнический строй – коллективистское или коммунистическое общество). Для развитых стран, “потерявших всякое сознание о прежнем общинном быте и только теперь начинающих возвращаться к идее товарищества трудящихся в производстве”, Чернышевский в статье “ Капитал и труд ” излагал план организации производственных товариществ при помощи ссуды от правительства, назначающего на один год новому товариществу опытного директора.
Чернышевский считал наиболее желательным изменение гражданских учреждений нации посредством реформ, поскольку “исторические события”, подобные тем, которые в XVII в. произошли в Англии, а позже во Франции, слишком дорого обходятся государству. Однако для современной ему России путь реформ Чернышевский считал невозможным. Об устройстве власти, которая заменит свергнутое самодержавие, бегло говорилось в приписываемой Чернышевскому прокламации “ Барским крестьянам от их доброжелателей поклон” (1861 г.). В этой прокламации одобрялись страны, в которых народный староста (по иностранному – президент) выбирается на срок, а также царства, где царь (как у англичан и французов) ничего не смеет сделать без народа и во всем народу оказывает послушание. После отмены крепостного права наступил спад в распространении и развитии идей “русского социализма”. О десятилетии 1863–1873 гг. Лавров писал, что это было “время глухое, томительное и безжизненное”. В 1873 г. началось и в следующем году приняло массовый размах “хождение в народ” сотен и тысяч пропагандистов, звавших крестьян к низвержению царя, чиновников и урядников, к общинному устройству и управлению. В эмиграции резко увеличилось издание русской литературы социально-революционного направления. К 1876 г. сложилась народническая организация “ Земля и Воля ”. Идейной основой народничества была теория “русского социализма”. В процессе осуществления этой теории внутри народничества определились разные направления, имеющие своих идеологов. Петр Лаврович Лавров (1823–1900 гг.) с 1873 г. в эмиграции издавал журнал “Вперед! ”. Им написан ряд работ, пропагандировавших теорию “русского социализма”.
“ формула прогресса ”: “Развитие личности в физическом, умственном и нравственном отношении; воплощение в общественных формах истины и справедливости”.
Социализм в России, писал Лавров, подготовлен ее экономическим строем (общинное землепользование) и будет достигнут в результате повсеместной народной революции, которая создаст “народную федерацию русских революционных общин и артелей”. Лавров считал государство злом, которое нельзя уничтожить сразу, а можно только довести “до минимума несравненно меньшего, чем те минимумы, которые представляла предшествующая история”. Государство будет сведено к “минимальному минимуму” по мере нравственного воспитания общества, утверждения солидарности (чем меньше в обществе солидарности, тем могущественнее государственный элемент). Главные положения (“ боевой крик ”) рабочего социализма Лавров определял следующим образом: «Прекращение эксплуатации человека человеком. Прекращение управления человека человеком». В последней формуле, конечно, слово “управление” должно быть понято не в смысле добровольного подчинения одной личности в данном случае руководству другой, – пояснял Лавров, – но в смысле принудительной власти одной личности над другою”. Теоретиком народничества был также Петр Никитич Ткачев (1844–1885 гг.). С 1875 г. он издавал (в Женеве) журнал “Набат” с эпиграфом: “Теперь, или очень нескоро, быть может – никогда! ” В отличие от других народников, Ткачев утверждал, что в России уже нарождаются формы буржуазной жизни, разрушающие “принцип общины”.
Признанным идеологом народничества являлся и теоретик анархизма Михаил Александрович Бакунин (1814 – 1876 гг.). Он полагал, что Россия и вообще славянские страны могут стать очагом всенародной и всеплеменной, интернациональной социальной революции. Славяне, в противоположность немцам, не питают страсти к государственному порядку и к государственной дисциплине. В России государство открыто противостоит народу: “Народ наш глубоко и страстно ненавидит государство, ненавидит всех представителей его, в каком бы виде они перед ним ни являлись”. Написанное Бакуниным и опубликованное в 1873 г. “ Прибавление А” к книге “Государственность и анархия ” стало программой хождения в народ пропагандистов всенародного бунта. Исходя из основных положений теории “русского социализма”, Бакунин писал, что в основании русского народного идеала лежат три главные черты: во-первых, убеждение, что вся земля принадлежит народу, во-вторых, что право на пользование ею принадлежит не лицу, а целой общине, миру; в-третьих (не менее важно, чем две предыдущие черты), “общинное самоуправление и вследствие того решительно враждебное отношение общины к государству”. Вместе с тем, предупреждал Бакунин, русскому народному идеалу присущи и затемняющие черты, замедляющие его осуществление: 1) патриархальность, 2) поглощение лица миром (общиной), 3) вера в царя. В виде четвертой черты можно прибавить христианскую веру, писал Бакунин, но в России этот вопрос не так важен, как в Западной Европе. Поэтому социальные революционеры не должны ставить религиозный вопрос на первый план пропаганды, поскольку религиозность в народе можно убить только социальной революцией. Ее подготовка и организация – главная задача друзей народа, образованной молодежи, зовущей народ к отчаянному бунту. Теория “русского социализма” и народничество имели общеевропейскую известность. Ряд народников состоял в Женевской секции I Интернационала (преимущественно “лавристы”) и поддерживал борьбу Маркса против Бакунина и бакунистов. Анархистская теория Бакунина сложилась в середине 60-х гг. В работах “ Кнуто-германская империя и социальная революция ” (1871 г.), “ Государственность и анархия ” (1873 г.) и ряде других Бакунин излагает историко-социологическое и философское обоснование своей доктрины.
Выход из несвободы: · организация международного восстания; · освобождение рабочего класса от эксплуатации; · объявление всеобщей свободы человечества, основанной на равенстве и братстве; · введение института самоуправляющихся сообществ рабочих, основанного на справедливости. Факторами, подталкивающими к революции в России, служили: Ø унизительное положение женщин; Ø отсутствие понятия «право»; Ø применение обычаев, а не законов для регулирования жизненных ситуаций; Ø отсутствие условий для развития индивидуальности; Ø уверенность народа в справедливости своих притязаний на землю. Во второй половине XIX в продолжали развиваться взгляды представителей русского либерализма на государство и право. Наиболее отчетливо их можно проследить в работах Б.Чичерина и П. Струве. Б. Чичерин ( 1828 – 1904) основу своей правовой концепции положил понятие «свобода личности», содержание которой составляли: отрицательное начало и положительное начало. Смысл отрицательного начала – признание независимости личности от воли иного индивида, а положительного – обладание индивидом способностью самому принимать волевые решения и выполнять их. Право он делил на субъективное и объективное субъективное право – это законная свобода человека что-либо делать или требовать, объективное право – это закон, определяющий свободу и устанавливающий права и обязанности участников правоотношений. Государственная концепция Б. Чичерина основывалась на идее превалирования интересов личности над интересами государства. Государство, ‑ считал он, ‑ это «союз свободного народа, связанного законом в одно юридическое целое и управляемое сверху верховной властью для общего блага». Как наилучшую форму правления в государстве Б. Чичерин называл конституционную монархию, т.к. именно в ней гармонично сплелись все названные выше признаки государства. Петр Струве (1870 – 1944) попытался объединить в своей политико-правовой теории либеральные идеи и монархическое устройство государства. Он подвергал резкой критике социализм. По Струве, социализм разрушает моральную и духовную сферы жизни человека, а либерализм развивает идеи веротерпимости и следования моральным принципам. Возникающие между государством и личностью конфликты Струве предлагал решать, используя чувство патриотизма и развитие национального духа в личности. Применяя свою теории к российской действительности, Струве отмечал, что пришло время свершить «революцию во имя государства», т.е объединив верховную власть и свободный народ, создать государство с четкими законами, уважением свободы личности и высоким уровнем духовной культуры.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 635; Нарушение авторского права страницы