Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Методология и функции науки теории государства и права.Стр 1 из 10Следующая ⇒
Методология и функции науки теории государства и права. Под методом науки понимается совокупность принципов, подходов, позиций, на которых основывается наука при изучении своего предмета. Методы науки иногда также называют приёмами исследования. Методология ТГП - это система всех методов (приемов), средств, принципов и правил, с помощью которых изучается предмет ТГП. 3группы методов: общенаучные (философские), частнонаучные, специальные 1)общенаучные (философские) методы (вырабатываются философскими науками и пригодны для использования всеми науками) к ним относятся: метод анализа и синтеза, индукции и дедукции, системного анализа и подхода и др.; 2)частнонаучныеметоды (используются в отдельных группах наук). Они вырабатываются самой теорией государства и права и другими юридическими науками и используются только в пределах этих наук: опрос, анкетирование, статистика, метод сравнительного правоведения, и др. 3)специальные методы (используемые в рамках отдельных наук), к ним относятся: формально-юридический метод (толкование юридических терминов, анализ текстов нормативных актов, устанавливает пробелы в праве, предотвращает коллизии), сравнительно-правовой метод, математические, социологические, статистические методы и др.; Для ТГП характерны следующие методы: метод сравнит правоведения (основан на сопоставлении различных политических и правовых явлений в условиях выявления их общих и особенных свойств, прежде всего, при сопоставлении законодательства двух и более государств), метод правового эксперимента (это апробация (одобрение) законодательных нововведений с целью определения их эффективности и возможности дальнейшего использования в более широких масштабах.), метод формальной логики (используется при систематизации нормативно-правовых актов, классификации юридических норм, разграничении стадий законотворческой и правоприменительной деятельности органов государства и т. п. Он позволяет придать четкую формальную определенность качественно различным правовым явлениям, определить их место и роль). Функции ТГП – это основные направления действий данной науки, необходимые для решения стоящих перед ней целей и задач: 1)Онтологическая – ТГП исследует основы и принципы бытия государства и права, структура и закономерности бытия (как и почему они возникли, что они представляют собой сегодня, закономерности развития и функционирования). 2)Гносеологическаяили познавательную (ТГП призвана познавать и изучать явления). 3)Праксеологическая или практико-прикладную (ТГП, как и любая другая наука, не просто изучает, но определенным образом служит практике, обогащает практическую деятельность). 4)Идеологическая - ТГП несет в себе определенную идеологию. 5)Прогностическая - наука должна прогнозировать развитие тех или иных явлений, т.к. прогнозы необходимы для науки. 6)Методологическая - среди юр. наук эту функцию выполняет только ТГП. Она проявляется в 3 моментах: а) ТГП выступает как своеобразная философия государства и права для всех юридических наук, дает определенное мировоззрение, взгляды на государство и право; б) ТГП вырабатывает наиболее общие государственно-правовые категории, которые являются отправными пунктами познания для других юридических наук; в) методологическая функция вырабатывает методологию всей юридической науки. 7) Эвристическая – искусство нахождения истины, новых открытий. ТГП открывает новые закономерности в развитии государственно-правовых явлений. 8) Политико-управленческая - ТГП призвана формировать научные основы внутренней и внешней политики, обеспечивать научность государственно-правового управления.
Теория государства и права в системе общественных и юридических наук. Гуманитарные науки (философия, политология, экономическая теория, социология, история) ТГП, являясь наукой частной по отношению к гуманитарным наукам (эти науки по отношению к ТГП выступают как общие), при изучении своего предмета нередко опирается на положения и выводы, разрабатываемые этими науками. В свою очередь и ТГП обогащает общегуманитарные науки, глубоко изучая государственно-правовые явления. Т.о. можно сказать, что связь ТГП и других гуманитарных наук носит двухсторонний характер. Юридические науки. Система юридических наук включает в свой состав 3 основные группы. 1)теоретико-исторические науки о государстве и праве (ТГП, История государства и права (России и зарубежных стран), история политических и правовых учений); 2)отраслевые и межотраслевые юридические науки. Они изучают либо отдельные отрасли права, либо формируются на стыке двух или нескольких отраслей права (наука государственного (конституционного), административного, уголовного, гражданского, международного права, и др.) 3)прикладные (специальные) юридические науки (криминалистика, криминология, юридическая психология, судебная медицина и психиатрия, судебная статистика и др.). В системе юридических наук ТГП в различной степени связана с разными группами юридических наук. В этой системе ТГП по отношению к другим юридическим наука, выступает как наиболее общая наука о государстве и праве, а все остальные юридические науки по отношению к ТГП носят более частный характер. ТГП выступает теоретической и методологической базой для других юридических наук (все другие юридические науки как частные науки опираются на положения и выводы ТГП). В свою очередь сама, обогащается данными этих наук (ТГП опирается на положения и выводы других юридических наук и использует эти положения и выводы для более широких теоретических обобщений). Таким образом, из всего вышесказанного следует, что связь ТГП с другими юридическими науками носит двусторонний характер.
Политический режим. Политический режим – это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Признаки: а)участие народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования; б)соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами гос-ва; гарантированность прав и свобод личности; в)наличие выборных органов; г)положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности гос-ного аппарата; Современная теория гос-ва различает 2 основных типа политических режимов: а) демократический; б) антидемократический . Политический режим демократического типа имеет своей социально-экономической предпосылкой существование индивидуальных суверенных субъектов, являющихся собственниками экономических условий своей жизни и строящих отношения друг с другом на основе обмена и договора. Основные харак-ки демократ. режима ( США, Великобритании, Франции, Японии, Канаде, Австралии, ряде стран Европы ): а)население участвует в формировании и осуществлении гос-ной власти; б)решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства; в)предполагается существование правового гос-ва и гражданского общества; г)провозглашение и реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина; д)силовые структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т.п.) находятся под демократическим контролем общества; е)доминируют методы убеждения, компромисса; ж)политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции; з)гласность; средства массовой информации свободны от цензуры; и)реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную, исполнит, и судебную. Политический режим антидемократического типа - характерно насильственное навязывание населению общественных порядков, чьи модели разработаны на основе единой идеологии. Господство этих порядков достигается посредством монопольного тоталитарного контроля над политикой, экономикой, культурой и бытом. Основными разновидностями являются тоталитарный и авторитарный режимы. Тоталитарный режим - абсолютный контроль гос-ва над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии. Пример Германия (фашизм) Основные харак-ки: господство гос-ва всеми сферами общественной жизни; общество практически полностью отчуждено от политической власти; монопольный гос-ный контроль над экономикой, сми, культурой, религией и т.д.; доминирующим методом управления - насилие, принуждение, террор; господство одной партии; права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер. Авторитарный режим – гос.-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (класс, партия, элитная группа и т.д.) при минимальном участии народа. Главная черта - авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений (например, Испания периода правления Франко, Чили во времена власти Пиночета). Основные харак-ки: - концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов гос-ной власти; - игнорируется принцип разделения властей на законодат., исполнит. и судеб. (зачастую президент, исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями); -роль представительных органов власти ограничена, хотя они и могут существовать; -суд выступает, по сути, вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные органы; -отсутствие выборов гос-ных органов; методы гос. управления: командные, административные, в то же время отсутствует террор; -сохраняется ограниченная цензура, «полугласность»; -права и свободы человека и гражданина провозглашаются, но реально не обеспечиваются во всей своей полноте; силовые структуры обществу практически неподконтрольны. Отличия авторитарного режима от тоталитарного: 1) если при тоталитаризме устанавливается всеобщий контроль, то авторитаризм предполагает наличие сфер социальной жизни, недоступных гос-ному контролю; 2) если при тоталитаризме осуществляется систематический террор по отношению к противникам, то в авторитарном обществе проводится тактика «выборочного» террора, направленного на предотвращение возникновения оппозиции.
Понятие и признаки права Слово «право» - многозначно, имеет богатое разностороннее содержание. Во-первых, его употребляют в общесоциальном смысле (моральное право, право народов и т.п.), в рамках которого речь идет о нравственных, политических, культурных и иных возможностях в поведении субъектов (например, моральное право руководить коллективом; поступить по совести; изменить, следуя моде, свой внешний вид; право члена общественного объединения и т.п.). Во-вторых, с помощью этого термина обозначается определенная правовая возможность конкретного субъекта. В данном случае такое право называется субъективным, принадлежащим личности и зависящим от его воли и желания (право на образование, на труд, на пользование культурными ценностями, на судебную защиту и т.д.). В-третьих, под правом понимают юридический инструмент, связанный с государством и состоящий из целой системы норм, институтов и отраслей. Это так называемое объективное право (конституция, законы, подзаконные акты, правовые обычаи, нормативные договоры). Наш объект рассмотрения - право именно в объективном смысле. Т.о. право есть система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих волю общества (конкретные интересы различных классов, социальных групп, слоев), устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений. Право - социальный институт, имеющий свою собственную природу. Признаки заключаются в следующем: 1) право носило волевой характер, ибо оно есть проявление воли и сознания людей, но не любой воли, а прежде всего государственно выраженной воли классов, социальных групп, элит, большинства членов общества. 2) общеобязательность, в чем воплощается суверенитет государства, означающий, что выше официальной, публичной власти в обществе никого нет и быть не может и что все принимаемые нормы права распространяются на всех либо большой круг субъектов. 3) нормативность права заключается в том, что оно прежде всего состоит из норм, т.е. общих правил поведения, регулирующих значительный круг общественных отношений. 4) связь с государством состоит в том, что право во многом принимается, применяется и обеспечивается государственной властью. 5) формальная определенность права заключается в том, что нормы права имеют внешне выраженную письменную форму, должны быть четко объективированы, точно определены. 6) системность права проявляется в том, что оно представляет собой не механическую совокупность юридических норм, а внутренне согласованный, упорядоченный организм, где каждый элемент имеет свое место и играет свою роль, где юридические предписания взаимосвязаны, расположены определенным иерархическим образом, группируются по отраслям и институтам.
Соотношение права и морали Мораль – самый сложный регулятор – правила поведения, нормы, построенные на господствующих в обществе представлениях о добре и зле. Право – это система норм, формальных и общеобязательных, связанных с государством. Государство придает официальность праву и защищает его. Соотношение между правом и моралью сложное, оно включает в себя 4 компонента: единство, различие, взаимодействие и противоречия. ЕДИНСТВО ПРАВА И МОРАЛИ состоит в том, что: во-первых, они представляют собой разновидности социальных норм, обладают некоторыми общими чертами, у них единая нормативная основа. во-вторых, право и мораль преследуют одни и те же цели и задачи - упорядочение и совершенствование общественной жизни. в-третьих, у права и морали один и тот же объект регулирования - общественные отношения. в-четвертых, право и мораль определяют границы должных и возможных поступков субъектов. в-пятых, право и мораль выступают в качестве фундаментальных ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ: 1. по способам их установления, формирования - право создаются государством, а нормы морали возникают и развиваются спонтанно в процессе практической деятельности людей. 2. по методам их обеспечения. Если право создается государством, то оно им и обеспечивается, охраняется, защищается. Мораль опирается не на силу общественного мнения. 3. по форме их выражения, фиксации. Правовые нормы закрепляются в специальных юридических актах государства (законах, указах, постановлениях), а моральные нормы и принципы не закрепляются нигде – устная форма. 4. по характеру и способам их воздействия на сознание и поведение людей. Способом воздействия права является страх наказания, а в морали – совесть. 5. по характеру и порядку ответственности за их нарушение. Право – государственное принуждение, юридическую ответственность. Мораль – общественное порицание, нарушитель подвергается моральному осуждению, к нему применяются меры общественного воздействия (выговор, замечание, исключение из организации и т.п.). 6. по уровню требований, предъявляемых к поведению человека. Этот уровень значительно выше у морали, которая во многих случаях требует от личности гораздо большего, чем юридический закон. Например, мораль осуждает любые формы нечестности, лжи, клеветы, обмана и т.д., тогда как право пресекает лишь наиболее крайние и опасные их проявления. 7. по сферам действия. Моральное пространство гораздо шире правового. Право регулирует далеко не все, а лишь наиболее важные области общественной жизни (собственность, власть, труд и т.д.), оставляя за рамками такие стороны человеческих отношений (любовь, дружба, вкусы, мода и т.д.). 9.У права и морали различные исторические судьбы. Мораль «старше по возрасту», древнее, а право возникло лишь на определенной ступени социальной эволюции. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВА И МОРАЛИ: Мораль и право осуждают совершение правонарушений и особенно преступлений. Всякое противоправное поведение - противонравственно. Право и мораль предписывают соблюдать законы. Право и мораль плодотворно «сотрудничают» в сфере отправления правосудия, деятельности органов правопорядка, юстиции (при разрешении конкретных дел). ПРОТИВОРЕЧИЯ МЕЖДУ ПРАВОМ И МОРАЛЬЮ: У права и морали разные методы регуляции, различные подходы, критерии при оценке поведения субъектов. Право по своей природе более консервативно (неизменно), оно неизбежно отстает от течения жизни, к тому же в нем самом немало коллизий (столкновений). Мораль же более подвижна, динамична, активнее и эластичнее реагирует на происходящие изменения.
Право и религия Религия (набожность, святыня, предмет культа) - мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование бога или богов, сверхъестественного. Право и религия — это системные регуляторы общественной жизни прошлого и настоящего периода времени. Они способны взаимодополнять друг друга; направления деятельности людей на основе правовых и религиозных норм могут пересекаться. Общность и взаимоподдержка названных социальных регуляторов проявляется в следующем: Во-первых, и право, и религия воздействуют на один и тот же объект — поведение людей, основанное на их сознании и воле. Во-вторых, РФ согласно ст. 14 Конституции является светским государством. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Правовое положение церкви в современной России, ее взаимоотношения с государством, наряду с конституционными положениями, регулируются ГК РФ и ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. В-третьих, в течение тысячелетий религия учит человека познавать религиозно-нравственные предписания — нормы, побуждающие повиноваться таким установкам, как «относись к другому как к самому себе», «не лжесвидетельствуй», «не укради» и др. Регулярное соблюдение таких норм людьми приводит к «переводу» их в индивидуальное сознание, предпосылку правомерного поведения, отвечающего требованиям права и законности. В-четвертых, надо иметь в виду, что существует церковная и нецерковная религиозность. Церковь — особый тип самоуправляемой религиозной организации. Она объединяет единоверцев на основе общности вероучения и противопоставляет их иноверцам. В действительности, как подтверждает история, такие противостояния, основанные на религиозных убеждениях, например, свойственных религиозному экстремизму, могут принимать крайние формы. Очевидно, право, юридические нормы в этом плане выступают значительным сдерживающим фактором, смягчают остроту противостояния, способствуют достижению определенного согласия договорным цивилизованным путем. Современная реальность подтверждает существование ортодоксальных (твёрдость в вере) религиозных направлений (типа японской религиозной секты Аум Сенрикё), отрицательно влияющих на личность, разрушающих ее ценностные ориентации, отношения с близкими людьми, причиняющих вред физическому и психическому здоровью людей. Деятельность такого рода также основывается на определенных установках, нормах, принятых в религиозной секте, регулирующих отношения участников такого сообщества между собой и с иными лицами. Соотношение этих норм с нормами права характеризуется конфликтностью. Это следует из содержания ст. 239 УК РФ, предусматривающей уголовную ответственность за создание религиозного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами, либо с побуждением их к отказу от исполнения гражданских обязанностей. Поэтому правовые и религиозные нормы – это необходимый и важный инструмент поддержания и сохранения нравственного и правового порядка в обществе.
Право и обычай Обычаи это устойчивое правило поведения, сложившееся исторически и вошедшее в привычку. В основе обычаев лежат образцы конкретного поведения, практической деятельности, а потому они трудноотделимы от самого поведения и деятельности. Содержание обычая — это сам образец поведения, а формой его фиксации является привычка, поведенческая традиция. Отсюда и специфика регулятивного воздействия обычных норм. В отличие от права или морали они предполагают не согласование поведения с предписанными требованиями, а воспроизведение самого поведения в устоявшихся вариантах. Наконец, существование обычая в виде привычки означает отсутствие особых механизмов его обеспечения, отсутствие необходимости в определенном принуждении, поскольку следование привычке обеспечено самим фактом ее существования, т.е. естественно. Исторически обычаи относятся к числу самых ранних социальных норм. В период становления первых цивилизаций, образования древних государств обычаям начинают придавать общеобязательное значение. Облеченные в письменную форму, в определенном смысле систематизированные, своды обычаев возводятся в ранг законов государства, например, законы Ману, законы Хаммурапии, и становятся первыми источниками права. Нормативные системы современных обществ такого перехода обычаев в юридические нормы уже фактически не знают. Сегодня, как правило, говорят о взаимодействии права и обычаев, которое рассматривается преимущественно как «отношение» юридических норм к существующим в обществе обычаям. Такое «отношение» сводится к 3 основным вариантам: 1.Юридические нормы поддерживают обычаи, полезные с точки зрения общества и государства, создают условия для их реализации. 2.Юридические нормы могут служить вытеснению вредных с точки зрения общества обычаев. 3.Юридические нормы безразличны к действующим обычаям. Таких обычаев большинство, и связаны они главным образом с межличностными отношениями, бытовым поведением людей. От взаимодействия права и обычая надо отличать правовой обычай как источник (форму) права, сохранивший некоторое значение и в настоящее время. При взаимодействии права и обычая сама обычная норма юридического значения не имеет, а значимы действия совершенные при реализации ее требований. В правовое обычае юридическое значение придается именно обычной норме путем ее соответствующего санкционирования. Другими словами, в этом случае обычай приобретает юридический статус без его текстуальной формулировки в правовом документе. В качестве примера могут рассматриваться ст.134, 135 Кодекса торгового мореплавания, ст. 5 ГК РФ, санкционирующая обычаи делового оборота.
Методология и функции науки теории государства и права. Под методом науки понимается совокупность принципов, подходов, позиций, на которых основывается наука при изучении своего предмета. Методы науки иногда также называют приёмами исследования. Методология ТГП - это система всех методов (приемов), средств, принципов и правил, с помощью которых изучается предмет ТГП. 3группы методов: общенаучные (философские), частнонаучные, специальные 1)общенаучные (философские) методы (вырабатываются философскими науками и пригодны для использования всеми науками) к ним относятся: метод анализа и синтеза, индукции и дедукции, системного анализа и подхода и др.; 2)частнонаучныеметоды (используются в отдельных группах наук). Они вырабатываются самой теорией государства и права и другими юридическими науками и используются только в пределах этих наук: опрос, анкетирование, статистика, метод сравнительного правоведения, и др. 3)специальные методы (используемые в рамках отдельных наук), к ним относятся: формально-юридический метод (толкование юридических терминов, анализ текстов нормативных актов, устанавливает пробелы в праве, предотвращает коллизии), сравнительно-правовой метод, математические, социологические, статистические методы и др.; Для ТГП характерны следующие методы: метод сравнит правоведения (основан на сопоставлении различных политических и правовых явлений в условиях выявления их общих и особенных свойств, прежде всего, при сопоставлении законодательства двух и более государств), метод правового эксперимента (это апробация (одобрение) законодательных нововведений с целью определения их эффективности и возможности дальнейшего использования в более широких масштабах.), метод формальной логики (используется при систематизации нормативно-правовых актов, классификации юридических норм, разграничении стадий законотворческой и правоприменительной деятельности органов государства и т. п. Он позволяет придать четкую формальную определенность качественно различным правовым явлениям, определить их место и роль). Функции ТГП – это основные направления действий данной науки, необходимые для решения стоящих перед ней целей и задач: 1)Онтологическая – ТГП исследует основы и принципы бытия государства и права, структура и закономерности бытия (как и почему они возникли, что они представляют собой сегодня, закономерности развития и функционирования). 2)Гносеологическаяили познавательную (ТГП призвана познавать и изучать явления). 3)Праксеологическая или практико-прикладную (ТГП, как и любая другая наука, не просто изучает, но определенным образом служит практике, обогащает практическую деятельность). 4)Идеологическая - ТГП несет в себе определенную идеологию. 5)Прогностическая - наука должна прогнозировать развитие тех или иных явлений, т.к. прогнозы необходимы для науки. 6)Методологическая - среди юр. наук эту функцию выполняет только ТГП. Она проявляется в 3 моментах: а) ТГП выступает как своеобразная философия государства и права для всех юридических наук, дает определенное мировоззрение, взгляды на государство и право; б) ТГП вырабатывает наиболее общие государственно-правовые категории, которые являются отправными пунктами познания для других юридических наук; в) методологическая функция вырабатывает методологию всей юридической науки. 7) Эвристическая – искусство нахождения истины, новых открытий. ТГП открывает новые закономерности в развитии государственно-правовых явлений. 8) Политико-управленческая - ТГП призвана формировать научные основы внутренней и внешней политики, обеспечивать научность государственно-правового управления.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 1910; Нарушение авторского права страницы