Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Понятие социального регулирования. Виды нормативных регуляторов
Социальное регулирование – это присущий обществу процесс упорядочивания общественных отношений. Выделяют 3 группы регуляторов: 1. Стихийные регуляторы (неуправляемые) – это природные явления которые в силу периодичности и предсказуемости оказывают упорядочивающее воздействие на общество (цикл, день-ночь, смена времени года, массовые сезонные заболевания) и могут иметь как стабилизирующее, так и дестабилизирующее влияние (сезон дождей может нарушить образ жизни общества); 2. Социальные нормы – это правила поведения, которые создаются самим обществом, связанны с волей и сознанием людей. Норма - предел. Социальные нормы регламентируют формы социального воздействия людей, т.е. направлены на регулирование общественных отношений, поведения в обществе, они возникают в процессе исторического развития (как его фактор и результат) и функционирования общества. Виды: - Естественные – существуют в виде знаний законов природы. Такие нормы формирует, например, наука (химические, физические законы – человек может только знать и использовать их); - Технические нормы – создаются на основе естественных и содержат правила взаимодействия человека и объектов окружающего мира (инструкция по эксплуатации «не влезай, убьет» и др.); - Социальные нормы – вытекающие из естественных, содержат правила взаимодействия людей, они не производны, отражают те закономерности, которые присущи естественным нормам (в ТК РФ ограничение продолжительности рабочего времени, вытекает из естественных норм); - Социальные нормы, отражающие цели и задачи, стоящие перед обществом. Нормы носят искусственный характер (отражаются в Конституционном праве). 3. Индивидуальные нормы – с одной стороны, создаются обществом, рассчитаны на конкретных людей, с другой стороны, непредсказуемость (т.е. сам создал правило поведения, сам ему и следую). Виды социальных норм: 1) По сфере действия: политические и экономические; 2) По механизму: ритуал, обычай, обряд, мифы, религия, право, мораль.
Соотношение права и морали Мораль – самый сложный регулятор – правила поведения, нормы, построенные на господствующих в обществе представлениях о добре и зле. Право – это система норм, формальных и общеобязательных, связанных с государством. Государство придает официальность праву и защищает его. Соотношение между правом и моралью сложное, оно включает в себя 4 компонента: единство, различие, взаимодействие и противоречия. ЕДИНСТВО ПРАВА И МОРАЛИ состоит в том, что: во-первых, они представляют собой разновидности социальных норм, обладают некоторыми общими чертами, у них единая нормативная основа. во-вторых, право и мораль преследуют одни и те же цели и задачи - упорядочение и совершенствование общественной жизни. в-третьих, у права и морали один и тот же объект регулирования - общественные отношения. в-четвертых, право и мораль определяют границы должных и возможных поступков субъектов. в-пятых, право и мораль выступают в качестве фундаментальных ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ: 1. по способам их установления, формирования - право создаются государством, а нормы морали возникают и развиваются спонтанно в процессе практической деятельности людей. 2. по методам их обеспечения. Если право создается государством, то оно им и обеспечивается, охраняется, защищается. Мораль опирается не на силу общественного мнения. 3. по форме их выражения, фиксации. Правовые нормы закрепляются в специальных юридических актах государства (законах, указах, постановлениях), а моральные нормы и принципы не закрепляются нигде – устная форма. 4. по характеру и способам их воздействия на сознание и поведение людей. Способом воздействия права является страх наказания, а в морали – совесть. 5. по характеру и порядку ответственности за их нарушение. Право – государственное принуждение, юридическую ответственность. Мораль – общественное порицание, нарушитель подвергается моральному осуждению, к нему применяются меры общественного воздействия (выговор, замечание, исключение из организации и т.п.). 6. по уровню требований, предъявляемых к поведению человека. Этот уровень значительно выше у морали, которая во многих случаях требует от личности гораздо большего, чем юридический закон. Например, мораль осуждает любые формы нечестности, лжи, клеветы, обмана и т.д., тогда как право пресекает лишь наиболее крайние и опасные их проявления. 7. по сферам действия. Моральное пространство гораздо шире правового. Право регулирует далеко не все, а лишь наиболее важные области общественной жизни (собственность, власть, труд и т.д.), оставляя за рамками такие стороны человеческих отношений (любовь, дружба, вкусы, мода и т.д.). 9.У права и морали различные исторические судьбы. Мораль «старше по возрасту», древнее, а право возникло лишь на определенной ступени социальной эволюции. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВА И МОРАЛИ: Мораль и право осуждают совершение правонарушений и особенно преступлений. Всякое противоправное поведение - противонравственно. Право и мораль предписывают соблюдать законы. Право и мораль плодотворно «сотрудничают» в сфере отправления правосудия, деятельности органов правопорядка, юстиции (при разрешении конкретных дел). ПРОТИВОРЕЧИЯ МЕЖДУ ПРАВОМ И МОРАЛЬЮ: У права и морали разные методы регуляции, различные подходы, критерии при оценке поведения субъектов. Право по своей природе более консервативно (неизменно), оно неизбежно отстает от течения жизни, к тому же в нем самом немало коллизий (столкновений). Мораль же более подвижна, динамична, активнее и эластичнее реагирует на происходящие изменения.
Право и религия Религия (набожность, святыня, предмет культа) - мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование бога или богов, сверхъестественного. Право и религия — это системные регуляторы общественной жизни прошлого и настоящего периода времени. Они способны взаимодополнять друг друга; направления деятельности людей на основе правовых и религиозных норм могут пересекаться. Общность и взаимоподдержка названных социальных регуляторов проявляется в следующем: Во-первых, и право, и религия воздействуют на один и тот же объект — поведение людей, основанное на их сознании и воле. Во-вторых, РФ согласно ст. 14 Конституции является светским государством. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Правовое положение церкви в современной России, ее взаимоотношения с государством, наряду с конституционными положениями, регулируются ГК РФ и ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. В-третьих, в течение тысячелетий религия учит человека познавать религиозно-нравственные предписания — нормы, побуждающие повиноваться таким установкам, как «относись к другому как к самому себе», «не лжесвидетельствуй», «не укради» и др. Регулярное соблюдение таких норм людьми приводит к «переводу» их в индивидуальное сознание, предпосылку правомерного поведения, отвечающего требованиям права и законности. В-четвертых, надо иметь в виду, что существует церковная и нецерковная религиозность. Церковь — особый тип самоуправляемой религиозной организации. Она объединяет единоверцев на основе общности вероучения и противопоставляет их иноверцам. В действительности, как подтверждает история, такие противостояния, основанные на религиозных убеждениях, например, свойственных религиозному экстремизму, могут принимать крайние формы. Очевидно, право, юридические нормы в этом плане выступают значительным сдерживающим фактором, смягчают остроту противостояния, способствуют достижению определенного согласия договорным цивилизованным путем. Современная реальность подтверждает существование ортодоксальных (твёрдость в вере) религиозных направлений (типа японской религиозной секты Аум Сенрикё), отрицательно влияющих на личность, разрушающих ее ценностные ориентации, отношения с близкими людьми, причиняющих вред физическому и психическому здоровью людей. Деятельность такого рода также основывается на определенных установках, нормах, принятых в религиозной секте, регулирующих отношения участников такого сообщества между собой и с иными лицами. Соотношение этих норм с нормами права характеризуется конфликтностью. Это следует из содержания ст. 239 УК РФ, предусматривающей уголовную ответственность за создание религиозного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами, либо с побуждением их к отказу от исполнения гражданских обязанностей. Поэтому правовые и религиозные нормы – это необходимый и важный инструмент поддержания и сохранения нравственного и правового порядка в обществе.
Право и обычай Обычаи это устойчивое правило поведения, сложившееся исторически и вошедшее в привычку. В основе обычаев лежат образцы конкретного поведения, практической деятельности, а потому они трудноотделимы от самого поведения и деятельности. Содержание обычая — это сам образец поведения, а формой его фиксации является привычка, поведенческая традиция. Отсюда и специфика регулятивного воздействия обычных норм. В отличие от права или морали они предполагают не согласование поведения с предписанными требованиями, а воспроизведение самого поведения в устоявшихся вариантах. Наконец, существование обычая в виде привычки означает отсутствие особых механизмов его обеспечения, отсутствие необходимости в определенном принуждении, поскольку следование привычке обеспечено самим фактом ее существования, т.е. естественно. Исторически обычаи относятся к числу самых ранних социальных норм. В период становления первых цивилизаций, образования древних государств обычаям начинают придавать общеобязательное значение. Облеченные в письменную форму, в определенном смысле систематизированные, своды обычаев возводятся в ранг законов государства, например, законы Ману, законы Хаммурапии, и становятся первыми источниками права. Нормативные системы современных обществ такого перехода обычаев в юридические нормы уже фактически не знают. Сегодня, как правило, говорят о взаимодействии права и обычаев, которое рассматривается преимущественно как «отношение» юридических норм к существующим в обществе обычаям. Такое «отношение» сводится к 3 основным вариантам: 1.Юридические нормы поддерживают обычаи, полезные с точки зрения общества и государства, создают условия для их реализации. 2.Юридические нормы могут служить вытеснению вредных с точки зрения общества обычаев. 3.Юридические нормы безразличны к действующим обычаям. Таких обычаев большинство, и связаны они главным образом с межличностными отношениями, бытовым поведением людей. От взаимодействия права и обычая надо отличать правовой обычай как источник (форму) права, сохранивший некоторое значение и в настоящее время. При взаимодействии права и обычая сама обычная норма юридического значения не имеет, а значимы действия совершенные при реализации ее требований. В правовое обычае юридическое значение придается именно обычной норме путем ее соответствующего санкционирования. Другими словами, в этом случае обычай приобретает юридический статус без его текстуальной формулировки в правовом документе. В качестве примера могут рассматриваться ст.134, 135 Кодекса торгового мореплавания, ст. 5 ГК РФ, санкционирующая обычаи делового оборота.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 955; Нарушение авторского права страницы