Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
История исламской банковской системы Малайзии
В 1970-е годы на Малайзию, как и на другие мусульманские страны, большое влияние оказало исламское движение возрож-дения среди интеллектуалов. Отдельные лица, группы людей или учреждения обращались к малазийскому правительству с требованиями создать исламские банки, удовлетворяющие по-требностям мусульман. На Экономическом Конгрессе Бумипутра в 1980 году была принята резолюция, требующая от государства разрешить Сове-ту паломников (широко известный как «Лембага Табун Хадж») создать исламский банк, позволяющий собирать и инвестиро-вать деньги мусульман. В 1981 году во время Национального семинара по концепции развития в Исламе участники семинара призвали правительство обнародовать специальный закон, по-зволяющий учреждать банки и финансовые институты, деятель-ность которых будет основываться на исламских принципах.
В соответствии с этими требованиями, 30 июля 1981 года пра-вительство назначило Национальный Руководящий Комитет по исламскому банкингу. В Комитете председательствовал Тан Сри Ража Мохар бин Ража Бадиозаман. При подготовке своего доклада Комитет изучил деятельность «Файсал Исламик Бэнк оф Иджипт»
и «Файсал Исламик Бэнк оф Судан» (Connors, 1988). Окончатель-ный доклад был представлен правительству 5 июля 1982 года, то гда же были даны следующие рекомендации:
(i) должен быть учрежден исламский банк, деятельность кото-рого соответствует принципам Шариата; (ii) исламский банк должен быть зарегистрирован как компания под покровительством Закона «О компаниях» от 1965 года;
(iii) поскольку Закон «О банковской деятельности» 1973 года не распространяется на деятельность исламских банков, то согласно новому Закону «Об исламской банковской деятель ности» 1982 года должны быть введены вопросы лицензи-рования и надзора за исламскими банками; по новому зако-
ну Центральный банк Малайзии имеет преимущественное право контроля и регулирования;
(iv) исламские банки должны создавать свои собственные Ша-риатские Наблюдательные Советы, функция которых за-ключается в обеспечении деятельности исламских банков, соответствующей законам Шариата.
В апреле 1983 года в силу вступил Закон «Об исламской бан ковской деятельности». В то же самое время правительство при-нимает Закон «Об инвестициях» для расширения возможностей правительства по вопросу государственных инвестиционных сертификатов, основанных на принципах Шариата.
Первым исламским банком, начавшим работать в Малайзии, стал «Бэнк Ислам Малейжа Берхад» (Bank Islam Malaysia Berhad) зарегистрированный в 1983 году. Банк предлагает продукты и услуги, доступные в традиционных банках, за одним лишь ис-ключением – они соответствуют Шариату.
Создание исламской банковской системы, действующей па-раллельно с традиционной, является долгосрочной задачей Цен-трального банка Малайзии. Эта задача может быть достигнута посредством трех основных компонентов. Во-первых, система должна иметь достаточное количество игроков, во-вторых, услу-ги и продукты должны охватывать всю банковскую систему, и, в-третьих, наличие межбанковских рынков, деятельность кото-рых соответствует принципам Шариата. Согласно поставлен-ной задаче, в общей сложности 21 исламский банковский про-дукт были введены в начале 1993 года, а 4 марта 1994 года Цен-тральный банк Малайзии запустил программу, известную как «Беспроцентная банковская программа».
Благодаря этой программе финансовые институты могут предлагать исламские банковские продукты и услуги. На экс-периментальном периоде по этой программе были созданы три крупнейших коммерческих банка Малайзии; позже к ней при-соединились еще десять финансовых институтов.
В конце 1993 года в Малайзии существовал 1 исламский банк, 20 традиционных финансовых институтов, 8 финансовых ком-паний и 2 торговых банка, которые предлагали услуги и продук-ты, основанные на исламских принципах. Кроме этого, 3 января 78 Глава 2
1994 года был представлен исламский межбанковский рынок, который имел три составляющие:
(i) межбанковские торги исламскими финансовыми инст рументами; (ii) исламские межбанковские инвестиции;
(iii) исламская межбанковская чековая клиринг-система;
Для укрепления и развития исламской банковской системы в Малайзии Центральный банк Малайзии в 1997 году создал На-циональный Консультационный Шариатский Совет по ислам-скому банкингу и Такафул (National Shariah Advisory Council on Islamic Banking and Takaful). Совет состоял из десяти участников, в том числе – одного иностранного.
Для содействия дальнейшему развитию исламской банков-ской системы и такафул правительство Малайзии в 2001 году внедрило «Генеральный план развития финансового сектора на 2001-2010 гг»., в котором говорилось о следующих характеристи-ках:
(i) банковский и страховой секторы должны занять 20% рынка и внести значительный вклад в финансовый сектор Малай-зии;
(ii) представленные сильные и высоко капитализированные ис-ламские банковские институты и такафул операторы пред-лагают полный спектр исламских финансовых продуктов и услуг;
(iii) отрасль поддерживается нормами Шариата и нормативно-правовой базой; (iv) поддержка со стороны специализированного учреждения (шариатский арбитражный суд) в судебной системе, кото-рый рассматривает правовые вопросы, связанные с ислам-ской банковской и такафул системами;
(v) отрасль опирается на достаточное количество хорошо под-готовленных высококвалифицированных специалистов, управленцев с необходимой квалификацией;
(vi) восприятие Малайзии как регионального исламского фи-нансового центра.
Тан Сри Нор Мохд Якуп – второй министр финансов, – во время семинара по неисламским финансовым институтам, орга-
низованного исламскими банковскими и финансовыми инсти-тутами в 2004 году, заявил, что «исламская банковская система вступила в третью фазу своего развития».
Первая фаза заключалась во внедрении исламского банкинга, вторая подразумевала создание исламского рынка капитала, а это десятилетие представляет третью фазу. Этот этап охватыва-ет развитие и рост исламских активов и финансовых инструмен-тов, которые имеют отношение к вакф, кредитам, кард хассан и закят.
Одновременно с постепенной либерализацией исламского банковского сектора и рекомендациями в составе «Генерального плана развития финансового сектора», ЦБ Малайзии утверж-дает исламскую субсидиарную структуру, которая приходит на смену «исламским окнам» в 2005 году. Новая структура по-зволила устранить большинство препятствий, которые меша-ли исламским окнам принимать участие в таком нетрадицион-ном банковском бизнесе, как, например, оптовая и розничная торговля, приобретение активов и земельной собственности, а также покупка акций через совместные предприятия и порт-фельные инвестиции.
Исламский финансовый ландшафт в Малайзии вновь притер-певает изменения в августе 2006 года после запуска Малазийско-го Международного Исламского Финансового Центра (Malaysia Islamic Financial Centre). Центр является коллективным про-ектом ЦБ Малайзии, Комиссии по ценным бумагам Малайзии, Управления по финансовым услугам Лабуан оффшор и Бурса Малайзии (Рынок ценных бумаг Малайзии). Центр включает в себя отраслевых игроков банковского, страхового секторов и рынка капитала Малайзии. Основная цель Центра заключает-ся в продвижении Малайзии в качестве основного центра для международных исламских финансов, используя для этого неко-торые стимулы, позволяющие создавать благоприятные условия для ведения исламского финансового бизнеса в Малайзии.
По состоянию на 2008 год исламские банковские активы со-ставили 17, 4% от совокупных активов банковской финансовой системы Малайзии (Bank Negara Malaysia, 2008). Общая сумма вкладов в исламскую банковскую систему в конце 2007 года 80 Глава 2
представляла 11, 9% от общего объема депозитов в банковском секторе. Между тем, объем финансирования исламской банков-ской системы по состоянию на конец 2007 года составил 13, 7% от общего объема кредитов, выданных в Малайзии банковским сектором (James, 2009).
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 704; Нарушение авторского права страницы