Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Раннее христианство. XII век
Отсутствие в Новом Завете положений в отношении ссудно-го процента побудило использовать – в качестве руководства для раннего христианства – учения и теорию о незаконности выдачи деньги под проценты, которые были построены на Ветхом Завете. Отметим, что при изучении ссудного процен-та, к Новому Завету обратились лишь около 1050 года (Noo� � � � -nan, 1957). Большая часть разъяснений и заявлений по поводу ростовщичества и ссудного процента приходились на высту-пления ранних священнослужителей – в своих проповедях и наставлениях они объясняли недостатки методов, исполь-зующих ссудный процент. Они были убеждены, что одалжи-вание денег в рост вредно и подло, поскольку такие действия противоречат учению христианства, которое ставит во главе доброжелательное отношение друг к другу. Крайняя жадность
в сердцах ростовщиков породила повсеместное использование процентных ставок (Divine, 1959). Архиепископ Кесарийский (Василий Великий, 329-379) – один из священников раннего христианства – рассматривал греховность ссудного процента как акт бесчеловечности. До-ход заимодавцев добыт из бед нуждающихся, а накопленное ими золото и богатство – из слез и невзгод бедняков.
Он пытался убедить богатых и бедных отказаться от участия
в ссудных операциях. Святой Григорий Нисский (335-395) – младший брат Василия Великого – также осуждал практику взыскания ссудного процента по той причине, что одолжение, которое заимодавец оказывает предоставляя заем, в действи-тельности, лишь мнимая добродетель, а займы и кредиты, вы-данные небогатым слоям населения и вовсе ведут последних к разорению. Тот, кто занимается подобной деятельностью, исходит из желания накопить и приумножить золото в своих интересах, не принося никакой пользы другим. Св. Григорий сравнил ростовщичество с добиванием уже израненного про-тивника. Святитель Иоанн Златоуст (344-407) был убежден, 174 Глава 4
что запреты на практику ссудных процентов, содержащиеся в Ветхом Завете и обращенные к евреям являются универсаль-ными и распространяются на Новый Завет. Святой Амвро-сий назвал процент по потребительскому займу «мошенни-чеством и изменой», и сравнил его с «волнами, из-за ударов которых происходит кораблекрушение». Святой Августин утверждал, что когда бедных облагают процентом – это более жестокое преступление, чем если бы грабитель обворовывал богатых (Divine, 1959). Святой Ансельм Кентерберийский (1033-1109) – искусный итальянский торговец – стал одним из первых, кто в средние века приравнял практику начисле-ния процентов по займам к разбою (Noonan, 1957).
Взгляды и убеждения священнослужителей относительно ссудного процента нашли свое отражение в ряде законодатель-ных актов, известных как Канон, изложенные и внедренные в период раннего христианства. Канон 20, принятый в 306 году Собором в Эльвире (Испания), стал первым законом, который запрещал всем церковникам работу с ссудным процентом. Ду-ховные лица, нарушившие закон, понижались в должности (The Catholic Encyclopedia, 1912). Однако из Канона не следовал четко оговоренный запрет для мирян. Аналогично, Апостольский Ка нон 44, принятый Собором в Арли в 314 году, запрещал священ-нослужителям под страхом наказания практиковать ссудный процент. Первый Никейский собор в 325 году выпустил Канон 17, в котором содержалась угроза увольнения священников, за-мешанных в деятельности с использованием ссудного процента (Tanner, 1990). Впервые публично распространенный запрет был озвучен Первым Карфагенским собором в Каноне 12 и Церков-ным собором Экс-ла-Шапель в Каноне 36 в 345 и 789 годах соот-ветственно.
Церковное порицание сделок с судным процентом набирает силу на протяжении IX века. Все священники были обязаны сле-довать церковным законам, и наказывались те, кто ослушался. Согласно Канону, изданному Третьим Латеранским собором в 1179 году, христианские священники должны были отказываться хоронить ростовщиков в освященной земле. Второй Лионский собор в 1274 году предписывал обществу, компаниям, органи-
зациям и физическим лицам отклонять просьбы иностранцев, практикующих ссудный процент, об аренде дома вышепере-численных собственников. Пик протеста пришелся на 1311 год, когда Венский Собор объявил о том, что гражданское право не оказывает никакого влияния на тех, кто по-прежнему практику-ет ссудные проценты, не считая их греховными; такие граждане получили статус «отклонившихся от христианской веры» (Has ting, � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � 1921).Следующеетезисноеописание對 формулирует убежде-ния священников раннего христианства:
(i) ссудным процентом считалось то, что просится взамен в размере, превышающем ту сумму, что была предоставлена или одолжена ранее; (ii) взыскание ссудного процента является грехом и запрещено Ветхим и Новым Заветами; (iii) надежда или намерение получить доход с одолженного или отданного в займы считается греховным; (iv) ссудный процент следуют возвратить его первоначальному владельцу; (v) в высоких ценах товаров, по которым предоставляется заем на их покупку, скрыта процентная ставка.
Взгляды ученых
XII-XVI века
Бурное развитие бизнеса и торговли в начале XII века отво-дит большое значение деньгам и займам в экономике. У тор-говцев появляется необходимость в больших деньгах с целью финансирования своих торговых сделок, следовательно, на тот момент заем становится одним из ключевых источников финансирования. Когда количество коммерческих займов увеличилось, вопрос начисления процентов по таким займам стал темой для обсуж-дения. Были выделены два важных элемента в процессе займа XII века. Во-первых, было два вида займа: коммерческий и по-требительский. Во-вторых, обозначилась тенденция в развитии денежного рынка, рынка капитала и создании рыночной про- 176 Глава 4
центной ставки (Divine, 1959). Тот факт, что коммерческие займы отличались от потребительских, потребовал расширить концеп-цию ссудного процента. Обсуждалась не только моральная сто-рона вопроса, как это было с христианскими последователями, но было затронуто и общее представление об отношениях между заемщиком и заимодавцем.
Ранее, вся дискуссия велась лишь с точки зрения христианско-го вероучения и была аргументирована священными книгами. Практика начисления и взимания процента считалась бесчело-вечной, аморальной, и эксплуатировала бедных, что, несомнен-но, входило в противоречие с учением христианства. Редко слу-чалось так, что обсуждение включало в себя экономические или правовые аспекты (Bohn-Bewark, Том 1, 1959).
Начиная с XII века ученые, обсуждая проблему ссудного процента, дополнили моральные аспекты законодательны-ми нормами, правом на владение имуществом, значением правосудия, видами прибыли, человеческими поступками
и их намерениями, разницей личного и публичного грехов (Noonan, 1957). Эта группа ученых проложила свой путь, интерпретируя термин «процент». В конечном итоге, стали различать значения слов «процент» и «ростовщичество». «Процент» рассматривался как процентная ставка, кото-рая была правомерной или законной, а «ростовщичество» – как чрезмерная процентная ставка. Можно сказать, что эта группа сделала значительный вклад в уточнение значения термина «процент».
Роберт из Курсона (1158-1218) и Уильям из Осера (1160-1220) были первыми богословами, кто начал изучать про-блемы ссудного процента. Среди других священников, участвовавших в создании концепций ссудного процента
и ростовщичества, можно отметить Святого Раймунда Пе-ньяфортского (1180-1278), Александра Хейлза (1168-1245), Святого Альберта Великого (1206-1280), Бонавентуру (1221-1274) и Фому Аквинского (1225-1274). Однако имен-но анализу ссудного процента Фомы Аквинского удалось ока-зать существенное влияние на дальнейшую схоластическую теорию процентов.
Приведем некоторые основные положения, которые были вы-ведены учеными в отношении ссудного процента: во-первых, на-мерения или действия по приобретению прибыли путем выдачи займов были обозначены греховными и несправедливыми. Во-вторых, допускалось взимание процента по займам. Тем не ме-нее, именно намерение заимодавца определяло правомерность взыскания процента. Процент считался законным, если он вы-плачивался заимодавцу в качестве жеста доброй воли, как бла-годарность за пользование займом. Ученые признавали право заимодавца на получение подобной компенсации, но долговые риски не могли служить оправданием при начислении заемщику процентов.
Взгляды реформаторов
XVI век – 1836 год
Эпоха реформистов началась в середине XVI века. Данная группа внесла изменения и сформировала новый взгляд на тео-рию и практику процента, который, конечно, отличался от мне-ния группы ученых. Одним из ярких сторонников этой группы был протестантский лидер по имени Жан Кальвин (1509-1564). Его взгляды разделяли два других известных реформатора: французский юрист Шарль Дюмулен (1500-1566) и католический юрист Клавдий Салмазий (Клод де Сомез) (1588-1653). В рядах реформаторов также присутствуют Мартин Лютер (1483-1546), Филипп Меланхтон (1497-1560) из Германии и Цвингли Ульрих (1484-1531) из Швейцарии.
Жан Кальвин в своем анализе процента использовал то, что он называл «золотым правилом нравственности», т.е. этиче-ское правило, которое может быть сформулировано как «по-ступайте по отношению к другим так, как вы хотели бы, чтобы другие поступали по отношению к вам». (Noonan, 1957). По его словам, ссудный процент считался грехом, только если его ис-пользование наносило кому-то вред. Кальвин отвергал точку зрение Аристотеля, который считал деньги стерильными, бес-плодными. Кальвин видел функцию денег в умножении бо- 178 Глава 4
гатства. Человек, взявший взаймы, должен был использовать деньги в целях увеличения своей продукции и доходов так, чтобы они не лежали мертвым капиталом. Несмотря на то, что Кальвин не был согласен с запретом на взимание процентов, универсальный дозволенный процент он также не одобрял, предпочитая упразднить его полностью. Он полагал, что уме-ренный ссудный процент может и необходим для бизнеса, но практика взыскания процента не должна становиться посто-янным ремеслом. Любой, прибегающий к извлечению прибы-ли посредством взимания процентов по займу, должен быть изгнан из Церкви. Проценты не должны начисляться бедным и не должны превышать максимально разрешенную ставку. Заимодавцы должны держаться за слово Божие, а не клиентов. Получение и начисление ссудного процента не считалось нор-мой, и заимодавцу не следовало получать прибыли больше, чем заемщику. Словом, Кальвин полагал, что процент, не ставший обременением, не причинивший вред должнику – не считается грехом, и является правомерным, если он начислен по займам, выданным богатым, которые явно преследуют цель увеличить свой капитал.
Шарль Дюмулен, известный французский юрист, был пер-вым католическим писателем, стремившимся к легитимно-сти умеренного процента. По его словам, Ветхий и Новый Заветы запрещают ссудный процент и осуждают его с точ-ки зрения греха, направленного против милосердия. Он был убежден, что данный запрет действовал только по отноше-нию к беднякам, тогда как нигде – ни в божественном пра-ве, ни в естественном не говорилось, что ссужать деньги под процент запрещено. В случае с займами бизнесу, Дюмулен ратовал против того, чтобы заимодавец получал долю с при-были заемщика только на том основании, что он предоста-вил заем. Вместо этого Дюмулен отметил, что процент, взи-маемый с клиента – есть плата за функцию денег, которые имеют свою ценность.
Клавдий Салмазий – последователь Кальвина, был самым отчаянным борцом за легализацию процента. И хотя Каль-вин сомневался по поводу правомерности любых процентов,
а Дюмулен считал необходимым освободить бедных от выпла-ты процентов, то Салмазий, со своей стороны, защищал всех ростовщиков, даже тех, кто наживался на бедняках. Салмазий искренне полагал, что деньги могут быть проданы точно так же, как любые другие товары. Если в бизнесе законна прода-жа и покупка товаров за деньги, нет никаких причин, по ко-торым нельзя делать деньги из денег. Учитывая, что каждый человек промышляет тем, что зарабатывает себе на жизнь у кого-то, это правило применимо и в вопросах ссудного про-цента. Салмазий утверждал, что ростовщики в действитель-ности оказывают всем полезные услуги, исполняя потреб-ности общества. И если ростовщику была выдана лицензия правительства, это означало, что их деятельность одобрена и, следовательно, их статус приравнивался к государствен-ным чиновникам, таким как сборщики налогов, и, значит, обвиняя в грехе ростовщиков, это обвинение автоматически адресовалось правительству. Салмазий относился с прене-брежением к божественным запретам ссудного процента. Он предпочитал, чтобы светские законы регулировали во-просы процента и прибыли.
Резюмируя можно отметить, что реформаторы высказыва-лись за полную легитимацию процентов при условии, что это не причинит вреда и не наложит непосильное бремя. По их мнению, ссудный процент был способен помочь бизнесме-нам в стимулировании экономики. Таким образом, мораль и нечестивость уже не стояли на повестке эпохи.
Исламский взгляд на риба
В прошлом, среди мусульманских ученых были споры в от-ношении того, что именно подразумевается под арабским тер-мином «риба» – процент или ростовщичество. В данном случае, «процент» будет рассматриваться как деньги, выплачиваемые 180 Глава 4
по фиксированной ставке (обычно выраженные в процентах) по конкретному займу. Под «ростовщичеством» здесь подразу-мевается акт ссуживания денег под чрезвычайно высокие про-центы, которые, как правило, являются незаконными. Исходя из этих определений, очевидна разница в значениях терминов «процент» и «ростовщичество», что позволило некоторым уче-ным полагать, что Ислам запретил ростовщичество, а не ссуд-ный процент. Они утверждали, что проценты, начисляемые по займам на инвестирование в производственную деятельность, не противоречат Корану; что запреты, содержащиеся в Коране, относятся к ростовщичеству при выдаче непроизводственных займов, которые преобладали в доисламские времена, когда люди не были знакомы с производственным займом и их влиянием на экономическое развитие (Mannan, 1986).
Мусульманские ученые и улемы пришли к консенсусу по поводу того, что термин «риба» включает в себя как ссудный процент, так и ростовщичество (Khan� � � � � � и � Mirakhor � � � � � � � � �, � � � � � � � � � � � 1987).Та-кое решение означает, что в исламском праве нет категорий приемлемой риба и чрезмерной риба. Риба считается тако-вой вне зависимости от рассматриваемой суммы. Исламский Исследовательский Колледж при Университете Аль-Азхар в Египте на Второй ежегодной конференции в 1965 году об-судил вопросы, связанные с риба и банковскими операция-ми. В принятой резолюции говорилось о том, что процент, взимаемый банками по всем видам кредитов, является риба, независимо от вида кредита – потребительского, производ-ственного – или от суммы. Все виды ссудного процента без исключения считаются харамом, т.е. незаконными (Homoud, 1985).
Запрет на риба
Мусульманам запрещено иметь дело с риба. Исламский ученый Ахмед Зиауддин (1992) утверждал, что не должно быть двух мнений в отношении категоричного запрета на риба в Исламе. Однако суждения могут различаться исходя
из области применения и масштабов риба. Запрет на риба встречается не только в аятах Корана, но и в ряде хадисов. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветству-ет) ясно осудил тех, кто взимает и дает риба.
Запрет на риба в Коране
Запрет на риба в Коране посылался постепенно и появляется в четырех коранических откровениях: первое откровение в суре «Румы» аят 39, второе – в суре «Женщины» аят 61, третье – «Се-мейство Имрана» аяты 130-132, и четвертое – в суре «Корова» аяты 275-281. В суре «Румы» Всевышний говорит:
«Дары, которые вы преподносите, чтобы приумножить их за счет чужого богатства, не приумножатся у Аллаха. Приумножен для вас будет закят, который вы раздаете, стремясь к Лику Аллаха».
(Коран 30: 39, перевод Э. Кулиева). Первое откровение было ниспослано в Мекке в то время, когда в городе процветал бизнес и торговля. Торговцы не только активно участвовали в импорте/экспорте/транзите товаров, но также в займах под проценты, спекуляционных и рисковых финансовых сделках. Подобные мероприятия позволяли торговцам зарабатывать, пока они ожидали воз-врата или отправления груженых караванов. Вовлеченность торговцев в сделки с риба считалось причиной, по которой Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) был ни-спослан этот аят (Saleh, 1986). Данный аят налагает стро-гий запрет на взимание риба. Мусульмане должны получать прибыль исходя из приложенных усилий, а не за счет экс-плуатации других. Использование своих ресурсов, талантов или возможностей во благо тех, кто нуждается, позволяет построить доброжелательное отношение к ближнему, за чем
последует высокая награда (Ali, 1989).
Далее Всевышний в суре «Женщины» говорит:
«А также за то, что они брали лихву, хотя она была запре щена им, и незаконно пожирали имущество людей. Для не 182 Глава 4
верующих из них Мы приготовили мучительные страда ния».
(Коран 4: 161, перевод Э. Кулиева). По данному второму откровению, ниспосланному Всевыш-ним в Медине, у мусульманских ученых возникло сомнение от-носительно того, касается ли запрет на риба мусульман или же иудеев. Историк Ближнего Востока профессор Филипп Хитти (1970) высказал мнение – исходя из предшествующего аята той же суры – о том, что запрет обращен к евреям Медины, :
«За то, что иудеи поступали несправедливо и многих сби вали (или часто сбивали людей) с пути Аллаха, Мы запре тили им блага, которые были дозволены им».
(Коран 4: 160, перевод Э. Кулиева). Салех Набил (1986) опровергает мнение Филиппа Хитти по двум причинам: во-первых, риба практиковалась в то время, когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) еще жил Мекке, а евреев в этом городе было очень мало; во-вторых, евреи Медины в тот период были, в основном, вовлечены в сель-скохозяйственный сектор, а не в коммерческий. По словам Са-леха, среди практикующих риба были мухаджиры – мекканские мусульмане, переселившиеся с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) в Медину, а среди «ансаров» – кто принял переселенцев у себя в Медине – ростовщики. В качестве аргумен-та Салех использовал следующее заявление, сделанное Абу Ху-райрой и Абдуллой ибн Саламой – сподвижниками Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Рассказал Абу Хурайра:
«Вы люди говорите, что Абу Хурайра рассказывает много высказываний пророка Аллаха, и вы удивляетесь, почему му хаджиры и ансары не делают того же, что и Абу Хурайра. Мои братья мухаджиры были заняты на рынках, в то время как я держался вместе с посланником Аллаха и этим доволь ствовался мой живот; и я обычно присутствовал, когда они отсутствовали, и я обычно вспоминал, когда они забывали, а мои братья ансары были обычно заняты их собственно стью, в то время как я был беднейшим человеком Суффы. Я обычно вспоминал рассказы, которые они забывали».
(Khan, 1986, стр. 149).
Абдулла ибн Салам сообщил, что практика риба была широко распространена в Медине, и изучение ее началось после смерти Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и после из-гнания евреев из Медины (Saleh, 1986).
В суре «Семейство Имрана» аятах 130-132 говорится:
«О те, которые уверовали! Не пожирайте лихву в много кратно умноженном размере и бойтесь Аллаха, – быть может, вы преуспеете. Бойтесь Огня, который уготован неверующим. Повинуйтесь Аллаху и Посланнику, – быть может, вы будете помилованы».
(Коран 3: 130-132, перевод Э. Кулиева). Вышеприведенный запрет был ниспослан Всевышним вслед-ствие битвы при Ухуде в 625 году или на третьем году Хиджры. Аль-Фахр Ар-Рази (1149-1209) – видный мусульманский уче-ный видел две возможные причины ниспослания этих аятов. Во-первых, возможно, что эти аяты связаны с предыдущими, в которых говорится о том, что мушрики (многобожники) добы-ли деньги для своего войска – участвовавшего в битве против мусульман – через риба. Вторая причина заключается в том, что мусульмане могли использовать риба для финансирования
своей борьбы с многобожниками (Homoud, 1985).
Эти аяты обозначают запретность всех видов риба. Но сло-ва «в многократно умноженном размере» заставили мусульман-ских правоведов поразмыслить. Некоторые сочли, что запрет в данном контексте касается только той риба, которая подверглась многократному умножению. Но, все же, большинство извест-ных ученых приняли решение считать, что величина риба не имеет никакого значения, когда идет речь о запретности и гре-ховности этого действия.
Саййид Кутб (1979) в своей книге «Под сенью Корана» высказал мнение, что используемые термины определяют не более чем по-ложение дел, а не условия наложения запрета. Между тем, шейх Мухаммад Абду (1849-1905) – известный египетский ученый, выдвигает версию, что сумма капитала, которая увеличивается так, что с одолженных 100, возвращаешь себе 200, не является условием ростовщичества; но ростовщичеством появляется при многократном увеличении суммы. 184 Глава 4
Шейх Махмуд Шалтут (1893-1963), выдающийся египетский правовед и один из ректоров Университета Аль-Азхар, также считал, что только чрезмерная риба запрещена Кораном. По его словам, Всевышний говорит о многократном увеличении, дабы подчеркнуть и осудить правонарушения. Доктор Сами Хомуд (1985) объяснил, что риба доисламской эпохи не подразумевала получения 200 из 100, но имелось ввиду различие в возрасте вер-блюдов, отданных взаймы.
В суре «Корова» аятах 275-281 Бог говорит:
«Те, которые пожирают лихву, восстанут, как восстает тот, кого сатана поверг своим прикосновением. Это – потому, что они говорили: " Воистину, торговля подобна лихоимству". Но Аллах дозволил торговлю и запретил ли хоимство. Если кто-нибудь из них после того, как к нему явится предостережение от Аллаха, прекратит, то ему будет прощено то, что было прежде, и его дело будет в рас поряжении Аллаха. А кто вернется к этому, те станут обитателями Огня, в котором они пребудут вечно.
Аллах уничтожает лихву и приумножает пожертвования. Аллах не любит всяких неблагодарных (или неверующих) грешников.
Воистину, тем, которые уверовали и вершили праведные деяния, совершали намаз и выплачивали закят, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены.
О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и не берите оставшуюся часть лихвы, если только вы являетесь ве рующими.
Но если вы не сделаете этого, то знайте, что Аллах и Его Посланник объявляют вам войну. А если вы раскаетесь, то вам останется ваш первоначальный капитал. Вы не поступите несправедливо, и с вами не поступят неспра ведливо.
Если должник находится в трудном положении, то дайте ему отсрочку, пока его положение не улучшится. Но дать милостыню будет лучше для вас, если бы вы только знали! Бойтесь того дня, когда вы будете возвращены к Аллаху.
Тогда каждый человек сполна получит то, что приобрел, и с ними не поступят несправедливо».
(Коран 2: 275-281, перевод Э. Кулиева). Приведенные выше аяты были ниспосланы в Таифе, когда миссия Пророка (да благословит его Аллах и привет-ствует) была практически завершена. Они очень решитель-но осуждают практику риба. В аяте 275 Всевышний ясно указывает на разницу между торговлей и риба – лихоим-ством, и что торговля является разрешенным ремеслом, а взимание риба – запрещено. Что касается предупрежде-ния: «те, которые пожирают лихву, восстанут», некоторые мусульманские ученые считают, что это обращение может быть справедливо по отношению к тем, что взимает риба и уточняет их положение в Судный день. Другие полагают, что говорится о людях, участвующих в сделках с риба и о
том, что они столкнуться с проблемами в этой жизни. Аяты 276 и 277 суры «Корова» проясняют, что Бог не
оказывает своей благосклонности тем, кто взимает риба и может уничтожить имущество, в котором присутствует элемент риба. Наказание ожидает всех – того кто начисля-ет и того, кто дает риба. Далее Всевышний напоминает, что мусульмане должны отказаться от сделок с риба, которые были заключены еще в доисламские дни.
Приведенные аяты служили серьезным предупрежде-нием мусульманам, которые не должны иметь дело с риба. Верующим следует требовать только основную сумму долга от заемщиков, и они должны обходиться со своими должниками честно и справедливо. В случае если должник не в состоянии оплатить свой долг, то заимодавец имеет две альтернативных варианта решения проблемы: прод-лить срок погашения или простить долг. Аят 280 говорит о том, что из двух вариантов предпочтительнее проявить милосердие и простить должнику его долг. В суре «Ночной перенос» аяте 72 Всевышний предупреждает, что ослуша-ние Его наказов имеет последствия как в этом мире, так и в жизни вечной: 186 Глава 4
«А кто слеп в этом мире, тот будет также слеп в Послед ней жизни и окажется еще более заблудшим».
(Коран 17: 72, перевод Э. Кулиева).
Запрет на риба в хадисах
Нужно отметить, что Коран не дает толкование понятию риба, и не раскрывает всех деталей (� � � � � � Ahmad, � � � � � � � � � � � � � � � � � � 1992).Коран, яв-ляясь универсальным и фундаментальным проводником для всех мусульман, осуждает риба в четырех главах – сурах. Хади сы, со своей стороны, являются источником информации, черезкоторые мусульмане получают дополнительные разъяснения
и подтверждения канонов Корана. Есть некоторое количество хадисов, которое обращено к риба. Иногда, в зависимости отпередатчика, хадисы могут различаться. Хадисы с упоминани-ем риба, можно разделить на три категории: указывающие, по-ясняющие и напоминающие. Указывающие хадисы предупре-ждают мусульман о запретности любых операций с элементами риба, поясняющие – это хадисы, которые изъясняют виды риба
и обстоятельства торговли, порождающие ее. Напоминающие хадисы описывают последствия для тех, кто связан с риба. Такоеразделение хадисов, конечно, не является безусловным – вполне возможно, что некоторые хадисы находятся одновременно в бо-лее чем одной категории. К примеру, хадис, в котором говорит-ся: «Обменивайте золото на золото, серебро на серебро, пше-ницу на пшеницу…». Примеры хадисов, имеющие отношение к риба представлены ниже.
Указывающие хадисы
(i) «Если они согласятся, то это хорошо для них, в противном случае предупреди их о войне».
(Homoud, 1985, стр. 80). Данный хадис был взят из письма Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) Атабу ибн Усайду – пра-
вителю Мекки, когда племя Сакиф потребовало возврата долга племенем Бани Мугира.
(ii) «O� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � люди, также, каквыпочитаетесвященными對 對 этот ме сяц, этот день, этот город, так же священны и неприкосно венны для вас кровь ваша, ваше имущество и честь. Возвра щайте отданное вам для хранения их законным владельцам. Не травмируйте никого, чтобы никто не мог травмировать вас. Помните, что вы действительно встретите вашего Бога, и что Он, поистине, даст вам расчет за ваши деяния. Бог запретил вам заниматься ростовщичеством, поэтому от всякого обязательства процента вы впредь будете отка зываться. Ваш капитал, однако, принадлежит вам. Не чини те никому несправедливости – и несправедливость минует вас. Бог запретил ростовщичество, и я начинаю с того, что отменяю всякий процент, касающийся Абу Аббаса Ибн Аб дельмутталиба (дяди Пророка). Воистину, отменяю полно стью..»..
(Chapra, 1992, стр. 380). Данный хадис является частью последней проповеди Про-рока Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), которая была произнесена им во время Хаджа года 632 нашей эры, на девятый день Зуль Хиджа – 12-й месяц лунного года –
на Арафате.
(iii) Сообщается, что Абу Джухайфа сказал:
«Я был свидетелем того, как мой отец, который купил раба, умевшего пускать кровь, велел сломать его инстру менты. Я спросил его о причине этого, и он сказал: " Про рок, да благословит его Аллах и приветствует, запретил брать деньги за собаку и за кровь, и он запретил женщинам как заниматься нанесением татуировок (другим), так и делать татуировки себе, (и он запретил) как брать деньги у ростовщиков, так и заниматься ростовщичеством, и он проклял создающих изображения" ».
(Khan, 1989, стр. 169). (Iv) Абу Хурайра и Абу Сайд передали, что: «Посланник Аллаха, воздвиг ансара (утвердил в качестве своего представителя), соплеменника (племени) Бану 188 Глава 4
Адий (в этом племени), и назначил его ответственным за Хайбар, и вот тот прибыл с вялеными толстобоки ми финиками (сорта джаниб), Посланник Аллаха, спро сил его: " Все ли финики Хайбара таковы? ". Тот ответил: " Клянусь Аллахом, нет, о посланник Аллаха. Мы берем один са' таких (фиников) за два са' (других), а за два са' (таких) мы отдаем три са' (других)". Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ска зал: " Не делай так, (но) продавай (финики разных сортов) за дирхемы, а потом покупай за дирхемы толстобокого (сорта джанию)" ».
(Khan, 1989, стр. 222).
Поясняющие хадисы
(i) Передал Ибн Шихаб:
«Малик Ибн Авс ал-Хидсан рассказывает, что однажды он хотел поменять дирхамы и выйдя к людям сказал: " Кто поменяет мне эти дирхамы? ". В ответ на это Тал ха Ибн Убайдуллах, находившийся возле Умара, сказал: " Покажи нам свое золото и принеси нам, мы возьмем его, а когда придет наш слуга, мы дадим тебе деньги". В от вет на это Умар сказал: " Нет, клянусь Аллахом. Ты либо непременно дашь ему деньги, либо верни назад его золо то. Ибо Посланник Аллаха сказал: " (Обмен) золота на золото является ростовщичеством, если только (золо то не передается из рук в руки в равных количествах), и (обмен) пшеницы на пшеницу является ростовщиче ством, если только (пшеница не передается из рук в руки в равных количествах), и (обмен) фиников на фи ники является ростовщичеством, если только (финики не передаются из рук в руки в равных количествах), и (обмен) ячменя на ячмень является ростовщичеством, если только (ячмень не передается из рук в руки в рав ных количествах)" ».
(Sidiqi, undated, стр. 833).
(ii� � � ) � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � ПередаютсословУмараибналь-對 � � Хаттаба, 對 что посланник Ал-лаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«(Обмен) золота на золото является ростовщичеством, если только (золото не передается из рук в руки в равных количествах), и (обмен) пшеницы на пшеницу является ро стовщичеством, если только (пшеница не передается из рук в руки в равных количествах), и (обмен) фиников на финики является ростовщичеством, если только (финики не передаются из рук в руки в равных количествах), и (об мен) ячменя на ячмень является ростовщичеством, если только (ячмень не передается из рук в руки в равных коли чествах)».
(Khan, 1986, стр. 210).
(iii) Абу Сайд Аль-Худрия сообщил, что:
«Посланник Аллаха, сказал: " Не продавайте золото за золо то, а только одинаковое за одинаковое! И не делайте одно отличным от другого! И не продавайте монету за моне ту, а только одинаковую за одинаковую! И не делайте одну отличной от другой! (В оригинале здесь употреблено слово «варак». переводимое буквально как «лист», т.е. лист драг металла, имеется ввиду серебряная монета ) И не прода вайте отсутствующий (драгметалл) за готовый (к про даже)" ».
(Khan, 1986, стр. 212-213).
(iv) Передано со слов Абу Салиха аз-Заййата, что он слышал, как Абу Са'ид аль-Худри сказал: «(Дозволено продавать) динар за динар и дирхем за дирхем». (Абу Салих) сказал: " Я сказал ему: «А Ибн 'Аббас говорит другое»". Абу Са'ид сказал: " Я спросил его: «Ты слышал это от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, или нашел в Книге Аллаха? »". (Ибн 'Аббас) сказал: «Я ни чего подобного не утверждаю, а (кроме того), вы знаете
о посланнике Аллаха, да благословит его Аллах и привет ствует, больше, чем я, но Усама сообщил мне, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: " (Суть) ростовщичества только в отсрочке и состоит" ». (Khan, 1986, стр. 213). 190 Глава 4
(v) Передал Абу Саид Аль-Худрий:
«Билял принес Пророку (да благословит его Аллах и привет ствует) качественные финики и Посланник Аллаха (да благо словит его Аллах и приветствует) спросил его откуда он взял эти финики. Билял ответил: " Наши финики испортились, и я продал их по два са' за один с тем, чтобы угостить Пророка". В ответ на это Посланник Аллаха (да благословит его аллах и приветствует.) сказал: " Именно это и есть ростовщиче ство, Не делай так. Когда захочешь купить финики, продай свои иным образом, а затем купи то, что хочешь" ».
(Khan, 1986, стр. 291).
(vi) Абу Бакр передал, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не продавайте ни золота за золото, если только равное (количество не обменивается) на равное, ни серебра за се ребро, если только равное (количество не обменивается) на равное, что же касается (продажи) золота за серебро
и серебра за золото, то (можете) продавать (одно за дру гое) как хотите».
(Khan, 1986, стр. 214).
(vii) Убада бин аль-Самит передал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 555; Нарушение авторского права страницы