Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Концепции процента и ростовщичества



С точки зрения немусульман

 

 

Среди немусульман можно найти различные мнения в от-ношении взимания процентов и ростовщичества. Но в рамках данной главы будут рассмотрены несколько конкретных групп. Первая группа – это группа, сформированная в дохристианскую цивилизацию, то есть включает в себя евреев, греков и римлян. Вторая группа включает в себя христиан. Что касается причины, по которой предпочтение было отдано именно этим двум груп-пам, то она заключается в том, что Ислам признает всех проро-ков иудеев – Авраама, Исаака, Моисея и пророка для христиан – Иисуса. Имена этих пророков часто упоминаются в Коране, на-пример, в суре «Скот» аятах 84 и 85:

 

«Мы даровали ему Исхака (Исаака) и Йакуба (Иакова). Мы повели их обоих прямым путем. Еще раньше Мы по­


164 Глава 4

 

вели прямым путем Нуха (Ноя), а из его потомства – Да­ вуда (Давида), Сулеймана (Соломона), Айуба (Иова), Йу­ суфа (Иосифа), Мусу (Моисея) и Харуна (Аарона). Таким образом Мы воздаем творящим добро. А также Закарию (Захарию), Йахйу (Иоанна), Ису (Иисуса) и Ильяса (Илию). Все они были из числа праведников».

 

(Коран 6: 84-85, перевод Э. Кулиева). А также в суре «Корова» аяте 87 Всевышний говорит:

 

«Мы даровали Мусе (Моисею) Писание и отправили вслед за ним череду посланников. Мы даровали Исе (Ии­ сусу), сыну Марьям (Марии), ясные знамения и укрепили его Святым Духом (Джибрилем). Неужели каждый раз, когда посланник приносил вам то, что было вам не по душе, вы проявляли высокомерие, нарекали лжецами од­ них и убивали других».

 

(Коран 2: 87, перевод Э. Кулиева). Ислам признает обе группы и называет их представителей «людьми Писания», которым были посланы Тора и Евангелие. В Коране есть ряд обращений к «людям Писания», например

 

Всевышний Аллах в суре «Корова» аятах 145 и 146 говорит:

 

«Какое бы знамение ты ни показал тем, кому было дарова­ но Писание, они все равно не станут обращаться к твоей кибле, а ты не станешь обращаться к их кибле. Никто не станет обращаться к кибле других. А если ты станешь потакать их желаниям после того, как к тебе явилось знание, то тогда ты окажешься в числе беззаконников. Те, кому Мы даровали Писание, знают его (Мухаммада или Каабу), как знают своих сыновей. Однако часть их созна­ тельно скрывает истину»

 

(Коран 2: 145-146, перевод Э. Кулиева). Имеется большое количество рабочего материала и трудов, в которых великие священнослужители изучали вопросы про-цента и ростовщичества, которые также позволяют нам рас-сматривать дохристианскую и христианскую группы в качестве теоретической базы ростовщичества. Кроме того, вклад греков и римлян в развитие цивилизации является предпосылкой изуче-ния их точек зрения по данной проблематике, которая повлияла


Ссудный процент, ростовщичество и риба

 

на суждение мусульман и немусульман о проценте и ростовщи-честве.

 

Далее в этой главе термин «процент» будет использоваться вместо термина «ростовщичество», так как до 1836 года ро-стовщичество имело то же значение, что и процент то есть сумма, превышающая основную сумму займа. Ростовщиче-ство как чрезмерный процент стало рассматриваться уже после легализации христианской церковью ростовщичества с ограниченной ставкой, эта ставка стала именоваться «про-центом».

 

Отсутствие точек зрения иных, не рассматриваемых в дан-ной главе групп, не говорит о том, что таковых не существует. Например, в индуизме ссылки на ростовщичество можно найти в древних индийских религиозных манускриптах как Веды и Сутра. В ведических текстах, ростовщик или «куси­ дин» («kusidin»), выдающий под процент кредиты, упомина-ется несколько раз. Более подробное описание выплат про-центов можно найти в книге Сутра. Васиштха, известный индусский законодатель того времени, составил специаль-ный закон, который запретил высшим кастам – брахманам и кшатриям – выдавать займы на основе процентов.

 

В одной из важнейших литературных памятников буд-дизма – Джатаки – о ростовщичестве говорится довольно в унизительной манере (www� � �. � � � � � � � � � � � � � � � americanfinance. com � � � � � � ). � � � Ко � � � � � � второ - 對 му веку ростовщичество стало относительным понятием, что было резюмировано Законами Ману, где любая процентная ставка, которая превышает законно установленную ставку и не может быть возращена, означает кредит, основанный на ро-стовщичестве (Jain, 1929). Ростовщичество среди индийского общества, в конце концов, перестало быть темой для обсужде-ния, и, несмотря на то, что практика ростовщичества все еще не поощряется, фактически никто не осуществляет функций контроля и запрета.


166 Глава 4

 

Понятие ссудного процента с точки зрения иудеев

 

Иудеям также запрещено взимать ссудный процент. Этот за-прет содержится в двух священных книгах иудаизма – Еврей-ском писании и Талмуде. Еврейское Писание также известно как Танах и Ветхий Завет (Gottwald, 1985). «ТаНаХ» является акронимом названий трех разделов Еврейского Священно-го Писания: Тора (Пятикнижие), Невиим (Пророки), Кту-вим (Писания). В Еврейском Писании в книге «Исход» главе 22 стихе 25, а также в книге «Левит», главе 25 стихах 35-37 ев-реям говорится о запрете брать проценты по займам, которые были предоставлены бедным, как среди евреев, так и среди не-знакомых людей, принятых в сообщество. В книге «Исход» 22: 25, говорится:

 

«Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста».

 

(Библия, «Исход» 22: 25).

 

В книге «Левит» 25: 35-37:

 

«Если брат твой обеднеет и придет в упадок у тебя, то поддержи его, пришлец ли он, или поселенец, чтоб он жил с тобою; не бери от него роста и прибыли и бойся Бога твое­ го; [Я Господь, ] чтоб жил брат твой с тобою; серебра твое­ го не отдавай ему в рост и хлеба твоего не отдавай ему для получения прибыли».

 

(Библия, «Левит» 25: 35-37). Вышеупомянутые стихи призывают евреев не требовать у заемщика возвратить им сумму больше той, которую они дали взаймы. Евреям запрещено заниматься вымогательством и угнетать бедных, любые виды ссудного процента, будь-то уме-ренный или чрезвычайный, порицаются и рассматриваются как одна из форм вымогательства (Divine, 1959). Независимо от финансового положения заемщика, евреи, дающие в долг, не должны взыскивать за это процент. Но процент может быть взыскан с иноземцев, не являющихся членами еврейской общи-ны. Об этом свидетельствуют книга «Второзаконие», глава 23,

 

стихи 19 и 20:


Ссудный процент, ростовщичество и риба

 

«Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост; иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост, что­ бы Господь Бог твой благословил тебя во всем, что делает­ ся руками твоими, на земле, в которую ты идешь, чтобы овладеть ею».

 

(Библия, «Второзаконие» 23: 19-20).

 

В других главах Еврейского Писания содержатся похвалы

 

в адрес тех, кто воздерживается от начисления ссудного про-цента и осуждают тех, кто это делает. Кроме вышеприведен-ных стихов, в Писании содержатся и другие, имеющие отно-шение к данному вопросу. Среди них:

 

«в рост не отдает и лихвы не берет, от неправды удержи­ вает руку свою, суд человеку с человеком производит пра­ вильный».

 

(Библия, «Иезекииль» 18: 8). «кто серебра своего не отдает в рост и не принимает да­ ров против невинного. Поступающий так не поколеблется вовек».

 

(Библия, «Псалтырь» 14: 5).

 

«от обиды бедному удерживает руку свою, роста и лих­ вы не берет, исполняет Мои повеления и поступает по заповедям Моим, – то сей не умрет за беззаконие отца своего».

 

(Библия, «Иезекииль» 18: 17). «в рост дает, и берет лихву; то будет ли он жив? Нет, он не будет жив. Кто делает все такие мерзости, тот непре­ менно умрет, кровь его будет на нем».

 

(Библия, «Иезекииль» 18: 13).

 

 

Понятие ссудного процента с точки зрения греков и римлян


 

У греков, в отличие от евреев, которым запрет на ссудный процент разъяснен стихами в Ветхом Завете, нет ни одного по-ложения в законе, которое запрещало бы использование ссудно-


168 Глава 4

 

го процента. В Месопотамской цивилизации взимание ссудного процента было легальным, как у греков и римлян.

 

В период греческой цивилизации существовало несколько ти-пов процентных ставок по погашению кредита и возврату ин-вестиций. Процентная ставка называлась «ссудным процентом, вытекающим из обычая» или «обычной процентной ставкой». Процентная ставка по кредитам делилась на процент: по стан-дартным кредитам (6-18%), по кредитам на недвижимость (6, 67-12%), по городским кредитам (7-12%), по торговым и промыш-ленным кредитам (12-18%). Между тем, процент на инвестиции

 

в размере 6-10% выплачивался тем, кто делал конкретные вложе-ния (Homer, 1977).

В римской цивилизации работать с выплатой ссудных про-центов начали в 5 году до нашей эры и завершили в 4 году нашей эры. «Закон Двенадцати таблиц» (451-450 гг. до н.э.) стал первым сводом законов Древнего Рима, который устано-вил легальный максимум годовой процентной ставки. Но, не-смотря на легальный статус ссудного процента, общество было недовольно и часто высказывалось по данному поводу (Thomas, 1976). В так называемый период Lex Genucia (342 год до н.э.) или Закона Генуция была предпринята попытка осла-бить долговое бремя и сделать взимание ссудного процента незаконным. Но в 88 году до нашей эры, Сулла издает так на-зываемый закон Lex Unciaria, который отменяет нелегальный статус ссудного процента и снова вводит практику легально-го максимума годовой процентной ставки. В Римский период существовало четыре типа процентных ставок: максималь-но допустимая ставка (8, 33-12, 5%), стандартные процент-ные ставки для Рима (4-12, 5%), местные процентные ставки (6-100%) и византийские процентные ставки (4-12, 5%) (Hom� � � � -er, 1977).

 

Практика взимания ссудного процента подвергалась резкой критике и осуждалась греческими философами. Известные гре-ческие философы Платон (427-347 до н.э.) и Аристотель (384-322 г. до н.э.) осудили такую практику и запретили ее внутри своих общин. Кроме того, римские философы, такие как Катон (234-149 до н.э.) и Цицерон (106-43 до н.э.) критиковали римлян


Ссудный процент, ростовщичество и риба

 

за использование процентных ставок. И хотя все эти философы были быстры в своих заключениях по поводу запрета ссудного процента, они не смогли выработать основополагающих фило-софских принципов, на которых базировались бы их возраже-ния. Кроме того, позиция философов вызывала сомнения – они запрещали ссудный процент в виду его пагубности или потому, что не одобряли концепцию богатства, приобретенного за счет ссудного процента (Bohm-Bawerk, 1959).

 

В трудах Платона «Республика» и «Законы» можно увидеть его отношение к ссудному проценту. В «Республике» Платон утверж-дает, что ненасытное стремление к богатству было разруши-тельно для государства. Правительство, считающее, что власть заключается в богатстве и приобретается оно в результате чрез-мерных расходов расточителей, по всей вероятности, поощряло их экстравагантное поведение, предоставляя им кредиты под проценты и овладевало их имуществом в случае дефолта. Лица, лишившиеся своего имущества подобным образом, в конечном итоге, начали бунтовать, стали испытывать ненависть и желание отомстить тем, кто их ограбил. Таким образом, Платон считает, что каждый человек должен добровольно и на свой страх и риск заключать подобные договора, сокращая тем самым позорную практику наживания денег. В «Законах» Платон пишет, что зем-ля, прежде всего, находится в государственной собственности, но должна распределяться между физическими лицами в целях личного пользования. Кроме того, государству не нужно созда-вать условия, при которых возникает возможность заработать чрезмерные деньги, и не следует поддерживать нечистоплотный бизнес, который озабочен лишь получением прибыли. Людям необязательно иметь золото или серебро, кроме как для целей ежедневного обмена.

 

Что касается кредитов, Платон считал, что никто не должен давать свои деньги тому, кому он не доверяет, и одалживать под проценты. Ведь случись что нежелательное, и должник может быть освобожден от уплаты основой суммы долга и процентов. Поэтому Платон не одобрял накопления богатства при помощи торговли, заимствования и кредитования, а также через хране-ние золота и серебра, так как основная цель законов государ-


170 Глава 4

 

ства в обеспечении счастья своего народа и взаимной выгоды. Счастье и добро идут рука об руку, но, право, сложно предста-вить, что все люди будут одновременно добрыми и чрезвычайно богатыми. И хотя ссудный процент был вне закона, лицо, не вы-полнившее согласованные ранее обязательства или не оплатив-шее оказанные услуги, наказывалось штрафом в размере 200% годовых (Divine, 1959).

 

Платон подвергал критике ссудный процент по двум при-чинам. Во- первых, потому что взимание процента разжига-ло вражду и вызывало разлад между людьми внутри одного сообщества, а во-вторых, потому что процент рассматри-вался как инструмент богатых для эксплуатации бедных. Аристотель не только был согласен с Платоном, но и более глубоко изучил концепцию ссудного процента как явления поистине несправедливого ввиду того, что деньги, получен-ные таким образом, использовались совершенно для дру-гих функций, которые отличались от их первоначальных, в результате чего цели самих денег тоже менялись. По мне-нию Аристотеля, деньги предназначены только для обмена. Он негодовал по поводу ссудного процента, при котором деньги рождают деньги. Деньги несут деньги, и требовать у бедных и нуждающихся уплатить проценты противоречит принципам милосердия и человечности, а взимать процент с одалживаемых взаймы денег считается, по мнению Плато-на и Аристотеля, самым неестественным и несправедливым занятием. Ниже приводятся причины, на основании кото-рых эти два греческих философа порицали взимание ссуд-ного процента:

 

(i� � ) Подобная � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � практикаизвлеченияприбыли� 對 對 считается уни-зительной и препятствует истинной экономической функции, которая заключается в удовлетворении нужд, а не в поиске выгод. Такой метод получения денег мешает людям выполнять свои основные обязанности, работая правильно и справедливо.

 

(ii� � � ) � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � Ссудныйпроцент, взимаемыйбогатыми, 對 � � 對 препятствует рас-пространению благотворительности и доброжелательности по отношению к бедным.


Ссудный процент, ростовщичество и риба

 

(iii� � � � ) � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � Ссудныйпроцентоказываетнегативное對 � � � 對 влияние на благо-состояние нации, разрушая мир и согласие, так как ожесто-чается классовая борьба.

(iv� � � ) � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � Проценты, посамойсвоейприроде, 對 � � 對 разрушают справедли-вость.

 

Как и греки, римские философы были единодушны в своем отрицательном отношении к ссудному проценту, по большому счету, по тем же причинам, что и приведенные греками. Цице-рон, к примеру, предостерег сына от занятия двумя видами дея-тельности, которые следует сторониться – собирать налоги и вы-давать займы. Но полностью концепцию Цицерон не отвергал, полагая, что ссудный процент уместен в разумных пределах. Ка-тон считал, что порой выгоднее использовать деньги в торговле, нежели в кредитовании. Тем не менее, он выявил два сходства в этих видах деятельности:

 

(i) Торговля является очень рискованным занятием, в то время как кредитование бесчестно.

 

(ii� � � ) Его � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � предкисчитали, чторостовщик� � 對 對 хуже вора; ростовщи-кам полагался штраф в четыре раза больше, в то время как грабителю – лишь в два раза больше того, что он взял или отнял.

 

Мнения греческих и римских философов, согласно которым ссудный процент являлся чем-то низким и оскорбительным, также закрепились в общественных умах того времени, что, не-сомненно, стало результатом той нездоровой ситуации, которая связана не только с практикой взимания процента, но и с огром-ным долговым бременем, взваленное бедными в результате не-разумного использования денег.

 

 

Понятие ссудного процента с точки зрения христианства

 

Изначально христианам было запрещено взимать ссудный процент. Несмотря на наличие в Ветхом Завете стихов, пори-цающих взимание процента, в христианском Писании – Новом Завете мы не найдем прямых свидетельств, указывающих на


172 Глава 4

 

запретность данного действия. Однако существуют некоторые толкования стихов 34-35 главы 6 Евангелия от Луки, в кото-рых практика начисления процента осуждается, как и вымога-ние денег у общественности, не принося при этом какой-либо пользы (The Catholic Encyclopedia, Vol. 15, 1912):

 

«И если взаймы даете тем, от которых надеетесь полу­ чить обратно, какая вам за то благодарность? Ибо и греш­ ники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего, ибо Он благ и к не­ благодарным и злым».

 

(Евангелие от Луки 6: 34-35). Из-за отсутствия прямого запрета появлялись различные концепции и интерпретации христианских первосвященников, представителей интеллигенции и ученых по поводу того, позво-лительно ли христианам начислять или взыскивать проценты. В данной главе мы рассмотрим концепции трех основных групп, а именно христианских священнослужителей с I по XII века,

 

ученых с XII по XVI века и реформаторов с XVI по XIX века. Каждая из этих групп имеет отличную от других точку зре-

 

ния о процентных ставках по кредитам, как и о ее методах опи-сания и обсуждения. Первая группа запрещала взимание про-цента и сделала такую практику незаконной. Вторая группа хо-тела, напротив, легализовать ссудный процент, а третья – уза-конила процентные ставки в христианстве. Вскоре, после того как Церковь в 1836 году законодательно разрешила практику взыскания процентных ставок, дискуссии о правомерности таковых прекратились. Тем не менее, находились такие, кто по-прежнему оспаривал законность начисления процентов. Последним таким священнослужителем, желавшим избавить процент легального статуса, стал отец Иеремия О'Каллаган (1780-1861), чья карьера началась в Росс-Карбери (Южная Ир-ландия) и закончилась в Вермонте (США). Но отец О'Каллаган не достиг успеха в данном вопросе – его одиночная борьба не дала своих плодов, так как ни Церковь ни другие католиче-ские миссионеры не оказали ему поддержку (Nelson, 1949).


Ссудный процент, ростовщичество и риба

 

Мнение ранних христианских священнослужителей

 


Поделиться:



Популярное:

  1. II. Цели и задачи настоящей Концепции
  2. Авторы Библейской Концепции заложили мысль о «десятине» и терпимости, потому что знали, где десятина, там рабство и без терпимости никак нельзя.
  3. Базисные концепции организационного поведения
  4. Вероятностный характер законов микромира. Концепции неопределенности и причинности
  5. Возвращаясь к концепции движения. Четыре причины.
  6. Возникновение маркетинга, его концепции и среда функционирования. Функции маркетинга.
  7. Вопрос 13:Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Человек как биосоциальный феномен
  8. Вопрос 21: Понятие социальной структуры общества. Типы социальных структур. Современные концепции социальной стратификации.
  9. Геополитические концепции арабского мира времен Средневековья
  10. Глава 8. КОНЦЕПЦИИ ВЕЩЕСТВА И ЭНЕРГИИ
  11. Две концепции денег: их функциональное различие
  12. Движение и развитие. Концепции развития.


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 743; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.051 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь