Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИСЛАМСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ



 

 

Нельзя представить себе прочную систему без установленных законов, правил и положений, которые призваны ее регулиро-вать. В Исламе правила, регулирующие образ жизни мусульман, заключены в своде исламского права – Шариате (более подроб-ное описание дано в Главе 5). Таким образом, исламская эконо-мическая система зиждется на законах Шариата.

 

Шариатские законы имеют четыре источника. Первый – свя-щенная книга мусульман Коран, который является подлинным и неизменным источником законов Шариата. Книга содержит слова и обращение Всевышнего Аллаха, переданные через Про-рока (да благословит его Аллах и приветствует) в качестве руко-водства для всего человечества.

Вторым источником законов Шариата являются хадисы. Это короткие рассказы о высказываниях, поступках Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) или эпизоды, связанные с ним, которые составляют основу Сунны Пророка (да благосло-вит его Аллах и приветствует).

 

Сунна описывает обычай, нрав, изречения Пророка (да благо-словит его Аллах и приветствует), его поведение, действия, от-веты или комментарии на различные жизненные ситуации.

 

Третий источник, формирующий шариатское право, назы-вается «иджма». Иджма – это выработанные авторитетными исламскими учеными решения для конкретного вопроса или случая. В исламской традиции ученые, имеющие право делать самостоятельные выводы из Корана и Сунны, называются мудж­ тахидами.

Четвертый и последний источник называется «кыяс». Первона-чальное значение этого термина происходит от слов «измерять» или «проводить аналогию между двумя вещами» (Ali, 1950). Кыяс – это суждение по аналогии и выработка новых решений


44 Глава 1

 

муджтахидами по сложным и спорным вопросам на основаниипрецедента, описанного в Коране или хадисах.

 

В исламском праве доводы, основанные на Коране и хадисах, называют шариатскими (законными) доводами или аль-адиллат аш-шар'ийя, их достоверность не подлежит сомнению ввидутого, что эти два источника содержат абсолютную истину и не-оспоримую фундаментальную доктрину Ислама. Доводы, осно-ванные на иджма и кыяс, известны как аль-адиллат аль-арба'а, а также как фуру – ответвления шариатского права.

 

Благодаря указанным четырем источникам, формирующим исламское право, Шариат занимает важное положение в про-цессе разрешения проблем современной жизни.

 

 

ВЫВОДЫ

 

 

Экономика – это учение об использовании ограниченных ре-сурсов с целью удовлетворения неограниченных потребностей человека. Наличие ресурсов ограничено, тогда как желания че-ловека не имеют границ, вследствие чего оптимальное потребле-ние ресурсов позволит избежать их исчезновения и как можно лучше удовлетворить людские потребности.

 

Традиционная экономическая теория делится на макроэко-номические и микроэкономические знания. Макроэкономика охватывает такие вопросы, как производство, доходы, уровень цен, международная торговля, безработица и рабочая сила. Кроме того, макроэкономика рассматривает причины возник-новения экономических кризисов, инвестиции, роль централь-ных банков в управлении деньгами и процентными ставками. Микроэкономика­ изучает индивидуальное поведение человека и фирмы с целью определения спроса и предложения товара на рынке.

 

Концепции макроэкономики и микроэкономики позволили западным мыслителям создать и внедрить систему, способную


Основные положения исламской экономической системы

 

удовлетворить потребности каждой общественной единицы, включая индивидуумов, компании и государство. Со временем появились такие системы, как капиталистическая и социали-стическая. Капиталистическая система – это экономическая си-стема, характеризующаяся наличием частной собственности на факторы производства, а также рыночного механизма. Социа-листическая система, напротив, сосредоточена на общественной собственности; решения принимаются централизованно.

 

Несмотря на то, что капиталистическая и социалистическая системы успешно осваивались различными обществами, на по-верку они оказались далеко не без недостатков. В конце 1980-х и 1990-х годов количество стран с социалистической системой резко сократилось. В замешательстве в то же самое время нахо-дились и капиталистические страны. Такая ситуация выявила неспособность систем решать универсальные экономические проблемы. Ислам, со своей стороны, будучи завершенной ре-лигией, имеет свою собственную уникальную экономическую систему. Исламская экономическая система имеет свои основы, сущность и достоинство, которые отличают ее от систем, соз-данных западными экономистами. Кроме того, цели исламской экономической системы охватывают такие важные вопросы, как экономическое развитие в рамках исламских ценностей и мора-ли, чувство всеобщего братства и справедливости, объективное распределения материальных ценностей, а также свобода лич-ности.

 

Исламская экономическая система подчинена двум группам законов, что также отличает ее от западной системы, где все пра-вила были созданы человеком. Во-первых, это шариатское зако-нодательство, содержащее в себе правила, четырьмя источника-ми которых были Коран, хадисы, иджма и кыяс. В принципе, ис-ламскую экономическую систему можно считать системой, раз-витие и исполнение которой регулируется Шариатом. В рамках исламской экономической системы была разработана теория, связанная с исламской банковской системой.


46 Глава 1

 

ССЫЛКИ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

 

• Ali, Maulana M. The Religion of Islam. Lahore (Pakistan): The Ah-madiyyah Anjuman Ishaat Islam, 1950.

• Ariff, Mohamed. «Economics and Ethics in Islam». In Readings in the Concept and Methodology of Islamic Economics, edited by AiditGhazali and Syed Omar, 96-119. Kuala Lumpur (Malaysia): Pelan-duk Publications, 1989.

• Bahr, Laurens, Bernard Johnston and Louise A. Bloomfield. Col­ lier's Encyclopedia. New York (USA): Collier, 1969.

• Barnhart, Robert K. The Barnhart Dictionary of Etymology. New York (USA): The H.W. Wilson Company, 1988.

• Blaug, Mark. The Methodology of Economics. Cambridge (USA): Cambridge University Press, 1980.

• Bronstein, Morris. Comparative Economic Systems, Models and Cases. 7th ed. Illinois (USA): Irwin, 1994.

• Chapra, M. Umar. The Economic System of Islam. Karachi (Paki-stan): Bureau of Composition, Compilation & Translation, Uni-versity of Karachi, 1971.

 

• Chapra, M. Umar. Islam and the Economic Challenge. UK: Leices-ter Isl.miic Foundation, 1994.

• Fly, Richard T. French and German Socialists in Modern Times.

 

New York (USA): Harper, 1983.

 

• Gregory, Paul R. and Robert C. Stuart. Comparative Economic Sys­ tem. 6th ed. Boston (USA): Houghton Mifflin Company, 1999.

Grolier Academic Encyclopedia. New York (USA): Grolier Interna-tional, 1987.

• Kahf, Monzer. «Islamic Economics and Its Methodology». In Read­ ings in the Concept and Methodology of Islamic Economics, editedby Aidit Ghazali and Syed Omar, 40-48. Kuala Lumpur (Malaysia): Pelanduk Publications, 1989.

 

• Kahf, Monzer. «Islamic Economics System: A Review». In Read­ ings in the Concept and Methodology of Islamic Economics, edited


Основные положения исламской экономической системы

 

by Aidit Ghazali and Syed Omar, 69-89. Kuala Lumpur (Malaysia): Pelanduk Publications, 1989.

9. Kamus Ekonomi. Kuala Lumpur (Malaysia): Percetakan DewanBahasa dan Pustaka, 1993.

10.Karim, Adiwarman. Ekonomi Mikro Islam. Jakarta (Indonesia): The International Institute of Islamic Thought, 2002.

 

11.Khan, Muhammad Akram. «Islamic Economics: The State of the Art». In Readings in the Concept and Methodology of Islamic Economics, edited by Aidit Ghazali and Syed Omar, 49-68. KualaLumpur (Malaysia): Pelanduk Publications, 1989.

 

12.Khan, Muhammad Muhsin, trans. The Translation of the Meanings of Sahih al-Bukhari Vol. 3. Lahore (Pakistan): Kazi Publications, 1986.

 

13.Loucks, William N. and William G. Whitney. Comparative Eco­ nomics Systems. 9th ed. New York (USA): Harper & Row, 1973.

14. Low, Linda and Toh Mun Heng. Principles of Economics, Revised ed. Singapore: Addison Wesley Publishing Company, 1997.

15.Maslow, Abraham H. «A Theory of Human Motivation». Psycho-logical Review, July 1943.

16.Maslow, Abraham H. Motivation and Personality. New York (USA): Harper, 1954.

17.Niemi, Albert W. Jr. Understanding Economics. Chicago (USA): Rand McNally College Publishing Company, 1978.

18.Nomani, Farhad and Ali Rahnema. Islamic Economic Systems. London, UK and New Jersey (USA): Zed Book Ltd., 1994.

19.Samuelson, Paul A. and William D. Nordhaus. Economics. New York (USA): McGraw-Hill, Inc., 1995.

20.Schnitzer, Martin C. Comparative Economic Systems. Ohio (USA): South-Western Publishing Co., 1994.

21.Siddiqi, Hamid, trans. Sahih Muslim Vols 1 and 4. Beirut (Leba-non): Dar al Arabia Publishing, Printing & Distribution, undated.

22.Siddiqi, M. Nejatullah. «An Islamic Approach to Economics». Work-ing paper presented at the Seminar on Islamization of Knowledge, Islamabad (Pakistan), January 1982.

 

23. Siddiqi, M. Nejatullah. Teaching Economics in Islamic Perspective.

 

Saudi Arabia: Scientific Publishing Centre, King Abdulaziz Uni-versity, 1996.


48 Глава 1

 

Ø Smith, Adam. The Wealth of Nations, edited by Edwin Carman. New York (USA): Modern Library, 1937.

 

Ø Zarqa, Anas. «Islamic Economics: An Approach to Human Wel-fare». In Readings in the Concept and Methodology of Islamic Eco­ nomics, edited by Aidit Ghazali and Syed Omar, 21-39. KualaLumpur (Malaysia): Pelanduk Publications, 1989.


Глава 2

 

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 849; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь