Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Современный период исламского банкинга
Начало развития исламской банковской системы можно счи-тать с создания Сберегательного банка «Мит Гамр» в 1963 году, однако это не значит, что до этого попыток по развитию ис-ламских институтов не предпринималось. Существует мнение, что в середине 1940- х годов были приложены усилия к созда-нию беспроцентного банка в Малайзии (Erol и El- Bdour, 1989), но этот пример не увенчался успехом. Еще один эксперимен- 58 Глава 2
тальный местный исламский банк, который не начислял про-центы на выдаваемые кредиты, был учрежден в конце 1950-х в сельскохозяйственном районе Пакистана (Wilson, 1983). Рас-положенный в дельте Нила Сберегательный банк «Мит Гамр» предоставлял такие банковские услуги, как, например, сбере-гательные счета, кредитные счета, долевое участие в акционер-ном капитале, прямые инвестиции и социальные услуги. Не-смотря на то, что данные услуги рассматривались как основные банковские услуги, обоснованным было удовлетворять банков-ские потребности окружающего общества. Помимо того, что данный банк помогал защищать потребителей от ростовщиков, «Мит Гамр» также был способен вселить чувство причастно-сти среди своих потребителей. Данный фактор содействовал успеху банка. Одним из наиболее важнейших вкладов в исто-рию исламского банкинга явилось то, что «Мит Гамр» доказал мусульманскому обществу, что существует альтернатива тра-диционной банковской системе.
Однако неспокойная политическая ситуация неблагоприятно сказалась на деятельности банка. Во второй половине 1967 года работу банка приняли на себя Национальный банк Египта и Цен-тральный банк. Результатом таких действий стал отказ от бес-процентного принципа, и операции «Мит Гамр» возвратились в систему, основанную на взимании процентов. В 1971 году, при режиме Садата, идея беспроцентных займов была воскрешена, был учрежден новый институт под названием «Нассер Сошиал Бэнк» (Nasser Social Bank) для создания возможностей ведения бизнеса, основанного на принципах Шариата.
И хотя банку «Мит Гамр» пришлось прекратить все опера-ции до наступления периода зрелости, прежде чем он смог ввести дополнительные услуги для всех производственных секторов, он все же подал сигнал мусульманскому обществу о необходимости применения исламских принципов ведения бизнеса. Этот феномен пробудил мусульманских ученых во всем мире. Они начали изучать и исследовать операции банков-основоположников. Нехватка литературы и отсутствие полного собрания норм шариатского права зачастую препятствовали успеху дела. Эти помехи, однако, не являлись камнем преткно-
вения для тех, кто тянулся к религии. Движимые силой возрож-дения Ислама, мусульманские ученые продолжили прилагать усилия, чтобы ускорить процесс учреждения исламских банков в своих странах. В условиях дефицита и недоступности ресур-сов первоочередной задачей стала разработка теоретической базы и рекомендаций по практической стороне вопроса ислам-ской банковской деятельности. Решение задач по разработке базы и рекомендаций была в руках мусульманских теологов и экономистов. Найти мусульманских экономистов, владеющих подробными знаниями шариатского права, в действительности было сложной работой. Во многих случаях те, кто имели позна-ния в области исламского права, не являлись экономистами, и наоборот. Задача усложнялась еще и тем, что большинство му-сульманских экономистов изучали западную экономику и не были достаточно сведущими в исламской. В Пакистане, к при-меру, из девяноста членов Совета исламской идеологии (первый орган, учрежденный генералом Зия-уль-Хаком, задачей которо-го было развить структуру, исключающую процент из экономи-ки) всего лишь одного можно было назвать экспертом в этой сфере. Одиннадцать из них получили образование в медресе (религиозная школа) (Giraths, 1990). Эти первоначальные труд-ности, однако, были преодолены, главным образом, тогда, когда правительство стало оказывать поддержку в продвижении идей создания исламского банка.
В некоторых странах учреждение исламских банков во мно-гом было личностной инициативой. Последний король Саудов-ской Аравии Файзал ибн Абдул Азиз аль Сауд был одной из вы-дающихся личностей, внесшей значительный вклад в исламскую экономику посредством проявления инициативы по созданию Организации Исламская Конференция (с 2011 года называется Организация Исламского Сотрудничества – ОИС). Под руко-водством и по инициативе Его Величества мусульманские стра-ны были вынуждены учреждать исламские финансовые и эконо-мические институты, свободные от риба (Ali, 1988).
Вторая конференция ОИС министров иностранных дел, про-веденная в Карачи в 1970 году, приняла резолюцию, целью кото-рой явилось создание «Международного Исламского банка инве- 60 Глава 2
стиций и развития» совместно с Федерацией Исламских банков. Задание по подготовке проекта этих институтов получили экс-перты из восемнадцати стран. Представляя свой отчет, эксперты предлагали учредить три института: первым являлся Междуна-родный Исламский банк, функции которого мало отличались от функций обычного традиционного банка, вторым – Орган Ин-вестиций и Развития исламских стран, который выполнял функ-ции инвестиционного института и, наконец, третий – Ассоциа-ция исламских банков, служащая консультационным органом в области исламской экономики и банкинга.
Министры иностранных дел исламских государств встрети-лись снова в Бенгази (Ливия) в марте 1973 года. Было принято решение об основании финансового и экономического подраз-деления в рамках Исламского Секретариата. В июне 1973 года экспертные комитеты исламских стран-производителей нефти собрались в Джидде и обсудили вопрос учреждения Исламского банка. Следующая встреча, на которой был разработан проект Устава, процессуальных норм и положений, была проведена в мае 1974 года. Данный проект был утвержден в августе 1974 года финансовыми министрами ОИС. «Исламский Банк Развития» (Islamic Development Bank) был официально учрежден в октя-бре 1975 года; его основателями явились члены 22-х исламских стран.
Учрежденный в 1975 году Исламский Банк Развития (ИБР) подготовил почву для создания других исламских банков в не-которых мусульманских странах. Непосредственно после ИБР, в 1975 году, был зарегистрирован частный «Дубай Исламик Бэнк» (Dubai Islamic Bank). В 1977 году еще три исламских банка на-чали свою деятельность: «Файсал Исламик Бэнк оф Иджипт» (Faisal Islamic Bank of Egypt), «Файсал Исламик Бэнк оф Судан» (Faisal Islamic Bank of Sudan) и «Кувейт Файненс Хаус» (Kuwait Finance House). Исламские банки, зарегистрированные в конце 70-х и в начале 80-х годов, представлены в таблице 2-1. В Юго-Восточной Азии финансовые институты, соответствующие об-щепринятым нормам исламских банков, зародились на Филип-пинах в 1973 году, после Указа №263 Президента Фердинанда Маркоса.
Таблица 2-1. Исламские банки, основанные в конце 70-х – начале 80-х годов
Источник: Haron и Shanmugam, 1997. 62 Глава 2
Несмотря на то, что идеи учреждения исламских банков об-суждались в исламских странах с 1970 года, процесс создания таких банков в отдельных государствах отличался от других стран. К примеру, Иран, Пакистан, Судан преобразовали всю финансовую систему в систему свободную от процентов, а ис-ламские банки в других странах служили дополнением к бан-кам, работающим по принципу взимания процентов. В Ма-лайзии, Египте и Саудовской Аравии традиционным банкам было позволено предлагать банковские услуги, основанные на принципах Шариата. Такой метод известен как «исламские окна».
Опыт Ирана и Пакистана показывает, что переключение на исламские банки не приводит к краху финансовой системы, как опасались некоторые. Большое количество вкладов частно-го сектора на исламских принципах в обеих странах показало, насколько эффективной может быть система для мобилизации средств. Политика правительства в данной области также игра-ла важную роль в развитии исламской финансовой системы. В Малайзии, например, правительство оказало всестороннюю поддержку в организации беспроцентной финансовой системы, функционирующей наряду с традиционной системой. К началу 1993 года Центральным банком Малайзии (Bank Negara Malaysia) был успешно разработан 21 банковский продукт, а к концу того же года 21 финансовый институт участвовал в беспроцентной банковской схеме. Еще одним достижением исламской банков-ской системы Малайзии является внедрение исламского меж-банковского денежного рынка в январе 1994 года. Данный ры-нок охватывает следующие аспекты: межбанковскую торговлю исламскими финансовыми инструментами, исламские межбан-ковские инвестиции, исламскую межбанковскую систему чеко-вого клиринга.
Чтобы способствовать дальнейшему развитию исламской банковской системы правительство Малайзии в 2001 году внедрило «Генеральный план развития финансового сектора на 2001-2010 гг.». Генеральный план содержит стратегическийплан улучшения финансовой системы страны, развивая ислам-ский банкинг в качестве одной из целей. Сотрудничая с Бах-
рейном, Брунеем, Индонезией и Исламским Банком Развития по созданию Международного исламского финансового рынка, Малайзия играла ведущую роль в содействии активной торгов-ле и расширению использования исламских финансовых ин-струментов. Упомянутый институт, учрежденный королевским указом со штаб-квартирой в Бахрейне, начал свою деятельность 1 апреля 2002 года. В состав учредителей входят Исламский Банк Развития, Финансовое управление Бахрейна, Управление по финансовым услугам Лабуан оффшор, Центральный банк Судана, Центральный банк Индонезии и Министерство финан-сов Брунея. Также членами организации являются Централь-ный банк Ирана, «Кувейт Файненс Хаус», «Абу-Даби Исламик Бэнк» (Abu Dhabi Islamic Bank) и «Шамиль Бэнк оф Бахрейн» (Shamil Bank of Bahrain).
Ввиду того, что цели и деятельность исламских финансовых институтов отличаются от традиционных аналогов, следова-тельно, их методы бухгалтерского учета и аудита также будут отличаться.
Для целей создания единой бухгалтерской и аудиторской практик в исламской финансовой индустрии в 1990 году в Алжи-ре учреждается «Бухгалтерская и аудиторская организация для исламских финансовых институтов» (Accounting and Auditing Organization for Islamic Financial Institutions – AAOIFI). Эта орга-низация была зарегистрирована в Бахрейне 27 марта 1991 года. Другим событием, которое вывело исламский банкинг на меж-дународный уровень, стало создание Совета по исламским фи-нансовым услугам (Islamic Financial Services Board – IFSB), эта организация, базирующаяся в Куала-Лумпуре, была официально открыта в ноябре 2002 года.
Доктор Ахмад Мохамед Али, президент Исламского Банка Раз-вития, в своем рабочем докладе, представленном на Пятом Фо-руме Исламских финансов в Гарвардском университете (США) в 2002 году, отметил шесть этапов развития исламского банкинга и финансовых институтов.
Первый этап начинается с 1950-х годов и считается отправ-ной точкой для исламских финансов и банковского дела. В те-чение этого периода исламские мыслители начали высказывать 64 Глава 2
свое мнение в отношении концепции исламского банкинга как замене традиционной банковской системе. Предложен-ный план исламской банковской организации был основан на концепции мудараба. 1960 -е годы ознаменовались появлением таких ранних институтов, как «Мит Гамр» в 1963 году в Егип-те, «Лембага Табун Хадж» (Lembaga Tabung Haji) в Малайзии в 1966 году.
Период 1980-х годов считается наиболее активной фазой раз-вития исламской банковской системы. В течение этого десяти-летия были созданы многие банки и представлены новые про-дукты. Традиционные банки также проявили интерес к предо-ставлению исламских банковских услуг посредством «окон». Более того, для распространения знаний во многих высших учебных заведениях были внедрены соответствующие про-граммы исследований, обучения и подготовки специалистов. В свою очередь Международный Валютный Фонд облегчил за-дачу развития и роста исламских банков по всему миру, когда принял участие в научно-исследовательской деятельности и публикации статей по исламскому банкингу. Также начали от-крываться доверительные фонды, работающие по принципам Шариата. 1990-е годы стали свидетелями развертывания ис-ламской банковской деятельности на американском рынке, где был запущен Исламский индекс Доу Джонс (Dow Jones Islamic Index). События, которые привели к росту исламских финан-сов, приведены в таблице 2-2.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 808; Нарушение авторского права страницы