Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Понятие процента, ростовщичества и риба



 

Согласно Kamus Dwibahasa, 1985 (двуязычный малазийский словарь) процент – это деньги, которые необходимо заплатить за пользование деньгами. Это сумма, указанная в процентном выражении к сумме займа или кредита, которая добавляется к основному долгу. Оксфордский словарь (1989, стр. 1099) дает следующее определение проценту:

 

«Деньги, выплачиваемые должником за пользование креди­ том или отсрочку долга в соответствии с фиксированной ставкой (размер процентов)».

 

Этот же словарь (стр. 365) дает два определения для понятия «ростовщичество», первое из которых:

«Факт или практика предоставления денежных ссуд под проценты. Или последующая практика взимания, получе­ ния или соглашение получать чрезвычайно высокий и неза­ конный процент с денег или кредита».

 

Второе определение:

 

«Вознаграждение или проценты за предоставление или по­ лучение в долг денег (или товаров); прибыль образуется за счет ссужаемых денег».

 

Ни тот ни другой словарь не дают определение понятию «про-цент», которое бы соответствовало его более раннему значе-нию.

 

Слово процент на английском «interest» («интерест»), которое происходит от латинского слова «interesse» («интерессе»), озна-чает «возмещение ущерба» (Barnhart Dictionary of Etymology, 1988). Как полагает Томас Дивайн (1959), «процент» в римском праве или «id quod interest» на латыни, означает возмещение убытков или потерь, понесенные кредитором в результате от-каза должника урегулировать кредит согласно срокам, уста-новленным в договоре. Джон Нунан (1957) утверждал, что латинское слово «intero» обозначает то, что потеряно. В этом случае проценты не имеют отношения к прибыли, а являются


Ссудный процент, ростовщичество и риба

 

компенсацией кредитору, которая выплачивается по причине убытка, возникшего в результате кредитования.

Иными словами, процент «interest», в более полном кон-тексте, действительно означает убытки или потери, включая возможную потерю прибыли кредитором через предостав-ленный долг (� � � � � � Homer, � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � 1977).Такоеопределениепроцента對 � � � � � 對 ис-пользуется до средневекового периода (Divine, 1959).

 

Слово «ростовщичество» происходит от латинского слова «usura» (Barnhart Dictionary of Etymology, 1988). В греческомязыке, ростовщичество обозначалось словом «tokos», что означает «производить», «приносить урожай». Таким обра-зом, в контексте кредита ростовщичеством является цена, уплачиваемая за пользование кредитом. В более широком по-нимании ростовщичество охватывает все сборы или выпла-ты, установленные в результате заимствования денег или то-варов, в том числе то, что на латинском называют «mutuum». «Mutuum» – термин, обозначающий заем на вещи, которые предназначены для немедленного потребления, включающий

 

в себя переход имущества и права владения им от кредитора заемщику. «Mutuum» может быть в форме продуктов или де-нег, которые пойдут на покупку продуктов питания, а также кредит на покупку дома или оборудования.

 

Ввиду того, что большинство кредитов оформляется в де-нежной форме, следовательно, ростовщичество – это плата за пользование деньгами, что является запретным действием

 

в христианской религии. Несмотря на это, лишь небольшое число христианских священников давали разъяснения по по-воду ростовщичества. Святой Амвросий (339-397), один из ранних христианских священников, ростовщичеством счи-тал любой платеж, который превысил сумму основного зай-ма, и займами могли быть деньги, продукты питания, одежда, оборудование и другие предметы. Блаженный Августин (354-430), современник Св. Амвросия, сказал:

«Ростовщик – это тот, кто рассчитывает получить больше, чем он дал, будь то деньги, или кукуруза, или вино, или нефть, или что-либо другое».


 

(Divine, 1959, стр. 30).


160 Глава 4

 

Блаженный Августин определил ростовщичество как сум-му, полученную кредитором сверх выданной суммы займа, и эта дополнительная сумма может быть в виде денег, зерна, вина, масла и т.д. Первое определение ростовщичества в сред-невековье было дано в Нимвегенском капитулярии Карла Ве-ликого, изданным в 806 году и завизированным Папой Львом III Великим, в котором ростовщичество есть то:

 

«...где больше просится, чем дается».

 

(Noonan, 1957, стр. 15). Другими словами, элемент ростовщичества присутствует тогда, когда заимодавец просит больше того, что он предоста-вил ранее. Пятый Латеранский Собор в 1515 году дал следующее

 

определение ростовщичеству:

 

«Под именем ростовщичества следует понимать тот случай, когда заимодавец желает извлечь барыш из поль­ зования такою вещью, которая сама по себе не приносит плода (в противоположность таким вещам, как стадо, поле), не неся притом ни труда, ни расходов и не подвер­ гаясь риску».

 

(Divine, 1959, стр. 64). По мнению христианского реформатора кардинала Хуана де

 

Луго (1593-1623):

 

«Ростовщичество – это выгода, которая возникает не­ медленно как обязательство по займу mutuum…Выгода, возникающая при покупке или продаже, а не при mutuum, но все же являющаяся несправедливой, ростовщичеством не является; как не является ростовщичеством и плата, уплачиваемая по доброй воле, в знак благодарности или дружбы, а не как обязательство по кредиту».

 

(Dempsey, 1948, стр. 164-165). Согласно определению, представленному Пятым Латеран-ским Собором, ростовщичество это прибыль, которую кре-дитор ожидает получить за предоставление кредита, предмет которого сам по себе не производит ничего, а кредитор, в свою очередь, не прилагает никаких усилий, не несет затра-ты, и не сталкивается с рисками потерь. Между тем Хуан де Луго считал, что ростовщичество выходит из процесса заим-


Ссудный процент, ростовщичество и риба

 

ствования, а не возникает при купли-продаже. Возрождение торговли и коммерции в XII веке усилила практику заимство-вания или практику предоставления кредитов. В результате чего христианские ученые и богословы начали строить свои дискуссии о процентах на научных методах. Этот период бо-лее известен как эпоха схоластики (который охватил период с XII по XVI века).

 

Эта средневековая философия стала основой для обсужде-ний, которые велись между реформаторами в XVI и XVIII ве-ков, признавшими право кредитора на получение дохода от выданного денежного займа. Такой доход не рассматривал-ся как ростовщичество, а лишь как чрезвычайный процент по кредиту. В 1836 году Святая палата инквизиции выпустила публичный указ, в котором разъясняла понятие «процент» и позволила своим последователям его взимание. Процент – это цена за денежный заем, которая рассматривается в качестве премии, исходя из будущей стоимости текущих денег (Divine, 1959). С этого момента под «ростовщичеством» понимается чрезмерная процентная ставка, а под «процентом» – установ-ленная законом процентная ставка.

 

Бем-Баверк (1851-1914) знаменитый австрийский эко-номист и государственный деятель, описал происхожде-ние термина «процент» в своей книге «Капитал и процент». Бем-Баверк верил, что фактор времени оказывает влияние на стоимость денег и товаров, то есть ценность сегодняшних де-нег выше, чем ценность той же суммы, получаемой в будущем. С другой стороны, общество предпочитает текущее потребле-ние будущему. Однако есть те, кто готов подождать или от-ложить потребление и ввести товар в использование на более поздних сроках. Такая готовность отложить потребление или отказ от текущих благ требует вознаграждения, что и будет яв-ляться меновой стоимостью. У Бем-Баверка процент выступает как награда за ожидание, и показатель чистой производитель-ности капитала (Bohm-Bawerk, 1959). Ирвинг Фишер (1954) в своей книге «Теория процентов» дает определение проценту, как «доля премии, уплаченной за деньги на определенную дату в денежной форме, которая должна быть выплачена в течение


162 Глава 4

 

следующего года или в какую-либо последующую дату». Между тем, Джон Кейнс (1939) в своей книге «Общая теория занято­ сти, процента и денег» определяет процентную ставку в каче-стве награды «за готовность расстаться с деньгами или отказа от обладания ликвидностью». Процентная ставка зависит от ожиданий, связанных с будущей прибылью.

«Риба» является арабским словом, которое буквально озна-чает «увеличение» (аль зияда), «рост» (аль нумув) и «стать вы-соким» (аль улув) (Ahmad, 1992). Ибн Манзур (1233-1311 г.Г. или 630-711 г.Х.) в своей книге «Лисан аль-Араб» («Язык арабов») отмечает, что «корень этого слова – увеличение; денежная риба там, где происходит увеличение» (Homoud, 1985). По мнению некоторых улемов (мусульманских ученых) таких как Хатиб аш-Ширбини и Ар-Рамли аш-Шафии – Шафиитская правовая школа, и Ибн Абидин – Ханафитская школа – «увеличение» числа или суммы считается риба. Между тем, ханбалиты поста-новили, что риба связана с увеличением только на конкретные товары. (Al-Zuhayli, 2003).

 

Историк и богослов Ат-Табари (839-923 г.Г. или 224/225– 310 г.Х.) высказал мнение, что слово риба связано со словом «рабиа» то есть «холм», так как холм – это возвышенность надостальной частью окружающей его земли. Термин «риба» мо-жет использоваться в двух различных контекстах. Во-первых, это может означать увеличение самого предмета, а во-вторых, может быть увеличением в результате сравнения или разницы между двумя элементами (Homoud, 1985).

 

В доисламском периоде арабы также использовали этот тер-мин. Риба для них было тем, чем они торговали, увеличивая деньги в обмен на продление сроков погашения либо с момента наступления срока платежа, либо со дня фактической задол-женности (Homoud, 1985). Таким образом, во многих случаях современные мусульманские ученые связывают термин «риба» с кредитом, займом, и используют доисламское значение в сво-их уточнениях данного термина.

 

Мохсин Хан и Аббас Мирахор (1987) определили риба, как «дополнительная сумма к сумме основного кредита, исходя из срока, на который был взят кредит или срока, на который от-


Ссудный процент, ростовщичество и риба

 

кладывается оплата». Наибил Салех (1986) в своем коммента-рии по поводу риба сказал:

«Риба, исходя из шариатского контекста, может быть определена, как незаконный доход, полученный из количе­ ственной разницы компенсации, имеющей место в сдел­ ках, которые предполагают обмен двух или более вещей, принадлежащих одному и тому же виду и регулируемых одной и той же действующей причиной. Отсроченное за­ вершение обмена такого рода вещами или вещами, при­ надлежащих к разным видам, но регулируемые одной и той же действующей причиной, тоже считаются рибой; или если отсутствие отсрочки сопровождается увеличе­ нием одной из компенсаций».

 

(Saleh, 1986, стр. 13).

 

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 599; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь