Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


О профессионализме редактора.



Программы подготовки профессиональных редакторов включают множество дисциплин: от общих и обязательных для всего высшего образования до самых узких, необходимых именно для выбранной специализации. Несложно догадаться, что, например, литературному редактору необходимо отличное знание русского (или иного) языка и вообще хорошая филологическая база. Анализ литературной формы произведения потребует от редактора специальных знаний в области литературоведения, теории жанров, стилистики, психологии читательского восприятия, а также чутья и вкуса. Обязателен большой словарный запас, который необходимо постоянно пополнять, обновлять…И все же…

Если вы зададите опытному редактору вопрос, какими знаниями нужно обладать для успешной работы, вам, скорее всего, с улыбкой ответят: знать нужно всё! И это лишь отчасти шутка. Литературное редактирование представляет собой одну из тех областей деятельности, в которых общая и профессиональная эрудиция, высокий интеллект – не просто основа общей культуры, профессионального престижа, а необходимое технологическое требование. Чем больше знает редактор, чем активнее он может применить свои знания при анализе текста, тем успешнее будет его работа. Конечно, редактор не может сравняться в узкопрофессиональных знаниях со специалистом, но он должен стремиться к тому, чтобы знать о предмете текста как можно больше, тогда ему будет легче оценить точность и глубину выводов и обобщений, задать вопросы автору, найти дополнительные источники информации по предмету и, наконец, в случае необходимости привлечь экспертов. Помощниками здесь станут и постоянное самообразование, и жизненный опыт, а главное – желание быть на высоте при работе с текстами разной тематики и сложности. Быть редактором – означает все время учиться, учить себя, не уставать от непрерывного притока новой информации, а чувствовать в ней потребность, быть способным усваивать и осваивать ее. Только так можно стать и оставаться настоящим профессионалом.

Методика работы с текстом

Текст как объект работы автора и редактора, с одной стороны, является единым целым – совокупностью речевых единиц, которые все вместе и составляют произведение, с его темой, идеей, содержанием. С другой стороны, текст – это сложная структура. Можно выделить несколько «слоев», из которых состоит текст и которые являются его «несущими конструкциями». Среди них:

• композиция произведения;

• фактическая основа произведения;

• стиль.

Практика редактирования показывает, что большинство недостатков текстов связано с нарушением законов композиции, неумением работать с фактами, грамотно, синтаксически верно и логично выражать мысли. Эти недостатки можно устранить при умелом редактировании – но лучше их не допускать на этапе создания текста. Приемы работы с текстом, представленные в этой главе, научат вдумчивой работе над произведением – своим собственным или чужим.

Вся описанная в главе 2 работа над текстом происходит в рамках аналитического чтения и правки, это самые длительные по времени и трудоемкие этапы работы редактора над текстом. Именно здесь редактору требуются все его профессиональные умения, а также знание предмета изложения.

Эта часть пособия создана на основе учебника А.Э. Мильчина «Методика редактирования текста», учебника «Стилистика и литературное редактирование» под редакцией В.И. Максимова, учебного пособия Б.С. Мучника «Основы стилистики и редактирования», из этих же изданий взята большая часть примеров, упражнений. Для самостоятельной работы рекомендуем обратиться к этим авторам, они детально, подробно рассматривают вопросы, которых мы в нашем небольшом пособии можем лишь коснуться.

Работа редактора над композицией текста

Основные понятия

Термин «композиция» в переводе с латыни означает «составление». Композиция текста – это строение, структура произведения, последовательность смысловых фрагментов, образующих целостный и связный в отношении содержания и формы текст.

Композиция – важнейшее качество текста, от которого зависит его ясность и доходчивость. Если композиция удачна, читатель легко понимает, что хотел донести до него автор, успешно усваивает информацию; если неудачна – запутывается в тексте и не получает пользы от прочитанного.

В композиции текста принято различать несколько частей, каждая из которых имеет свое назначение. Еще античные риторы выделяли вступление, основную часть и заключение. Это деление справедливо и сегодня. Кроме того, по роли и коммуникативным требованиям друг другу противостоят основная часть и рамочные элементы композиции.

Рамочные элементы – это элементы и самого текста, и полосы в целом. К ним относятся заголовки, подзаголовки, вступления, заключения, врезы. В рекламе рамочные элементы – слоган, эхо-фраза; рамочные элементы полосы издания – рубрики и выделители.

Рамочные элементы призваны оформлять, задавать тексту рамки (потому они практически всегда графически выделены), привлекать и удерживать внимание читателя. Стилистически они должны быть особо выразительны и информативны.

Назначение основной части – передать информацию по теме в оптимальной языковой форме. Содержание основной части может организовываться по сюжетному и по логическому принципу.

Сюжетный принцип предполагает построение текста в соответствии с законами сюжета и фабулы художественного или публицистического произведения и используется, прежде всего, в литературе и художественно-публицистических и сатирических жанрах СМИ: очерках, зарисовках, фельетонах. Самая простая композиция, построенная по сюжетному принципу, – это хронологическая последовательность фактов, когда событие дано в развитии. Ярким примером такого типа текстов является жанр репортажа.

Текст же, построенный по логическому принципу, содержит, прежде всего, анализ явлений в соответствии с общими закономерностями правильного, логичного мышления: от целого к части, от причин к следствиям, от настоящего к перспективам будущего и т.д.

Существует много композиционных приемов, с помощью которых можно заинтриговать аудиторию, дать попутные комментарии и т.п.: вставные новеллы, авторские отступления, эффект обманутого ожидания, отступления от хронологической последовательности… Умелое их использование – одна из составляющих журналистского мастерства. Особый элемент композиции – слова и фразы-скрепы: во-первых, во-вторых, кроме того и др.

Работа с композицией

Начинать работу над текстом лучше всего именно с анализа и правки композиции. Не выправив ее, нецелесообразно исправлять, например, стилистические недочеты. Ведь если затем будут обнаружены серьезные недостатки композиции, придется перестраивать текст, и со стилем, скорее всего, нужно будет работать заново.

Задача редактора – проверить, насколько выбранная композиция соответствует теме, содержанию и замыслу, оценить последовательность, полноту изложения, целостность и связность текста, оправданность композиционных приемов.

Работа с основной частью текста.

Композиционное членение текста должно быть обоснованным; части текста должны быть соразмерны и четко взаимосвязаны. Для начала лучше составить план текста. План может быть и в устной форме (если текст невелик по объему), но даже мысленное представление последовательности связанных элементов поможет и автору – при написании, и редактору – при редактировании текста. Если же текст достаточно велик и сложен, редактор составляет подробный план рукописи.

Этот план поможет выявить типичные недостатки текста:

• несоответствие избранного композиционного принципа теме, идее текста, специфике фактического материала;

• мозаичность – непоследовательность изложения, неудачное расположение частей;

• неполнота – отсутствие существенных для данного жанра и данной темы аспектов содержания;

• несоблюдение избранного принципа изложения;

• неудачное членение текста на части;

• неудачные композиционные приемы;

• отход от темы;

• несоразмерность частей: непроработанность одних аспектов содержания или излишняя детализация других.

На основе плана рукописи редактор составляет план редакторских изменений, который затем использует при правке-обработке.

Ниже показаны в сравнении план рукописи о Ботовской пещере в Иркутской области и план редакторских изменений (пример и анализ из книги «Стилистика и литературное редактирование» под ред. В.И. Максимова).

План рукописи План редакторской правки
1. Дорога к пещере. 2. Общие сведения: разведанная длина. 3. Описание входа в пещеру и подземного пути к базовому лагерю. 4. Общие сведения: кто и когда изучал пещеру; в частности, герои материала составляют карту пещеры. 5. Описание базового подземного лагеря. 6. Описание северо-восточной части пещеры, упомянута, но не раскрыта тема юго-западной части пещеры. 7. Создание карты пещеры, впечатления от ее посещения. 1. Дорога к пещере. 3. Описание входа в пещеру и подземного пути к базовому лагерю. 5. Описание базового подземного лагеря. 6. Описание северо-восточной части пещеры (сократить упоминание о юго-западной части). 2. Общие сведения: разведанная длина. 4. Общие сведения: кто и когда изучал пещеру (сократить упоминание о составлении карты). 7. Создание карты пещеры, впечатления от экспедиций туда.

План текста (рукописи) показывает, во-первых, непоследовательность изложения: описание пещеры дважды прерывается изложением общих сведений о ней; во-вторых, повторы: два раза упоминается о создании карты пещеры; в-третьих, заявленные и неразвитые подтемы (юго-западная часть пещеры – см. п. 6 плана). Все эти недостатки могут быть устранены во время работы над планом и затем над текстом.

Теперь сравните оригинальный текст и текст, выправленный на основе плана редакторских изменений. В оригинале (слева) в скобки взяты сокращенные фрагменты, курсивом выделены исправленные. В исправленном варианте (справа) звездочками отмечены места сокращений, курсивом – исправления.

 

До редактирования После редактирования
1) До пещеры Ботовской можно доехать так: поймать в Иркутске вахтовку, которая идет на Лену. Там, в устье Бот, недалеко от села Коношалово, и находится один из любимых нами подземных переходов. 2) Нас, членов иркутского клуба спелеологов «Арабика», все спрашивают: что вам далась эта Ботовская? Отвечаю: хотя бы потому, что разведанная на сегодняшний день длина ее составляет. Но там есть и 33-й км, и 34-й. Насколько она вытянулась, неизвестно. Но уже сейчас можно сказать, что это одна из самых длинных пещер в России. А может быть, и в мире. Самой длинной в России сейчас считается пещера Большая Орешная в Красноярском крае. Ее длина (составляет). 3) По крепкому еще насту при свете звезд мы добрались к зимовью на берегу речки. Здесь мы жили и работали десять дней, отсюда (уходили) к пещере, поднимаясь на вершину горы. Вход в пещеру покрыт хрусталиками льда. Дальше нужно преодолеть путь до подземного базового лагеря. Почти постоянно приходится ползти или в крайнем случае передвигаться на коленях по жидкой глине, волоча за собой транстпортник – мешок с личными вещами, батарейками, продуктами, запасами воды на два дня. 4) О существовании Ботовской местным жителям известно давно: охотники в тайге все знают. Хотя официально ее открыли в. геологи, которые и отсняли первые ее ходов. А в. команда нашего клуба приехала в Ботовскую и начала делать ее карту с самого входа. 5) Наш базовый лагерь находится на гроте Шут. Если чуть отойти, то он напоминает голову шута с руками, причем одна рука показывает на выход из пещеры. Сам лагерь – это палатка с натянутым поверх тентом и надувными матрасами. Внутри каменный стол, две газовые горелки, свечи, глиняные полочки для вещей и шихельда – проще говоря, туалет. Здесь остановка, отдых, перекус. 6) Новый свет – так мы называем северо-восточную часть пещеры – (в отличие от старого – юго-запада) позволяет свободно ходить в полный рост по галереям. Здесь совсем все по-другому, сухо, тепло, уютно. Много красивейших (настенных образований) – сталактитов, сталагмитов, белоснежных геликтитовых зарослей, чудных собраний полупрозрачных горошин пещерного жемчуга. Это – как награда за наш труд. 7) От одной экспедиции к другой мы делаем карту пещеры, продвигаемся в глубь этого бескрайнего лабиринта. По всему видно: никто до нас здесь не был. При мысли об этом возникает горделивое чувство, сравнимое, наверно, с тем, что испытывают первооткрыватели (новых) материков и планет. Именно это чувство заставляет нас из года в год (возвращаться к пещере и) продвигаться дальше (ее нехожеными тропами). Вот и теперь, покидая пещеру, мы знаем, что вернемся… 1) До Ботовской пещеры можно доехать так: поймать в Иркутске вахтовку, которая идет на Лену. Там, в устье Бот, недалеко от села Коношалово, и находится один из наших любимейших подземных лабиринтов. 3) По крепкому еще насту при свете звезд мы добрались к зимовью на берегу реки. Здесь мы жили и работали десять дней, отсюда поднимались к пещере *** на вершину горы. Вход в нее покрыт хрусталиками льда. Дальше нужно преодолеть путь до подземного базового лагеря. Почти постоянно приходится ползти или в лучшем случае передвигаться на коленях по жидкой глине, волоча за собой транстпортник – мешок с личными вещами, батарейками, запасами продуктов и воды на два дня. 5) Наш базовый лагерь находится на гроте Шут. С небольшого расстояния он напоминает шута, одна рука которого указывает на выход из пещеры. Сам лагерь – это палатка с *** тентом, надувные матрасы, *** каменный стол, две газовые горелки, свечи, глиняные полочки для вещей и шихельда – проще говоря, туалет. … В гроте Шут остановка, отдых, перекус. 6) Новый свет (так мы называем северо-восточную часть пещеры) *** позволяет свободно ходить в полный рост по галереям. Здесь все по-другому, сухо, тепло, уютно. Много красивейших *** сталактитов, сталагмитов, белоснежных *** пещерных кораллов, чудных россыпей полупрозрачного *** пещерного жемчуга. Это – как награда за наш труд. 2) Нас, членов иркутского клуба спелеологов «Арабика», все спрашивают: чем же вас так привлекает эта Ботовская? Отвечаю: хотя бы тем, что только разведанная на сегодняшний день длина ее составляет. Но там есть и 33-й км, и 34-й. Как далеко она протянулась, неизвестно. Но уже сейчас можно сказать, что это одна из самых длинных пещер в России. А может быть, и в мире. (Самой длинной у нас сейчас считается пещера Большая Орешная в Красноярском крае. Ее длина ). 4) О существовании Ботовской местным жителям было известно давно: охотники в тайге все знают. Но официально ее открыли в. геологи, которые и отсняли первые ее ходов. А в. команда нашего клуба *** начала делать *** карту Ботовской с самого входа. 7) От одной экспедиции к другой мы *** продвигаемся в глубь этого бескрайнего лабиринта. По всему видно: никто до нас здесь не был. При мысли об этом возникает чувство гордости, сравнимое, наверно, с тем, что испытывают первооткрыватели (новых) материков и планет. Именно оно заставляет нас из года в год *** продвигаться дальше и дальше ***. Вот и теперь, покидая Ботовскую, мы знаем, что вернемся…

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 1262; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь