Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Функциональные аспекты и практика исламской банковской системы
В этой главе рассматриваются функциональные аспекты и практика исламских банков. Обсуждение включает в себя сравнение шариатских принципов, согласно которым осуществляется управление процессами и практикой исламских банков, оказываемых услуг, предоставляемых инвестиций, а также общественно-культурных мероприятий, проводимых между исламскими банками в конкретных странах. Также подробно рассмотрены рекомендации Бухгалтерской и аудиторской организации для исламских финансовых институтов в отношении предоставления счетов, финансового управления и сдачи финансовой отчетности.
ВВЕДЕНИЕ
Исламские банки предоставляют услуги мусульманам, которые обходят стороной традиционные финансовые институты, так как в их операциях присутствует элементов риба. Кроме того, исламские 276 Глава 6
банковские услуги, по своим свойствам, должны быть качествен-нее, чем аналогичные услуги в традиционных коммерческих бан-ках. Традиционные банки имеют ряд преимуществ, ввиду продол-жительного присутствия в мировом финансовом секторе. Опыт и знания, которыми обладают традиционные банки, помогают им не только оказывать эффективные и всесторонние услуги, но также понимать потребности клиентов и, следовательно, удовлетворять их. В результате, традиционные банки могут убедить своих клиен-тов быть лояльными, что лишает другие финансовые институты возможности привлечения данной категории клиентов.
Дело с исламскими банками обстоит иначе. Большинство ис-ламских банков находятся на рынке всего от 10 до 20 лет. В дей-ствительности, ряд исламских банков был создан только в на-чале ХХ века. Например, многие исламские банки в Индонезии были созданы после того, как страна пережила экономический кризис в конце 1990-х годов. Несмотря на то, что эти банки на-ходятся на начальном этапе своего развития, большинство из них успешно предлагает банковские услуги, подходящие для их кли-ентов, и практически все имеют фиксированный доход. Годовая прибыль исламских банков повышается из года в год, наравне с другими статистическими данными, которые указывают на уве-личение количества вкладов и уровня финансирования. Эти дан-ные свидетельствуют о том, что исламские банки не только сумели утвердиться в качестве жизнеспособной альтернативы традици-онным банкам, но также смогли усовершенствовать себя с точки зрения рентабельности и наличия постоянной клиентуры. Кро-ме того, исламские банки оказывают услуги не только клиентам-мусульманам, но также клиентам, не являющимся мусульманами. Например, у «Бэнк Ислам Малейжа Берхад», который начал свою деятельность в 1984 году, по состоянию на конец августа 1993 года было 350 000 клиентов, 17 тысяч из которых были не мусульмана-ми. К концу 2007 года количество клиентов банка превысило мил-лион, 10% из которых составляли клиенты не-мусульмане. Подоб-ным образом, «Бэнк Муамалат Малейжа Берхад», который начал свою деятельность в качестве полноправного исламского банка в конце 1999 года, продемонстрировал обнадеживающие показате-ли роста. В конце 2006 года около 10% его клиентов были не му-
сульманами. Эти цифры подтверждают, что исламские банки вос-требованы не только среди населения, исповедующего Ислам.
Наряду с успехом отдельно взятых исламских банков, исламская банковская система в целом четко продемонстрировала свои воз-можности, для того чтобы стать жизнеспособной альтернативой в управлении экономикой страны. К примеру, когда Иран и Паки-стан исламизировали собственные финансовые отрасли, они до-вольно скептично оценивали жизнеспособность системы. Тем не менее, более чем через десять лет после введения исламской систе-мы, не было засвидетельствовано упадка в экономике этих двух стран. Напротив, согласно статистическим данным Международ-ного Валютного Фонда, сумма вкладов в обеих странах увеличи-лась. Например, после национализации своей банковской систе-мы, в 1980 году общая сумма вкладов в банках Ирана составляла 980, 88 млрд. иранских риалов на текущих счетах и 1776, 74 млрд. иранских риалов на срочных вкладах и сберегательных счетах. В конце 1986 года эти цифры увеличились до 2864, 9 млрд. иран-ских риалов на текущих счетах и 4339, 2 млрд. иранских риалов – на срочных вкладах и сберегательных счетах, и продолжали расти, и в 1991 году достигли отметки в 7850, 9 млрд. иранских риалов и 13 341, 6 млрд. иранских риалов на текущих счетах и срочных вкла-дах и сберегательных счетах соответственно К концу 2007 года сумма на обоих видах вкладов выросла до 353 093, 3 на текущих счетах и 869 654, 5 – на срочных вкладах и сберегательных счетах.
Аналогичная тенденция наблюдалась и в Пакистане. Некоторые полагают, что Пакистан не полностью исламизировал свою эконо-мическую систему: лишь некоторые банки этой страны внедрили исламскую экономическую систему. В конце 1980 года, банков-ский сектор страны зафиксировал общую сумму вкладов, равную 33 698 млн. рупий и 30 650 млн. рупий на текущих счетах и срочных вкладах соответственно. Количество вкладов в Пакистане ежегод-но возрастает. Например, в 1985 году общая сумма вкладов на те-кущих счетах составляла 69 103 млн. рупий, в 1990 году эта цифра выросла до 138 725 млн. рупий, в 1995 году – до 340 332 млн. ру-пий и в 2000 году – до 458 901 млн. рупий. В конце июня 2008 года общая сумма вкладов на текущих счетах стремительно выросла до 965, 4 млрд. рупий. Например, в 1985 году общая сумма по срочным 278 Глава 6
вкладам составляла 82 091 млн. рупий, в 1990 году эта цифра вы-росла до 161 221 млн. рупий, в 1995 году – до 424 964 млн. рупий, и в 2000 году – до 730 112 млн. рупий. Общая сумма по срочным вкла-дам по состоянию на конец июня 2008 года составила 1211, 5 млрд. рупий. При этом общая сумма вкладов на сберегательных сче-тах увеличилась с 339 295 млн. рупий по состоянию на 1996 год до 583 492 млн. рупий в 2000 году. По состоянию на конец июня 2008 года общая сумма вкладов на сберегательных счетах состав-ляла 1572, 7 млн. рупий. Основываясь на вышеприведенных дан-ных, можно сделать вывод, что исламская банковская система до-вольно конкурентоспособна на практике. Готовность клиентов не-мусульман пользоваться услугами исламского банка подтверждает, что система подходит для людей любой расы и вероисповедания.
ПРИМЕНЕНИЕ ќ АИАТСКИХ ПРИНЦИПОВ
В главе 3 были описаны принципы Шариата, применяемые исламскими банками для разработки исламских банковских продуктов и услуг. В целом, применение данных принципов за-висит от следующего: (i) если в стране в отношении исламской банковской систе-мы действует политика, позволяющая ей развиваться, то в функции Центрального банка или других финансовых орга-нов входит определение и предложение принципов работы исламских банков, находящихся под под их контролем;
(ii) если исламский банк работает в стране, в которой Цен-тральный банк не связан с развитием исламской банковской системы, то применяемые принципы во многом будут вы-бираться на усмотрение самого банка. Таким образом, тип применяемых принципов становится известен из публика-ций или годового отчета банка;
В некоторых исламских банках существуют различия между практикой и интерпретацией принципов, регулирующих бан-ковскую деятельность. Перечень принципов Шариата, исполь-зуемых различными исламскими банками в определенных му-сульманских странах, приведен в таблице 6-1.
В таблице 6-1 показано несколько очевидных сходств и различий
в использовании принципов Шариата среди банков Ирана, Малай-зии, Пакистана, Бангладеш, Кувейта, Иордании, Бахрейна, Объеди-ненных Арабских Эмиратов и Турции. Принципы Шариата, при-меняемые исламскими банками, можно разбить на пять категорий: принципы участия в прибылях и убытках, принципы, основанные на продаже, принципы, основанные на пошлинах и сборах, прин-ципы безвоздмездного предоставления услуг и вспомогательные принципы. Ниже приведены некоторые сходства и различия.
1. Малайзия является единственной страной, где применяется арабская терминология для описания всех принципов Шариата, используемых в исламских банковских операциях. Другие страны, однако, сохраняют данную терминологию лишь для ряда продук-тов, используя родной язык для определения ряда других. Самые распространенные принципы с использованием арабской терми-нологии: мудараба, мушарака, мурабаха, иджара и кард хассан.
2. Несмотря на небольшие различия в написании и произно-шении ряда принципов, суть, в целом, одна. Например, прин-цип мудараба. Иран использует слово мозаребе, Малайзия ранее назвала его аль-мудараба, но теперь он известен как мудараба, Бангладеш называет аль-мудараба, Пакистан и Бахрейн исполь-зуют слово модараба, Кувейт и Иордания используют мудараба, и Судан называет его мударабат. Различия в написании и про-изношении касаются и других принципов, таких как мушарака, иджара и кард хассан. Турция, для определения исламских прин-ципов, арабскую терминологию не использует.
3. Участие в прибылях и убытках, в большинстве стран, до-стигается принципами мудараба и мушарака. В Иране данная категория представлена не только двумя обозначенными прин-ципами. Принцип мушарака можно разделить на два вида: по-стоянная мушарака и убывающая мушарака. Постоянная муша рака, которую часто называют мушарака – это ситуация, когда Таблица 6-1. Принципы Шариата, используемые исламскими банками
ТАБЛИЦА 6-1 (продолжение).
Источники: Иран, Закон «О банковской деятельности, свободной от ростовщичества» 1983 год; Малайзия: www.bnm.gov.my; Пакистан: Го-сударственный банк Пакистана, Циркулярное письмо BCD №13 от 20 июня 1984 года; Бангладеш: Годовой отчет, «Ислами Бэнк Бан-гладеш Лимитед», 2007 год; Кувейт: Годовой отчет, «Кувейт Файненс Хаус», 2007 год; Иордания: Годовой отчет, «Джордан Исламик Бэнк», 2007 год; Бахрейн: Годовой отчет, «Шамиль Бэнк оф Бахрейн» (ранее известный как «Файсал Исламик Бэнк оф Бахрейн»), 2007 год; Турция: Годовой отчет, «Туркийе Финанс», 2007 год; Объединенные Арабские Эмираты: Годовой отчет, «Дубай Исламик Бэнк», 2007 год; Индонезия: Годовой отчет, «Бэнк Муамалат Индонейжа», 2007 год.
282 Глава 6
банк участвует в капитале компании без определения даты пре-кращения своего участия. Получаемый доход определяется, как правило, исходя из внесенного капитала. Убывающая мушара ка, известная как «мушарака мутанакиса», имеет место, когдабанк соглашается на постепенную передачу своей доли другим акционерам: доля банка уменьшается, а доля других акционеров увеличивается до тех пор, пока в итоге компания не будет полно-стью принадлежать последним.
4. Иран имеет три дополнительных принципа: гражданское, правовое партнерство и прямые инвестиции, но все эти прин-ципы основаны на принципе участия прибылей и убытков. Принцип гражданского партнерства распространяется на вклад наличного и безналичного капитала несколькими людьми или бизнесами в общий фонд на основе совместного владения. Пар-тнерство прекращается, как только проект завершается. Право-вое партнерство предполагает партнерство между отдельными лицами или другими организациями, чтобы сформировать но-вые предприятия или компании, где каждый участник становит-ся акционером. Прямые инвестиции происходят, когда инвестор вкладывает средства напрямую или предоставляет дополнитель-ный капитал для производственных проектов.
5. Пакистан, как и Иран, имеет различные принципы в кате-гории участия в прибылях и убытках. Такие принципы, как до-левое участие, покупка акций, срочный сертификат участия, сер-тификат модараба и участие в аренде – это те принципы, которые используются банками в этой стране, чтобы передавать деньги клиентам, нуждающимся в финансовой помощи. Доходность определяется рентабельностью компании-эмитента. Срочные сертификаты участия – обращаемый финансовый инструмент, выпускаемый компанией на определенный период и обеспечен-ный ипотечным залогом основных средств компании. Серти-фикат модараба – это сертификат, выпускаемый компаниями, которые зарегистрированы в соответствии с Указом «О мудара ба (эмиссии ценных бумаг и управлении)» от 1980 года. Банки вПакистане могут приобретать сертификаты и инвестиции почти так же, как приобретать акции этих компаний, за исключением того, что владелец не имеет полномочий как акционер. При уча-
стии в аренде, банк предоставляет финансирование на строи-тельство зданий, комплексов и т.д., и получает долю доходов от аренды имущества. Однако, нет информации об использовании исламскими банками в Пакистане принципа мушарака.
6. Принципы в категории купли-продажи также отличаются среди банков. Малайзия имеет самое большое количество прин-ципов Шариата в этой категории – их шесть. Затем идут Бангла-деш и Бахрейн с четырьмя принципами у каждого. Исламские банки в Турции не имеют каких-либо принципов, перечисленных
в этой категории. Среди принципов, используемых большин-ством исламских банков в мире, – мурабаха, салам и истисна. Бахрейн использует принцип, который не используется банками где-либо еще, то есть принцип таваррук – принцип, связанный
с финансированием купли-продажи имущества с привлечением третьей стороны. Малайзия также практикует ряд своих соб-ственных принципов, а именно бай инах, бай аль-истиджрар и сарф. Бай аль-истиджрар и сарф также используются в другихместах. Бай аль-истиджрар – принцип купли-продажи, исполь-зуемый в Пакистане, заключает в себе многократные поставки. Сарф – это договор купли-продажи валюты.
7. Количество и виды принципов Шариата, используемых в категории сборов, комиссий и постоянных издержек, также от-личаются между исламскими банками. Исламские банки в Индо-незии не устанавливали каких-либо принципов, используемых
в этой категории; однако в 2003 году в годовых отчетах «Бэнк Муамалат Индонейжа» и «Бэнк Шариа Мандири» (Bank Syariah Mandiri) было отмечено, что банками были оказаны услуги, основанные на сборах и комиссиях. Исламские банки в Иорда-нии и Дубае используют три принципа этой категории; Иорда-ния использует только мурабаха, комиссионные и плату за услу-ги, а Объединенные Арабские Эмираты используют мурабаха, истисна и плату за услуги. Исламские банки в Турции, Бахрейне и Кувейте используют пять принципов, а именно мурабаха, ко-миссии, плата за услуги, иджара (в Кувейте – аренда) и иджара ва-иктина (в Кувейте – истисна). Малайзия и Пакистан исполь-зуют шесть и пять принципов соответственно, в то время как Бангладеш применяет семь, а Иран – пять. 284 Глава 6
8. Ряд используемых принципов Шариата в категории сборов
и комиссий также имеет свои отличия. Малайзия использует шесть принципов, а Пакистан – пять. Принципы, используе-мые почти во всех исламских банках – иджара и плата за услу-ги. Среди принципов, которые используются конкретной стра-ной – джоала в Иране и уджр в Малайзии, но на самом деле нет большой разницы между этими двумя принципами, и они ис-пользуются другими исламскими банками. В обоих случаях речь идет об обязательстве одной из сторон заплатить определенную сумму денег другой стороне в обмен на оказание определенных услуг в соответствии с условиями контракта. Следовательно, этот принцип похож на концепцию платы за услуги, используе-мую другими исламскими банками.
9. Принцип бай муаззал используется в Бангладеш так же, как и принцип бай битаман аджил используется в Малайзии, а принцип продаж в рассрочку – в Иране. Хотя исламские банки Бахрейна, Кувейта, Иордании, Турции и Объединенных Араб-ских Эмиратов не указывают эти принципы, в действительности они предоставляют своим клиентам услуги в рассрочку, приме-няя принцип мурабаха, известный как бай аль-мудараба.
10. Несмотря на то, что исламский банкинг в Пакистане и Ма-лайзии содержит много принципов Шариата для использования в категории комиссии и фиксированной платы, эти принципы мо-гут быть объединены с принципами платы за обслуживание. В Па-кистане, например, сборы на развитие и плата за услуги – поня-тия, используемые при взимании сборов с клиентов. В Малайзии, с другой стороны, такие принципы, как вакала, кафала, хивала и уджр – понятия, описывающие характер услуг, предоставляемыхклиентам, и то, как эти сборы будут взиматься с клиентов.
11. Принцип кард хассан, или услуга беспроцентного кредита, широко используется большинством исламских банков. Только Иран и Кувейт используют этот принцип для вкладов; другие банки используют его для финансирования. Исламские банки в Судане не используют этот принцип вовсе.
12. Есть принципы, которые используются исламскими бан-ками только в определенных странах. Например, джоала, моза раах и мосакат, которые используются в Иране, рахн и вадиа
йад дамана – в Малайзии. Принцип рахн связан с залогом. Хотядругие исламские банки не упоминают об использовании иных вспомогательных принципов, на практике им также необходима определенная защита и гарантии при предоставлении финанси-рования и инвестиционных услуг.
13. Турция является страной, которая указывает наименьшее число принципов Шариата, используемых в ее исламской бан-ковской системе. В действительности, исламские банки в Тур-ции, такие как «Туркийе Финанс» (Turkiye Finans) и «Бэнк Асия» (Bank Asya) совсем не указывают принципы Шариата, которые они используют. Они просто заявляют, что имеющиеся услуги основаны на участии в прибыли. Тем не менее, эти банки предо-ставляют широкий спектр банковских услуг и продуктов.
Существует множество причин возникновения различий в терминологии и принципах, используемых исламскими банка-ми при предоставлении своих услуг. Во-первых, деятельность исламских банков не регулируется единообразным законом. В Малайзии, например, исламские банки подчиняются законам, регулирующим деятельность исламских банков, которые были одобрены правительством Малайзии, в то время как исламские банки в других странах подчиняются законам своей страны. Кро-ме того, каждая мусульманская страна имеет свою собственную религиозную власть, которая отвечает за контроль и надзор за деятельностью исламских банков. Религиозные власти той или иной страны не зависят от религиозных властей других стран. Таким образом, положения определенного закона, принятого в конкретной стране, не применимы к сообществам за пределами юрисдикции. Во-вторых, в настоящее время нет ни одной орга-низации или партии, которая имела бы полномочия отслеживать и контролировать деятельности всех исламских банков во всем мире. Несмотря на существование ассоциации под названием Международная ассоциация исламских банков, эта ассоциа-ция не имеет никакой юридической власти над своими члена-ми. В действительности, членство существует на добровольной основе. В результате, каждый исламский банк свободен в выборе принципов, которые он хотел бы внедрить и применять в своем банковском бизнесе. 286 Глава 6
Отсутствие исчерпывающего перечня принципов Шариата, которые использует отдельный исламский банк, может привести к тому, что клиентам и пользователям финансовой отчетности будет не хватать ясного понимания принципов Шариата, лежа-щих в основе конкретной сделки. Такой недочет по данному во-просу в деятельности банка допущен не сознательно. Это проис-ходит потому что нет законодательного положения или стандар-тов, которые требовали бы от них указывать все используемые ими принципы. Стандарты, установленные Бухгалтерской и ау-диторской организацией для исламских финансовых институтов (AAOIFI) не требуют от исламских банков предоставления таких списков. Так как исламские банки осуществляют свою деятель-ность в течение некоторого времени, эти банки, вероятно, счита-ют, что общественность уже имеет ясное понимание принципов Шариата, которые они используют.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 611; Нарушение авторского права страницы