Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Принципы работы исламских банков



 

 

Исламские банки, как и традиционные, принимают вклады клиентов, что является их основной функцией. В связи с тем, что Ислам запрещает начислять и получать проценты – риба, исламский банк должен предоставлять своим потенциальным клиентам такие банковские услуги, которые бы соответствова-


Задачи, философия и принципы исламского банкинга

 

ли исламским нормам. Прежде чем банк начнет предлагать свои услуги, руководству необходимо обратиться к подлинным и фундаментальным источникам исламского права – Корану и ха­ дисам. Все принципы и запреты, имеющие отношение к бизнесудолжны быть внимательно изучены.

 

В Коране Всевышний приводит большое количество аятов, связанных с доверием, справедливостью, запретом на взяточ-ничество, и дает указания следить за точностью весов и меры. Кроме того, в Коране говорится о том, что соглашения между сторонами должны быть письменно закреплены в присутствии свидетелей, предоставлены гарантии и обозначены обязатель-ства сторон. В хадисах можно найти руководство по вопросам купли и продажи. Некоторые хадисы затрагивают такие стороны финансовой сделки, как салам (договор купли-продажи товаров с отсроченной поставкой, при котором цена товара оплачива-ется заранее, а товар предоставляется в оговоренные стороной сроки), наем, аль-хавала (вексель, расписка), займы, погашение кредитов, замораживание активов, банкротство, партнерство, аренда, свидетельство и условия бизнеса.

 

Несмотря на то, что существует ряд аятов в Коране и хади­ сы, имеющие отношение к финансовой деятельности, кажется, что изложенные принципы сложно применить к современной банковской системе. Следовательно, ученые и юристы (эксперты в области исламского законодательства) должны взять на себя ответственность и установить принципы ведения бизнеса, не нарушая правил Шариата и, в то же время, согласовывать их с текущим банковским законодательством.

 

Исламские банки используют различные термины для описа-ния своих исламских принципов, на основании которых структу-рированы их услуги. В некоторых исламских банках можно встре-тить применение арабской терминологии, в других используются смесь арабского и английского языков, есть банки, использующие местный язык страны, в котором банк ведет свою деятельность. С обсуждением введенных исламскими банками принципов Ша­ риата в некоторых странах можно ознакомиться в главе 6.

 

Независимо от используемой терминологии, принципы Ша­ риата, использующиеся в исламской банковской системе, мож-


124 Глава 3

 

но разделить на пять категорий. К первой категории относятся принципы разделения прибылей и убытков, ко второй – прин-ципы купли-продажи, третий принцип включает в себя сборы и комиссию. Четвертая категория описывает принципы бесплат-ных услуг, а пятая – вспомогательные принципы.

 

Следующие принципы зачастую используются большинством исламских банков: мудараба, мушарака, мурабаха, иджара, ид­ жара ва-иктина, бай муаджал, истисна, кард хассан, вадиа, рахн. Помимо перечисленных, на практике применяются и дру-гие принципы исламских финансов.

 

Например, в Малайзии распространены такие принципы, как бай аль-дайн, иджара тумма аль бай, вакала, хивала, уджр

и вадиа йад дамана. Тем временем, Иран ввел дополнительные принципы, такие как джоала, мозараах и мосакат. Использо-вание такого большого количества принципов Шариата зача-стую вызывает сомнения и рождает вопрос – на самом ли деле эти инструменты исламского финансирования основаны на Шариате или же имеет место «ийал. Хила – в мусульманскомправе этот термин обозначает применение разных юридиче-ских уловок, направленных на достижение определенных це-лей, не слишком соответствующих Шариату. Среди исламских правоведов нет однозначного отношения к концепции хила. Ха-нафитская правовая школа поддерживает применение данной концепции при создании шариатских продуктов. Что касается Шафиитской правовой школы, то только ученые более поздней школы поддерживают хила, что входит в противоречие с по-зицией школы в целом. Две другие правовые (Маликитская и Ханбалитская) школы выступают против использования этой концепции. Запрет на хила стал более аргументированным, когда Маликитский мазхаб ввел принцип саддад-дара'и, что означает «предотвращение причины», который затрудняет ис-пользование любого законодательно разрешенного метода для достижения поставленных целей, если эти цели изначально носили незаконный характер, т.е. соответствовали категории харам. Со стороны Ханбалитской правовой школы также идетмассовый протест в отношении использования концепции

 

хила.


Задачи, философия и принципы исламского банкинга

 

Принцип мушарака

 

Договора мушарака и шарика означают форму партнерства.

 

Шариат делит шарику на две категории: шарика мульк и шари­ ка акд. Другая форма партнерства, называемая мудараба, какправило, рассматривается во многих исламских юридических книгах отдельно. В целом, шарика мульк предполагает совмест-ное владение определенным имуществом и не включает в себя временное товарищество по разработке или объединению иму-щества заинтересованных сторон. Шарика акд, напротив, делает упор на концепцию совместного использования капитала и со-вместное участие в прибылях и убытках (Saleh, 1986).

 

Существует три метода установления договора шарика акд. Если основным критерием для установления партнерства высту-пают наличные деньги, то такое партнерство называется шарика мал или финансовое партнерство. Если партнерство зависит отопыта или квалификации партнеров, то такая форма будет назы-ваться рабочим партнерством или шарика агмаль. В случае, если партнерство создается на основании кредита или инвестиций, вложенных в соответствующую компанию, то это партнерство признается инвестиционным или шарика вуджу. Партнерство может быть установлено либо в качестве неограниченного, рав-ноправного (Ханафитская школа называет муфавада), либо как товарищество на вере – шарика инан.

 

В контексте исламского банкинга, принцип мушарака связан

 

с инвестиционным товариществом с ограниченной ответствен-ностью (инан шарика мал). Говоря простым языком, мушарака означается договор о совместном предприятии между двумя сторонами, участвующими в определенных деловых операциях или в определенном проекте с целью получения прибыли. Пре-кращение действия договора обусловлено временем или выпол-нением обозначенных условий. В соответствии с этим принци-пом, обе стороны сделки обеспечивают необходимый капитал; инвестор или кредитор могут принимать участие в управлении. Распределение прибыли и убытков среди партнеров определяет-ся заранее и не обязательно в соответствии с количеством вло-женных средств.


126 Глава 3

 

Принцип мудараба

 

Термин «мудараба» зачастую используется исламскими банка-ми. Этот принцип также известен как кирад или мудараба. Уче-ные приводят несколько вариантов перевода данного термина, среди них: доверительное финансирование, разделение прибыли между доверенными лицами, распределение собственного капи-тала и распределение прибыли.

 

Иными словами, тот, кто владеет средствами (инвестор), пе-редает их другому доверенному лицу (предпринимателю) для ведения бизнеса. Инвестор в процесс ведения бизнеса не во-влечен, и в конце оговоренного срока предприниматель должен вернуть инвестору основную вложенную сумму и его долю при-были. Этот принцип мудараба фактически применялся арабами еще до периода Ислама и, по-прежнему, распространен сегодня (Saleh, 1986). Известный исламский правовед Иман Саракси, в своей книге «Аль Мабсут» («Расширенный [справочник по ис-ламскому праву]»)предлагает свое определение термина «муда­ раба» и его происхождение. По его словам, мудараба происходитот слова «дарб», что означает «труд на земле». Преобразование этого корня в «мудараба» произошло, согласно Иману Саракси, из-за того, что мудариб (пользователь чужого капитала) имеет право на долю в прибыли в силу своей тяжелой работы и усилий. Кроме того, мудариб имеет право использовать доверенный ему капитал для достижения его собственных целей. Люди Медины называли такой договор мукарада. Мукарада происходит от сло-ва «кард» и означает «передавать». В этом случае, владелец капи-тала передает или предоставляет право на свои средства амилю, т.е. пользователю (Uzair, 1980, стр. 45).

 

Ибн Рушад, в своей книге «Бидаят аль-Муджтахид Уа Ниха­ ят аль-Муктасид» («Время имеет долю в цене») пишет:

 

«Нет никаких разногласий во мнениях среди мусульман от­ носительно справедливости использования принципа " ки­ рад". Этот принцип практиковался еще до принятия ара­ бами Ислама, а Ислам не запретил его. Есть единогласное согласие ученых в том, что владелец капитала передает средства другой стороне для последующего использования


Задачи, философия и принципы исламского банкинга

 

в бизнесе. Пользователь получает, согласно определенным условиям, ту часть прибыли, которая согласована обеими сторонами – треть, четверть или даже половину».

 

(Uzair, 1980, стр. 45-46). На основании вышеописанного, принцип мудараба может быть определен как соглашение между как минимум двумя сто-ронами, то есть раб аль малом/инвестором и мударибом/пред-

 

принимателем или менеджером.

 

По условиям соглашения, инвестор обязуется финансировать предприятие или доверить свои деньги предпринимателю, кото-рый будет вести торговлю в согласованном порядке и затем дол-жен будет вернуть инвестору основную сумму вложений и зара-нее согласованную долю прибыли. Доля прибыли определяется договором, и нет никакой гарантии для инвестора в том, что его вложения будут успешными. В случае убытка, в результате форс-мажорных и не зависящих от мудариба обстоятельств, инвестор принимает на себя весь «удар». Мудариб, в свою очередь, теряет лишь свое время и труд.

 

Среди ученых правовых школ (или мазхабы) нет единого мне-ния об использовании данного принципа в деловых операциях. Так ученые Маликитского и Шафиитского мазхабов считают, что мудараба ограничивается торговыми операциями и иными, свя-занными с торговой деятельностью. Мудараба не распространя-ется на производство, потому что такое соглашение будет трак-товаться как договор с изготовителем на производство и будет именоваться «истисна».

 

Истисна, с точки зрения Шариата, это договор, в которомпокупатель просит производителя изготовить или сконструи-ровать оговоренное контрактом изделие, с использованием соб-ственного сырья производителя по согласованной цене. Концеп-ция истисна во многом схожа с бай салам, при котором есть эле-мент отсрочки поставки товара. Однако, по договору бай салам предоставляется авансовое финансирование, тогда как по согла-шению истисна оплата производится позднее – на дату постав-ки или изготовления товара.

 

Ханафитская правовая школа не возражает против примене-ния принципа мудараба в производственной деятельности. Хан-


128 Глава 3

 

балитский мазхаб, со своей стороны, считает, что инвестор и предприниматель, могут заключать два раздельных соглашения, то есть соглашение на производство товара с использованием принципа истисна, и другое соглашение – с принципом муда­ раба до тех пор, пока эти два соглашения не противоречат другдругу (Saleh, 1986).

 

Принцип мудараба может применяться в исламской банков-ской системе в двух различных ситуациях: между банком и по-ставщиком средств, а также между банком и теми, кто использу-ет средства.

 

В первом случае, банк выступает в качестве мудариба, а вклад-чики как раб аль мал. В другом банк – это раб аль мал, а предпри-ниматель – мудариб. Принцип мудараба еще называют «благо-родным принципом исламской банковской системы», так как он сочетает в себе человеческий труд и денежные средства, именно в том контексте, который одобрен Шариатом. И хотя инвестор, который вкладывает свои средства, не прилагает иных усилий для получения возврата на свои инвестиции, он готов нести ри-ски и убытки при неблагоприятном исходе дела.

 

 

Принцип мурабаха

 

Мурабаха предполагает возможность реализовывать товар позакупочной цене с торговой наценкой, которая согласована обе-ими сторонами. Данная концепция преобразовывает традици-онное кредитование в услугу купли-продажи, при которой кре-дитор приобретает товар в виде сырья, машин или иного обору-дования на условиях отсрочки или рассрочки платежа, с учетом торговой наценки на товар, т.е. по более высокой цене. Понятие мурабаха также известно как финансирование «издержки плюсфиксированная прибыль». В случае если эта концепция прини-мается исламским банком, то она выступает в качестве замены метода, при котором происходит разделение прибылей и убыт-ков, и банк продолжает свою деятельность как хозяйствующий субъект, вовлеченный в сделки, связанные с куплей и продажей товаров.


Задачи, философия и принципы исламского банкинга

 

Все правовые школы едины во мнение о правомерности ис-пользования принципа мудараба в бизнесе. Однако мнения разнятся в отношении способов внедрения этого инструмента. Первое различие состоит в определении торговой наценки или же прибыли банка, когда товар перепродается клиенту. Второе отличие касается прав и предпочтений клиента, которые стал-киваются с высокой или необоснованной ценой за услугу. Хан-балитский мазхаб считает, что для целей определения цены на товар, продаваемый по методу мурабаха, могут учитываться все понесенные расходы, связанные с товаром клиента. Но необхо-димо отметить, что банк должен проинформировать заказчика о полной стоимости товара и источниках дополнительно понесен-ных расходов. Шафиитский мазхаб отзывается в похожем ключе

 

с одним лишь дополнением – оплата банком товара третьей сто-роне не может быть включена в цену мурабаха без согласования

с клиентом. Ханафиты более гибки и позволяют включать в цену товара все расходы, с которыми банк сталкивается при контрак-те мурабаха.

 

Маликитский мазхаб делит расходы на три категории. К пер-вой категории относятся расходы, которые могут быть добав-лены к основной сумме товара (цена продажи товаров), и полу-ченная цифра становится основой для расчета прибыли. Вторая категория расходов – это расходы, которые также могут быть включены в основную сумму товара, но не образуют основу для расчета прибыли. К третьей категории относятся расходы, кото-рые не могут быть учтены при расчете прибыли.

 

Согласно Шафиитской правовой школе, если клиент обнару-живает, что продажная цена слишком высока или была повыше-на продавцом без оснований, а товар находится у него на руках, то он имеет полное право возвратить товар продавцу и вернуть себе деньги. Есть другое решение, при котором клиент остав-ляет товар себе и подает иск на продавца, требуя компенсиро-вать переплаченную сумму. Такого же мнения придерживается Маликитская правовая школа: приобрести товар по разумной цене или вернуть его. Ханафитские ученые полагают, что поку-пателю следует принять решение: смириться с ценой купленного товара или же вернуть товар и попросить возврата уплаченных


130 Глава 3

 

средств. Но в случае, если товар не является более имуществом покупателя-клиента, то не остается иного выбора, кроме как признать покупку действительной (Saleh, 1986).

 

 

Принцип иджара

 

«Иджара» означает договор аренды, ренты или проката. Фак-тически иджара – это использование на договорном условии имущества третьей стороны за установленную плату. При согла-шении иджара действует ряд правил Шариата. Первое прави-ло – хияр ар-руйя, право аннулирования договора покупателем, когда он увидит товар, не соответствующий описанию. Второе из них – хияр аль-айб, речь идет о низком качестве товара, то есть покупатель вправе отменить сделку, если после покупки был обнаружен недостаток. Третье правило – хияр аш-шарт, здесь признается право сторон на расторжение договора в любое вре-мя в зависимости от установленных сроков или от определенных событий. Четвертое – фасх, т.е. отзыв или аннулирование, и по-следнее – икала, т.е. компенсация или замена.

 

Маликитский мазхаб рассматривает иджара как контракт, схожий с договором купли-продажи и который теряет свою силу в следующих ситуациях. Во-первых, договор считается недей-ствительным, если предмет лизинга или аренды используется в целях, запрещенных шариатским правом, как например исполь-зование помещения для аморальной деятельности или азартных игр, или, например, производство алкоголя и иных запретных товаров. Во-вторых, если договор обязывает совершать дей-ствия, которые по своей природе должны выполняться, к приме-ру, нанимать мать кормить грудью своего ребенка. Ханафиский мазхаб принимает иджара как контракт, в основе которого лежатматериальные вещи или на арабском «айн», цели использования

 

и применения которых не противоречат шариатскому праву.

 

С точки зрения Шафиитского мазхаба, договор иджара – это договор аренды или лизинга, предмет которого определен изна-чально. Предмет договора должен быть «разрешенным» с точки зрения Шариата, может быть передан/перенесен, и иметь фик-


Задачи, философия и принципы исламского банкинга

 

сированную выплату или арендную плату. Ханафитский мазхаб, со своей стороны считает, что при договоре иджара владелец предмета договора предоставляет другой стороне право пользо-вания этим материальным имуществом за определенные выпла-ты. Все мазхабы едины в том, что иджара является юридически обязательным договором. Однако, в отношении аннулирования контракта иджара среди ученых разных правовых школ суще-ствуют противоречивые мнения.

 

Согласно мнению маликитов и шафиитов, контракт иджара отзывается только в случае наличия серьезных дефектов у пред-мета договора. Кроме того, договор перестает иметь силу, если арендуемый объект перестает служить своим целям. Ханафит-ский мазхаб признает, что договор может быть аннулирован, если имеются допустимые причины для этого. Для Ханбалитско-го мазхаба основными аргументами прекращения договора слу-жат уничтожение предмета договора или наличие значительных дефектов.

 

Договор иджара может быть заключен исходя из того, что 1) предмет договора имеет привязку ко времени или 2) пред-мет договора находится в зависимости от выполняемых задач. В случае если договор иджара основан на временном критерии, то это время должно быть четко прописано, а временные рам-ки обоснованы. Существует ряд условий, которые должны вы-полняться, если договор аренды включает в себя земли сельско-хозяйственного назначения. Запрещено ставить такие условия, которые могут привести к убыткам, к примеру, требовать, чтобы арендатор выкапывал каналы для отвода воды, в то время, когда зерновые культуры все еще нуждаются в ней. В случае если срок договора истек, а урожай еще не собран, договор продлевается на время его сбора и арендатор, следовательно, продолжает пла-тить арендую плату.

 

Есть еще пара принципов Шариата, имеющих отношение к аренде в сельскохозяйственном секторе. Ими являются мозара­ ах и мосакат, и применяются они в иранской исламской бан-ковской системе. Согласно этим принципам, арендные выплаты зависят от ставки на сельскохозяйственную продукцию. Моза­ раах – это договор между владельцем земли или мозаре, тем, кто


132 Глава 3

 

предоставляет свою землю на определенный срок другой сторо-не, т.е. предпринимателю или амиль, для сельскохозяйственных целей. Взамен обе стороны будут делить полученный доход со-гласно установленным пропорциям. Мосакат, в свою очередь, является договором между владельцем сельскохозяйственных культур и предпринимателем, который заключается с целью по-лучения урожая. Доходом, который разделяется между двумя сторонами, при таком договоре могут считаться фрукты, листья или цветы (Hedayati, 1993).

 

Одной из разновидностей иджара является иджара ва-иктина. Это понятие включает в себя аренду движимого и не-движимого имущества. В случае если арендатор по истечении срока аренды захочет приобрести этот товар в свою собствен-ность, его арендные платежи будут рассматриваться как часть покупной цены. Иными словами, иджара ва-иктина – это со-глашение о передаче права собственности арендатору. В мала-зийской практике договор иджара ва-иктина схож с догово-ром иджара тумма аль бай – аренда с правом последующего выкупа.

 

Иджара тумма аль бай состоит из двух отдельных соглаше-ний: из договора аренды и договора купли-продажи. Согласно договору аренды, клиент обязуется выплачивать арендую плату в течении указанного периода времени. По истечении первого договора, арендатор выкупает имущество по согласованной обе-ими сторонами цене (Bank Negara Malaysia, 1994). Кроме упомя-нутых видов иджара, еще одним из распространенных подвидов, практикуемых в Малайзии, является иджара аль-мунтахийа бит-тамлик и применяется в лизинге, по итогам которого соб-ственность переходит лизингополучателю.

 

 

Принцип кард хассан

 

В Малайзии данный инструмент исламского финансирования именуется как аль-кардуль хассан, в Иране – кард аль-хасана и

в Пакистане – карз-е-хасна. Все это так называемый «благотво-рительный» кредит, который обязывает заемщика вернуть кре-


Задачи, философия и принципы исламского банкинга

 

дитору лишь основную сумму займа. Но заемщик имеет право по своему усмотрению выплатить вознаграждение кредитору, добавив его к основной сумме кредита. Эта форма займа явля-ется беспроцентной и разрешенной Шариатом, она нацелена на достижение социальной и экономической справедливости. Все-вышний в суре «Железо» аяте 11 говорит:

«Если кто одолжит Аллаху прекрасный заем, то Аллах увеличит его для него. Ему уготована щедрая награда».

 

(Коран 57: 11. перевод Э. Кулиева). Исламские банки могут предлагать такой вид займа в следую-

 

щих ситуациях (Saleh, 1986):

 

(i) эта услуга может быть предоставлена в случае, если банков-ские кредиты зачастую структурируются по принципу му­ шарака, так как данный принцип предполагает получениебольшего процента от дохода самим банком, нежели его клиентами. Кард хассан может предлагаться в качестве фи-нансирования оборотного капитала;

 

(ii) эта услуга может быть предоставлена клиентам, которые ис-пытывают финансовые трудности. Банк может предложить данный вид кредитования клиентам, в которых он заинте-ресован с точки зрения инвестиционной деятельности или тем, кто на его взгляд является достаточно надежным с вы-сокой кредитоспособностью;

 

(iii) эта услуга может быть предоставлена клиентам, имеющим большие депозитные вклады в банках. Столкнувшись с фи-нансовыми трудностями, эти клиенты, как правило, либо снимают все свои сбережения, либо обращаются за финан-совой помощью к банку. Следовательно, чтобы избежать возможных проблем и сохранить позитивный имидж банка,

клиенту может быть предложен кард хассан. Действительно, исполняя свои социально ориентированные

 

задачи, банки очень часто прибегают к инструменту кард хас­ сан. Например, «Джордан Исламик Бэнк» (Jordan Islamic Bank)использует этот принцип и помогает своим клиентам, которые столкнулись с финансовыми проблемами. Этот принцип так-же широко применяется для развития малого предпринима-тельства.


134 Глава 3

 

Принцип вадиа

 

«Вадиа» или «выполнение доверительных функций» – договор между владельцем имущества и второй стороной, согласно ко-торому владелец имущества дает согласие передать на хранение и использование свои активы. Согласно договору вадиа, владе-лец имущества назначает доверенное лицо, которое выступает хранителем и гарантом его имущества. Доверенное лицо может быть назначено либо самим владельцем активов, либо членами его семьи. В случае если доверенное лицо отказывается возвра-щать имущество и отрицает сам факт получения его на хране-ние, ему предъявляется обвинение в незаконном хранении чу-жого имущества и он понесет полную ответственность за свои действия. Правовые последствия также имеют место, если дове-ренное лицо объединяет свое собственное имущество с тем, что ему вверили на хранение.

 

В исламской банковской системе вадиа является сберегатель-ным депозитом, который позволяет клиенту хранить свои день-ги в банке, и только получив разрешение владельца депозита банк может использовать данный вклад на свой страх и риск. Клиент в любой момент может частично или полностью снять свои деньги с депозитного счета, а банк гарантирует проведе-ние данной операции. В Малайзии данный принцип именуется вадиа йад дамана и означает «гарантированное хранение». По-мимо денежных средств банк может принять на хранение иные материальные вещи. По итогам договора вкладчик не получает прибыль, но исламский банк может выплатить своему клиенту хиба (в исламском праве означает «подарок»), поблагодарив темсамым за выбор поставщика услуг.

 

 

Принцип рахн

 

Под термином «рахн» подразумевается залог или заклад. Рахн – это банковский продукт, основанный на обеспечении гарантии. Согласно договору, клиент получает кредит под залог личного имущества. Особенностью данного вида закладного договора яв-


Задачи, философия и принципы исламского банкинга

 

ляется то, что не происходит перехода права собственности на за-ложенное имущество, то есть заемщик вправе пользоваться своим заложенным имуществом на протяжении всего срока договора. И лишь при необходимости продажи заложенного имущества – с целью покрытия долга – происходит передача собственности. За-емщик несет ответственность за свое заложенное имущество в ча-сти соответствия суммы долга и стоимости заложенного имуще-ства. Но если актив по вине заемщика потеряет свою оцененную стоимость, заемщик несет ответственность за состояние актива, и обязан вернуть всю сумму своего долга. Если по истечению сро-ка договора не погашается долг, то залогодержатель или кредитор имеет право требовать продажи заложенного имущества в целях взыскания задолженности. Если продажа имущества не покрыва-ет долг целиком, клиент по-прежнему обязан выплатить остав-шуюся сумму. И наоборот, излишние доходы от продажи должны быть возвращены клиенту – собственнику актива.

 

 

Другие принципы

 

Рассмотрим дополнительные принципы исламского финан-сирования. Следует отметить, что не все описанные принципы можно разом встретить в исламских банках – некоторые из них используются лишь отдельными финансовыми институтами. Кроме того, ряд принципов относительно недавно получил одо-брение шариатского наблюдательного совета. Итак, вот несколь-ко инструментов, которые можно встретить в исламской бан-ковской системе:

 

 

Бай битаман аджил

 

Данный контракт представляет собой торговую сделку с от-сроченным платежом, он широко используется в Малайзии и похож на принцип мурабаха, за исключением того, что при му­ рабаха оплата производится сразу. Этот принцип еще называют

 

бай муаджал.


136 Глава 3

 

Бай аль-дайн

 

Бай аль-дайн является продажей долга. В соответствии с этимпринципом, осуществляется продажа долга третьему лицу на основании торговых документов. Такой вид финансирования за-долженности предоставляется для целей производства, торговли и услуг. Сделки заключаются только если имеется документаль-ное подтверждение торговой операции. По мнению меньшин-ства ученых, такая сделка разрешена для случаев товарного кре-дита (поставка с отсрочкой платежа). По мнению большинства – продажа долга третьему лицу с дисконтом запрещена.

 

 

Бай инах

 

Этот принцип основан на договоре купли-продажи, согласно которому клиенту, обратившемуся за кредитом, банк в рассрочку продает часть своих активов по цене, которая заранее оговари-вается сторонами и включает величину кредита вместе с нацен-кой за услуги банка. Затем клиент сразу же продает этот же актив обратно банку. Покупная цена, как правило, ниже оговоренной цены продажи. Некоторые правовые школы не одобряют исполь-зование этого принципа в исламской банковской системе, по-скольку не происходит физической передачи реальных активов.

 

 

Бай истиджрар

 

Это договор купли-продажи между продавцом и покупателем. По договору продавец обязуется поставлять товар регулярно со-гласно графику и по оговоренным ценам. После первоначального соглашения для последующих поставок торги уже не требуются.

 

 

Бай салам


 

Договор купли-продажи между продавцом и покупателем, на условиях немедленной оплаты, но поставкой в более поздний срок. Данный вид сделки аналогичен сделке с авансовым платежом.


Задачи, философия и принципы исламского банкинга

 

Хивала

 

Это услуга по переводу средств или долгов со счета вкладчика или должника на счет получателя или кредитора соответствен-но. Банк может взимать комиссию за предоставление услуги.

 

 

Истисна

 

Договор купли-продажи между двумя сторонами: продавцом и покупателем. Данный продукт призван финансировать про-должительные проекты, т.е., согласно договору, покупатель со-глашается приобрести несуществующий товар, который должен быть изготовлен или построен по заказу.

 

Расчеты по данному договору осуществляются по цене, уста-новленной на дату заключения соглашения, а выплаты могут производиться либо после подписания договора, либо после завершения работ. Так или иначе, стороны могут договорить-ся между собой о сроках выплат, но сумма контракта должна остаться неизменной. Клиент имеет право назначить для выпол-нения работ субподрядчика – третью сторону. Договор не может быть прерван, когда товары находятся на стадии производства.

 

 

Джоала

 

Это комиссионные за предоставленные услуги, которые, как правило, оговариваются в договоре. Этот принцип при-меняется в Иране. Лицо, именуемое джа'эль, т.е. наниматель, обязуется выплатить установленную сумму другой стороне, именуемой джо'ал, предоставляющей определенные услуги по договору.

 

 

Кафала


 

Это гарантия сохранности средств или имущества, которая дается банком собственнику при передаче или депонировании


138 Глава 3

 

его имущества у третьей стороны. В том случае, если у клиен-та возникают какие-либо имущественные требования, а третья сторона не исполняет свои обязательства, тогда гарант, т.е. банк, принимает на себя всю ответственность по урегулированию проблемы.

 

 

Мусавама

 

Данный вид сделки предполагает куплю-продажу и отлича-ется от принципа мудараба лишь тем, что в случае заключения договора, покупатель и продавец договариваются о цене, не рас-сматривая издержки, которые несет продавец.

 

Сарф

 

Договор, который заключается на покупку или продажу ино-странной валюты. Однако некоторые правовые школы отрица-тельно относятся к операциям по обмену валюты, если в них присутствуют форвардные сделки, при которых происходит об-мен валют по заранее согласованному курсу, но дата валютиро-вания или исполнение договора отложена на определенный срок в будущем.

 

Уджр

 

Принцип уджр используется для взимания комиссий, тарифов за оказанные услуги.

 

Урбун

 

Концепция взята из договора бай аль-урбун, который предпо-лагает, что оплата проходит заранее. Т.е. покупатель, приобретая товар, вносит первый взнос сразу после вступления договора в действие. Урбун (взнос) применяется на рынке капитала при по-купке или продаже ценных бумаг.


Задачи, философия и принципы исламского банкинга

 

Вакала

 

Это агентский договор, при котором агент представляет инте-ресы заказчика в каком-либо деле или сделке и получает оплату за выполнение услуги.

 

 

Таваррук

 

Этот договор еще называют «обратная мурабаха»; фактически его используют для предоставления кредита. Он предполагает, что покупатель не использует приобретенные активы в своем бизнесе, а продает их либо первоначальному поставщику, либо третьим лицам.

 

 


Поделиться:



Популярное:

  1. F) показывает, во сколько раз увеличивается денежная масса при прохождении через банковскую систему
  2. V. Юридические адреса, банковские реквизиты и подписи сторон
  3. Активно-пассивные операции: специфика комиссионных и доверительных (трастовых) операций банков
  4. активные и пассивные операции коммерческих банков.
  5. Банковская гарантия и поручительство как способы обеспечения обязательств
  6. Банковская система и монетарная политика.
  7. Банковская система и предложение денег. Центральный банк, его функции. Коммерческие банки. Создание денег банковской системой. Банковский мультипликатор. Денежная база.
  8. Банковская система РФ: понятие, структура. Проблемы и направления развития банковского сектора России.
  9. Банковская система. Процесс создания банками денег. Банковский мультипликатор
  10. Банковские системы зарубежных стран
  11. Банковское РЕГУЛИРОВАНИЕ и банковский надзор цб рф
  12. Виды банковских продуктов и услуг


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 1043; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.122 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь