Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Связи между исламской банковской системой и Шариатом



              ИСЛАМ            
                                 
АКЫЙДА           ШАРИАТ         АХЛАК
                                 
                             
                       
  ИБАДАТ       МУАМАЛАТ  
                                 
                               
ПОЛИТИЧЕСКАЯ   ЭКОНОМИЧЕСКАЯ       СОЦИАЛЬНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ     ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ       ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
                                 
                                 

БАНКОВСКАЯ И ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

Источник: Ismail, 1992, стр. 250.

В шариатском праве есть пять категорий ахкама, которые пе-речислены ниже.

 

(i) фард или ваджиб;

 

Обязанности и деяния должны выполняться всеми мусуль-манами беспрекословно. Выполнение поощряется, а невы-полнение наказывается.


Законы и другие нормативные акты исламского банкинга

 

(ii) сунна, маснун, мандуб или мустахабб;

 

Обязанности и действия, выполнение которых рекоменду-ется, но не является обязательным. Выполнение поощряет-ся, а невыполнение не наказывается.

 

(iii) джа'из или мубах;

 

Нейтральные поступки, выполнение или невыполнение ко-торых ни поощряется, ни наказывается.

(iv) макрух;

 

Поступки, которые не одобряются, но не наказываются и не запрещаются.

(v) харам.

 

Поступки, которые запрещены и наказываются.

 

 

ИСТОЧНИКИ ќ АИАТА

 

 

Существует четыре фундаментальных источника шариатско-го права. Первый источник – это Коран, священная книга му-сульман. Коран – это подлинный и вечный источник шариатско-го права. Книга заключает в себе послания, которые Всевышний подарил Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) в качестве руководства для человечества. Эти послания являются универсальными, вечными и фундаментальными.

 

Второй источник шариатского права – это хадисы, следующие по значению после Корана. Хадисы включают в себя информа-цию, хроники, повести, рассказы и записи Сунны Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), которая передается из поколения в поколение, чтобы стать правилом веры и практики для мусульман. Сунна (множественное число: сунан) описывает привычки, обычаи, поведение, действия, высказывания и заяв-ления Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в раз-личных обстоятельствах жизни.

 

Третий источник называется «иджма». Иджма означает еди-ное мнение муджтахида, то есть согласие мусульманских юри-


222 Глава 5

 

стов определенной эпохи по какому-либо вопросу права. Мудж­ тахиды – просвещенные исламские ученые или лица, уполно-моченные на выведение независимого правового обоснования. Процесс, в ходе которого эти эксперты обсуждают с полной серьезностью­ решение того или иного религиозного вопроса, называется «иджтихад»­.

 

Четвертый и последний источник – кыяс, что буквально озна-чает «измеряемый (чем-либо)» или «по сравнению с» (Ali, 1950). В шариатском контектсе кыяс – это процесс обоснования реше-ния, принятого мусульманскими учеными по трудным и сомни-тельным вопросам, путем проведения аналогии с ранее описан-ными случаями, уже урегулированными Кораном и хадисами.

 

Коран и хадисы также известны как «аль-адиллат-аль-катыйя», что означает «абсолютно твердые аргументы неопровержимого доказательства», ввиду того, что указанные два источника со-держат абсолютную истину и несомненные фундаментальные доктрины Ислама. Эти источники иногда называют «усуль» или главным корнем Шариата. Иджма и кыяс известны как « аль-адиллат-аль-ижтихадия», то есть аргументы, полученные по-средством умственного усилия, которые также упоминаются как «фуру» – ветвью шариатского права. В рамках этих четырех эле-ментов, шариатское право в состоянии иметь дело с многогран-ностью современного динамичного мира и решать различные противоречивые проблемы современной жизни.

 

 

Первый источник: Коран

 

Коран – основа Ислама, и он является базовой книгой рели-гии и моральных принципов. Коран был ниспослан Всевыш-ним Богом Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) посредством процесса, называемого «вахи матлувв», то есть «прочтенным откровением». В этом случае, Джабраил – Святой Дух, который действовал в качестве посредника, передал непо-средственно Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) божественные послания от Аллаха. Это священная книга состо-ит из 114 глав различной длины, называемых сурами – каждая


Законы и другие нормативные акты исламского банкинга

 

со своим названием. Фактическое значение суры – «высокое по-ложение» или «высокая степень». Суры содержат аяты, кото-рые являются руководством и сообщениями от Аллаха. Если не считать фразу «БисмилЛэхи-Рахман-ир-Рахим» («Во имя Бога, Милостивого и Милосердного») за аят, то в Коране содержится 6240 аятов. Однако существуют незначительные разногласия во мнениях по поводу общего числа аятов; это связано с примене-нием различных методов вычисления, используемых центрами коранистики (Ali, 1950). По словам Абдула Дои (1984), общее ко-личество аятов в Коране составляет 6666.

 

Как правило, большие суры расположены в первой части Ко-рана. Некоторые из аятов расположены в соответствии с хро-нологией событий, в то время как другие сгруппированы в соот-ветствии с обсуждаемым вопросом. В основном, главы в Коране разделены согласно месту, где было ниспослано Откровение. Суры явленные в Мекке, называют Мекканскими сурами, а те, которые явлены в Медине, называют Мединскими. По данным Маулана Али (1950), 92 суры были ниспосланы в Мекке, а осталь-ные – в Медине.

 

Существует три особенности, которые отличают эти два От-кровения друг от друга. Во-первых, Мекканское Откровение по-священо, главным образом, вере в Бога и обучению мусульман основам веры, в то время как Мединское Откровение предназна-чено для воплощения веры в действиях. Во-вторых, Мекканские главы, как правило, пророческие, а те, которые посланы в Меди-не, связаны с исполнением пророчества. В-третьих, в то время как Мекканское Откровение описывает, как истинное счастье разума можно получить в общении с Богом, Мединские аяты указывают, как взаимодействие человека с человеком может служить источ-ником блаженства и комфорта для него.

 

Слово «коран» – самое часто упоминаемое в Священном Писа-нии (Коран 2: 185; 10: 37, 61; 17: 106). Имам Аллама Абу-л-Фадль Джамаль аль-Дин Мухаммад ибн Мукаррам в своем труде «Ли­ сан аль-Араб» говорит, что корнем слова является «кара'а», чтоозначает «собрать воедино». Имам Абу-л-Касим аль-Хусейн ибн Абу-л-Фадль аль-Рагиб в своей книге «Аль-Муфрадат фи Гариби-ль-Коран» («Энциклопедия Корана») заявил, что слово «коран»


224 Глава 5

 

означает «читать» или «произносить», так как при чтении вслух буквы и слова соединяются по определенным правилам (Ali, 1950). В связи с тем, что Коран – это откровения Всевышнего, Книга также известна, как «Калам Аллах» –«слова Аллаха».

 

Коран известен и под другими различными названиями, ко-торые упомянуты в некоторых аятах Писания. Среди них: «аль-Китаб»(2: 2), что означает «полное собрание сочинений»; «аль-Хайр» (3: 103), что означает «хорошее»; « аль-Баян» (3: 137), что означает «объяснение»; «аль-Бурхан» (4: 175), что означа-ет «взгляд», « аль-Мухаимин» (5: 48), что означает «защитник»; «аль-Нур» (К: 157), что означает «свет», «аль-Мау'иза» (10: 57), что означает «советник»; «аль-Шифа» (10: 57), что означает «це-литель»; «аль-Хукм» (13: 37), что означает «судья» или «исполни-тель законов»; «аль-Дикра» и «аль-Тадкира» (15: 9), что означает «предоставляющий напоминания» или «источник благород-ства» и «победа для человека»; «аль-Хикма» (17: 39), что означа-ет «мудрость», «аль-Хакк» (17: 81), что означает «правда», «аль-Рахман» (17: 82), что означает «прощающий»; «аль-Кайим (18: 2)что означает «заботящийся»; «аль-Фуркан» (25: 1), что означает «тот, который различает между истиной и ложью»; «аль-Танзиль» (26: 192), что означает «послание свыше»; «Ахсан-аль-хадис» (39: 23), что означает «лучшие высказывания»; «аль-Рух» (42: 52), что означает «душа жизни»; и «аль-Наима» (93: 11), что означает «благословение».

 

Наряду с вышеперечисленными именами, есть еще много имен, которые могут быть использованы для описания Корана. Среди важных вопросов, о которых исламские ученые часто спо-рят – толкование и комментарии истинного смысла аятов Ко-рана. Правило для интерпретации Корана дается в аяте 7, сура «Семейство Имрана».

«Он – Тот, Кто ниспослал тебе Писание, в котором есть ясно изложенные аяты, составляющие мать Писания, а также другие аяты, являющиеся иносказательными. Те, чьи сердца уклоняются в сторону, следуют за иносказа­ тельными аятами, желая посеять смуту и добиться тол­ кования, хотя толкования этого не знает никто, кроме Аллаха. А обладающие основательными знаниями говорят:


Законы и другие нормативные акты исламского банкинга

 

" Мы уверовали в него. Все это - от нашего Господа". Но по­ минают назидание только обладающие разумом. никто не осмыслит Послание, кроме обладателей разума».

 

(Коран 3: 7, перевод Э.Кулиева). Основные (мухкамаат) аяты – это те, значения которых понят-ны и ясны. Аллегорические (муташаабихаат) аяты наполнены различным смыслом, и предполагаемое значение не может быть определено иначе, чем с помощью углубленного исследования, да и то полное истинное значение известно только одному Богу. При-веденный выше аят служит ориентиром для тех, кто намерен ис-толковывать Коран. Абдулла Юсуф Али (1872-1948) – известный толкователь современной эпохи – считает, что аяты могут быть подразделены на две, тесно взаимосвязанные между собой, части. Первая часть – сущность или фундамент Священной Книги, более известный как «матерь книги», а вторая часть – содержит стихи, с более размытым смыслом. Абдулла Юсуф Али утверждает, что интересно искать смысл там, где что-то неясно, используя изобре-тательность как инструмент для обнаружения скрытого смысла. Тем не менее, такие усилия требуют наличие духовных элементов, а их глубина находится за пределами человеческого языка. Му-дрецы могут получить определенное количество света от него, но никто не должен быть догматичным, утверждая, что только его толкование правильное и неопровержимое, так как только Аллах знает истинный смысл аятов. По словам Маулана Али (1950), са-мый важный и единственный принцип, который нужно иметь в виду при толковании Корана – это то, что смысл следует искать в самом Коране. Толкование не должно вступать в противоречие с

 

другими аятами, в частности, с аятами, смысл которых ясен. Абудул Дои (1984) выделил толкователей, чьи интерпретации

 

не соответствуют действительности, на четыре группы: фасидун, то есть те, кто является причиной уничтожения или стихийных бедствий; фасикун – те, кто восстает; залимун – те, кто делает не-правильно, и кафирун – неверующие. По словам Дои, те, кто на-меривается толковать Священное Писание, должны обладать сле-дующими характеристиками:

 

• владеть глубоким и детальными знаниями арабского языка;

 

• иметь широкие познания в «урн аль-ма'ани», то есть риторике;


226 Глава 5

 

• быть хадисоведом, то есть владеть познаниями в области в

 

хадисов;

 

• использовать знания о хадисах для определения стихов, со скрытым смыслом (мубхам) и предоставления трактовок в краткой (муджмаль) форме;

 

• быть высококвалифицированным специалистом в «асбаб аль-нузуль», то есть иметь понимание о причинах ниспосла-ния некоторых аятов;

• быть специалистом в «насик» и «мансук» – знания об отмене

 

аята и замене его другим;

 

• иметь знания в области «усуль аль-фикх» – происхождение исламского права;

 

• быть специалистом в «усуль аль-таджвид» – правила чтения Корана;

• быть богобоязненным (таква).

 

 

Второй источник: хадисы

 

Слово «хадис» означает «история», «повествование» или «до-клад». Первоначальное значение слова – «быть новым» и «проис-ходящий, случающийся, сбывающийся», а затем оно распростра-нилось на рассказ или сообщение о том, что случилось. Следова-тельно, хадисы – это повествование или сообщение о чем-то, что произошло. Эти сообщения или высказывания передаются дру-гой стороне посредством слуха или откровения. Коран упоминает слово «хадис» в суре 18 «Пещера» стихе 6 и суре «Толпы» стихе 23. Хадисы также известны как традиции, поскольку они передава-лись от человека к человеку и из поколения в поколение. В кон-тексте Шариата, хадисы относятся к Сунне Пророка (да благосло-вит его Аллах и приветствует). Как источник шариатского права, хадисы используются для подтверждения, проверки, расширения, разработки, объяснения и дополнения аятов Корана.

 

Сунна буквально означает «путь», «правила», «способ действия»или «образ жизни» (Ali 1950). Коран также упоминает Сунну в значении «путь» или «правила». Термин «суннат аль-аввалин» используется в нескольких коранических аятах (8: 38; 15: 13; 18:


Законы и другие нормативные акты исламского банкинга

 

55 и 35: 43), где этот термин означает «способы или примеры от людей прошлого» и описывает пути, которыми Всевышний взаи-модействует с человечеством. Фазлур Рахман (1979) описал слово «сунна» как «проторенную тропу», где каждая часть этого пути считается Сунной – независимо от того в начале или в конце пути находится верующий. Существует три вида Сунн. Первый вид – «куль», то есть слова, сказанные Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), которые связаны с религиозными вопро-сами. Второй вид – «фигыль», который описывает действия или практику Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Третий вид – «такрир», который означает молчаливое одобрение Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) поступков или практики других людей. Если выполняемые поступки не были вслух запрещены Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), то такие действия считаются дозволенными.

 

Использование хадисов как второго по значимости источни-ка в Шариате находится в согласии с некоторым количеством аятов в Коране. В этих аятах Аллах повелевает верующим по-виноваться Ему и Его Посланнику. Ниже приведены примеры подобных аятов.

 

Всевышний в суре «Семейство Имрана» в аятах 31-32 гово-рит:

 

«Скажи: " Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах – Прощающий, Милосердный".

 

Скажи: " Повинуйтесь Аллаху и Посланнику". Если же они отвратятся, то ведь Аллах не любит неверующих».

 

(Коран 3: 31-32, перевод Э. Кулиева). В суре «Женщины» аяте 59 Аллах говорит:

«О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуй­ тесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас. Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по значению (или по вознаграждению)! ».

 

(Коран 4: 59, перевод Э.Кулиева).

 

В суре «Собрание» аят 7:


228 Глава 5

 

«...Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании».

 

(Коран 59: 7, перевод Э. Кулиева). После смерти Пророка (да благословит его Аллах и приветству-ет), необходимость понимания его высказываний и деяний стала причиной широкого использования хадисов мусульманской ум­ мой. Выделяют четыре периода, в рамках которых наблюдаласьданная тенденция. Первый период – период сподвижников (са­ хабат); второй период – время после сподвижников или периодпоследователей сподвижников; третий период – после последо-вателей сподвижников. Именно в этом третьем периоде начались исследования в области формирования сборников хадисов исхо-дя из конкретных групп. Среди сподвижников, которые способ-

 

ствовали развитию хадисов, были следующие (Doi, 1984):

 

(i) Сподвижники, которые передали более чем 1000 хадисов: Абу Хурайра Абдур Рахман (умер в 59 году Хиджры) – 5374 ха­ дисов, АбдАллах бин Аббас (умер в 68 году Хиджры) – 2660 ха­ дисов, Уммаль-Муминин (умер в 58 году Хиджры) – 2210 хади­ сов, АбдАллах бин 'Умар (умер в 78 году Хиджры) – 1560 хади­ сов, Анас бин Малик (умер в 93 году Хиджры) – 1286 хадисов Абу Саид Худри (умер в 74 году Хиджры) – 1170 хадисов.

 

(ii) Сподвижники, которые передали от 500 до 1000 хадисов: АбдАллах бин 'Умру бин аль-Ас (умер в 63 году Хиджры), Умар ибн аль-Хаттаб (умер в 23 году Хиджры), Али ибн Абу-Талиб (умер в 40 году Хиджры).

(iii) Сподвижники, которые передали от 100 до 500 хадисов: Абу Бакр (умер в 13 году Хиджры), Усман ибн Аффан(умер в 5936 году Хиджры), Умм Сальма (умерла в 59 году Хиджры). Абу Муса Аш'ари (умер в 52 году Хиджры), Абу Дар Гаффари (умер в 32 году Хиджры), Абу Айюб Ансари (умер в 51 году Хиджры), Убей бин Ка'аб (умер в 19 году Хиджры), Му'ад бин

 

Джебель (умер в 18 году Хиджры).

 

Второй период развития хадисов – период после сподвижни-ков, середина II века Хиджры. Среди последователей сподвижни-ков – таби'ин, которые внесли большой вклад в развитие хади­ сов, были Саид бин Мусайиб (умер в 105 году Хиджры), Урва бин


Законы и другие нормативные акты исламского банкинга

 

Зубайр (умер в 94 году Хиджры), Салимбин АбдАллах бин Умар (умер в 106 году Хиджры), Нафи Маула АбдАллах бин Умар (умер в 117 году Хиджры) и другие последователи, такие как Мухаммад бин Шитаб Зухари (умер в 124 году Хиджры), Абдал-Малика бин Джарих (умер в 150 году Хиджры), имам Аузай (умер в 157 году Хиджры), Ма'мар бин Рашид (умер в 153 году Хиджры), Суфьяналь-Саури (умер в 161 году Хиджры), Хаммад бин Салма (умер в 167 году Хиджры), Абдаллах бин Мубарак (умер в 181 году Хид­ жры) и Имам Малик бин Анас (умер в 179 году Хиджры).

 

Второй период начался в конце второго века Хиджры. В этот пе-риод были предприняты попытки сравнить хадисы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), переданные сподвижни-ками, с теми, которые пересказывались последователями спод-вижников. На тот период существовало два типа хадисовмуснад и джами (также известен как мусаннаф). «Муснад» происходит от слова «санад», что означает «опора, авторитет». Порядок изложе-ния хадисов на основе муснад производится в соответствии с име-нами первых сподвижников, которые передавали хадисы. Следо-вательно, хадис имеет два важных элемента – иснад, который озна-чает «связь» или «цепочку» авторитетных передатчиков вплоть до основного источника хадисов, и матн, который содержит смысл содержания хадисов. Наиболее авторитетным сборником хадисов, включившим в себя более 30 000 рассказов, является труд Имама Ахмада ибн Ханбаля (778-855 г.Г. или 162-241 г.Х.) «Муснад».

 

Изложение, основанное на джами («что-то, собранное вме-сте») или мусаннаф («реализуемое» или «исполняемое со-вместно») было исполнено позднее, чем метод муснад. Со-гласно данному методу сбор хадисов происходит исходя из тематики изложенных рассказов. Некоторые из наиболее важ-ных хадисов в этой группе – хадисы от Имама Мухаммада бин Исмаила аль-Бухари (умер в 256 г.Х./870 г.Г.), Имама Муслима ибн аль-Хаджадж аль-Курайши (умер в 261 г.Х./875 г.Г.), Има-ма Абу Дауд Ашат аль-Сиджистани (умер в 275 г.Х./889 г.Г.), Имама Абу Исмаила аль-Тирмизи (умер в 279 г.Х./893 г.Г.), Имама Мухаммеда бин Язид Ибн Маджа аль-Казвини (умер в 273 г.Х./886 г.Г.) и Имама Ахмад бин Шу'айб аль-Насаи (умер в 303 г.Х./916 г.Г.).


230 Глава 5

 

Третий период развития хадисов начался в начале V века Хид­ жры и продолжается по сей день. Большинство трудов третье-го периода являются комментариями к более ранним работам. Среди известных работ: «Мискат аль-Масабих» от Вали аль-Дин аль-Хатиб, «Рияд аль-Салихин» от Абу Закария Яхья бин Шарф аль-Навави (умер в 676 году Хиджры), «Мунтаки аль-Акбар» от Абул Баракат Абдус Салам ибн аль-Таимия (умер в 652 году Хид­ жры), «Булуг аль-Марам» от Хафиз Ибн Хаджар (умер в 752 Хид­ жры) и «Субуль аль-Салам» от Мухаммада бин Исмаил (умер в1182 Хиджры).

 

Для классификации хадисов по категориям или компоновки по отдельным группам ученые используют различные методы. Хадисы можно классифицировать исходя из: числа передатчи-ков, особенностей иснад – цепочка рассказчиков; источника хадисов; статуса хадисов – принятые или отклоненные; и, на-конец, особых характеристик цепочки передатчиков и смысла

 

(матн).

 

Первый метод классификации, основанный на количестве пе-редатчиков, может быть разбит на следующие виды:

хадисы мутаватир; Переданы многими рассказчиками, без расхождения в изло-жении.

 

хадисы машур; Переданы более чем двумя передатчиками. Не все хадисы

данного вида являются «сахих» – приемлемыми, истин-ными.

хадисы азиз; Переданы лишь одним рассказчиком, имеющим полное до-

верие в отношении сообщаемых хадисов, которые, впослед-ствии, были пересказаны двумя или более передатчиками.

хадисы гаиб;

 

Пришли от одного источника – из числа сподвижников или передатчиков более позднего периода.

хадисы фард;

 

Переданы лишь одним сказителем или рассказаны сказите-лями, находившимися на одной и тоже территории.

хадисы шадд;


Законы и другие нормативные акты исламского банкинга

 

Пришли только от одного передатчика, которому доверяли полностью, и изложенное им отличалось от ранее переска-занного.

 

хадисы ахад.

 

Хадис, переданный единственным сказителем.

 

В рамках второго метода классификации – иснад – для группи-ровки хадисов используется связь «муснад», где Пророк (да благо-словит его Аллах и приветствует) находится в начале цепи пере-датчиков хадисов. Такая подгруппа хадисов носящая также назва-ние «хадисы марфу», берет начало от сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), независимо от того, была ли цепочка передатчиков прервана, а передача хадисов макту на-чинается рассказчиками, жившими после периода сподвижников. Та подгруппа, которая включает в себя хадисы, цепочка передат-чиков которых начинается с самого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и не прерывается, называется «муттасил марфу». В случае если цепочка прерывается на сподвижниках, тотакая подгруппа называется «муттасил мавкуф»

 

«Мунфасил» означает «прерванный» или «отделенный», – это хадисы, имеющие разорванную цепочку передатчиков. ИмамШафии и Аль-Табрани для данного вида хадисов использова-ли термин «мункати». Если имена одного, двух или все имена передатчиков не упоминаются в цепочке рассказчиков, то такие хадисы называются «хадисы му'Аллах», что означает «приоста-новленный», «подвешенный». Хадисы мурсал – это хадисы, в которых рассказчик периода пост-сподвижников передает вы-сказывания Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), не упоминая при этом имени сподвижника. Хадисы му'аллал или ма'лул– это хадисы, которые являются слабыми или дефектнымис точки зрения их смысла и цепочки передатчиков.

 

Также различают принятые и отклоненные хадисы. Хадисы, попавшие в категории макбул, маруф или махфуз считаются при-нятыми. Макбул – это хадисы, которые отвечают всем требова-ниям и сгруппированы как сахих или хасан, то есть достоверные. Маруф – это хадисы, которые должны быть сверены с другими хадисами с аналогичным статусом, ввиду слабой достоверности. Хадисы махфуз по статусу стоят выше, чем хадисы шадд.


232 Глава 5

 

Отклоненные хадисы сгруппированы как мардуд, мункар, ма­ трук, матрух и мавду. Мардуд включает в себя хадисы со слабы-ми и неизвестными передатчиками, чье повествование отлича-ется от ранее переданных. Мункар – сообщаются только одним рассказчиком и отличаются от переданных ранее хадисов. Ма­ трук – передатчики такого вида хадисов считаются лжецами илизамечены в аморальных поступках. Хадисы матрух имеют такой же статус, как и хадисы матрук. Мавдухадисы, придуманы на-меренно и являются одним из опаснейших видов хадисов.

 

Группирование хадисов исходя из особых характеристик цепоч-ки передатчиков и смысла происходит довольно редко. В данную группу входят хадисы, передатчики которых при повествовании имели обыкновение добавлять свои собственные слова или по-лагаться на «честное слово». Не все хадисы, с точки зрения ша-риатского права, могут служить источниками при составлении исламских правовых норм. Основным источником исламского права являются хадисы категории сахих – достоверные, – кото-рые, как правило разделяются на семь следующих подвидов:

 

(i) хадисы, составленные имамом Бухари и имамом Муслимом;

 

(ii) хадисы, составленные только имамом Бухари;

 

(iii) хадисы, составленные только имамом Муслимом;

 

(iv) хадисы, не составленные имамом Бухари и имамом Муслим, но обладают условиями (шурут) обоих;

(v) хадисы, которые удовлетворяют условиям имама Бухари;

 

(vi) хадисы, которые обладают условиям имама Муслима;

 

(vii) хадисы, которые являются достоверными, надежными, и со-ставлены другими уважаемыми группами лиц.

Вторая группа хадисов, которая может быть использована в качестве источника исламского права – хасан.

 

Такие хадисы считаются слабыми, но учитываются при фор-мировании правовых норм. Последняя группа хадисовдагыйф («слабый») или саким («немощный») – включает в себя хадисы, на основании которых не могут быть выведены правовые нормы, но способные служить обоснованием хадисов хасан. Если хадисы упомянутой группы повествуют об истории, примерах хорошего поведения или увещевают, то их использование считается оправ-данным.


Законы и другие нормативные акты исламского банкинга

 

Помимо описанных выше хадисов, существует такой вид, как хадисы кудси (также встречаются названия «хадисы илахи» или«хадисы раббани») и хадисы набави. Хадисы набави извлекаются из Сунны Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Хадисы кудси содержат Откровение Всевышнего (вахи). Следуетотметить, что не все Откровения Всевышнего были переданы через ангела Гавриила (Джабраила), некоторые были получены Посланником (да благословит его Аллах и приветствует) посред-ством снов и вдохновения. Самое полное собрание хадисов куд­ си приводится в труде Мухаммада аль-Мадани (умер в 881 году

 

Хиджры) «Аль-Итхафат аль-Сания филь-Ахадис аль-Кудсия».

 

 

Третий источник: иджма

 

Иджма («консенсус») изначально – соглашение квалифици-рованных юристов-ученых какого-то отдельного поколения, ко-торое считается непогрешимым. Появление концепции иджма, как источника права, согласуется с одним из хадисов, в котором Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Моя община никогда не согласится с ошибкой».

 

Имам Шафии был первым человеком, который ввел иджма в качестве источника права, после Корана и хадисов. Он опроверг утверждение о том, что соглашение, достигнутое исламскими учеными в определенной местности, не может быть использо-вано всей мусульманской уммой. Вместо этого, Имам Шафии высказал мнение, что существует только одно соглашение, кото-рое достигнуто всей мусульманской уммой. Иджма такого рода должна соблюдаться, и она называется иджма общества. Фазлур Рахман (1979) рассматривал иджма как абсолютный авторитет не только для тех, кто разбирается в праве в настоящее время

 

и в будущем, но и в прошлом. Иджма также устанавливает, что именно считается Сунной Пророка (да благословит его Аллах

 

и приветствует) и какое толкование Корана является верным. Иджма­ среди мусульман – не такое соглашение, которое дости-гается легкими путями; оно должно быть достигнуто через идж­


234 Глава 5

 

тихад, или посредством приложения усилия. Иджтихад – этодобросовестное изучение и размышление над рассматриваемым вопросом. Желаемый консенсус обычно достигается тремя путя-ми. Во-первых, он может быть достигнут путем согласованности слов или высказывания мнения, во -вторых, путем согласован-ности действий и практики, а также выражается в единстве дей-ствий или практики, и в-третьих – выражается молчаливым со-гласием или невмешательством. Кроме того, существует общий консенсус, где все стороны согласны с принятым решением.

 

Муджтахиды (образованные ученые), которые участвуют впроцессе, должны быть людьми честными и принципиальными. Их рассудок не должен быть несправедлив (фасик) или ослеплен страстью (хава). В целом, существует три класса муджтахидов, которые разделяют эту ответственность. Во-первых, абсолют-ные муджтахиды – это те, которые имеют абсолютную власть и чья сфера влияния охватывает все право. Второй класс – муд­ жтахиды от конкретного мазхаба, являющиеся авторитетом водной из сфер специализированных богословских систем. По-следний – муджтахиды-эксперты в области нерешенных мазха­ бами вопросов и проблем.

 

 

Четвертый источник: кыяс

 

Заключительный источник шариатского права – это кыяс. Ак-туальное значение слова «кыяс» – «измеренное (чем-либо)» или «в сравнении с». Кыяс – это подход к решению трудных и запу-танных проблем, связанных с вопросами доктрины или рели-гиозной практики. Данный подход использует мудрость, путем поиска реалистичных причин и обоснований, а также сравнивая имеющуюся проблему с аналогичными проблемами, решения которых уже обозначены в Коране и хадисах, иными словами – суждение по аналогии.

 

Подход, использующий рассуждения или самостоятельную оценку в богословии, в правовых вопросах, играет важную роль в Исламе. Данному процессу Всевышний придает особое значе-ние, которое упоминается в суре «Женщины» аяте 83:


Законы и другие нормативные акты исламского банкинга

 

«Когда до них доходит известие о безопасности или опас­ ности, они разглашают его. Если бы они обратились с ним к Посланнику и обладающим влиянием среди них, то его от них узнали бы те, которые могут исследовать его. Если бы не милость и милосердие Аллаха к вам, то вы, за исключе­ нием немногих, последовали бы за сатаной».

 

(Коран 4: 83, перевод Э. Кулиева). Абу-л-Файд Сейид Мухаммад Муртад аль-Хусайни в своем труде «Тадж аль-Арус» («Венец невесты») заявил, что подлин-ное слово для «поиска знания» – «ястанбитун». Это слово про-исходит от слова «истанбат», которое, в свою очередь, произо-шло от слова «набат аль -би'ра», что означает «он копает хоро-шо, чтобы добыть воду». Следовательно, слово «истанбат» ис-пользуется среди муджтахидов в значении «искать и находить смысл» или «скрытый смысл через процесс иджтихада», что также относится к решению, принятому посредством исполь-зования кыяс, то есть через сопоставление (Ali, 1950). В суре «Корова» аяте 171 Всевышний сравнивает людей, не использу-ющих свои способности размышлять, с животными – глухими,

 

немыми и слепыми:

 

«Неверующие подобны скотине, на которую прикрики­ вает пастух, тогда как она не слышит ничего, кроме зова и крика. Они глухи, немы и слепы. Они ничего не разумеют».

 

(Коран 2: 171, перевод Э. Кулиева). В суре «Преграды» аяте 179 Всевышний говорит:

«Мы сотворили для Геенны много джиннов и людей. У них есть сердца, которые не разумеют, и глаза, которые не видят, и уши, которые не слышат. Они подобны скотине, но являются еще более заблудшими. Именно они являются беспечными невеждами».

 

(Коран 7: 179, перевод Э. Кулиева). В суре «Добыча» аят 22 продолжает:

«Воистину, наихудшими из живых существ перед Алла­ хом являются глухие и немые, которые не способны по­ нимать».

 

(Коран 8: 22, перевод Э. Кулиева).


236 Глава 5

 

Глухие и немые, упомянутые в аяте – те, кто отказывает-ся слушать, понимать истину о Боге. В суре «Различение» аяте 44 Всевышний говорит:

 

«Или ты полагаешь, что большинство их способны слы­ шать или разуметь? Они – всего лишь подобие скотов, но они еще больше сбились пути».

 

(Коран 25: 44, перевод Э. Кулиева). Аллах в Коране осуждает кичливых и глухих к доводам, от-зываясь по-доброму о тех, кто выполняет иджтихад, используя

 

свою мудрость:

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 648; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.151 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь