Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Логические основы аргументации



1. Укажите тезис и аргументы (если тезис явно не выражен, сфор­мулируйте его); определите форму обоснования тезиса, запишите связь аргументов и тезиса символически.

 

Пример

Записываем задачу (допускается сокращение слов), находим те­зис и аргументы, обозначаем их соответствующими символами.

«Из всех падений человека в дальнем и недавнем прошлом, дег­радация римлян не имела себе равных... Потакая самым низменным инстинктам, правители Рима превратили своих граждан в невежест­венную садистическую толпу, ненасытную в требовании «хлеба и зрелищ».

Еще в дохристианский период римляне начали практиковать в церквях, как специально построенных для этой цели, так и перест­роенных греческих театрах, зрелища кровавых сражений людей с ди­кими зверями или между собой. Обычай этот, возрастая до чудовищ­ных избиений, продолжался более 500 лет, до эдикта императора Константина, запретившего игры с убийством людей (а1).

Помпей отпраздновал свою победу, устроив венацию, или «охо­ту», в цирке. За 5 дней игрищ было убито 600 львов и тысяча че­тыреста людей (а2).

Император Тит, строитель огромного цирка в Риме – Колизея, истребил девять тысяч зверей и двенадцать тысяч людей (а3).

Император Троян погубил 24 тысяч человек и 11 тысяч зверей. Слоны, бегемоты, львы, леопарды, медведи, гиены, крокодилы, тиг­ры, кабаны – все гибло на потеху осатанелых толп. Тысячи нагих женщин, совсем юных девушек и детей были растерзаны на арене хищниками (а4).

Император Гордиан устроил празднование с тысячей медведей, а в день тысячелетия Рима две тысячи гладиаторов погибло на арене (а5). Подобные представления, конечно, были не в одном Риме, а во всех больших городах....

Такова была величественная цивилизация, оставившая гордые надписи «Глория Романорум» («Слава римлян»), которую народы Европы на протяжении многих веков считали недосягаемым образцом».

Ефремов И. «Час быка»

Решение

1. Определяем тезис, так как он явно не выражен: «Духовная и моральная деградация древнеримской цивилизации не имела себе равных» (Т).

2. Определяем форму обоснования тезиса: обоснование принимает форму индуктивного умозаключения.

3. Записываем связь аргументов и тезиса с помощью символов:

а1 обладает P

а2 обладает P

а3 обладает P

а4 обладает P

а5 обладает P

а1, а2, а3, а4, а5 составляют класс К

Каждый элемент К обладает P.

4. Определяем вид индуктивного умозаключения: обобщение на основе полной индукции.

Тезис достоверен.

 

1.1. «У нас нет совсем мечты своей Родины. На голом месте вы­росла космополитическая мечтательность. У греков она есть. Была у римлян. У евреев есть. У французов - «chere France». У англи­чан – «старая Англия». У немцев – «наш старый Фриц». Только у прошедшего русскую гимназию и университет – «проклятая Россия». У нас слово «отечество» узнается одновременно со словом прокля­тие. И все «жалят» Россию. Как бы и куда ей запустить яда. Ди­виться ли, что она взбесилась. Жалит ее немец. Жалит ее еврей. Жалит армянин, литовец. Разворачивая челюсти, лезет с насмешкой

хохол. И в середине всех, распоясавшись, «сам русский» ступил сапожищем на лицо бабушки-России».

Розанов В. «Уединенное»

1.2. «Вам не кажется, что эту планету (Торманс - прим.) уже невозможно поднять из инферно? Что болезнь зашла слишком далеко, отравив людей испорченной наследственностью - дисгенетикой? Что люди Торманса уже не способны верить ни во что и заботятся лишь об элементарных удовольствиях, ради которых они готовы на все? Если на планете бродят одичалые толпы, если пустыни наступают, съедая плодородные почвы, если израсходованы минеральные богатс­тва, если деградация во всем и особенно в душах людей, то чем, какой силой они поднимутся? ».

Ефремов И. «Час быка»

1.3. «Опрокинуть один кумир для того, чтобы тотчас же возд­вигнуть другой и начать ему поклоняться с прежним изуверством, не значит освободиться от идолопоклонства и окончательно понять смысл происшедшего его изобличения. Пусть социализм как универ­сальная система общественной жизни изобличен в своей ложности, но история показывает, что частная собственность также калечит жизнь и несет зло и страдания».

Франк С. «Крушение Кумиров»

1.4. «Как всегда, народ надеялся на большие перемены в своей судьбе..., испокон веков надеясь на лучшее и не понимая, что ход истории медлителен и тяжек. Ничего для этих ныне живущих людей измениться к лучшему не могло. Только военные беды, погромы, по­жары и наводнения вторгались в неизменно бесцветное существова­ние людских толп с ошеломляющей внезапностью. Опыт истории су­ществовал только для мудрецов».

Ефремов И. «Таис Афинская»

1.5. «В плохо устроенном обществе человек должен развивать в себе крепкую, бесстрашную психику, служащую самозащитой, или, что бывает гораздо чаще, надеяться на внешнюю опору – Бога. Если нет бога, то возникает вера в сверхлюдей, с той же потребностью преклонения перед солнцеподобными вождями, всемогущими государя­ми. Те, кто играл эту роль, обычно темные политиканы, могли дать человечеству только фашизм и ничего более».

Ефремов И. «Час быка»

1.6. «Вся история русской интеллигенции подготовляла комму­низм. В коммунизм вошли знакомые черты: жажда социальной спра­ведливости и равенства, признание классов трудящихся высшим че­ловеческим типом, отвращение к капитализму и буржуазии, стремле­ние к целостному миросозерцанию и целостному отношению к жизни, сектанская нетерпимость, подозрительное и враждебное отношение к культурной элите, исключительная посюсторонность, отрицание духа и духовных ценностей, придание марксизму почти теологического характера. Все эти черты были свойственны русской революционной и даже просто радикальной интеллигенции».

Бердяев Н. «Истоки и смысл русского коммунизма»

1.7. «Марксизм ставит проблему общества, но не ставит пробле­му человека, для него человек есть функция общества, техническая функция экономики... Если человека рассматривают исключительно как кирпич для строительства общества, если он лишь средство для экономического процесса, то приходится говорить не столько о яв­лении нового человека, сколько об исчезновении человека...».

Бердяев Н. «Истоки и смысл русского коммунизма»

1.8. «Коммунисты не могут победить ненависть, и в этом их главная слабость... Человек, охваченный аффектом ненависти, не может быть об-

 

ращен к будущему, к новой жизни. Только любовь обращает человека к будущему».

Бердяев Н. «Истоки и смысл русского коммунизма»

1.9. «Неизвестно, какой металл будет признаваем наиболее дра­гоценным. Но истинность труда духовно-творческого во всей исто­рии человечества оставалась сокровищем незыблемым и всемирным. Целые страны живут этими сокровищами. Всякие перевороты, в конце концов, лишь подтверждают эти ценности...

Неотложно нужно, чтобы среди мировых смущений и смятений воз­никали твердыни, маяки Культуры. Если кто-то подумает, что Школ и всяких Просветительских Учреждений уже достаточно – он ошиба­ется... Издавна сказано, что в основе всякого ужаса и разрушения лежит невежество. Потому что ближайший долг человечества есть внесение усиленного Просвещения. Мир через Культуру».

Рерих Н. «О вечном...»

1.10. Согласно Ф.Ницше, культура должна быть аристократичес­кой: «А вот чего гимназии и университеты в Германии действитель­но достигли, так это грубого натаскивания, цель которого - мак­симально ускоренная подготовка несметного множества молодых лю­дей для государственной службы.

Чем обусловлен упадок немецкой культуры? Тем, что образование уже не привилегия избранных.

Наши битком набитые гимназии, наши сверх всякой меры перенагруженные, отупевшие от уроков учителя - это просто скандал».

Ницше Ф.

 

2. Определите логическую структуру аргументации и форму (индук­ция, дедукция, аналогия) логического вывода.

Примечание: Упр.2 выполняется аналогично упр.1. Необходимо связь аргументов и тезиса записать символически, аргументировать логи­ческий вывод, проверить, основываясь на правила и законы логики, тезис.

 

2.1. ««Вот ваше письмо, » - начала она (Авдотья Романовна – прим. С.М.), положив его на стол. – «Вы намекаете на преступление, совершенное будто бы братом... Вы обещали доказать: говорите же?...» - «Что же касается до вашего брата, то что же я вам ска­жу? Вы сейчас видели его сами. Каков? – Не на этом же одном вы основываетесь? » - «Нет, не на этом, а на его собственных словах. Вот сюда два вечера сряду он приходил к Софье Семеновне. Я вам показывал, где они сидели. Он сообщил ей полную свою исповедь. Он убийца. Он убил старуху чиновницу, процентщицу, у которой и сам закладывал вещи: убил тоже сестру ее, торговку, по имени Ли­завета, нечаянно вошедшую во время убийства сестры. Убил их то­пором, который принес с собой. Он их убил, чтобы ограбить, и ог­рабил; взял деньги и кой-какие вещи... Он сам все это передавал слово в слово Софье Семеновне...».

Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание»

2.2. В речи по делу Мироновича Н.П.Карабчевский доказывает причастность Семеновой к преступлению, опираясь на данные меди­цинской экспертизы: «В своем... блестящем и вместе с тем строго научном заключении профессор Белинский... доказал нам, что этот аномальный психопатический склад подсудимой нисколько не исклю­чает (если, наоборот, не способствует) возможности самого тяже­лого преступления, особливо если подобной натурой руководит дру­гая, более сильная воля...

К мнению профессора Белинского... присоединился другой экс­перт, психиатр-практик Чечот, остановившись на... строго научном выводе: «Душевное состояние психопатизма не исключает для лица, одержимого таким состоянием, возможности совершения самого тяж­кого преступления. Такой человек, при известных условиях, спосо­бен совершить всякое преступление, без малейшего угрызения со­вести. Ради удачи того, что создала его болезненная фантазия, он способен идти на погибель».

Психопат – тип, лишь недавно установленный в медицинской нау­ке. Это субъект безусловно ненормальный и притом, как доказано, неизлечимый....Таким психопатическим субъектом эксперты-психи­атры считают Семенову».

«Речи известных русских юрис­тов»

2.3. Выступая по делу Сапогова, известный русский адвокат М.Г.Казаринов заявил: «В каждом преступлении, совершенном нор­мальным человеком, мы можем различать: во-первых, достаточный мотив, во-вторых, внутреннюю борьбу человека, замыслившего прес­тупление, со всем запасом его моральных сил; затем всегда налицо чувство самосохранения, рекомендующее человеку совершить прес­тупление наиболее безопасным для себя, обыкновенно тайным спосо­бом. И наконец, можем различать со стороны преступника некоторую расчетливость, так сказать, экономию зла. Всякому человеку свойствен ужас перед злом и никто не станет совершать зло излиш­не, а ограничится злом необходимым.

В настоящем деле я не вижу мотива для убийства, не могу уло­вить ни малейших признаков внутренней борьбы, ни тени чувства самосохранения.

По моему убеждению, Сапогов - субъект, затронутый душевным недугом, и стоит на грани между преступлениями по страсти и преступлениями психически ненормальными».

«Речи известных русских юрис­тов»

2.4. «Во время составления протокола осмотра трупа приехал Путилин. Следователь сообщил ему о затруднении найти обвиняемо­го. Он стал тихонько ходить по комнате, посматривая туда и сюда, а затем, задумавшись, стал у окна, слегка барабаня пальцами по стеклу. «Я пошлю, - сказал он мне затем вполголоса, - агентов... по пригородным железным дорогам. Убийца, вероятно, кутит где-ни­будь в трактире, около станции». – «Но как же они узнают убий­цу? » - спросил я. «Он ранен в кисть правой руки», - убежденно сказал Путилин. – «Это почему? » - «Видите этот подсвечник? На нем много крови убитого, да и натекла она после убийства. Ведь нельзя предположить, чтобы напавший резал старика со свечой в руках: его руки были заняты – в одной был нож, а другою как вид­но, он хватал старика за бороду». – «Ну, хорошо. Но почему же он ранен в правую руку? » - «А вот почему. Пожалуйте сюда к комоду. Видите: убийца тщательно перерыл все белье, отыскивая между ним спрятанные деньги. Вот, например, дюжина полотенец. Он внима­тельно переворачивал каждое, как перелистывают страницы книги, и видите на каждом свернутом полотенце снизу - пятно крови. Это правая рука, а не левая: при перевертывании левой рукой пятна были бы сверху...» Поздно вечером, в тот же день, мне дали знать, что убийца арестован в трактире на станции Любань. Он оказался раненым в ладонь правой руки и расплачивался золотом».

Кони А. «Избранное»

2.5. В рассказе А.Конан-Дойля «Тайна Боскомской долины» Джеймс Маккарти обвиняется в преднамеренном убийстве своего отца по следующим основаниям: «...оба свидетеля показали, что мистер Маккарти шел один. Лесник добавил, что вскоре после встречи с мистером Маккарти он увидел его сына - Джеймса Маккарти. Молодой человек шел с ружьем. Лесник утверждал, что он следовал за отцом по той же дороге...

Обоих Маккарти заметили еще раз после того, как лесник... по­терял их из виду... Дочь привратника Боскомского имения, Пэшенс Морзан, девочка лет четырнадцати, собирала в соседнем лесу цве­ты. Она заявила, что видела у самого озера мистера Маккарти и его сына. Было похоже, что они сильно ссорятся. Она слышала, как старший Маккарти грубо кричал на сына, и видела, как последний замахнулся на своего отца, будто хотел ударить его. Она была так напугана этой ужасной сценой, что стремглав бросилась домой и рассказала матери, что в лесу у омута отец и сын Маккарти затея­ли ссору и что она боится, как бы дело не дошло до драки. Едва она сказала это, как молодой Маккарти вбежал в сторожку и сооб­щил, что он нашел в лесу своего отца мертвым, и позвал приврат­ника на помощь. Он был сильно возбужден, без ружья, без шляпы; на правой руке его и на рукаве были видны свежие пятна крови. Следуя за ним, привратник подошел к мертвецу... Череп покойного был размозжен ударами какого-то тяжелого тупого оружия. Такие раны можно нанести прикладом ружья, принадлежавшего сыну, кото­рое валялось в траве в нескольких шагах от убитого. Под тяжестью этих улик молодой человек был сразу же арестован... следствие вынесло предварительный приговор: «преднамеренное убийство»...».

Конан-Дойль А. «Записки о Шер­локе Холмсе»


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 660; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь