Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Государство в политической системе общества.



Политическая система общества – это система взаимосвязанных и взаимодействующих объединений людей, базирующихся на разнообразных формах собственности, отражающих интересы и волю социальных классов, слоев, групп и наций, реализующих политическую власть или борющихся за ее осуществление в рамках права через государство.

Государство в политической системе общества. В историческом плане государство можно считать первой политической организацией. История свидетельствует, что наряду с государством и в его рамках возникают различного рода негосударственные объединения, отражающие интересы определенных, классов, сословий, групп, наций и принимающие участие в политической жизни общества.

Однако государство занимает центральное, ведущее место в политической системе общества, так как оно: 1)Выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных; 2)Границах по признаку гражданства; Является единственным носителем суверенитета; 3)Обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом; 4)Обладает силовыми структурами (вооруженными силами, милицией, службой безопасности); 5)Обладает монополией на правотворчество; 6)Обладает специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта);

Эти свойства дают государству возможность оказывать влияние на общественную жизнь путем: 1)Установления правового режима организации и функционирования всех других субъектов политической системы; 2)Осуществления надзора за соблюдением законности в деятельности субъектов политической системы; 3)Только государство способно применять меры государственного принуждения (юридической ответственности) за нарушение действующего законодательства

Роль государства в политической системе: 1)Может устанавливать в законодательстве правовой режим организации и функционирования всех иных субъектов политики – политических партий, движений, групп давления; 2)Регистрирует их соответствующими органами (как правило Минюстом) и привлекает к участию в общественных и государственных делах; 3)Может осуществлять надзор за законностью деятельности всех иных субъектов политики и применять меры принуждения за соответствующие правонарушения;

 

23. Правовое государство: понятие и признаки.

Правовое государство – это такая форма организации публичной власти, которая действует и развивается в рамках права (правового закона) в целях обеспечения прав и свобод личности. Правовое государство предполагает ограничение государственной власти правом.

В идее правового государства можно выделить два главных аспекта: 1) свободу человека, наиболее полное обеспечение его прав; 2) ограничение правом государственной власти. В правовом государстве в отношении человека создаются условия для его юридической свободы, реализуется механизм правового стимулирования, в основе которого лежит принцип " не запрещенное законом дозволено".

Для правового государства характерно господство права, в своей деятельности государство подчинено праву, оно в своей деятельности как бы связано правом и действует в его рамках.

Основные черты (признаки) правового государства: 1. Господство права во всех сферах общественной жизни. Право является основным регулятором общественных отношений. Все основные сферы общественной жизни должны быть урегулированы правом. 2. Верховенство закона и права. Ни один орган, кроме высшего представительного (законодательного), не вправе отменять или изменять принятый закон.Все иные нормативно-правовые акты (подзаконные) не должны противоречить закону. В случае же противоречия приоритет принадлежит закону.3. Связанность правом, законом государственных органов, должностных лиц, организаций и граждан, т.е. всех субъектов. Все они должны действовать в рамках права, в рамках закона. Всякая незаконная, внеправовая деятельность должна пресекаться. 4. Разделение властей (законодательную, исполнительную, судебную, с целью не допустить сосредоточения всей полноты государственной власти в чьих-либо одних руках, исключить ее монополизацию, т.е. это гарантия от антидемократического режима. 5. Взаимная ответственность государства и личности. т.е каждый гражданин должен обладать той же возможностью принуждения в отношении властвующего к точному и безусловному исполнению закона, что и властвующий в его отношении к гражданину. 6. Подлинная свобода личности, гарантированность ее прав и интересов. В правовом государстве должна царить действительная свобода личности, но в то же время свободу нельзя рассматривать как нечто абсолютное, а рассматривать ее как права естественные данные человеку от рождения или от бога. Но в некоторых случаях государство может посягнуть на эти права, например, ввести смертную казнь и т.п. 7. Наличие эффективных средств, обеспечивающих действие права. Создание специальных органов. Ведущую роль в этом играют суды.8. Наличие гражданского общества.

Следует учитывать, что рынок, товарно-денежные отношения имеют, в том числе и информационную природу. Поэтому существовать и развиваться гражданское общество может только при осуществлении правовым государством функции всестороннего информационного обслуживания (рекламы).

И такой признак правого государства как взаимодействие гражданина и государства также «работает» на гражданское общество. Взаимные права и обязанности гражданина и государства обеспечивают соблюдение частных и общих интересов

 

24. Становление и развитие идеи правового государства.

Предпосылками учения о правовом государстве можно считать идеи о незыблемости и верховенстве закона, о его божественном и справедливом содержании, о необходимости соответствия закона праву.

Первый пример истинного уважения к праву дает нам античная история: мудрый Сократ принял смерть, не пожелав уйти от карающей десницы суда.

О значении правовых законов для нормального развития государства и ограничения произвола правителей писал Платон: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон - владыка над правителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги». Аналогичных взглядов придерживался и Аристотель, подчеркивая, что «там, где отсутствует власть закона, там нет места и какой-либо форме государственного строя».

Европейские ученые Нового времени приняли эстафету у античных мыслителей. Ясперс, определял правовое государство как государство, в котором действует свобода, основанная на законах.

Дальнейшее развитие идеи о разделении властей, об обеспечении прав и свобод граждан получили в работах Ш. Монтескьё. «Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы также тиранически применять их. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получит возможность стать угнетателем».

Философское обоснование учения о правовом государстве в его системном виде связывают с именем Канта. Кант определял государство как объединение множества людей, подчиненных правовым законам. Для Гегеля государство было то же самое, что и право (" наличное бытие свободной воли" ), т.е. государство в его диалектическом понимании, есть царство реализованной свободы.

Словосочетание " правовое государство" впервые встречается в работах немецких ученых Велькера (1813) и Фрайхера фон Аретина (1824). Но первый юридический анализ данного термина и введение его в научный оборот сделаны их соотечественником Робертом фон Молем (1832). Он рассматривал правовое государство как категорию непрерывно развивающегося учения о государстве и ставил его пятым по счету после патриархального, патримониального, теократического и деспотического государства.

В литературе выделяют три этапа развития немецкой идеи правового государства.

До революции 1848 г. она формировалась как теоретическое и конституционно-политическое основание его создания. В 1848 г. в проекте Паулкирхенской конституции была сделана попытка соединить идеи о правовом государстве и демократии. С 1871 г. шла детальная разработка принципа разделения властей, понятий закона и судебной защиты. Веймарская конституция 1919 г. интегрировала правогосударственные и представительно-парламентские элементы.

К концу XX столетия в ряде развитых стран сложились такие типы правовых и политических систем, принципы построения которых во многом соответствуют идеям правовой государственности. В конституциях и иных законодательных актах ФРГ, США, Франции, России, Англии, и других стран содержатся положения, прямо или косвенно фиксирующие, что данное государственное образование является правовым. В планетарном масштабе распространению и реализации этой идеи активно способствует ООН через свои организационные структуры и международно-правовые акты.

Возникновение и эволюция идеи правового государства — процессы реальные и познаваемые. На каждом из этапов развития гражданского общества они отражают соответствующий уровень культуры и реальную правовую действительность в конкретной стране и на планете в целом.

 

25. Понятие и структура гражданского общества.

Теория гражданского общества формировалось такими мыслителями, как Аристотель, Цицерон, Гроций, Гоббс, Локк, Гегель, Маркс и многими другими.

Основной идеей гражданского общества практически все ученые считают проблему человека.

Гражданское общество – это совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп.

Признаки гражданского общества: 1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина; 2) самоуправляемость; 3) конкуренция образующих его структур и различных групп людей; 4) свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм; 5) всеобщая информированность и прежде всего реальное осуществление права человека на информацию; 6) жизнедеятельность базируется на принципе координации (в отличие от государственного аппарата, который построен на основе принципа субординации); 7) многоукладность экономики; 8) легитимность и демократический характер власти; 9) правовое государство; 10) сильная социальная политика государства, обеспечивающая достойный уровень жизни людей, и др.

Структура гражданского общества: 1) негосударственные социально-экономические отношения и институты (собственность труд, предпринимательство, совокупность независимых от государства производителей (частные фирмы и т.п.); 2) общественные объединения и организации; 3) политические партии и движения; 4) сфера воспитания и негосударственного образования; 5) система негосударственных средств массовой информации; 6)семья; 7) церковь и т.п.

Семья, собственность, личность, свобода, право, духовность, порядок, государственность - таковы краеугольные камни и вместе с тем фундаментальные ценности гражданского общества. В этих приоритетах речь не идет о том, чтобы всех поголовно и в обязательном порядке сделать собственниками - многие этого просто не желают, но такая возможность для каждого должна сохраняться.

Таким образом, Сущность гражданского общества состоит в том, что оно объединяет и выражает интересы граждан, их чаяния, свободу, запросы, потребности, а не волю правящих элит, власти, государства. Государство призвано выступать лишь слугой общества, его доверенным представителем

.

26. Глобализация: понятие, содержание, истоки.

Глобализация – это унификация мира в политико правовой, экономической и культурной сферах на основе эталона западной цивилизации с целью формирования мирового правительства.

Глобализация основывается на сознании взаимозависимости и даже единства интересов государственных и общепланетарных, региональных структур и всей мировой цивилизации, потребностей отдельной личности и всего человечества в целом.

Термин глобализация впервые появился в научной литературе в 1983 г. Его использовал американский экономист Левитт для определения процесса слияния рынков товаров, производимых ТНК(транснациональная компания). Но широко это понятие стало употребляться с начала 90-х гг. Термин глобализация (global — шар; охватывающий весь земной шар; всемирный) оказался весьма удобным для определения процессов, происходивших в мировом хозяйстве в конце XX в. Но истоки глобализации следует искать в истории человечества с древних веков. Люди с момента создания организованных форм содружества между собой отчетливо осознавали, что только совместными усилиями возможно создать миролюбивое цивилизованное общество, максимально полно удовлетворять свои потребности, обеспечивать всех и каждого.

В связи со сложностью и противоречивостью глобализации, сложилось большое количество ее определений и характе­ристик. В основе различий лежат идеологические взгляды, принадлежность к разным экономическим школам, защита корпоративных интересов, личная позиция ученых. Авторы используют понятие " глобализация" для обозначения разных явлений и процессов: интернационализации хозяйственной жизни; экономической интеграции стран; взаимозависимости национальных экономик; слияния мировых рынков; свободного перемещения товаров, услуг, капиталов, людей; сближения образа жизни людей разных стран. Часто глобализацию отождествляют с проблемами всемирного масштаба: экологической, сырьевой, продовольственной и демографической.

Широкое распространение в мировой научной литературе получила точка зрения, характеризирующая глобализацию как " экспансию ( расширение сфер влияния, завоевание рынков отдельными государствами, монополиями )" и " захват" ведущими странами остальной части мира. Некоторые ученые отрицают факт самого существования глобализации или отмечают ее незначительное влияние на происходящие процессы. Неоднозначную оценку исследователи дают последствием глобализации. Защитники интересов ТНК(транснациональная компания) видят только позитивные результаты, а представители развивающихся стран отмечают многочисленные негативные последствия.

Анализируя процесс глобализации и разные точки зрения ученых, можно представить его в обобщенном виде. Время возникновения — последние десятилетия XXв. Причина появления — качественно новый уровень мирового хозяйства и международных экономических отношений, вызвавший необходимость сближения национальных экономик и хозяйствующих субъектов с целью их более эффективного развития. Уровнимикро (предприятия, компании, фирмы), мезо (товарные, валютные, кредитные рынки, рынки услуг и труда), макро (национальные экономики и регионы), мега.

 

27. Государство в условиях глобализации.

Глобализация – это унификация мира в политико правовой, экономической и культурной сферах на основе эталона западной цивилизации с целью формирования мирового правительства/

В 21 веке глобализация в значительной степени определяет стратегию мирового развития и оказывает огромное влияние на гражданское общество. И это закономерно, ибо человечество вступило в эпоху, когда впервые в истории встал вопрос о выживании человечества. Глобализация влечет существенное расширение взаимозависимости национальных и тотальных интересов. Вместе с тем глобализация являетсяэкономическим или технологическим процессом, но и отражает политические, социальные, культурные трансформации. В центре внимания - угрозы глобального порядка, в числе которых - экологические катастрофы, терроризм, наркомания, эпидемии и т.д. Новообразования связаны с заявлением неотъемлемого права граждан участвовать на самоуправленческих началах в фактическом принятии решений.

Безусловно, в условиях глобализации уменьшается управленческий потенциал государства, особенно на уровне макроэкономики. Однако, сохранение роли государства не подлежит сомнению. Роль государства не уменьшается, а обеспечивает условия для эффективного международного управления через сотрудничество с субъектами политики.

Национальное государство может быть монархическим, автократическим, авторитарным, демократическим, либеральным. От характера реализуемой власти не зависит содержание функций, которые предъявляются к нему со стороны глобализирующегося мира. И национализм, и демократия требуют гражданской культурной идентичности. Национальное самоопределение строится на началах демократии, культурной идентичности.

Общественные преобразования, в ряде случаев, создают угрозу для сложившейся самобытности в социальной и культурной областях. При этом очевидным становится распространение насилия, которое возможно будет доминировать внутри государства или общества, приобретать транснациональный характер. Насилие может проявляться, прежде всего, в идеологических, религиозных, этнических и националистических взаимосвязях и в форме терроризма и организованной преступности.

В мире глобализации у политики государства трудная позиция. С одной стороны, политика должна дать ответ на требования прогресса глобализации, поступающие извне, должна учитывать пожелания и предложения других правительств, международных организаций, транснациональных корпораций, мирового рынка и в соответствии с этим инициировать и осуществлять политические, экономические и социальные преобразования. С другой стороны, она должна предоставить своим гражданам возможности на повышение благосостояния, защитить их от негативных аспектов глобализации, от потерь, связанных с адаптацией к мировому рынку, то есть обеспечить им предсказуемость и безопасность.

Отличительной особенностью оптимальной стратегии государства в условиях глобализации является то, что оно не подминает под себя общество, а все более тесно кооперируется с ним, делегируя часть своих полномочий местному самоуправлению и организациям гражданского общества. Тесное сотрудничество государственных органов с профсоюзами, ассоциациями предпринимателей, экологистами, другими общественными организациями позволяет консолидировать общество, активизировать творческие силы нации на самом низовом и массовом уровне, адекватно подходить к решению обостряющихся социальных проблем, эффективно контролировать действия бюрократического аппарата и бороться с коррупцией. Это позволяет говорить о наметившейся тенденции к социализации государства в ответ на вызов глобализации, что является предпосылкой успешной интеграции национального общества в мировое сообщество. Парадокс глобализации в том, что чем богаче и крепче внутренние связи общества, чем выше степень его экономической и социальной консолидации и чем полнее реализуются его внутренние ресурсы, тем успешнее оно способно использовать преимущества интеграционных связей и адаптироваться к условиям глобального рынка

.

28. Школа естественного права: возникновение, развитие, современность.

Теория школы естественного права предполагает сосуществование двух систем права: естественного и позитивного. Позитивное– это такое право, которое официально признано и действует в том или ином государстве в виде законов, других правовых актов, а естественное право, свойственно человеку от рождения, дано от природы.

Естественно-правовые взгляды берут свое начало еще в Древней Греции и Древнем Риме. Они связаны с именами Демокрита, Сократа, Платона и отражают попытки выявления нравственных, справедливых начал в праве, заложенных самой природой человека. «Закон, — подчеркивал Демокрит, — стремится помочь жизни людей. Но он может этого достигнуть только тогда, когда сами граждане желают жить счастливо: для повинующихся закону закон — только свидетельство их.собственной добродетели». Естественно-правовая теория прошла сложный путь развития, ее популярность, всплески расцвета всегда были связаны со стремлениями людей изменить свою жизнь к лучшему — это и эпоха Возрождения, и эпоха буржуазных революций и современная эпоха перехода к правовому государству.

Наиболее логически завершенную форму получила естественно-правовая теория в период буржуазных революций XVII - XVIII вв. Представителями ее являются Т. Гоббс, Дж. Локк, А.Н. Радищев и другие.

Главными идеями этого учения выступают следующие: 1) в рамках данной доктрины разделяется право и закон. Наряду с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми государством, существует высшее, " естественное" право, свойственное человеку от рождения. Это данные от природы неотъемлемые права человека (право на жизнь, свободу, семью, собственность), которые выступают критериями права позитивного; 2) право по существу отождествляется с моралью. По мнению представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы; 3) источник прав человека содержится не в законодательстве, а в самой " человеческой природе", права даются либо от рождения, либо от Бога.

Достоинства: 1)это прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались первые буржуазные революции, приводившие на смену отжившим феодальным отношениям новый, более свободный строй; сторонниками естественно-правовой теории верно замечено, что законы могут быть и неправовыми, но они должны приводиться в соответствие с правом, т.е. с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода, равенство и т.п.; 2)провозглашает источником прав человека либо природу, либо Бога и тем самым выбивает теоретическую почву у произвола чиновников и государственных структур.

Недостатки: 1)данное понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) умаляет его формально-юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и противозаконного, ведь определить это с позиций справедливости, представление о которой может быть разным у различных людей, весьма затруднительно; 2) такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое действительно может быть разным у различных людей

.

29. Социологическое правопонимание.

Социологическое направление правопонимания сложилось в первой трети XX в. в Европе, затем получило широкое распространение в США. Приоритетным в содержании права сторонники этого правопонимания признают действия или отношения. Но основы для такого подхода заложены были гораздо ранее отмеченного времени в отечественной юриспруденции. Так еще в конце XVIII в. профессора Киевского университета Св. Владимира Рененнкамфсказал: “что не осуществляется, то не может быть признано правом”. В конце XIX – начале XX в. русский теоретик права СЛ. Муромцев оформляет эти взгляды концептуально: “вместо совокупности юридических норм под правом понимается совокупность юридических отношений (правовой порядок). Нормы – атрибут правопорядка”. Для него право представляет собой порядок человеческих взаимоотношений. При таком подходе право отождествляется с социальным фактом. Подобные взгляды на право, усилиями западных теоретиков права XX в. Эрлиха и Паунда были “достроены” в целостную теорию, на основе которой и сформировалась социологическая школа права

Основные идеи заключаются в следующем: 1) разделяют право и закон. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов; 2) под правом понимаются юридические действия, практика, правопорядок, применение законов и т.п. Право - это реальное поведение субъектов правоотношений: физических и юридических лиц. Отсюда другое название данной доктрины - теория " живого" права; 3) " живое" право- создается поведением субъектов правоотношений. прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности. Они " наполняют" законы правом, вынося соответствующие решения и выступая в этом случае субъектами правотворчества. Субъекты права способны участвовать в правоприменении и разрешении конкретных жизненных ситуаций

К плюсам данной теории относятся: 1)она обращает внимание прежде всего на реализацию права, на сущее, где оно обретает практическое применение; 2)фиксирует приоритет общественных отношений как содержания права; 3)хорошо согласуется с ограничением государственного вмешательства в экономику, с децентрализацией управления.

Минусы: если под правом понимать реализацию законов, реальный правопорядок, то теряются четкие границы между правомерным и неправомерным, ибо сама по себе реализация может быть как законной, так и противозаконной;

Нигилистическое отношение к нормам права, присущее представителям социологической школы права, также характерно для американской юриспруденции. Представители этой школы отказываются видеть в праве комплекс норм, отрицают обязательность норм для суда и считают, что судья – должностное лицо государства, является основным носителем судебной власти.. Широкое распространение в современных странах идей социологической школы права некоторые ученые объясняют общим кризисом капитализма, банкротством буржуазной демократии, а также начавшимся поворотом империалистической буржуазии к реакции. Нормы права при этом призваны также регулировать отношения между властвующим и подвластным, где обязательно властвующий навязывает свою волю подвластному, направляя его поведение и деятельность.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 768; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.033 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь