Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Законодательные рамки и органы власти «Бэнк Ислам Ма-лейжа»



  Вид Орган, ведомство. Закон/ Правила  
  деятельности  
       
1. Создание Регистрирующий орган Закон «О компаниях» от  
      1965 г.  
2. Управление Акционеры Учредительный договор и  
    Совет директоров Устав ассоциации, Закон  
    Управленческий коми- «Об исламской банковской  
    тет деятельности» от 1983 г.  
3. Лицензирова- Министерство финан- Закон «Об исламской бан-  
  ние и надзор сов ковской деятельности» от  
    Центральный Банк Ма- 1983 г.  
    лайзии    
4. Деятельность Соответствующие ор- Правила Шариата  
    ганы Прочие законы  
5. Шариатский Религиозный Правила Шариата  
  надзор надзорный совет    

254 Глава 5

 

Участие Центрального банка

 

Целями центральных банков в традиционной банковской си-стеме являются: денежная эмиссия и контроль резервов для под-держания объема эмитированной валюты, создание прочной финансовой политики, формирование стабильной кредитной и банковской политики, а также выполнение функций финансово-го консультанта и банкира правительства. Указанные цели, одна-ко, различаются по странам и зависят от целого ряда факторов. Среди факторов, играющих значительную роль в определении этих целей значатся политические, экономические и социальные условия в стране. Другие страны сформулировали цели в соответ-ствии с их текущими и будущими потребностями. Центральный банк Малайзии, например, помимо преследования традиционных целей, сыграл важную роль в оказании помощи правительству в осуществлении финансовой политики, которая носит вспомога-тельный характер для страны, чтобы достичь целей, изложенных

 

в «Новой экономической политике и видении 2020».

 

В соответствии с вышеуказанными целями, Центральному банку страны законом даны полномочия регулировать и кон-тролировать финансовую систему страны. Таким образом, ис-ламские банки, являющиеся частью финансовой системы, также подлежат регулированию и надзору Центрального банка. В дей-ствительности, Центральный банк в исламской банковской си-стеме выполняет те же функции, как и в традиционной. Данные функции также соответствуют шариатскому праву, согласно ко-торому исламские банки несут ответственность перед стороной, ответственной за финансовую политику страны. Для обеспече-ния эффективности и действенности исламской банковской си-стемы, особенно в странах, где сосуществуют как исламская, так и традиционная системы, Центральный банк должен учитывать следующие моменты (Presley, 1988):

 

(i) исламские банки в большинстве стран сталкиваются с труд-ностями при конкуренции с традиционными банками, по-скольку они не имеют возможности участвовать в каче-стве активного игрока на финансовом рынке. Кроме того, исламские банки находятся в невыгодном положении по


Законы и другие нормативные акты исламского банкинга

 

сравнению с их коллегами, когда речь заходит о привлече-нии средств. При проблемах с ликвидностью традиционные банки могут получать финансовую помощь от других банков или непосредственно из Центрального банка. Так как меха-низм финансового рынка использует инструменты на осно-ве процента, такая помощь исламским банкам недоступна. Таким образом, Центральный банк должен оказывать фи-нансовую помощь исламским банкам, имеющим проблемы ликвидности, путем предоставления совместимых с Шариа­ том инструментов;

 

(ii) Центральный банк должен ускорить процесс создания фи-нансовых инструментов, в которых не используется процент, дабы исламские банки могли выполнить требования к лик-видности обязательных резервов. Столкнувшись и избыточ-ной ликвидностью, исламские банки должны иметь возмож-ность получать краткосрочные инвестиции. Эффективный финансовый рынок таких финансовых инструментов может способствовать ускорению развития и увеличению прибыли исламского банка;

 

(iii) действующие законы в большинстве исламских стран не позволяют исламским банкам функционировать в полном объеме. Следовательно, каждая исламская страна должна рассмотреть вопрос о создании банковского законодатель-ства, которое регулировало бы исламские банковские опера-ции и соответствовало принципам Шариата;

 

(iv) Центральному банку следует создать специальный отдел, в обязанности которого входил бы надзор и контроль вопро-сов, связанных с деятельностью исламских банков, в част-ности, в отношении вновь созданного исламского банка или выпуска новых продуктов;

 

(v) должен быть представлен подходящий способ регулирова-ния отношений между исламскими банками, Центральным

 

банком и другими финансовыми органами. Аспекты, кото-рые должны быть учтены:

 

• изучение подходящих методов, которые позволили бы ис-ламским банкам предоставлять беспроцентное финансиро-вание и рефинансирование,


256 Глава 5

 

• поиск подходящих способов краткосрочных инвестиций,

 

которые позволили бы исламским банкам вкладывать свои излишки ликвидности,

• любые услуги или преимущества, доступные клиентам тра-

 

диционного банка, должны быть доступны клиентам ислам-ского банка.

 

Существует много общего в плане полномочий, возложенных на центральные банки мусульманских стран в области регулиро-вания и надзора исламских банков. В Турции, например, помимо специального постановления, принятого Советом министров, Центральный банк издал правила, регулирующие деятельность исламских банков (Официальная газета №18348 от 21 марта 1984 года). Эти правила содержат 18 положений, описывающих требования к подаче заявления и выдаче лицензий на создание исламских банков. Там же перечислены общие положения неко-торых видов деятельности исламских банков. В Турции заявка на работу исламского банка тщательно изучается Центральным банком, а лицензию выдает Совет министров на основе рекомен-дации Центрального банка. Центральный банк Турции, кроме того, отвечает за определение резервов и ликвидности, а также за проведение аудита всех счетов и операций исламских банков

 

в Турции (Baldwin, 1990).

 

В Малайзии исламские банки, в соответствии с Законом «Об исламской банковской деятельности» от 1983 года, подпада-ют под юрисдикцию Центрального банка Малайзии. Заявки на создание исламского банка в Малайзии должны быть направле-ны в центральный банк, который рассматривает заявки и выно-сит рекомендации по утверждению и отклонению. Действующая лицензия любого исламского банка также может быть отозвана по рекомендации Центрального банка. Исламские банки в Ма-лайзии должны сначала получить одобрение или направить от-чет в Центральный банк если:

 

(i) открывается новый филиал, агентство или отделение в пре-делах или за пределами Малайзии;

(ii) устанавливаются корреспондентские банковские отноше-ния с любым банком за пределами Малайзии;

(iii) предлагаются изменения в управлении банком;


Законы и другие нормативные акты исламского банкинга

 

(iv) выдается кредит или аванс, обеспеченный в совокупности 20 или более процентами от оплаченного капитала акций любого другого исламского банка или любого банка, ли-цензированного в соответствии с Законом «О банковской деятельности» 1973 года и зарегистрированного в Ма-лайзии, или любой финансовой компании, имеющей ли-цензию на основании Закона «О финансовых компаниях»

 

1969 года;

 

(v) предоставляется кредит его директорам, должностным ли-цам и работникам;

(vi) невозможно исполнить свои обязательства, или если банк собирается приостановить платежи;

(vii) планируются поправки или изменения в учредительный до-говор или устав.

 

Центральный банк Малайзии имеет полномочия выполнять сле-дующие задачи:

 

(iv) обеспечивать поддержание исламскими банками оплачен-ного капитала и резервных фондов;

(v) устанавливать минимальный размер ликвидных активов, которыми должны обладать исламские банки в любой мо-мент времени;

 

(vi) определять виды и содержание отчетов, представляемых в Центральный банк;

(vii) предписывать формат представления и содержание финан-совой отчетности, подготавливаемой исламскими банками;

(viii) накладывать ограничения в отношении предоставления займов, ­ ссуд и кредитов;

(ix) проверять документацию, счета и сделки исламских банков. Несмотря на то, что Центральный банк будет продолжать ре-

 

гулировать и контролировать исламские банки с помощью раз-личных правил и руководящих принципов, как он это делает с традиционными банками, следует произвести некоторые кор-ректировки. Эти корректировки необходимы в отношении ин-струментов или методов, используемых в денежно-кредитной политике. Как правило, Центральный банк использует методы, которые могут определить значение ликвидности банка, кото-рая, в свою очередь, определяет способность банка выдавать


258 Глава 5

 

кредиты. Среди некоторых используемых методов можно вы-делить операции на открытом рынке, дисконтирование, кор-ректировка нормативов резервов и требования к ликвидности. Другие методы включают в себя процентную и кредитную поли-тику, кредитные лимиты и кредитные тенденции. Пригодность используемых методов во многом зависит от политической, эко-номической и социальной ситуаций в стране.

 

Большинство политических направлений, используемых в традиционных банках, не подходят для исламских банков. Определение процентных ставок и операции на открытом рынке являются неприемлемыми в ввиду наличия процента, присутствующего в государственных ценных бумагах и каз-начейских векселях. Следовательно, для регулирования роли исламских банков должны быть разработаны другие методы и инструменты в определении национальной денежно- кредитной политики. Учитывая, что роль исламских банков в определе-нии национальных кредитных тенденций усиливается, важно поддерживать развитие политики в данном направлении. Со-вет исламской идеологии Пакистана в своем докладе о ликви-дации процента в экономике высказал мнение, что большин-ство инструментов денежно-кредитной политики, доступных Центральному банку Пакистана в соответствии с различными банковскими законами этой страны, также остаются действен-ными при беспроцентной системе. Среди регулирующих ин-струментов, которые остаются в значительной степени неиз-менными, присутствуют следующие (Council of Islamic Ideology, Pakistan, 1983):

 

(i) требования к минимальному резерву денежных средств;

 

(ii) требование нормы ликвидности;

 

(iii) общие лимиты на кредитование и инвестиционные опера-ции банков;

(iv) принудительные объекты финансирования в приоритетных секторах;

(v) выборочный кредитный контроль;

 

(vi) выдача предписаний банкам по различным аспектам бан-ковской деятельности, которые не охватываются конкрет-ными политическими инструментами;


Законы и другие нормативные акты исламского банкинга

 

(vii) воздействие убеждением.

 

Помимо указанных выше методов, некоторые мусульманские страны включили дополнительные меры контроля в денежно-кредитную политику с участием исламских банков. Иран, к при-меру, в соответствии со статьей 20 Закона «О банковской дея­ тельности, свободной от ростовщичества», уполномочил Цен-тральный банк Ирана контролировать следующую денежную и банковскую деятельность:

 

(i) минимальная и/или максимальная доля прибыли для бан-ков в их совместном предприятии и деятельности мудараба. В зависимости от сфер деятельности, пропорция может из-меняться;

 

(ii) диверсифицированные сферы для инвестиций и партнер-ства в рамках утвержденной экономической политики, ми-нимальная ожидаемая норма прибыли для различных инве-стиционных и совместных проектов. Минимальная предпо-лагаемая норма прибыли может изменяться в зависимости от отраслей деятельности;

 

(iii) минимальная и максимальная норма прибыли. Предполага-ется, что банки могут взимать плату при заключении дого-воров продажи в рассрочку;

 

(iv) типы услуг, которые могут предоставлять банки, минималь-ный и максимальный размер комиссий банка, бридические услуги по управлению инвестиционными вкладами;

 

(v) типы и количество минимальных и максимальных бонусов в соответствии со Статьей 6 Закона, и критерии для рекламы банков;

 

(vi) минимальная и максимальная пропорция долевого уча-стия, мозаребе, инвестиций, покупки в рассрочку, опера-ций с рассрочкой, покупки и продажи в кредит, продаж по срочным сделкам, мозараах, мосакат, джоала и карз-е-хасна, для каждого случая и каждой сферы, и максималь-

 

ное количество услуг, которые могут быть предоставлены одному клиенту.

 

Центральный банк Иордании в соответствии со Статьей 15 главы I Закона «Об учреждении» наделен правом регулирования и контроля исламских банков:


260 Глава 5

 

(i) исламский банк имеет право работать в различных отрас-лях, согласуя свою деятельность с практикой и правилами, принятыми для коммерческих банков, за исключением дея-тельности, которая приводит к использованию риба;

 

(ii) на исламский банк накладываются все те ограничения, кото-рые имеются у коммерческих банков, включая соблюдение требований по объему денежных резервов и определенного процента ликвидности для поддержания устойчивого по-ложения и защиты интересов вкладчиков, инвесторов и ак-ционеров. Исламский банк обязан подчиняться директивам в отношении суммы и видов кредитования, которые, в свою очередь, должны учитывать план развития страны;

 

В полномочия Центрального банка Индонезии, помимо об-щепринятых, входит, согласно своду законов «Унданг-Унданг» №10 1998 года, регулирование общих и сельских банков (народ-ных кредитных банков), работающих по принципам Шариата.

 

Некоторые положения данного свода законов представлены

 

ниже.

 

(i) Пункт 8 (2); Коммерческий банк обязан внедрять и следовать руководя-

 

щим принципам финансирования и кредитования, основан-ным на принципах Шариата, соответствовать положениям, установленным Центральным банком Индонезии.

 

(ii) Пункт 11 (1); Центральный банк Индонезии должен устанавливать тре-

 

бования к максимальному лимиту по кредиту или финан-сированию, которые основаны на принципах Шариата; требования к предоставлению гарантий, инвестиционному размещению уведомлений о цене, и по другим аналогичным вопросам, которые могут быть использованы банком по отношению к должнику или группе должников, в том чис-ле предприятий той же группы, что и банк, о котором идет речь.

(iii) Пункт 11 (3); Центральный банк Индонезии должен устанавливать тре-

 

бования к максимальному ограничению по кредиту или финансированию, основанных на принципах Шариата,


Законы и другие нормативные акты исламского банкинга

 

предоставлению гарантий, инвестиционному размещению уведомлений о цене, и по другим аналогичным вопросам, которые могут быть использованы банком по отношению к: а) акционерам, которые владеют 10% или более капитала в банковском секторе; б) совету уполномоченных; в) совету директоров;

 

г) членам семьи лиц, указанных выше в пунктах а, б и в; д) офисам в других банках;

 

е) � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � предприятиям, чьиинтересыпредставляют對 вышеупомя-нутые стороны.

(iv) Пункт 11 (4A);

 

При предоставлении кредита или финансирования на осно-ве принципов Шариата, банк не имеет права нарушать мак-

 

симальное ограничение по кредиту или финансированию на основе принципов Шариата, как указано в разделе (i), раз-деле (ii), разделе (iii) и в разделе (iv).

 

Мохсин Хан и Аббас Мирахор (1987) предположили, что центральный банк сохраняет свои функции в определении со-отношения различных типов обязательств и максимального количества активов, которые могут быть размещены ислам-ским банком в своей партнерской деятельности. Кроме осу-ществления регулирования и контроля, как и в традиционной системе, центральный банк может ужесточить регулирование исламской банковской системы, став акционером исламских банков, а также других финансовых институтов. Возникнове-ние новых возможностей сопровождается участием централь-ного банка в инвестиционной деятельности совместно с дру-гими банковскими институтами, используя принцип разделе-ния прибылей. Однако центральному банку следует помнить о возможном конфликте интересов, который может привести

 

к отклонению от первоначальных целей центрального банка.

 

В настоящее время центральные банки, при определении век-тора развития финансовой системы страны, рассматривают ис-ламскую банковскую систему как одну из перспективных отрас-лей, для которой создаются специализированные подразделения по надзору и регулированию.


262 Глава 5

 

Шариатский наблюдательный комитет

 

Исламские банки, основываясь на религиозном учении нуж-даются в специализированных органах, гарантирующих соот-ветствие их деятельности принципам Шариата. В связи с этим, в большинстве исламских банков имеются шариатские наблю-дательные комитеты или советы. Исламский банк предоставля-ет свой годовой отчет совместно с отчетом о своей шариатско-финансовой деятельности, полученной от наблюдательного со-вета.

 

Бухгалтерская и аудиторская организация для исламских фи-нансовых институтов (Accounting and Auditing Organization for Islamic Financial Institutions – AAOIFI) дала шариатскому наблю-дательному совету следующее определение (AAOIFI, 2000):

 

«Шариатский наблюдательный совет является независимым органом юристов, специализирующихся на фикх аль-муамалат (т.е. исламская коммерческая юриспруденция). Однако, в Ша-риатский наблюдательный совет входят не только юристы, спе-циализирующиеся на фикх аль-муамалат, но и специалисты в области исламских финансовых институтов со знанием фикх аль-муамалат. На Совет возложены функции анализа и контро-ля деятельности исламских финансовых институтов в целях со-гласования их деятельности с правилами Шариата. Фетвы и по-становления Шариатского наблюдательного совета должны быть обязательными для исламских финансовых институтов.

 

Название комитета и число членов шариатского наблюдатель-ного совета варьируется. Данные представлены в таблице 5-2.

 

Несмотря на то, что стандарты учета, аудита и регулирования для исламских финансовых институтов, составленные AAOIFI в июне 2000 года, требуют наличия собственных шариатских на-блюдательных советов во всех финансовых институтах, на прак-тике, однако, возможны отступления. К примеру, в годовом от-чете банка в Южной Африке «АльБарака Бэнк» (AlBaraka Bank) не содержится доклад Комитета по надзору, что наводит на мысль об отсутствии такого комитета вовсе. Аналогичная ситуа-ция с «Тадамон Исламик Бэнк» (Tadamon Islamic Bank) в Судане. Учредительные документы данного банка требуют только отчет,


Законы и другие нормативные акты исламского банкинга  
Таблица 5-2.        
Данные по шариатскому наблюдательному совету      
       
Наименование банка Наименование комитета Общее число    
членов  
     
Abu Dhabi Islamic Bank, Шариатский наблюдательный    
ОАЭ (1999) совет и Совет по фетвам    
     
Albaraka Islamic Bank, Бах- Шариатский наблюдательный    
рейн (1998) совет    
     
Bahrein Islamic Bank, Бах- Религиозный контрольный    
рейн (1999) комитет    
     
Bank Islam Malaysia, Малай- Шариатский наблюдательный    
зия (1999) совет    
     
Bank Muamalat Indonesia, Деван Пенгавас Шариа    
Индонезия (1999) (Шариатский наблюдатель-    
  ный совет)      
Dubai Islamic Bank, ОАЭ Наблюдательная группа по    
(1999) Шариату и фетвам    
     
Faisal Islamic Bank of Шариатский наблюдательный    
Bahrein, Бахрейн (1999) совет    
     
Faisal Islamic Bank of Egypt, Шариатский наблюдательный    
Египед (1998) совет    
     
Islami Bank Bangladesh, Шариатский совет    
Бангладеш      
       
Jordan Islamic Bank, Иор- Шариатский наблюдательный    
дания совет    
     
Kuweit Finance House, Ку- Наблюдательная группа по    
вейт (1999) Шариату и фетвам    
     
Qatar Islamic Bank, Катар Шариатский наблюдательный    
(1998) совет    
     

 

Источники: Годовые отчеты указанных банков а соответствующие годы

составленный Управлением по фетвам и исследованию самого банка, не упоминая, при этом, о необходимости наличия шари-атского наблюдательного комитета (Tadamon Islamic Bank, 2002). В функции Комитета должны входить: обеспечение клиентов банковскими услугами, соответствующими шариатским зако-нам, контроль за инвестиционной деятельностью банка, надзор за должным, согласно шариатскому праву, управлением банка. Наличие в одном банке двойной системы ведения банковской деятельности – традиционной и исламской – усложняет работу


264 Глава 5

 

таких наблюдательных комитетов. Таким образом, члены коми-тета должны не только обладать глубокими знаниями в области Шариата, но должны быть хорошо осведомлены о современной банковской системе. Кроме того, члены наблюдательных комите-том должны быть беспристрастными, не подвергаться влиянию вышестоящего органа власти и отстаивать истину.

 

Процедура создания наблюдательных комитетов будет разли-чаться, в зависимости от того, под юрисдикцией какой страны находится банк. В некоторых странах существуют нормы закона, которые требуют от исламских банков наличия шариатских ко-митетов. В Малайзии, например, данное условие предусмотре-но в разделе 5 Закона «Об исламской банковской деятельности»

 

1983 года – Центральный банк Малайзии не выдаст лицензию исламскому банку, в уставе которого не прописано положение о создании шариатского консультативного совета или комитета. Комитет, в свою очередь, консультирует банк в отношении его финансовых операций, с целью предоставления гарантий отсут-ствия недозволенных Исламом элементов. В Иордании создание шариатского комитета регулируется Законом «О финансовых и инвестиционных исламских банках». Некоторые положения За-кона представлены ниже.

 

Раздел 27:

 

§ в течение 15 дней с даты своего избрания Совет директоров назначает консультанта по исламскому законодательству, который является признанным экспертом в области ислам-ских принципов, права и традиций;

 

§ консультант, назначенный на этот пост, может быть уволен не иначе как на основе резолюции Совета, принятой боль-шинством по крайней мере в две трети членов голосов, пре-

 

доставив обоснование для такого увольнения.

 

Раздел 28:

 

Совет директоров должен определить функции вышеупомя-нутого консультанта для получения его заключения по следую-щим вопросам:

 

(i) практические положения и правила, используемые банком в своих отношениях с другими лицами, с целью обеспечения гарантий отсутствия ростовщических форм сделок;


Законы и другие нормативные акты исламского банкинга

 

(ii) причины, вынуждающие банк нести инвестиционные убыт-ки, с целью нахождения правовых (фикх) основ в пользу ре-шения Совета.

 

В Уставе и Учредительном договоре «Кувейт Файненс Хаус» присутствует положение о назначении консультативного ор-гана, однако, в отличие от «Джордан Исламик Бэнк», эти поло-жения не затрагивают детальный алгоритм учреждения такого органа. Ниже приведены выдержки из положения «Кувейт Фай-ненс Хаус».

 

Статья 62:

 

Компания должна сохранять консультативные органы, спе-циализирующиеся на исследованиях экономики, финансов и права. Такой специализированный орган (или органы) может состоять из ряда экспертов с международной репутацией. По некоторым специальностям компания может приглашать только одного эксперта или консультанта, но назначение всех таких экспертов и консультантов осуществляется по решению Совета директоров. Отношения между этими назначенными лицами и компанией должны быть ограничены такими иссле-дованиями, которые могут быть возложены на них, и их ис-следования и рекомендации должны быть представлены либо на имя Председателя Совета директоров или членов этого Со-вета, которые могут быть делегированы Советом для такой цели.

 

Статья 63:

 

Консультативные органы, эксперты и отдельные консуль-танты должны, в основном, выполнять свои задания в Кувейте. Однако, консультации могут, в особых случаях, проводиться за пределами Кувейта, в соответствии с решением, которое должно быть принято Советом директоров в каждом отдельном случае по рекомендации Председателя или Управляющего директора. В таком случае в решении Совета должно быть указано лицо, ко-торое должно представлять Совет директоров на таком совеща-нии или заседании за пределами Кувейта.

 

Статья 64:

 

Совет директоров общества по рекомендации Председателя или Управляющего директора определяет круг полномочий кон-


266 Глава 5

 

сультативных органов, экспертов и индивидуальных консультан-тов, независимо от того, являются ли их отношения с компанией постоянными или разовыми. Кроме того, Совет директоров дол-жен устанавливать правила (в рамках внутренних нормативных актов), касающиеся подобных мероприятий и заданий.

 

В Египте Закон №48 (1977), которой установил правила учреж-дения банка «Файсал Исламик Бэнк оф Иджипт» содержит ре-комендации по созданию контрольного органа под названием «Религиозный наблюдательный совет»:

 

Статья 40:

 

Наблюдательный совет состоит из не более чем пяти членов, выбранных из числа исламских ученых и юристов сравнитель-ного правоведения, верящих в идею исламского банка. Общее собрание акционеров назначает их каждые три года и устанав-ливает им вознаграждение по предложению Совета директоров.

 

Задача Наблюдательного совета – оказывать консультатив-ную помощь и проводить обзоры по вопросам применения по-ложений исламского Шариата. В связи с этим, Наблюдатель-ный совет должен быть компетентным в вопросах аудита. Совет директоров может пригласить представителя Наблюдательного совета присутствовать на любом из его заседаний, но без права голоса.

 

Наблюдательный совет, при необходимости, может обратиться к Совету директоров с просьбой о проведении специального засе-дания для разъяснения своей точки зрения по вопросам Шариата. В качестве исключения из вышеизложенного, период действия пер-вого Наблюдательного совета составляет четыре года. Учредители должны выбрать членов первого Наблюдательного совета сразу же после принятия и опубликования Правил и Устава.

Статья 41:

 

Наблюдательный совет должен относится к своей деятельно-сти и руководству банка, а также к различным компонентам дан-ных процессов одинаково и осуществлять ту же функцию, что и аудитор согласно данному Уставу.

 

На основании стандартов, изданных AAOIFI, вопросы, свя-занные с назначением, установлением оплаты, составом, отбо-ром и роспуском этого Совета заключаются в следующем:


Законы и другие нормативные акты исламского банкинга

 

Назначение и определение вознаграждения:

 

• каждый исламский финансовый институт должен иметь

 

Шариатский наблюдательный совет, который назначается акционерами на ежегодном собрании по рекомендации Со-вета директоров, принимая во внимание местные законы и нормативы. Акционеры могут уполномочить Совет дирек-торов определить вознаграждение членов Шариатского на-блюдательного совета;

 

• Шариатский наблюдательный совет и исламский финансо-вый институт должны договориться об условиях сотрудни-чества. Согласованные условия должны быть отражены в приказе о назначении;

• Шариатский наблюдательный совет должен гарантировать, что исламский финансовый институт надлежащим образом документирует и подтверждает назначения Шариатского наблюдательного совета. Приказ о назначении Шариатско-го наблюдательного совета должен содержать упоминание о соответствии деятельности исламского финансового инсти-тута правилам и принципам Шариата;

 

• Шариатский наблюдательный совет может назначить кого-либо из числа своих членов или других сторон наблюдателя

 

(-ей) для целей исполнения обязательств.

 

Составление, отбор и увольнение:

 

• Шариатский наблюдательный совет должен состоять не менее чем из трех членов. Совет может запрашивать услуги консуль-тантов, которые имеют опыт в сфере бизнеса, экономики, пра-ва, бухгалтерского учета и/или других специалистов. Директо-ра или крупные акционеры исламских финансовых институтов не могут быть членами Шариатского наблюдательного совета;

 

• исключение члена Шариатского наблюдательного совета

 

требует рекомендации Совета директоров и ставится на го-лосование на ежегодном собрании акционеров.

 

Выводы Шариатского наблюдательного совета о соответствии или несоответствии деятельности исламского банка, находяще-гося под его контролем, шариатскому праву отражаются в еже-годном докладе соответствующего банка. Объем доклада зави-сит от политики банка. Отчеты Шариатского наблюдательного


268 Глава 5

 

совета «Бэнк Ислам Малейжа Берхад» и «Кувейт Файненс Хаус» довольно кратки, в которых содержится заявление, что опера-ции, осуществляемые соответствующими банками, соответству-ют правилам Шариата.

 

Существуют некоторые шариатские наблюдательные советы, например, в Иордании, Бангладеш, Бахрейне и Объединенных Арабских Эмиратах, которые дают подробные пояснения к де-ятельности, к исполнению банком своих обязательств. В таких странах, как Пакистан и Иран, наличие наблюдательного органа не является императивом, так как правительство, в лице цен-трального органа власти, издает фетвы, касающиеся исламских банковских операций, что позволяет исключить доклады шари-атских наблюдательных советов из годовых отчетов банков.

 

В соответствии со стандартами AAOIFI, отчеты или докла-ды наблюдательных комитетов должны содержать следующие основные элементы:

 

• Заголовок;

 

• Адресат;

 

• Открывающий или вводный абзац;

 

• Обзорный пункт, объясняющий характер выполненной работы;

 

• Заявление о соответствии исламского финансового института

 

правилам и принципам Шариата;

 

• Дата доклада;

 

• Подписи членов Шариатского наблюдательного совета. Наличие в названии комитета определения «шариатский» го-

 

ворит о том, что лишь компетентные и сведущие в исламском праве эксперты могут являться их членами. В связи с этим ведут-ся дискуссии по поводу того, могут ли специалисты других об-ластей, имеющие некоторый опыт в исламской банковской дея-тельности, быть представителями наблюдательных советов. На-ряду с этим обсуждается целесообразность присутствия одного и того же эксперта в нескольких шариатских наблюдательных советах. Тенденция ведет к созданию единого наблюдательного совета для всех исламских банков в соответствующей стране.


Законы и другие нормативные акты исламского банкинга

 

Выводы

 

 

Будучи финансовым институтом, ориентированным на испол-нение религиозных требований и генерирование прибыли, ислам-ский банк должен учитывать как шариатское, так и позитивное право. Шариатское право – это исламское право, регулирующее об-щие вопросы деятельности исламских организаций и жизни обще-ства, что подразумевает верование и практику, личное поведение, а также правовые и социальные сделки. Аспекты, связанные с верой и убеждениями, можно рассматривать как теоретические аспекты Ислама, в то время как практические аспекты включают в себя все то, что мусульмане должны делать, практиковать, следовать.

 

Существует пять категорий шариатского права, которые регу-лируют поведение мусульман. Первая категория – фард, то есть обязательное поведение; исполнение обозначенных действий, вхо-дящих в данную категорию, считается обязательным. Выполнение поощряется, а бездействие наказывается и считается греховным. Вторая категория – cунна, которая включает в себя рекомендуемые действия. Выполнение действий, входящих в данную категорию, вознаграждается, но бездействие не наказывается. Третья кате-гория – джа'из или мубах – относится к нейтральным действиям, выполнение или невыполнение которых ни поощряется, ни нака-зывается. Четвертая категория – макрух, сюда относятся поступки, которые не одобряются, но не наказываются и не запрещаются. Наконец, харам – это поступки, которые запрещены, и совершение их расценивается как грех.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. I. МЫСЛИ О ГРАДОНАЧАЛЬНИЧЕСКОМ ЕДИНОМЫСЛИИ, А ТАКЖЕ О ГРАДОНАЧАЛЬНИЧЕСКОМ ЕДИНОВЛАСТИИ И О ПРОЧЕМ
  2. Август 2015 – семинар по исламским финансам для ППС ВУЗов РК и представителей НБРК
  3. Аравия до Ислама: характер занятий местных жителей, социальные отношения, религиозные верования.
  4. Арифметические операции с числами в формате с плавающей запятой
  5. Асад ибн Абдаллах, Наср ибн Саййар и триумф ислама (737—751)
  6. Б. Организация Советской власти на месгах
  7. Бюджеты органов государственной власти и органов местного самоуправления, их роль и значение в экономике и социальной сфере современного государства
  8. В РАМКАХ СПЕКУЛЯТИВНОЙ ТЕОЛОГИИ ИСЛАМА
  9. Вегетативные органы. Корень. Функции корня. Виды корней. Типы корневых систем.
  10. Векторами и комплексными числами
  11. Взаимодействие прокуроров с органами представительной (законодательной) и исполнительной власти, местного самоуправления и органами контроля
  12. Взаимодействие прокуроров с органами представительной (законодательной) и исполнительной власти, местного самоуправления, контролирующими и другими органами


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 684; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.137 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь