Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Законы и другие нормативные акты исламского банкинга
В этой главе рассматриваются законы и правила, которые должны выполняться и соблюдаться исламским банком. Как институты, основанные на исламском учении, исламские банки должны работать в рамках исламских принципов и законов. Кроме того, банки должны соответствовать человеческим законам или позитивному праву.
ВВЕДЕНИЕ
Исламские банки всего мира обязаны подчиняться двум видам законов, а именно исламским законам и позитивному праву. По-добно тому, как каждый мусульманин должен делать то, что ему велено, и избегать того, что запрещено в Исламе, то же самое от-носится и к исламским банкам. Невыполнение того, что рекомен-довано исламским учением, будет означать, что исламские банки 216 Глава 5
еще не полностью усвоили и внедрили то, что от них требуется. Следовательно, использование исламской терминологии или обо-значение себя в качестве исламских банков будет спорным. Ислам-ские законы, которые должны исполняться исламскими банками, известны как шариатское право. Позитивное право, с другой сто-роны, – это нормы и правила, установленные правительством страны, в которой банки осуществляют свою деятельность.
Хотя исламские банки подчиняются шариатскому праву, это не означает, что существуют конкретные шариатские законы для контроля или администрации исламских банковских операций. На сегодняшний день пока не существует в мире исламской ор-ганизации, которая принимает шариатские законы, содержащие положения, которые охватывали бы всю деятельность исламско-го банка. Тем не менее, в источниках шариатского права присут-ствуют все правила и общие руководящие принципы, связанные с функционированием исламских банков. Шариатское право происходит из четырех источников, а именно Коран, хадис, ид жма и кыяс.
Мухаммад Маннан (1986) в своей книге «Исламская экономи ка: Теория и практика» заявил, что уникальность Ислама заклю-чается в его всеобъемлющих принципах, которые могут быть одобрены в любое время для всего человечества. Исламские законы в целом основаны на вечном чуде (мукджизат). Смысл слова «чудо» здесь заключается в том, что законы сочетаются не только с изменяющимся законодательством, но и с обычными и лаконичными законами. Кроме того, исламские законы посто-янно открывают новые истины и наставления для каждого пе-риода и уровня. Наставление дается человечеству Богом через Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) с помощью божественного вдохновения (вахи), которое является фунда-ментальным и вечным. Исламский закон – всеохватывающий источник религиозных обязанностей, совокупность повелений Аллаха, которые регулируют жизнь каждого мусульманина во всех ее аспектах, в том числе религиозную практику, политику и законодательство (Schacht, 1964). Йозеф Шахт, крупный спе-циалист по вопросам исламской цивилизации, выразил мнение, что исламский закон был создан не в результате иррационально-
го процесса непрерывного откровения, но в результате рацио-нального метода толкования, который принял во внимание как религиозные, так стандартные и моральные ценности.
Абуль Маудуди (1983) в своей книге «Исламское право и Кон ституция» представил точку зрения, что основные цели Ша риата – построить человеческую жизнь на основе маруфат (добродетель) и очистить ее от мункарат (пороков). Концепция маруфат символизирует все добродетели и хорошие качества, которые общечеловеческой моралью были приняты в качестве блага. И наоборот, мункарат обозначает все грехи, которые были осуждены человеческой природой как зло. Шариат дает четкое представление об этих маруфат и подчеркивает, что они являются нормами, которым должны соответствовать как от-дельные лица, так и общество в целом.
Положительное право включает законы, которые издаются человеком, наделенным соответствующей властью, отличаются от моральных и священных законов, данных Богом или сфор-мированных под Его руководством. Позитивные законы порой относят к Западным законам, однако исламские страны также заимствовали светские нормы (Saleh, 1986). Западные законы получили свое распространение в силу ряда исторических при-чин: большинство исламских стран на то или иное время были колонизированы западными державами. В результате, в колони-зированные исламские страны пришли новые законы, основу ко-торых составили законы стран-колонизаторов. Следовательно, среди наследия колонизаторов остались законы, которые были сформулированы на основе законов, используемых в странах-колонизаторах. Малайзия, например, применяет законы, кото-рые по большей части основаны на английском праве. Таким об-разом, исламские банки должны соблюдать не только шариатское право, но и данные позитивные законы. В целом, большинство сформулированных законов, которыми исламские банки руко-водствуются, находятся под контролем и надзором центрально-го банка данной страны. Например, создание исламских банков в Малайзии регулируется Законом «О компаниях» 1965 года, а их деятельность регулируется Законом «Об исламской банков ской деятельности» 1983 года. Таким образом, исламские банки 218 Глава 5
должны соответствовать всем требованиям, предусмотренным обоими нормативными актами. Аналогичным образом, прави-тельства других стран приняли специальные законы, регулирую-щие деятельность исламских банков в своих странах. Например, исламские банки в Пакистане и Иране обязаны соблюдать не только обычные законы, но и особые законы, предназначенные контролировать и регулировать исламские банки.
ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ќ АИАТА
Слово «Шариат» происходит от слова «шари», что означает «путь или дорога, ведущая к воде», а глагол «шара'а» буквально означает «разметить или выделить четкий путь к воде». В религи-озном смысле это означает путь к совершенной жизни или «боль-шая дорога хорошей жизни». Другими словами, Шариат явля-ется средством, которое направляет жизнь человека на правиль-ный путь (Rahman 1979). От слов «на правильный путь» пришло значение слова «закон» (Denny, 1985). Слово «Шариат» также связано со словом «дин», что означает «подчинение» или «следо-вание». Шариат – это закрепление методов или путей, и главным его субъектом является Бог, в то время как дин – соответствие за-крепленной методике, основным субъектом в котором является человек. Следовательно, можно использовать взаимозаменяемые слова «шариат» и «дин», поскольку оба используют положения или заповеди, данные через Коран (Rahman, 1979).
Концепция Шариата охватывает не только манеру поведения человека в его жизни на пути к осуществлению Божественной воли, но также включает все поведение – духовное, умственное и физическое. Это означает, что смысл Шариата – больше, чем за-кон, и он охватывает все аспекты жизни, включая веру и практи-ку, личное поведение, правовые и социальные вопросы. Други-ми словами, Шариат является всеобъемлющим, всесторонним принципом всех сторон жизни. Фредерик Денни (1985) заявил,
что Шариат содержит все аспекты, которые, несомненно, могут быть названы законами, а также является центром системы ис-ламского законодательства. Шариат это нечто, что идеально и реально. Шариат также объединяет и наставляет мусульман во все времена и во всех ситуациях. Он передается из поколения в поколение и распространяется на все сферы Ислама. Кроме того, согласно Денни, Шариат поднимает дух и вызывает чувство стабильности и спокойствия среди мусульман.
Абдул Исмаил (1992) в своей работе о происхождении ислам-ских финансов и банковского дела, выявил, что Ислам состоит из трех основных элементов: акыйда, Шариат и ахлак. Акыйда охватывает все аспекты веры мусульман в Единственного Бога и Его наставления. Шариат охватывает все формы действий или поведения мусульман для того, чтобы продемонстрировать свою веру. Ахлак охватывает аспекты действий, поведения и трудовой этики мусульман при выполнении действий. Шариатский аспект может быть разделен на две части: ибадат и муамалат. Ибадат касается практических вопросов поклонения мусульманами Все-вышнему, а муамалат относится к отношениям между людьми. Следовательно, такие аспекты как политика, экономика и соци-альная активность – все они находятся под сферой действия му амалат. Так как финансы и банковская деятельность являютсячастью экономической деятельности, эта деятельность связана
с принципами Шариата через муамалат. Связи между Шариа том и исламской банковской системой показаны на схеме 5-1.
Абдул Дои (1984) высказал мнение, что Шариат отличается от всех других законов, так как Коран и Сунна – это подарки от Аллаха, значения которых для уммы ни с чем не сравнимо. С тех пор как различные общины в умме коллективно отвеча-ют за осуществление правосудия, мусульмане или другие люди, живущие в мире и согласии в исламских странах, имеют право не подвергаться воздействию какого-либо правителя или зако-нодательного совета. Муалана Али (1950) рассматривал Ислам
с теоретической и практической точек зрения. Теоретические аспекты включают в себя вопросы, связанные с верой и ее док-тринами, и эти аспекты называются усуль или происхождение принципа. Эти теоретические аспекты также обычно называют 220 Глава 5
ака'ид (единственное число акыйда), что означает «убеждения».Практические аспекты включают в себя все то, что мусульманин должен делать. Эти практические аспекты известны как фуру (единственное число: фар), что означает «ветвь»; их еще называ-ют ахкам (единственное число: хукм), что означает «указы или предписания Ислама». Следовательно, существование ислам-ской банковской системы управляется практическими аспекта-ми Ислама и поэтому должны соответствовать ахкамам Ислама. Эти аспекты могут быть перечислены или найдены во всех ис-ламских ахкамах.
Схема 5-1.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 810; Нарушение авторского права страницы